Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.
Оценка 4.8

Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
дефектология
1 кл—4 кл
12.06.2017
Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.
Данная работа направлена на совершенствование ключевых компетентностей у обучающихся начальных классов на занятиях учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО. Даны рекомендации по развитию и способы формирования коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетентностей, также - компетентности личностного самосовершенствования у учащихся с недоразвитием речи..
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.doc
Работа по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.       Работа   учителя­логопеда   направлена   на   создание   коррекционно­ развивающей   среды   для   компенсации   у   учащихся   нарушений   устной   и письменной   речи,  а   также   на   совершенствование   ключевых   компетенций   у учеников начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.        Задачами,   решаемыми   в   новом   образовательном   пространстве   будут   являться: создание оптимальных условий для предупреждения и преодоления неуспеваемости,   обусловленной   недостатками   речи   у   детей   с   первичной речевой патологией; определение и обоснование практических рекомендаций учителям и родителям учащихся с нарушениями речи; создание условий для развития   психологической   базы   речи   (внимания,   восприятия,   памяти, мышления);   развитие   ключевых   компетентностей   у   учащихся (коммуникативной, учебно­познавательной компетентностей,   компетентности   личностного   самосовершенствования); повышение   мотивации   к   обучению   и   преодолению   учебных   затруднений   у школьников  с речевыми проблемами. информационной,         У   учащихся,   занимающихся   на   школьном   логопункте,   чаще   всего   наблюдаются   нарушения   во   всех   трех   составляющих   компетентности (мотивации,   среды   и   комплекса   способностей).   Поэтому   такие   дети нуждаются в дополнительно организованной помощи учителя­логопеда.       Ученики,   посещающие   школьный   логопункт,   имеют   трудности   в   учебе, поэтому   их   интерес   к   процессу   обучения   заметно   снижен,   т.е.   мы   имеем снижение и внешней мотивации (в ее основе лежит интерес к достижению успехов через учебную деятельность, ориентация на награду) и внутренней (основу     которой   составляет   познавательная   активность,   которая   тоже снижена у учащихся­логопатов).     В целях повышения качества образования на логопедических занятиях идет развитие   коммуникативной,   учебно­познавательной компетентностей, компетентности личностного самосовершенствования.        Основная функция учителя­логопеда – изучение процесса использования речи, коррекция устной и письменной  речи учащихся.   Основная функция речи   –   коммуникативная.   Поэтому   важная   цель   учителя­логопеда   это совершенствование  коммуникативной компетентности.      Эта работа включает в себя развитие таких структурных компонентов, как звуковая   сторона   речи,   экспрессивная   и   импрессивная   стороны   речи, грамматический строй речи, а также знание языка, способов взаимодействия с   информационной, окружающими   людьми,   навыки   работы   в   группе,   владение   различными социальными ролями в группе.        Работа   по   развитию   речевой   деятельности   учащихся   проводится   по критериям   устной   речи   (умение   правильно   произносить   звуки   и   слова, пользоваться различными понятиями, терминами, умение составлять простые и сложные предложения и использовать их в речи, умение грамотно задавать вопросы и отвечать на поставленные, умение выражать свои мысли и др.), и по критериям письменной речи (умение услышать звук и записать его правильной буквой,   умение   орфографически   грамотно   записать   свои   мысли,   умение пользоваться средствами художественной выразительности и др.)      Наиболее распространенные способы формирования речевой грамотности у   учащихся:   работа   со   словарем,   разгадывание   и   составление   ребусов, кроссвордов, анаграмм, зашифрованных слов, изографов; выступления перед группой и др.       Но работа не ведется изолированно по становлению или развитию одной компетентности.   Речь   опирается   на   психологическую   базу,   поэтому   на содержательном   материале   каждого   занятия   идет   работа   над   развитием мышления (процессами синтеза и анализа, классификации, сравнения и т.д.), внимания,   восприятия   и   памяти,   т.е.   работа   по   развитию   компетентности личностного самосовершенствования.     Сама деятельность по развитию речи ученика на логопедических занятиях приводит к устранению пробелов в знаниях, к пониманию учебного материала, к   проявлению   интереса   к   учебе.   Таким   образом,   идет   работа   над совершенствованием учебно­познавательной компетентности учащихся.       Также   на   логопедических   занятиях   совершенствуются   информационная компетентность (развитие умения составлять  план, развитие умения выделять главное), ценностно­смысловая компетентность (развитие умения определить цель своей деятельности, умения отстаивать свое мнение, умения принимать решение и т. д.)      Основной путь формирования компетентности ­ через самостоятельность ученика.   Данная   самостоятельность   формируется   на   логопедических занятиях в большей степени, чем на школьных уроках.        Повышенный   уровень   самостоятельности   достигается   путем   специфики логопедической работы (темп прохождения тем, усложнение учебных задач, иные критерии оценивания работ), и за счет количества учащихся (в группе с дисграфией,   обусловленной   ОНР   ­   до   4   человек,   в   группе   с   нарушением звукопроизношения – до 7 человек).         Таким   образом,   при   осуществлении   компетентностно­деятельностного подхода на логопедических занятиях происходит развитие мыслительной и речевой деятельности учащихся, увеличение уровня самостоятельности работ творческого   характера,   усиление   практической   направленности   школьного обучения,   что   максимально   повышает   личностные   и   метапредметные результаты учащихся с речевыми недоразвитиями. Литература: 1. 2.   Богданов   И.   и   др.   «Психология   и   педагогика.   Методические рекомендации» М., УМО, 2003.   Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся», М., 1999 3. Кукушина   В.С.,   М.,   “Логопедия   в   школе:   Практический   опыт” «МарТ», 2005. 4. Меттус Е.В. и др. «Логопедические занятия со школьниками». СПб., «КАРО», 2006. 5. Милостивенко А.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», СПб. 1995. 6. 7. 8.   Машарова   Т.В.     технологий в образовании»  ВГПУ, Киров, 2001.   «Использование   личностно­ориентированных   Никольская   И.   Л.,     Тигранова   Л.И.     «Гимнастика   для   ума»   М., Просвещение, 1997.  Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» курс РПС, М., Росткнига, 2010.

Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.

Методические рекомендации "Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы на логопедических занятиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017