Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Оценка 5

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
9 кл—11 кл
09.03.2018
Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Сегодня, когда стремительно меняется многое в нашем обществе, в том числе рынок труда, необходимо учить детей заглядывать в будущее, а не увязать в настоящем. Только так можно хотя бы как-то нарисовать себе перспективу своей жизни. Поэтому так необходимы сегодня какое-то новое содержание и интересные формы работы по профориентации. По моему мнению, замечательным помощником в этом может стать «Атлас новых профессий», с которым не только должен познакомиться каждый, кого заботит будущее своих учеников, но и организовать систематическую работу со своими учениками и их родителями. Как это сделать? Ответ на этот вопрос дают предлагаемые методические рекомендации.Методические рекомендации для классных руководителей 9-11 классов по работе с "Атласом новых профессий"
Методические рекомендации для классных руководителей.docx
А.В.Сапа, заместитель директора по УВР  МАОУ Тисульской средней  общеобразовательной школы № 1  (Кемеровская область)  Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий» Сейчас — как раз то самое время,  когда настоящее прямо на наших глазах  превращается в будущее.  Айзек Азимов I. Что такое «Атлас новых профессий» «Атлас новых профессий» — альманах перспективных отраслей и профессий, которые будут востребованы через 10–20 лет. Атлас — результат масштабного исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково», в котором приняли участие свыше 4000 экспертов из реального сектора экономики, научного и образовательного сообщества, федеральных органов исполнительной власти, экспертов в области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда. Атлас создан в результате масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Главный организатор проекта – Екатерина Лукша, вместе с которой работали над созданием Атласа Павел Лукша, Дмитрий Песков, Дарья Варламова, Дмитрий Судаков и Денис Коричин. Первая версия Атласа новых профессий была представлена российским читателям в январе 2014 года. В 2015 году вышла вторая версия Атласа1. «Этот атлас – пока наш первый шаг, он не полный, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем – и под него была выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развития. Программа атласа будет выдавать пошаговую инструкцию – например, сначала поучиться 1 http://atlas100.ru в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать», – рассказал на презентации атласа руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же составители атласа ограничились небольшим списком вузов и работодателей для каждой отрасли. Прежде всего, Атлас рассчитан на родителей детей и существенное влияние на подростков, профессиональный выбор своих детей, педагогов и преподавателей средней, и школы. Для выпускников школ Атлас профессий будущего должен стать своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда. Вот что о значении Атласа говорят его разработчики: которые оказывают профессиональной высшей  «Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям… Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку…» (Из Предисловия к первому изданию Атласа).  «…мы уверены, что прогрессивные, чувствующие динамику современной жизни родители и молодые люди прочтут Атлас вдумчиво, увидев за иллюстрациями и простой подачей материала важный для себя смысл и задачи на ближайшее будущее. Покажите Атлас детям. Может быть, ваш ребенок найдет в нем то будущее, о котором мечтает» (Андрей Никитин).  «Это не попытка придумать будущее, а глубокий анализ трендов основных отраслей и компаний, желание понять, как меняется мир и каких молодых специалистов он потребует. Как пользоваться Атласом? Самое главное – не считать его ни догмой, ни фантастической книгой, хотя названия некоторых будущих профессий могут заставить улыбнуться. Атлас – это, прежде всего, хороший повод задуматься о том, какое образование нужно вам и вашим детям, кем вы хотите быть… Что нас ждет завтра? Скорее всего, мы должны будем не раз сменить наши профессии и постоянно учиться новым. И будущая профессиональная жизнь будет скорее чередой профессий – возможно, из списка Атласа, которые придется осваивать в процессе. В будущем нам придется много и часто меняться, и сейчас самое время к этому подготовиться. Чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, нужно не просто отучиться и получить два или три диплома. Необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций… Если Атлас убедит вас, что ваше будущее, ваша карьера могут оказаться гораздо новых  «Атлас интереснее тех, которые вы себе представляли ранее, и, самое главное, зависят исключительно от вас, то этот труд исследователей был не напрасен» (Андрей Шаронов).  «Атлас – сигнал для молодых людей, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свой потенциал. Атлас… стремится помочь ответить на вопрос, какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованными специалистами в новом мире. Атлас является своего рода картой возможностей, по которой человек может построить собственную траекторию движения в интересное будущее» (Глеб Никитин»). обобщающий и систематизирующий подобную информацию, можно рассматривать как инструмент профессиональной ориентации, который способен помочь молодежи сделать правильный выбор специальности. Именно этот выбор в будущем обеспечит им востребованность на рынке труда» (Алексей Репик). профессий,  «Наша цель – показать горизонт, чтобы родители отдавали детей туда, где есть настоящие перспективы, в те профессии, которые по-настоящему нужны стране. И это самосбывающееся пророчество… Мы хотим, чтобы наш Атлас побудил родителей требовать от вузов обучать новым профессиям, рисковать, показать государству – вот те, кто нам нужен» (Дмитрий Песков).  «Атлас – это книга, созданная для «снятия шор» с глаз сегодняшнего школьника или абитуриента, книга, показывающая, что за пределами привычного мира юристов-экономистов-менеджеров- маркетологов существует огромный мир профессий, часто более привлекательных для сегодняшнего ребёнка. Потому Атлас новых профессий на самом деле говорит с нами о сегодняшнем дне, о том, что нужно делать и какое направление следует выбрать, чтобы построить свой путь, ведущий в многообещающее будущее» (Дмитрий Судаков). «Атлас новых профессий» включает: • Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики. • Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде. • Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего. • Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки. • «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики. На сегодняшний день Атлас описывает новые профессии в 25 высокотехнологичных и перспективных отраслях. В сборник вошли и более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем (по прогнозам составителей Атласа, к 2020 году устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные – например, лектор в университете, копирайтер и турагент, а после 2020 года исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС). Насколько точным окажется прогноз, сказать невозможно. Однако составители атласа уверены, что изменения в структуре рынка труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься развитием технологий, и от способности образовательной системы удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от готовности федерального правительства способствовать переменам. К появлению Атласа новых профессий отношение разное – от скептического до восторженного. Но равнодушных нет. Например, журналисты Forbes изучили атлас и отобрали 24 самых интересных профессии будущего, базовое образование по которым можно получить уже сейчас: 1.Инженер-композитчик. Подбирает композитные материалы для производства, в том числе с использованием 3D-печати, робототехнических устройств с заданными характеристиками. 2.IT-генетик. Программирует геном для лечения наследственных заболеваний и генетических проблем у детей. 3.Урбанист-эколог. Проектирует новые экологически чистые города. 4.Строитель «умных» дорог. Выбирает и устанавливает «умное» дорожное покрытие с датчиками контроля состояния дороги, а также «умные» знаки, разметку и системы видеонаблюдения. 5.Оценщик интеллектуальной собственности. Определяет стоимость нематериальных активов: идеи, изобретения, бизнес-модели и т.п. 6.Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ. Организует работу краудфандинговых платформ, предварительно оценивает проекты для краудфандингового финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и авторами проектов. 6.Менеджер космотуризма. Будет разрабатывать туристические программы в околокосмическое пространство, а позднее — на лунные базы и другие космические сооружения. 7.Молекулярный диетолог. разрабатывающий индивидуальную схему питания исходя из молекулярного состава пищи и результатов генетического анализа человека. Диетолог, 8.Генетический консультант. Специалист по генетическому анализу. Анализирует данные, полученные с диагностических устройств, дает заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения. 9.Сити-фермер. Выращивает овощи и фрукты на крышах и стенах небоскребов. 10.Дизайнер виртуальных миров. Создает виртуальные миры со своей природой, архитектурой и своими законами. 11.Консультант по здоровой старости. Разрабатывает оптимальные физические нагрузки, образ жизни и систему питания для пожилых людей. 12.Прораб-вотчер. Специалист по строительству, который оценивает и, если нужно, корректирует ход строительства с помощью цифровых проектов зданий. 13.Экопроповедник. Проповедует экологически осознанный образ жизни, проводит образовательные программы для детей и взрослых. 14.Специалист по преодолению системных экологических катастроф. Предотвращает катастрофы, которые осознаются людьми постепенно: загрязнение вокруг промышленных центров, радиационные свалки, тающие ледники. 15.IT-медик. Специалист со знанием IT, который создает и управляет базами физиологических данных пациентов, а также проектирует программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. 16-17.Космобиолог и космогеолог. Космобиолог исследует, как ведут себя организмы в космосе, происходят ли генные изменения, и создает экосистемы для орбитальных станций и лунных баз. Космогеолог занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах. 18.Проектировщик «умной» среды. Создает программные и технологические решения, позволяющие домам и офисам реагировать на запросы пользователей. 19.Сетевой юрист. Разрабатывает законодательство для виртуального мира и сетей, а также разбирается в вопросах защиты виртуальной собственности. 20.Мультивалютный переводчик. Организует систему обмена и взаиморасчета традиционных и альтернативных, например электронных, валют. 21.Проектировщик медицинских роботов. Специалист, проектирующий роботов и киберустройства для медицины: диагностические роботы, роботы-хирурги, киберпротезы. 22.Электрозаправщик. для электротранспорта. Проектировщик 3D-печати в строительстве. Проектирует макеты конструкций и подбирает наилучшие компоненты для их печати. Обслуживает заправки тренды требуют Эти обозначены2. 23.Системный горный инженер. Полностью контролирует разработку месторождений: от поисково-разведочных работ до закрытия месторождения. 24. Цифровой лингвист. Разрабатывает лингвистические системы семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках. Конечно, ни один человек не может полностью предсказать и описать ожидающее нас будущее. Однако существуют социальные и технологические тенденции, или тренды, определяющие направление, в котором развивается наш мир, и, опираясь на знания о них, мы сможем понять, чему необходимо учиться и учить. В Атласе такие тренды новых «надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Надпрофессиональные навыки, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего, тоже представлены в Атласе новых профессий: 1.Мультиязычность и мультикультурность 2.Навыки межотраслевой коммуникации. 3.Клиентоориентированность. 4.Умение управлять проектами и процессами. 5.Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. 6.Творческие способности 7. Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми 8.Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом 9.Системное мышление 10.Навыки бережливого производства 11.Экологическое мышление II.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АТЛАСА НОВЫХ ПРОФЕССИЙ 2 Судаков Д.А. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ. Методические рекомендации по применению Атласа новых профессий в ходе школьной профориентационной работы в средних и старших классах / Д.А. Судаков. – МАН «Интеллект будущего». Обнинск. 2016 – с.8-11 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ. В 2015 году Атлас новых профессий неоднократно был представлен на крупнейших российских образовательных выставках и форумах, на основе Атласа экспертами Агентства стратегических инициатив проводились профориентационные игры со школьниками и подростками на площадках Международного образовательного салона, в детских центрах «Артек», «Орленок», «Сириус», на международном форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России», в системе чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia. Кроме этого, в рамках проекта «Созидание и творчество» были проведены: Всероссийский открытый конкурс проектов для школьников «Атлас новых профессий - в жизнь!», Конкурс эссе и презентаций «АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ: ЗАГЛЯНИ В БУДУЩЕЕ» В 2016 году вышла в свет книга Д.А.Судакова «АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ: Методические рекомендации по применению Атласа новых профессий в ходе школьной профориентационной работы в средних и старших классах». Уже имеющийся опыт работы позволяет выделить основные направления применения Атласа новых профессий в ходе профориентационной работы в 5-11 классах: 1.Деловая проектная игра «Требуются профессионалы», цель которой - создать проекты будущего по конкретным предложенным направлениям, для выполнения которых надо подобрать «профессионалов» из Атласа новых профессий. 2. Индивидуальный квест «Путешествие Героя в поисках Счастливой профессии», цель которого – определение области увлечения подростка и выбор им профессионального направления или специализации, которая наиболее соответствует интересам и способностям оптанта, из Атласа3. 3.Конкурсы проектов учащихся на основе Атласа, цель которых – показать, как автор понимает свои перспективы на рынке труда будущего: «Игромастер» (проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др.); «Школьный стартап» (проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной); «Проект «Центр развития образовательной среды», «Школьный бизнес-инкубатор», «Тьютор», «Тренер по майнд-фитнесу»; «Навыки будущего» (проекты, раскрывающие способы развития 3 Федоровская Е.О. Перспективность использования Атласа новых профессий в современных профориентационных играх// Судаков Д.А. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ. Методические рекомендации по применению Атласа новых профессий в ходе школьной профориентационной работы в средних и старших классах / Д.А. Судаков. – МАН «Интеллект будущего». Обнинск. 2016, с. 27-28 одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем); «Разработка и проведение внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых профессий» (игр, классных часов, развивающих занятий и т.п.). 4.Цикл классных профориентационных часов «Разговоры о будущем» («Наука и искусство: профессии искусства в будущем», «Берём с собой в завтра», «Пирамида навыков», «Новые профессии в сфере углехимии?» и др.). 5.Ролевые игры по Атласу («Дорога в профессию», «Свои в будущем», «Форсайт медицинских профессий» и др.) 6.Конкурс эссе и презентаций «Атлас новых профессий: загляни в будущее»:  Семейные профессии (Здесь главное – выбрать одну из семейных профессий и показать, что она представляет из себя сейчас и какие изменения могут произойти в ближайшем будущем).  Дай шанс (эссе и презентации, раскрывающие новый взгляд на устаревающую профессию, профессию-пенсионера).  Один рабочий день из моей жизни в будущем (Представьте, что вы – в 2030 году. У вас любимая работа, приносящая вам много радости. Как проходит ваш день на работе?)  Самое главное (эссе, посвященное навыку, который вы считаете самым важным на вашем профессиональном пути).  Что посеешь, то и пожнешь (здесь нужно показать, какие конкретные шаги вы собираетесь сделать, чтобы попасть из настоящего в будущее. Составьте стратегический план, алгоритм выбора будущей профессии). (эссе и презентации,  Судьба нам дарит испытания раскрывающие вашу работу над собой, ваш личностный рост  Одна из всех (представьте в творческой форме стратегию выбора будущей профессии из атласа). (  «Профессия и образ» (представьте в творческой форме одну из профессий будущего, основываясь на материалах Атласа новых профессий).

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»

Методические рекомендации для классных руководителей  по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018