Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида
Оценка 4.9

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Оценка 4.9
Мероприятия +4
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
27.03.2017
Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида
Методы исследования.docx
Методы исследования:   1.Цветовой тест М. Люшера Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно­психической  устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных  ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным  состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5­ти лет.  2. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) Цель: экспресс­диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности  суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.  Предназначена для учащихся 8­11 класса. Возможно индивидуальное и групповое  тестирование Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае  согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–» 1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.  5. Вам определенно не везет в жизни.  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы  ожидали.  12. Вы считаете себя обреченным человеком. 13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное  имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество  похищает.  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши  решения и даже изменить их.  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются  особой несправедливостью.  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что­то скверное или даже хуже.  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об  этом из головы.  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.  Обработка результатов По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма  положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см.  Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и  конкретных факторах суицидального риска. Таблица №1 (ключ) Субшкальный  диагностическийкоэффициент Демонстративность Аффективность Уникальность Несостоятельность Социальный пессимизм Слом культурных барьеров Максимализм Временная перспектива Антисуицидальный фактор Номера суждений Индекс 12, 14, 20, 22, 27 1, 10, 20, 23, 28, 29 1, 12, 14, 22, 27 2, 3, 6, 7, 17 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 8, 9, 18 4, 16 2, 3, 12, 24, 26, 27 19, 21 1, 2 1, 1 1, 2 1, 5 1 2, 3 3, 2 1, 1 3, 2 Cодержание субшкальных диагностических концептов 1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим  несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции  порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное  суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее  суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром»  может зайти слишком далеко.  2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в  оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию  непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада  интеллекта.  3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в  целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно,  подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно  связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением  использовать свой и чужой жизненный опыт.  4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности.  Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности,  «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью.  Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего  монолога – «Я плох».  5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира.  Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о  нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной  атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле  внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».  6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и  нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в  какой­то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения  из литературы и кино. В крайнем варианте ­ инверсия ценности смерти и жизни. В  отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об  «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти –  доведенная до патологического максимализма смысловая установка на  самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего  существования».  7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок.  Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой­то  одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на  неудачах.  8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования  будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую  ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в  глобальный страх неудач и поражений в будущем.  9. Антисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных  факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это  глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это  представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и  физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня  предпосылок для психокоррекционной работы.   3. Прогностическая таблица риска суицида у детей  и подростков (А.Н. Волкова) № 1 2 3 4 5 6 7 8 Проблема Утрата обоих родителей Утрата одного из родителей или развод в семье Тяжелая психологическая атмосфера в семье Изоляция в детском коллективе Несправедливые методы воспитания, подавление Тяжелые соматические болезни, инвалидность Отсутствие опоры на любящего взрослого Неудачи в учебе, низкие школьные успехи балл 5 4 4 4 4 3 3 3 Акцентуации личности 9 10 Употребление алкоголя и наркотиков 11 Нарушение контроля, импульсивность 12 Низкая самооценка 13 14 Пассивность, робость, несамостоятельность Тяжело протекающий пубертат 3 2 2 1 1 1 Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска суицида. 5. Тест «Ваши суицидальные наклонности».  З. Королёва. Тест «Ваши суицидальные наклонности».  Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.  Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена  черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно  закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.  Интерпретация результатов  Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ  МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном  настроении духа. Вас что­то гнетет, вы переживаете из­за каких­то событий или  беспокоитесь о чем­то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно  пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто  готов с ней добровольно расстаться. Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это  говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться  слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению  к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь,  вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать  любые трудности и препятствия. Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это  значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве,  и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку.  Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко  кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля. Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей  душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете  несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь  к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе  суицидальные наклонности. Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что  вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя:  вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете  их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить. Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это  говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо (влечение  к смерти) развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные  наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае. 4. Опросник Г.Айзенка. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам  подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не  подходит – 0». Вопросы анкеты 1. Часто я не уверен в своих силах 2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход 3. Я часто оставляю за собой последнее слово 4. Мне трудно менять свои привычки 5. Я часто из­за пустяков краснею 6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом 7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 8.   Я   с   трудом   переключаюсь   с   одного   дела   на другое 9. Я часто просыпаюсь ночью 10. При крупных неприятностях  я виню только себя. 11. Меня легко рассердить 12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни 13. Я легко впадаю в уныние 14. несчастия и неудачи меня ничему не учат 15.   Мне   приходится   часто   делать   замечания другим 16. В споре меня трудно переубедить 17.   Меня   волнуют   даже   воображаемые Подход ит 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Не совсе Не подходи м 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 т 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 неприятности 18.   Я   часто   отказываюсь   от   борьбы,   считая   ее бесполезной 19. Я хочу быть авторитетом для окружающих 20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться 21.   Меня   пугают   трудности,   с   которыми   мне придется встретиться в жизни 22. Нередко я чувствую себя беззащитным 23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха 24. Я легко сближаюсь с людьми 25. Я часто копаюсь в своих недостатках 26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния 27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь 28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что­ то неожиданно меняется 29. меня легко убедить 30.   Я   чувствую   растерянность,   когда   у   меня возникают трудности 31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться 32. Нередко я проявляю упрямство 33.   В   трудные   минуты   я   иногда   веду   себя   по­ детски 34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по­ детски, хочу чтобы меня пожалели. 35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 36. Я неохотно иду на риск 37. Я с трудом переношу время ожидания 38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки 39. Я мстителен 40.   Меня   расстраивают   даже   незначительные нарушения моих планов. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Ключ: 1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37. 2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38. 3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. 4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40. При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 ­ 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в  структуре личности. Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения: ­ личностная   тревожность  ­   склонность   индивида   к   переживанию   тревоги, порогом возникновения реакции тревоги; ­ фрустрация  ­ психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие   реальной   или   воображаемой   помехи,   препятствующее   достижению цели; агрессия  –   повышенная   психологическая   активность,   стремление   к   лидерству путем применения силы по отношению к другим людям; ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. ­ ­ Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную  тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя  сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида. 5. «Незаконченные предложения». Может использоваться для учащихся с 1­го класса. Позволяет оценить отношение  к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям,  отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям. ИНСТРУКЦИЯ: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или  несколькими словами». 1. Думаю, что мой отец редко ____________________________ 2. Если все против меня, то ______________________________ 3. Будущее кажется мне _________________________________ 4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________ 5. Идеалом (мужчины) женщины       для   меня   является ____________________________________________________ 6. По   сравнению   с   большинством   других   семей   моя   семья ____________________________________________________ 7. Моя мать и я _________________________________________ 8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________ 9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________ 10. В школе мои учителя _________________________________ 11.  Не люблю людей, которые ____________________________ 12.  Моя семья обращается со мной как с ____________________ 13.  Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________ 14.  Моя наибольшая слабость заключается в том _____________ 15.  Моим скрытным желанием в жизни _____________________ 16. Наступит тот день, когда ______________________________ 17.  Хотелось бы мне перестать бояться _____________________ 18.  Считаю, что большинство матерей _____________________ 19.  Я часто чувствую себя виноватым, если _________________ 20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________ 21.  Когда буду старым ___________________________________ 22.   самым   живым   воспоминанием   детства Моим     является ____________________________________________________ 23.  Когда я был ребенком, моя семья _______________________ 24.  Я люблю свою мать, но _______________________________   25.   ____________________________________________________ что   мне случилось худшее,   Самое     совершить,   это 26. Завтра я ____________________________________________ 27. Когда я закончу школу ________________________________ 28. Наступит день, когда _________________________________ 29. Если бы я был учителем ______________________________ 30. Я хочу жить, потому что ______________________________ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную  систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например, «Большинство известных мне семей … 1. Несчастливы, недружные, распались  ­ 2б. 2. Нервные, не очень дружные                 ­ 1б. 3. Все одинаковы                                        ­ 0б. КЛЮЧ № 1.  2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 Группы предложений Отношение к отцу Отношение к матери Отношение к себе Нереализованные возможности Отношение к будущему Отношение к школе, к учителям Страхи и опасения Отношение к своему прошлому Отношение к семье Чувство вины Планы, идеалы №№ заданий 1, 13 7, 18, 25 2,14, 26 9, 15, 20 3, 16, 21 10, 29 4, 17 22 6, 12, 23 8, 19, 25 5, 27, 28, 30 Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной  системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных  предложений. Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов.  Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы,  опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных  отношений. Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все  утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к  будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у  суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не  имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко. Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие  окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути  решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск  совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные  особенности. Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше  особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и  фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни,  новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их. Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность  проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам  расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой,  символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался  тревожным признаком.

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по профилактике и предупреждению детского суицида

Методические рекомендации для педагогов, психологов по  профилактике и  предупреждению детского суицида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017