Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ
Оценка 5

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
администрации +1
Взрослым
29.05.2019
Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ
Модель программы (с модулями) 1 (1).doc
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Майнский центр детского творчества имени Георгия Филипповича Кныша» Принята на заседании Педагогического (методического)  совета  от  ___________г. Протокол №____ Утверждаю Директор МУДО   «Майнский ЦДТ  им.Г.Ф.Кныша»                      _______ О.В. Пиотровская Пр. № ____  от _______ г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рукодельница»  Возрастная категория: 7­15 лет                                                                                                  Срок реализации 1 год Автор/разработчик:   ФИО   педагог дополнительного образования Р.п.Майна 2019 год Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность(профиль) программы (техническая, естественнонаучная,  физкультурно­спортивная, художественная, туристско­краеведческая,  социально­педагогическая) 1.2. Дополнительность программы (по отношению к программам общего  образования, дошкольного образования (примерная  формулировка  «дополнительность программы состоит в том, что она усиливает  содержательную составляющую образовательной программы общего  образования по данному направлению)) 1.3. Актуальность программы (необходимость, соответствие потребностям  времени) 1.4. Отличительные особенности программы (основные идеи, новизна,  соответствие программы социальному заказу общества, государства) 1.5. Инновационность программы (содержание материала программы, формы   реализации, формы представления и демонстрации  результатов освоения  программы и т.д. (см.приложение1)) 1.6. Адресат программы (характеристика обучающихся по программе,  возрастные особенности) 1.7. Объём и срок реализации программы (общее количество учебных часов,  запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения  программы (определяется содержанием и прогнозируемыми результатами  программы; характеризуется продолжительностью программы) 1.8. Форма обучения (очная, очно­заочная или заочная форме (Закон № 273­ ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм  получения образования и форм обучения» (Закон № 273­ФЗ, гл. 2, ст. 17, п.  4)) 1.9.  Особенности организации образовательного процесса — в соответствии с учебными планами программы в объединениях по интересам,  сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных  категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом  объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,  оркестры, творческие коллективы, ансамбли театры) ­ (далее ­ объединения),  а также индивидуально ( при необходимости ­ наличие индивидуальных  образовательных маршрутов); состав группы (постоянный, переменный и др.) 1.10.  Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий ­ общее  количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность  и продолжительность занятий 1.11. Уровень реализуемой программы (стартовый, базовый, продвинутый) 2. Цель и задачи программы Цель ­ это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к  которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих  абстрактных формулировок. Критерии целеполагания: конкретность,  реальность, достижимость, диагностируемость. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их  классификацией:  ­  личностные ­ формирование общественной активности личности,  гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков  здорового образа жизни и т.п.;  ­  метапредметные ­ развитие мотивации к определенному виду деятельности,  потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,  активности, аккуратности и  т.п.;  ­  образовательные (предметные) ­ развитие познавательного интереса к чему­ либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных  знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны  быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. 3.  Содержание программы Программа состоит из двух модулей: Модуль №1 Модуль №2 и т.д.  Каждый модуль состоит из тематически самостоятельных и, в то же время,  взаимодополняющих модулей..  3.1. Учебный план всей программы Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы – перечень,  трудоемкость последовательность и распределение по периодам обучения  учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов  учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273­ФЗ,  ст. 2, н. 22; ст, 47, п. 5) ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА № п/п Наименование модуля Количество часов Всего Теория Практика Модуль №1 Модуль №2 72 72 21 21 51 51  3.2. Учебно—тематический  план (прописываются все модули и темы,  входящие в них) № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Модуль №1 Темы Модуль №2 темы 3.3. Содержание учебного плана Модуль №1 1.Цель 2. Теория 3. Практика Содержание учебного плана ­  описание разделов и тем программы в  соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая  описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой  теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам  освоения программы. При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:  ­  содержание составляется согласно УП;  ­  формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью  соответствовать их формулировке и расположению в УП; ­  необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу  (теме);  ­  материал следует излагать назывными предложениями;  ­  содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;  ­  в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на  правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);  ­  в содержании могут быть представлены вариативные образовательные  маршруты.   В содержании программы прописывается терминологический словарь  (глоссарий). Модуль №2 1.Цель 2. Теория 3. Практика Содержание учебного плана ­  описание разделов и тем программы в  соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая  описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой  теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам  освоения программы. При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:  ­  содержание составляется согласно УП;  ­  формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью  соответствовать их формулировке и расположению в УП;  ­  необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу  (теме);  ­  материал следует излагать назывными предложениями;  ­  содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;  ­  в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на  правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);  ­  в содержании могут быть представлены вариативные образовательные  маршруты.   В содержании программы прописывается терминологический 4. Планируемые результаты (отдельно по каждому модулю) Модуль №1 В   этой   части   должны     быть   сформулированы:   требования   к   знаниям   и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе   (т.е.что   он   должен   знать   и   уметь);   компетенции   и   личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий   по   программе;   личностные,   метапредметные   и   предметные результаты,   которые   приобретет   обучающийся   по   итогам   освоения программы. Данные характеристики сформулированы  с учетом цели, задач  и  содержания программы Модуль №2 В   этой   части   должны     быть   сформулированы:   требования   к   знаниям   и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе   (т.е.что   он   должен   знать   и   уметь);   компетенции   и   личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий   по   программе;   личностные,   метапредметные   и   предметные результаты,   которые   приобретет   обучающийся   по   итогам   освоения программы. Данные характеристики сформулированы  с учетом цели, задач  и  содержания программы Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий». 5. 1. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Всего учебных недель Модуль №1 Модуль №2 Режим занятий Количество учебных часов   2   раза   в   неделю по 2 академических часа   2   раза   в   неделю по 2 академических часа ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА Модуль №1 N п/п Тема модуля/ занятия Кол­ во  часов Форм а  заняти я Форм а  контро ля Дата планир уемая (число, Дата фактич еская (число, Причи на измен ения месяц) месяц) даты 1. 2. ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА  Модуль №2 N п/п Тема модуля/ занятия Кол­ во  часов Форм а  заняти я Форм а  контро ля Дата планир уемая (число, месяц) Дата фактич еская (число, месяц) Причи на измен ения даты 1. 2. 5.2. Условия реализации программы  К   условиям   реализации   программы   относится   характеристика   следующих аспектов: - материально­техническое обеспечение ­характеристика помещения для занятий   по   программе;   перечень   оборудования,   инструментов   и материалов,   необходимых   для   реализации   программы   (в   расчете   на количество обучающихся)___________________ - информационное   обеспечение   ­   аудио­‚   видео­,   фото­‚   интернет источники,   в   том   числе   разработанные   педагогом   для   данной программы   и   рекомендованные   ОО   к   использованию   в ОП____________________ кадровое обеспечение ­ целесообразно перечислить педагогов, занятых в  реализации программы, охарактеризовать их профессионализм (участие  педагога в профессиональных конкурсах, профессиональные победы педагога), квалификацию, курсовую подготовку, профессиональную  переподготовку 5.3. Формы контроля Модуль №1(Приложение 1) Модуль №2 (Приложение 2) Формы   аттестации   обучающихся   и   предъявления   образовательных результатов определяются педагогами самостоятельно в соответствии с содержанием программы, уровнем ее освоения, возрастом обучающихся. И могут быть представлены( см. ниже)  Формы   отслеживания   и   фиксации   образовательных   результатов: аналитическая справка о реализации программы и уровне ее освоения воспитанниками   (   в   приложении);   аналитический   материал, аудиозапись,   видеозапись,   грамота,   готовая   работа,   диплом,   дневник наблюдений,   журнал   посещаемости.   маршрутный   лист,   материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей,   статья   и   др _________________   свидетельство   (сертификат),  Формы   предъявления   и   демонстрации   образовательных   результатов: аналитический   материал   по   итогам   проведения   психологической диагностики,   аналитическая   справка,   выставка,   готовое   изделие, демонстрация   моделей,   диагностическая   карта,   защита   творческих работ,   конкурс,   контрольная   работа.   Концерт,   научно­практическая конференция,   олимпиада,   открытое   занятие,   отчет   итоговый,   поступление   выпускников   в   профессиональные портфолио, образовательные   организации   по   профилю,   слет, соревнование,   фестиваль   и   др.   (   параметр   оценивается   в   разделе «Планируемые результаты»)   праздник, 5.4.Оценочные материалы В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических материалов, методик,   позволяющих   определить   достижение   учащимися   планируемых результатов (Закон № 273—ФЗ, ст. 2. п. 9; ст. 47, п.5) Для определения уровня освоения программы в ней разработаны и  представлены КИМы, ФОС ( фонды оценочных средств) по блокам, разделам,  темам программы (анализируем по тексту программы, могут быть  представлены в разных местах. 5.5 Методические материалы особенности организации образовательного процесса очно, очно­заочно,  методы обучения и воспитания; формы организации образовательного процесса: индивидуальная,  УМК программы, дидактические материалы ­ раздаточные материалы,  инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы  изделий и т.п.; презентации по программе; материалы по ТБ, задания для  самостоятельной творческой деятельности и т.д. Может включать в себя: ­ заочно, дистанционно, в условиях сетевого взаимодействия и д.р; ­ ­ индивидуально­групповая и групповая; выбор той или иной формы  обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального спортивного` художественного и др.), категории обучающихся (дети­инвалиды дети с ОВЗ)  и др.; ­ беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция и т.д.; ­ педагогические технологии ­ технология индивидуализации обучения,  технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология программированного обучения, технология модульного обучения,  технология блочно ­ модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, и др, ­ этапов 6. Список литературы При составлении списка литературы необходимо учитывать: алгоритм учебного занятия ­ краткое описание структуры занятия и его  формы организации учебного занятия – акция, аукцион, бенефис,  - основную   и   дополнительную   учебную   литературу:   учебные   пособия, сборники   упражнений,   контрольных   заданий,   тестов,   практических работ и практикумов, хрестоматии; - наглядный материал: альбомы, атласы, карты, таблицы. Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. Ссылки на источники сети Internet Инновационные технологии, методы и формы. Приложение 1 индивидуализации.     Дети    Личностно ориентированные технологии ­  технологии  дифференциации   объектом и     собственной педагогического   деятельности.   Следовательно,   дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.    являются     воздействия,   сколько     не     субъектом     столько    Интегрированные занятия   ­ это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется   материал   нескольких   предметов.   Особенности интегрированного занятия  ­ четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на   каждом   этапе   занятия большая   информативная     емкость     материала     проходит     в     форме занимательной, увлекательной игры.    Проектные технологии – предполагают включение детей в социально – и личностно­значимую деятельность (работа над творческими проектами).   Исследовательские и практические работы ­   заключается в получении учебной     информации     из     первоисточников.     Обучающиеся     учатся работать     с     историческими   документами,   книгами,     энциклопедиями, периодической печатью.   Информационно­коммуникативные   технологии    компьютерные программы,     интернет.     Компьютер     используется     для     иллюстрации материала:   изображения   изделий декоративно­прикладного творчества, презентации   по   темам   программы,   мастер   классы   с   поэтапным выполнением  изделий  ДПИ.  Также  компьютер  и  интернет  помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях  ­  Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от   обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие   задания,   работа     в     малых     группах,     обучающие     игры, использование     ресурсов   (экскурсии,   приглашение специалиста),   изучение   и   закрепление   нового   материала   (работа   с наглядными   пособиями,   «ребенок   в   роли   педагога»,   «каждый   учит каждого»), обсуждение  сложных  и  дискуссионных  вопросов  и  проблем, разрешение  проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).    общественных    Учение   через  обучение  –  метод  обучения,  при   котором  обучающиеся   с помощью   педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер­ классы).   Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при     котором     один     ребенок     учит     другого.     Коммуникация     двух обучающихся  происходит  в форме диалога.   Работа в малых группах ­ одна из самых популярных стратегий, так как она   дает     всем     обучающимся     (в     том     числе     и     стеснительным) возможность  участвовать  в  работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.    Профильное   обучение  ­   способствует   ориентации   на   сферу   будущей профессиональной деятельности.  Интернет­технологии  –   компьютерные   обучающие   программы, интерактивный   электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение. Направления  инновационной  деятельности  в  системе  дополнительного образования детей:  ­ совершенствование содержания образования;  ­ изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;  ­ создание системы работы с одаренными детьми;  ­ совокупность методов, приемов, форм и средств обучения;  ­ совершенствование всей системы управления;  ­ информатизация образовательного процесса

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ

Методические рекомендации для проектирования дополнительных образовательных программ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019