Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".
Оценка 4.8

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
Взрослым
25.02.2018
Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".
Методические рекомендации адресованы учителям биологии. В настоящее время обучение переживает сложный период, связанный с изменением целей образования.Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований, поиск инновационных средств, форм и методов обучения, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий.Методические рекомендации "Эффективные технологии организации образовательного процесса"
Эффективные технологии организации образовательного процесса.docx
Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации Методические рекомендации                                       В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает  сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального  государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на  компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном  плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и  дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых  педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска  инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой  и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и  информационных технологий.  Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными  потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать  полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве,  продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои  достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое  качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы  деятельности.         В наше  время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие  постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени  заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно  действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.         Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных  заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных: ­ ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих  проблем; ­ самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и  каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными  генерировать новые идеи, творчески мыслить; ­ грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения  определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и  аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых  проблем); ­ быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь  работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело  выходя из любых конфликтных ситуаций; ­ самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна,         Основополагающие государственные документы, касающиеся школы  «Концепция общего среднего образования», Закон Российской Федерации «Об  образовании» ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три  важных постулата:  ­ школа является важнейшим фактором развития личности; ­ школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития  российского общества; ­ систему образования и школу необходимо постоянно  развивать. Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.         Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной  дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии).  Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных  технологий позволит учителю:  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;  • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою  учебную, самообразовательную деятельность;  • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в  организации учебных занятий.  Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность  педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться  высоких результатов обученности учащихся.  Проблемное обучение.  Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной  самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит  творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные  способности.  Разноуровневое обучение.  У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному,  реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.  Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность  испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.  Проектные методы обучения.  Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие  способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному  самоопределению. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, Исследовательские методы в обучении.  Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в  изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании  мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого  школьника.  Лекционно­семинарско­зачетная система  Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся  подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной  подготовке учащихся.  Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других  видов обучающих игр.  Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование  определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие  общеучебных умений и навыков.  Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).  Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и  детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от  ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять  психолого­педагогические диагностики личности.  Информационно­коммуникационные технологии.  Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование  интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.  Здоровье сберегающие технологии.  Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять  различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками,  определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение  самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты  в обучении.  Систему инновационной оценки «портфолио».  Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента  педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории  индивидуального развития личности.  И конечно хочется, более подробно остановится на тех технологиях, которые я  использую на своих уроках. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна,           О технологии развития критического мышления (ТРКМ) я впервые узнала на  курсах повышения квалификации, эта технология меня заинтересовала, и я начала  применять её на своих уроках биологии.      Цель технологии критического мышления научить ученика самостоятельно  мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.    В процессе реализации ТРКМ обеспечивается: ­ достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах; ­ у школьников постепенно формируется сознание успешности его деятельности; ­ учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее  значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их  саморазвитию; ­ учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной  деятельности; ­ учит мыслить логически, нестандартно, творчески; ­ возможность учета индивидуальных особенностей познавательных интересов  учащихся; ­ возможность организации работы учащихся с различными источниками  информации;  ­ возможность организации коллективной, парной и индивидуальной,  самостоятельной деятельности на уроке.     По мнению психологов, человеческое восприятие определяется этапами: сначала  надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой  информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их  сможешь применить. А базовая модель технологии РКМЧП отвечает в полной мере этим  этапам, где есть три основных стадии деятельности учащихся.     ТРКМЧП мне нравится тем, что придает организационную четкость,  целенаправленность и целесообразность познавательной деятельности учащихся во время  урока, активизирует и организует процессы, направленные на работу с учебным  материалом. На уроке создается психологически комфортная среда, ведь на уроке  разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки.  Деятельностный подход,  лежащий в основе технологии, позволяет изменить характер  взаимодействия между учителем и учащимися, создает в классе обстановку культуры Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, общения, доверия и доброжелательности, успешность в освоении предмета, но и  сохранение  здоровья участников.     Технология РКМ позволяет   все обучение проводить на основе принципов  сотрудничества, совместного планирования и осмысления. В технологии каждый этап  (вызов, осмысление, рефлексия) предусматривает различные приемы, которые отбираются  в зависимости от содержания учебного материала, целей и учебных задач урока, состава  класса и т. д.     Что дает ее применение? В настоящее время в образовании ставятся цели  обучения: учиться изучать, учиться делать, учиться быть, учиться жить и работать вместе.  Традиционное обучение не может достичь этих целей, а совокупность приемов в  технологии критического мышления, направлены именно на их достижения.     На основе технологии критического мышления можно обучить школьников  находить информацию в различных источниках, определять причины проблем, вести  переговоры, творчески интегрировать имеющуюся информацию, обобщать полученные  знания, а также мотивировать ученика к активной учебной деятельности, повышать интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материла. Я думаю, что данная  технологи решает ряд важных задач, например, таких как культура письма,  образовательной мотивации, информационной грамотности, социальной компетентности и  других не менее значимых на современном этапе, задач.    На данный момент проблема состоит в том, как уложиться в рамках урока,  катастрофически не хватает времени. Но, тем не менее, технология развития критического  мышления позволяет учащимся освоить достаточный материал, чтобы с уверенностью  участвовать в учебном процессе. Применение технологии РКМЧП дает возможность учителю оценить когнитивные способности   учащихся,   провести   рефлексию   их   деятельности   и   ценностно­смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться   дальше   как   в   планировании   и   ведении   урока,   серии   уроков,   так   и   в   плане профессионального развития. Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий  ведения урока. Первый прием – это кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и  графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать  как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая  какие­то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым об­ разом, компонуем по категориям. «Грозди» ­ графический прием систематизации  материала. Наши мысли же не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, определенном порядке.   Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем   информацию,   полученную   до   знакомства   с   основным   источником (текстом)   в   виде   вопросов   или   заголовков   смысловых   блоков.   Пример   использования кластера: Напишите в кластере всё, что мы изучили о  химических веществах? Хим. в - ва Что ещё нужно изучить, чтобы у вас полностью сформировались знания о   химических  веществах?   Предлагаю  по схеме – кластеру, размещенному на доске, назвать тему урока и  обосновать свой выбор. Записывают тему урока. Инсерт Еще один прием данной технологии, который часто используется, ­ это маркировка текста значками по мере его чтения ­ «ИНСЕРТ» (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стил). «v» ­ уже знал «+» ­ новое «­» ­ думал иначе «?» ­ не понял, есть вопросы Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой знаки будут   заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, Сформулируем некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме. ­ Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка ­ «+» и «v»; три значка ­ «+», «v», «?»; четыре значка ­ «+», «v», «­», «?». ­ Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. ­ Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше; возможно, количество значков увеличится. Следующим   шагом   может   стать   заполнение   таблицы   3,   количество   граф   которой соответствует числу значков маркировки. Этот прием работает на стадии осмысления содержания. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом, мы обеспечиваем вдумчивое внимательноечтение. Технологический   прием   «ИНСЕРТ»   и   таблица   делают   зримыми   процесс   накопления информации,   путь   от   «старого»   знания   к   «новому».   Важным   этапом   работы   станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. .           Используем   эти   приемы   на   уроке.   "Учащиеся   обычно   предпочитают устную форму работы. Не все любят писать. Кроме того, на уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться.  Графическая   же  форма   превращает  урок  в  увлекательную  игру,   помогает понятьеще до организации основной работы, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания. «v» «+» Подставьте «v» на полях, Если то, что Вы читаете, соответствуе т тому, что вы знаете или думали, что знаете Поставьте «­», «+» на полях, т Если то, что вы читаете, является для вас новым «­» Поставьте  если то, что вы читаете, противоречи «?» Поставьте «?» на   полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы по­ тому, что вы уже знали или думали, что знаете лучить более подробные сведения по данному вопросу Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, Таблица «тонких» и «толстых» вопросов  может быть использована на любой из  трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут  вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На  стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу  чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.                                                                                                              Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов                            «Тонкие» вопросы  «Толстые» вопросы    Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?       Кто…?       Что…?        Когда…?       Может…?       Будет…?       Мог ли…?       Как звали…?       Было ли…?       Согласны ли вы…?       Верно ли…?       По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие  простого, односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие  подробного, развернутого ответа. Сводная таблица Как за короткое время освоить большое количество информации? В этом поможет  прием «сводная таблица». Она выглядит так: Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна,                                                                                                                                          Форма сводной таблицы Общая характеристика червей Характеристика Тип Плоские  Тип Круглые  Тип Кольчатые  Черви Черви Черви 1. Представители Белая планария, Человеческая  Дождевой червь, бычий цепень,  печеночный сосальщик аскарида нереида 2. Симметрия Двусторонняя Двусторонняя Двусторонняя 3. Численность 12500 видов 1 млн.видов 9 тыс.видов 4. Кожно­ Продольные и  Продольные  Продольные и  мускульный мешок кольцевые мышцы мышцы кольцевые мышцы 5.  Пищеварительная  система Рот­глотка­ кишечник Рот­глотка­ кишечник­анальное  отверстие 6. Кровеносная  ­ система 7. Нервная  Нервные стволы система и узел ­ ­ Рот­глотка­ пищевод­зоб­желудок­ кишечник­анальное  отверстие Замкнутая, 2  сосуда, “5 сердец” Нервная  цепочка и  окологлоточное кольцо 8. Выделительная Разветвленные  Через жидкости  Через трубочки  система канальца тела в члениках 9. Половая  Гермафродит Раздельнополые,  Гермафродит система 10. Среда  обитания Водная,  паразиты до 200 тыс.яиц в день Паразиты Водная,  почвенная Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, Синквейн ­ происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение,  состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность  формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких  значимых словах, емких и кратких выражениях.   Обычно синквей использую  на стадии  рефлексии, хотя может быть   и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Технология РКМЧП с успехом применяется на любой ступени обучения вплоть до  высшей школы, ведь задача развития критического мышления не ограничивается каким –  то небольшим временем. Для каждой учебной дисциплины любого  возраста может быть  использован свой набор методов и приемов, и, как показывает практика, нет ни одной  учебной темы в которых невозможно было бы использовать технологию.  Разные возрастные группы учащихся предпочитают неодинаковые приемы и методы    : 5 ­ 6  классы  ­  «толстые и тонкие вопросы», «кластеры», «перепутанные логические   цепочки».  Пяти­   и   шестиклассникам   трудно   объяснить   свои предпочтения,  поэтому оценка  чаще  всего происходит  с  точки зрения   «люблю,  не люблю», «нравится, не нравится» «нравится, потому что интересно», «не нравится, потому   что   неинтересно»,   «не   нравится,   но   нужно».   Неожиданно   в   5   классе прозвучала   такая   аргументация:   «Мне   нравится   это   делать,   потому   что   нужно приложить всю силу своего ума», «нравится, потому что трудно».  7   класс  ­   наиболее   популярны  «кластеры»,   «толстые   и   тонкие   вопросы», «перепутанные логические цепочки».  Семиклассников привлекает игровой момент в приеме, элемент соревнования, эмоционального участия, что соответствует возрастным особенностям данной категории учащихся.  8   класс  ­   в   первую   очередь,   выбирает  «инсерт»,   «ассоциации»,  что   дает возможность проверить свои знания по предмету.  Ученики, уверенные в себе, с развитой коммуникативной культурой, успешные в обучении   оценивают   приемы   с   точки   зрения   сложности:   не   требуют   больших интеллектуальных, по их мнению, затрат ­ значит оценка приема ниже (например, «толстые и тонкие вопросы», «кластеры»). Возможно именно в этом возрасте начинает проявляться когнитивная экономия ­ процесс, позволяющий уменьшить затраты умственной энергии и сделать мыслительный процесс менее трудоемким. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, 9 ­ 11 классы ­ предпочтение отдают «кластеру», «зигзагу», «мозговой атаке», «концептуальной таблице». «Кластеры» потому, что старшеклассники сориентированы на получение большей информации. Теперь на практике они научились быстро и качественно ее обрабатывать.  Высоко   оценивается   «Зигзаг»,   поскольку   в   этом   возрасте   активно   развивается понимание ответственности друг за друга, акцентируется внимание, исчезает страх перед новыми группами, страх перед речевым высказыванием.    Информационно­коммуникативная  технология.  В широком значении информационно­коммуникационные технологии(ИКТ) – это  использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации  информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. Для меня внедрение ИКТ в образовательный процесс стало не только насущной  необходимостью, а так же осознанным процессом технологизации.  В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего,  принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет  интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на  поставленные ранее вопросы. В изучении школьного курса  биологии я   выделяю несколько основных  направлений, где оправдано использование компьютера:  ­ наглядное представление объектов и явлений микромира;  ­изучение биохимических процессов;  ­изучение природных процессов и явлений  ­моделирование биологического эксперимента;    ­система тестового контроля;   ­подготовка к ЕГЭ. Широкое использование анимации, биологического  моделирования с  использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и  запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему  тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и  облегчает понимание окружающей среды. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке  биологии – его использование при рассмотрении сложных  биологических  процессов,  таких как фотосинтез, биосинтез белка, митоз, мейоз  и другие сложные биохимические  процессы.  Спектр использования компьютера на уроке широк и разнообразен. Конечно, для того, чтобы подготовить и организовать качественную работу в  выбранном мною  направлении, необходимо наличие компьютеров хотя бы на парту.  Формы использования ИКТ Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, При подготовке и проведении уроков биологии  на различных ступенях обучения я  использую различные формы  ИКТ, а именно: 1         Готовые электронные продукты, которые  позволяют интенсифицировать  деятельность учителя и ученика,  позволяют повысить качество обучения предмету,  отразить существенные стороны  биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.   2      Собственные  мультимедийные презентации, использование которых позволяет  представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных  исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом  случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию  не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память  учащихся.   3         Ресурсы сети Интернет.   Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная  почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью  современного образования, использования Интернет­ ресурсов: библиотека, медиатека.  Получая из сети учебно­значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: ­целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным  признакам; ­видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в  информационном сообщении.  4      Желательно  использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) так как есть ряд  преимуществ, как для учителей, так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и  достаточно хорошо усвоить изучаемый материал. Преимущества для учителя:     ­поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб­ресурсов.     ­позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые  записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и  упрощая проверку усвоенного материала.      ­вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует  профессиональный рост. Преимущества для учащихся: ­делает занятия интересными и развивает мотивацию.  ­предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. ­учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной,  эффективной и динамичной подачи материала. ­позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к  всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. ­учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.  ­отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием,  таким образом, повышается вовлеченность учащихся  класса и детей с ограниченными  возможностями. Этот ресурс, ни смотря на все перечисленные преимущества в образовательном  процессе, пока отсутствует в кабинете биологии. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, Значение использования информационно­коммуникационных технологий для учителя. Используя ИКТ на своих уроках, я нахожу ряд преимуществ, которые помогают мне в работе, а именно: ­  экономия времени на уроке;  ­  глубина погружения в материал;  ­  повышенная мотивация обучения;  ­ интегративный подход в обучении;   ­возможность одновременного использования аудио­, видео­, мультимедиа­  материалов;  ­возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся,  т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его  проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;  ­ привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию  учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно  мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать  необходимую информацию. Среди программных средств чаще всего использую  Power Point , Excel ,      программные продукты по биологии.   Особенно часто на своих уроках я применяю игровые технологии, так как они  развивают познавательный интерес учащихся. Мы все любим, играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам  удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить  самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые  виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно  принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Особенности методики применения игровых технологий. Цели применение игр на уроке биологии: 1 2 3 4 Развитие мышления  Углубление теоретических знаний  Приобретение новых знаний, умении, навыков Мотивация учебной деятельности  Задачи игр: 1) Образовательные: а) способствовать  усвоению учащимися учебного материала.  б) способствовать расширению кругозора.  2)Развивающие: а) развивают у учащихся творческое мышление. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, б) способствуют умению практически применять полученные знания на    уроках и  во внеклассной работе. в) способствуют развитию творческих способностей.  3) Воспитательные: а) способствуют воспитанию и развитию личности.  б) воспитываю нравственные убеждения и взгляды.  в) способствуют воспитанию самостоятельности и воли в работе.    Функции игр: 1 деятельность. Во время игр происходит одновременно игровая, учебная и трудовая  2 3 Игра требует от школьника знаний предмета.  В игре  ученик учится планировать свою работу, оценивать свой и чужой  результаты. 4  Во время игр, учащиеся не только получают новую информацию, они учатся  обобщать, систематизировать, выделять главное, правильно использовать и применять эту  информацию. 5 Результаты игр показывают школьникам и учителю уровень  подготовленности обучающихся. Они побуждают их к познавательной активности и  повышают интерес к предмету. Виды игр :  1) игры­ упражнения  2) игры­«Путешествия»  3) сюжетно­ролевые игры  4) игра­«Спектакль»  5) игры­«Загадки»  6) игра­«Сказка»  7) игра­«Цепочка»  8) игра­ викторина­ «Что, Где, Когда?»  9) игра­ «Угадай­ка!»  Применение игровых технологий возможно: 1) 2) При переходе к изучению новой темы. При закреплении нового материала и обобщении. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, 3) 4) В процессе обобщения изученного материала. При проверке знаний.  Методические приемы применения игровых технологий на уроках.        Я попробовала применять в своей практике разнообразное количество  дидактических игр. Мною разработаны уроки, где фрагментарно применяю игровые  моменты, и уроки, где игра – ведущий метод.  Например, в 6 классе при изучении темы «Шляпочные грибы» я провожу урок ­  путешествие в мир грибов.  Учащиеся, работая в парах, знакомятся со строением,  многообразием и значением шляпочных грибов, побывав на станциях географической,  исследовательской, информационной и промышленной. Активизация во время игры выражается в устных рассказах, вопросах и ответах.  Работа в парах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес,  развивает чувства коллективизма.  Формой активной работы служит использование ролевых игр. В таких играх  группы детей могут выступать от имени определенных животных или растений. Взяв на  себя ту или иную роль, дети подбирают информацию, которая позволяет лучше понять  условия жизни «героев», и их среду обитания. Ролевые игры отличаются от других тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.  Так при изучении темы : «Гигиена питания» в 8 классе, я провожу урок в виде ролевой  игры о значении правильного питания в жизни человека. Эту игру можно использовать во  внеклассной работе.  У обучающихся развивается речь, музыкальный слух, тренируется  память. А в процессе работы повышается самооценка уважение  друг к другу, они учатся  общаться, договариваться, прислушиваться друг к другу.      Так же активизацией внимания, мышления и привлечение интереса служит материал по  теме: «Про гидру» в 7­ом классе, предложенный в виде сказки, ученики,  прослушав сказку, отвечают на вопросы о строении гидры, работают в  маршрутных листах, отгадывают загадки.  Умение выделять главное из общего, распознавать объекты, сравнивать,  анализировать, обобщать – все эти действия развивают критическое мышление, что  способствует созданию устойчивого интереса к биологии.  Игры­ упражнения могут проводиться как на уроке, так и во внеурочной учебной  работе. Они занимают обычно 10­15 минут направлены на совершенствование  познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды,  ребусы, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснения пословиц и  поговорок о растениях и животных. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, С целью быстрейшего овладения учащимся материалом по систематике растений и  животных предлагаю игру «Найди родственников». Вызванный  ученик получает карточку  и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, отряду,  семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение  пшеницы, то ученик подбирает ряд других представителей семейства злаковых, и даёт  общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному  материалу, он получает оценку.  При повторении пройденного материала, а также на обобщающих уроках  целесообразно использовать ботаническое или зоологическое лото. В 7­ом классе занятие  можно построить так: ученик берёт карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены пустые клетки. Отдельно нарисованы схемы, показывающие различные стадии  развития насекомых. Отвечающий ученик должен выбрать те изображения, которые  относятся к данному насекомому, и рассказать о его биологических особенностях,  значение в природе и народном хозяйстве. Игры­упражнения могут иметь место и при  выполнении учащимися домашних заданий. Можно предложить им закончить решение  головоломки или отгадывания кроссворда, начатых на уроке. Или самостоятельно  подобрать пословицы, поговорки, шарады, ребусы к следующему уроку. Большинство  ребят увлекается такой работой, она их не утомляет и в то же время заинтересовывает,  даёт возможность проявить инициативу, изобретательность, творчество и даже  эстетический вкус.  В своей работе я стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся не  на репродуктивном, а на творческом уровне. Индивидуальный подход направлен на  развитие личности. Игровые технологии способствуют более осмысленному и  заинтересованному изучению материала, приобретению навыков по самообразованию,  повышают прочность и осознанность знаний. На своих уроках я частично применяю и другие технологии, здоровьесберегающие  (различные физкульт­минутки), технологию проблемного обучения (постановка  проблемных вопросов), технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая  работа). Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с  современными информационными технологиями могут существенно повысить  эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным  учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.  Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные  подходы, иное право, иные отношения. Иное поведение, иной педагогический менталитет в  рамках нового федерального государственного стандарта.      Список литературы: 1989.  1. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: «Педагогика»,  Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд­во Ин­ та «Открытое общество», 2000. Оренбургской области учитель биологии МОАУ «Подольская  СОШ» Муллабаева Гульдар Забировна, 3. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.  Учеб.­метод. Пособие. М.: Мирос, 2002. Е.А. Галкина Технологии обучения биологии: Учебно­методическое пособие. 4. 5. 8. 9. – М.: ИПК КГПУ, 2011. Иванцова Л. И. Применение информационно­коммуникационных технологий  в предпрофильном обучении. 2014. 6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ  Сфера, 2005. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. –  М.: «Народное образование»,1998.  http://www.trizway.com  http://bio.1september.ru

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".

Методические рекомендации " Эффективные технологии организации образовательного процесса: пути реализации".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018