МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
история
Взрослым
30.04.2017
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений
Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
«Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум
имени Героя Советского Союза Быкова Бориса Ивановича»
Рассмотрено Утверждаю
На заседании МК общеобразовательных
Дисциплин протокол №____ Зам. дир. по УМР
«_____»______________2016г. Фоменко Татьяна Петровна
«___»__________2016г.
Согласовано:
___________________________
«____»__________2016г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине
ОУД 4ИСТОРИЯ
по профессии
35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»
Разработал Фомин В. А. преподаватель: ГБОУ РО БККПТ имени Героя Советского Союза Быкова Б.И.
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования общих и профессиональных компетенций
- развитию исследовательских умений.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине
ОУД 4ИСТОРИЯ
по профессии
35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»
ВСРС История.doc
Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений
Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
«Белокалитвинский казачий кадетский профессиональный техникум
имени Героя Советского Союза Быкова Бориса Ивановича»
Рассмотрено
На заседании МК общеобразовательных
Дисциплин протокол №____
«_____»______________2016г.
Согласовано:
___________________________
«____»__________2016г.
Утверждаю
Зам. дир. по УМР
Фоменко Татьяна Петровна
«___»__________2016г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине
ОУД 4ИСТОРИЯ
по профессии
35.01.23 «Хозяйка(ин) усадьбы»
Разработал Фомин В. А. преподаватель: ГБОУ РО БККПТ имени Героя
Советского Союза Быкова Б.И. Содержание
Введение
Пояснительная записка
1.Общие положения
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
3. Методические указания к выполнению самостоятельной работы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4 Введение
Внеаудиторная самостоятельная работа планируемая учебная, учебно
исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и
при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся:
ответственности,
самостоятельности,
творческой инициативы,
организованности;
формирование самостоятельности мышления,
способностей к
саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования общих и профессиональных компетенций
развитию исследовательских умений. Пояснительная записка
Методические указания направлены на оказание методической помощи
обучающимся при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ по
дисциплине ОУД 4История.
Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся в
процессе изучения дисциплины является важнейшим этапом обучения,
который способствует систематизации и закреплению полученных
теоретических знаний и практических умений; формированию навыков
работы с различными видами информации, развитию познавательных
способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств
личности, как ответственность и организованность, самостоятельность
мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и
самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное качество
будущего гражданина страны.
Зачтенные внеаудиторные самостоятельные работы являются основанием
для принятия решения о допуске обучающегося к сдаче
дифференцированного зачета по ОУД 4История.
1.Общие положения
Под самостоятельной работой обучающихся понимается планируемая
учебная, учебноисследовательская, а также научноисследовательская
работа, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе
обучающихся, или по заданию и при методическом руководстве
преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель самостоятельной работы обучающихся – содействие оптимальному
усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной
активности, творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная
работа обучающихся способствует развитию самостоятельности,
ответственности и организованности, творческого подхода к решению
проблем учебного и профессионального уровня.
Задачи самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний
и практических умений обучающихся;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
творческой инициативы,
организованности;
развитие познавательных способностей и активности студентов:
ответственности и
самостоятельности,
формирование самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Виды самостоятельной работы:
Подготовка докладов по заданным темам
Подготовка сообщений по заданным темам
Написание реферата.
Подготовка индивидуального проекта с использованием
информационных технологий
1.
2.
3.
4.
5.
Процесс организации самостоятельной работы:
1. Подготовительный этап включает определение целей, задач,
составление программы (плана) с указанием видов работы, её сроков,
результатов и форм контроля, подготовку методического обеспечения,
согласование самостоятельной работы с преподавателем.
2. Основной этап состоит в реализации программы УД в части
самостоятельной работы, использовании приемов поиска информации,
усвоении, переработке, применении и передаче знаний, фиксировании
результатов работы. На основном этапе обучающийся может получить
консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его
самостоятельной работой.
3. Заключительный этап означает анализ результатов и их
систематизацию, контроля качества, продуктивности и эффективности
Компетенции обучающегося,
выполнения самостоятельной работы:
формируемые в результате
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач. ОК 5.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Формы контроля самостоятельной работы
1. Отчет
2. Защита рефератов.
3. Выступление на занятии
4. Проверка
Критерии оценки результатов самостоятельной работы:
уровень освоения студентов учебного материала;
сформированность общеучебных умений;
умения студента активно использовать электронные образовательные
ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять
на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение,
критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать альтернативные возможности,
варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
самостоятельной работы студентов осуществляется по
Оценка
пятибалльной системе.
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
реферат
доклад
подготовка сообщения
индивидуальный проекта с использованием
информационных технологий
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
256
171
43
6
85
23
12
15
32
Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
Наименование разделов, тем УД
Вид внеаудиторной
самостоятельной работы
Раздел 1.
Древнейшая стадия истории
человечества
индивидуальный проект
сообщение
Раздел 2
Цивилизации Древнего мира
индивидуальный проект
доклад
.Раздел 3
Запад и Восток в Средние века
индивидуальный проект
реферат
Коли
честв
о
часов
на
ВСР
2
3
2
3
2
3
Формы контроля
Выступление на занятии
Отчет
Оценка выступления Раздел 4. От Древней Руси к
Российскому государству
индивидуальный проект
сообщение
Раздел 5. Россия в XVI XVII в от
великого княжества к царству
индивидуальный проект
реферат
Раздел 6. Страны Запада и
востока XVII – XVIII вв.
индивидуальный проект
доклад
7. Россия в конце XVII XVIII
вв.: от царства к империи
индивидуальный проект
реферат
8.Становление индустриальной
цивилизации
индивидуальный проект
Процесс модернизации в
обществах
9.
традиционных
Востока
сообщение
индивидуальный проект
доклад
10. Российская империя в ХIХ
веке
индивидуальный проект
11. От Новой истории к
Новейшей
сообщение
индивидуальный проект
реферат
12. Между двумя мировыми
войнами
индивидуальный проект
сообщение
Отчет
Проверка
Защита рефератов
Защита рефератов
Выступление на занятии
Отчет
Проверка
Отчет
Защита рефератов
Проверка
2
3
2
4
2
3
2
4
2
3
2
3
2
3
2
4
2
3 Раздел 13. Вторая Мировая
война.
индивидуальный проект
реферат
14. Мир во второй половине ХХ
начале XXI в
индивидуальный проект
сообщение
15. Апогей и кризис советской
системы. 1945 1991 гг.
индивидуальный проект
доклад
16. Российская Федерация на
рубеже ХХ XXI в.
индивидуальный проект
реферат
2
4
2
3
2
3
2
4
Отчет
Защита рефератов
Отчет
Проверка
Выступление на занятии
Отчет
Защита рефератов 3. Методические указания к выполнению самостоятельной
работы
Рефер т аа
3.1. Как подготовить реферат
Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) –
письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением
информации из одного или нескольких источников.
(нем.
Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и
наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по
определенной проблеме в письменной или устной форме.
Различают два вида рефератов:
репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в
форме рефератаконспекта или рефератарезюме. В рефератеконспекте
содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный
материал, различные сведения о методах исследования, результатах
исследования и возможностях их применения. В рефератерезюме содержатся
только основные положения данной темы.
продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление
реферируемого источника и оформляются в форме рефератадоклада или
рефератаобзора. В рефератедокладе, наряду с анализом информации
первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет
развёрнутый характер. Рефератобзор составляется на основе нескольких
источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой
проблеме.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате работы
над рефератом:
Умение формулировать тему и проблему (если она не была объявлена
заранее);
отбирать научную литературу;
Умение конспектировать изучаемый материал;
Умение анализировать исторические факты и отбирать их в
соответствии с темой;
сравнивать разные точки зрения;
Умение формулировать собственное мнение;
Умение грамотно излагать свои мысли соответственно нормам русского
языка.
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление (план, содержание).
Введение.
Глава 1 (полное наименование главы). 1.1. (полное название параграфа, пункта);
1.2. (полное название параграфа, пункта).
Глава 2 (полное наименование главы).
2.1. (полное название параграфа, пункта);
2.2. (полное название параграфа, пункта).
Заключение (или выводы).
Список использованной литературы.
Приложения (презентации, фото, схемы, иллюстрации, таблицы и т.д.)
Основная часть
Этапы работы над рефератом
1. Подберите необходимую литературу. Для этого вам надо пойти в
библиотеку, поработать с каталогом книг, проконсультироваться с учителем и
библиотекарем.
2. Внимательно изучите всё подобранные материалы. Вам придется
просмотреть их не один раз.
3. При первом чтении определите круг проблем, которые будут освещены в
вашем реферате.
4. Когда вы определите проблемы и составите план будущего реферата,
прочтите материалы еще раз, делая выписки по теме. Если вы собираетесь
использовать фрагменты книги в работе, то, выписывая цитату, данные
статистики и т. п., не забудьте указать страницу. Лучше всего делать выписки
на отдельных карточках, которые потом можно хранить в любом удобном
порядке (по главам реферата, по фамилиям авторов).
5. Когда намечены проблемы, составлен план, сделаны выписки, приступайте
к созданию основного текста.
6. Готовый текст рекомендуется дать прочитать нескольким посторонним
лицам. Взгляд “со стороны” позволит выявить ошибки, проверить логичность
построений и четкость выводов.
Требования к оформлению реферата
По оформлению реферата предъявляются следующие требования.
1. Текст представляется в компьютерном исполнении (в виде исключения
допускается рукописный вариант), без стилистических и грамматических
ошибок.
2.
Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5–2
интервала на листах формата А4 (210 х 297 мм). Для набора текста в
текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты:
Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта – 14 пт. При
использовании других текстовых редакторов шрифт выбирается
самостоятельно, исходя из требований – 60 строк на лист (через 2 интервала).
3. Поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2.
Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см).
4. Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк. 5. Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части,
заключение и т. д.) начинается с новой страницы.
6. Заголовки разделов, введение, заключение, библиографический список
набираются прописным полужирным шрифтом.
7. Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков.
8. После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.
9. Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между
главой и параграфом составляет 2 интервала.
10. Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все
пояснения используемых в них символов.
11. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые
приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию.
12. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках,
где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а
через запятую номер страницы.
13. Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими
цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы.
14. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер
страницы на нем не проставляется.
15. Объем реферата в среднем 1520 страниц (или 2540 тыс. печатных
знаков) формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне.
16. В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее
пяти источников.
17. Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности,
как они представлены в структуре (см. п.п. 2.1).
Критерии оценки качества реферата преподавателем
Требования к основному содержанию
Оглавление (план, содержание) включает названия всех разделов (пунктов
плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в
тексте реферата.
Введение. В этой части реферата обосновывается выбор и актуальность
темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые
предполагается раскрыть в реферате, указываются используемые материалы и
дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения
избранной темы. Кратко излагаются позиции исследователей по этой теме
(особенно в случае спорных, проблемных вопросов). Важно не просто
изложить точки зрения, а сопоставить позиции авторов, выявить
противостоящие точки зрения. Определяется объект и предмет исследования.
Объем введения не должен превышать 11,5 страницы.
Основная часть реферата может быть представлена одной или
несколькими главами, которые могут включать 23 параграфа (подпункта,
раздела). Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением
связи между ними и последовательности перехода от одного к другому.
Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно
соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате
рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного
переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на
первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде
мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.
Работа должна быть написана грамотным литературным языком.
Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений
и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким
выводом. Все главы должны быть логически связаны между собой.
Заключение (выводы). В этой части обобщается изложенный в основной
части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового
лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с
учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме,
рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора
реферата. Выводы должны быть сформулированы четко. Рекомендуется
использовать такие вводные фразы, как “Рассмотренный материал позволяет
сделать вывод, что...”, “В результате анализа фактов выяснилось, что...” и т.п.
Желательно указать, какие проблемы оказались не решены или, наоборот,
появились в процессе работы: это даст возможность обозначить пути
дальнейшего развития темы, покажет, что вы — перспективный автор и
исследователь. Заключение по объему не должно превышать 1,52 страниц.
Дополнительный материал указывается в качестве приложений.
Приложения могут включать графики, таблицы, расчеты. Они должны
иметь внутреннюю (собственную) нумерацию страниц.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально
использованная для написания реферата литература, периодические издания и
электронные источники информации. Список составляется согласно правилам
библиографического описания.
В процессе работы над рефератом выделяют четыре основных этапа:
вводный – выбор темы, изучение информации, составление плана, работа над
введением;
основной – работа над содержанием и заключением;
заключительный;
защита реферата.
Критерии оценки качества реферата
Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат
оценивается преподавателем по следующим критериям:
достижение поставленной цели и задач исследования (новизна и
правильность
актуальность поставленных в реферате проблем, формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора
методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым
задачам, поставленной цели, убедительность выводов);
уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором
состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень
использования в работе результатов исследований);
личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены
помимо образовательной программы, новизна материала и рассмотренной
проблемы, научное значение исследуемого вопроса);
культура письменного изложения материала (логичность подачи
материала, грамотность автора)
культура оформления материалов работы (соответствие реферата всем
стандартным требованиям);
знания и умения на уровне требований стандарта данной дисциплины:
знание фактического материала, усвоение общих понятий и идей;
степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина,
всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы
доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного
материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к
обобщению);
качество и ценность полученных результатов (степень завершенности
реферативного исследования, спорность или однозначность выводов);
использование литературных источников.
Объективность оценки работы преподавателем заключается в
определении ее положительных и отрицательных сторон, по совокупности
которых он окончательно оценивает представленную работу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА
Критерии оценивания реферата
0
1
СОДЕРЖАНИЕ
обоснованность целей и задач работы
раскрытие темы
использование знаний вне учебной программы
актуальность поставленных в реферате проблем
ОФОРМЛЕНИЕ
соответствие реферата всем стандартным
требованиям
объем реферата соответствует регламенту
ЗАЩИТА
грамматикостилистическая грамотность, соблюдение
№
п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
3
3.1 3.2
3.3
4
4.1.
4.2
4.3
4.4
4.5
норм литературного языка
логика изложения
умение аргументировать свою точку зрения
НАЛИЧИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ
наличие презентации
наличие видеоматериалов
наличие различных исторических документов
наличие материалов СМИ
наличие фотографий
ИТОГО
Шкала оценивания:
0 – содержание реферата не удовлетворяет данному критерию
1 – содержание реферата в полной мере удовлетворяет данному критерию
Оценка: «5» 1411 баллов; «4» 10 баллов; «3» 7баллов; «2» менее 7
баллов.
3.3 Как подготовить доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся
работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по
содержанию близкий к реферату).
Доклад вид самостоятельной научно исследовательской работы, где автор
раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а
также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании
реферата рекомендуется использовать не менее 8 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление с результатами исследования.
Правила и порядок написания доклада
Написание доклада предполагает основательное изучение студентами
какойто отдельной темы, основанное на использовании научной литературы.
Работа над докладами имеет важное дидактическое значение:
•
развивает умение обращаться с научной литературой;
• формирует способность анализировать и обобщать разнородную
информацию по выбранной теме;
• вырабатывает навыки самостоятельной научноисследовательской
работы; • способствует более глубокому ознакомлению студентов с
важнейшими проблемами истории народов.
Для написания доклада каждый студент должен взять одну из
предложенных тем.
Начальной фазой работы по выполнению доклада является ознакомление
студента с научной литературой с целью подбора необходимого материала по
предложенной теме. Изучать научную литературу следует внимательно,
прослеживая основные выводы и точки зрения различных авторов по
исследуемым проблемам. При изучении литературы не стоит стремиться лишь к
заимствованию материала. Параллельно следует осмысливать полученную
информацию, вырабатывать собственное мнение по изучаемой теме.
Следующим этапом работы является составление плана доклада, который
способствует более полному и последовательному изложению материала, что, в
свою очередь, позволит глубже раскрыть изучаемую тему. План должен отражать
внутреннюю логику рассматриваемой темы и состоять следующих разделов:
Обязательными структурными элементами доклада являются:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
Список литературы
Во введении раскрывается значение темы доклада, обосновывается ее
актуальность, показывается степень изученности, формулируются цель и
содержание поставленных задач. Определяя актуальность темы, следует
объяснить, чем (какими событиями, явлениями, юбилейными датами и т.д.)
вызван интерес к ее изучению на современном этапе.
Основная часть доклада предполагает глубокое и последовательное
изложение фактической стороны событий, рассмотрение различных точек зрения
по исследуемой проблеме, анализ изучаемых фактов, процессов и явлений.
Основную часть доклада целесообразно разделить на параграфы, каждый из
которых должен завершаться кратким выводом.
Заключение должно содержать выводы, сделанные при раскрытии
основных вопросов темы, а также оценку рассмотренных событий, процессов,
явлений, деятельности исторических личностей. Заключительная часть
предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки всей проделанной
работы.
Список литературы должен включать в себя только те источники (не
менее двух), которые использовались при написании доклада. Все источники
располагаются в алфавитном порядке. Например:
1.Анисимов Е.В. В борьбе за власть: Страницы политической истории
XVIII в. / Е.В.Анисимов, Н.Я. Эйдельман. М., 1988. 606 с. 2.Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической
истории России XVIIIXX вв. / И.В. Волкова, И.В. Курукин // Вопросы
истории. 1995. № 5/6. С.4061.
3.Дворцовые перевороты в России. 17251825 / Сост. М.А. Бойцов.
Ростов на Дону, 1998. 640 с.
4.Десятков С.Г. Смерть Петра Первого: Интриги, заговоры, измены /
С.Г. Десятков. М., 1992. 79 с.
5.Империя после Петра: 17251765 / Я.П. Шаховской, В.А. Нащокин,
И.И. Неплюев и др. М., 1998. 579 с.
Ссылки на электронные ресурсы оформляются следующим образом:
1. Петр I
//
Имя Россия.
Исторический выбор 2008.
URL:
http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=97 (дата обращения: 09.10.2011).
I
2. Петр
//
Википедия – свободная энциклопедия.
URL:
http://www.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I (дата
обращения 05.09.2011).
В тексте доклада возможно использование библиографических ссылок,
которые представляют собой совокупность библиографических сведений о
цитируемом источнике. С этой целью используются знаки сносок в виде
звездочки «*» или цифры. Если на одной странице располагается более двух
ссылок, то использование звездочки нецелесообразно. Знак сноски размещается
в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. Например:
Как полагает известный историк Б.Д. Греков, «при Иване Грозном, в
самом начале 80х годов XVI в., правительство издало Указ о заповедных
годах, в силу которого крестьяне лишились права выхода в Юрьев день»1 .
При повторных ссылках полное описание источника дается только в
первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия используют условное
обозначение. Например: «Указ. соч. С. 56.». Если несколько ссылок на один и
тот же источник приводится на одной странице доклада, то в сносках
проставляются слова «Там же» и номер страницы, на которую делается
ссылка. В случае, когда текст цитируется не по первоисточнику, а по другому
изданию, ссылку следует начинать словами «Цит. по:…».
Оценка доклада проводится по тем же критериям что и реферат (см.
«оценка реферата»). Доклад можно использовать при написании реферата.
Доклад может стать базовой основной реферата.
Устное выступление студента
положениях пунктов плана и выводе по данной теме доклада.
индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 4 часа, на защиту –56 мин. Объем
доклада 610 печатных страниц.
Затраты времени на подготовку доклада зависит от сложности темы,
сосредоточенно на основных
(защита)
1 3.4. Как подготовке сообщение
.
.Подготовка сообщения – вид самостоятельной работы по подготовке
небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на занятии.
Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, отражает
современный взгляд по определенной проблеме.
Сообщение отличается от доклада и реферата не только объемом
информации (ориентировочно объем сообщения не более 2х тетрадных
листов), но и её характером – сообщения дополняют изученный вопрос
фактическим или статистическими материалами.
Сообщение может включать элементы наглядности (иллюстрации и т. д.).
Выступление с сообщением составляет 23 мин..
Ориентировочное время на подготовку сообщения – 1 час.
При подготовке сообщения студенту необходимо:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить главную мысль, ориентируясь на цель сообщения;
выделить основные понятия;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и выступить на занятии в установленный
срок
Критерии оценивания сообщения:
№ п/п
Критерии оценивания
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
Баллы
0 баллов – признак
отсутствует
1 балл – выполнено
частично
1
2
3
4
5
Оценка: «5» 10 баллов
грамотность и полнота использования
источников;
наличие элементов наглядности.
2 балл – выполнено
правильно, полностью «4» 89 баллов
«3» 76 балла
«2» меньше 5 баллов
3.6. Как работать над проектом.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной,
причем
социальнозначимой
информационной, практической.
проблемы
исследовательской,
Исследовательская работа это обязательное условие каждого проекта.
Отличительная черта проектной деятельности поиск информации, которая
затем обрабатывается, осмысливается и представляется вами.
Таким образом, ребята, проект это "пять П":
проблема
проектирование (планирование) –
поиск информации
продукт
презентация.
Шестое "П" проекта это его портфолио, то есть папка, в которой
собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы,
отчеты и др.
Структура и циклограмма
ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
н
а
т
с
о
П
а
к
в
о
р
и
н
а
л
П
е
и
н
а
в
о
Подготовка продукта
т
о
г
д
о
П а
т
к
у
д
о
р
п
е
и
н
е
л
в
о
т
о
г
з
И
а
т
к
у
д
о
р
п
е
и
н
е
л
м
р
о
ф
О
р
о
б
С
и
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
и
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
е
и
н
а
в
о
р
и
р
у
т
к
у
р
т
С
и
и
ц
а
т
н
е
з
е
р
п
ы
м
р
о
ф
р
о
б
ы
В
я
и
ц
а
т
н
е
з
е
р
П
и
и
ц
а
т
н
е
з
е
р
п
а
к
в
о
з
и
л
а
н
а
о
м
а
с
и
а
к
н
е
ц
о
о
м
а
С
а
т
к
у
д
о
р
п
м
р
о
ф
р
о
б
ы
В
.
а
т
к
е
о
р
п
и
и
ц
а
з
и
л
а
е
р
о
п
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
ы
м
е
л
б
о
р
п
ы
п
п
у
р
г
а
н
е
и
н
е
л
е
Д
.
ы
м
е
л
б
о
р
п
я
и
н
е
ш
е
р
й
е
т
у
п
з
е
т
о
п
и
г
е
и
н
е
ж
и
в
д
ы
В
Сентябрь октябрь
Формулировка
совместно
с
руководителем темы,
проблемы, гипотезы
работы
Октябрь
Составле
ние
развёрнут
ого плана
работы
Ноябрь
декабрь
Декабрь февраль
Проведение
исследования
Май
Защита
Март
Подгот
овка
чистов
ого
вариан
та
Апрель
Работа
с
подготовленны
м
текстом
оппонентов и
рецензентов.
Подготовка
доклада Какие бывают проекты?
Практикоориентированный проект нацелен на решение социальных
задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат
деятельности его участников, который может быть использован в жизни
класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного
продукта при этом разнообразна от учебного пособия для кабинета
музыки до пакета рекомендаций по организации пришкольного участка.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на
практике и его способности решить заданную проблему.
• Исследовательский проект
по структуре напоминает научное
исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы,
постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с
последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки:
лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
• Информационный проект направлен на сбор информации о какомлибо
объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления
информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо
продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы.
Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.
• Творческий проект
предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это
могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения
изобразительного или декоративноприкладного искусства, видеофильмы и т.
п.
• Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, вы выступаете в роли литературного или исторического персонажа, выдуманного героя с целью воссоздания различных социальных
или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается
открытым до самого окончания.
Какими могут быть продукты проектной деятельности?
Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной
деятельности: •Webсайт
• Анализ данных социологического опроса
•Атлас, карта
•Видеофильм
• Выставка
•Газета, журнал
•Игра
• Коллекция
• Костюм
•Модель
•Музыкальное произведение
• Мультимедийный продукт
•Оформление предметного кабинета
• Постановка
• Праздник
• Прогноз
• Справочник
•Учебное пособие
• Экскурсия
и т.д. Как оформить проектную папку (портфолио проекта)?
Ребята, вне зависимости от того, какой проект вы разрабатываете, ваша
проектная папка должна состоять из следующих разделов:
планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных
проектов это могут быть недельные или помесячные планы).
промежуточные отчеты группы
вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки
из Internet
результаты исследований и анализа
записи всех идей, гипотез и решений
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых
штурмах" и т. д.
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться
проектантам, и способов их решения
эскизы, чертежи, наброски продукта
материалы к презентации (сценарий)
другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной
папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны
быть по возможности краткими в форме небольших набросков и
аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в
жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет:
организовать работу каждого участника проектной группы
создать удобный коллектор информации и справочник для работы над
проектом
объективно оценить ход работы над завершенным проектом
судить о личных достижениях
и развитии каждого участника проекта
сократить время
поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по
теме, проектов.
Как презентовать проект?
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
• деловой игры; • демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе
информационных технологий;
• диалога исторических или литературных персонажей;
• защиты проекта;
• игры с залом;
• иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох,
цивилизаций;
• инсценировки реального или вымышленного исторического события;
• научного доклада;
• отчета исследовательской экспедиции;
• путешествия;
• рекламы;
•моно спектакля;
•театрализации (воплощения в роль человека,
неодушевленного существа);
одушевленного или
• телепередачи;
• экскурсии и т.д.
Название проекта
Руководитель проекта
Консультант(ы) проекта
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
Возраст учащихся, на который рассчитан проект
Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс)
Тип проекта (реферативный,
информационный,
творческий, практикоориентированный, ролевой)
Заказчик проекта
Цели проекта (практическая и педагогическая)
исследовательский,
Задачи проекта (24 задачи, акцент на развивающих задачах!) Вопросы проекта (34 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на
которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
Необходимое оборудование
Аннотация проекта (актуальность проекта, значимость на уровне школы и
социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко –
содержание)
Предполагаемые продукты проекта.
График работы над проектом (для каждого этапа указать форму,
продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход
этапа)
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Оценка содержания проекта (отзыв)
Оценка презентации проекта (отзыв)
3.6. Как создать презентацию
Создание презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по
созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью
мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы
требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации,
переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко
отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть
создание материаловпрезентаций расширяет методы и средства обработки и
представления учебной информации, формирует у обучающегося навыки работы
на компьютере.
Материалыпрезентации готовятся обучающимся в виде слайдов с
использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов
презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной
самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности
материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации,
индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Критерии оценивания создания презентаций:
№п/п
Критерии оценивания
Баллы 1
2
3
4
5
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной
информации;
эстетичность оформления, его соответствие
требованиям;
работа представлена в срок
0 баллов – признак
отсутствует
1 балл – выполнено
частично
2 балл – выполнено
правильно, полностью
Оценка: «5» 10 баллов
«4» 89 баллов
«3» 76 балла
«2» меньше 5 баллов
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Происхождение человека: дискуссионные вопросы
Начало цивилизации
Древний Восток и Античность: сходство и различия
Феномен западноевропейского Средневековья
Восток в Средние века
Основы российской истории
Происхождение Древнерусского государства
Русь в эпоху раздробленности
Возрождение русских земель (XIV XV вв.)
Рождение Российского централизованного государства
Смутное время в России
Россия в XVII в.: успехи и проблемы
Наш край с древнейших времён до конца XVII в.
Истоки модернизации в Западной Европе
Революции XVII XVIII в. в. как порождение модернизационных
процессов
Страны Востока в раннее Новое время
Становление новой России (конец XVII начало XVIII в.)
Россия XVIII в.: победная поступь империи
Наш край в XVIII в.
Рождение индустриального общества
Восток и Запад в XIX в.: борьба и взаимовлияние
Отечественная война 1812 г.
Россия XIX в.: реформы или революция
Наш край в XIX в.
•
•
•
•
•
•
•
•
• Мир начала ХХ в.: достижения и противоречия
Великая российская революция
Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития
Советский вариант модернизации: успехи и издержки
Наш край в 1920 1930е гг.
Вторая мировая война: дискуссионные вопросы
Великая Отечественная война: значение и цена Победы
Наш край в годы Великой Отечественной войны
От индустриальной цивилизации к постиндустриальной
Конец колониальной эпохи
СССР: триумф и распад
Наш край во второй половине 1940х 1991 гг.
Российская Федерация и глобальные вызовы современности
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Наш край на рубеже XX XXI
• Приложение № 1
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И КАДЕТСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЕЛОКАЛИТВИНСКОЕ КАЗАЧЬЕ
КАДЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
«тракторист машинист сельскохозяйственного производства»
РЕФЕРАТ
Реферат на тему _________________________
по Истории
Работа выполнена
Учащимся 2курса,
группы 2,1
______________________________
Проверил преподаватель
Фомин Василий Алексеевич
Белая Калитва
2015 г. ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И КАДЕТСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЕЛОКАЛИТВИНСКОЕ КАЗАЧЬЕ
КАДЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
«тракторист машинист сельскохозяйственного производства»
ДОКЛАД
по дисциплине «История»
на тему: «____________________________________________»
Выполнила Работа выполнена
Учащимся 2курса,
группы 2,1
Иванова Ивана Ивановича
Проверил преподаватель
Фомин Василий Алексеевич Белая Калитва
2014 г. Приложение № 2
Перечень тем для подготовки реферата.
Тема:
1. "История как научная дисциплина".
2. "Первобытное общество: уклад жизни".
3. "Древний Рим: уклад жизни, традиции и обычаи".
4. "Древний Египет: уклад жизни и взаимоотношения с соседними государствами".
5. "История Древней Греции и Спарты".
6. Личность цезаря
7. Парфянские войны
8. Особый путь Византии
9. Законы Хаммурапи
10. Образование Арабского Халифата
11. Учения и взгляды Конфуция
12. Древний Китай
13. Династия Хань
14. Юлий Цезарь
15. Римское право, Республика и империя
16. Возникновение Ислама
17. Зарождение раннего христиан
18. Буржуазная революция
19. Франки
20. Жанна дАрк
21. Реформация в европе
22. "Особенности развития древней цивилизации майя.
23. "История развития древней цивилизации шумеров".
24. "Загадка пирамид Египта".
25. "Особенности христианского летоисчисления".
26. Образование ранних индийских империй.
27. Протекторат Кромвеля
28. Специфические черты конституционной монархии в Англии.
29. Крестовые походы в Иерусалим. Поклонению Святому Гробу в Иерусалиме.
30. Характерные особенности Великой Французской Революции 17891814 гг..
31. Эпоха Ренессанса
32. Восточные славяне в VI – IX веках.
33. У истоков Древнерусского государства.
34. Теории происхождения древнерусского государства.
35. Народ и власть Древней Руси.
36. Общество, государство и церковь Древней Руси.
37. Крещение Руси: путь от язычества к христианству.
38. Культура Древней Руси.
39. "Русская Правда" и ее место в истории.
40. Первоучители славянства Кирилл и Мефодий. Их влияние на историю Древней Руси.
41. Русь между Востоком и Западом: проблемы взаимовлияния и борьба за независимость.
42. Удельная Русь (XII – первая половина XIII века).
43. Два центра собирания русских земель.
44. Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Куликовская битва.
45. Андрей Рублев выразитель чувств русского народа. 46. Особенности становления Московского государства. Иван III, Василий III.
47. Смысл и значение идеологемы "Москва третий Рим".
48. Северный Кавказ в древности.
49. Исторический портрет Бориса Годунова.
50. Эпоха «Грозного царя»: от реформ к опричнине.
51. На перепутье: первая российская «Смута».
52. Россия при первых Романовых.
53. Век «Бунташный»: самозванцы, бунтари и раскольники.
54. Становление культуры русского народа.
55. Донское казачество в XVIXVII веках.
56. Историки о Петре I как человеке и государственном деятеле.
57. Западники и славянофилы о петровском времени.
58. Северная война и ее влияние на развитие российского общества и государства.
59. Дворянская империя в эпоху "дворцовых переворотов" (17251762 гг.).
60. Екатерина II и российское дворянство.
61. Донское казачество в составе Российской империи в XVIII веке.
62. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
63. Культура и общественное развитие России в XVIII веке.
64. Исторический портрет Павла I.
65. Отечественная война 1812 года, ее влияние на внутреннее развитие и международные
отношения России.
66. Великий русский полководец А.В. Суворов.
67. Адмирал Ф.Ф. Ушаков.
68. Эволюция Александра I как человека и политика.
69. Декабризм и его место в российской истории.
70. Россия при Николае I.
71. Российская наука и техника в XVIII веке.
72. Крымская война 18531856 гг. и ее исторические последствия.
73. Женщины в истории российской армии.
74. Реформы Александра II: поиск путей создания гражданского общества.
75. Российская армия от Петра Великого до Александра II.
76. Кавказская война 18171864 гг.: история и современность.
77. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры.
78. Донское казачество как военнослужилое сословие в XIX веке.
79. Император Александр III: консерватор или исторический реалист?
80. Социальная структура российского общества XIX века.
81. Социальные движения и революции в России XVIII – XIX столетий.
82. Российская внешняя политика в XIX: от Аустерлица до Крымской войны.
83. Церковь и религия в России XVIII – XIX веков.
84. Экономическая модернизация России: от Петра I до Александра II.
85. Культура и традиции донского казачества (XVI – начало XX веков).
86. Памятные страницы истории родного города (села, поселка, станицы).
87. Донской атаман и основатель города Новочеркасска М.И. Платов.
88. С.Ю. Витте: портрет реформатора.
89. П.А. Столыпин и его реформы.
90. Россия в Первой мировой войне (19141917 гг.).
91. Гражданская война на Дону (19181920 гг.).
92. И.В. Сталин и утверждение тоталитарного режима в СССР.
93. Пакт МолотоваРиббентропа: исторические реалии и современные оценки.
94. Великая Отечественная война советского народа (регион по выбору студента).
95. Участие казачества в Великой Отечественной войне.
96. «Холодная война» причины и сущность.
97. Трансформация стратегия и тактика хрущёвских реформ.
98. Л.И. Брежнев: политик, писатель, человек. 99. Афганская война (19791989 гг.) и ее влияние на советское общество.
100.
101.
102.
Культура советского общества в условиях перестройки (19851991 гг.).
Особенности государственного строительства в России (19912009 гг.).
Внешнеполитический курс современной России (19932009 гг.).
Приложение № 3
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
1. История первобытного общества.
2. Неолитическая революция.
3. Ранние цивилизации: Египет. Индия. Китай.
4. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира.
5. Александр Македонский.
6. Древний Рим.
7. Особенности римской культуры.
8. Религии Древнего мира.
9. Буддизм и его распространение.
10. Возникновение ислама.
11. Арабская культура.
12. Феномен средневекового города.
13. Эпоха Возрождения.
14. Великие географические открытия.
15. Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время.
16. Великий промышленный переворот.
17. Гражданская война в США.
18. Религиозные верования славян.
19. Владимир – Ясное Солнышко – государственный деятель и русский святой.
20. Жизнь и житие Бориса и Глеба.
21. Жизнь и житие Ярослава Мудрого.
22. Жизнь и житие Александра Невского.
23. Ливонский рыцарский орден.
24. Чингисхан.
25. Евпатий Коловрат. Разорение Рязани.
26. Владимир Мономах.
27. Славянские Апостолы Кирилл и Мефодий.
28. Русское ремесленное искусство Х – ХШ вв.
29. Жизнь и жития Сергия Радонежского.
30. Творчество Андрея Рублева. Искусство русской иконописи.
31. Особенности русской архитектуры Х –ХШ вв.
32. Жизнь и жития князя Дмитрия Донского.
33. Творчество Феофана Грека. Византийские традиции в русской иконописи.
34. Творчество Дионисия Великого.
35. Иван Федоров и книгопечатание на Руси.
36. Подвижничество юродивых на Руси.
37. Андрей Дубенской. Основание Красноярска.
38. Коренное население Сибири до прихода русских.
39. Ерофей Хабаров. Освоение Дальнего Востока.
40. Гражданин Минин и князь Пожарский подвиг ради Отечества.
41. Иван Сусанин. Подвиг гражданина.
42. Движение раскольников на Руси.
43. Степан Разин.
44. Быт и нравы русской деревни XVII в.
45. Александр Суворов. Его яркие победы.
46. Адмирал Ушаков – пример воинской доблести.
47. Нравы, привычки и быт русской аристократии XVIII в.
48. Михаил Ломоносов и русская наука.
49. Емельян Пугачев – самозванец или революционер?
50. Фавориты и их роль в эпоху дворцовых переворотов.
51. Сенатор Лопухин и канцлер Бестужев: тайное противостояние.
52.
.Наполеон Буонопарте – великий француз или тиран. 53. Михаил Кутузов.
54. Герои Отечественной войны 1812 г.
55. Адмирал Нахимов.
56. Художники передвижники.
57. Героическая оборона Севастополя в крымской войне 1853 – 1856 гг.
58. Рождение русского терроризма.
59. «Могучая кучка».
60. Реформы Александра II.
61. Золотой век русской культуры XIX века.
62. Миротворец Александр III.
63. Быт и нравы российской деревни в начале ХХ века.
64. С.Ю. Витте – политик, человек.
65. Последние Романовы.
66. Русская поэзия начала ХХ века.
67. Русская живопись начала ХХ века.
68. П.А.Столыпин – российский Бисмарк.
69. Русскояпонская война 1904 – 1095 г.г.
70. В.И. Ленин – гений или сумасшедший?
71. Октябрь 1917 г. – оценки и суждения.
72. Л.Д.Троцкий – великий революционер или предатель?
73. Гражданская война в Егоршинском районе.
74. Батька Махно – бандит или защитник интересов крестьянства?
75. Крестьяне и советская власть в начале 1920 – х годов.
76. И.В. Сталин – оценки и суждения.
77. Коллективизация – страницы истории.
78. Индустриализация – кто строил промышленность?
79. Культура 1920 – 1930 г.г. – рождение новой жизни.
80. Репрессии 1930 – х годов – великая чистка или геноцид против народов.
81. Архипелаг ГУЛАГ.
82. Вооруженные силы СССР в конце 1930 – х – начале 1940 – х годов.
83. Конфликты на восточных рубежах СССР 1939г.
84. Финская компания 1939г.
85. Они сражались за Родину.
86. В тылу врага: советские разведчики во время ВОВ.
87. Ядерный взрыв – начало новой эры.
88. Война в Корее. Советское участие.
89. Карибский кризис. Мир на гране уничтожения.
90. Н.С.Хрущев – генеральный секретарь КПСС.
91. КПСС – история развития.
92. Л.И.Брежнев – отец застоя?
93. Вьетнамская война – противостояние двух держав.
94. Чехословакия 1968г. – попытка модернизации социализма.
95. Афганистан – боль русского народа.
96. Чеченский конфликт.
97. Б.Н. Ельцин – реформатор?
98. Социальное развитие России 1991 – 1999 г.г. Таблица контроля над выполнением внеаудиторной самостоятельной работы по ОДБ.04 История
ФИО
№
п/п
Написание
реферата
Подготовка
сообщений
Подготовка
доклала
Составление
презентаций
Выполнил / Не
выполнил
Приложение № 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД 4ИСТОРИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.