МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
Оценка 5
Контроль знаний
docx
математика
Взрослым
12.01.2019
Методические указания содержат варианты контрольных работ и рекомендации по выполнению по дисциплине «Прикладная математика» для курсантов заочного отделения, а также указания по их выполнению и упражнения для самопроверки. Задания для контрольной работы разработаны с соответствии с ФГОС и рабочей программой по дисциплине "Прикладная математика".
Методические указания и контрольные задания по курсу «Математика.docx
трамонОмский летнотехнический колледж гражданской авиации имени А.В.
Ляпидевского
филиал федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Ульяновский институт гражданской авиации имени
Главного маршала авиации Б.П. Бугаева»
(ОЛТК ГА – филиал ФГБОУ ВО УИ ГА )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ
по дисциплине
«Прикладная математика»
Специальность: 11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного
радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта) Омск – 2018
Разработал:
Пищагина Е.С., преподаватель математики
Рассмотрено
на заседании ЦМК ЕНД
от «_____»__________20__г.
Протокол №_________
Методические указания содержат варианты контрольных работ дисциплине «Прикладная
математика» для курсантов заочного отделения, а также указания по их выполнению и
упражнения для самопроверки.
31 1. Определение комплексного числа, его геометрический смысл. Тригонометрическая и
показательная формы комплексного числа.
2. Алгебраические действия над комплексными числами в алгебраической,
Комплексные числа
тригонометрической и показательной формах.
3. Возведение в степень комплексного числа.
4. Извлечение корня nй степени из комплексного числа.
Линейная алгебра
1. Матрицы. Различные виды матриц. Действия над матрицами.
2. Формулировка свойств определителей второго и третьего порядка.
3. Миноры и алгебраические дополнения. Теоремы разложения, замещения, аннулирования.
4. Определение обратной матрицы и её нахождение.
5. Системы трёх линейных уравнений с тремя неизвестными. Теорема Крамера.
Комплексные числа
Комплексным числом z называется выражение вида x+iy, где x и y – вещественные числа;
x называется вещественной частью комплексного числа, y – мнимой частью, а i – мнимой
единицей. По определению полагают i2=1. Приняты обозначения – для вещественной части
x=Rez, для мнимой части y=Imz. Обратите внимание, что мнимой частью комплексного числа
является y, не iy! Если y=0, то число z является вещественным.
Комплексные числа z1 и z2 называются равными. Если Rez1=Rez2 и Imz1=Imz2. Если z=x+iy,
называется сопряженным с числом z. Для комплексных чисел определены
то число
z
x
iy
операции сложения и вычитания, умножения и деления, возведения в степень и извлечения корня
и т.д. Напомним сначала определение первых четырёх операций:
z
1
z
(
x
1
2
31
z
1
z
2
x
1
(
iy
1
)
(
x
2
iy
)
2
iy
1
)
(
x
2
iy
)
2
x
1
(
x
1
(
x
2
)
(
yi
1
y
2
)
x
2
)
(
yi
1
y
2
)
;
;
z
1
z
(
x
1
2
iy
1
()
x
2
iy
)
2
x
x
1
(
2
yy
1
2
)
(
yxi
1
если
;
yx
1
2
)
2
.
1
2
iy
iy
x
1
x
z
z
Отсюда видно, что умножение чисел состоит в перемножении двучленов, замене i2 числом
1 и приведении подобных членов; деление состоит в умножении делимого и делителя на число,
yx
2
2
1
2
y
2
xx
21
2
x
2
yy
1
2
y
2
yx
1
2
x
2
iy
x
2
1
2
0
2
2
2
i сопряженное делителю, и почленного деления вещественной и мнимой частей нового делимого на
новый делитель.
1.
Найти мнимую часть числа
Примеры.
.
z
2(
i
2)
Поскольку
2.
44
i
2
i
)
2(
Вычислить
.
i
32
i
4
, то Imz=4.
2
43
i
i
3.
31
32
i
4
i
17
При каких вещественных x и y справедливо равенство?
4)(32(
4(
4)(
2
i
2
1
12
i
)4(
)
i
i
)
11
2
3
i
i
i
8
2
10
i
.
11
17
i
10
17
17
i
x
1
i
2
i
5(
i
1)(
iy
21)
i
?
Сначала преобразуем левую часть:
i
)
i
5
5
yi
2
yi
)1(
8
i
2
x
x
2
2
i
2
i
5
y
5
yi
i
(
82
)
i
(
x
(
x
2
y
)6
i
1)(2
11
x
2
1(
iy
)5
Следовательно,
(
x
2
y
)6
1(
x
2
. Отсюда:
iy
)5
i
21
т.е. x=8, y=1.
y
x
16
2
x
1
2
5
y
2
Комплексное число z=x+iy изображается вектором на плоскости с началом в точке (0,0) и
и угол между
концом в точке (x,y). Из чертежа видно, что
, где
x
r
cos
r
2
x
2
y
положительным направлением оси Ox и вектором. Отсюда
z
iy
x
r
называется модулем комплексного числа z и обозначается через
. Число r
sin
)
i
(cos
; число называется
z обладает всеми свойствами степи, т.е.
i
1
e
()
r
2
i
2
)
r
1
er
2
i
(
2
1
)
,
ier
z
Функция
2
ie
z
(
er
1
i
er
1
1
er
2
i
(
re
z
1
z
1
z
z
Кроме того,
i
2
2
n
)
n
(
2
1
)
,
r
2
0
i
e
r
1
r
2
e
r
n
in
аргументом числа z и обозначается через argz. Известно, что имеет место формула Эйлера
ei
cos
i
sin
. Поэтому
iy
x
iy
x
r
(cos
i
sin
)
ier
.
r
(cos
i
sin
)
ier
называется алгебраической формой комплексного
z
z
числа;
называется тригонометрической формой комплексного числа;
z
r
(cos
sin
)
i
называется показательной формой комплексного числа.
n
z
n
i
re
n
er
при к=0, 1, 2,…,n.
i
k
2
n
,
Обратите внимание, что корень степени n имеет в комплексной
области ровно n различных значений.
Итак,
z
iy
x
r
(cos
i
sin
)
ire
, где
r
2
x
2
y
. Переход от алгебраической формы
tg
y
x
тригонометрической формам комплексного
схеме, описанной ниже.
Обязательно изобразить число z=x+iy
φ
по чертежу или по чертежу и
Найти
31
.
r
2
x
2
y
Примеры.
4. Записать числа в тригонометрической форме.
,
к
показательной
и
числа надо осуществлять по
на комплексной плоскости.
формуле
. Найти
tg
y
x 1)
,
z
1
1
2
3
2
i
,
r
z
1
1
2
2
3
2
2
1
.
3
1
1
2
1
1
1
2
cos
sin
1
3
2
1
3
2
3
i
sin
3
2
3
i
sin
.
2
3
cos
,
3
2
,
z
2
cos
i
2
3
,
3
2
i
2)
z
1
2
r2 = 1, 2 =
2
3)
3
z
1
2
r3 = 1, 3 =
(За значение угла берем наименьшее неотрицательное из возможных значений аргумента.)
Таким образом: z1 =
.
4)
z
4
31
1
2
r4 = 1, 4 =
,
4
3
z
3
cos
4
3
i
sin
.
4
3
,
i
,
3
2
5
3
z
4
cos
5
3
i
sin
.
5
3
5. Записать: а) число
i
e 2
в алгебраической форме,
б) число –i в показательной форме. Переход от показательной к алгебраической форме осуществляется через
.
тригонометрическую форму комплексного числа. Таким образом,
i
2
e
cos
i
sin
2
2
i
Изобразим число
на чертеже. По определению
i
z
z
2
0
)1(
2
1
; из чертежа видно, что
arg
z
2
. Следовательно,
.
i
2
e
i
6. Найти комплексное число
, сопряженное с
1z
z
1
1
i
3
. В алгебраической форме
. В показательной форме, согласно примеру 4, имеем
z
1
1
i
3
z
1
, из чертежа видно,
i
3
2
e
.
. В тригонометрической форме
что
i
3
z
1
2
e
z
1
2
(cos(
)
3
i
sin(
))
3
z
1
2
(cos
3
i
sin
.
)
3
7. Найти произведение чисел
показательной форме. Ясно, что
,
z
1
1
i
z
2
(cos
2
3
i
sin
)
3
. Сначала представим числа в
z
1
11
,2
1
arg
z
1
, так что
z
1
i
4
2
e
,
z
2
2
e
.
i
3
4
Далее,
форме
z
1
z
2
22
e
i
(
34
)
i
7
12
22
e
. Наконец, представим полученное число в алгебраической
z
1
z
2
22
(cos
7
12
i
sin
7
)
12
73,0
73,2
i
.
31
8. Вычислить
.
i
1(
20)
Сначала представим число
в показательной форме:
z
1
i
z
arg,2
z
.
i
3
4
,
z
2
e
3
4 Затем вычислим
i
3
4
20
15
i
sin
sin
i
(cos
(Мы воспользовались 2 – периодичностью синуса и косинуса).
e
2(
14
)
(cos(
π
2
e
))
)2(
i
sin(
(cos
10
)
z
2
14
2
15
i
10
10
20
20
15
)
)
10
2
9. Решить уравнение
z
Имеем
z
3
27i
3
i
27
0
. Представим число
в показательной форме
i27
arg,27
,
27
e
i
2
2
. Тогда
z
k
, где к=0, 1, 2.
2
k
2
i
e
3 27
6
3
)
6
(3
3
2
i
2
)
i
6
z
0
e
3
(cos(
3
i
sin(
))
6
3
(cos
i
sin
i
2
z
1
(cos
3
3
e
i
sin
i
3
)
2
7
)
6
(3
3
2
i
2
)
i
7
6
z
2
e
3
(cos
3
i
sin
)
6
2
7
6
Главное значение аргумента определяется на отрезке
0 arg z 2,
31 Линейная алгебра
Матрицы
Прямоугольная таблица чисел, состоящая из m строк и n столбцов, называется матрицей
строения mxn; при m=n она называется также квадратной матрицей порядка n. Матрицы
одинакового строения называются равными, если они равны поэлементно, т.е. для любых , ί j
элементы матриц, стоящие в пересечении ой строки и
jго столбца, равны между собой. Для
матриц определены следующие операции: умножение матрицы на число; сложение матриц
(только одинакового строения); умножение матриц (только в случае, когда число столбцов
первого сомножителя равно числу строк второго сомножителя!). Именно
ί
λ
11
a
a
21
...
a
m
1
12
a
a
22
...
a
m
2
...
...
...
...
n
1
n
a
a
2
...
a
mn
11
a
a
a
a
...
...
a
a
m
1
21
12
22
m
2
,
a
a
...
a
n
1
2
n
mn
...
...
...
....
12
a
a
22
...
a
m
2
12
a
a
22
...
a
m
2
...
...
...
...
...
...
...
...
11
a
a
21
...
a
m
1
11
a
a
21
...
a
где
m
1
n
n
1
a
a
2
...
a
mn
11
b
b
21
...
b
m
1
12
b
b
22
...
b
m
2
...
...
...
...
n
1
b
b
2
n
...
b
mn
n
1
n
1
11
11
21
...
baba
aba
b
...
21
2
...
...
...
a
a
...
b
...
mn
m
1
m
1
n
2
n
b
mn
n
1
n
a
a
2
...
a
mn
11
b
b
21
...
b
m
1
12
b
b
22
...
b
m
2
...
...
...
...
k
1
b
b
2
k
...
b
nk
11
c
c
21
...
c
m
1
12
c
c
22
...
c
m
2
...
...
...
...
k
1
c
c
2
k
...
c
mk
babac
i
1
ij
2
1
i
j
...
ba
in
nj
2
j
ba
ik
kj
n
k
1
(сумма произведений элементов ίой строки первой матрицы на соответствующие
элементы jго столбца второй матрицы). Заметим, что число строк матрицыпроизведения равно
числу строк первого сомножителя, а число столбцов – числу столбцов второго. Обратите
внимание, что при перемножении матриц сомножители менять местами нельзя, вообще говоря.
Поэтому надо следить за порядком множителей (см. пример 10).
31
Примеры: 10
21
43
1
5
6251
6
6453
3
31
4
2
42
17
39
;
;5
5
21
43
6
3
21
4
не определено!
313
414
2
2
63
84
5
7
31
21
43
5
7
6
8
251
453
7
7
261
463
8
8
9
13
10
14
.
21
43
6
8
11. Пусть ƒ
3615
17
38
4625
23
27
48
31
. Найти ƒ
.
31
46
,
2
х
x
х
3
4
1
3
Сначала восстановим формулу для ƒ
ƒ
,
2
, где
=
2
4
3
2
1
.
01
10
;
5
0
0
5
3
3
9
6
3
,
4
04
40
.
Далее, вычислим
,
,
.
4
3
2
:
2
1
3
2
1
1
3
2
1
Наконец, вычислим ƒ
ƒ
=
5
0
0
5
3
9
6
3
04
40
64
29
Определители
Определитель матрицы
a
a
21
...
a
Обычно обозначается через
11
n
1
12
a
a
22
...
a
n
2
...
...
...
...
n
1
n
a
a
2
...
a
nn
или det
.
11
12
n
1
11
12
...
...
...
...
a
a
22
...
a
a
a
21
...
a
Напомним, что только для квадратных матриц вводится понятие определителя.
a
a
22
...
a
a
a
21
...
a
a
a
2
...
a
a
a
2
...
a
...
...
...
...
nn
n
1
nn
n
1
n
1
n
2
n
2
n
n
Определитель второго порядка вычисляется по формуле
ba
dc
cb
da Определитель nго порядка, где n≥3, вычисляются, как правило, следующим образом:
сначала, используя свойства определителей, последовательно понижают порядок определителя,
сводя, в конце концов, задачу к вычислению определителей 2го порядка по упомянутой выше
формуле.
Перечислим основные свойства определителей.
1. При перестановке двух строк определитель меняет знак.
2. Если две строки равны или элементы их пропорциональны, то определитель равен нулю.
3. Если все элементы строки умножить на одно и то же число, то определитель умножится на
это число.
4. Если к элементам одной сроки прибавить элементы другой, умножить на одно и то же число,
то определитель не изменится.
Обратите особое внимание на свойство 4.
Пусть дан определитель
Если к элементам первой строки прибавить элементы второй строки,
13
2
211
50
3
умноженные на 2, то определитель не изменится:
0
55
211
50
3
1
Однако определитель изменится, если вторую строку умножить на 2, а затем к
полученным элементам добавить элементы первой строки:
2
132
550
503
Упражнение.
Не вычисляя определителей
,
1
31
,
2
4
3
5
,
, сказать, какой из них
или
3
2
равен
.
1
3
2
,
3524
5
4
2
1
Утверждение проверить, вычислив их.
Минором какогонибудь элемента матрицы называется определитель матрицы,
полученной из исходной вычёркиванием строки и столбца, пересекающихся на этом элементе.
Алгебраическим дополнением элемента называется его минор, взятый со знаком "+", если сумма
номеров вычёркиваемых строки и столбца чётная, и со знаком "", если эта сумма нечётная.
3
42
4
53
5
5. Теорема разложения. Определитель матрицы равен сумме произведений элементов
какойнибудь строки матрицы на их алгебраические дополнения.
2
1
12
3
1
32
64
3
3
1
62
4
1
4
2
1
42
84
4
1230
12
Например.
43
12
1
32
642
(разложение произведено по элементам первой строки). Теорему разложения особенно
удобно применять в случае, если все элементы какойнибудь строки матрицы, за исключением
одного, равны нулю; в этом случае упомянутая в теореме сумма состоит всего из одного
слагаемого.
12
1
Например,
253
002
331
(разложили по элементам второй строки).
6. Теорема аннулирования. Сумма произведений элементов какойнибудь строки
25
43
2
матрицы на алгебраические дополнения элементов другой строки равны нулю.
7. Теорема замещения. Если элементы какойнибудь строки матрицы заменить другими
числами, то определитель полученной матрицы равен сумме произведений элементов новой
строки на алгебраические дополнения замененных элементов исходной матрицы.
8. Определитель не изменится, если строки заменить столбцами, а столбцы – строками. В
частности, всё сказанное выше остаётся верным, если всюду слово "строка" заменить словом
"столбец".
Примеры: 12. Вычислить определитель
ко второму столбцу прибавим четвёртый
1
0
1
4
2
3
3
3
6
1
4
0
2
1
1
2
3
2
0
4
3
0
7
2
1
31
11
0
0
1
1
64
32
4
0
2
1
1
2
3
2
0
4
3
0
7
2
1
из третьей строки вычтем удвоенную
3
6
1
11
1
1
64
32
4
2
1
1
3
7
2
1
четвёртую =
3
11
1
1
0
0
32
= ко второй строке прибавим
4
2
3
1
3
7
0
1
3
3
6
1
11
1
1
32
3
7
1
первую и из третьей вычтем удвоенную первую
=
9
11
0
2
0
1
3
4
7
9
1
2
1
42
71
14
9
13. Вычислить определители матриц
321
432
543
и
321
201
543
4
90
Эти матрицы отличаются лишь второй строкой. Считаем алгебраические дополнения
элементов второй строки матрицы
21
1 12
22
1 22
32
54
31
53
;
10
12
2
95
4
;
.
2
31
23
1 32
21
43
64
По теореме разложения (по второй строке)
321
432
543
По теореме замещения
4
12
4
3
2
23
21
22
0
8 321
201
543
42
2
6
1
0
21
22
23
Пусть А – квадратная матрица nго порядка. Матрица В (квадратная nго порядка)
Обратная матрица
называется обратной к А, если
, где
1
0
...
0
0
1
...
0
...
...
...
...
0
0
...
1
(Е – единичная матрица). Матрица В обозначается через А1.
Матрицу А1 находят следующим образом:
1. Вычисляют определитель
матрицы А.
2. Если
=0, то обратной матрицы не существует, и задача решена. Если
, то ищут
0
всеАίj – алгебраические дополнения элементов аίj матрицы А и полагают
1
11
12
...
1
n
21
22
...
2
n
...
...
...
...
2
n
1
n
...
nn
Это и есть обратная матрица (обратите внимание, что в строках матрицы А1 стоят
алгебраические дополнения столбцов матрицы А, делённые на значение
!).
Пример 14. Существует ли для матрицы
31
обратная матрица? Если
1
2
1
1
1
2
3
2
1
существует, то найдите её.
Сначала вычислим определитель матрицы А. из второй строчки вычитаем удвоенную первую строку, из третьей
1
2
1
1
1
2
3
2
1
строки вычитаем первую строку =
1
0
0
1
1
3
3
4
4
1
3
4
4
8
Поскольку
0
, то обратная матрица существует.
Далее ищем алгебраические дополнения
11
1 11
21
1 12
1
2
2
1
1
2
3
1
;
3
12
1 21
;
5
22
1 22
2
1
1
1
2
1
3
1
;
4
13
1 31
;
2
1
1
2
5
;
4
23
1 32
1
1
;
3
1
2
.
1
31
1 13
31
21
;
1
32
1 23
31
22
;
4
33
1 33
1
2
1
1
Составим обратную матрицу
1
1
8
3
4
5
1
5
44
13
3
8
1
2
5
8
5
8
1
2
3
8
1
8
1
2
1
8
Проверим верность полученного результата, исходя из определения обратной матрицы:
31
1
1
8
3
4
5
1
8
1
8
12513
4
24
4
1235
008
080
800
1
1
5
1
2
1
44
1
2
13
15
1
3
4
24
4
2
135
001
010
000
3
2
1
2
12533
42443
12335
Самостоятельно найдите
. В случае, если
1
1
, то обратная матрица найдена
верно.
Система m линейных уравнений с n неизвестными – это система вида
Решение систем линейных уравнений
(1)
1
2
21
11
12
xaxa
xaxa
1
22
..........
..........
xaxa
Матрица
m
1
m
2
1
n
1
2
n
1
...
...
2
n
..........
..........
...
bxa
bxa
2
..........
...
bxa
mn
2
n
n
m
11
a
a
21
...
a
m
1
12
a
a
12
...
a
m
2
...
...
...
...
n
n
1
a
a
2
...
a
mn
Называется матрицей системы
Решение системы по формулам Крамера
Пусть m=n и detA≠0. Положим
=detA и обозначим через
k определитель матрицы,
полученной из матрицы А заменой kго столбца столбцом сводных членов (k=1,2, …, n).
Решение может быть найдено по формулам:
,
, ……,
...
1
2
y
5
2x
xn
1x
Пример 15. Решить систему
Вычислим определитель матрицы системы
=3 + 2 + 24 + 4 – 4 + 9 = 38
4
z
3
x
2
z
7
x
x
z
2
y
3
2
y
31
2
3
2
1
31
Поскольку
4
1
1
≠0, решение системы существует, оно единственно и может быть найдено по
формулам Крамера.
Вычислим = 5 – 4 + 84 – 8 – 14 – 15 = 38
1
25
1
7
2
3
4
1
1
= 21 – 5 + 16 + 28 +10 + 16 = 76
2
3
2
1
5
7
2
4
1
1
= 6 – 14 – 30 – 5 – 8 – 63 = 114
3
2
3
2
1
31
5
7
2
(Определители вычислялись по правилу треугольника).
Находим решение по формулам Крамера:
.
,
,
38 x
1
38
76 y
38
2
z
3
114
38
Решение системы матричным методом
Положим
x
x
1
x
2
...
nx
и
b
1
b
2
...
mb
Система (1) эквивалентна матричному уравнению
АХ = В (2)
Действительно, система (1) эквивалентна матричному уравнению
31
(3)
1
...
...
...
xa
11
...
xa
Так как (по определению) матрицы равны, если равны между собой элементы матриц,
стоящие в строках с одинаковыми номерами. Далее, согласно определению произведения матриц
xa
n
1
...
xa
b
1
...
b
mn
m
1
m
1
n
n
a
11
...
a
1
m
a
12
...
a
m
2
...
...
...
a
n
1
...
a
mn
1
x
...
x
n
=
11
xaxa
1
12
..........
..........
xaxa
xa
...
2
n
n
..........
..........
....
xa
...
mn
m
1
m
2
2
1
1
,
n Так что левая часть равенства (3) совпадает с АХ. Следовательно, система (1)
эквивалентна уравнению (2).
Предположим, что m = n и det А≠0, тогда существует А1. Для отыскания решения
уравнения (2) нужно умножить обе части уравнения (2) на А1 слева. Получим:
А1АХ = А1В, ЕХ = А1В или Х = А1В.
Это и есть искомое решение задачи. Обратите внимание на то, что ВА1 не является
решением уравнения (2)
Пример 16. Решить систему матричным методом.
Эта система эквивалентна матричному уравнению АХ = В, где
1
5
3
7
x
x
y
2
y
3
7
1
2
,
5
1
,
X
x
y
Найдём
3
7
1
2
76
13
0
.
.
Следовательно, существует обратная матрица А1. Найдём её.
21
22
,
)1(
3
1)1(
)1(
4
3
)3(
21
,
7
; Х = А1∙В
22
1
1
11
12
11
1 2
2
2
)1(
12
3
7
1
1
13
1
2
37
1
13
2
1
37
1
5
1
13
52
15
7
1
13
3
22
31
.
3
13
22
13
Следовательно,
,
3x
13
22y
13
. Сделаем проверку, подставив полученный результат в
систему
3
7
9
22
13
3
13
3
13
22
13
2
22
13
21
1
44
13
5 Решение системы Методом Гаусса
(методом исключения неизвестных)
В этом пункте рассматриваются системы линейных уравнений общего вида, т.е. m и n не
обязательно равны, а если всё же равны, то необязательно чтобы определитель матрицы системы
был отличен от нуля.
Метод состоит в том, что производя эквивалентные преобразования системы,
исключающие неизвестные, приводят систему к «трапецеидальному» виду. Это можно
осуществить, например, так. Пусть задана система (1). Вычтем из второго уравнения системы
первое, умноженное на
, из mго – первое,
, из третьего – первое, умноженное на
a
a
21
11
a
a
31
11
умноженное на
1
am
a
11
; получим систему вида
n
1
2
1
...
11
)1(
22
xaxa
12
xa
...
2
..........
..........
xa
...
и эта система эквивалентна исходной. Далее, вычтем из третьего уравнения второе,
bxa
n
1
)1(
)1(
bxa
2
n
n
2
..........
..........
)1(
bxa
m
)1(
m
2
)1(
mn
2
n
, из четвёртого – второе, умноженное
умноженное на
a
a
)1(
32
)1(
22
, из mго – второе, умноженное на
a
a
)1(
42
)1(
22
am
a
)1(
2
)1(
22
31
; получим систему вида
n
n
1
2
2
1
...
11
)1(
22
)2(
33
xaxa
12
xa
...
xa
...
3
..........
..........
xa
...
и эта система эквивалентна исходной. Этот процесс производится до тех пор, пока не
bxa
n
1
)1(
)1(
bxa
n
2
2
)2(
)2(
bxa
n
3
n
3
..........
..........
)2(
bxa
m
)2(
m
3
)2(
mn
3
n
дойдём до последнего уравнения. Получим систему вида
dxc
...
n
1
dxc
xcxc
xc
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
xcxc
11
r
r
1
...
...
cxc
x
12
...
,1
1
1
11
22
1
r
,2
2
1
n
2
2
2
n
2
n
r
r
r
r
r
r
1 r
r
r
n
rr
rn
1
1
rr
,
...
x
dxc
cxc
d r 1
0
d m0
и эта система эквивалентна исходной.
Возможны три случая:
1. Хотя бы одно из чисел
отлично от нуля. Тогда система несовместна.
d
r . Система совместна, имеет единственное решение, и это
решение находится, начиная с решения последнего нетривиального уравнения (т.е. начиная с
и
2.
d
d
d
,...
...
0
n
1
m
m
1
r
r
).
n
dxc
nn
3.
n
...
1
r
и
<
n
r
d
m
0
. Система совместна, имеет бесконечно много решений, и
d
решения эти находятся следующим образом. Неизвестным
придаются произвольные
,…
xn
xr 1
значения; все остальные неизвестные выражаются через них, начиная с последнего
нетривиального уравнения (т.е. начиная с
). Эти выражения и
cxc
rr
r
rr
,
1
r
1
x
...
dxc
rn
n
r
задают все решения системы.
При решении системы методом Гаусса все преобразования обычно производят не с
системой, а с расширенной матрицей системы
11
a
a
21
...
a
m
1
12
a
a
22
...
a
m
2
...
...
...
...
n
1
n
a
a
2
...
a
mn
b
b
1
2
b
m
Пример 17. Найти решение системы
31
x
1
x
1
x
1
3
2
x
2
x
x
2
2
3
x
x
3
2
2
0
1
x
3
3
методом Гаусса.
Составим расширенную матрицу системы
Приведём матрицу к трапецеидальному виду
1
3
2
1
2
1
2
1
1
3
0
1
3
9
1
0
0
3
0
2
5
5
2
1
1
1
1
3
1
2
1
1
3
2
Первое преобразование состоит в том, что ко 2й строке прибавляется первая,
умноженная на 3, и что из 3й строки вычитается первая, умноженная на 2. Второе
преобразование – к третьей строке прибавляется вторая.
Составим систему, расширенная матрица которой
1
1
2
2
5
0
3
9
2
1
0
0
1
7
x
x
2
2
2
x
x
x
3
3
3
3
9
2
:
x
1
2
5
3
9
2
2
5
0
1
1
2
1
0
0
Находим решение системы:
3 x
,1
1
5
2
x
,2
3
9
x
x
x
3
2
2
3
x
1
т.е.
,0
314
.
3 x
1
1 x
,0
x
2
,2
2
3
2
x
2
2
x
x
x
1
3
x
1
2
x
1
Пример 18. Найти решение системы
3
x
3
2
x
0
3
x
3
методом Гаусса.
Составим расширенную матрицу системы
Упрощаем матрицу
1
3
2
1
2
1
2
1
1
3
0
3
1
3
2
I
3
3
9
3
0
1
0
0
III
2
5
5
2
1
1
1
2
1
1
1
1
3
II
I
III
2
Восстанавливаем по последней матрице систему
Решаем эту систему
x
3
3
9
x
1
5
x
x
x
2
9
II
2
3
2
1
0
0
2
5
0
1
1
0
3
9
0
31
,
x
2
x
3
5
9
5
x
1
2
x
2
x
3
3
2
5
x
3
18
5
x
3
3
,
3
5
3
5
x
3
т.е.
,
x
1
x
3
5
3
3
5
x
2
x
1
5
3
9
5
Обратите внимание на то, что, поскольку преобразования матрицы должны
соответствовать преобразованиям системы, оперировать можно только строками (умножать на
число, складывать или вычитать, менять порядок), но не со столбцами матрицы.
31 Упражнения для самопроверки
z
2
(cos
3
i
sin
)
3
. Найти
.
3z
1.
2.
arg
z
z
;
6
3. Вычислить
. Укажите
.
arg
zz,
3
.
1989
( i
)
4. Найти уравнение кривой, на которой расположены точки, удовлетворяющие условию
.
4z
5. Найти мнимую часть числа
z
1(
2
i
)
5(
)
ii
10
i
3
6. Найти модуль числа
z
43
i
ie
25
4
7. Пусть
и
A
2
4
3
1
B
1
3
2
1
. Найти АВВА.
8.
=
2
1
1
1
43
0
302
1
0
1
3
1
0
2
1
1
0
2
1
0
0
3
51433)1(00)1(12
C
13
CC
1330)1()2(0111
22
23
Найти С13, С22, С23.
9. Матрица В имеет 3 строки и 2 столбца, матрица А – 2 строки и 4 столбца. Какое из
произведений АВ или ВА можно составить? Каково строение у получившейся матрицы
произведения?
31
10. Определитель
A
ba
dc
равен 2. Чем равен определитель матрицы 3А?
11. Чему равен определитель матрицы 3Е, где
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ по дисциплине «Прикладная математика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.