Подходы к раскрытию темы в учебной литературе
То, что понятие «информация» является центральным в курсе информатики, кажется очевидным уже хотя бы потому, что с этим термином связано название предмета. Однако если проанализировать существующие учебники и учебные пособия, то возникает вывод, что далеко не в каждом из них это обстоятельство находит отражение. Тому есть две причины.
Первая заключается в том, что в авторских концепциях ряда учебников на первое место ставится отнюдь не информация. В большей степени это относится к учебникам первого [20] и второго [16, 21, 22] поколения. В них главными понятиями и объектами изучения выступают «алгоритм» и «компьютер». Информация упоминается лишь вскользь и в основном определяется на интуитивном уровне.
Вторая причина — в объективной сложности самого понятия «информация». Это понятие относится к числу фундаментальных в науке, носит философский характер и является предметом постоянных научных дискуссий.
методические проблемы определения информации
Подходы к раскрытию темы в учебной литературе
То, что понятие «информация» является центральным в курсе информатики, кажется
очевидным уже хотя бы потому, что с этим термином связано название предмета. Однако
если проанализировать существующие учебники и учебные пособия, то возникает вывод,
что далеко не в каждом из них это обстоятельство находит отражение. Тому есть две
причины.
Первая заключается в том, что в авторских концепциях ряда учебников на первое место
ставится отнюдь не информация. В большей степени это относится к учебникам первого
[20] и второго [16, 21, 22] поколения. В них главными понятиями и объектами изучения
выступают «алгоритм» и «компьютер». Информация упоминается лишь вскользь и в
основном определяется на интуитивном уровне.
Вторая причина — в объективной сложности самого понятия «информация». Это понятие
относится к числу фундаментальных в науке, носит философский характер и является
предметом постоянных научных дискуссий.
Развивающаяся в последнее время тенденция к фундаментализации содержания школьной
информатики требует не декларативно, а фактически поставить в центре предмета понятие
«информация». Но в таком случае не обойти разговор о том, что такое информация.
Становится необходимым обсуждение на уроках сложной проблемы определения
информации, однако в школе это можно делать только языком, доступным для детей.
Проанализируем варианты определения информации, данные в различных учебниках и
пособиях по школьной информатике.
В учебнике А. П. Ершова и др. [20] такого определения нет вообще. Видимо, авторы
полагали, что смысл понятия «информация» очевиден для школьников, и обсуждать его не
требуется. В первых строчках учебника информация упоминается в следующих
утверждениях: «Информатика исследует законы и методы переработки и накопления
информации... Ее развитие связано с появлением электронновычислительных машин,
мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации». Все
содержание учебника, за исключением вводного раздела, посвящено разбору вопросов: что
такое ЭВМ и что такое алгоритм.В учебнике второго поколения А. Г. Кушниренко и др. [16] в разделе 1.6 «Информация —
первичное, неопределяемое понятие информатики» написано следующее: «Так что же
такое «информация?» Увы! — этот термин в информатике является первичным,
неопределяемым. Отсутствие самого определения, однако, не мешает нам измерять объем
информации и обрабатывать ее, подобно тому, как отсутствие строгого определения
прямой и точки в планиметрии не мешает нам рисовать треугольники, доказывать теоремы
и решать задачи».
По поводу аналогии с понятием «точка» заметим следующее: безусловно, общность между
понятиями «точка» и «информация» состоит в их первичном характере для
соответствующих предметных областей. Однако считать, что понятие «информация» для
человека столь же ясно, как и понятие «точка», вряд ли можно. Спросите ученика: «Что
такое точка?» Объяснить словами он ничего не сможет, но возьмет карандаш, поставит
точку на бумаге и скажет: «Вот это — точка». И он будет прав! Тому же ученику задайте
вопрос: «Что такое информация?» Вряд ли, даже с помощью примеров, он сможет так
точно и полно отразить свое представление об информации, как при ответе на вопрос о
точке.
В учебнике А. Г. Гейна и др. [21] понятие «информация» встречается первый раз в первой
главе в таком контексте: «Информация — постоянный спутник человека. Это те сведения,
которые помогают ориентироваться нам в окружающем мире». Далее понятие
«информация» лишь используется, и к определению этого понятия авторы возвращаются в
предпоследней главе. «В интуитивном, житейском смысле под информацией понимают
сведения, знания и т.п., которые коголибо интересуют. И чем интереснее сообщаемые
сведения, тем больше информации (с житейской точки зрения) в них содержится».
Немного дальше дается другое определение информации с технической позиции: «когда
речь идет об автоматической передаче информации, ее хранении и переработке,
информация — это произвольная последовательность символов, т. е. любое слово; каждый
новый символ увеличивает количество информации». Замечательным здесь является то,
что авторы отражают два подхода к определению информации: с «житейской точки
зрения» и с позиции информационной техники.
В третьем учебнике этого же поколения В. А. Каймина и др. [22] в первой главе написано:
«Информация в наиболее общем определении — это отражение предметного мира с
помощью знаков и сигналов». Очевидно, это определение претендует на универсальность с
любых точек зрения.
Для истории литературы по школьной информатике значительным событием стал выход в
1994 г. книги «Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих» [12]. В нейвпервые в истинносовременном духе отражено все разнообразие предметной области
информатики, ее научное содержание. В статье «Информация» дано следующее
определение: «Информация — это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также
сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти». В этом определении также
делается попытка объединить «человеческую» и «техническую» позиции по отношению к
информации. Однако в нем просматривается тавтология: в чем разница между
содержанием, а также содержащимися сведениями? Вряд ли это можно объяснить ученику
(да и понять учителю).
Наконец заглянем в учебники третьего поколения. В учебнике А. Г. Гейна и др. [5] на
протяжении четырех глав (из шести) вообще обходятся без какоголибо определения
информации. В 5й главе практически повторяется определение из книги [21]: «В
интуитивном житейском смысле под информацией понимают сведения, знания и т. п.,
которые коголибо интересуют. И чем интереснее сообщаемые сведения, тем больше
информации (с точки зрения человека, воспринимающего эту информацию) в них
содержится». Сомнительным здесь является тезис об «интересности» сообщения, чем
субъективизм определения еще более усиливается. «Интересность» может зависеть не
только от понятности или новизны переданных сведений для принимающего субъекта, но и
от его настроения, состояния здоровья в данный момент и пр.
Все эти нестрогости и неточности в определении информации объясняются как мнением
авторов (может быть даже неосознанным) о несущественности такого определения для
своего курса, так и объективной сложностью поиска корректного определения с научной
точки зрения.
Если в центр содержания курса информатики ставить информацию (а не алгоритм, ЭВМ и
пр.), если рассматривать это понятие как системообразующее для всего предмета, то
обойти на уроках вопрос об определении информации нельзя. Бесспорно то, что нельзя
дать единого, универсального определения информации. Но в науке и в практике известны
различные подходы к информации, и в рамках каждого из них дается определение этого
понятия (см., например, посвященные этому вопросу статьи в журнале «Информатика и
образование» С. А. Бешенкова и др. [2]). Ученики должны знать, что в зависимости от
контекста, в котором используется термин «информация», он может нести разный смысл.
В учебнике И. Г. Семакина и др. [26] раскрываются два подхода к понятию информации.
Первый можно назвать субъективным подходом, при котором информация
рассматривается с точки зрения ее роли в жизни и деятельности человека. С этой позиции
информация — это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из
окружающего мира.Второй подход можно назвать кибернетическим, поскольку развитие он получил в
кибернетике. Именно этот подход позволяет создавать машины, работающие с
информацией. С этой точки зрения информация — это содержание последовательностей
символов (сигналов) из некоторого алфавита. В таком случае все виды информационных
процессов (хранение, передача, обработка) сводятся к действиям над символами, что и
происходит в технических информационных системах.
Методические рекомендации по изучению темы
Изучаемые вопросы:
ª Чем является информация для человека.
ª Декларативные и процедурные знания (информация).
ª Кибернетический подход к информации.
ª Роль органов чувств человека в процессе восприятия им информации.
Субъективный подход. При раскрытии понятия «информация», с точки зрения
субъективного (бытового, человеческого) подхода, следует отталкиваться от интуитивных
представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме
Диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить. Не следует
сразу требовать от них определения информации, но подвести их к этому определению с
помощью понятных вопросов вполне возможно. Вопросы, например, можно задавать в
следующем порядке.
— Расскажите, откуда вы получаете информацию?
Наверняка услышите в ответ:
— Из книг, из радио и телепередач.
Дальше попросите учеников привести примеры какойнибудь информации, которую они
получили сегодня. Например, ктонибудь ответит:
— Утром по радио я слышал прогноз погоды.
Ухватившись за такой ответ, учитель подводит учеников к окончательному выводу:
— Значит, вначале ты не знал, какая будет погода, а после прослушивания радио стал
знать! Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания!Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для
человека — это знания, которые он получает из различных источников. Далее на
многочисленных известных детям примерах следует закрепить это определение.
Приняв определение информации как знания людей, неизбежно приходишь к выводу, что
информация — это содержимое нашей памяти, ибо человеческая память и есть средство
хранения знаний. Разумно назвать такую информацию внутренней, оперативной
информацией, которой обладает человек. Однако люди хранят информацию не только в
собственной памяти, но и в записях на бумаге, на магнитных носителях и пр. Такую
информацию можно назвать внешней (по отношению к человеку). Чтобы человек мог ей
воспользоваться (например, приготовить блюдо по кулинарному рецепту), он должен
сначала ее прочитать, т.е. обратить во внутреннюю форму, а затем уже производить какие
то действия. Вопрос о классификации знаний (а стало быть, информации) очень сложный. В
науке существуют различные подходы к нему. Особенно много занимаются этим вопросом
специалисты в области искусственного интеллекта. В рамках базового курса достаточно
ограничиться делением знаний на декларативные и процедурные. Описание декларативных
знаний можно начинать со слов: «Я знаю, что...». Описание процедурных знаний — со слов:
«Я знаю, как...». Нетрудно дать примеры на оба типа знаний и предложить детям
придумать свои примеры.
Учитель должен хорошо понимать пропедевтическое значение обсуждения данных
вопросов для будущего знакомства учеников с устройством и работой компьютера. У
компьютера, подобно человеку, есть внутренняя — оперативная память и внешняя —
долговременная память. Деление знаний на декларативные и процедурные в дальнейшем
следует увязать с делением компьютерной информации на данные — декларативная
информация, и программы — процедурная информация. Использование дидактического
приема аналогии между информационной функцией человека и компьютером позволит
ученикам лучше понять суть устройства и работы ЭВМ.
Исходя из позиции «информация для человека — это знания», учитель сообщает ученикам,
что и запахи, и вкусы, и тактильные (осязательные) ощущения тоже несут информацию
человеку. Обоснование этому очень простое: раз мы помним знакомые запахи и вкусы,
узнаем на ощупь знакомые предметы, значит эти ощущения хранятся в нашей памяти, а
стало быть, являются информацией. Отсюда вывод: с помощью всех своих органов чувств
человек получает информацию из внешнего мира.
Кибернетический подход. Между информатикой и кибернетикой существует тесная связь.
Основал кибернетику в конце 1940х гг. американский ученый Норберт Винер. Можносказать, что кибернетика породила современную информатику, выполнила роль одного из
ее источников. Сейчас кибернетика входит в информатику как составная часть.
Кибернетика имеет дело со сложными системами: машинами, живыми организмами,
общественными системами. Но она не стремится разобраться в их внутреннем механизме.
Кибернетику интересуют процессы взаимодействия между такими системами или их
компонентами. Рассматривая такие взаимодействия как процессы управления,
кибернетику определяют как науку об общих свойствах процессов управления в живых и
неживых системах.
Для описания сложных систем в кибернетике используется модель «черного ящика».
Термины «черный ящик» и «кибернетическая система» можно использовать как синонимы.
Главные характеристики «черного ящика» — это входная и выходная информация. И если
два таких черных ящика взаимодействуют между собой, то делают они это только путем
обмена информацией.
Информация между кибернетическими системами передается в виде некоторых
последовательностей сигналов. Выходные сигналы одних участников обмена являются
входными для других.
Информационные обмены происходят везде и всюду: между людьми, между животными,
между работающими совместно техническими устройствами, между людьми и
техническими устройствами, между различными частями сложных устройств, между
различными органами человека или животного и т. п. Во всех этих случаях информация
передается в виде последовательностей сигналов разной природы: акустических, световых,
графических, электрических и др.
С точки зрения кибернетики, информацией является содержание передаваемых сигнальных
последовательностей. В частности, любой текст на какомто языке есть
последовательность букв (в письменной форме) или звуков (в устной форме), которые
можно рассматривать как графические или акустические сигналы.
Передача сигналов требует определенных материальных и энергетических затрат.
Например, при использовании электрической связи нужны провода и источники
электроэнергии. Однако содержание сигналов не зависит от затрат вещества или энергии. В
последовательностях сигналов закодированы определенные смысловые символы, в которых
и заключается их содержание. Эти символы могут быть буквами текста на какомто языке
(например, в азбуке Морзе: «. » обозначает букву «А») или целыми понятиями (например,
красный сигнал светофора обозначает «стоять!»).