Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)
Оценка 4.9

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
ОБЗР
9 кл
10.02.2018
Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)
Открытый урок был представлен на городском семинаре молодых специалистов "Педагогический Эверест" и получил высокую оценку. Урок проходит в форме тренинга и является повторительно-обобщающим знания по теме "Наркомания". В начале урока проводится небольшое анонимное анкетирование по наркомании. В ходе урока используется презентация, которая сопровождает выступления учащихся.
Открытый урок ОБЖ Наркомания мифы и действительность.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «Краснолучская общеобразовательная школа І­ІІІ ступеней № 11» Городской семинар молодых специалистов  «Педагогический Эверест» Урок ОБЖ в 9­Б классе      Наркомания: мифы и действительность Учитель ОБЖ Кубрак Наталья Борисовна 1 Тема урока. Наркомания: мифы и действительность 24.02.2016 г. Цели урока:  формировать  у   учащихся   необходимые   знания   о   существующей проблеме   современности   –   наркомании;   представление   о   пагубном влиянии употребления наркотиков на жизнь и здоровье подростков; развивать личную ответственность учащихся за свое поведение; способствовать определению личной позиции учащихся по отношению к проблеме наркомании; формировать  активную   жизненную   позицию   учащихся   по   борьбе   с употреблением наркотиков и других психотропных препаратов; воспитать активную личность с принципами здорового образа жизни. Задачи урока:  Развить умение аргументировать свою точку зрения. Помочь   учащимся   получить   достоверную   информацию   о   наркотиках   и   их влиянии на личность посредством презентации. Познакомить   учащихся   с   истоками   наркомании,   видами   наркотиков, признаками и последствиями их употребления. Дать учащимся информацию о распространении наркомании в мире. Показать темпы распространения наркомании. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Расположить подростков к обсуждению данной проблемы, в непринужденной обстановке, посредством тренинговых упражнений. Форма проведения урока: Тренинг 2 Подготовительная работа к уроку: Подбор материала и создание презентации по проблеме урока. Подбор тренингов для работы с учащимися. Оборудование:  компьютер, мультимедийный   проектор,  экран,  ученическая доска, мел, маркеры, ручки, чистые листы бумаги, «ладошки». Ход проведения урока I. Вводная часть урока Вступительное слово учителя. (Слайд 1) Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о такой проблеме как наркомания,   которая   подстерегает   любого   человека   на   жизненном   пути   и иногда перечеркивает всю его дальнейшую жизнь. Долгое время наркомания считалась запретной, и мы делали вид, что этой проблемы в нашем обществе не существует. Однако она была раньше, есть и сейчас. Если по – прежнему закрывать на нее глаза, если не вооружиться правдивой информацией об этом заболевании   и  присущих   ему   особенностях   и   не   занять   активную   позицию противодействия   –   проблема   может   еще   более   обостриться   и   принять размеры, представляющие серьезную опасность для современного общества.  Тема нашего урока: «Наркомания: мифы и действительность». Возможно,   мы   не   найдем   сегодня   на   уроке   уникального   рецепта,   но попробуем определить: (Слайд 2) «Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение?»  (Слайд 3) Шаг в пропасть…Опасно или нет? Сначала ты летишь, потом разбиваешься. Первая проба наркотика – начало такого полета, НО В КОНЦЕ ПОЛЕТА ВСЕГДА БУДЕТ ПАДЕНИЕ. Учитель.  Давайте   сейчас   с   вами   проведем   небольшой   анонимный   опрос. Перед вами находятся анкеты со следующими вопросами: (Слайд 4). 1. Что такое наркомания? А) болезнь; Б) вредная привычка; В) преступление. 3 2. Есть ли оправдание у тех, кто принимает наркотики? 3. Как ты относишься к наркомании? А) ненавидишь; Б) равнодушен; В) жалеешь; Г) что­то другое. 4. Согласны ли вы с мнением, что всё в жизни надо попробовать, в том числе и наркотики? 5. Если Вам срочно понадобились деньги, и представилась возможность  заработать их на продаже наркотиков, воспользуетесь Вы этим способом? Пока идет обработка анкетирования, предлагаю посмотреть социальную рекламу «Мы выбираем жизнь!» (Слайд 5).  (Обработать результаты анкетирования и внести в Слайд 6). По   результатам   анкетирования   можно   сделать   следующие   выводы: (Слайд 6). Учитель.  Предлагаю   вам   послушать   поучительную   историю   легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами. (Слайд 7). В одном болоте жили – были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки   живут   там,   где   влажно.   В   поисках   нового   убежища   они наткнулись   на   глубокий   колодец.   Одна   из   лягушек   заглянула   в   него   и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!» Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»  Учитель. Так в чем же мораль этой басни? Ученик.  (Слайд 8).  Прежде чем, что – либо сделать – нужно подумать о последствиях. Учитель. Как становятся наркоманом? Как уберечься от наркотиков? Как и при   каких   условиях   происходит   знакомство   с   наркотическими   и одурманивающими веществами? К чему приводит это заболевание? Можно ли 4 распознать его на самых ранних этапах и принять действенные меры, чтобы предупредить? На эти и многие другие вопросы мы сегодня попытаемся найти ответ. II. Основная часть урока Учитель.  Наркомания   –   проблема,   от   которой   каждый   из   нас   хочет отгородиться, думая, что это никогда его не коснется. (Слайд 9). Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании? (Слайд 10)  Наркомания (это слово образовалось от греч. narkē оцепенение, сон + mania   безумие,   страсть,   влечение)   ­   хронические   заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими   средствами.   Характеризуются   возникновением патологического   влечения   к   наркотическому   средству   (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией   к   увеличению   доз   и   развитием   физической   зависимости, проявляющейся   абстинентным   синдромом,   при   прекращении   его приема. Учитель. (Слайд 11). Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических   средств,   психотропных   веществ   и   их   прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с международными договорами, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.  Главное свойство любого наркотика, которое делает его опасным для здоровья   и   жизни   человека,   ­   способность   вызывать   привыкание   и болезненную зависимость, физическую и психологическую.  Учитель. (Слайд 12). Сегодня на планете не осталось ни одного региона, где ни   были   бы   зафиксированы   случаи   употребления   наркотиков   или   их распространения. 1 ученик. (Слайд 13). Наркотические вещества были известны человечеству и применялись   как   лечебное   и   одурманивающее   средство   еще   в   глубокой древности.  Многие   цивилизации   использовали   наркотики   для   проведения религиозных   обрядов   и   мистических   ритуалов.   Китайцы   тысячелетиями курили опиум для снятия стресса и как снотворное. 5 2 ученик. (Слайд 14). С развитием торговли наркотики попали в Европу, где нашли свое применение в медицине. Долгие годы с их помощью решались проблемы   обезболивания.   Как   заболевание   наркомания   получила   широкое распространение в XVIII веке. В Россию эта беда пришла в XIX — начале XX века. Морфий и кокаин процветали в салонах городов, а за их пределы вышли во время Гражданской войны. В начале 1990­х годов, после распада Советского Союза, в страну из­за границы вновь хлынуло огромное количество наркотиков.  1 ученик. (Слайд 15).  Свобода грез, пусть даже пугающих, влечет человека цивилизованного так же властно, как влекла участника древних мистерий. Не случайно,   что   эффекты   употребления   наркотиков   стали   сначала   объектом внимания художников, а потом уже — медиков. Первые описания наркомании принадлежат литераторам — Де Квинси, Эдгару По, Готье, Бодлеру.  2 ученик.  (Слайд 16).  В международном антинаркотическом центре в Нью­ Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре — 1 000 000 000 человек. Наркомания,   как   подчеркивают   эксперты   Всемирной   организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Учитель:   (Слайд 17 с музыкой).  Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей ­ сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья,   и,   кажется,   нет   места   в   его   душе   для   злого   духа   и   неизменного порока. Но некоторые губят свою жизнь наркотиками. Её губят и простые люди, и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты. 1   ученик.  (Слайд   18).  Наркомания   в   мире   продолжает   "молодеть".   По последним данным,   более 60 % наркоманов ­ люди в   возрасте 18­30 лет и почти   20   %   ­   школьники.   Средний   возраст   приобщения   к   наркотикам составляет  15­17   лет,     но   участились   случаи   первичного   употребления наркотиков детьми 11­13 лет. (Слайд   19).  Именно   места   массового   развлечения   молодежи,   в   первую очередь дискотеки, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. За три года наркомания среди детей и подростков выросла почти в 6 раз. 6 2 ученик. (Слайд 20). Основная классификация наркотических средств:  По фармакологическому действию 1. Наркотики, оказывающие угнетающее действие на центральную нервную систему (опиум, морфин, героин, метадон, барбитураты). 2. Наркотики,   оказывающие   возбуждающее   действие   на   центральную нервную систему (амфетамин, кокаин, экстази). 3. Наркотики, обладающие галлюциногенным действием (марихуана, ЛСД, мескалин, псилоцибин). 1 ученик. (Слайд 21). По способу получения 1. Природные (мак, марихуана, опий). 2. Синтетические (амфетамин, кокаин, ЛСД). 3. Полусинтетические (морфин, героин, кодеин, метадон). Учитель.  (Слайд 22).  А сейчас проведем тренинг, и пусть каждый из вас выскажет   свою   личную   позицию   по   отношению   к   проблеме   наркомании. Хотелось, чтобы у нас с вами получился откровенный разговор и чтобы все присутствующие активно участвовали и высказали своё мнение. Тренинг «Ладошки» (12­15 минут)  Цель тренинга:  Определение   личной   позиции   учащихся   по   отношению   к   проблеме наркомании.  Формирование   активной   жизненной   позиции   учащихся  по   борьбе   с употреблением наркотиков и других психотропных препаратов.  Самоопределение учащихся. Учитель.  Сейчас   я   попрошу   вас   взять   чистый   лист   бумаги   и   обвести карандашом кисть руки. Затем в центре ладони написать основную Причину, по   которой,   на   ваш   взгляд,   подростки   начинают   употреблять   наркотики. 7 (После   того,   как   учащиеся   выполнят   это   задание,   учитель   выборочно предлагает учащимся зачитать свои ответы и коллективно обсудить). Учитель. Как вы думаете, что способствует приему наркотиков?  Ученики: ­ Страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком». ­ Неумение сказать «нет». ­ Стремление не отстать от приятелей. ­ Любопытство. Желание «просто попробовать». ­ Бесплатное предложение попробовать наркотик. ­ Наплевательское отношение к себе и своей жизни. ­ Стремление уйти от тоски и одиночества и т.д. Учитель. Теперь я попрошу вас внутри каждого пальца написать Опасности, связанные   с   употреблением   наркотиков.  (После   того,   как   учащиеся выполнят   это   задание,   учитель   выборочно   предлагает   учащимся зачитать свои ответы и коллективно обсудить). Учитель.  Как   вы   думаете,   какие   опасности   грозят   человеку   решившему попробовать наркотик? Ученики: ­ Передозировка, которая ведет к потере сознания, и даже смерти. ­ Привыкание, физическая и психологическая зависимость. ­ Повышенная эмоциональная возбудимость и нерациональное поведение. ­ Провалы памяти. ­  Мгновенная смерть (при употреблении чистого кокаина). ­ СПИД и другие сопутствующие заболевания. ­ Потеря интереса, стремлений, лень (при употреблении марихуаны). ­ Физические и психические нарушения. 8 ­ Врожденные дефекты у будущих детей и т.д. Учитель.  И, наконец, в завершении напишите на внешней стороне пальцев, какие Меры профилактики нужно предпринять для того, чтобы подростки не стали употреблять наркотики, таким образом, пусть каждый из вас выскажет свою   личную   позицию   по   отношению   к   проблеме   наркомания.   (Учащиеся выполняют   предложенное   задание).   По   окончании   работы   проводится коллективное обсуждение, в ходе которого каждый ученик высказывает свое мнение и пытается отстоять свою точку зрения. Учитель.  Что   же   на   ваш   взгляд   нужно   делать,   чтобы   защитить   себя   от употребления наркотиков? Ученики: ­ Пропаганда здорового образа жизни ­ Запрет на производство и распространение наркотиков ­ Запрет на пропаганду наркотиков ­ Воспитание безопасного и ответственного поведения ­ Обучение методам самоуправления ­ Воспитание нравственно – этических качеств ­ Пропаганда национальных видов спорта ­ Организация досуга и т. д. По   окончанию   тренинга   укрепить   на   доске   ладошки   в   виде   «ЛЕБЕДЯ»   и «СОЛНЦА».  Игра "Отказ".   (5­7 мин) (Слайд 23). Цель:   дать   возможность   участникам   овладеть   навыками   уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора. Любая подгруппа на выбор может выбрать задание по сложности 1. Придумать один аргумент 2. Как можно больше аргументов 3. Как можно больше аргументов и «проиграть» свою ситуацию. учитель предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. 9  Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.  Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие­то вещи у тебя дома.   Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".   Одноклассник   (сосед,   лидер   двора)   просит   отвезти   какую­то   вещь незнакомому тебе человеку. Учитель. (Слайд 24). Приемы отказа от предлагаемых наркотиков: • Спасибо,   нет.   Не   хочу   иметь   конфликта   с   родителями   (учителями, друзьями);  • Спасибо, нет. Я спешу на тренировку (в бассейн, на секцию);  • Спасибо, нет. У меня большие проблемы со здоровьем;  • «Продинамить» (сказать, что сейчас не хотите, может быть потом);  • «Перевести стрелки» (сказать, что вы сами не принуждаете никого из них что­либо сделать, но почему же они так настойчивы и назойливы);  • «Задавить   интеллектом»   (если   они   убеждены,   что   это   безвредно   – указать на то, где их обманывают или не знают последствий (для этого нужно знать, чем опасен табак, алкоголь, наркотики);  • Избегать компании, если есть подозрение, что в определенное время могут предложить, лучше просто обходить стороной.  Твой отказ должен  быть уверенным и твердым.  Сказав слово «НЕТ», постарайтесь быстро уйти.  (Слайд 25). Ведь бывших наркоманов не бывает. (Слайд   26). расплачиваются дети.  Всегда   за   недолгий   и   сомнительный   «кайф»   родителей  Средняя   продолжительность   жизни   активного   наркомана (Слайд   27). составляет 3 года. Дети, рождённые от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее всей планеты Земля. 10 (Слайд 28). Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремленная и конструктивная жизненная позиция. Прежде всего, ответь себе на следующие вопросы: ­   Хочу   ли   я   стать   уважаемым,   авторитетным   человеком   и   полноценной личностью? ­  Каким путем я могу этого достичь? ­ Какое влияние наркотики могут оказать на формирование моей личности и социального статуса? ­  Что вообще я люблю и ценю в жизни? ­  Что мне даст, в конечном счете, употребление наркотиков?      Ответы на эти вопросы помогут тебе принять правильное решение.  (Слайд 29). Прежде, чем Вы решитесь взять иглу и в первый раз ввести себе «немного волшебства» ­ вспомните эти фотографии. И подумайте, хотите ли Вы этого? (Слайд 30).  В начале урока мы планировали  определить: «Наркотики – это свобода или зависимость, полет или падение?». Хочу услышать ваши мнения. Заключительное слово учителя. Главная задача, которую мы ставили на уроке – показать серьезность связанных   с   наркоманией   проблемами.   Если   все   увиденное   и   сказанное сегодня   поможет   вам   сформировать   правильное   отношение   и   выработать рациональную модель поведения в трудной ситуации, то можно будет считать, что цели урока достигнуты и все поставленные задачи выполнены. Не хочется заканчивать наш сегодняшний урок на совсем уж грустной ноте. Мы должны быть уверены: Активные правильные совместные действия людей остановят распространение наркомании и спасут не одну сотню тысяч людей. Я хочу пожелать Вам всем: (Слайд 31). Желаю счастья Вам всегда,  Не огорчайтесь никогда.  Чтобы, как можно дольше,  11 Вас защищала от беды  Материнская рука! Подведение итогов урока (5 минут) 1. Выделить самых активных на уроке. 2. Выставить оценки в журнал. Домашнее задание По   желанию   подготовить   презентацию   для   выступления   на   классных часах 7­11 классах «Наркотикам – нет!». 12

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)

Открытый урок по ОБЖ "Наркомания: мифы и действительность" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2018