Методические рекомендации «Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»

  • Памятки
  • Работа с родителями
  • Особые потребности
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки. В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все учителя, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из класса. Именно взрослый — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки. В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все учителя, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из класса. Именно взрослый — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.
Иконка файла материала кате.docx
Консультация для родителей «Эмоционально­волевая готовность ребенка к школе» Апрель 2017 В   психологической   готовности   к   школе   все   стороны   переплетены,   смешаны. Выделение какого­то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так, волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа. К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить   цель,   принять   решение,   наметить   план   действий,   исполнить   его,   проявить определенное   усилие   в   случае   преодоления   препятствия,   оценить   результат   своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему. Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе,   сомневается   в   возможности   достижения   положительного   результата.   Неудача   в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится   довести   работу   до   конца,   преодолевая   возникающие   трудности.   Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки. В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто  — социально одобряемому)  мотиву. Но если деятельность сложна  и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все учителя,   работающие   с   6­летками,   знают,   что   дети   начнут   отвлекаться   и   перестанут выполнять   такое   задание,   если   взрослый   выйдет   из   класса.   Именно   взрослый   — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность. Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации,   в   которых   противопоставляются   "хочу"   и   "надо",   чрезвычайно   трудны   для ребенка,   и   далеко   не   всегда   воли   ребенка   достаточно,   чтобы   не   последовать   за непосредственным   "хочу".   Но   при   поддержке   взрослого   ребенок   легче   следует   более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и   типичное   отношение   к   трудностям   —   отступить,   избежать,   а   не   преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, не боязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки. Все исследователи развития воли дошкольников отмечают, что волевое поведение легче формируется при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае, например, командной игры). Произвольность в поведении ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе. Говоря   о   личностной   готовности,   прежде   всего   имеют   в   виду   готовность мотивационной   сферы:   хочет   ли   ребенок   идти   в   школу,   учиться,   интересуется   ли   он школьной   жизнью   и   учебой,   что   является   ведущим   мотивом   в   этой   готовности.   Она формируется к 6 годам примерно у 60% детей и связана с тем, что ребенок начинает осознавать   свое   положение   дошкольника   не   соответствующим   его   возросшим возможностям и изменившимся желаниям.При   поступлении   в   школу   ребенок   включается   в   новую   для   него   систему социальных отношений: иным становится подход к нему окружающих, появляются новые требования   и   ожидания.   Если   основные   требования   к   дошкольнику   связаны   с поведенческими проявлениями ("хорошо себя вести" — значит слушаться взрослых, не шалить, не шуметь и т.д.), то сейчас на первый план выходит требование "хорошо учиться", которое включает в себя необходимость правильно воспроизводить задаваемые учителем образцы, усваивать социально выработанные способы решения различных задач. Специфика   школы   связана   для   ребенка   с   необходимостью   ориентироваться   на   жестко заданные социальные нормы. В собственно учебной области это "нормативные" способы решения действенных, поведенческих, интеллектуальных задач. Поведение ребенка (особенно на уроке) должно подчиняться строго фиксированным   правилам: поднимать руку, только если хочешь ответить; не подсказывать, если знаешь ответ. И сами отношения с учителем и сверстниками тоже начинают носить значительно более "нормативный" характер, в частности появляется четкая структура группы. Все   это   значит,   что   готовность   к   школе   —   это   и   готовность   к   овладению   высоко опосредствованными   "вне   ситуативными"   формами   регуляции   деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться. Тест для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?»1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? 3.   Может   ли   ваш   ребенок   заниматься   самостоятельно   каким­либо   делом,   требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? 4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? 5.   Умеет   ли   ваш   ребенок   составлять   рассказы   по   картинке   не   короче   чем   из   пяти предложений? 6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 7. Умеет ли он изменять существительные по числам? 8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? 9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? 12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 13.   Может   ли   ваш   ребенок   пользоваться   ножницами   и   клеем   (например,   делать аппликации)? 14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? 15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? 16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)? 17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно ­ рисовать, собирать мозаику и т.д.? 18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?          Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет: 15­18 баллов ­ можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу.   Вы   не   напрасно   с   ним   занимались,   а   школьные   трудности,   если   и возникнут, будут легко преодолимы; 10­14 баллов ­ вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов,   на   которые   вы   ответили   отрицанием,   подскажет   вам   точки приложения дальнейших усилий; 9 и меньше ­ почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.   