Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
ОБЖ
9 кл
03.06.2018
мы, значимой для участников проекта.
Суть метода проекта на уроках ОБЖ для патриотического воспитания – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
metodicheskie_rekom.docx
Методические рекомендации преподавателяморганизаторам ОБЖ по результатам работы
проблемнотворческой группы
Тема: «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках
ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Педагогическая система каждого учителя сегодня выстраивается в соответствии с
современными задачами, возможностями и вызовами общества. Деятельностный подход к
образовательному процессу, применение практикоориентированных технологий, проектирование,
позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом
личностных,
предметных, метапредметных результатов.
Проект – совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся
партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на
достижение общего результата по решению какойлибо проблемы, значимой для участников
проекта.
Суть метода проекта на уроках ОБЖ для патриотического воспитания – «стимулировать
интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой
знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение
практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Цели проектной деятельности.
Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации
и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для
получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских
умений.
Проектная и учебноисследовательская деятельность обучающихся организована по
следующим направлениям:
1. Исследовательское направление.
Учебноисследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает:
обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное
выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При
этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование,
социологический опрос и другие.
2. Инженерное направление.
Инженерные творческие работы, ориентированны на изобретение, разработку, создание,
внедрение, ремонт, обслуживание и/или улучшение техники, материалов или процессов.
3. Прикладное направление. Прикладные проекты – проекты, основной целью которых является изготовление средства,
пригодного для разрешения какойлибо проблемы прикладного характера. Работы, направленные
на практическую деятельность, например, по охране окружающей среды, воспитанию активной
жизненной позиции.
4. Информационное направление.
Информационные проекты (поисковые) – проекты, направленные на сбор информации о какомто
объекте или явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и
обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Продуктом такого проекта часто
является публикация в средствах массовой информации, в том числе, в Интернете.
5. Социальное направление.
Социальные проекты – это проекты, предполагающие своей целью нахождение решения какой
либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение
процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.
Представлены широким тематическим спектром:
оздоровительные проекты;
проекты историкокультурной направленности; ориентированные на проблемы и интересы
конкретной этнической группы (или какойлибо молодежной субкультуры);
социально значимые для определенной местности, района, города;
образовательные и профориентационные.
6. Игровое направление.
Игровые (ролевые проекты) – проекты, в которых изначально определены лишь роли участников и
правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты
остаются открытыми до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли,
обусловленные характером и содержание проекта.
7. Творческое направление.
Творческие проекты – проекты, центром которых является творческий продукт – результат
самореализации участников проектной группы. Виды работ подчиняются жанру конечного
результата (газета, спектакль, сочинение, эссе, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление
результатов проекта требует четкой, продуманной структуры в виде сценария праздника, плана
сочинения, статьи, эссе, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.
Примером творческого проекта в рамках курса ОБЖ могут служить проекты на тему:
«Мы за здоровый образ жизни», которые выполняются обучающимися при изучении раздела
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Актуальность проблемы проекта
состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения.
Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над
проектом показала, что нет “неуспевающих” детей.
Продукт проекта:
плакаты с призывами к ЗОЖ;
буклеты по профилактике вредных привычек;
видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни;
видеоролики о вреде курения, алкоголя, наркотиков;
презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников –
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени.
Результаты проектной деятельности на уроках ОБЖ могут быть разнообразными, в
соответствии с планируемыми результатами, а также с учетом исходных ресурсов:
тематическая выставка, посвященная Дням воинской славы;
рекламный буклет;
сценарий военноспортивного праздника;
оформление кабинетов (например, проект стендов);
прогноз развития ситуации (например, экологический проект) и пр.
макеты, модели, рабочие установки, схемы, планкарты;
постеры, презентации;
альбомы, брошюры, книги;
реконструкции исторических событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
Формы организации во внеурочной деятельности:
исследовательская практика учащихся;
образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности старшеклассников;
олимпиады, конкурсы, конференции, в т. ч. дистанционных, предметных неделях,
интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их
элементов в рамках данных мероприятий.
Эффективным представляется технология разработки минипроектов (один урок).
Примером служит выполнение минипроекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации»
по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»
Группы формируются по 56 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного
поведения.
Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся.
Работая над минипроектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации.
Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение
различных способностей учащихся: аналитических, художественных,
артистических,
коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и
талантливого ребёнка можно попросту "не заметить".
Наша задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную
значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Достижению целей проектной деятельности по ОБЖ будет способствовать комплексное
планирование этой деятельности с 58 класс. №
п.п.
1.
Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ
с 5 по 8 класс
Название проекта
Цель
Продукт
Итоговый проект:
«Предмет ОБЖ в
сказках»
Обеспечить
практическое
применение правил ОБЖ
через поисковую
деятельность для
развития литературных и
творческих
способностей учащихся.
Рисунки, фотографии;
комиксы;
сказки собственного
сочинения;
сценарий
заключительной игры;
плакаты по ОБЖ с
участием героев сказок.
Класс
5
2.
Учебный проект
Организовать иРисунки,
презе6
по ОБЖ "Вредные
привычки"
зучение влияния
вредных привычек на
организм ребенка.
Пагубные последствия
вредных привычек.
нтации, комиксы,
плакаты, ОК к урокам
3.
4.
Проект:
«Олимпиадные задания
по ОБЖ»
Тематический проект:
«Здоровый образ жизни»
Обеспечить получение
опыта разработки
олимпиадных заданий и
проведения олимпиады с
использованием ЭОР
Научить обучающихся
анализировать свой
индивидуальный образ
жизни
Олимпиадные задания
Таблица контроля
режима дня;
презентация;
таблица энергозатрат;
диетические правила
питания школьника
7
8
Рекомендации:
Тематика проектов должна охватывать широкий круг вопросов школьной
программы "ОБЖ";
Тема должна затрагивать значимые проблемы;
Проекты должны быть актуальными для практической жизни;
Проекты должны учитывать вопросы безопасности, правил поведения в ЧС, и т.д.
Тема проекта должна иметь положительную формулировку для утверждающей
команды;
Проект должна стимулировать исследовательскую работу. №
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Примерный перечень проектов по ОБЖ
Название проекта
Цель
Продукт
Таблица 2
дставить комплект пособий
по данной проблеме
Практико–
ориенРазработать и пре
картотека съедобн
тированный
проект:
«Моя безопасность в
условиях автономного
существования
в
природной среде».
Творческий проект:
« Экологические
проблемы
современности».
Определение зависимости
сохранение здоровья от
состояния окружающей
среды.
Минипроект (на 1 урок)
«Безопасное поведение в
чрезвычайной ситуации»
Безопасность детей на
улицах и дорогах.
Наглядно изобразить правила
безопасного поведения
Создание условий для
овладения детьми навыками
поведения на улицах,
сформировать стойкие
представления правил
поведения на дороге.
ых и несъедобных грибов и
растений;
фотоброшюра «Лесные
ягоды»;
комплекс упражнений для
снятия тревоги;
аптечка природных
лекарственных средств;
макеты и презентация
временных укрытий в лесу
листовки с призывами беречь
природу;
карта опасных объектов на
территории, где живут дети;
плакаты на экологическую
тему;
презентации, в которых
рассматриваются ситуации,
связанные с изменением
атмосферы, гидросферы,
литосферы, биосферы
рисунки по безопасности
поведения;
презентации по безопасности в
ЧС.
летний план по безопасности
дорожного движения;
уголок безопасности ДД в
учебных кабинетах;
разработка тематической игры
по безопасности ДД.
Дни воинской славы.
Берегись бед, пока их
нет!
Показать значение памятных
дат России в памяти
потомков.
Формирование у детей
осознанного выполнения
правил поведения,
обеспечивающих сохранность
их жизни и здоровья в
презентации обучающихся по
группам;
памятные буклеты.
выставки детских рисунков;
фотографии занятий;
макет «Наша улица»;
ОК занятий и темат
ических дней; 7.
Видеоситуация
современных условиях
улицы, транспорта, приро
создание книжкималышки
«Азбука безопасности»;
ды, быта.
Составить блок
видеоситуаций, отражающих
темы по ОБЖ в 8 классе.
сборник «Копилка загадок»;
мультимедийная презентация.
видеопрезентации от каждой
группы по блокам учебных
модулей.
Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.