Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
9 кл—11 кл
09.03.2018
Сегодня, когда стремительно меняется многое в нашем обществе, в том числе рынок труда, необходимо учить детей заглядывать в будущее, а не увязать в настоящем. Только так можно хотя бы как-то нарисовать себе перспективу своей жизни. Поэтому так необходимы сегодня какое-то новое содержание и интересные формы работы по профориентации. По моему мнению, замечательным помощником в этом может стать «Атлас новых профессий», с которым не только должен познакомиться каждый, кого заботит будущее своих учеников, но и организовать систематическую работу со своими учениками и их родителями. Как это сделать? Ответ на этот вопрос дают предлагаемые методические рекомендации.Методические рекомендации для классных руководителей 9-11 классов по работе с "Атласом новых профессий"
Методические рекомендации для классных руководителей.docx
А.В.Сапа, заместитель директора по УВР
МАОУ Тисульской средней
общеобразовательной школы № 1
(Кемеровская область)
Методические рекомендации для классных руководителей
по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Сейчас — как раз то самое время,
когда настоящее прямо на наших глазах
превращается в будущее.
Айзек Азимов
I. Что такое «Атлас новых профессий»
«Атлас новых профессий» — альманах перспективных отраслей и
профессий, которые будут востребованы через 10–20 лет. Атлас —
результат масштабного исследования, проведенного Агентством
стратегических инициатив и Московской школой управления
«Сколково», в котором приняли участие свыше 4000 экспертов из
реального сектора экономики,
научного и образовательного
сообщества, федеральных органов исполнительной власти, экспертов в
области мировой экономики, юриспруденции, рынка труда. Атлас
создан в результате масштабного исследования «Форсайт компетенций
2030». Главный организатор проекта – Екатерина Лукша, вместе с
которой работали над созданием Атласа Павел Лукша, Дмитрий Песков,
Дарья Варламова, Дмитрий Судаков и Денис Коричин.
Первая версия Атласа новых профессий была представлена
российским читателям в январе 2014 года. В 2015 году вышла вторая
версия Атласа1. «Этот атлас – пока наш первый шаг, он не полный, и
мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в
перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или
родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в
будущем – и под него была выстроена целостная траектория
образовательного и профессионального развития. Программа атласа
будет выдавать пошаговую инструкцию – например, сначала поучиться
1 http://atlas100.ru в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на
предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет
человек станет тем, кем он хотел стать», – рассказал на презентации
атласа руководитель департамента проектов и практик направления
«Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же
составители атласа ограничились небольшим списком вузов и
работодателей для каждой отрасли.
Прежде всего, Атлас рассчитан на родителей детей и
существенное влияние на
подростков,
профессиональный выбор своих детей, педагогов и преподавателей
средней,
и
школы.
Для выпускников школ Атлас профессий будущего должен стать
своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы
прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут
востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда.
Вот что о значении Атласа говорят его разработчики:
которые оказывают
профессиональной
высшей
«Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно
развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии,
продукты, практики управления и какие новые специалисты
потребуются работодателям… Какими знаниями, умениями и навыками
нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом
мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также
узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую
базовую подготовку…» (Из Предисловия к первому изданию Атласа).
«…мы уверены, что прогрессивные, чувствующие динамику
современной жизни родители и молодые люди прочтут Атлас
вдумчиво, увидев за иллюстрациями и простой подачей материала
важный для себя смысл и задачи на ближайшее будущее. Покажите
Атлас детям. Может быть, ваш ребенок найдет в нем то будущее, о
котором мечтает» (Андрей Никитин).
«Это не попытка придумать будущее, а глубокий анализ
трендов основных отраслей и компаний, желание понять, как меняется
мир и каких молодых специалистов он потребует. Как пользоваться
Атласом? Самое главное – не считать его ни догмой, ни
фантастической книгой, хотя названия некоторых будущих профессий
могут заставить улыбнуться. Атлас – это, прежде всего, хороший повод
задуматься о том, какое образование нужно вам и вашим детям, кем
вы хотите быть… Что нас ждет завтра? Скорее всего, мы должны
будем не раз сменить наши профессии и постоянно учиться новым. И
будущая профессиональная жизнь будет скорее чередой профессий –
возможно, из списка Атласа, которые придется осваивать в процессе. В
будущем нам придется много и часто меняться, и сейчас самое время к
этому подготовиться. Чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, нужно
не просто отучиться и получить два или три диплома. Необходимо
постоянное обучение и наращивание компетенций… Если Атлас убедит
вас, что ваше будущее, ваша карьера могут оказаться гораздо новых
«Атлас
интереснее тех, которые вы себе представляли ранее, и, самое
главное, зависят исключительно от вас, то этот труд исследователей
был не напрасен» (Андрей Шаронов).
«Атлас – сигнал для молодых людей, определяющих свою
карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свой потенциал.
Атлас… стремится помочь ответить на вопрос, какими знаниями,
умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованными
специалистами в новом мире. Атлас является своего рода картой
возможностей, по которой человек может построить собственную
траекторию движения в интересное будущее» (Глеб Никитин»).
обобщающий
и
систематизирующий подобную информацию, можно рассматривать как
инструмент профессиональной ориентации, который способен помочь
молодежи сделать правильный выбор специальности. Именно этот
выбор в будущем обеспечит им востребованность на рынке труда»
(Алексей Репик).
профессий,
«Наша цель – показать горизонт, чтобы родители отдавали
детей туда, где есть настоящие перспективы, в те профессии, которые
по-настоящему нужны стране. И это самосбывающееся пророчество…
Мы хотим, чтобы наш Атлас побудил родителей требовать от вузов
обучать новым профессиям, рисковать, показать государству – вот те,
кто нам нужен» (Дмитрий Песков).
«Атлас – это книга, созданная для «снятия шор» с глаз
сегодняшнего школьника или абитуриента, книга, показывающая, что
за пределами привычного мира юристов-экономистов-менеджеров-
маркетологов существует огромный мир профессий, часто более
привлекательных для сегодняшнего ребёнка. Потому Атлас новых
профессий на самом деле говорит с нами о сегодняшнем дне, о том,
что нужно делать и какое направление следует выбрать, чтобы
построить свой путь, ведущий в многообещающее будущее» (Дмитрий
Судаков).
«Атлас новых профессий» включает:
• Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и
долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях
российской экономики.
• Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные
преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро
адаптироваться к высококонкурентной среде.
• Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку
специалистам профессий будущего.
• Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых
технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки.
• «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно
снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям лидеров
развивающихся высокотехнологичных секторов экономики. На сегодняшний день Атлас описывает новые профессии в 25
высокотехнологичных и перспективных отраслях. В сборник вошли и
более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов,
должны исчезнуть в ближайшем будущем (по прогнозам составителей
Атласа, к 2020 году устареют не только рабочие специальности вроде
лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные – например,
лектор в университете, копирайтер и турагент, а после 2020 года
исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы
ДПС).
Насколько точным окажется прогноз, сказать невозможно.
Однако составители атласа уверены, что изменения в структуре рынка
труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может
быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься
развитием технологий, и от способности образовательной системы
удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от
готовности федерального правительства способствовать переменам.
К появлению Атласа новых профессий отношение разное – от
скептического до восторженного. Но равнодушных нет. Например,
журналисты Forbes изучили атлас и отобрали 24 самых интересных
профессии будущего, базовое образование по которым можно
получить уже сейчас:
1.Инженер-композитчик. Подбирает композитные материалы для
производства,
в том числе с использованием 3D-печати,
робототехнических устройств с заданными характеристиками.
2.IT-генетик. Программирует геном для лечения наследственных
заболеваний и генетических проблем у детей.
3.Урбанист-эколог. Проектирует новые экологически чистые города.
4.Строитель «умных» дорог. Выбирает и устанавливает «умное»
дорожное покрытие с датчиками контроля состояния дороги, а также
«умные» знаки, разметку и системы видеонаблюдения.
5.Оценщик интеллектуальной собственности.
Определяет
стоимость нематериальных активов: идеи, изобретения, бизнес-модели
и т.п.
6.Менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых
платформ. Организует работу краудфандинговых платформ,
предварительно оценивает проекты для краудфандингового
финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и авторами
проектов.
6.Менеджер космотуризма. Будет разрабатывать туристические
программы в околокосмическое пространство, а позднее — на лунные
базы и другие космические сооружения.
7.Молекулярный диетолог.
разрабатывающий
индивидуальную схему питания исходя из молекулярного состава пищи
и результатов генетического анализа человека.
Диетолог, 8.Генетический консультант. Специалист по генетическому анализу.
Анализирует данные, полученные с диагностических устройств, дает
заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения.
9.Сити-фермер. Выращивает овощи и фрукты на крышах и стенах
небоскребов.
10.Дизайнер виртуальных миров. Создает виртуальные миры со
своей природой, архитектурой и своими законами.
11.Консультант по здоровой старости. Разрабатывает оптимальные
физические нагрузки, образ жизни и систему питания для пожилых
людей.
12.Прораб-вотчер. Специалист по строительству, который оценивает
и, если нужно, корректирует ход строительства с помощью цифровых
проектов зданий.
13.Экопроповедник. Проповедует экологически осознанный образ
жизни, проводит образовательные программы для детей и взрослых.
14.Специалист по преодолению системных экологических
катастроф. Предотвращает катастрофы, которые осознаются людьми
постепенно:
загрязнение вокруг промышленных центров,
радиационные свалки, тающие ледники.
15.IT-медик. Специалист со знанием IT, который создает и управляет
базами физиологических данных пациентов, а также проектирует
программное обеспечение для лечебного и диагностического
оборудования.
16-17.Космобиолог и космогеолог. Космобиолог исследует, как
ведут себя организмы в космосе, происходят ли генные изменения, и
создает экосистемы для орбитальных станций и лунных баз.
Космогеолог занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на
Луне и астероидах.
18.Проектировщик «умной» среды. Создает программные и
технологические решения, позволяющие домам и офисам реагировать
на запросы пользователей.
19.Сетевой юрист. Разрабатывает законодательство для виртуального
мира и сетей, а также разбирается в вопросах защиты виртуальной
собственности.
20.Мультивалютный переводчик. Организует систему обмена и
взаиморасчета традиционных и альтернативных,
например
электронных, валют.
21.Проектировщик медицинских роботов.
Специалист,
проектирующий роботов и киберустройства для медицины:
диагностические роботы, роботы-хирурги, киберпротезы.
22.Электрозаправщик.
для
электротранспорта. Проектировщик 3D-печати в строительстве.
Проектирует макеты конструкций и подбирает наилучшие компоненты
для их печати.
Обслуживает
заправки тренды
требуют
Эти
обозначены2.
23.Системный горный инженер. Полностью контролирует разработку
месторождений: от поисково-разведочных работ до закрытия
месторождения.
24. Цифровой лингвист. Разрабатывает лингвистические системы
семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла),
обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в
интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и
компьютером на естественных языках.
Конечно, ни один человек не может полностью предсказать и
описать ожидающее нас будущее. Однако существуют социальные и
технологические тенденции, или тренды, определяющие направление,
в котором развивается наш мир, и, опираясь на знания о них, мы
сможем понять, чему необходимо учиться и учить. В Атласе такие
тренды
новых
«надпрофессиональных» навыков, которые важны для специалистов
самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет
работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в
своей отрасли, а также дает возможность переходить между
отраслями, сохраняя свою востребованность. Надпрофессиональные
навыки, которые были отмечены работодателями как наиболее важные
для работников будущего, тоже представлены в Атласе новых
профессий:
1.Мультиязычность и мультикультурность
2.Навыки межотраслевой коммуникации.
3.Клиентоориентированность.
4.Умение управлять проектами и процессами.
5.Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой
смены условий задач.
6.Творческие способности
7. Умение работать с коллективами, группами и
отдельными людьми
8.Программирование ИТ-решений / Управление сложными
автоматизированными комплексами / Работа с искусственным
интеллектом
9.Системное мышление
10.Навыки бережливого производства
11.Экологическое мышление
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АТЛАСА
НОВЫХ ПРОФЕССИЙ
2 Судаков Д.А. АТЛАС НОВЫХ ПРОФЕССИЙ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ.
Методические рекомендации по применению Атласа новых профессий в ходе
школьной профориентационной работы в средних и старших классах / Д.А.
Судаков. – МАН «Интеллект будущего». Обнинск. 2016 – с.8-11 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ.
В 2015 году Атлас новых профессий неоднократно был
представлен на крупнейших российских образовательных выставках и
форумах, на основе Атласа экспертами Агентства стратегических
инициатив проводились профориентационные игры со школьниками и
подростками на площадках Международного образовательного салона,
в детских центрах «Артек», «Орленок», «Сириус», на международном
форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России», в системе
чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills Russia. Кроме
этого, в рамках проекта «Созидание и творчество» были проведены:
Всероссийский открытый конкурс проектов для школьников «Атлас
новых профессий - в жизнь!», Конкурс эссе и презентаций «АТЛАС
НОВЫХ ПРОФЕССИЙ: ЗАГЛЯНИ В БУДУЩЕЕ»
В 2016 году вышла в свет книга Д.А.Судакова «АТЛАС НОВЫХ
ПРОФЕССИЙ:
Методические
рекомендации по применению Атласа новых профессий в ходе
школьной профориентационной работы в средних и старших классах».
Уже имеющийся опыт работы позволяет выделить основные
направления применения
Атласа новых профессий в ходе
профориентационной работы в 5-11 классах:
1.Деловая проектная игра «Требуются профессионалы»,
цель которой - создать проекты будущего по конкретным
предложенным направлениям, для выполнения которых надо
подобрать «профессионалов» из Атласа новых профессий.
2. Индивидуальный квест «Путешествие Героя в поисках
Счастливой профессии», цель которого – определение области
увлечения подростка и выбор им профессионального направления или
специализации, которая наиболее соответствует интересам и
способностям оптанта, из Атласа3.
3.Конкурсы проектов учащихся на основе Атласа, цель
которых – показать, как автор понимает свои перспективы на рынке
труда будущего: «Игромастер» (проекты, раскрывающие содержание
и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и
суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных,
коммуникативных, развлекательных и др.); «Школьный стартап»
(проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в
достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной);
«Проект «Центр развития образовательной среды», «Школьный
бизнес-инкубатор», «Тьютор», «Тренер по майнд-фитнесу»;
«Навыки будущего» (проекты, раскрывающие способы развития
3 Федоровская Е.О. Перспективность использования Атласа новых профессий
в современных профориентационных играх// Судаков Д.А. АТЛАС НОВЫХ
ПРОФЕССИЙ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ. Методические рекомендации по
применению Атласа новых профессий в ходе школьной профориентационной
работы в средних и старших классах / Д.А. Судаков. – МАН «Интеллект
будущего». Обнинск. 2016, с. 27-28 одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые
будут востребованы в будущем); «Разработка и проведение
внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых
профессий» (игр, классных часов, развивающих занятий и т.п.).
4.Цикл классных профориентационных часов «Разговоры о
будущем» («Наука и искусство: профессии искусства в будущем»,
«Берём с собой в завтра», «Пирамида навыков», «Новые профессии в
сфере углехимии?» и др.).
5.Ролевые игры по Атласу («Дорога в профессию», «Свои в
будущем», «Форсайт медицинских профессий» и др.)
6.Конкурс эссе и презентаций «Атлас новых профессий:
загляни в будущее»:
Семейные профессии (Здесь главное – выбрать одну из
семейных профессий и показать, что она представляет из себя сейчас и
какие изменения могут произойти в ближайшем будущем).
Дай шанс (эссе и презентации, раскрывающие новый взгляд на
устаревающую профессию, профессию-пенсионера).
Один рабочий день из моей жизни в будущем (Представьте,
что вы – в 2030 году. У вас любимая работа, приносящая вам много
радости. Как проходит ваш день на работе?)
Самое главное (эссе, посвященное навыку, который вы считаете
самым важным на вашем профессиональном пути).
Что посеешь, то и пожнешь (здесь нужно показать, какие
конкретные шаги вы собираетесь сделать, чтобы попасть из
настоящего в будущее. Составьте стратегический план, алгоритм
выбора будущей профессии).
(эссе и презентации,
Судьба нам дарит испытания
раскрывающие вашу работу над собой, ваш личностный рост
Одна из всех (представьте в творческой форме стратегию
выбора будущей профессии из атласа). (
«Профессия и образ» (представьте в творческой форме одну из
профессий будущего, основываясь на материалах Атласа новых
профессий).
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Методические рекомендации для классных руководителей по знакомству учащихся с «Атласом новых профессий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.