МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
технология
Взрослым
26.01.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления» 1 Изучите предложенный материал: приложение№1, №2, законспектируйте данный материал, обсудите данный материал с преподавателем. 2 Изучите предложенный материал приложение№3, законспектируйте данный материал, обсудите с преподавателем. Преподаватель раздаёт на каждую парту тонометр. 3 Внимательно следите за демонстрацией преподавателя техники измерения артериального давления. 4 Отработайте технику измерения артериального давления (работая парами). При возникновении вопросов обратитесь за помощью к преподавателю. 5 Приготовьте чистый лист бумаги. Дополните правильный ответ в предложенных вопросах (приложение№4). 6 Выполните практическую работу (приложение№5, ,6, 7) Осуществите измерение артериального давления у пациента (сокурсника) на правой и левой руках, в положении: сидя и лежа, в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Методическая разработка измерение АД.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж № 2» (ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2») Коломенский филиал МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления» ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными 34.02.01 Сестринское дело  (базовая подготовка) Составитель: преподаватель Лютенберг Н.С. Коломна 2019 год                                                                            РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК профессиональных модулей Протокол заседания № __________  от «_____» _______________ 20____г. Председатель ЦМК _____________ / ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель занятия: Учебная: 1. Сформировать умения в осуществлении техники измерения АД.  2. Научиться оценивать полученный результат. 3. Сформировать знания о дезинфекции использованного оснащения. 4. Сформировать умение о регистрации показателей АД в температурный лист. В результате изучения темы студент должен: иметь практический опыт: ведения медицинской документации; обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на   дому;  соблюдения   требований   техники   безопасности   и   противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций. уметь:     оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий; собирать информацию о состоянии здоровья пациента; определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья; составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и  самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления  продуктов питания и т.д.; знать:  технологии выполнения медицинских услуг; Должен овладеть общими компетенциями: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК   4.   Осуществлять   поиск   информации,   необходимый   для   выполнения эффективных задач. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. должен владеть профессиональными компетенциями: ПК 4.1.  Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики. ПК   4.4  Консультировать   пациента   и   его   окружение   по   вопросам   ухода   и самоухода. ПК 4.5 Оформлять медицинскую документацию ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. ПК 4.12 Осуществлять сестринский процесс. Методическое оснащение занятия: Материально   –   техническое   оснащение:   тонометры:   механический,   запястный),   полуавтоматический:   плечевой, электронные   (автоматический, фонендоскоп, пинцет, раствор хлорамина, 70% спирт; ватные шарики (салфетка со спиртом);   емкость   с   дез.   раствором,   резиновые   перчатки;   ручка,   бумага, температурный лист (протокол к плану ухода, амбулаторная карта). Раздаточный материал: методическая разработка к практическому занятию для студентов, алгоритмы, тесты по данной теме, температурный лист Место проведения: кабинет доклинической практики. Ход занятия Вводная часть Организационный момент Откройте дневники, запишите тему и цель анятия. Мотивация занятия Измерение   артериального   давления   дают   возможность   получить   важные сведения о работе сердца и состоянии кровообращения. Овладеть навыками можно только при тщательном многократном повторении. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ (КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ) Устно ответьте на вопросы преподавателя: 1. Какое давление называется артериальным? 2. От чего зависит АД? 3. По каким показателям измеряется АД? 4. Что значит диастолическое давление? 5. Что такое систолическое давление? 6. Что такое пульсовое давление? 7. Норма систолического, диастолического, пульсового давления? 8. Что такое гипертензия? 9. Что такое гипотензия? 10. Как называется аппарат для измерения АД? Основная часть 1 Изучите   предложенный   материал:   приложение№1,   №2, законспектируйте данный материал, обсудите данный материал с преподавателем. 2 Изучите   предложенный   материал   приложение№3,   законспектируйте данный материал,  обсудите с преподавателем.  Преподаватель  раздаёт  на  каждую парту тонометр. 3 Внимательно   следите   за   демонстрацией   преподавателя   техники измерения артериального давления. 4 Отработайте   технику   измерения   артериального   давления   (работая парами). При возникновении вопросов обратитесь за помощью к преподавателю. 5 Приготовьте   чистый   лист   бумаги.   Дополните   правильный   ответ   в предложенных вопросах (приложение№4). 6 Выполните практическую работу (приложение№5, ,6, 7) Осуществите измерение артериального давления у пациента (сокурсника) на правой   и   левой   руках,   в   положении:   сидя   и   лежа,   в   состоянии   покоя   и   после физической нагрузки. Заключительная часть. 1. Приготовьте чистый лист бумаги. Ответьте на вопросы тест – контроля (приложение№8). 2. Подводится   итог   занятия.   Выставляется   оценка.   Выяснение   причин, препятствующих   успешному   проведению   занятия.   Дается   оценка   активности   и знаний   студентов   на   каждом   этапе.   Формирование   заинтересованности,   чувства ответственности, удовлетворения проделанной работой. Подайте дневники на подпись преподавателю. Оценки выставляются в журнал. 3. Запишите в дневник домашнее задание: «Исследование пульса.» Преподаватель предлагает при подготовке к занятию обратить внимание на следующие вопросы: 1. На осуществление техники исследования пульса. На оценку полученного результата. 2. На   осуществление   техники   подсчета   ЧДД.   На   определение   типов дыхания (грудной, брюшной, смешанный). На проведение наблюдения за дыханием (частотой, глубиной, ритмом). 3. На определение вида одышки и патологического дыхания. Литература для подготовки: Основная:  Мухина   С.   А.,   Тарновская   И.   И.,   Практическое   руководство   к   предмету "Основы сестринского дела": учеб. пос. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 512 с.: ил. Глава 5. Оценка функционального состояния. Дополнительная: Основы сестринского дела: практикум /Обуховец Т.П. – Изд. 16 – е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 603 с.: ил. – (Среднее медицинское образование). с.324 – 327. Основы   сестринского   дела:   курс   лекций,   сестринские   технологии   / Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова ; под ред. В.В.Морозова. – Изд.4 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 733 с.: ил. – (Медицина).с. 256 – 258. Кровяное давление Приложение №1 Кровяное   давление  –   давление,   которое   кровь   оказывает   на   стенки кровеносных сосудов, или, по – другому говоря, превышение давления жидкости (крови) в кровеносной системе над атмосферным. Обеспечивает возможность продвижения крови по кровеносной системе и тем самым   осуществление   обменных   процессов   в   тканях   организма.   Величина артериального   давления   (АД)   определяется   главным   образом   силой   сердечных сокращений,   количеством   крови,   которое   выбрасывает   сердце   при   каждом сокращении,   сопротивлением,   оказываемым   току   крови   стенками   кровеносных сосудов (в особенности периферических). На величину АД влияют также количество циркулирующей   крови,   ее   вязкость,   колебания   давления   в   брюшной   и   грудной полостях, связанные с дыхательными движениями, и другие факторы. Максимального   уровня   АД  достигает   во   время   сокращения   (систолы) левого  желудочка сердца. При этом из сердца  выталкивается  60 – 70  мл крови. Такое количество крови не может пройти сразу через мелкие кровеносные сосуды (особенно капилляры), поэтому эластичная аорта растягивается, а давление в ней повышается (систолическое давление). В норме оно достигает в крупных артериях 100 – 140 мм рт. ст. Во время паузы между сокращениями желудочков сердца (диастолы) стенки кровеносных сосудов (аорты и крупных артерий), будучи растянутыми, начинают сокращаться и проталкивать кровь в капилляры. Давление крови постепенно падает и   к   концу   диастолы  достигает   минимальной   величины  (70   –   80   мм   рт.   ст.   в крупных артериях). Разницу в величине систолического и диастолического давления, точнее   колебания   в   их   величинах,   мы   воспринимаем   в   виде   пульсовой   волны, которую называют пульсом. Давление крови в кровеносных сосудах уменьшается по мере удаления от сердца. Так, в аорте давление составляет 140/90 мм рт.ст. (первая цифра обозначает систолическое, или верхнее, давление, а вторая – диастолическое, или нижнее). В крупных артериях давление составляет в среднем 120/75 мм рт.ст. В артериолах разница   в   величине   систолического   и   диастолического   давления   практически отсутствует,   а   кровяное   давление   равняется   около   40   мм   рт.ст.   В   капиллярах кровяное давление снижается до 10 – 15 мм рт.ст. При переходе крови в венозное русло   кровяное   давление   снижается   еще   больше,   и   в   наиболее   крупных   венах (верхняя   и   нижняя   полые   вены)   кровяное   давление   может   достигать   от отрицательных величин. В   норме   величина   кровяного   давления   зависит   от   индивидуальных особенностей, образа жизни, рода занятий. Величина его изменяется с возрастом, возрастает   при   физической   нагрузке,   эмоциональном   напряжении   и   т.д.   В вертикальном положении кровяное давление немного повышается вследствие нервно – рефлекторного сокращения мелких кровеносных сосудов. Однако у лиц, систематически занимающихся тяжелым физическим трудом, а также   у   спортсменов   величина   систолического   давления   может   уменьшаться   и составлять 100 – 90, а диастолического – 60 и даже 50 мм рт.ст. Приложение№2 Виды тонометров Механические тонометры По своей сути, механический тонометр является самым простым вариантом. В   комплект   входит   фонендоскоп,   а   также   манжета   с   присоединёнными   к   ней резиновой грушей и циферблатом. Манжета надевается  на плечо  или запястье, с помощью груши человек нагнетает в манжету воздух, который начинает сдавливать сосуды,   благодаря   чему   пульс   улавливается   фонендоскопом.   Измеряющий   сам должен уловить стук и вычислить показания. Механический   тонометр   довольно   точен,   но   только   в   том   случае,   если измерения   проводятся   правильно.   И   именно   необходимостью   соблюдения определённых правил и создания особых условий объясняются недостатки приборов такого вида. Перечислим их:  Требуется полная тишина. Посторонние звуки и шумы могут помешать и исказить результаты измерений.  измерить Всю работу должен выполнять сам измеряющий, так что если вам нужно   давление себе,   то   процесс   может осложниться.   Хотя   со удаётся   привыкнуть   и  В груша настолько тугая, временем приноровиться.   многим некоторых   моделях что   ослабленному   или пожилому человеку нагнетать воздух может быть весьма непросто.  Нагнетать воздух нужно особым образом. Нельзя делать это слишком быстро.  Спускать воздух также следует постепенно и медленно, некоторым это не удаётся.  При   чрезмерном   сдавливании   руки   манжетой   измерения   не   будут точными.  Необходимо,   чтобы   мембрана   фонендоскопа   располагалась   точно   над артерией, в противном случае результаты не будут точными. К  достоинствам  механических тонометров  можно  отнести низкую цену и относительную точность. Автоматические тонометры Автоматический тонометр – это, пожалуй, самый удобный вариант. Участия человека практически не требуется. Вам нужно будет лишь надеть манжету на плечо или   запястье,   включить   прибор   и   дождаться   результатов.   Устройство самостоятельно будет нагнетать воздух в манжету и удалять его оттуда, а также считывать результаты измерений и выводить их на дисплей.  Перечислим достоинства приборов этого вида:   Отсутствие необходимости усилий со стороны измеряющего. Удобство в использовании. С помощью такого прибора легко и просто производить измерения самостоятельно.  Проводить измерения можно практически в любых условиях, ведь шумы и звуки не будут мешать.  Высокая точность измерений. Теперь подробнее о минусах:  Электронные   детали   прибора   могут   выйти   из   строя,   особенно   если качество устройства низкое.  Работают   автоматические   тонометры   от   батареек,   так   что   их   нужно менять.   Но   если   выбрать   модель   с   регулярно будет возможностью проблеме   можно  подключения   к   сети,   то   о   такой будет забыть. Довольно высокая стоимость. Полуавтоматические тонометры Полуавтоматический   тонометр   по принципу   измерения   схож   с   автоматическим,   но   единственное   отличие   –   это необходимость нагнетать и спускать воздух самостоятельно, используя грушу. Всё остальное   сделает   за   вас   прибор.   Измерения   также   проводятся   автоматически   с помощью специальных устройств, а результаты выводятся на дисплей. Стоимость такого   прибора   будет   ниже,  чем   цена   автоматического   тонометра.  Недостатки  и достоинства те же, что и у автоматических моделей. Ртутные тонометры Ртутные тонометры появились одними из первых и используются в некоторых медицинских учреждениях до сих пор. Они дают точные результаты, но неудобны в использовании   и   даже   опасны,   так   как   ртуть   может   пролиться   на   одежду.   Для домашнего использования  такие приборы точно не подходит, да и в продаже  их сегодня встретить почти невозможно. Особенности использования Используются   все   тонометры   примерно   одинаково,   но   в   одних   манжета крепится на запястье, а в других – на плечо. Теперь о каждом варианте немного подробнее. Запястный тонометр удобен в использовании и подходит для активных людей или обладателей широких плеч. Но вот измерения могут быть не такими точными, особенно   при   наличии некоторых заболеваний. Плечевой тонометр менее удобен, чем запястный. Такой вариант не подходит людям с полными или мускулистыми руками. Но зато данный прибор более точен в измерениях. Характеристика приведена в таблице. показателей АД у взрослого человека Систолическое АД Диастолическое АД (мм Оценка показателя (мм рт. ст.) рт. ст.) 120 120 – 130 130 – 139 140 – 159 160 – 179 Более 180 Более 140 80 80 – 85 85 – 89 90 – 99 100 – 109 Более 110 Менее 90 Оптимальное Нормальное Высокое нормальное Гипертония 1 степени Гипертония 2 степени Гипертония 3 степени Изолированная систолическая гипертония Менее 90 Менее 60 Гипотония Измерение   артериального   давления   проводится   при   помощи   специального прибора – сфигмоманометра, или как его еще называют, тонометра. Прибор состоит непосредственно  из  сфигмоманометра, который служит  для  сжимания  плечевой артерии и регистрации уровня давления, и  фонендоскопа, которым выслушивают тоны   пульсации   артерии.   Для   того,   чтобы   измерить   АД,   необходимо   обернуть манжетку   тонометра   вокруг   плеча   больного   (то   есть   выше   локтя   на   пару сантиметров).   Далее   к   области   локтевой   ямки,   немного   кнутри   прикладывается головка фонендоскопа. После этого грушей накачивается воздух в манжетку. Тем самым сживается плечевая артерия. Обычно достаточно довести давление в манжете до 160 – 180 мм рт.ст., но бывает необходимо поднять уровень давления и выше, если   давление   измеряется   у   больного,   страдающего   гипертонией.   Дойдя   до определенного   уровня   АД,   воздух   из   манжетки   начинают   постепенно   спускать   с помощью вентиля. При этом слушают тоны пульсации плечевой артерии. Как только в фонендоскопе появляются биения пульсации артерии, этот уровень АД считается верхним   (систолическое   АД).   Далее   воздух   продолжают   спускать,   и   тоны постепенно ослабевают. Как только пульсация перестала слышаться, этот уровень АД считается нижним (диастолическим). Иногда приходится измерять АД на обеих руках, так как оно может быть разным.  Измерение проводят чаще в сидячем положении (редко стоя или лежа) на плече или бедре (реже на запястье или голени), в спокойной обстановке. Факторы, влияющие на показатели артериального давления На показатель артериального давления влияют различные факторы, поэтому очень важно выработать стандартные условия для измерения давления. Итак,   измерять   артериальное   давление   следует   минимум   за   час   до   еды, физических нагрузок, курения или кофе. Наше артериальное давление регулируется нервной системой и гормональными механизмами. В течение дня давление может значительно   меняться.   Обычно   во   время   сна   оно   более   низкое,   а   во   время бодрствования или стресса – повышается. Эмоциональное  состояние  также  сильно  влияет  на  артериальное   давление. Эмоции   приводят   к   выбросу   в   кровь   гормона   стресса   –   адреналина,   который вырабатывается   надпочечниками.   В   результате   сердце   бьется   сильнее   и   чаще,   и давление в сосудах повышается. Кроме того, на величину давления влияет и другой гормон надпочечников – кортизол. Этот гормон, в отличие от адреналина, является «антистрессорным», но и он также влияет на уровень артериального давления. Могут   ли   показатели   артериального   давления   быть   разными   при измерении на разных руках? Да, может, небольшая разница в несколько мм рт. ст. может иметь место, и это не так важно с клинической точки зрения. Артериальное давление выражают в двух числах: систолическим и диастолическим давлением. Первое из них показывает силу, с которой сердце прогоняет кровь из левого желудочка в сосуды, а второе указывает   на   тонус   сосудов,   который   характерен   для   них   в   диастоле   сердца (моменте, когда сердце не сокращается). Обычно разница между давлением на левой и правой руке может составлять 5 мм рт. ст. и это считается нормой. Однако разница между систолическим давлением на 20 мм рт. ст или диастолического на 10 мм рт. ст. говорит о том, что имеет место сужение артерии, которая идет к левой или правой руке. Для того, чтобы определить разницу давления на левой и правой руке врач может провести измерение АД несколько раз на каждой руке. Кроме того, можно провести   измерение   на   обеих   руках   одновременно.   На   показатель   артериального давления влияют различные факторы, поэтому очень важно выработать стандартные условия для измерения давления. Итак,   измерять   артериальное   давление   следует   минимум   за   час   до   еды, физических нагрузок, курения или кофе. Особенности измерения АД у отдельных категорий людей 1. У деток – используют механические или полуавтоматические тонометры с   размером   манжеты,   соответствующим   возрасту   ребенка   (есть   наборы   детских манжет). 2. У   стариков   –   из   –   за   пониженной   эластичности   сосудистой   стенки, склероза   и   нарушенной   регуляции   кровотока   в   этом   возрасте   часто   отмечаются скачки   АД.   Измерения   рекомендуется   выполнять   не   только   в   положении   сидя. Желательны повторные замеры через 5 или 10 минут с выбором среднего значения. 3. У   беременных   –   контроль   АД   проводят   ежедневно   все   9   месяцев, особенно в группе риска. На больших сроках желательно положение «полулежа». 4. У тучных людей – необходимо использовать манжету размера L (32 – 42 см   по   окружности   плеча)   или   XL   (45   –   60   см).   При   невозможности   провести измерение на плече используют тонометры с манжетами на запястье. Кратность измерений. Повторные измерения проводятся с интервалом не менее 2 – х минут. Во время   первого   визита   пациента   необходимо   измерить   артериальное   давление   на обеих руках. В дальнейшем целесообразно производить эту процедуру только на одной   руке,   всегда   отмечая,   на   какой   именно.   При   выявлении   устойчивой значительной асимметрии (более 10 мм рт. ст. для систолического артериального давления   и   5   мм   рт.   ст.   для   диастолического   артериального   давления),   все последующие   измерения   проводятся   на   руке   с   более   высокими   цифрами.   В противном случае измерения проводятся, как правило, на «нерабочей» руке. Если первые два измерения артериального давления отличаются между собой не более, чем на 5 мм рт. ст., измерения прекращаются и за уровень артериального давления принимают среднее значение этих величин. Если   имеется   отличие   более   5   мм   рт.   ст.,   проводится   третье   измерение, которое   сравнивается   по   приведенным   выше   правилам   со   вторым,   а   затем   (при необходимости)   и   четвертое   измерение.   Если   в   ходе   этого   цикла   выявляется прогрессивное   снижение   артериального   давления, дополнительное время для расслабления пациента.   то   необходимо   дать Если же отмечаются разнонаправленные колебания артериального давления, то   дальнейшие   измерения   прекращаются   и   определяют   среднее   трех   последних измерений   (при   этом   исключают   максимальные   и   минимальные   значения артериального давления). АД можно измерять на бедре у пациентов молодого возраста, при отсутствии верхних конечностей специальной манжетой. Для детей от 1 года от 18 лет манжета тонометра должна соответствовать возрасту (равна ½ окружности плеча). Выпускаются специальные, соответствующие возрасту манжеты, шириной 3,5 – 13 см. Достигаемые результаты и их оценка.  Оценка результатов производится путем   сопоставления   полученных   данных   с   установленными   нормами   (для относительно здорового человека). Нормотензия День < 135/85 Ночь <120/70 Гипертензия > = 140/90 > = 125/75 При промежуточных значениях артериального давления правомочно говорить о предположительно повышенном артериальном давлении. ВНИМАНИЕ!  Не следует измерять АД на руке со стороны произведенной мастэктомии, на парализованной руке и слабой руке после инсульта, на руке, где стоит игла для в/венного вливания.                                                                                                                Приложение №3 Измерение артериального давления Оснащение:  тонометр,   фонендоскоп,   ручка,   бумага,   температурный   лист (протокол к плану ухода, амбулаторная карта), салфетка со спиртом. I. Подготовка к процедуре 1.  Предупредить   пациента  о  предстоящем   исследовании  за  15 мин  до  его начала. 2. Уточнить у пациента понимания цели и хода исследования и получить его согласие на проведение. 3. Выбрать правильный размер манжеты. 4.   Попросить   пациента   лечь   (если   предыдущие   измерения   проводились   в положении «лёжа») или сеть к столу. II. Выполнение процедуры 5. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки). Помочь сдвинуть или снять одежду с руки. 6.   Наложить   манжету   на   обнажённое   плечо   пациента   на   2   –   3   см   выше локтевого   сгиба  (одежда не должна сдавливать  плечо   выше манжеты); закрепить манжету   так,   чтобы   проходил   только   один   палец.   Центр   манжеты   находится   на плечевой   артерии.   (Желательно,   чтобы   пациент   спокойно   посидел   с   наложенной манжетой в течение 5 минут). 7.   Соединить   манометр   с   манжетой   и   проверить   положение   стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. 8.   Найти   место   пульсации   плечевой   артерии   в   области   локтевой   ямки   и плотно поставить на это место мембрану фонендоскопа. 9. Другой рукой закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, этой же рукой   быстро   нагнетать   в   манжету   воздух   до   тех   пор,   пока   давление   в   ней   не превысит 30 мм рт.ст – уровень, при котором исчезают тоны Короткова. 10.   Выпускать   воздух   из   манжеты   со   скоростью   2   –   3   мм   рт.   ст.   в   1   с, повернув   вентиль   влево.   Одновременно   фонендоскопом   выслушивать   тоны   на плечевой   артерии   и   следить   за   показателями   шкалы   манометра:   при   появлении первых   звуков   (тоны   Короткова)   «отметить»   на   шкале   и   запомнить   цифру, соответствующую систолическому давлению. 11.   Продолжая   впускать   воздух   из   манжеты,   отметить   величину   соответствующую   ослаблению   или   полному диастолического   давления, исчезновению тонов Короткова. 12. Сообщить пациенту результат измерения. 13. Повторить процедуру через 2 – 3 минуты. III. Завершение процедуры 14.   Данные   измерения   округлить   до   0   или   5,   записать   в   виде   дроби   (в числители – систолическое давление; в знаменатели – диастолическое). 15. Протереть мембрану фонендоскопа салфеткой. Смоченной спиртом. 16. Записать данные исследования в необходимую документацию. 17. Вымыть руки. АД фиксируется в виде цифровой дроби в истории болезни (в амбулаторной карте).   В   температурном   листе   –   графически   в   виде   столбика:   верхняя   граница обозначает систолическое АД, а нижняя – диастолическое АД.                                                                                                               Приложение №4 «Давление крови». Кровяное   давление   —   давление,   которое   ……….   оказывает   на ………..кровеносных   сосудов,   или,   по   –   другому   говоря,   превышение   давления ………… в кровеносной системе над атмосферным. Наиболее   часто   под   этим   понятием   подразумевают   ……………… давление. Артериальное давление измеряется ……………цифрами. Систолическое, или …………….., давление соответствует выбросу крови в ………..;   диастолическое,   или   ……………..,   давление   соответствует   ……….. аортального клапана и расслаблению ………….. Эластичность   крупных   ………   позволяет   им   пассивно   расширяться,   а сокращение   мышечного   слоя   –   поддерживать   поток   ………..   крови   во   время диастолы. Потеря эластичности с возрастом сопровождается …………давления. Кровяное   давление   измеряется   при   помощи   …………,   в   миллиметрах   … [……]   (указать   единицы   измерения).   У   взрослого   здорового   человека   в расслабленном   состоянии,   в   положении   сидя   или   лежа   систолическое   давление составляет примерно ……. …[……] (указать единицы измерения), а диастолическое – …….…[……] (указать единицы измерения). С   возрастом   эти   цифры   …………...   В   вертикальном   положении   кровяное давление   немного   повышается   вследствие   нервно   –   рефлекторного   сокращения мелких кровеносных сосудов Практическая работа по теме: «Измерение АД на правой и левой руках». Цель работы: 1. Научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра. 2. Выяснить, как изменяются показатели АД на правой и левой руке человека. Ход работы. Краткая теория. Метод   измерения   АД   основан   на   регистрации   тонометром  пульсаций давления   воздуха,   возникающих   в   манжете   при   прохождении   крови   через сдавленный участок артерии. Последовательность действий. 1. Перенесите в тетради таблицу. Результаты измерения артериального давления  (пример 120/80): Максимальное давление Минимальное давление (Систолическое) (Диастолическое) Правая рука Левая рука 2. Измерьте АД в сидячем состоянии на правой руке. Зафиксируйте  показания в таблицу. 3. Измерьте АД в сидячем состоянии на правой руке. Зафиксируйте  показания в таблицу. 4. Сравните полученные вами данные со средними показателями  артериального давления: Максимальное артериальное давление в состоянии покоя – 110 – 130 мм  рт. ст.; Минимальное артериальное давление в состоянии покоя – 60 – 80 мм рт.  ст. 5. Сравните показания АД на правой и левой руке. 6. Сделайте вывод о соответствии АД испытуемого средним показателям  или об отклонении от них. Приложение№6 Практическая работа по теме: «Измерение АД в лежачем и сидячем положении человека». Цель работы: 1. Научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра. 2. Выяснить, как изменяются показатели АД в лежачем и сидячем положении  человека. Ход работы. Краткая теория. Метод измерения АД основан на регистрации тонометром пульсаций  давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через  сдавленный участок артерии. Последовательность действий. 1. Перенесите в тетради таблицу. Результаты измерения артериального давления  (пример 120/80): Положение Максимальное давление Минимальное давление (Систолическое) (Диастолическое) Сидя Лежа 2. Измерьте АД в сидячем состоянии. Зафиксируйте показания в таблицу. 3. Попросите испытуемого принять горизонтальное положение и измерьте  АД. Зафиксируйте показания. 4. Сравните полученные вами данные со средними показателями  артериального давления: Максимальное артериальное давление в состоянии покоя – 110 – 130 мм  рт. ст.; Минимальное артериальное давление в состоянии покоя – 60 – 80 мм рт.  ст. 5. Сделайте вывод о соответствии АД испытуемого средним показателям  или об отклонении от них. 6. Сравните показатели систолического и диастолического давления  «сидя» и «лежа». Сделайте соответствующие выводы. Приложение№7 Практическая работа по теме: «Определение кровеносного давления в состоянии покоя и после физической Цель работы: нагрузки». 1. Научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра. 2. Выяснить, как изменяются показатели АД при физической нагрузке. Оборудование: приборы для измерения артериального давления. Ход работы. Краткая теория. Метод измерения АД основан на регистрации тонометром пульсаций  давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через  сдавленный участок артерии. Последовательность действий. 1. Перенесите в тетради таблицу. Результаты измерения артериального давления  (пример 120/80): Состояние Максимальное давление Минимальное давление (Систолическое) (Диастолическое) Состояние покоя После физической нагрузки 2. Измерьте АД в состоянии покоя. Зафиксируйте показания в таблицу. 3. Попросите испытуемого сделать 10 – 15 приседаний и измерьте АД.  Зафиксируйте показания. 4. Сравните полученные вами данные со средними показателями  артериального давления: Максимальное артериальное давление в состоянии покоя – 110 – 130 мм  рт. ст.; Минимальное артериальное давление в состоянии покоя – 60 – 80 мм рт.  ст. 5. Сделайте вывод о соответствии АД испытуемого средним показателям  или об отклонении от них. 6. Сравните показатели систолического и диастолического давления «в  покое» и «после нагрузки». Сделайте соответствующие выводы. Приложению №8 Тест – контроль 1 вариант Выберите один правильный ответ 1. АД зависит: а. только от частоты сердечных сокращений б. только от силы сокращения сердца в. только от тонуса артериальной стенки г. как от систолического объёма сердца, так и от тонуса артериальной стенки сосуда 2. Максимальное АД: а. диастолическое б. систолическое в. аритмическое г. пульсовое 3. Нормальные цифры диастоличсекого АД: а. 160 – 180 б. 70 – 90  в. 150 – 160  г. 100 – 140  4. Повышение АД называется: а. гипотония б. брадикардия в. гипертония г. тахикардия 5. Разницу между количеством сердечных сокращений и пульсовых волн называют: а. дефицит пульса б. пульсовым давлением в. минимальным давлением г. максимальным давлением 6. Минимальное АД: а. пульсовое б. аритмичное в. диастолическое г. систолическое 7. Нормальные цифры систолического давления: а. 160 – 180 б. 90 – 110 в. 150 – 160  г. 110 – 130  8. Понижение АД называют: а. гипотония б. гипертония в. брадикардия  г. тахикардия 9.Сколько раз нужно измерять АД: а. на одной руке 1 раз б. на одной руке 1 раз в. на двух руках по 1 разу г. на двух руках по 2 раза 10. У 30 – летнего мужчины АД в норме составляет: а. 90/60 мм. рт. ст. б. 120/80 мм. рт. ст. в. 140/100 мм. рт.ст. Приложению №8 Тест – контроль 2 вариант Выберите один правильный ответ 1. Выберите нормальные цифры диастолического давления: а. 140 – 150  б. 100 – 140 в. 70 – 90 г. 150 – 180 2. Разность между систолическим и диастолическим АД называется: а. максимальным АД б. минимальным АД в. пульсовым давлением г. дефицит пульса 3. Максимальным АД называют: а. систолическое давление б. диастолическое давление в. артериальное давление г. пульсовое давление 4. Выберите нормальные цифры систолического давления А. 140 – 150 Б. 110 – 130 В. 80 – 100 Г. 150 – 180 5. У 30 – летнего мужчины АД в норме составляет: а. 90/60 мм. рт. ст. б. 120/80 мм. рт. ст. в. 140/100 мм. рт.ст. г. 160/90 мм. рт. ст. 6. Понижение АД называют: а. гипотония б. гипертония в. брадикардия  г. тахикардия 7. Минимальным АД называют: а. систолическое давление б. диастолическос давление в. артериальное давление г. пульсовое давление 8.Сколько раз нужно измерять АД: а. на одной руке 1 раз б. на одной руке 1 раз в. на двух руках по 1 разу г. на двух руках по 2 раза 9. АД зависит: а. только от частоты сердечных сокращений б. только от силы сокращения сердца в. только от тонуса артериальной стенки г. как от систолического объёма сердца, так и от тонуса артериальной стенки сосуда 10. Повышение АД называется: а. гипотония б. брадикардия в. гипертония г. тахикардия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «Измерение артериального давления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2019