Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Оценка 4.6

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
ОБЖ
9 кл
03.06.2018
Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
мы, значимой для участников проекта. Суть метода проекта на уроках ОБЖ для патриотического воспитания – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
metodicheskie_rekom.docx
Методические рекомендации преподавателям­организаторам ОБЖ  по результатам работы проблемно­творческой группы Тема: «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках  ОБЖ и во внеурочной деятельности»               Педагогическая   система   каждого   учителя   сегодня   выстраивается   в   соответствии   с современными   задачами,   возможностями   и   вызовами   общества.   Деятельностный   подход   к образовательному процессу, применение практико­ориентированных технологий, проектирование, позволяют   эффективно   добиваться   требуемых   государственным   стандартом     личностных, предметных, метапредметных результатов.     Проект – совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся­ партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение   общего   результата   по   решению   какой­либо   проблемы,   значимой   для   участников проекта.   Суть   метода   проекта   на   уроках   ОБЖ   для   патриотического   воспитания     –   «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний   и   через   проектную   деятельность,   предусматривающей   решение   этих   проблем,   умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». Цели проектной деятельности. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и   рефлексии.   Развитие   осознания   значимости   коллективной   работы,   сотрудничества   для получения   результатов   процесса   выполнения   творческих   заданий.   Развитие   исследовательских умений. Проектная и учебно­исследовательская деятельность обучающихся организована по  следующим направлениям: 1. Исследовательское направление. Учебно­исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование и включает: обоснование   актуальности   избранной   темы,   обозначение   задач   исследования,   обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом   используются   методы   современной   науки:   лабораторный   эксперимент,   моделирование, социологический опрос и другие. 2. Инженерное направление. Инженерные   творческие   работы,   ориентированны   на   изобретение,   разработку,   создание, внедрение, ремонт, обслуживание и/или улучшение техники, материалов или процессов. 3. Прикладное направление. Прикладные   проекты   –   проекты,   основной   целью   которых   является   изготовление   средства, пригодного для разрешения какой­либо проблемы прикладного характера. Работы, направленные на практическую деятельность, например, по охране окружающей среды, воспитанию активной жизненной позиции. 4. Информационное направление. Информационные проекты (поисковые) – проекты, направленные на сбор информации о каком­то объекте   или   явлении,   ознакомление   участников   проекта   с   этой   информацией,   ее   анализ   и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Продуктом такого проекта часто является публикация в средствах массовой информации, в том числе, в Интернете. 5. Социальное направление. Социальные проекты – это проекты, предполагающие своей целью нахождение решения какой­ либо социальной проблемы, создание нового социального продукта, развитие идеи, улучшение процесса или ситуации для жизни общества или его групп, проект нужный социуму.  Представлены широким тематическим спектром:  оздоровительные проекты;  проекты историко­культурной направленности; ориентированные на проблемы и интересы  конкретной этнической группы (или какой­либо молодежной субкультуры); социально значимые для определенной местности, района, города; образовательные и профориентационные.     6. Игровое направление. Игровые (ролевые проекты) – проекты, в которых изначально определены лишь роли участников и правила   взаимоотношений   между   ними,   тогда   как   структура,   форма   продукта   и   результаты остаются   открытыми   до   самого   конца.   Участники   принимают   на   себя   определенные   роли, обусловленные характером и содержание проекта.  7. Творческое направление. Творческие   проекты   –   проекты,   центром   которых   является   творческий   продукт   –   результат самореализации   участников   проектной   группы.   Виды   работ   подчиняются   жанру   конечного результата (газета, спектакль, сочинение, эссе, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой, продуманной структуры в виде сценария праздника, плана сочинения, статьи, эссе, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п. Примером творческого проекта в рамках курса ОБЖ могут служить проекты на тему:      «Мы за здоровый образ жизни», которые выполняются обучающимися  при изучении раздела «Основы   медицинских   знаний   и   здорового   образа   жизни».   Актуальность   проблемы   проекта состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет “неуспевающих” детей. Продукт проекта: ­ плакаты с призывами к ЗОЖ; ­ буклеты по профилактике вредных привычек;  ­ видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни;  ­ видеоролики о вреде курения, алкоголя,  наркотиков;  ­ презентации о правильном питании и о вреде пагубных привычек Разработка     проекта   всегда   ориентирована   на   самостоятельную   деятельность   учеников   – индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение   определенного отрезка времени. Результаты   проектной   деятельности   на   уроках   ОБЖ   могут   быть   разнообразными,   в соответствии с планируемыми результатами, а также с учетом исходных ресурсов: ­ тематическая выставка, посвященная Дням воинской славы; ­ рекламный буклет; ­ сценарий военно­спортивного праздника; ­ оформление кабинетов (например, проект стендов); ­ прогноз развития ситуации (например, экологический проект) и пр. ­ макеты, модели, рабочие установки, схемы, план­карты; ­ постеры, презентации; ­ альбомы, брошюры, книги; ­ реконструкции исторических событий; ­ эссе, рассказы, стихи, рисунки; ­ результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; ­ документальные фильмы, мультфильмы; Формы организации во внеурочной деятельности: ­ исследовательская практика учащихся; ­   образовательные   экспедиции   ­   походы,   поездки,   экскурсии   с   чётко   обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; ­   факультативные   занятия,   предполагающие   углублённое   изучение   предмета,   дают   большие возможности для реализации на них учебно­исследовательской деятельности старшеклассников; ­   олимпиады,   конкурсы,   конференции,   в   т.   ч.   дистанционных,   предметных   неделях, интеллектуальных   марафонах   предполагает   выполнение   ими   учебных   исследований   или   их элементов в рамках данных мероприятий.       Эффективным представляется технология разработки мини­проектов (один урок).    Примером служит выполнение  мини­проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера» Группы формируются по 5­6 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения.     Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся.  Работая над мини­проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных   способностей   учащихся:   аналитических,   художественных,     артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить".       Наша   задача   как   педагога—   дать   возможность   каждому   участнику   ощутить   собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. Достижению целей проектной деятельности по ОБЖ будет способствовать комплексное планирование этой деятельности с 5­8 класс. № п.п. 1. Примерное планирование проектной деятельности по ОБЖ  с 5 по 8 класс Название проекта Цель Продукт Итоговый проект:  «Предмет  ОБЖ в  сказках» Обеспечить  практическое  применение правил ОБЖ через поисковую  деятельность для  развития литературных и творческих  способностей учащихся. Рисунки, фотографии; комиксы; сказки собственного  сочинения; сценарий  заключительной игры; плакаты по ОБЖ с  участием героев сказок. Класс 5 2. Учебный проект  Организовать иРисунки,  презе6 по ОБЖ "Вредные  привычки" зучение  влияния  вредных привычек на  организм ребенка.  Пагубные последствия  вредных привычек. нтации, комиксы,  плакаты, ОК к урокам 3. 4. Проект:  «Олимпиадные задания  по ОБЖ» Тематический проект:   «Здоровый образ жизни» Обеспечить получение  опыта разработки  олимпиадных заданий и  проведения олимпиады с использованием ЭОР Научить обучающихся  анализировать свой  индивидуальный образ  жизни Олимпиадные задания Таблица контроля  режима дня;  презентация; таблица энергозатрат;  диетические правила  питания школьника 7 8 Рекомендации:  Тематика   проектов   должна   охватывать   широкий   круг   вопросов   школьной программы "ОБЖ";   Тема должна затрагивать значимые проблемы;  Проекты должны быть актуальными для практической жизни;  Проекты должны учитывать  вопросы безопасности, правил поведения в ЧС, и т.д.   Тема   проекта   должна   иметь   положительную   формулировку   для   утверждающей команды;   Проект  должна стимулировать исследовательскую работу. № п.п. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Примерный перечень проектов по ОБЖ Название проекта Цель  Продукт Таблица 2 дставить комплект пособий  по данной проблеме Практико– ориенРазработать   и   пре­ картотека съедобн тированный проект: «Моя   безопасность   в условиях   автономного существования в природной среде».     Творческий проект:  « Экологические  проблемы  современности». Определение зависимости  сохранение здоровья от  состояния окружающей  среды. Мини­проект (на 1 урок) «Безопасное поведение в  чрезвычайной ситуации» Безопасность детей на  улицах и дорогах. Наглядно изобразить правила безопасного  поведения Создание условий для  овладения детьми навыками  поведения на улицах,  сформировать стойкие  представления правил  поведения на дороге. ых и несъедобных грибов и  растений; ­ фотоброшюра «Лесные  ягоды»; ­ комплекс упражнений для  снятия тревоги; ­ аптечка природных  лекарственных средств;  ­ макеты и презентация  временных укрытий в лесу ­ листовки с призывами беречь  природу; ­ карта опасных объектов на  территории, где живут дети; ­ плакаты на экологическую  тему; ­презентации, в которых  рассматриваются ситуации,  связанные с изменением  атмосферы, гидросферы,  литосферы, биосферы ­ рисунки по безопасности  поведения; ­презентации по безопасности в  ЧС. ­ летний план по безопасности  дорожного движения; ­ уголок безопасности ДД в  учебных кабинетах; ­ разработка тематической игры  по безопасности ДД. Дни воинской славы. Берегись бед, пока их  нет! Показать значение памятных  дат России в памяти  потомков. Формирование у детей  осознанного выполнения  правил поведения,  обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в  ­ презентации обучающихся по  группам; ­ памятные буклеты. ­ выставки детских рисунков; ­ фотографии занятий; ­ макет «Наша улица»; ­ ОК занятий и темат ических дней; 7. Видеоситуация современных условиях  улицы, транспорта, приро­  создание книжки­малышки  «Азбука безопасности»; ды, быта. Составить блок  видеоситуаций, отражающих  темы по ОБЖ в 8 классе. ­ сборник «Копилка загадок»; ­ мультимедийная презентация. ­видеопрезентации от каждой  группы по блокам учебных  модулей.

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Методические рекомендации «Использование проектного метода в процессе патриотического воспитания на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2018