В статье анализируется эволюция понимания предмета методики обучения математике. Обсуждаются современные тенденции и актуальные проблемы ее развития. Математика есть часть общего образования. Сейчас ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. ... Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением предметов музыкального цикла "Музыка"
Фрунзенского района СанктПетербурга
Выступление
«Современные тенденции и принципы построения
математического образования.»
Подготовила: Азикова Ж.Х.
учитель математики
высшей квалификационной категорииСанкт Петербург
2019год
Математика есть часть общего образования. Сейчас ни одна область человеческой
деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических
знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным
предметом. Школьное математическое образование способствует:
овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в
современном мире, в информационных и компьютерных технологиях, для
подготовки к будущей профессиональной деятельности, для продолжения
образования;
приобретению навыков логического и алгоритмического мышления;
формированию мировоззрения (понимание взаимосвязи математики и
действительности, знакомство с методом математики, его отличием от
методов естественных и гуманитарных наук, с особенностями применения
математики для решения научных и прикладных задач);
освоению этических принципов, воспитанию способности
к эстетическомувосприятию мира (постижение красоты интеллектуальных
достижений, идей и концепций, познание радости творческого труда).
Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику,
к его саморазвитию и самопознанию, вниманием ученика к окружающему миру и к себе,
воспитанию учения и нахождению своего места в жизни. Целью современного образования
является полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей в
обществе.
Кардинально изменившиеся в современных условиях цели и задачи образования требуют
соответствующих изменений в организации учебнообразовательного процесса, методах и
формах обучения и воспитания. Актуальность проблем мотивации и дифференциации
обучения очень возросла, образование становится личностноориентированным,
субъективно значимым для каждого человека.
Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно
деятельностном подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и
средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру
подготовки преподавателя к проведению учебного процесса; по отводимому на обучение
количеству часов; по результатам обучения. Практика показывает, что технологический
подход к проектированию и реализации образовательного процесса, построенного на
основе системнодеятельностного подхода, удовлетворяет требованиям ФГОС.
При системнодеятельностном подходе целью является формирование личности,
развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не
цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и
принятию личности, к учету точки зрения ученика неигнорированию его чувств и эмоций;
тактика строится на идеях сотрудничества; позиция учителя исходит из интересов ученика
и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не
над, а вместе!», ученик полноправный партнер и т.д.
В качестве основополагающего принципа курса математики на первый план
выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении математики. В
соответствии с этим принципом главной задачей обучения математики становится не
изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное,
общекультурное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения математикикачеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования
человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.
Основными принципами построения школьного курса математики на основе
системнодеятельностного подхода являются:
принцип системного построения курса математики;
принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и
единичного;
принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной
направленности обучения курсу математика;
принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
принцип развивающего обучения.
Существуют специфические принципы построения курсов математики:
генерализация знаний (выделение стержней курса). Генерализация знаний связана с
прочностью знаний учащихся об основных изучаемых структурах; позволяет обеспечить
лучшее понимание учащимися учебного материала; позволяет на основных понятиях, как
на стержнях, строить «скелет» математических знаний. В современных курсах школьной
математики в качестве идейного стержня часто выступает понятие математической модели
реального процесса.
внутрипредметные связи;
построение программы по спирали (программы сочетают последовательность и
цикличность. Круг знаний по исходной проблеме постоянно расширяется и
углубляется . Нет перерывов в изложении, как при концентрическом типе);
единство непрерывности и дискретности обучения;
обучение на социокультурном опыте;
деятельностный подход;
гуманитаризация. Принцип гуманитаризации математического образования призван
вооружить учащегося основами творческой деятельности, оказывает решающее
влияние на отбор содержания. Гуманитаризация школьного математического
образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике,
которая является одним из основополагающих принципов новой концепции и
выражается, условно говоря, тезисом "не ученик для математики, а математика для
ученика", означающего постановку акцента на личность, на человека.
Этим определяется переход от принципа "вся математика для всех" к внимательному
учету индивидуальных параметров личности для чего конкретному ученику нужна и
будет нужна в дальнейшем математика, в каких пределах и на каком уровне он хочет и/или
может ее освоить, к конструированию курса "математики для каждого", или, более точно,
"математики для каждого".
Общими принципами математического образования, отраженными в концепции, являются
математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение
математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности
вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных
результатов.
Математическое моделирование – основа происходящей в настоящее время
математизации научных знаний, важнейший этап познания, поэтому одной из основных
задач математического образования является ознакомление учащихся с соотношениями
между явлениями реального мира и его математическими моделями, практическое
обучение построению математических моделей. Базовый курс предполагает начало
математического моделирования. Математические модели напрямую связаны сфункциями, поэтому функция является ведущей идеей курса алгебры, начиная с седьмого
класса.
Структура и содержание базового обучения обеспечивает формирование
математической грамотности, математической культуры учащегося, включающей,
формирование представлений о математике и ее месте в цивилизации и культуре, усвоение
основ математического языка и аппарата как средства постановки и решения проблем
реальной действительности. Базовая ступень обучения предполагает начало осуществления
профильной дифференциации.
Подходы к формированию содержания школьного математического образования
претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.Система
математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет
вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.
В процессе обучения математике каждый ученик должен овладеть комплексом
математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни на
высоком качественном уровне. У ученика должны быть сформированы и достаточно
высоко развиты качества мышления, в частности, эвристического (творческого) и
алгоритмического (исполнительского) мышления в их единстве.