Методические рекомендации для студентов при работе с текстом
Оценка 4.6

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
русский язык
Взрослым
25.03.2019
Методические рекомендации для студентов при работе с текстом
Метод. рекоменд. для студентов при работе с текстом.doc
Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау  және әлеуметтік даму министрлігі Қарағанды облыстық денсаулық сақтау басқармасы Қарағанды қаласының медицина колледжі Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Управление здравоохранения Карагандинской области Медицинский колледж города Караганды МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов колледжа КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ?     1 Караганда ­ 2017 Рецензент:   Акульбекова   Н.З.,   старший   преподаватель   кафедры   ВиСЛ филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Карагандинской области Зеитова   К.Ж.   Как   правильно   работать   с   текстом?   Методические рекомендации для студентов колледжа.  Методические  рекомендации  предназначены  для  студентов   колледжей, а также   преподавателей   русского   языка   и   литературы;   данные   рекомендации окажут   помощь   в   развитии   навыка   внимательного   чтения,   а   также   развитию критического   мышления   студентов.   Автор   обозначает   этапы   работы   над текстом, предлагает конкретные критерии оценивания письменных работ для оценки   уровня   осмысления   текста   студентами,   в   приложении   даны   примеры текстов с дальнейшим их анализом. 2 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................3­4 Этапы работы с текстом: чтение........................................5­14 1. 2. Анализ лирического произведения......................................14 Анализ прозаического произведения..............................14­15 3. Характеристика художественного образа...........................15 4. 5.  Основные требования к написанию сочинений............15­17 Сочинение в жанре эссе....................................................17­18 6. Требования к оценке сочинений.....................................18­20 7. 8. Программа комплексной работы с текстом....................20­21 Приложение.......................................................................21­23 9. 4 5 Введение В   современных   условиях   динамических   изменений   в   образовании   РК “развитие”   становится   ключевым   словом   процесса   личностного   становления человека,   сущностным   и   глубинным   понятием   обучения.   В   Государственной программе   развития   образования   РК   определены   приоритетные   направления реформирования системы образования:  Усиление практической направленности содержания обучения;  Изменение   акцентов   в   учебной   деятельности   на   интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;  Увеличение   продуктивной   деятельности   за   счет   самостоятельной работы,   способствующей   приобретению,   анализу   и   оценке   новых   знаний, применения   педагогических   технологий,   направленных   на   самообразование, саморазвитие, взаимодействие в обучении. Личность современного специалиста, который будет жить и трудиться в третьем   тысячелетии,   в   постиндустриальном   обществе,   должна   обладать определенными качествами, в частности: 1.   гибко   адаптироваться   в   меняющихся   жизненных   ситуациях, самостоятельно   приобретая   необходимые   знания,   умело   применяя   их   на практике для решения разнообразных проблем и успешной самореализации; 2. адекватно себя оценивать, самостоятельно критически мыслить, уметь видеть   и   рационально   решать   возникающие   проблемы,   быть   способной генерировать новые идеи,творчески мыслить; 3.   грамотно   работать   с   информацией,   отбирать,   анализировать   и интепретировать факты, строить обоснованные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы; 4.   быть   коммуникабельной,толерантной,   контактной   в   различных социальных группах, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; 5.   самостоятельно   работать   над   развитием   собственного   интеллекта, культуры, нравственности, духовности. Таким   образом,  основным   результатом   деятельности   каждого   учащегося должна стать не сумма знаний, умений и навыков сама по себе, а обладание, владение   набором   заявленных   государством   ключевых   компетенций   в интеллектуальной,   коммуникативной, информационной,  ценностно –  смысловой   и   прочих  сферах   соответствующей компетенции.   Достижение   именно   этого   результата   обеспечивает компетентностный подход в образовании.   общественно   –   политической, В данном пособии предложены методические рекомендации для студентов, позволяющие   в   ходе   работы   под   руководством   преподавателя   на   уроках 6 русского языка и литературы, а также в ходе самостоятельной работы развивать следующие ключевые компетенции: грамотно работать с информацией, уметь   пользоваться   информацией   при   планировании   учебной    деятельности и достижения успеха в ней,    адекватно понимать смысл прочитанного, уметь действовать по образцу, уметь выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, “сжимать” и “разворачивать” информацию, анализировать,   систематизировать,   классифицировать   исинтезировать информацию, творчески ее перерабатывать, создавать образцы собственного творчества.  Данное пособие помогает студентам приобрести начальный методический инструментарий, применить его в своей учебной деятельности. 7 1. ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ: ЧТЕНИЕ В зависимости от цели чтения работа с текстом может включать следующие этапы: 1. Изучение внешних характеристик текста: автор, заголовок, оглавление, аннотация, иллюстрации (таблицы, схемы). 2. Выдвижение гипотезы о теме и предназначении текста. 3.   Ознакомительное   чтение   для   подтверждения   или   опровержения гипотезы. 4. Выделение главной мысли текста. 5. Выбор ключевых слов. 6. Изучающее чтение для получения дополнительной информации. 7. Составление логической схемы текста. 8. Создание вторичного текста (аннотации, тезисов, реферата, конспекта). Из внешних характеристик текста наибольшее внимание следует уделить заголовку. Заголовок научного текста – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста. Можно говорить о разных типах заголовков:   обобщенные названия; названия,   конкретизирующие   вопросы   теории,   разрабатываемые автором; названия, отражающие специфику постановки вопроса.  Тема текста ­  это предмет, явление, факт, который находится в центре изложения.Тему   можно   определить,   ответив   на   вопрос,   о   чем   говорится   в тексте. Главная мысль текста – это предельно сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак. О чем говорится в тексте Что говорится об этом предмете Главная мысль текста Ключевые   слова   ­  это   слова   и   фразы,   несущие   главную   смысловую нагрузку и обладающие свойствами:  выражают главную мысль каждого абзаца, если этот абзац развивает основное содержание текста;  отражает   логику   изложения   (поэтому   их   нужно   выбирать последовательно). 8 ПЛАН  –   один   из   этапов   работы   с   книгой,   сущность   которого   – перечисление в определенной последовательности основных событий, вопросов, рассматриваемых в данном произведении. При составлении плана необходимо сразу   определить,   по   какому   принципу   (основанию)   нужно   делить   целое   на части. За основу могут быть взяты: 1. 2. 3. определённые исторические события; хронологические промежутки в развитии событий; изменение   в   психологии   действующих   лиц   (если   речь   идет   о составлении плана к художественному произведению); основные положения,раскрывающие логику развития темы. чтение книги (статьи) ; деление прочитанного на части; краткое наименование ( озаглавливание ) каждой части. 4. Процесс составления плана состоит из следующих этапов: 1. 2. 3. Наименование каждой части можно оформить: а) назывными предложениями; б) повествовательными предложениями; в) вопросительными предложениями.   Различают  простой  и  сложный   план.  Простой   план­  это   выделение   и наименование   главных,основных   частей   книги   (статьи).   В   сложном   плане главные части делятся в свою очередь на ряд дополнительных. Ценность   плана  в   том,   что   он   раскрывает   построение   произведения, позволяет   проследить   за   ходом   мыслей   автора   и   их   последовательностью.  В прцессе   составления   плана   читатель   глубже   вникает   в   содержание произведения,устанавливает его внутреннюю логику, взаимосвязь  Поставленных   в   произведении   вопросов.   Составление   плана   помогает выработать  умение сжато,  кратко записывать, последовательно  излагать  свои мысли.   Он   мобилизует   внимание,   помогает   быстро   восстановить   в   памяти прочитанное. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ  ­  мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух текста. Запись – конспект позволяет   с   необходимой   полнотой   восстановить   исходную   информацию, поэтому  при компрессии, т.е. «сворачивании» первичного текста, отбирается материал новый и важный и выстраивается в соответствии с логикой изложения. 9 В   зависимости   от   того,   насколько   развёрнуто   и   в   какой   форме представлена   в   конспекте   главная   информация,   различают   следующие   виды  конспект­план  в   форме   вопросительных   или   назывных конспектов:  конспект­схема,   текстуальный   конспект  (тезисный   или предложений, свободный).   Обычная   последовательная   подготовка   конспекта   включает   следующие этапы: 1) Вся   информация,   относящаяся   к   одной   смысловой   категории, связывается в один блок,так выделяются основные части, которые после записи конспекта могут быть озаглавлены. 2) В опоре на ключевые слова и фразы определяютя основные темы смысловых частей. 3) Выделяется информация главная и дополнительная по отношению к теме. 4) Главная   информация   формируется   в   виде   тезисов;   вопросов, выявляющих суть проблем; назывных предложений. 5) Проводится   дополнительная   информация,необходимая   для разворачивания главной.  Конспект ­ вторичный текст. Умение создавать вторичные тексты связано с процессом чтения.От целевой установки читающего зависит темп чтения, степень внимания,степень глубины понимания.    Процесс   чтения   предполагает   предугадывание   и   интерпретацию содержания. Выделяют несколько типов чтения: просмотровое ­ самое общее,выборочное; ознакомительное­чтение с общим охватом содержания; изучающее – максимально полное и точное, медленное чтение; аналитическое   –   предполагающее   выделение   основных   мыслей   автора, осмысления авторского замысла; поисковое – чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации. Таблица.Зависимость между видами чтения,  целями чтения и глубиной освоения материала Виды чтения 1. Просмотровое Цель чтения Определить назначение текста 10 Глубина освоения Выдвижение гипотезы о и содержании предназначении текста 2. Подтверждение   или Ознакомительное опровержение гипотезы   Умение выделить основную   мысль,   ключевые слова   и   фразы,   передающие основную мысль 3. Изучающее Понимание   и Выделение   основной   и освоение прочитанного дополнительной информации.Умение воспроизводить текст. 4. Осмысление   и Аналитическое оценка текста 5. Поисковое Поиск определенной информации     Определение и осмысление авторской позиции,   путей   и   средств подачи   материала;   цели,   с которой создавался текст Умение   найти   нужную и   информацию воспроизвести ее. ТЕЗИСЫ  –  кратко   сформулированные   основные   положения   доклада, статьи. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает   особую   микротему   и   составляет,   как   правило,   отдельный   абзац. Логика   изложения   должна   быть   по   возможности   обозначена   –   формально   и графически.   Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим: одинаковое начало каждого тезиса; использование вводных слов(во­первых,во­вторых...); оппозиционные или классификационные фразы; союзы союзные слова.   Графическая   логика   изложения   может   быть   подчёркнута   нумерацией каждого тезиса. Стремление к краткости обусловливает отсутствие, как правило, текстовых примеров, цитат, а также лаконизм стиля.  А   зависимости   от   стиля   изложения   можно   выделить   два   типа   тезисов: глагольного строя и номинативного строя. Тезисы глагольного строя особенно частотны, они представляют собой более краткое, чем статья, научное описание; в них используются преимущественно двусоставные предложения с глаголами­ сказуемыми. Тезисы номинативного типа встречаются реже. Они предельно лаконичны здесь   чаще   всего   отсутствуют   глагольные   сказуемые   и   потому   заметно преобладание имён существительных. 11 АННОТАЦИЯ  – краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. Структура аннотации: 1.  т.д.); 2. описание библиографических признаков книги (автор, название и  краткое изложение, о чем написано данное произведение, какова его цель; 3. указание, кому оно адресовано. Используемые стереотипы: 1. В книге (статье, сборнике) рассматривается ... В книге иложены ..... В статье даются .... В основу работы положены... Цель статьи – показать (проанализировать)..... Целью настоящего издания являются..... 2. Статья предназначена (рекомендуется) кому ...., для кого..... Сборник рассчитан на кого.... Предназначается широкому кругу читателей; Книга может быть полезной студентам, аспирантам.   РЕФЕРАТ  –  краткое   устное   или   письменное   изложение   первичного научного текста. Наиболее существенная черта реферата – информативность. Реферат в сжатом виде передает содержание публикации и отвечает на вопрос: “Что говорится в научном тексте?” объективность; полнота изложения; корректность в оценке реферируемого материала. Требования, предъявляемые к реферату:    Типы рефератов: Репродуктивные,   воспроизводящие   в   сокращенном   виде   содержание научной   работы   (работ),   и   продуктивные,   предполагающие   критическое   или творческое   осмысление   научной   литературы.   Репродуктивные   рефераты   – реферативно   –   аналитический   обзор,   реферативная   курсовая   работа.   Они отличаются по целям и содержанию. Таблица. Типы рефератов  Репродуктивные Продуктивные 12 Рефер ат ­ резюме Помоч ь   читателю в   решении вопроса, стоит   ли ему обращаться к оригиналу Приво дятся только основные положения, тесно связанные с темой текста Реферативно –   аналитический обзор Реферативн   курсовая ая работа Выполнить небольшое самостоятельное исследование   с   опорой на имеющиеся научные труды Зависит   от конкретных задач исследования Проанализир овать информацию, приведенную   в первичных текстах и дать ее объективную оценку Сопоставляю тся   разные   точки зрения,   в изложенные   по литературе конкретной   теме, дается   оценка состояния проблемы Основн ые отличия Реферат   ­ конспект Цель Передать главную фактографическу ю информацию Содер жание В обобщенном виде   излагаются основные положения, иллюстративный материал, важнейшая аргументация, сведения   методах исследования, использованном оборудовании, сфере применения о В   структуре   реферата  выделяются   три   основных   компонентов: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный материал (примечания, ссылки). Собственно   реферативный   текст   может   отражать   следущие  смыловые аспекты: 1. Тема, объект, проблема исследования. 2. Научная область, в которой проведено исследование. 3. Цель исследования. 4. Предмет или точка зрения на объект исследования. 5. Материал исследования. 6. Назначение исследования. 7. Методы исследования. 8. Использованное   оборудование   и   условия,   в   которых   проводилось исследование. 9. Выводы,полученные результаты. 13 10. Техническая   эффективность   или   научная   и   практическая   ценность результатов исследования.  Я – КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Я­ концепция – это представление человека о самом себе, своих ценностях, о том, что он любит, что он не любит, она отражает (его установки, мотивы поведения, жизненные ценности и т.п). Для   написания   Я   –  концепции   героя   необходимо   тщательная   работа   по тексту художественного произведения. Я – концепция может быть написана в форме внутреннего монолога героя. Примерный план составления я­ концепции героя произведения: 1. Внешность 2. Жизненные цели (чего ­ хочет), устремления (использование цитат из текста для иллюстрации) 3. Что   любит   и   что   не   любит   (использование   цитат   из   текста   для иллюстрации) 4. Какими   принципами,установками   руководствуется   в   поведении   (на основе речевых характеристиках героев и использовании циатт из текста для иллюстрации) 5. Жизненные   домысливания,воображения в соответствии с логикой развития образа) перспективы,будущее героя (на       основе 6. Оценка героя и его я – концепции   Требования   к   оформлению   реферата   и   научно   – исследовательской работы Реферат Источники Объем Оформлени е Не менее трех 10­12 страниц 1. Титульный лист. 2. Оглавление указанием   глав, страниц.   с   разделов,   3. Введение   (постановка используются проблемы, глаголы изучить,выяснить,обобщить,акт уализировать). 4. Основная часть (освещение   проблемы   в   14 Научно – исследовательская  работа (исследование) От пяти и более Не более 30 страниц 1. Титульный лист. 2. Оглавление   с   указанием глав, разделов, страниц. 3.   Аннотация   (абстракт)(не более 250 слов):   цель а)   исследования (выяснить,создать ....); б)   гипотеза   (если   ...,   то   так как...,); в)   этапы   процедуры исслдеования; литературе): а) обзор литературы; б) анализ литературы; 5. Заключение   (выводы, собственная позиция). г) методика исследования; д)   новизна   исследования, степень самостоятельности; е) результат работы и выводы. 4.   Введение   (актуальность, 6. Практическое значение задачи,методы решения задач), реферата. 7. Список   используемой литературы. 8. Приложение   (таблицы, иллюстрации,схемы). Требования к представлению     на Устно, основе выборочного   пересказа   (5­7 минут) 5. Основная часть; а) теоретическая часть; б) исследовательская часть. 6. Заключение (результаты,выводы,рекомендации по применению).   7.   Список   используемой литературы. 8.   Приложение   (расчеты, схемы,таблицы и т.п.) Устно, на основе выборочного пересказа (7­10 минут) Объяснение понятий:  литературы (С.И. Ожегов). Реферат  –   изложение   определенной   проблемы   на   основе   изученной  Исследование  – один из видов познавательной деятельности, процесс выработки нового знания (Л.Н. Маркина).   ДОКЛАД  –  наиболее   сложный   вид   монологической   речи,   часто имеющий характер научного исследования. По   своему   построению   доклад,   как   и   любое   законченное   сообщение, состоит из вступления, в котором автор подчеркивает актуальность избранной темы, говорит о ее назначении, затрагивает историю вопроса, формулирует те основные вопросы, которые будут рассмотрены в докладе; основной части, где докладчик   излагает   и   аргументирует   свою   точку   зрения   на   выдвинутую проблему; и заключения, где формулируются выводы по докладу. Схематически процесс подготовки доклада можно представить следующим образом: 15 1. тема доклада, определение ее границ,объема,формулировка собственной точки зрения на выдвинутую проблему; 2.   сбор   материала:   составление   библиографического   списка литературы,изучение   материала,   выписки,   конспектирование,систематизация материала, составление плана и тезисов доклада; 3. составление доклада: обдумывание содержания и композиции доклада в целом,компоновка частей, оформление выводов и предложений; 4. выступление с докладом; 5.   заключительное   слово:   анализ   дополнений,   поправок,предлагаемых выступающими при обсуждении доклада, ответы на вопросы,общее заключение по докладу. Техника выступления. Докладчик выступает в соответствии с намеченным планом:   сообщае   проблему,которую   он   поставил   в   докладе,   указывает   на   ее значение,   кратко   излагает   историю   рассмотрения   данной   проблемы,   далее излагает своюточку зрения на проблему,аргументирует ее. Завершается доклад выводами,обобщениями. В заключительном слове он анализирует выступления оппонентов, отвечает на вопросы. Выписки,цитаты целесообразно поместить на отдельные карточки и использовать их по ходу доклада. КАК ОДЕРЖАТЬ ПОБЕДУ В ПОЛЕМИКЕ   Для   делового   общения  наибольшую  значимость   приобретают  те   формы диалога, которые проходят в виде интеллектуального поединка , когда каждый из участников обосновывает и аргументирует собственные положения наряду с критикой и опровержением утверждений соперника. Такая форма называется полемикой.   Всякая   полемика   должна   иметь  тему  и   проводиться   по   определённой процедуре.  Если  тема  сформулирована   чётко  и  строго  соблюдается  процесс проведения, такая полемика называется  дискуссией. Если тема зафиксирована не слишком чётко и регламент нарушается, то полемика превращается в спор.  Требования к полемике: 1. Тема (предмет) полемики должна быть ясной, чёткой, свободной от двусмысленности. 2. Тема   не   должна   изменяться   или   подменяться   другой   на   всём протяжении полемики. 3. Наличие   определённой   общности   исходных   позиций   сторон, некоторого единого базиса. Структура полемики: ТЕМА ­Тезис,   выдвигаемый   одной ­Тезис,   выдвигаемый   другой стороной стороной 16 ­Аргументы   в   поддержку ­Контраргументы данного тезиса ­Факты, иллюстрации ­Факты, иллюстрации   Тезис ­ это положение, истинность которого следует обосновать. Аргументы­ это основания или предпосылки, из которых вытекает тезис. Требования к аргументам: 1. 2. тезиса. 3. Аргументы должны быть истинными высказываниями. Истинность аргументов должна быть установлена независимого о т В своей совокупности аргументы должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис.   В   полемике   нельзя   быть   неразборчивым   в   применении   средств   для убеждения.  Тактические   приёмы,  помогающие   одержать   верх,   делятся  на допустимые и недопустимые, корректные и некорректные. Корректные приёмы полемики Инициатива. Нужно уметь вести дискуссию по своему сценарию. Не   оборона,   а   наступление.  Предвидя   доводы   противника.надо выдвинуть их самому и опровергнуть; надо заставить оппонента защищаться. Концентрация действий.  Напрвить свои действия на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое звено. Опровержение оппонента его же собственным оружием.  Из принятых им посылок надо пытаться вывести следствия защищающие наш тезис. Эффект внезапности. Можно придержать самые неожиданные и важные сведения к концу дискуссии. Некорректные приёмы полемики  Использование софизмов. Софизмы­ преднамеренное , но  тщательно замаскированное нарушение требований логики. Например: Лекарство,принимаемое больным, есть добро; чембольше делать добра, тем лучше; следовательно, лекарство нужно принимать в больших дозах.   Подмена тезиса. Вместо того, чтобы обосновать выдвинутое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения. Намереное запутывание.  Оно проявляется в излишней многословности, злоупотреблении терминологией, риторической многозначительности, которые скрывают банальную, простую мысль. Аргумент к публике. Вместо обоснования тезиса объективными доводами пытаются опереться на чувства и настроения слушателей. 17 Аргумент к личности.  Оппоненту приписываются  недостатки,реальные или   только   мнимые.которые   представляют   в   невыгодном   свете,   подрывают доверие к его доводам. Аргумент   к   жалости.  Стремление   своими   словами   вызвать   в   другой стороне жалость и сочувствие. 2. АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ 1. Автор, название, история создания, прототипы, кому посвящено,время появления и т.д. 2. Близость автора к литературным течениям и направлениям. 3. Тема произведения,его идея. 4. Развитие конфликта,сюжета (если есть). 5. Художественные образы стихотворения. 6. Использование литературных   приемов (эпитеты,метафоры,олицетворения, сравнения,символы,повтор, антитеза и т.д.) и поэтической лексики (синонимы, антонимы,архаизмы,неологизмы и т.д.).   7. Жанр и стихотворный размер, особенности рифмы. 8. Лирический герой. 9. Место произведения в творчестве поэта. 10. Личное отношение к стихотворению. 3.АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.   Автор,   название,история   создания,   прототипы,   события,   вызвавшие появление произведения,время появления и т.д. 2. Тема произведения, его основная мысль. 3. Структура содержания: сюжет и фабула,сюжетные линии. 4. Портреты и характеры основных героев. 5. Своеобразие композиции: экспозиции, завязка, кульминация,развязка. 6. Стилевые особенности произведения. 7. Авторская позиция. 8. Произведение в оценке критики. 9. Личное отношение к произведению. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА 1. Место персонажа в системе образов художественного произведения. 2. Характеристика персонажа как определенного социального типа: 18 а) социальное и материальное положение; б) внешний облик; в)   своеобразие   мировосприятия   и   мировоззрения,   круг   умственных интересов, склонностей и привычек; г) характер деятельности и основных жизненных устремлений; д) влияние на окружающих. 3. Область   чувств,   отношение   к   окружающим,особенности   внутренних переживаний. 4. Авторское отношение к персонажу. 5. Черты личности героя, выявляющиеся в произведении         6. Мир ценностей персонажа. 7. Общественная проблема, которую решает автор через создание данного с помощью портрета авторской характеристики, через характеристику действующих лиц, с помощью предыстории или биографии, через цепь поступков, в речевой характеристике, через взаимодействие с другими персонажами, через окружающую обстановку. персонажа. 8. Личное отношение к данному герою. 5.ОСНОВНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ   К   НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ 1. Содержание сочинения должно соответствовать теме. 2. Полнота   раскрытия   темы   является   одним   из   основных   критериев оценки сочинения. 3. Основная мысль сочинения должна прослеживаться во всех его частях. 4. Части   сочинения   должны   быть   соразмерны,   то   есть   вступление   и заключение вместе взятые, не должны превышать ¼ части работы. 5. План в сочинении обязателен, его отсутствие является поводом для снижения отметки за содержание работы. 6. Преимуществом работы следует считать умение автора сопоставлять героев   разных   произведений,   проводить   аналогии,   использовать   в   сочинении цитаты,   привлекать   для   доказательства   своих   мыслей   фольклорный, 19 литературный и литературоведческий материалы, критические статьи, то есть все, что демонстрирует широту кругозора, глубину знаний автора сочинения, оригинальность его мышления. 7. Цитыты, использованные в сочинении, должны быть приведены таким образом,чтобы был ясен их источник. При этом цитата должна подтверждать мысль автора сочинения. А не повторять ее. 8. Сочинении   должно   быть   личностным,   оригинальным,   то   есть   внем должна прослеживаться авторская оценка излагаемого. 9. Работа должна быть последовательна, логична. 10. Работа   должна   отличаться   стилевым   единством   и   выразительностью речи (богатство словаря, разнообразие языковых конструкций, грамматического строя   речи,   яркость,   образность,   живость,   эмоциональность   в   изложении материала). 11. В   сочинении   недолжно   быть   фактических   ошибок,   связанных   с биографией   писателя,   историей   создания   произведения,   историческими событиями,сюжетом,героями и т.д. 12. Повторение   слово   в   слово   предложений   ,фраз,   абзацев   и   т.д.   из критической   литературы,   литературоведческих   работ, вступительных   статей   к   книгам   писателей   недопустимо,  если   это   не   цитата, оформленная по всем правилам синтаксиса.   учебников, 13. Недопустимо также списываать сочинения из тех сборников, которых так много издается в последнее время. 14. Эпиграф к сочинению желателен, но не обязателен. ОСНОВНЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ   К   ОФОРМЛЕНИЮ СОЧИНЕНИЯ 1. Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те темы, названия которых представляют собой цитату. 2. Эпиграф зависывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается. Фамилия   автора   строк,   взятых   эпиграфом.,записывается   строкой   ниже   и   не заключается в скобки. 3. Слово План пишется после эпиграфа,если таковой имеется, или сразу же после темы, посередине строки. После слово План ставится точка. 4. План состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения, которые обозначаются римскими цифрами. После римских цифр ни точка, ни 20 скобка не ставятся. Основная часть может быть развернута, то есть содержать не менее трех пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без скобок), после которых ставится точка. Пункты основной части (один, два или все) также могут быть развернутыми, то есть иметь подпункты, обозначенные буквами,   после   которых   ставится   скобка   (не   менее   двух   подпунктов).Если сочинение   большое   по   объему,   то   развернутыми   в   плане   могут   быть   и вступление, и заключение. 5. При переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на   следующую   строку   место   под   римскими,   арабскими   цифрами,   буквами остается свободным. 6. После формулировки любой части сочинения ставится точка. Следующая формулировка   пишется   с   заглавной   буквы.   Так   же   расставляются   знаки препинания   и   при   написании   формулировок   пунктов   основной   части, вступлении, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты)имеет подпункты, то после формулировки такого пункта ставится двоеточие, а после формулировок подпунктов – точка с запятой. Формулировки подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы. После формулировки последнего подпункта ставится   точка,   и   формулировка   следующего   пункта   или   следующей   части начинается с заглавной буквы. 7.   Формулировки   частей   сочинения,   пунктов   должны   нести   максимум информации,  которую   можно   заключить   в   короткой   фразе,   поэтому   в   плане недопустимы   формулировки   типа   “Стихотворение   С.   Торайгырова”   “Сухое дерево”, “Образ Плюшкина”, так как они расплывчаты и представляют собой скорее тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла сочинения, следует сделать формулировки более емкими, например: “Размышления С. Торайгырова о   бренности   бытия   в   стихотворении   “Сухое   дерево”,   “Образ   Плюшкина”   – страшная карикатура собственника”. 8.   В   формулировках   плана   недопустимы   глаголы   в   любой   форме,кроме инфинитива.   Нельзя   писать:   “А.С.   Пушкин   является   гордостью   не   только русского народа, но и всего человечества” Следует формулировать пункт плана таким образом: “А.С. Пушкин – гордость не только русского народа, но и всего человечества” 9.   Нежелательны   в   формулировках   плана   сочинения   вопросительные предложения. 10.   Если   автор   составляет   цитатный   план   или   использует   цитаты   в некоторых формулировках, то следует цитату заключить в кавычки, а фамилию автора записать в конце цитаты и заключить в скобки. 11. В соответствии с планом сочинения должны быть выделены абзацы. 12. Сочинение пишется после плана с красной строки. 13. Даты в сочинениях следует писать цифрами: век – римскими; год, число – арабскими; любые другие числительные нужно писать прописью. 21 14. При оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными правилами. Поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка, записываются посередине листа без кавычек. 15.Сочинение должно быть написано аккуратно, разборчиво. 6.СОЧИНЕНИЕ В ЖАНРЕ ЭССЕ Эссе  в переводе с французского означает опыт, набросок и предполагает форму свободного раздумья по выбранной теме. Особенно важно: выбрать для эссе тему, которая вас по­настоящему волнует; писать о проблеме, не имеющей однозначного решения; насытить работу конкретным жизненным материалом; каждое абстрактное рассуждение подкрепить примером, причём не общеизвестным, а неповторимо индивидуальным. 7.  ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ СОЧИНЕНИЙ Примерный объем сочинения Объем сочинения зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла,   темпа   письма   и   почерка   учащихся,   их   общего   и   литературного развития. Примерный объем сочинения: от 4 до 8 страниц письменного текста Оценка сочинений Любое   сочинение   оценивается   двумя   отметками:   первая   ставится   за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность. соответствие работы теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; логика и последовательность изложения. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:     При оценке речевого оформления сочинений учитываются:    Грамотность  оценивается   по   числу   допущенных   учащимися   ошибок   – разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительности речи; число речевых недочетов. орфографических, пунктуационных, грамматических. 22 Оц енка   «5 » «4» «3» Содержание и речь Грамотность Допускаются: 1орфографическа я, или  1 пунктуационная,   или 1 грамматическая ошибка.   1.  Содержание   работы   полностью соответствует теме.   2.  Фактические   ошибки отсутствуют. 3.Содержание последовательно.   излагается   4.Работа   отличается   богатством словаря,   разнообразием   используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.    5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В   целом   в   работе   допускается   1 недочет   в   содержании   и   1­2   речевых недочета.   1.Содержание работы в основном (имеются соответствует незначительные отклонения от темы). теме         в 2.Содержание основном достоверно,   но   имеются   единичные фактические ошибки.   незначительные нарушения   последовательности   в изложении мыслей. 3.Имеются  4. Лексический и грамматический   строй   речи достаточно разнообразен. 5.Стиль речи отличается единством и достаточной выразительностью. В   целом   в   работе   допускается   не более   2   недочетов   в   содержании   и   не более 3­4 речевых недочета.   1.В   работе   допущены существенные отклонения от темы.  2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.  3.Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения.   4.Беден   словарь   и   однообразны синтаксические употребляемые   23 Допускаются:   2 орфографические   и   2 пунктуационные ошибки;   или   1 орфографическая   и   3 пуктуационные ошибки; пунктуационные ошибки отсутствии орфографических, также грамматические ошибки.   или   4   а 2 при     Допускаются   4 орфографические   и   4 пунктуационные ошибки;   или   3 орфографические   и   5 пунктуационных ошибок, пунктуационных ошибок   или   7 при конструкции, встречается неправильное словоупотребление.   5Стиль   работы   не   отличается недостаточно речь   единством,   выразительна. «2» «1» В   целом   в   работе   допускается   не более   4   недочетов   в   содержании   и   5 речевых недочетов.  1.Работа не соответствует теме.   2.Допущено   много   фактических ошибок.   3.Нарушена   последовательность изложения   мыслей   во   всех   частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.   4.Крайне   беден   словарь, использованы   короткие   однотипные предложения   со   слаюо   выраженной связью   между   ними,   часты   случаи неправильного словоупотребления.   5.Нарушено   стилевое   единство текста. В   целом   в   работе   допущено   6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. В   работе   допущено   более   6 недочетов   в   содержании   и   более   7 речевых недочетов. отсутствии орфографических, также грамматические ошибки.     а 4   Допускаются   7 орфографических  и 7 пунктуационных ошибок; или соответственно   6/8, или   5/9,   или   8/6,   а также 7 грамматических ошибок   Имеется   более   7 орфографических,   7 пунктуационных   и   7 грамматических ошибок 8. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 24 1. Подготовьтесь   к   выразительному   чтению   текста   (отрывка). (Определите,   где   нужны   логические   ударения,   паузы   –   короткие   и   более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности).  2. Определите   тему,   основную   мысль   текста.   Выпишите   ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста. 3. Озаглавьте   текст.  (Объясните   смысл   названия.)   На   что   указывает заглавие: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия.) 4. 5. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. Докажите,   что   это   текст.   Какова   роль   первого   (последнего) предложения? 6. Каким   типом   речи   (повествованием,   описанием,   рассуждением) является данный текст? Докажите. 7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном   абзаце)?   Какой   способ   связи   между   предложениями   в   этом   тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)? 8. 9. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов. Подберите   к   выделенным   словам   синонимы   (антонимы).   Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово? 10. Найдите в тексте два­три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные. 11. Найдите   в   тексте   (если   есть)   синонимы,   антонимы,   слова, употреблённые   в   переносном   значении;   слова,   стилистически   окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.) Какова их роль в тексте? 12. Найдите   в   тексте   заимствованные   слова   (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение. 13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.). 14. 15. Произведите на материале текста разные виды разбора. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их. 25 Приложение Притча­легенда о бабочке     Однажды   в   коконе   появилась   маленькая   щель.   Случайно   проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти   бабочка.   Прошло   много   времени,   бабочка   как   будто   оставила   свои усилия, а щель оставалась всё такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас   вышла.   Но   ее   тельце   было   слабым   и   немощным,   ее   крылья   были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот­ вот крылья бабочки расправятся и окрепнут, что она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, невольно навредил. Усилие, которое прилагала бабочка, чтобы выйти через узкую щель кокона, было ей необходимо. Только тогда жидкость из тела   перешла   бы   в   крылья   и   бабочка   смогла   бы   летать.   Жизнь   заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.  Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было   жить,   не   встречаясь   с   трудностями,   у   нас   не   было   бы   возможности взлететь.  Дайте своё название текста. _____________________________________ Тема текста______________________________________________________ В   каком   предложении   выражена   текста ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Стиль текста __________________________________________________ Тип  текста ________________________________________________________   основная   мысль Фонетический разбор слова щель ____________________________________ Определите   лексическое   значение   слова  аскет  по   толковому словарю_____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _______________________________________________   Произведите   синтаксический   разбор   последнего   предложения ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ __________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 26 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________    Работа над ошибками  ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________     Подготовьтесь к выразительному чтению текста. 27 28

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом

Методические рекомендации для студентов при работе с текстом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019