Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"
Оценка 5

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
технология
Взрослым
15.02.2018
Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Участие сестры в лабораторных методах исследования» ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Технология выполнения простых медицинских услуг. специальность «Сестринское дело» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель занятия: обучение сестры лабораторных методах исследования После изучения материала обучающийся должен УМЕТЬ:  подготовить посуду и оформить направление;  объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;  взять мазок из зева и носа для бактериологического исследования (на фантоме);  взять мокроту на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для бактериологического исследования;  взять мочу на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, на диастазу, ацетон,;  взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для исследования на простейшие, яйца гельминтов, на энтеробиоз и для бактериологического исследования;  транспортировать биологический материал в лабораторию. После изучения материала обучающийся должен ЗНАТЬ:  основные виды лабораторных методов исследования;  цели предстоящих лабораторных исследований;  технику безопасности при работе с биологическим материалом.
00080cb3-ccd7da9e (1).doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж № 2» Коломенский филиал РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК профессиональных модулей  Протокол заседания № __________  от «_____» _______________ 20____г. Председатель ЦМК _____________ /Л.А.Симонян/ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Участие сестры в лабораторных методах исследования» ПМ.02. Участие в лечебно­диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Технология выполнения простых медицинских услуг. специальность «Сестринское дело» Составитель: преподаватель Лютенберг Н.С. Коломна 2017 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель занятия: обучение сестры лабораторных методах исследования  После изучения материала обучающийся должен УМЕТЬ:   нему;  подготовить посуду и оформить направление; объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к  взять мазок из зева и носа для бактериологического исследования (на  фантоме);  взять мокроту на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для  бактериологического исследования;  взять мочу на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар,  на диастазу, ацетон,;  взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для  исследования на простейшие, яйца гельминтов, на энтеробиоз и для  бактериологического исследования;  транспортировать биологический материал в лабораторию. После изучения материала обучающийся должен ЗНАТЬ:   основные виды лабораторных методов исследования;  цели предстоящих лабораторных  исследований;  технику безопасности при работе с биологическим материалом. 3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕМЫ ТЕМА: «УЧАСТИЕ СЕСТРЫ В ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ» Виды лабораторий, их назначение Клинико­диагностическая Определение   физико­химических   свойств   биологических   субстратов (например, общий анализ крови, мочи, мокроты; биохимическое исследование крови:   холестерин,   общий   белок,   билирубин;   кал   на   скрытую   кровь,   яйца гельминтов, простейшие). Для транспортировки биоматериала в лабораторию используют специальные контейнеры   (одноразового   пользования)   или   чистую,   сухую   стеклянную посуду. Бактериологическая Выявление   микробного   состава   и   идентификация   микрофлоры   (например, моча на стерильность, кал на кишечную группу, мазок из зева при подозрении на дифтерию). Сестра получает для забора материала стерильную посуду, подготовленную в бактериологической лаборатории. Иммунологическая/вирусологическая Проведение исследований по маркерам к некотором инфекционным агентам, а также   естественным   (нормальным)   антителам   к   широко   распространенным бактериям   и   вирусам   (кровь   на   ВИЧ­инфекцию,   гепатиты   В   и   С,  RW­ инфекцию). Для транспортировки биоматериала используют специальную лабораторную посуду. Рекомендации для медсестры: 1. Сообщить пациенту о предстоящем исследовании накануне. 2. Оформить направление в лабораторию. 3. Обеспечить лабораторной посудой. 4. Объяснить порядок проведения процедуры. 5. Указать место хранения биоматериала. 6.   Транспортировать   биосубстрат   после   забора   в   соответствующую лабораторию. 4 Общий анализ мочи (ОАМ) – определение качественных и количественных показателей мочи. Качественные   показатели:  цвет,   прозрачность,   реакция   среды,   осадок, плотность (удельный вес). Количественные   показатели  –   форменные   элементы   –   определяют   в мочевом осадке:  лейкоциты – единичные в поле зрения;  эритроциты, цилиндры – отсутствуют /следы;  соли – в небольшом количестве (состав зависит от характера пищи). Утром в день исследования, провести гигиену промежности, собрать 100­200 мл   мочи   в   подготовленную   ёмкость,   предварительно   спустив   небольшое количество мочи в унитаз/судно. Анализ   мочи   по   методу   Нечипоренко  ­   количественное   определение форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров. Утром, в день исследования, провести гигиену промежности собрать 3­5 мл мочи  – «среднюю   порцию»  в   подготовленную   ёмкость,  спустив   небольшое количество мочи в унитаз/судно до и после мочеиспускания. Анализ мочи по методу Аддиса­Каковского ­ количественное определение форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров. Мочу   собирают   за   10   ночных   часов.   В   22.00  больной   должен   опорожнить мочевой пузырь в течение ночи не ходить в туалет. В 8.00 утра, после туалета промежности,   собрать   мочу   в   приготовленную   ёмкость.   С   направлением отправляют в  клиническую лабораторию. Анализ   мочи   по   методу   Амбюрже   ­ форменных элементов в моче: лейкоцитов, эритроцитов, цилиндров. Мочу собирают за 3 часа. Утром ночную порцию выливают в туалет, отмечают время и через 3 часа после туалета гениталий собирают мочу. С направлением отправляют в лабораторию. Анализ мочи на диастазу (количественное определение диастазы). Утром в день исследования, собрать 50­100 мл мочи, желательно «среднюю порцию», в подготовленную ёмкость. Свежевыделенную мочу доставляют в лабораторию в теплом виде. Анализ мочи на сахар – контроль уровня глюкозы при сахарном диабете. Обеспечить пациента двумя ёмкостями для сбора мочи. Одна – для суточного объёма 2­3 литра, другая – для лабораторной диагностики – 0,25 литра. Утром   в   8.00   –   в   день   исследования   опорожнить   мочевой   пузырь; последующие мочеиспускания проводить в приготовленную ёмкость в течение одних суток. Утром в 8.00 следующего дня смешать суточную мочу, перелить 100­200 мл в малую ёмкость и отправить в лабораторию с направлением, указав суточный диурез.  количественное   определение 5 Анализ   мочи   на   17­кетостероидов  ­   определение   уровня   гормонов   при заболеваниях гипофиза, надпочечников. (Сбор мочи проводится аналогично сбору мочи на сахар). Анализ   мочи   по   методу   Зимницкого  –   определение   концентрационной (удельный вес мочи) и выделительной (количество мочи) функций почек. Утром   в   6.00   в   день   исследования   опорожнить   мочевой   пузырь;   далее последовательно   собирать   мочу   в   8   банок,   в   зависимости   от   частоты мочеиспускания, в каждую банку мочиться один или несколько раз, но только в   течение   3   часов.   При   отсутствии   позывов   на   мочеиспускание   банку оставлять   пустой.   Последнюю   порцию   мочи   спустить   в   6   часов   утра следующего дня. Бактериологическое  исследование  мочи  –   определение   микрофлоры   при инфицировании мочевыводящих путей. Провести   гигиену   наружных   половых   органов.   Обработать   область   уретры антисептиком (раствор фурацилина/калия перманганата).  Спустить   среднюю   порцию   струи   мочи   в   стерильную   ёмкость.   При невозможности  сбора  мочи  естественным   путем  взять  мочу  по   назначению врача катетером, соблюдая правила асептики. Доставить мочу в лабораторию. 6 Взятие кала на исследования Кал на копрологическое исследование Кал   должен   быть   теплым   и   свежевыделенным   доставлен   в   лабораторию. Исследование дает представление о переваривании всех отделов кишечника. За 4­5 дней больному назначают строгую диету. В чистую сухую банку берут 5­10 гр. кала без примеси мочи и воды. Кал на простейшие Его доставляют в лабораторию не позднее 15­20 минут после выделения, так как   простейшие   после   остывания   гибнут,   чтобы   их   лучше   выявить   кал помещают в консервант. Во флакон наливают ½ ёмкости консерванта и вносят туда свежевыделенный кал.   Пробку   флакона   заклеивают   лейкопластырем   и   направляют   в лабораторию. Кал на яйца гельминтов Взять чистую посуду, в нее положить 30­50 гр. взятого из разных мест кала после   дефекации.   Берется   для   контроля   за   лечением   в   дни   приёма противоглистных препаратов. Кал на обнаружение скрытой крови Подготовка  ведется в течение 3­х дней. Из питания исключаются продукты содержащие железо – мясо, помидоры, яблоки, печень. Не давать больному лекарственные средства содержащие железо.  Если имеется кровоточивость десен, нельзя их чистить в течение 3­х дней щеткой, лучше полоскать 2% раствором натрия бикарбоната. Кал на бактериальное исследование Кал   берут   из   прямой   кишки,   с   помощью   стерильного   ватного   тампона   в стерильную пробирку, содержащую консервант. 1) больного уложить на бок с полусогнутыми ногами; 2) вытащить   из   пробирки   тампон,   приподнять   одну   ягодицу,   ввести тампоном   вращательными   движениями   на   8­10   см,   снять   со   стенок прямой кишки её содержимое; 3) опустить тампон в пробирку с консервантом; 4) написать направление, отправить в бактериологическую лабораторию. Сбор мокроты на анализ Цель: диагностическая. 1. Общий анализ. Свежевыделенную   мокроту   собирают   в   чистую   широкогорлую   банку. Мокроту лучше собирать утром до еды, предварительно больной должен почистить зубы или прополоскать рот. К банке с мокротой прикрепляют 7 направление с указанием Ф.И.О. больного, отделение и палату, дату и цель исследования. 2. Бактериологическое исследование. Взять   для   мокроты   стерильную   посуду   в   бактериологической лаборатории.  Объяснить   больному,  что   во   время   сбора  мокроты   он   не должен касаться краев стерильной посуды руками, а после откашливания сразу же должен закрыть крышкой. 3. На микобактерии туберкулеза. Мокроту   собирают   в   стеклянную   ёмкость   в   течение   суток,   а   при необходимости   в   течение   3   суток.   Хранить   в   прохладном   месте.   Для проведения   суточного   количества   мокроты   больному   следует   выделить большую ёмкость. Алгоритм действий  при взятии мазка из зева 1. Приготовьте пробирку со стерильным тампоном. 2.Усадите больного лицом к источнику света. 3. Возьмите в левую руку пробирку. 4. Правой рукой за пробку из пробирки извлеките стерильный тампон. 5.   Проведите   тампоном   по   дужкам   и   небным   миндалинам,   не   касаясь слизистой рта. 6. Осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, введите тампон в пробирку. 7.   Заполните   направление   в   бактериологическую   лабораторию   (Ф.И.О. больного, «Мазок из зева», дата и цель исследования, наименование лечебного учреждения). 8. Отправьте пробирку с направлением в лабораторию. Алгоритм действий при  взятии мазка из носа 1. Приготовьте пробирку со стерильным тампоном. 2. Усадите больного. 3. Возьмите пробирку в левую руку, правой рукой извлеките тампон. 4. Левой рукой приподнимите кончик носа, правой ­ введите тампон легким вращательным   движением   в   нижний   носовой   ход   с   одной,   затем   с   другой стороны. 5. Осторожно, не касаясь наружной поверхности пробирки, введите тампон в пробирку. 6. Напишите направление и отправьте пробирку в лабораторию. Контрольные вопросы: 1. Виды лабораторий. 2. Рекомендации для медицинской сестры при заборе анализов. 3. Правила забора мочи на общий анализ. 8 4. Правила забора мочи на диастазу. 5. Правила забора мочи на сахар и 17­кетостероидов. 6. Правила забора мочи по методу Зимницкого. 7. Правила забора мочи по Нечипоренко, Аддиса­Каковского, Амбюрже. 8. Правила забора мочи на бактериологическое исследование. 9. Правила   забора   кала   на   копрологическое   исследование,   яйца­   бактериологическое   скрытую   кровь, гельминтов, исследование.   простейшие, 10.  Правила   забора   мокроты   на   общий   анализ,   бактериологическое исследование, микобактерии туберкулеза. 11. Правила взятия мазка из зева  и носа. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ (КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Определение понятия «Лабораторные методы исследования». Виды исследования мочи. Основные физико­химические свойства мочи. Оснащение, необходимое для сбора мочи на общий анализ. Оснащение, необходимое для сбора мочи по Зимницкому. Диагностическое значение анализа суточной мочи на сахар. Виды исследования кала. Диагностическое значение исследования кала на копрограмму. Диагностическое значение исследования кала на скрытую кровь. 9. 10. Оснащение,   необходимое   для   взятия   кала   для   бактериологического исследования. 9 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 716с. 2. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. ­ М.: ГЭОТАР­Медиа, 2015. ­ 160 с. 3. ГОСТ   Р   25623.1   –   2008   Технологии   выполнения   простых   медицинских услуг функционального обследования. 10 Графологический   диктант  ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА по теме «Участие медсестры в лабораторных методах исследования» Сбор мочи и взятие мазка из носа и зева для лабораторных исследований. 1. Для   определения   степени   микробной   обсемененности   почек   и мочевыводящих   путей   проводят   сбор   мочи   на   (какое?)   ................ исследование. 2. У   тяжелобольных   пациентов   сбор   мочи   для   исследования   берут (чем?).......... 3. Выборку   назначений   на   лабораторные   методы   исследования осуществляет (кто?) ............. 4. Направление   и   лабораторная   посуда   с   биологическим   материалом транспортируется в лабораторию (как?) ……………… 5. Перед   сбором   мочи   на   исследование   пациент   должен   тщательно провести  гигиеническую обработку (чего?)...............  6. Мочу   на   определение   в   ней   сахара   собирают   в   течение   (какого времени?)........... 7. Если при сборе мочи по методу Зимницкого в течение 3­х часов не было мочи, то емкость ............ 8. При   взятии   мазка   из   зева   или   носа   пробирка   и   стержень   с   тампоном должны быть (какими?)…………    9. Для   определения   функционального   состояния   поджелудочной   железы проводят исследование мочи на ....…….. 10. Для   определения   функциональной   способности   почек   проводят   сбор мочи по методу ............. Эталон ответов на графологический   диктант  11 по теме «Участие медсестры в лабораторных методах исследования» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Бактериологическое. Катетером. Палатная (постовая) медицинская сестра. В специальном контейнере и отдельно. Наружных половых органов. Суток (24­х часов). Остаётся пустая. Стерильными. Диастазу. Зимницкого. Критерий оценки: 10 правильных ответа ­ «5»  9­8 правильных ответа ­ «4»  7­6 правильных ответа ­ «3»  5 и менее правильных ответов ­ «2» ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ  Разделившись   на   «малые   группы»   по   три­четыре   человека, выполните   задания.   Один   студент   является   «пациентом»,   второй   ­ «медицинским работником», третий – «экспертом», который оценивает 12 действия   «медработника»   и   «пациента»,   используя   оценочный   лист. Затем участники «малой группы» меняются ролями. Каждый студент должен   выполнить   действия   за   «пациента»,   «эксперта»   и   получить оценку как «медицинский работник». Сбор мочи и взятие мазка из носа, зева и носоглотки для лабораторных исследований. Задача №1 В отделении нефрологии пациенту, 58 лет лечащим врачом назначен анализ мочи по методу Нечипоренко. Накануне вечером постовая медсестра выдала пациенту сухую чистую ёмкость для мочи и бланк направления. Объяснила место нахождения контейнера для дальнейшей транспортировки анализа.  Оцените действия постовой медсестры. Задача №2 Во   время   сбора   мочи   на   сахар   моча   попала   медсестре   на   кожу   рук   и медицинский   халат.   Медсестра   вымыла   руки   водой   с   мылом,   сменила халат.Оцените действия медсестры. Задача №3 Для   сбора   мочи   на   бактериологическое   исследование   накануне   вечером постовая медсестра дала пациенту чистую сухую ёмкость и объяснила где оставить ёмкость.  Оцените действия медсестры. Задача №4 Постовая   медсестра   в   11   часов   утра   отнесла   в   клиническую   лабораторию собранную утром с 7 до 8 часов у 15 пациентов мочу на общий анализ. Вскоре 13 из   лаборатории   сообщили,   что   моча   всех   пациентов   для   исследования непригодна.  В чем причина? Оцените действия медсестры. Задача №5 Пациентка принесла ёмкость с суточной мочой для исследования на сахар, при этом накануне утром мочевой пузырь не опорожнила.  Как поступить? Оцените действия медсестры. Задача №6 В 10 часов утра постовой медсестрой доставлена в лабораторию собранная в 8 часов моча для исследования на диастазу.  Оцените действия медсестры. Пригодна ли моча для исследования? Задача №7 При взятии мазка из носа медсестра изогнула стержень под углом 120оС, ввела стержень по наружной стенке носа на глубину 2­3 см до нижней раковины. Затем зонд слегка опустила книзу, ввела в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделала вращательное движение и удалила вдоль наружной стенки носа.  Не касаясь стержнем слизистой оболочки полости рта и языка, извлекла   стержень   и,   не   касаясь   наружных   краёв   пробирки,   ввела   его   в пробирку. Оцените действия медсестры. Задача №8 При взятии мазка из зева медсестра провела стерильным стержнем по нёбным миндалинам   слева   и   справа,   и   задней   стенке   глотки,   не   касаясь   стержнем слизистой оболочки полости рта и языка, поместила в стерильную пробирку, и с направлением отправила в клиническую лабораторию. Оцените действия медсестры. Задача №9 14 В беседе с пациенткой медсестра выяснила, что мочу для сдачи анализа  пациентка « заготовили » еще с вечера, чтобы утром не вставать рано. Тактика медсестры? Задача №10 Пациенту назначено исследование мочи по Зимницкому. Родственники  принесли передачу — арбуз, виноград, спелые груши. Тактика медсестры? Эталон ответов на ситуационные задачи по теме:  «Участие медицинской сестры в лабораторных методах  исследования» Сбор мочи и взятие мазка из носа, зева и носоглотки для лабораторных исследований. Задача №1 Тактика постовой медсестры неправильна: время сбора мочи – 8 часов утра,  гигиена наружных половых органов, собрать «среднюю порцию» струи мочи в  количестве не менее 10,0 мл. Задача №2 Действия медсестры не правильные: работала без перчаток, перед мытьём рук  с мылом она должна была обработать антисептиком и после мытья с мылом  опять антисептиком (70о этиловый спирт). Задача №3 Действия медсестры не верные: ёмкость должна быть стерильной, необходимо  объяснить пациенту, как правильно собрать мочу на такой вид исследования. Задача №4 Причина в том, что все качественные показатели мочи пришли в негодность  (разрушены). Действия медсестры не правильные, так как она не соблюла  сроки доставки биосубстрата в лабораторию.  Задача №5 15 Всю собранную мочу вылить в унитаз и объяснить пациентке, как на  следующее утро правильно начать собирать суточную мочу. Медсестрой  допущена ошибка: неверно дана информация пациентке или не полностью, или  не проверена достоверность полученной информации. Действия медсестры не правильные. Моча, в данном случае, должна быть  доставлена в лабораторию тёплой. Моча не пригодна для исследования, но  Задача №6 современные методики позволяют определить диастазу в моче, стоявшей  некоторое время. Медсестре необходимо об этом проинформировать  лаборанта.  Задача №7 Действия медсестры не верные. Она провела взятие мазка из носоглотки, а  назначение было из носа. Задача №8 Действия медсестры не верные. Она не провела  стержнем по дужкам с левой и  с правой стороны, и мазок необходимо доставить в бактериологическую  лабораторию.  Анализ мочи собирается с утра. Медицинской сестре нужно переписать  направление на следующий день. Задача №9 Продукты запрещены к употреблению в данном случае. Пациент должен   Задача №10   соблюдать диету назначенную врачом.   ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА «ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» «ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» I вариант 16 Дайте один правильный ответ. 1. Кровь на биохимические анализы берется: а) утром натощак; б) после завтрака; в) в любое время суток; г) перед обедом. 2. Количество мокроты для анализа на микобактерии туберкулеза, собираемое в течение трёх суток (в мл): 1) 20-30; 2) 15-20; 3) 5-10; 4) 3-5. 3. Для исследования мочи на сахар ее собирают в течение (в час): 1) 24; 2) 10; 3) 8; 4) 3. 4. Пробой Зимницкого определяется в моче: а) количество сахара, ацетона; б) количество форменных элементов, бактерий; в) наличие уробилина, желчных пигментов; г) плотность и диурез. 5. Кал для исследования на простейшие доставляют в лабораторию: а) в течение дня; б) через 3 часа; 17 в) через 1 час; г) немедленно теплым. 6. Биологический материал, который необходимо взять у пациента с подозрением на кишечную инфекцию: а) кал на общий анализ; б) кал на яйца глистов и простейшие; в) кровь на биохимический анализ; г) фекалии на бактериологическое исследование. 7. Максимальное время хранения пробирок в холодильнике с момента взятия мазков из зева и носа (в час): 1) 12; 2) 6; 3) 4; 4) 2. 8. Каким должен быть тампон для взятия содержимого из зева: 1) влажным; 2) изогнутым; 3) чистым; 4) марлевым. 9. Моча для общего клинического анализа должна быть доставлена в лабораторию (в час): 1) 4; 2) 2; 3) не позже часа как собрана; 4) в любое время. 10. Соотношение количества выпитой и выделенной жидкости называется: а) суточный диурез; б) водный баланс; 18 в) анурез; г) дневной диурез. 19 Дайте один правильный ответ. II вариант 1. Биологический материал, который необходимо взять у больного с кишечной инфекцией: 1) кал на общий анализ; 2) кал на яйца глистов и простейшие; 3) кровь на биохимический анализ; 4) фекалии на бактериологическое исследование. 2. Максимальное время хранения пробирок в холодильнике с момента взятия мазков из зева и носа (в час): 1) 12; 2) 6; 3) 4; 4) 2. 3. Каким тампоном надо производить забор 5. В норме плотность мочи в среднем равна: 1) 1030-1040; 2) 1012-1025; 3) 1001-1010; 4) 1001-1004. 20 4. Кал на скрытую кровь следует отнести в материала из носоглотки: 1) влажным; 2) прямым; 3) изогнутым; 4) марлевым. лабораторию: 1) бактериологическую; 2) цитологическую; 3) биохимическую; 4) клиническую. 6. Для взятия материала для бактериологического исследования из прямой кишки нужен: 1) корнцанг; 2) спичка; 3) ректальная петля; 4) шпатель. 7. Для исследования мочи по методу Нечипоренко собирают: 1) первую порцию; 2) утреннюю порцию; 3) среднюю порцию. 8. Количество фекалий для бактериологического исследования, при взятии материала из судна (в граммах): 1) 3-5; 2) 20-30; 3) 50; 4) вся порция испражнений. 9. Анализ крови на содержание сахара производиться в лаборатории: 1) клинической; 2) цитологической; 3) биохимической; 4) бактериологической. 10. Перед сбором мокроты для бактериологического исследования необходимо: 1) промыть желудок; 2) откашляться в плевательницу; 3) почистить зубы и прополоскать рот кипяченой водой; 4) снять зубной налет марлевой салфеткой. Примечание: 21 Ответьте на вопросы теста. Если возникнут затруднения, вернитесь к теме «Лабораторные методы исследования» и повторно изучите ее. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ «ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» «ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ» I вариант 1. а 2. б 3. а 4. г 5. г г 6. 7. г 8. а 9. в 10. б II вариант 1. г г 2. 3. в 4. г 5. б 6. в 7. в 8. а 9. в в 10. 22 Подготовка пациента к исследованию крови и мочи КРОВЬ   Цель   работы:  систематизировать   знания   по   подготовке   пациента   к лабораторным   методам   исследования   крови   и   мочи. Ознакомиться   с   основными   видами   исследований,   уметь применять в практической деятельности.   Задание № 1. Вспомните  и запишите: При инструктировании пациента о порядке взятия биологического материала для   исследования   медицинской   сестре   необходимо   установить терапевтическое общение. Для этого  нужно:   1.        2.       3.              4.          Задание № 2.    Перечислите общие   меры предосторожности при заборе и доставке биологического материала: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Задание № 3.  Перечислите виды  исследований крови: 1. 2. 3 4. 5. Задание № 4. Перечислите виды лабораторий для исследования крови: 1. 2. 3.  Задание № 5. Перечислите, на какие вопросы пациент должен   получить   ответы   при   инструктаже   по   подготовке   к   лабораторным методам  исследованиям крови:  1. 2. 3.  Задание   №   6  Составьте   тезисы   к   памятке   по   подготовке   пациента   к клиническому (общему) анализу крови: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________ 29 Задание  Выпишите направления 1. На общий анализ мочи  пациенту Иванову И.И. 58 лет, находящемуся на лечении в терапевтическом отделении.  НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________                              (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол                                         Возраст  Врач Дата   получения биоматериала Подпись медицинской сестры 2. На исследование мочи по Зимницкому  пациенту Сидорову А.А., 46 лет, находящемуся на лечении в терапевтическом отделении.   НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________                              (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол                                         Возраст  Врач Дата   получения биоматериала Подпись медицинской сестры 3. На бактериологическое исследование мочи  пациенту Спицину М.С., 26 лет, находящемуся на лечении в гастроэнтерологическом отделении.   29 НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________                              (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол                                         Возраст  Врач Дата   получения биоматериала Подпись медицинской сестры 4. На биохимическое исследование крови пациентке Крапивиной Н.С.,        35 лет, находящейся  на лечении в пульмонологическом отделении.    НАПРАВЛЕНИЕ на ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОЕ/БИОХИМИЧЕСКОЕ ИММУНОЛОГИЧЕСКОЕ/ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ исследование ___________________                              (наименование биоматериала) Направившее учреждение (отделение) ФИО Пол                                         Возраст  Врач Дата   получения биоматериала Подпись медицинской сестры  Составьте план содержания памятки для пациента: Задание 1. По  подготовке к исследованию и сбору мочи на общий  анализ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 29 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________ 2. По  подготовке к исследованию и сбору мочи по Нечипоренко __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ___________ 3. По подготовке к исследованию и сбору мочи по Зимницкому __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____________ 29 4. По  подготовке к исследованию и сбору мочи на глюкозу __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________ 29 5. По подготовке и сбору мочи на бактериологическое исследование __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____ Задание Укажите цель исследования мочи: 1. На бактериологическое исследование ____________________________________________ ____________________________________________ 2. На общий анализ ____________________________________________ ____________________________________________ 3. По Зимницкому _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4. По Нечипоренко _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 5. На сахар 29 ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Лист оценки Взятие мочи на общий анализ Алгоритм действия Исходн ый балл Получен ный балл № 1. 2. 3. 4. 1. Оснащение  Чистая, сухая посуда с крышкой на 250 мл  Направление, этикетка Аптечная резинка Чистая салфетка Подготовка к процедуре Подготовить лабораторную посуду и аптечной резинкой прикрепить  направление к ёмкости 2.* Накануне вечером отдать пациенту посуду с направлением,  проинструктировать его и получить согласие на исследование Инструктаж пациента: «Вам необходимо сдать на анализ мочу. Завтра в 8  часов утра тщательно проведите туалет половых органов и соберите 100 –  150 мл мочи в эту посуду, лучше из «средней порции» струи мочи.  Закройте посуду и оставьте в санитарной комнате на полу, прикрепив  аптечной резинкой направление к ёмкости»  8 часов утра подмыться 3. Выполнение манипуляции Снять крышку с ёмкости 4. Первую порцию мочи спустить в унитаз 5. Затем задержать мочеиспускание и подставить открытую ёмкость 6. Налить в неё 100 – 150 мл мочи, остальную мочу спустить в унитаз 7. Закрыть ёмкость крышкой, вытереть снаружи салфеткой 8. 9. Закрепить на ёмкости этикетку с помощью резинки 10. Поставить емкость в указанное медсестрой место. Примечание: если моча берётся у женщины и у неё из влагалища есть  выделения, то необходимо перед взятием мочи заложить во влагалище  чистый ватный тампон. 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 29 Завершение процедуры 11. Отправить собранную мочу в лабораторию до 9 часов утра (отдать из рук в  руки) вместе с направлением 12. На следующий день полученные из лаборатории результаты подклеить в  историю болезни пациента Всего баллов: Оценочный контроль 1 1 17 Кол­во  баллов 0 – 14  15 16 17 Оценк а  2 3 4 5 Оценка __________________  Дата  ___________________  Подпись преподавателя  _________________________                                                    Подпись студента (ки)_________________________     Комментарии преподавателя   _____________________________________________________________________  Лист оценки Взятие мочи по Нечипоренко Алгоритм действия Исходн ый балл Получен ный балл № 1. 2. 3. 4. 1. 3. Оснащение  Чистая, сухая посуда с крышкой на 250 мл  Направление, этикетка Аптечная резинка Чистая салфетка Подготовка к процедуре Подготовить лабораторную посуду и аптечной резинкой прикрепить  направление к ёмкости 2.* Накануне вечером отдать пациенту посуду с направлением,  проинструктировать его и получить согласие на исследование Инструктаж пациента: «Вам необходимо сдать на анализ мочу. Завтра в 8  часов утра тщательно проведите туалет половых органов и соберите 100 мл мочи в эту посуду, лучше из «средней порции» струи мочи. Закройте  посуду и оставьте в санитарной комнате на полу, прикрепив аптечной  резинкой направление к ёмкости»  8 часов утра подмыться Выполнение манипуляции Снять крышку с ёмкости 4. Первую порцию мочи спустить в унитаз 5. Затем задержать мочеиспускание и подставить открытую ёмкость 6. Налить в неё 100 мл мочи, остальную мочу спустить в унитаз 7. Закрыть ёмкость крышкой, вытереть снаружи салфеткой 8. 9. Закрепить на ёмкости этикетку с помощью резинки 10. Поставить емкость в указанное медсестрой место. Примечание: если моча берётся у женщины и у неё из влагалища есть  выделения, то необходимо перед взятием мочи заложить во влагалище  чистый ватный тампон. Завершение процедуры 11. Отправить собранную мочу в лабораторию до 9 часов утра (отдать из рук в  руки) вместе с направлением 12. На следующий день полученные из лаборатории результаты подклеить в  1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 историю болезни пациента Кол­во  баллов 0 – 14  15 16 17 Оценк а  2 3 4 5 Оценочный контроль Всего баллов: 17 Оценка __________________  Дата  ___________________  Подпись преподавателя  _________________________                                                    Подпись студента (ки)_________________________     Комментарии преподавателя   _____________________________________________________________________                                 *  При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент  получает неудовлетворительную оценку Лист оценки Взятие мочи на сахар Алгоритм действия Исходн ый балл Получен ный балл № 1. 2. 3. 4. 5. Оснащение  Чистая, сухая, градуированная 3 – литровая ёмкость с этикеткой Чистая салфетка Деревянная лучина 30 ­ 40см Подготовка к процедуре 1. 2.* Подготовить посуду и оформить направление За день проинструктировать пациента о порядке сбора мочи Выполнение манипуляции 3.* В 8.00 разбудить пациента и подать ёмкость, но сказать, чтобы он  помочился в унитаз (всю ночную мочу надо вылить в унитаз, чтобы мочевой пузырь остался пустым) Все следующие порции мочи пациент должен собирать в 3литровую  градуированную ёмкость В 8.00 часов следующего утра разбудить пациента, чтобы он помочился  последний раз в ёмкость                                                                  Завершение процедуры Измерить общее количество мочи, собранной за сутки (суточный диурез)  6. 7.* Вписать эти  данные в направление 8. 9. 10. Доставить в клиническую лабораторию до 9 часов утра (отдать из рук в  Тщательно размешать всю мочу в сосуде деревянной палочкой Отлить в ёмкость 100 – 150 мл мочи и закрепить на ней этикетку руки) вместе с направлением 11. Полученные из лаборатории данные приклеить в историю болезни Оценочный контроль Оценка __________________ Всего баллов:  Дата  ___________________  Подпись преподавателя _________________________                                                        Подпись студента (ки)_________________________ 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 16 29 Кол­во  баллов 0 – 13  14 15 16 Оценк а      Комментарии преподавателя   _____________________________________________________________________  2 3 4 5         *  При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает  неудовлетворительную оценку! Взятие мочи на бактериологическое исследование Лист оценки № 1. 2. 3. 4. Алгоритм действия Оснащение  Стерильная ёмкость с крышкой на 250 мл  Направление, этикетка Аптечная резинка Чистая салфетка Подготовка к процедуре 1.* Вечером проинструктировать пациента о порядке сбора мочи, научить  пациента пользоваться стерильной ёмкостью, оставить стерильную ёмкость  и этикетку пациенту на тумбочке 2.* Утром тщательно провести туалет половых органов кипяченой водой с  мылом. 3. Осторожно снять крышку, не дотрагиваясь до внутренней стороны крышки  положить её внутренней стороной вверх на чистую салфетку Выполнение манипуляции 4.* Не дотрагиваясь до горлышка ёмкости набрать  «среднюю порцию» мочи в  ёмкость 5.* Осторожно накрыть ёмкость крышкой (не дотрагиваясь до внутренней  6. 7. стенки крышки) Примечание: ёмкость должна быть, как можно меньшее время  открыта, т.  к. она стерильна! Протереть ёмкость снаружи чистой салфеткой и прикрепить этикетку Отдать посуду в руки медсестры. Примечание:    В том случае, если по каким­либо причинам  невозможно доставить ёмкость с мочой в лабораторию немедленно, сохранить её можно в  Исходн ый балл Получен ный балл 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 29 холодильнике при Т° ­ 4°С (но не более суток). Если естественным путём собрать мочу  из «средней порции» не  возможно, по назначению врача моча берётся с помощью катетера Завершение процедуры 8. 9. Отправить собранную мочу в лабораторию до 9 часов утра вместе с  направлением (отдать из рук в руки) На следующий день полученные из лаборатории результаты подклеить в  историю болезни пациента Всего баллов: Оценочный контроль Оценка __________________  Дата  ___________________  Подпись преподавателя  _________________________ 1 1 17 Кол­во  баллов 0 – 14  15 16 17 Оценк а  2 3 4 5                                                    Подпись студента (ки)_________________________   Комментарии преподавателя   ______________________________________________________________________                                                                                                                              Лист оценки Сбор мочи по Зимницкому Алгоритм действия Оснащение  Исходн ый балл Получен ный балл № 1. 2. 3. 4. 5. 8 чистых сухих ёмкостей на 250 – 300мл, снабженных этикетками  (Этикеток должно быть 8 с подписанным номером порции, фамилией и  инициалами пациента, времени взятия, отделением и № палаты) 2 запасных ёмкостей (на случай – не хватит) Аптечные резиночки Чистые салфетки Направление 1.* Вечером проинструктировать пациента о порядке сбора мочи Подготовка к процедуре Инструктаж  Моча собирается в течение суток через каждые 3 часа на фоне  обычного питьевого и пищевого режима. Ёмкости находятся в  санитарной комнате. Внимание!  Внимательно читайте этикетки!  Предупредить пациента, чтобы он спал спокойно, в  случае, если  пациент не проснётся ночью, в лабораторию направят пустую ёмкость  с этикеткой пропущенной порции.  У пациента должна быть с собой запасная ёмкость на случай обильного мочеиспускания, к заполненной второй ёмкости приклеить этикетку  1 1 1 1 1 2 29 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. этой порции. Утром провести туалет половых органов Выполнение манипуляции В 06.00 часов утра опорожнить мочевой пузырь в унитаз С 06.00 до 09.00 пациент опорожняется в ёмкость под № 1 (причём  каждый раз всю мочу собирать в ёмкость!) с 09.00 до 12.00 – в ёмкость  № 2 с 12.00 до 15.00 – в ёмкость № 3 с 15.00 до 18.00 – в ёмкость № 4 с 18.00 до 21.00 – в ёмкость № 5 с 21.00 до 24.00 – в ёмкость № 6 с 24.00 до 03.00 – в ёмкость № 7 с 03.00 до 06.00 – в ёмкость № 8 Завершение процедуры Отправить собранную мочу в лабораторию до 9 часов утра (отдать из рук  в руки) 13.* В случае отсутствия мочеиспускания в какой­то период времени, в  лабораторию направляется пустая ёмкость с приклеенной этикеткой этой  порции На следующий день полученные из лаборатории результаты подклеить в  историю болезни пациента 14. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Всего баллов: 21 29 Кол­во  баллов 0 – 18  19 20 21 Оценк а  2 3 4 5 Оценочный контроль Оценка __________________  Дата  ___________________  Подпись преподавателя _________________________                                                    Подпись студента (ки)____________________     Комментарии преподавателя  __________________________________________                 Определение суточного диуреза Лист оценки № 1. 2. 1. 2.* Градуированный мочеприемник (реже 3­х литровая ёмкость) Чистые салфетки Подготовить посуду  За день проинструктировать пациента о порядке сбора мочи, принести  градуированную ёмкость. 3.* В 8.00 утра пациент  мочится в унитаз  4. Далее в течение суток мочится в градуированную ёмкость или в  мочеприемник и выливает в унитаз только после того, как измерит  количество мочи и запишет на листке Последний раз он мочится в мочеприемник в 8.00 утра следующего дня Листочек с записями пациент отдаёт медсестре 5. 6. 7.* Полученные данные внести температурный лист в графу: «Суточный  диурез» или подклеить листок в историю болезни Кол­во  баллов 0 – 9  10 11 12     Комментарии преподавателя   ______________________________________________________________________                                                                                                                                             17 18 19 2 3 4 5 Кол­во  баллов 0 – 16  Оценк а            *  При невыполнении данного пункта, манипуляция прекращается, и студент получает  неудовлетворительную оценку! Оценочный контроль Оценка __________________  Дата  ___________________  Подпись преподавателя _________________________                                                    Подпись студента (ки)_________________________     Комментарии преподавателя   29 ______________________________________________________________________ 29

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"

Методические рекомендации для практического занятия "Участие сестры в лабораторных методах исследования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018