МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 14.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В методических разработках каждый урок представлен тремя блоками. 1-й блок – целевые установки урока.Конкретизация целевых установок осуществляется через характеристику: – деятельности учащихся на уроке в связи с выполнением ими соот-ветствующих (указанных) упражнений, ориентированных на достижение целевых установок; – формируемых на уроке УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных).2-й блок – планируемые результаты урока.3-й блок – представление хода урока с характеристикой (описанием) всех его составляющих:– организационный момент,
Иконка файла материала уроки.doc

методические разработки уроков

В методических разработках каждый урок представлен тремя блоками.

1-й блокцелевые установки урока.

Конкретизация целевых установок осуществляется через характеристику:

– деятельности учащихся на уроке в связи с выполнением ими соответствующих (указанных) упражнений, ориентированных на достижение целевых установок;

– формируемых на уроке УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных).

2-й блок – планируемые результаты урока.

3-й блок – представление хода урока с характеристикой (описанием) всех его составляющих:

– организационный момент,

– целеполагание, актуализация знаний учащихся и постановка проблемы,

– основная работа по теме урока,

– итог урока.

Включение первого блока обеспечивает учителю возможность:

· реально и содержательно представить связь целевых установок и самого процесса обучения;

· достаточно полно оценить и последовательно использовать методические средства, которыми располагает учебник;

· предвидеть возможные затруднения учащихся и планировать  их преодоление;

· опираться на некоторые ориентиры при анализе  и оценке эффективности урока.

          

примеры уроков к разделу «предложение»

Урок 1[1]

Общее понятие о предложении

Целевые установки урока:

·     сформировать представления о новом для учащихся предмете «Русский язык» (о его задачах, содержании);

·     познакомить учащихся с учебником (рассказать о структуре, оформлении учебника, условных обозначениях).

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      слушать сообщение учителя о содержании и задачах нового учебного предмета «Русский язык»;

·      отвечать на вопросы по содержанию сообщения учителя;

·      коллективно обсуждать сообщение учителя («Интересно ли? Понятно ли? О чём речь?»);

·      задавать вопросы по содержанию сообщения учителя.

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД: владеть произвольным вниманием, слушать и слышать содержание устного сообщения учителя, не отвлекаясь, принимать и сохранять учебную задачу;

·      коммуникативные УУД: работать со взрослым (учителем), использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить диалог, строить монологические высказывания по предложенному плану (интересно ли было слушать сообщение учителя, понятно ли, о чём шла речь, какие хотелось бы задать вопросы по сообщению учителя);

Личностные УУД, формируемые на уроке:

·       приобщение первоклассника к осознанию цели изучения родного русского языка, формирование интереса к изучению родного русского языка и положительной мотивации его изучения;

·       ориентация в учебнике: его структуре и организации учебного материала, оформлении и условных обозначениях.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся:

·     получат первоначальное представление о русском языке как новом учебном предмете;

·     начнут проявлять интерес к изучению предмета «Русский язык»;

·      получат первоначальный опыт рефлексии (анализа своего отношения) в связи со знакомством с новым учебным предметом;

·     начнут ориентироваться в структуре учебника «Русский язык», в организации учебного материала учебника для урока, в условных обозначениях, в оформлении учебника.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы[2].

В качестве методов целеполагания в этой части урока используются:

·     сообщение учителя об особенностях содержания, о целях и задачах нового учебного предмета – «Русский язык»;

·     беседа с учащимися, представляющая собой обсуждение сообщения учителя об особенностях содержания, целях и задачах учебного предмета «Русский язык»;

·     высказывания учащихся в форме диалога с учителем и друг с другом о значении изучения родного русского языка, об отношении к новому учебному предмету.

Примечание. Влияние изучения родного русского языка на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие младшего школьника в значительной мере определяется тем, как будет организована первая его встреча с родным русским языком как предметом изучения.

1. Существенно, чтобы в сообщении учителя об особенностях содержания, целей и задач учебного предмета «Русский язык» особое внимание первоклассников было обращено на постановку вопроса: почему детям, для которых русский язык родной и которые его знают (говорят, думают, мечтают, общаются по-русски), так важно изучать его как один из главных учебных предметов в школе?

2. Постановка этого вопроса, вовлечение учащихся в его обсуждение, выслушивание их мнений, объяснений, сомнений, создание ситуации, обеспечивающей не только осознание первоклассниками особенностей содержания, целей и задач русского языка как учебного предмета, но и эмоциональное переживание его содержания и целей, ориентированы на формирование интереса к новому учебному предмету, положительной мотивации его изучения.

3. Большое значение для решения этих задач имеет демонстрация в сообщении учителя образцов русской речи. (Эти образцы учитель может выбрать из русских народных сказок, сказок А. С. Пушкина, рассказов М. М. Пришвина, произведений современных поэтов, пишущих на русском языке для детей.)

б) Примерное содержание сообщения учителя и беседы с учащимися.

– С первых дней, как только вы пришли в школу, мы с вами учимся и будем продолжать учиться чтению и письму. Но с сегодняшнего дня у нас будет новый урок – урок русского языка. Русский язык – это наш родной язык. Первые слова, которые вы произнесли, – мама, папа, дай, сам – слова нашего родного русского языка. Мама пела вам колыбельные песенки, рассказывала сказки на русском языке. А теперь на каждом уроке русского языка вы будете узнавать много нового и интересного о своём родном языке, о звуках и буквах, их обозначающих, о словах и предложениях, будете учиться правильно говорить и писать по-русски. Мы будем слушать, как звучит русский язык, узнаем, как много в нашем языке самых выразительных, самых ярких, добрых, мудрых слов, как при помощи слов, звучащих или записанных, можно рассказать обо всём – о радости и огорчении, о дружбе и друзьях, о мечте, обо всех событиях, больших и не очень, в нашей жизни.

– Чем же ещё мы будем заниматься на уроках русского языка? Мы вместе будем открывать тайны нашего языка. Например, понаблюдаем и выясним, что в русском языке, оказывается, мало слов с буквой ф. Почему?

– Мы узнаем, что давным-давно все слова в предложении писались слитно. Почему же потом решили писать их раздельно? Вы знаете, что каждый знак, который ставится в конце предложения, имеет своё название – точка (.), восклицательный знак (!), вопросительный знак (?). Но один из этих знаков когда-то назывался удивительным знаком. Какой?

– Мы будем учиться объяснять значения слов, которые в нашей речи употребляются редко, или слов, значения которых мы пока просто не знаем.

– И ещё мы узнаем о нашем языке много интересного и удивительного.

– А сейчас я вам почитаю отрывки из сказок А. С. Пушкина, а вы послушайте, как звучит наша речь.

в)  Беседа учителя с учащимися.

– Вы внимательно слушали меня, теперь давайте обсудим:

· почему для вас, знающих свой родной русский язык, как принято говорить, с колыбели, так важно изучать его;

· что бы вы хотели узнать о русском языке, чем бы вы хотели заниматься на уроках русского языка;

· понравилось ли вам, как звучит русская речь в сказках А. С. Пушкина.

г)  Знакомство с учебником.

– А были ли у вас помощники, когда вы учились читать и писать?

– А как называлась ваша первая учебная книга?

– Вы попрощались с ней, а сегодня мы познакомимся с новой учебной книгой. (Чтение названия книги, фамилий её авторов.)

– Почему эту книгу назвали учебником?

– Чем она отличается, например, от такой книги? (Демонстрация учителем сборника русских народных сказок.)

(Работа с форзацами учебника, со шмуцтитулом, условными обозначениями, вопросами к упражнениям, сведениями о языке, рубрикой «Пишите красиво!». При этом важно обратить внимание учащихся на рисунки.)

– Кто узнал, к каким сказкам эти иллюстрации?

– Кто написал эти сказки?

(Знакомство учащихся со структурой учебника. Беседа об условных обозначениях и их назначении.)

д)  Физкультминутка.

III. Итог урока.

 

Урок 1

(продолжение)

 

Целевые установки урока:

· подготовить учащихся к пониманию определения «Предложение выражает законченную мысль»;

· уточнить (систематизировать) знания учащихся о способах оформления предложения в устной и письменной речи, ввести понятия и термины: пауза, знаки препинания и интонация (для дальнейшего активного использования в речи);

· развить речевой слух путём вычленения в контексте звучащей речи отдельных предложений.

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      слушать текст (с. 4, упр. 2);

·      выделять на слух в контексте звучащей речи отдельные предложения (с. 5, упр. 3);

·      наблюдать за предложениями в устной и письменной речи: анализировать и устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого (с. 3, упр. 3; с. 6, упр. 6);

·      высказываться по результатам наблюдений.

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД:

с. 3 (шмуцтитул) – понимать, обсуждать и сохранять установки на перспективу при изучении темы «Предложение»;

с. 4 – понимать, принимать, сохранять учебную задачу;

с. 5, 6 – оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения; использовать сведение о языке, представленные в учебнике, как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока;

с. 4, упр. 2 – выполнять учебные действия в материализованной и мыслительной форме;

·      познавательные УУД:

с. 5, упр. 3 – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

с. 5, упр. 3 – осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

с. 6, упр. 4 – устанавливать причинно-следственные связи;

– коммуникативные УУД:

с. 4, упр. 2; с. 5, упр. 3; с. 6, упр. 4 – работать со взрослым (учителем);

с. 6, упр. 4 – активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 4 – участвовать в постановке цели урока и осознании её и ожидаемых результатов;

с. 6, упр. 4 – решать самостоятельно учебные задачи:

с. 4, упр. 2; с. 5, упр. 3; с. 6, упр. 4 – сотрудничать со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе (и в других социальных ситуациях);

с. 4, упр. 2 – осознавать значение изучения русского языка для решения практических задач.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

·     различать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого;

·     высказываться, самостоятельно или отвечая на вопросы (аналитические планы) к упражнениям, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься предложения;

·     объяснять, почему (зачем) в речи используются предложения, различные по интонации;

·     объяснять, как показать на письме интонацию предложения;

·     правильно расставлять знаки препинания в конце предложения;

·     использовать термины «интонация», «знаки препинания», «восклицательная интонация», «невосклицательная интонация», «вопросительная интонация»;

·     составлять из данных слов предложения, если нужно,  изменяя их форму (основа выполнения этого упражнения – чувство языка);

·     использовать в своей речи предложения, различные по интонации.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 1).

– Какие буквы будем писать на этом уроке?

– Что у них общего?

– Давайте вспомним, как пишутся эти буквы.

– Посмотрите на первую букву, вспомните, как она пишется.

(Запись детьми данной буквы.)

– Чем отличается первая буква в строчке от второй?

– Дайте характеристику звука, который обозначает эта буква.

(Запись детьми второй буквы.)

– Как называется третья буква в строчке?

– Дайте характеристику звука, который обозначает эта буква.

(Запись детьми третьей буквы.)

– Произнесите сочетания следующих букв. Что вы знаете о правописании сочетания ши в слове?

– Придумайте слова с данным сочетанием.

(Запись детьми сочетаний по образцу из учебника.)

– Какое последнее сочетание букв?

(Запись детьми последнего буквосочетания по образцу.)

III. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

Слово учителя:

– Наша большая тема, над которой мы будем работать, – «Предложение».

– Откройте учебники на странице 3.

– Познакомимся, чему же нам предстоит научиться, работая по этой теме.

Чтение учителем текста шмуцтитула (с. 3).

– Обсудим, что же мы узнаем нового о предложении на уроках русского языка.

– Но прежде чем обсуждать, что узнаем нового о предложении, вспомним, что вы уже знаете.

Высказывание учащихся:

– Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в предложении пишутся отдельно. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

– Так что же нам предстоит узнать нового о предложении?

(Ответы учащихся с опорой на текст шмуцтитула.)

– Конечно, всё это мы будем узнавать постепенно из урока в урок. На каждом же уроке перед нами будет стоять какая-то одна (определённая) учебная задача.

– Откройте учебник на странице 4. Познакомимся с учебной задачей этого урока (учитель читает целиком установку урока).

– Какая же учебная задача стоит перед нами на этом уроке?

При воспроизведении учащимися целевой установки урока (самостоятельно или совместно с учителем) учитель обращает внимание (выделяет) на две части формулировки, начиная с её второй части (сделаем вывод…).

– Как вы думаете, с чего мы начнём – с того, что сделаем вывод, или с того, что понаблюдаем?

– Да, сначала понаблюдаем. Для этого выполним упражнение 2.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 2.

– Послушайте начало сказки, понаблюдайте, как я читаю. Слышите ли вы, что прочитанный текст – это несколько предложений?

(Чтение учителем начала сказки.)

– Расскажите, как в устной речи одно предложение отделяется от другого.

– Прочитайте этот отрывок из сказки сами.

– Паузой, небольшой остановкой отделяйте одно предложение от другого.

– Посмотрите, а как в письменной речи одно предложение отделяется от другого.

– Обратите внимание, как оформляется предложение на письме.

– Спишите предложение про лису.

– Прочитайте предложение, которые вы записали.

Упражнение 3.

– Рассмотрите рисунок.

– Какое время года изобразил художник?

– Почему вы так думаете?

– Как вы думаете, кто больше всех ждёт весну?

– Прочитайте, паузой (остановкой) отделяя одно предложение от другого.

– Ещё раз расскажите, как в устной и в письменной речи одно предложение отделяется от другого. Почему в конце предложений стоят разные знаки?

– Познакомимся с тем, как об этом написано в учебнике.

(Чтение учащимися сведений о языке, с. 5, 6.)

– Сравните наш вывод с тем, что написано в учебнике. Прочитайте (прочитаем), что дополнительно сообщается (рассказывается) в учебнике о том, как могут произноситься предложения и какие знаки препинания могут ставиться в конце предложения. (При повторном чтении учитель обращает внимание первоклассников на термины «интонация», «знаки препинания», «восклицательная интонация», «вопросительная интонация», «невосклицательная интонация».) Новые термины проговариваются учащимися.

Затем учащимся предлагается попытаться самостоятельно назвать (прочитать) тему урока: «Интонация. Знаки препинания в конце предложения» – и объяснить, почему она так названа.

– Соответствует ли это тому, чем мы занимались на уроке?

в) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 4.

– Попробуйте сами определить и объяснить, какие знаки препинания пропущены в конце предложений.

IV. Итог урока.

Обсуждение вопросов.

– Чему учились на уроке?

– Что узнали нового?

– Расскажите, с чего вы начнёте работу, если вам нужно расставить недостающие знаки препинания в упражнении.

– Что было трудно? Как помогал учебник?

– Как вы оцениваете наши успехи (результаты урока)?

 

Урок 2

Предложение выражает законченную мысль

 

Целевые установки урока:

·     формировать представления о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль;

·     формировать умение различать группы слов, составляющих предложение, и группы слов, не составляющих предложение;

·     формировать умение проводить наблюдения за изменениями слов при составлении из них предложений.

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      сравнивать и различать группы слов в соответствии с поставленной учебной задачей; с. 7, упр. 7; с. 8–9, упр. 9, 10;

·      составлять предложения; с. 7, упр. 6;

·      наблюдать и устанавливать изменение слов при составлении из них предложений; с. 9, упр. 9;

·      высказываться по результатам наблюдений фактов языка; с. 9, упр. 9, 10;

·      работать по иллюстрации в соответствии с поставленной учебной задачей; с. 8, упр. 8;

·      выбирать лишнее слово в группе слов;

·      оценивать результаты работы.

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД (по учебнику):

с. 7 – планировать учебную работу (приобщение к планированию учебной работы: чтение и обсуждение учебной задачи урока);

с. 8–9, упр. 9; с. 9, упр. 10 – использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала;

с. 7, упр. 7 – выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме;

·      познавательные УУД:

с. 8–9, упр. 9; с. 9, упр. 10 – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

с. 8–9, упр. 9 – уметь осуществлять синтез как составление целого из его частей (умение составлять предложение (целое) из отдельных слов (из его частей);

с. 9, упр. 10 – уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным (известным) критериям;

с. 9, упр. 10 – уметь сравнивать группу слов, выражающих законченную мысль, и группу слов, не выражающих законченную мысль, и на этом основании объяснять (классифицировать, какая группа слов составляет предложение);

с. 9, упр. 10 – умение строить рассуждение (объяснение) на основании известного критерия: если группа слов выражает законченную мысль – это … (предложение); если группа слов не выражает законченную мысль  – это … (не предложение);

·       коммуникативные УУД:

с. 7, упр. 7 – читать текст в соответствии с поставленной учебной задачей;

с. 7, упр. 6 – работать в группе;

с. 8, упр. 9 – работать со взрослым (с учителем).

 

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 7 – приобщение первоклассников к постановке цели урока и сознанию её и ожидаемых результатов;

с. 7, упр. 6, 7; с. 8–9, упр. 9 – сотрудничать со взрослыми (учителем) и сверстниками (одноклассниками) в учебном процессе; накапливать первоначальный опыт общения в учебном процессе со взрослыми (учителем) и сверстниками (одноклассниками).

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

·     различать группы слов, составляющих предложение, и группы слов, не составляющих предложение;

·     составлять предложения из отдельных слов, если надо, изменяя их форму (основа выполнения учебной задачи – чувство языка, речевой опыт первоклассника);

·     устанавливать, о чём говорится в предложении (устанавливать предмет речи).

 

Ход урока

I.  Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 5).

– Какие буквы будем писать на этом уроке?

– Что у них общего?

– Давайте вспомним, как пишутся эти буквы.

– Посмотрите на первую букву, вспомните, как она пишется.

(Запись детьми данной буквы.)

– Чем отличается первая буква в строчке от второй?

– Дайте характеристику звука, который обозначает эта буква.

(Запись детьми второй буквы.)

– Произнесите сочетания следующих букв.

– Назовите слова с данными сочетаниями.

(Запись детьми сочетаний по образцу из учебника.)

III. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

– Познакомимся с учебной задачей урока. (Чтение учителем учебной задачи урока.)

– Как вы думаете, что же надо наблюдать (устанавливать), чтобы отличить предложение от не предложения?

– Ответить на этот вопрос нам поможет выполнение упражнения 6.

(Учащиеся составляют предложения по рисунку.)

– Послушаем, какие вы составили предложения о берёзке, о речке, о солнышке.

– Скажите, что говорится в ваших предложениях о берёзке, о речке,  о солнышке.

– А если я посмотрю на рисунок и скажу так:

Высоко в небе… На ветках берёзы… По реке быстро

– Я выполнила упражнение? Я составила предложение?

– Я каждый раз произносила несколько слов, а предложения ни одного не составила. Почему?

– Попробуем теперь сказать, какая же перед нами стоит задача (цель), что же надо наблюдать (установить), чтобы ответить на вопрос: какая группа слов составляет предложение, а какая – нет?

Учитель, обобщая высказывания учащихся, формулирует цель:

– Будем учиться определять, какая группа слов составляет предложение, какая – нет.

– Будем рассуждать так: если можно понаблюдать и сказать, о чём говорит группа слов и что об этом говорится, то эта группа слов – предложение: она выражает законченную мысль.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Выполнение упражнения 7.

После выполнения упражнения учащимся предлагается объяснить, что то, что они записали, – это предложение.

– Прочитаем, что о предложении написано в учебнике в сведениях о языке на с. 8.

– Прочитайте ещё раз предложения, которые вы записали. Обратите внимание, что эти предложения составляют небольшой рассказ.

– Как его можно озаглавить?

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 8.

– Посмотрите, что изображено на рисунке.

– Как одним словом можно назвать медведя, волка и зайца?

Упражнение 9.

– Прочитайте первую группу слов.

– Это предложение или отдельные слова? Почему?

– Скажите, о ком и о чём можно составить из этих слов предложения. Ответьте одним словом.

– Составьте из этих слов предложение.

– Докажите, что это предложение.

– Запишите составленные предложения про зайчика.

– Обратите внимание, что произошло с некоторыми словами, когда из них составили предложение.

Упражнение 10.

– Подумайте, можно ли из слов упражнения 9 составить другие предложения.

IV. Словарная работа[3].

Упражнение 11.

– Прочитайте слова. Какие слова можно объединить в группу?

– Назовите эту группу. (Птицы.)

– Назовите «лишнее» слово. (Морковь.)

– Видите ли вы на картинке любителя моркови? (Заяц.)

V. Итог урока.

– Прочитайте ещё раз, какая цель (задача) стояла перед нами на уроке.

– Как вы ответите на вопрос: всегда ли несколько слов составляют предложение? Как объяснить, составляет группа слов предложение или нет?

– Давайте оценим нашу работу на уроке: выполнили ли мы задачу, которая стояла перед нами?

 

 

Урок 3

Предложения, различные по цели высказывания

Целевые установки урока:

· формировать понятия о предложениях, различных по цели высказывания (без терминологии);

· речевое развитие:

– обогащать и уточнять словарный запас учащихся путём осмысления слов, редко употребляемых в современном литературном языке;

– привлекать внимание учащихся к лексическому значению и лексическим оттенкам слов, создающим определённое эмоциональное настроение.

Характеристики деятельности учащихся на уроке

 Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      анализировать и определять цель высказывания предложения; с. 10, упр. 13; с. 11, упр. 14; с. 12, упр. 15;

·      составлять предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) по рисунку на заданную тему; с. 12, упр. 16;

·      объяснять выбор эмоционально окрашенных слов в тексте; с. 11, упр. 14;

·      объяснять значение пословицы; с. 12, упр. 15.

 

Метапредменые УУД, формируемые на уроке

·       регулятивные УУД:

с. 10 – готовность участвовать в целеполагании;

с. 11, упр. 14 – умение выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме: Подумайте, почему…;

·       познавательные УУД:

с. 11, упр. 14 – умение выполнять учебные действия, связанные с классификацией по заданным критериям;

с. 11, упр. 14 – умение объяснять выбор эмоционально окрашенных слов речевой ситуацией;

·       коммуникативные УУД:

с. 10, упр. 13 – работа со взрослыми (учителем);

с. 11, упр. 14 – умение активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 10 – участие в обсуждении и постановке цели урока и его темы;

с. 11, упр. 14 – умение выбирать решение в соответствии с поставленной учебной задачей;

с. 10, упр. 13; с. 11, упр. 14; с. 12, упр. 15 – сотрудничество со взрослыми, учителем и сверстниками в учебном процессе;

с. 12, упр. 15, 16 – формирование положительной мотивации изучения русского языка в работе с пословицами, отношения к слову, предложению как главному средству общения.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

· различать предложения по цели высказывания (без терминологии);

· выбирать и составлять предложения, различные по цели высказывания (без терминологии);

· активно использовать предложения, различные по цели высказывания, в зависимости от речевой ситуации.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 21).

– Какие общие элементы у этих букв?

Вот какая буква «Ц»

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

                  (А. Шибаев)

«Щ» – играющий щенок,

Кверху лапками он лёг.

                          (Г. Виеру)

– Запишите строчку букв из учебника в тетрадь.

III. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

Слово учителя.

– Прочитаем с задачей, которая стоит перед нами сегодня на уроке(познакомимся с учебной задачей).

– Откройте учебник на странице 10.

(Учитель читает целевую установку урока.)

– Прежде всего обсудим, что же нам предстоит наблюдать, чтобы сделать вывод.

– Здесь нам поможет выполнение упражнения 13.

Упражнение 13.

– Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте отрывок из сказки.

– Вспомните, из какой сказки эти строки.

– Кто автор этой сказки?

– Как вы понимаете слова ловил неводом, пряла пряжу, смилуйся, государыня рыбка?[4]

– А теперь обратите внимание, на какие вопросы вам предлагается ответить.

– Ответим на поставленные вопросы.

– Попробуйте теперь рассказать, что же мы будем наблюдать, какая перед нами стоит задача (учебная задача), чему мы будем учиться на этом уроке.

(Совместно с учителем учащиеся формулируют целевую установку урока: «Мы будем учиться определять, что содержит предложение – сообщение, вопрос, или просьбу, или приказ».)

– Назовём тему нашего урока.

Обобщая высказывания учащихся, учитель называет тему урока и читает название темы, написанное на доске: «Предложение-сообщение, предложение-вопрос, предложения – просьба, приказ».

– Откройте страницу 3 учебника и прочитайте, что там написано о теме нашего сегодняшнего урока.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 14.

– Посмотрите на иллюстрацию.

– Кого изобразил художник в синих тонах? (Ветер.)

– Как называется это строение с крыльями? (Мельница.)

– Почему её так назвали?

– Прочитайте стихотворение Я. Акима.

– Почему поэт по-разному называет ветер?

– Что содержит каждое предложение: сообщение, вопрос, просьбу, приказ?

– Обратите внимание, с какой интонацией произносится первое предложение. (С вопросительной интонацией.)

– Спишите предложение, которое содержит вопрос.

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 15.

– Объясните смысл поговорки. Что содержит поговорка?

– А что ещё может содержать предложение?

– Как вы думаете, что произойдёт, если в нашей речи останутся предложения, содержащие только вопросы, только приказы или просьбы, только сообщения?

Упражнение 16.

– Составьте предложения о весне.

– Что они содержат: сообщение, вопрос, просьбу, приказ, совет?

IV. Итог урока.

Беседа по содержанию урока.

– Скажите: вы раньше обращали внимание, какие разные предложения мы используем в речи?

– Как вы думаете, каких предложений больше?

– На прошлом уроке мы с вами сказали: «Предложение выражает законченную мысль», и сегодня вы можете добавить: «Предложение может содержать …».

– Помогите мне закончить это высказывание (это предложение).

– В заключение дайте себе оценку: «Как вы (мы) работали на этом уроке? Было ли интересно?»

 

примеры  уроков к разделу «слово»

Урок 1

Предмет и слово

Целевые установки урока:

·     подвести детей к пониманию и формулировке обобщения («Названия предметов – это слова»);

·     формировать представление о том, что слово может называть отдельный предмет, а может называть множество функционально близких предметов;

·     речевое развитие:

– формировать опыт составления предложений с данными словами; самостоятельных высказываний по теме урока;

 – формировать опыт работы с учебником (опыт ориентировки в расположении поурочного материала учебника): формулировка упражнения; сведения о языке по теме урока.

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

с. 32, упр. 2; с. 33, упр. 4 – называть предметы окружающего мира;

с. 33, упр. 5; с. 34, упр. 7 – произносить (читать) слова, называющие эти предметы;

с. 33, упр. 5 – объяснять, чем различается предмет и слово, его называющее;

с. 33, упр. 3; с. 34, упр. 7, 8 – записывать слова – названия предметов;

с. 34, упр. 8 – чётко и правильно произносить скороговорки ;

с. 33, упр. 6 – составлять предложения, используя слова – названия предметов;

речевое развитие:

– строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка;

– составлять предложения из слов;

– произносить орфоэпически правильно гласные и согласные звуки, их сочетания в слове (скороговорки).

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·       регулятивные УУД:

с. 31, 32 – целеполагание;

·       познавательные УУД:

с. 34, упр. 8 – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

с. 33, упр. 6 – уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

с. 34, упр. 7 – уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям);

·       коммуникативные УУД:

с. 33, упр. 4, 5 – работать со взрослыми;

с. 33, упр. 5 – использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; уметь строить монологические высказывания.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 32 – приобщение первоклассника к постановке цели урока и осознанию её и ожидаемых результатов (целеполагание);

с. 34, упр. 8 – положительное отношение к русскому языку как предмету изучения.

 

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

·     различать реальные предметы и слова, их называющие;

·     объяснять различие значения и назначения предмета и слова, его называющего.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 1).

– Посмотрите внимательно на упражнение и скажите, какие буквы мы будем сегодня тренироваться писать. (Е, ё.)

– Что вы знаете об этих буквах? (Они обозначают два звука в начале слова.)

– Прочитайте слоги, которые будем писать.

– Обратите внимание на соединение букв. Постарайтесь так же красиво написать у себя в тетради.

III. Словарная работа.

Работа со словами девочка, мальчик.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

– Сказки, стихи, рассказы, загадки – это наша речь, и состоит она из предложений, а предложения – из слов. Слово может называть всё, что есть в мире – на земле и на небе, в городе и в деревне, в лесу, в поле, на море, в классе, дома, на улице. Слов в языке очень много, все они очень нужные и очень разные. Есть слова, которые называют предметы, и слова, которые называют действия предметов или их признаки, и много других слов.

– Давайте познакомимся с тем, какая учебная задача стоит перед нами на этом уроке. (Чтение детьми представленной в учебнике цели (учебной задачи) урока на с. 32.)

б) Беседа с учащимися (организация наблюдений в соответствии с поставленной целью урока).

– Скажите, каким словом называется этот предмет.

(Учитель показывает предмет, хорошо знакомый детям.)

– А этот?

(Учитель показывает предмет знакомый, но не всем).

– А этот?

(И наконец, показывает предмет, например, какой-нибудь прибор, совсем незнакомый детям).

– Мы с вами убедились, что нас окружают самые разные предметы. Предметы мы можем взять, переставить, помыть и т. д. И есть слова, которые называют эти предметы.

– Слова мы произносим, пишем, читаем. Например, слова цветы, мальчик можно произнести, можно написать, можно разделить на слоги, можно в них выделить ударные и безударные слоги. Можем ли мы это проделать с самими предметами?

Формулировка обобщения учащихся в виде продолжения высказывания.

– Продолжите высказывание: названия предметов – это … .

– Теперь попробуйте назвать тему нашего урока.

– Прочитайте название темы в учебнике.

в) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 2.

– Рассмотрите рисунки. Назовите, что на них изображено. Произнесите слова, которые называют каждый изображённый предмет.

г) Физкультминутка.

д) Применение полученных знаний на практике.

Продолжение работы с упражнением 2.

– Давайте прочитаем, на что нам надо обратить внимание (с. 32).

– Всегда ли слово называет каждый отдельный предмет?

– Нет ли таких слов, которые могут назвать сразу группу изображённых предметов?

– Ответить (уточнить ответ) на этот вопрос нам поможет выполнение упражнения 3.

Упражнение 3.

– Прочитаем упражнение, выполним его устно все вместе, а потом каждый выполнит его сам.

– Скажите, какая группа предметов может быть названа одним словом: люди; вещи; растения; животные.

– Запишите слова – названия предметов, которые изображены на рисунке к упражнению 2, так, как показано в образце.

Упражнение 5.

– Рассмотрите рисунки. Скажите, какие предметы можно назвать словом овощи; фрукты.

Упражнение 6.

– Прочитайте слова. Как одним словом можно назвать эти предметы? Спишите слова.

V. Итог урока.

– Какую главную задачу мы с вами ставили и решали на уроке?

– Давайте вспомним и прочитаем, как об этом говорится в учебнике.

– Подумайте и объясните, выполнили ли мы эту задачу.

– На уроке мы говорили о том, что слово называет предмет. Как вы думаете, что появляется раньше – предмет или слово?

– Знаете ли вы, что некоторые предметы, хорошо нам известные, раньше назывались по-другому. Например: лоб – чело, щёки – ланиты, губы – уста.

– Знаете ли вы такие слова?

– Какие затруднения встретились на уроке?

– Как нам помогал учебник решать главную задачу урока?

На этом и последующих уроках по теме «Слово» активно продолжается работа по теме «Предложение», уточняются и конкретизируются представления учащихся о предложении.

 

Урок 3

Действие и слово

Целевые установки урока:

·     формировать представление учащихся о различии между реальным действием предмета и словом, которое это действие называет;

·     развести в представлении (в восприятии) детей реальные действия предмета и слова, которые называют эти действия;

·     формировать опыт различения слов, называющих предмет, и слов, называющих действие предмета;

·     речевое развитие:

– формировать опыт составления предложений по рисунку (по теме рисунка);

– развивать внимание к лексическим оттенкам значений слов-названий действий и умение использовать эти слова в определённом контексте (развивать чувство языка);

·     формировать опыт работы с учебником (ориентация в расположении учебного материала в учебнике, в структуре упражнений – формулировки заданий, текст (слова, предложения), дополнительное задание, «чтение» образца выполнения задания).

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      называть действия предметов окружающего мира – с. 38, упр. 16; с. 39, упр. 17, 18;

·      произносить (читать) слова, называющие эти действия, – с. 38, упр. 16; с. 39, упр. 17;

·      объяснять, чем различаются действие предмета и слово, его называющее;

·      различать в тексте слова, называющие действие предмета, – с. 40, упр. 19, 20, 21;

·      составлять и записывать предложения по рисункам – с. 39, упр. 17;

речевое развитие:

·      строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка;

·      составлять и записывать предложения по рисункам.

 

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД:

с. 38 – целеполагание;

·      познавательные УУД:

с. 40, упр. 20, 21 – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

с. 39, упр. 17 – умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

с. 40, упр. 20 – умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;

·      коммуникативные УУД:

с. 38, упр. 16; с. 39, упр. 18 – работа со взрослыми.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 38 – приобщение первоклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;

с. 38, упр. 16; с. 39, упр. 18 – создание ситуации формирования первоначального опыта со взрослым (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

– различать реальное действие предмета и слово, называющее это действие;

– выбирать из текста слова – названия действий предмета;

– выбирать слова–названия действий, создающие образ предмета.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 15).

– Сегодня мы будем тренироваться писать буквы х и ж.

– Есть ли у них общие элементы? Какие?

– Чем различается написание букв х и ж?

– Прочитайте слоги. Какой из них пишется по правилам?

– Вспомните это правило.

– Ещё раз посмотрите на строчку букв и скажите, у какой буквы есть такой же элемент, как у букв х и ж. (У буквы э.)

– Аккуратно и красиво напишите буквы у себя в тетради.

III. Словарная работа.

После традиционной работы по звуко-буквенному анализу словарных слов (воробей, ворона, сорока) учащимся может быть предложен вопрос-упражнение: «Каким одним словом можно заменить слова ворона, сорока, воробей

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

– Вспомните, как называется раздел в учебнике, над которым мы начали работать. («Слово».)

– Чему мы будем учиться, работая над этим разделом? (Можно возвратиться к шмуцтитулу.)

– С какими словами мы познакомились на прошлых уроках (со словами, которые называют предмет).

– Как вы думаете, достаточно ли нам для общения, для того, чтобы мы понимали друг друга, только слов, которые обозначают предмет? Почему?

– Если я произнесу слово котёнок, понятно ли вам, какой это котёнок, что он делает?

– Произнесите слова, которые помогут мне понять, что делает котёнок, какие действия он совершает (спит, лакает, мурлыкает).

– Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока. Над какими словами мы будем работать?

(После того как дети попытались самостоятельно сформулировать тему урока, они сравнивают, как тема сформулирована в учебнике.)

– А теперь познакомиться с тем, какая учебная задача стоит перед нами на этом уроке.

(Чтение детьми представленной в учебнике цели (учебной задачи) урока на с. 38.)

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Беседа с учащимися.

– Послушайте предложения: Девочка читает. Котёнок играет.

– Произнесите слова, называющие предметы. Произнесите другие слова, которые есть в этих предложениях.

– Попробуйте рассказать, что называют слова читает, играет. Можно ли сказать, сто слово читает называет то, что делает девочка; что слово называет действие предмета (действие девочки)?

– Что можно сказать о слове играет?

(Далее слово играет обсуждается так же, как слово читает.)

Упражнение 16.

– Рассмотрите рисунок. Скажите, о ком по этому рисунку можно составить предложения. Составьте по рисунку три предложения.

– Какое слово повторяется в этих предложениях?

– Что называет слово бежит – предмет или действие предмета (действие коня, страуса, мальчика)?

Упражнение 17.

– Рассмотрите рисунки. Расскажите, что делает мальчик. Что называют слова плывёт, ныряет, летит (предмет или действие предмета – действие мальчика)?

– Составьте по каждому рисунку предложения и запишите их. Подумайте, сколько надо записать предложений.

– Какие правила надо помнить при записи предложений?

– Поможет ли учебник грамотно записать эти предложения? (Слова плывёт, ныряет, летит есть в учебнике. Слово мальчик – словарное слово. Мы умеем его писать.)

Упражнение 18.

– Рассмотрите рисунок.

– Назовите действия девочки, кошки, самолёта.

– Что вы произносили, когда называли действия предметов – девочки, кошки, самолёта?

– Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

(Названия действий предметов – это слова.)

– Итак, в языке есть слова–названия предметов. С какими словами-названиями мы познакомились сегодня. (Познакомились со словами, которые называют действия предмета.)

– О каким ещё словах-названиях мы с вами говорили сегодня?

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Выполнение заданий 20, 21.

V. Итог урока.

– Вспомните, как называется тема нашего урока. («Действие и слово».)

– Какой вывод мы сделали по этой теме? (Названия действий предметов – это слова.)

– Посмотрите ещё раз на упражнение, которое мы выполняли на этом уроке.

– С какими текстами вам было интересно работать? Расскажите, почему.

– При выполнении каких заданий вам встретились трудности? Как вы с ними справились?

– Как учебник помогал не сделать ошибки в тех словах, правописание которых вы ещё не знаете?

 

Урок 5

Признак и слово

Целевые установки урока:

·     формировать представления учащихся о словах-названиях признаков предметов;

·     формировать опыт различения слов–названий предметов, действий предметов и признаков предметов;

·     речевое развитие:

– привлечь внимание детей к значению использования в речи слов–названий признаков предметов;

– развивать опыт использования в речи слов – названий признаков предметов, близких и противоположных по значению.

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      называть признаки предметов окружающего мира – с. 43, упр. 27, 28;

·      произносить (читать) слова, называющие эти признаки, – с. 44, упр. 29; с. 45, упр. 31;

·      объяснять, чем различаются признак предмета и слово, его называющее;

·      различать в тексте слова, называющие признаки предметов, – с. 45, упр. 31, 32;

·      угадывать предмет по его признакам – с. 43. упр. 28;

·      составлять по рисунку текст, используя слова–названия признаков предметов – с. 44, упр. 30;

речевое развитие:

·      строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка;

·      составлять текст по рисунку.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД:

с. 43 – целеполагание;

с. 44, упр. 28 – выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме;

·      познавательные УУД:

с. 43, упр. 28 – умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

с. 44, упр. 29; с. 45, упр. 31 – умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

с. 44, упр. 29 – умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;

·      коммуникативные УУД:

с. 45, упр. 32 – работа со взрослыми.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 43 – приобщение первоклассника к постановке цели урока и осознанию её и ожидаемых результатов;

с. 45, упр. 32 – создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;

с. 43, упр. 28 – формирование положительного отношения к русскому языку как предмету изучения, упражнения в игровой форме и тексты: сказки, загадки, скороговорки, пословицы и др.

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

·     различать и эмоционально переживать смысловые и эмоциональные оттенки слов – названий предметов, действий, признаков;

·     выбирать слова – названия действий предметов и признаков предметов, по которым можно узнать сам предмет;

·     активно использовать в речи слова – названия предметов, действий предметов, признаков предметов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 26).

– Сегодня мы будем тренироваться писать буквы ь и ы.

– Вспомните, какой звук обозначает буква ы: гласный или согласный?

– А что вы знаете про букву ь?

– Из скольких элементов состоит буква ь?

– Из скольких элементов состоит буква ы?

– Посмотрите, как соединяются эти буквы с другими буквами.

– Выполните упражнение правильно и аккуратно.

III. Словарная работа.

Работа над правописанием слова арбуз в сочетании со звуко-буквенным его анализом[5].

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

– На прошлых уроках мы с вами знакомились со словами-названиями. Вспомните, с какими словами-названиями мы с вами знакомились.

– Что вы можете рассказать о таких словах – названиях предметов: стол – мебель; ромашка – цветы; рысь (котёнок) – животные. (Слово стол называет только стол, а слово мебель называет и стол, и стул, и диван, и шкаф… Слово ромашка называет только ромашку, а слово цветы называет и ромашку, и розу, и колокольчик, и ландыши… По аналогии учащиеся высказываются и о словах рысь – животные.)

– А как вы думаете, какие слова – ромашка, стол, рысь или мебель, цветы, животные – важнее (нужнее) в нашей речи?

(Учащихся необходимо подвести к выводу: все слова важны и необходимы. Если бы были только такие слова, как мебель, овощи, фрукты и т. д., нельзя было бы понять, о какой именно мебели (стульях, столах…), о каких именно фруктах (яблоках, апельсинах, гранатах…), о каких именно овощах идёт речь.)

– А если бы сказали: «Можно оставить в языке только такие слова, как яблоко, огурец, стул, или только такие слова, как фрукты, овощи, мебель», то какие слова вы бы оставили и почему?

(Хотелось бы, чтобы дети осознали, что слова типа стул, берёза полнее рассказывают о нашем доме, о лесе.)

– Вспомним и о словах – названиях действий предметов. Что можно сказать о таких словах – названиях действий, как постукивает, стучит, барабанит? (Все эти слова называют не только действия предмета, но и их силу: постукивает – стучит чуть-чуть, стучит – просто стучит, барабанит – стучит сильно.)

– На прошлом уроке мы говорили, что с помощью слов – названий действий можно догадаться о том, какой предмет совершает эти действия.

– Приведите примеры таких слов – названий действий. (Каркает, мычит, мяукает, чирикает.)

– Как вы думаете, что называют такие слова: белый, сладкий, маленький? Предмет? Действие предмета? Какое отношение эти слова имеют к предметам?

– Прочитайте в учебнике, как называется тема урока. («Признак и слово».) Как вы понимаете название темы урока? С какими словами мы сегодня познакомимся?

– Прочитайте, какая учебная задача стоит перед нами на этом уроке.

(Чтение детьми представленной в учебнике цели (учебной задачи) урока на с. 43.)

– Чтобы решить эту задачу, на уроке мы будем:

– различать среди других слов слова, которые называют признаки предметов, говорят о том, какой предмет – большой или маленький, кислый или сладкий, зелёный, красный, голубой  и пр.;

– выбирать слова – признаки предметов, по которым можно узнать сам предмет;

– выяснять, какие признаки предметов могут называть слова.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнения 27, 28.

– Рассмотрите первый (левый) рисунок. Чем различаются ленты, изображённые на этом рисунке? (Одна лента голубая, другая – жёлтая.)

– Слова жёлтая, голубая называют признак предмета, признак ленты – её цвет.

– Сравните ленты на втором (правом) рисунке. Чем различаются ленты, нарисованные на нём? (Одна лента длинная, другая – короткая.)

– Что называют слова длинная, короткая: предмет, действие предмета или его признак?

– Какой признак предмета (ленты) называют эти слова – цвет, вкус, размер? (Слова длинная, короткая называют признак ленты по размеру.)

– А как вы думаете, можно ли по словам, называющим признак предмета, узнать предмет?

– Чтобы ответить на этот вопрос (чтобы убедиться в том, что можно по словам, называющим признак предмета, узнать предмет), выполним упражнение 28.

– Прочитайте и отгадайте загадку.

– Какие слова помогли отгадать загадку? Что они называют? (Помогли отгадать загадку слова алый, сахарный, зелёный, бархатный. Они называют признаки предмета, признаки арбуза, рассказывают о цвете, вкусе, о том, какой арбуз на ощупь.)

– Спишите загадку. Отметьте слова, называющие признаки арбуза.

– Какие же признаки предмета могут называть слова? (Слова могут называть разные признаки, рассказывать о том, какой предмет по цвету, вкусу, размеру. Могут называть и другие признаки, как, например, слово бархатный.)

– Слова, которые называют признаки предмета, могут называть противоположные признаки.

Упражнение 29.

– Прочитайте слова. Что они называют? Признаки каких предметов они могут называть?

– Прочитайте слова, которые называют противоположные признаки предметов, парами.

в) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 30.

– Рассмотрите рисунок.

– Составьте по нему текст из двух-трёх предложений. Включите в предложения слова названия признаков предметов.

– Расскажите, чем заняты Заяц и Лиса. Какой Заяц? Какая Лиса – грустная, задумчивая, важная? Какого цвета у неё шёрстка, какое платье?

Упражнение 31.

– Что называют слова рыжая, серая, пугливый, пушистая: предмет, действие или признак предмета?

– Какие из этих слов называют признаки лисы? Какие – зайца?

– Расскажите, какие признаки животных называют слова рыжая, серый.

– Какой признак зайца называет слово пугливый? Запишите. Но сначала обратите внимание на образец. Расскажите, как надо записывать. (Надо написать Лиса с прописной буквы, а потом написать рыжая, пушистая и поставить точку. Так же написать про зайца.)

Примечание. Лиса рыжая, пушистая. Несмотря на то, что слова рыжая и пушистая не являются однородными определениями, запятая может быть поставлена, поскольку здесь налицо явное перечисление признаков Лисы (и соответствующая интонация).

Упражнение 32.

– Прочитайте, отделяя паузой одно предложение от другого.

(Учащиеся читают текст, интонацией выделяя предложения.)

– Что называют слова ветерок, берёзки? Какие слова называют признаки этих предметов?

– Запишите текст, расставляя знаки препинания. Отметьте слова–названия признаков предметов.

V. Итог урока.

– Сегодня на уроке мы занимались словами – названиями признаков предметов.

– Попробуем рассказать, что же особенного в этих словах. Эти слова называют разные признаки предметов: цвет, размер, даже характер. Слова–названия признаков предметов могут называть противоположные признаки предметов, помогают сравнивать предметы: один карандаш длинный и тонкий, другой – короткий и толстый, лёд тоже может быть и тонким, и толстым. Слова – названия признаков предметов помогают представить, какое небо, какого оно цвета, какие листочки весной, если их потрогаешь.

– Было ли вам интересно на уроке?

– Какие упражнения интересно было выполнять и почему?

– Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей на уроке?

 

примеры уроков к разделу «Звуки и буквы»

Урок 9

Буквы е, ё, ю, я  в начале слова

Целевые установки урока:

· формировать представление о назначении букв е, ё, ю, я; умение распознавать йотированные гласные (без тер­минологии);

· организовать наблюдение над тем, какие звуки обо­значают буквы е, ё, ю, я в начале слова;

· развивать умение подбирать слова, в которых бук­вы е, ё, ю, я стоят в начале слова;

· формировать умение делить слова на слоги и про­водить звуко-буквенный анализ слов с буквами е, ё, ю, я в начале слова;

· речевое развитие:

– обогащать словарный состав речи учащихся;

– формировать опыт составления небольших текстов по рисунку.

 

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      наблюдать за тем, какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в начале слова – с. 86, упр. 38; с. 87, упр. 39;

·      формулировать вывод по результатам наблюдений – с. 87;

·      сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике – с. 87;

·      применять полученные знания о назначении букв е, ё, ю, я в начале слова в практической деятельности – с. 87, упр. 41;

·      составлять рассказ по рисунку – с. 87, упр. 40;

речевое развитие:

·      строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка;

·      работать с текстом (составлять рассказ по рисунку).

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД:

с. 86 – целеполагание;

с. 87 – умение оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения; в данном случае – умение использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока;

·      познавательные УУД:

с. 86, упр. 38; с. 87, упр. 39 – умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

с. 86, упр. 38 – умение устанавливать причинно-следственные связи;

·      коммуникативные УУД:

с. 86, упр. 38 – работа со взрослыми.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 86 – приобщение первоклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;

с. 86, упр. 38 – создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослым (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

·     выделять (называть) буквы е, ё, ю, я, которые в начале слова обозначают два звука;

·     выделять количество звуков и букв в словах с буквами е, ё, ю, я в начале слова;

·     сравнивать звуки и буквы в словах с буквами е, ё, ю, я в начале слова;

·     выделять в тексте слова, в которых два звука на письме обозначены одной буквой;

·     объяснять, почему гласных звуков 6, а букв 10.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 37).

– Какие буквы мы будем тренироваться писать?

– Что у них общего и чем они различаются?

– Прочитайте слово, которое мы должны написать.

– Почему оно написано с прописной буквы?

– Разделите это слово на слоги.

– Сколько в нём слогов?

– Произнесите первый слог, второй.

– Выделите первый слог.

– Сколько в нём звуков? Назовите их.

– Запишите слово Ева.

– Обратите внимание на соединение первого слога со вторым.

III. Словарная работа.

Повторение правописания слов, изученных ранее.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

– На прошлых уроках мы говорили о гласных и согласных звуках. Чем гласные звуки отличаются от согласных? Как звуки обозначаются на письме?

– Прочитайте тему нашего урока.

– Что вы знаете о буквах е, ё, ю, я?

– А теперь познакомимся с тем, какая учебная задача стоит перед нами на этом уроке.

(Чтение детьми представленной в учебнике цели (учебной задачи) урока на с. 86.)

– Подумайте и попробуйте рассказать, как мы будем решать эту задачу.

Совместно с учителем учащиеся составляют план реализации учебной задачи в ходе урока:

1. Произносить и слушать слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова.

2. Выделять звуки в слове.

3. Сравнивать количество звуков и букв в слове.

4. Делать выводы на основе наблюдений и сравнений.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 38.

– Рассмотрите рисунок.

– Назовите первый изображённый предмет. (Якорь.)

– Произнесите это слово по слогам.

– Сколько звуков в первом слоге? Назовите их.

– Запишите первое слово с делением на слоги. Обра­тите внимание на образец.

– Сколько букв обозначают первый слог?

(Аналогично проводится работа над остальными сло­вами.)

– Какой же мы можем сделать вывод? Всегда ли бук­ва обозначает один звук?

– Какие буквы в начале слова обозначают два звука? Какие звуки они обозначают?

– Прочитайте вывод в учебнике.

– Совпал ли вывод, который сделали вы, с выводом в учебнике?

– Значит, вы хорошо наблюдали над словом, анали­зировали его.

– Попробуйте рассказать, почему букв, обозначающих гласные звуки, десять, а звуков – шесть.

– Ещё раз прочитайте вывод в учебнике. Запомните его.

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упраж­нения 40, 41.

V. Итог урока.

– Вспомните, какая учебная задача стояла перед нами.

– Как мы её решали?

– Какой вывод мы сделали на уроке?

– Подумайте и объясните, почему упражнение 41 – задание повышенной сложности.

– Кто из вас не ошибся при выполнении этого упражнения?

 

Урок 10

Соотношение звуков и букв в слове

Целевые установки урока:

·     подвести учащихся к выводу о том, что количество звуков и букв в слове может не совпадать;

·     формировать умения проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению, написа­нию и смыслу;

·     закреплять умения обозначать на письме мягкость согласного звука буквой ь и буквами е, ё, ю, я;

·     речевое развитие:

– расширять и уточнять словарный запас учащихся посредством восстановления в их памяти названий весенних месяцев и объяснения архаизма (ялик) с под­бором к нему современных слов-синонимов;

– расширять практику речевого развития учащихся путём отработки чёткого и правильного произношения слов в составе речи (при работе со скороговорками).

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      объяснять совпадение и расхождение количества звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – с. 88, упр. 43; с. 89, упр. 44, 46; с. 90, упр. 47, 48;

·      работать в паре: выслушивать мнение друг друга, аргументированно объяснять свой вариант ответа, приходить к единому решению – с. 89, упр. 45.

Речевое развитие:

·      умение вести диалог.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД:

с. 88 – приобщение учащихся к планированию учебной работы;

с. 90, упр. 47 – умение выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме;

·      познавательные УУД:

с. 88, упр. 43; с. 89, упр. 44, 45; с. 90, упр. 47 – умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

с. 88, упр. 43; с. 89, упр. 44, 45, 46 – умение устанавливать причинно-следственные связи;

·      коммуникативные УУД:

с. 88, упр. 43; с. 90, упр. 47 – работа со взрослыми;

с. 89, упр. 45 – работа в паре;

с. 88, упр. 43; с. 89, упр. 45; с. 90, упр. 47 – умение активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 88 – приобщение первоклассника к постановке цели урока и осознанию её и ожидаемых результатов;

с. 88, упр. 43; с. 89, упр. 45; с. 90, упр. 47 – создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослым (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

·     анализировать слова с буквами е, ё, ю, я в начале слова и с мягким знаком (ь) в конце слова;

·     сравнивать и сопоставлять слова, в которых количество звуков и букв не совпадает;

·     объяснять, почему количество звуков и букв в слове не совпадает.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над упражнением рубрики «Пишите красиво!» (упр. 42).

– Посмотрите, какие буквы мы будем сегодня тренироваться писать.

– Прочитайте слова.

– Есть ли в этих словах мягкие согласные звуки?

– Как мягкость этих согласных обозначена на письме? (После анализа слов учащиеся выполняют упражнение рубрики «Пишите красиво!».)

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

– Давайте вспомним (прочитаем), какая учебная задача стояла перед нами на прошлом уроке. Какой вывод мы сделали?

– А какую задачу будем решать на этом уроке? Прочитаем её.

– Значит, на прошлом уроке мы выяснили, всегда ли одна буква обозначает один звук, а на этом уроке мы должны ответить на вопрос: «Почему количество звуков и букв в слове может не совпадать?»

– Как вы думаете, поможет ли нам то, что мы узнали на прошлом уроке, решить задачу этого урока? Расскажите, каким образом.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 43.

– Рассмотрите рисунок. Какие животные на нём изображены?

– Какие из них домашние.

– Произнесите каждое слово–название животного и определите, сколько звуков в каждом слове.

– Прочитайте эти слова. Сколько букв в каждом слове?

– Объясните, почему количество звуков и букв в словах не совпадает.

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнения 44, 45, 46.

Упражнение 47.

– Произнесите название каждого предмета по слогам и скажите, сколько звуков в первом слоге каждого слова, прочитайте эти слова. (Ящерица, ерши, юла, ёжик.)

– Сравните количество звуков и букв в каждом слове.

– Объясните, почему в этих словах звуков больше, чем букв.

Упражнение 48.

(При выполнении упражнения важно напомнить уча­щимся о правилах записи стихотворного текста.)

V. Итог урока.

– Расскажите, всегда ли количество звуков и букв в слове совпадает.

– Почему количество звуков и букв в словах может не совпадать?

На этом уроке дети должны уяснить, что количество звуков и букв в слове может не совпадать, так как буква ь (мягкий знак) звука не обозначает, а буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают два звука.

 

 

Урок 21[6]

Способ проверки правописания безударных гласных в слове

Целевые установки урока:

·     познакомить учащихся с единообразным написани­ем букв на месте ударных и безударных гласных звуков в формах одного и того же слова;

·     подготовить первоклассников к восприятию поня­тия «проверочные слова» (без терминологии);

·     речевое развитие:

– расширять и уточнять словарный запас учащихся (работа со словами – названиями грибов).

Характеристики деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

·      сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков – с. 119, упр. 105;

·      объяснять, почему обозначение на письме безударных гласных звуков можно проверять ударением – с. 119, упр. 106;

·      упражняться в проверке безударных гласных в слове.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

·      регулятивные УУД:

с. 118 – приобщение учащихся к планированию учебной работы;

·      познавательные УУД:

с. 119, упр. 105 – умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным категориям;

с. 119, упр. 106 – умение устанавливать причинно-следственные связи;

·      коммуникативные УУД:

с. 119, упр. 105, 106 – работа со взрослыми.

Личностные УУД, формируемые на уроке:

с. 118 – приобщение первоклассника к подготовке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;

с. 119, упр. 105 – создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослым (учителем) и сверстниками в учебном процессе.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся учатся:

·     выделять в словах безударные гласные звуки;

·     сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков;

·     подбирать слова-помощники (проверочные слова) к словам с безударными гласными.

Ход урока

I.  Организационный момент.

II. Работа над заданием рубрики «Пишите красиво!» (упр. 103).

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

– Давайте вернёмся к упражнению 103.

– Дополните первое сочетание букв из этого упражнения до слова. (Гриб.)

– Сколько в этом слове слогов? Почему вы так решили?

– Какой гриб считается самым лучшим? Его называют царём грибов.

– Дополните второе сочетание букв до этого слова. (Белый.)

– Сколько в этом слове слогов? Какой слог ударный? Расходится ли произношение ударного гласного в слоге с его обозначением на письме?

– Найдите белый гриб на рисунке (упр. 104).

– Какие грибы растут на пне? (Опята.) Как называются грибы с рыжей шляпкой? (Лисички.) Почему они так называются? (Названия грибов должны быть написаны на доске.)

– Сколько слогов в слове лисички?

– Какой слог ударный? Какие слоги безударные? (Аналогично проводится работа со словом опята.)

– Совпадает ли произношение безударных гласных звуков в этих словах с их обозначением на письме?

– Какой вывод мы сделали на прошлом уроке об обозначении на письме безударного гласного звука?

(Можно прочитать сведения о языке на с. 117.)

– Как узнать, какой буквой обозначать безударный гласный звук, мы сегодня попытаемся выяснить на уроке. Давайте прочитаем, какая учебная задача стоит перед нами (с. 118).

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 104.

– Отгадайте загадку:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я ... (Подосиновик.)

– Найдите этот гриб на рисунке.

– Послушайте ещё одну загадку:

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

В белых точечках.

Никуда не годный!

Ядовитый очень? Да! (Мухомор.)

– Почему этот гриб никто не брал?

 – Каким он назван в стихотворении? (Ядовитым.)

– Найдите этот гриб на рисунке.

– Кто узнал другие грибы на нижней картинке?

– Можно ли их употреблять в пищу?

– Как называют такие грибы? (Несъедобные, ядови­тые.)

– Посмотрите на значок, предупреждающий об опас­ности.

– А на верхнем рисунке какие грибы? (Съедобные.)

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 105.

– Прочитайте первую пару предложений.

– Назовите безударный гласный звук в выделенном слове второго предложения.

– Сравните его произношение и обозначение на пись­ме. Совпадают ли они?

– Как вы думаете, а почему на месте этого звука в слове написана буква и?

– Нет ли рядом слова-помощника?

– Когда мы говорим гриб, а когда – грибы? (Один пред­мет – несколько предметов.)

 – Прочитайте вторую пару предложений.

–  Обратите внимание на выделенные слова.

 – В каком слове есть безударный гласный звук? (В слове кота.)

 – Какой звук мы произносим? ([a])

– Сравните произношение и обозначение на письме этого звука.

– Как вы думаете, почему написана буква о?

– Расходится или совпадает произношение ударных гласных с их обозначением на письме?

– А как бывает с безударными гласными? (Может рас­ходиться, а может совпадать.)

– Что же делать, если звук находится в безударном положении? (Искать слова-помощники.)

– Спишите предложения. Подчеркните буквы на мес­те безударных гласных звуков в выделенных словах.

Упраж­нение 106 (коллективная работа).

– Почему слова в скобках помогают написать слова с пропущенными буквами? (Это слова-помощники. В них гласный звук ударный, а произношение и обозначение на письме ударных гласных не расходятся.)

– Послушайте шуточное стихотворение:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

                  (Н. Бетенькова)

V. Итог урока.

– Что нового сегодня узнали на уроке?

– Произношение и обозначение какого звука на пись­ме не вызывают сомнений? (Ударного.) Почему?

– У какого гласного звука произношение и обозначе­ние на письме могут расходиться? (У безударного.)

– Как же выяснить, какой буквой надо обозначить безударный гласный звук? (Поискать слова-помощники.)


Скачано с www.znanio.ru



[1] Первый урок раздела «Предложение» состоит из двух частей. Основная задача первой части – познакомить учащихся с новым для них учебным предметом «Русский язык» и структурой учебника. Во второй  части урока  заключено описание непосредственной работы по теме урока «Общее понятие о предложении».

[2] Целеполагание – это результат совместного анализа и обсуждения учителем и учащимися целей конкретных уроков, представленных в учебнике. Целеполагание является руководством к осознанной и активной деятельности учащихся на уроке.

[3] Словарная работа проводится по усмотрению учителя.

[4] Работа с архаизмами (по усмотрению учителя) может быть проведена на основе предлагаемого материала или этимологического словаря.

Невод – общеславянское слово. Образовано как производное с помощью приставки не– от исчезнувшего водь. «Отрицательное название возникло как результат табуирования (рыба не должна знать об опасном для неё предмете)».

Прялка – собственно русское слово. Является суффиксальным производным от пряло. Первичное значение – «вытягивать нить».

Надобно – от надоба. Древнерусское слово, означающее «пора, время». Однокоренные слова – добрый, сдоба, удобный, подобный.

Государыня – древнерусское слово, происходит от той же основы, что и господин (хозяин).

[5] Работая над этим словом, целесообразно задать детям вопрос: «Знаете ли вы?..» – и дать им справку: «Слово арбуз пришло к нам из татарского языка, и означает оно «ослиный огурец».

[6] На предыдущем уроке дети познакомились с произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных в слове.

Цель актуализации знаний – воспроизвести знания учащихся о произношении и обозначении на письме ударных и безударных гласных в слове, о том, что безударные гласные обозначаются на письме по правилам.