МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
технология
Взрослым
26.01.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ» ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) Цель занятия: обучение технике размещения и перемещения пациента в кровати двумя и более лицами. После изучения материала обучающийся должен УМЕТЬ:  использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного;  использовать различные виды и способы захватов для удержания пациента;  перемещать пациента с кровати на стул и обратно, с кровати на кресло каталку, с кровати на каталку и обратно;
Вариант методички к практике (1).doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной медицинский колледж № 2» (ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2») Коломенский филиал РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК профессиональных модулей Протокол заседания № __________  от «_____» _______________ 20____г. Председатель ЦМК _____________ /В.В. Пынтя/ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ» ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными 34.02.01 Сестринское дело  (базовая подготовка) Составитель: преподаватель Лютенберг Н.С. Коломна 2019 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель занятия: обучение технике размещения и перемещения пациента в кровати двумя и более лицами. После изучения материала обучающийся должен УМЕТЬ:  использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода  и обеспечения безопасного перемещения больного;  использовать  различные виды и способы захватов для удержания  пациента;    перемещать пациента с кровати на стул  и обратно, с кровати на  кресло каталку, с кровати на каталку и обратно;  проводить обучение пациентов, их родственников перемещению  пациентов в постели. После изучения материала обучающийся должен ЗНАТЬ:  основы эргономики;  основные правила биомеханики;  основные принципы эргономичного перемещения тяжести. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕМЫ Проблема   здоровья   медицинских   работников   на   сегодняшний   день, приобретает все большую биологическую и социальную значимость. Огромную долю в структуре заболеваемости медицинских работников составляет травматизм при осуществлении профессиональных обязанностей. Медицинским   сестрам   приходится   перемещать   пациентов,   передвигать тяжелое оборудование, переносить тяжести, длительное время находиться в вынужденной позе. 2 Сегодня проблема перегрузки и травматизма медицинских работников решается   с   помощью   здоровье   сберегающей   технологии   –   медицинской эргономики. Чтобы   уменьшить   отрицательное   влияние   на   пациента   ограниченного режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил. Познакомимся   с   теми   из   них,   которые   помогут   предотвратить повреждения органов в тканей при осуществлении различных перемещений тяжелобольного пациента. Многие из них основаны на законах биомеханики Биомеханика  ­ это наука о законах механического движения живых систем.   Она   рассматривает   движение   тела   как   перемещение   в   системе взаимосвязанных двигательных сегментов. То есть движение рассматривается не только как перемещение всего тела в пространстве, но и как движение его отдельных частей относительно друг друга. С   точки   зрения   биомеханики   опорно­двигательный   аппарат   ­   это управляемые биокинематические цепи (звенья и их соединения). Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равновесие тела ­ определенное отношение центра тяжести тела к площади опоры.  Площадь опоры человека в положении «стоя» ограничена ступнями его ног.   Центр   тяжести   в   таком   положении   находится   примерно   на"   уровне второго крестцового позвонка. Если центр тяжести твердого тела ­ фиксированная точка, то у человека центр тяжести смещается при изменениях позы, и может в некоторых случаях выйти за пределы площади опоры. Это грозит падением.  Каждое   тело   имеет   центр   тяжести.   Человеческое   тело   ­   тело неправильное,   поэтому   оно   имеет   два   центра   тяжести:   физический   и гравитационный. 2 ФИЗИЧЕСКИЙ  ЦЕНТР (ось тела) ­ это перпендикуляр, опущенный из макушки на площадь опоры. Физический центр не смещается при движении туловища.  ГРАВИТАЦИОННЫЙ   ЦЕНТР   ­   располагается   в   области   тазового кольца.   Он   подвижный,   смещается   при   движении   туловища.   При   ходьбе совершает   маятникообразные   движения.   Эргономично   двигаться   мы   будем тогда, когда эти два центра совпадают или максимально приближены друг к другу.   Когда   человек   сидит   на   стуле,   гравитационный   центр   выходит   за приделы   тазового   кольца   и   удаляется   от   оси   тела.   При   наклоне   тела   эти центры приближаются и из такой позы пациента поднять легче. Правила биомеханики 1. Устойчивое   равновесие   тела   возможно   только   тогда,  когда  центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры. 2. Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. Стоя площадь опоры  может легко быть расширена разведением  стоп  в удобном   положении:   расстояние   между   стопами   около   30   см,   одна стопа немного выдвинута вперед.   Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе/е 3. плошали опоры.   Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, приседанием. (Не наклоняйтесь вперед! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который вам предстоит поднять).  Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет 4. правильная     осанка,     т.     е.     наиболее     физиологичные     изгибы позвоночника, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей: 2  Плечи и бедра в одной плоскости,  Спина прямая,  Суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины 5. Поворот   всего   тела,   а   не   только   плечевого   пояса,   предотвратит опасность   нефизиологического   смещения   позвоночника.   Особенно   в случаях, когда это движение сопровождается приемом тяжестей.  Избегайте резких движений! 6. Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем заменить перекатыванием, поворотом там, где это возможно. Кроме   выполнения   перечисленных   правил   биомеханики,   необходимо также   избегать   натуживаний   на   высоте   вдоха.   В   этот   момент   у   человека возможны  тяжелые   нарушения  в  ССС:   расстройство  ритма  работы  сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (Эффект Вальсавы). При этом появляется шум в ушах, головокружение, слабость,   возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс) Избежать   образования   пролежней   и   некоторых   других   проблем (контрактур суставов, гипотрофии мышц и т.д.)  у обездвиженного пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела. ЗАПОМНИТЕ! Любые   действия   медсестры   в   отношении   пациента   должны исключать   возможный   вред   его   здоровью   и   быть   направлены   на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия! 2 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ (КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Какие   функции   выполняет   фиброзное   кольцо   в   позвоночно­ двигательном сегменте? Назовите особенности центров тяжести тела человека.  Перечислите 6 главных параметров, которые учитывает эргономика при перемещении грузов и пациента. Какие физические нагрузки наиболее травмоопасны? Назовите основные правила безопасности пациента при перемещении. Какие факторы влияют на работоспособность человека? Перечислите факторы риска, вызывающие боль в спине и травму  позвоночника у медицинского работника. Какие виды захватов можно использовать для усаживания пациента в  постели? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела. Курс лекций. Сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 733с. 2. Алгоритмы безопасного перемещения пациента: Учебно­методическое  пособие.  – Раменское,  ГОУ СПО «Московский областной медицинский  колледж № 2, 2011 2 ЗАДАНИЕ № 1 Используя   «Алгоритмы   безопасного   перемещения   пациентов» продемонстрируйте виды захватов: одиночный и двойной запястный, захват пальцами, захват ладонь в ладонь (2 вида), двойной заплечный ЗАДАНИЕ № 2 Используя   «Алгоритмы   безопасного   перемещения   пациентов» продемонстрируйте   захват   и   поддержку   пациента   при   подъеме   со   стула   и кровати ЗАДАНИЕ № 3 Используя   «Алгоритмы   безопасного   перемещения   пациентов» продемонстрируйте технику  поддержки пациента при падении способом «без усаживания на колено», «с усаживанием на колено». ЗАДАНИЕ № 4 Используя   «Алгоритмы   безопасного   перемещения   пациентов»,   обучите пациента вставанию после падения ЗАДАНИЕ № 5 1. Какое эргономическое   оборудование могут использовать медсестры для облегчения перемещения пациента с кровати на кресло­каталку? 2. Дайте   рекомендации   пациенту   по     перемещению   с   кровати «самостоятельно» на  кресло­каталку   с использованием   эргономического оборудования и без него 2 ЗАДАНИЕ № 6 Оцените свою физическую активность и сделайте выводы. Виды нагрузок баллы регулярно нерегулярно не выполняю 1. Утренняя гимнастика 2. Подъем по лестницам без  лифта  в течение дня 3. Движение в пути на работу  пешком, с работы 4. Производственная  гимнастика 5. Физкультурные занятия в  свободное время (секции,  группы) 6. Физкультурные занятия в  выходные дни 7. Закаливающие мероприятия (обтирания, обливания,  холодный душ) 8. Участие в спортивных и  физкультурных  оздоровительных  мероприятиях (соревнования,  туризм) 9. Выполнение физической  работы по дому Штрафные баллы Курение Употребление алкоголя Нарушение ритма дня Несоблюдение режима питания + 10 + 5 + 5 + 10 + 30 + 15 + 5 + 20 + 5 ­ 10 ­ 10 ­ 5 ­ 5 + 7 + 3 + 3 + 5 + 10 + 7 + 3 10 + 3 ­ 5 ­ 5 ­ 3 ­ 3  70 и более баллов – «отлично»  50 баллов – «хорошо»  30 баллов – «удовлетворительно»  менее 30 баллов – «неудовлетворительно» 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 Научно­обоснованная двигательная активность современного человека – 7­10 минут в день. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Для самостоятельного плавного перемещения пациента из положения «лежа» в положение «сидя» в постели используют   1.  эргономическую  лестницу  2. скользящую двустороннюю простыню МАКСИ­СЛАЙД  3.  матрац – слайдер  4.  флекси – диск  5. скользящую доску  6.  упоры для рук 2. Основную физическую нагрузку при поднятии и перемещении тяжести должны нести мышцы 1. спины 2. рук 3. бедер 4. брюшного пресса 3.  Положение Симса 1. полулежа на спине 2. лежа на животе 3.  промежуточное между положением лежа на животе и на боку 4.  промежуточное между положением лежа и сидя 4. Сохранение равновесия тела при перемещении тяжести зависит от 1. осанки 2. центра тяжести тела человека и точки опоры 3. точки опоры, веса медицинской сестры и ее осанки 4. только от физической силы 5. Ротацией конечности называется ее 2 1. вращение 2. сгибание 3. разгибание 6. Первое действие сестры при перемещении пациента           1. позвать на помощь других членов медицинской бригады            2. применить эргономическое оборудование           3. оценить окружающую обстановку и свои возможности           4. пригласить  к сотрудничеству пациента 7. Положение Фаулера 1. на животе 2. на спине 3. промежуточное между положением на животе и на боку 4. промежуточное между положением лежа и сидя 8. Поворот тела нужно начинать с 1. поясницы 2. стоп 3. плечевого пояса 4. груди 9. Перед поднятием тяжестей стопы необходимо расположить на  расстоянии 1.  10 см. друг от друга, выдвинув одну стопу вперёд 2.  вплотную друг к другу, распределив вес тела на обе ноги 3.  30 см. друг от друга, выдвинув одну стопу вперёд 10. К вспомогательным средствам перемещения пациента с кровати на каталку относится 1. скользящие доски 2. матрац­Слайдер 3. эргономическая пластина 4. упоры для рук 2 АЛГОРИТМЫ БЕЗОПАСНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ Перемещение пациента на бок Цель: комфортное положение в постели, профилактика пролежней. Показания:  вынужденное   или   пассивное   положение,   риск   развития пролежней, смена положения. Д емонстрация выполнения  манипуляции   Этапы 1. Подготовка 1. Собрать информацию о пациенте. 2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. 3. Представиться пациенту (уважительно и доброжелательно). 4. Выдать информацию пациенту по перемещению. Получить согласие пациента. 5. Приготовить дополнительное оснащение: подушки, валики, упор для ног. 2.Выполнение 6. Поставить  кровать на тормоза. 7. Придать поверхности  кровати горизонтальный  уровень, по высоте  соответствующий (поднять, опустить) физическим данным медсестры.  8. Снять одеяло, убрать подушку из­под головы пациента. 9. Опустить боковые поручни с той стороны, где находится сестра. 10. Передвинуть пациента на край постели противоположному стороне поворота.         11. Скрестить руки пациенту на груди. 12. Согнуть левую ногу пациента в коленном суставе, а стопу данной ноги поместить  под правую конечность, желательно в подколенную ямку.         13. Поднять поручни и перейти на другую сторону кровати. 14. Встать с той  стороны кровати, куда  переворачиваем пациента. 15. Опустить поручни, встать как можно ближе к кровати и положить на постель  протектор. 16. Согнуть ногу в коленном суставе и поместить голень на протектор. Второй ногой  2 продолжать опираться в пол. 17. Сместить центр тяжести на ногу, находящуюся на протекторе. 18. Наклониться к пациенту и положить левую руку на плечо пациента, правую руку на  бедро.  19. Перевернуть пациента на бок, перенося свой вес на ногу, стоящую на полу. 20. Подложить подушку под голову и шею пациента. 21. Выдвинуть вперед «нижнее плечо» пациента, исключить воздействия всей массы  тела пациента на плечевой сустав.  22. Придать рукам полусогнутое положение, нижняя рука на уровне лица, верхняя рука  лежит на подушке на уровне плеча. 23. Подложить под спину пациента сложенную подушку для удержания пациента в  положении на боку. 24. Поместить верхнюю ногу немного впереди нижней, исключив давление на костные  выступы. 25. Подложить под полусогнутую верхнюю ногу пациента подушку от паховой области  до стопы.         26. Поместить упор для ног (мешок с песком) у подошвы «нижней» ноги. 27. Поднять поручни  с правой стороны постели. 3.Окончание 28. Накрыть пациента одеялом. 29. Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно.      2 Перемещение пациента на живот Цель: комфортное положение в постели, профилактика пролежней. Показания:  вынужденное   или   пассивное   положение,   риск   развития пролежней, смена положения. Д емонстрация выполнения  манипуляции   Этапы 1. Подготовка 1. Собрать информацию о пациенте. 2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. 3. Представиться пациенту (уважительно и доброжелательно). 4. Выдать информацию пациенту по перемещению. Получить согласие пациента. 5. Приготовить дополнительное оснащение: свернутое одеяло или полотенце,  небольшую подушку, валики. 2.Выполнение 6. Поставить  кровать на тормоза. 7. Придать поверхности  кровати горизонтальный  уровень, по высоте  соответствующий (поднять, опустить) физическим данным медсестры.  8. Снять одеяло, убрать подушку из­под головы пациента. 9. Опустить боковые поручни с той стороны, где находится сестра. 10. Передвинуть пациента на край постели противоположному стороне поворота.        11. Подложить маленькую подушечку или свернутое одеяло с боку под нижнюю часть  грудной клетки, поясницу пациента.         12. Разогнуть руку пациента в локтевом суставе, прижать ее к туловищу по всей длине,  подложив кисть под бедро или поднять ее вверх и вытянуть ее вдоль головы. 13. Положить левую ногу пациента на правую ногу, как бы крест на крест.         14. Поднять поручни и перейти на другую сторону кровати. 15. Встать с той  стороны кровати, куда  переворачиваем пациента. 2 16. Опустить поручни, встать как можно ближе к кровати и положить на постель  протектор. 17. Согнуть ногу в коленном суставе и поместить голень  на протектор. Второй ногой  продолжать опираться в пол. 18. Сместить центр тяжести на ногу, находящейся на протекторе. 19. Наклониться к пациенту и положить левую руку на дальнее плечо пациента, правую  руку на бедро.          20. Перевернуть пациента на живот, перенося свой вес на ногу, стоящую на полу.      Голова пациента должна быть повернута на бок. 21. Подложить подушку под голову и шею пациента. 22. Согнуть руку,  к которой обращена голова пациента, в локтевом суставе под углом  900 , подложить подушку,  другую руку – вытянуть вдоль туловища.         23. Подложить подушку под голени, проследить, чтобы пальцы не касались кровати.         24. Поправить при необходимости подушечку находящуюся после поворота пациента  под эпигастральной областью. 25. Поместить небольшие  валики рядом со стопами с наружной стороны. 26. Поднять поручни  с правой стороны постели. 3.Окончание 27. Расправить простыню и подкладную пеленку. 28. Закрыть пациента одеялом. 2 29. Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно.      2 Размещение пациента в положении Симса  (промежуточное между положением на животе и на боку) Цель: комфортное положение в постели, профилактика пролежней. Показания:  вынужденное   пассивное положение, риск развития пролежней, смена положения. Д емонстрация выполнения  манипуляции   Этапы 1. Подготовка 1 . Собрать информацию о пациенте. 2 . Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. 3 . Представиться пациенту (уважительно и доброжелательно). 4 . Выдать информацию пациенту по перемещению. Получить согласие пациента. 5 . Приготовить дополнительное оснащение: подушки, валики, упор для ног. 6 . Поставить  кровать на тормоза. 7 . Придать поверхности  кровати горизонтальный  уровень, по высоте  2.Выполнение соответствующий (поднять, опустить) физическим данным медсестры.  8 . Снять одеяло, убрать подушку из­под головы пациента. 9 . Опустить боковые поручни с той стороны, где находится сестра. 1 0 . 1 1 . Передвинуть пациента на край постели противоположному стороне поворота. Разогнуть руку пациента в локтевом суставе, прижать ее к туловищу по всей  длине, подложив кисть под бедро.         1 2 . 1 3 .         1 4 . 1 5 . 1 6 . Согнуть левую ногу пациента в коленном суставе, а стопу данной ноги  поместить под правую конечность, желательно в подколенную ямку. Поднять поручни и перейти на другую сторону кровати. Встать с той  стороны кровати, куда  переворачиваем пациента. Опустить поручни, встать как можно ближе к кровати и положить на постель  протектор. Согнуть ногу в коленном суставе и поместить колено на протектор. Второй  ногой продолжать опираться в пол. 2 1 7 . 1 8 .         1 9 .         2 0 . Сместить центр тяжести на ногу, находящуюся на протекторе. Наклониться к пациенту и положить левую руку на плечо пациента, правую  руку на бедро.  Перевернуть пациента на себя и придать верхней части туловища положение  как на животе, нижней части туловища как на боку. Подложить подушку под голову и шею пациента. 30. Согнуть руку,  к которой обращена голова пациента, в локтевом суставе под углом  900 , подложить подушку,  другую руку – вытянуть вдоль туловища.  2 1 . 2 2 . 2 3 . 2 4 . 2 5 . 2 6 . 2 7 . Поместить верхнюю ногу немного впереди нижней, исключив давление на  костные выступы. Подложить под полусогнутую верхнюю ногу пациента подушку от паховой  области до стопы. Поместить упор для ног (мешок с песком) у подошвы «нижней» ноги. Поднять поручни  с правой стороны постели. 3.Окончание Расправить простыню и подкладную пеленку. Закрыть пациента одеялом. Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно.      2 Размещение пациента в положении Фаулера  Цель: комфортное положение в постели, профилактика пролежней. Показания:  вынужденное     положение   пациента   (в   т.ч.   при   гемиплегии, тетраплегии),   риск   развития   пролежней,   смена   положения,   гигиенические процедуры   в   постели,   необходимость   физиологических   отправлений   в постели. Д емонстрация выполнения  манипуляции   Этапы 1. Подготовка 1. Собрать информацию о пациенте. 2. Оценить состояние пациента и окружающую обстановку. 3. Представиться пациенту (уважительно и доброжелательно). 4. Объяснить ход предстоящей процедуры. Получить согласие пациента. 5. Приготовить дополнительное оснащение: подушки, полотенце, валики из одеял,  простыней, упор для ног. 2.Выполнение 6. Поставить  кровать на тормоза. 7. Убедиться, что пациент лежит на середине кровати. 8. Опустить боковые поручни с той стороны, где находится сестра. 9. Поднять изголовье кровати под углом 45­60О (90О – высокое Фаулерово положение,  30О – низкое Фаулерово  положение) или подложить три подушки. 10. Подложить под голову небольшую подушку 11. Подложить под поясницу свернутое в несколько слоев полотенце или небольшую  подушечку.         12. Придать пациенту правильное положение, руки расположить вдоль туловища  ладонями вниз. 13. Подложить под предплечья небольшие подушечки, вложите в кисти (при  необходимости)  свернутые  валиком полотенца. 2 14. Подложить небольшие подушечки под коленные суставы, нижнюю треть голени,  пятки. 15. Обеспечить упор для поддержания стоп под углом 90о. 3.Окончание 16. Расправить простыню и подкладную пеленку. 17. Закрыть пациента одеялом. 18. Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно.      Перемещение пациента к изголовью кровати при помощи «Австралийского  захвата» Цель: перемещение пациента к изголовью кровати Показания:  пациент   сместился   к   ножному   концу   кровати,   двигательная активность затруднена. Этапы Д емонстрация выполнения  манипуляции   1. Подготовка 1. Собрать информацию о пациенте. Представиться пациенту (уважительно и  доброжелательно). 2. Оценить окружающую обстановку. Определить адекватный  способ перемещения,  возможности пациента самостоятельного перемещения. 3. Выдать информацию пациенту по перемещению. Предупредить о согласованности  действий, об эффекте Вальсальвы. 4. Получить согласие пациента. 2.Выполнение 1. Поставить  кровать на тормоза. 2. Придать кровати уровень (поднять, опустить) соответствующий физическим данным медсестры.  3. Снять одеяло, убрать подушку. 4. Усадить пациента в постели. 5. Встать с левой и правой стороны   от пациента лицом по направлению перемещения  пациента. 6. Поместить согнутую в коленном суставе ногу (контактирующую с постелью) на  кровать. 7. Придать устойчивое положение на полу второй ноге. 8. Присесть и предложить пациенту свою спину как опору при перемещении. 9. Попросить пациента приподнять и развести руки в сторону, опереться ими о плечо и спину помогающим сестрам. 2 10. Рекомендовать пациенту согнуть ноги в коленных суставах, опереться стопами о  кровать  для отталкивания при перемещении.       11. Захватить бедра пациента с внутренней стороны в области подъягодичной складки. 12. Ухватиться второй рукой за  жесткое основание кровати на расстоянии вытянутой  руки (или опереться о поверхность кровати).             13. Переместить пациента на счет «три» к изголовью кровати, при этом слегка   приподнять пациента и сделать движение вперед с грузом на плечах. 14. Стремиться с помощью вытянутой вперед и зафиксированной   рукой  притягивать  себя с пациентом к новой точке опоры.         15. Попросить пациента на счет «три»  оттолкнуться стопами от кровати и выпрямить  ноги (выполнять напряжение на выдохе).  2 16. Освободить пациента от хвата.        17. Придать устойчивое положение в постели.  3.Окончание 18. Подложить подушку под голову, закрыть пациента одеялом. 19. Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно.      Перемещение пациента из кресла­каталки на кровать двумя медработниками с захватом через руку  Цель: переместить пациента с одной поверхности на другую. Показания:  У пациента слабость плечевого пояса, отсутствие двигательной активности в верхней конечности. Этапы. Демонстрация выполнения манипуляции 1.  Подготовка 1. Собрать информацию о пациенте. Представиться пациенту (уважительно и  доброжелательно). 2. Оценить окружающую обстановку. Определить адекватный  способ перемещения.  3. Выдать информацию пациенту по перемещению. 4. Получить согласие пациента. 5. Поместить кресло­каталку параллельно кровати в непосредственной от нее   2. Выполнение приема  близости. 6. Убрать поручни с кресла­каталки  пациента. 2 7. Сложить руки пациента на груди, попросить его выполнить захват предплечий по  типу  «одинарного  запястного захвата» (более сильная рука обхватывает слабую). 8. Занять исходное положение первому помогающему, встать за коляской  сзади.       9. Согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах, завести ногу над кроватью,  опереться коленом о кровать (увеличиваем площадь опоры, снимаем часть нагрузки  со спины).        10. Провести руки под подмышечными впадинами пациента  со стороны спины и  зафиксировать сомкнутые на груди руки пациента (кисти сверху вниз).  11. Принять устойчивое положение.       12. Занять исходное положение второму помогающему,  встать рядом с  коляской как  можно ближе к сидению. 13. Расставить широко ноги. 14. Слегка присесть около  пациентом, согнув  ноги в тазобедренных и коленных   суставах. 15. Подвести руки и обхватить бедра пациента одной рукой по возможность ближе к  туловищу, второй рукой обхватить голени  пациента приемом «хват домкратом» ­   снизу вверх. 2 16. Попросить пациента по команде «плечи напрягаем и вверх» напрячь и  стабилизировать свой плечевой пояс.            17. Выполнить по команде поднимание пациента путем разгибания ног обоих  помощников в тазобедренных и коленных суставах.  18. Осуществить по команде «в сторону» перемещение пациента в сторону кровати. 19. Посадить  пациента на кровать плавно, без рывков.  20. Удостовериться, что пациент нашел свою точку опоры. 1. Освободить пациента от захвата, подстраховать в положение  сидя. 3. Окончание             21. Помочь пациенту занять удобное положение в постели. 22. Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно. 23. Вымыть и высушить руки. 2 Перемещение пациента к краю кровати методом контрбаланса (противовеса) Цель:  перемещение   пациента   к   краю   кровати   для   удобства   выполнения определенной   манипуляции   (внутривенное   введение   жидкостей,   смена постельного белья, перемещение на каталку и т.д.). Показания: У пациента нарушена двигательная активность  Этапы. Демонстрация выполнения манипуляции 1.  Подготовка 1. Собрать информацию о пациенте. Представиться пациенту (уважительно и  доброжелательно). 2. Оценить окружающую обстановку. Определить адекватный  способ перемещения.  3. Выдать информацию пациенту по перемещению. 4. Получить согласие пациента. 2. Выполнение приема 5. Встать обеим медсестрам лицом к постели. 6. Разместить одной медицинской сестре левую руку под лопатками, правую под  поясницей пациента. 7. Разместить другой медицинской сестре левую руку под поясницей пациента, а  правую – в  подъягодичной складке. 8. Согнуть медсестрам ноги  в коленях, упереться ногами в металлическую рамку  кровати.  Держать руки на уровне плеч. 9. 10.Перенести пациента к краю кровати по команде «Перемещаемся»,  глубоко приседая и  приближая таз ближе к полу. 11.Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно. 12.Выполнить необходимую манипуляцию.  3. Окончание Перемещение пациента при помощи эргономического оборудования Использование МАТРАЦА­СЛАЙДЕРА Цель: облегчение для медперсонала и обеспечение комфорта и безопасности пациентов при перемещении  2 Показания:  Перемещение   лежачих   пациентов   с   кровати   на   каталку, операционный стол, перевязочный стол и наоборот Описание приспособления:  матрац­слайдер   представляет   собой  фанерный щит,   покрытый   синтетической   тканью,   при   необходимости   может складываться   вдвое   в   вертикальном   направлении,   снабжен   ручками   для переноса.   Размер   170см   x   50   см,   вес:   4,5   кг.   Сверху   щит   покрыт непромокаемым   рукавом,   который   легко скользит   в   горизонтальном   направлении. Матрац выдерживает нагрузку до 200 кг.  Примечание:  Поверхность,   на   которой лежит   больной,   должна   быть   ровной   и жесткой. Перепад высот между каталкой и поверхностью   может   составлять   15   см. Перед   перемещением   пациента,   каталка должна   быть   плотно   придвинута   к больничной кровати (операционному столу) и зафиксирована. 2 Этапы. Демонстрация выполнения манипуляции 1.  Подготовка 1. Собрать информацию о пациенте.  2. Представиться пациенту (уважительно и доброжелательно). 3. Оценить окружающую обстановку. Определить адекватный  способ перемещения.  4. Выдать информацию пациенту по перемещению. 5. Получить согласие пациента. 2. Выполнение приема 6. Закрепить тормоза кровати, опустить боковые поручни с обеих сторон  Поставить каталку рядом с кроватью (поставить на тормоз 7. 8. Уравновесить (по возможности) кровать и каталку. 9. Положить край слайдера  под бок пациента (на 1/3)со стороны каталки; 10.  Взяться за руку и ногу пациента со  стороны слайдера; 11. потянуть  пациента на слайдер и далее на перемещаемую поверхность,    воспользовавшись методом толчка и тяги; 2 12.  после перемещения вытянуть слайдер из­под пациента 3. Окончание 1. Помочь пациенту занять удобное положение. 2. Удостовериться, что пациент чувствует себя комфортно. 3. Вымыть и высушить руки. 2 ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5 ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА  В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ Разделившись   на   «малые   группы»   по   три­четыре   человека, выполните   решение   проблемных   ситуационных   задач.   Один   студент является  «пациентом», второй   ­  «медицинским   работником», третий   – «экспертом»,   который   оценивает   действия   «медработника»,   используя оценочный   лист   на   конкретный   алгоритм.   Затем   участники   «малой группы»   меняются   ролями.   Каждый   студент   должен   выполнить действия за «пациента», «эксперта» и получить оценку как «медицинский работник» ЗАДАЧА № 1 Пациент 49 года. Врачебный диагноз: Спленэктомия. Объективно: Состояние медикаментозного сна. Проблемы сестры: Трудности при перекладывании с каталки на  кровать. С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. Мужчина 56 лет. Врачебный диагноз: Состояние после острого  ЗАДАЧА № 2 нарушения мозгового кровообращения. Гемиплегия.   Объективно: Состояние средней тяжести. Больной находится на  постельном режиме в течение недели.  Проблема сестры: Трудности при смещении пациента к краю кровати и дальнейшего разворота   на правый бок (профилактика пролежней) 2 С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. 2 Женщина  48   лет.   Врачебный   диагноз:   Последствия   черепно­мозговой ЗАДАЧА № 3 травмы.  Объективно:  Слабость.   Отсутствие   полноценной   двигательной активности.  Проблемы   сестры:  Трудности   при   подтягивании   пациентки   к изголовью. С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. ЗАДАЧА № 4 Мужчина 56 лет. Врачебный диагноз: Последствия острого нарушения мозгового кровообращения.   Объективно:  Слабость.   Отсутствие   полноценной   двигательной активности.  Проблемы   сестры:  Трудности   при   перемещении   пациента   к   краю кровати. С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. ЗАДАЧА № 5 Мужчина 88 лет.  Врачебный диагноз: Пневмония.  Объективно:  Состояние   средней   тяжести.   Двигательная   активность затруднена. Проблемы сестры: Трудности при смещении пациента к краю кровати С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. 2 ЗАДАЧА № 6 Женщина 65 лет.  Врачебный диагноз: Рассеянный энцефаломиелит.   Объективно:  Состояние   средней   тяжести.   Двигательная   активность затруднена. Проблемы   сестры:  Пациентка   не   может   самостоятельно переместиться с одной поверхности на другую.          С помощью эргономических приемов, предложите решение  данной проблемы и продемонстрируйте его. ЗАДАЧА № 7 Женщина   56   лет.   Врачебный   диагноз:   Состояние   после   острого нарушения мозгового кровообращения. Гемиплегия.   Объективно:  Состояние   средней   тяжести.   Больная   находится   на постельном режиме в течение недели.  Проблема сестры: Смена положения пациента для приема пищи. С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. ЗАДАЧА № 8 Женщина 81 год. Врачебный диагноз: Рак толстой кишки. Состояние  после операции. Объективно: Состояние средней тяжести. Больной находится на  постельном режиме в течение пяти дней.  Проблема сестры: Смена положения пациента каждые два часа  С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. 2 ЗАДАЧА № 9 Мужчина 84 года  Врачебный диагноз: Сахарный диабет. Диабетическая стопа Объективно: Состояние средней тяжести. Двигательная активность  ограничена. Повязки на нижних конечностях.  Проблема сестры: Переместить пациента с кресла­каталки  на  кровать С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. ЗАДАЧА № 10 Женщина 45 лет  Врачебный диагноз: острое нарушение мозгового  кровообращения, застойная пневмония. Объективно: Состояние средней тяжести. Двигательная активность  ограничена.  Проблема сестры: Переместить пациента в положение «на боку» С помощью эргономических приемов, предложите решение данной  проблемы и продемонстрируйте его. 2 ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА «Перемещение пациента на бок» Этапы Кол­во баллов Кол­во баллов 1. 2. 3. 4. 5. Озвучены  цели, показания, оснащение. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились Пациенту предоставлена информация по перемещению и получено  согласие Подготовлено дополнительное оснащение: подушки, валики, упор для ног Кровать поставлена на тормоза Поверхность кровати приведена в горизонтальное положение Одеяло снято, подушка убрана Боковые поручни со стороны медработника опущены 6. 7. 8. 9. 10. Пациент передвинут на край постели противоположный стороне  поворота 11. Руки пациента скрещены на груди. 12. Левая нога пациента согнута в коленном суставе,  стопа данной ноги  помещена под правую конечность (подколенная ямка) 13. Поручни подняты, медработник переместился на другую сторону  кровати. 14. Поручни опущены, медработник встал близко к кровати, положил на  постель протектор 15. Нога согнута в коленном суставе, голень помещена на протектор.  Вторая нога упирается в пол 16. Центр тяжести смещен на ногу, находящуюся на протекторе. 17. Выполнен наклон к пациенту, левая рука на плече пациента, правая  рука на бедре 18. Пациента перевернули на бок, перенося свой вес на ногу, стоящую на  полу 19. «Нижнее плечо» пациента выдвинуто вперед 20. Рукам придано полусогнутое положение (нижняя рука на уровне лица, верхняя рука лежит на подушке на уровне плеча) 21. Под спину пациента подложена сложенная подушка 22. Верхняя нога размещена немного впереди нижней, исключив давление на костные выступы. 23. Под полусогнутую верхнюю ногу пациента подложена  подушка от  паховой области до стопы. 24. У подошвы «нижней» ноги поместили упор для ног (мешок с песком)  25. С правой стороны постели подняты поручни 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 26. Пациент накрыт одеялом 27. Медработник удостоверился, что пациент чувствует себя комфортно Итого Критерии перевода баллов в оценку: 40 – 35 баллов – 5 «отлично» 34 – 29 баллов – 4 «хорошо» 28  – 22 балла – 3 «удовлетворительно» 1 1 40 ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА «Размещение пациента в положении Симса» Этапы Кол­во баллов Кол­во баллов 1. 2. 3. 4. 5. Озвучены  цели, показания, оснащение. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились. Пациенту предоставлена информация по перемещению и получено  согласие. Подготовлено дополнительное оснащение: подушки, валики, упор для ног. Кровать поставлена на тормоза. Поверхность кровати приведена в горизонтальное положение Одеяло снято, подушка убрана. Боковые поручни со стороны медработника опущены. 6. 7. 8. 9. 10. Пациент передвинут на край постели противоположный стороне  поворота. 11. Рука пациента разогнута в локтевом суставе, прижата к туловищу по  всей длине, кисть подложена под бедро. 12. Левая нога пациента согнута в коленном суставе,  стопа данной ноги  помещена под правую конечность (подколенная ямка). 13. Поручни подняты, медработник переместился на другую сторону  кровати. 14. Медработник встал с той  стороны кровати, куда  переворачивает  пациента. 15. Поручни опущены, медработник встал достаточно близко  к кровати и положил на постель протектор. 16. Нога пациента согнута в коленном суставе, колено на протекторе.  Медработник продолжает  опираться ногой в пол. 17. Медработник наклонился к пациенту и положил левую руку на его  плечо, правую руку на ­ бедро. 18. Медработник перевернул пациента на себя и придал верхней части  его туловища положение как на животе, нижней части туловища как  1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 на боку. 19. Подушка подложена под голову и шею пациента. 20. Медработник согнул руку пациента,  к которой обращена голова, в  локтевом суставе под углом 90* , подложил подушку,  другую руку  пациента вытянул вдоль туловища. 21. Верхняя нога пациента расположена немного впереди нижней,  исключено давление на костные выступы. 22. Под полусогнутую верхнюю ногу пациента подложена подушка от  паховой области до стопы. 23. У подошвы «нижней» ноги помещен упор для ног  24. С правой стороны постели подняты поручни. 25. Простыня  и подкладная пеленка расправлены.  26. Пациент накрыт одеялом 27. Медработник удостоверился, что пациент чувствует себя комфортно Итого 2 2 2 2 2 2 1 1 1 40 Критерии перевода баллов в оценку: 40 – 35 баллов – 5 «отлично» 34 – 29 баллов – 4 «хорошо» 28  – 22 балла – 3 «удовлетворительно» ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА  «Размещение пациента в положении Фаулера» Этапы Кол­во баллов Кол­во баллов 1.  Озвучены  цели, показания, оснащение. 2. 3. 4. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились Пациенту предоставлена информация по перемещению и получено  согласие Подготовлено дополнительное оснащение: подушки, полотенце,  валики из одеял, простыней, упор для ног. Кровать поставлена на тормоза Пациент лежит на середине кровати. Боковые поручни со стороны медработника опущены Изголовье кровати поднято под углом 45­60* (90* – высокое  Фаулерово положение, 30* – низкое Фаулерово  положение) или  подложены три подушки. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Под голову подложена небольшая подушка 11. Под поясницу пациента подложено свернутое в несколько слоев  полотенце или небольшая подушечка. 12. Пациент занимает правильное положение, руки расположены вдоль  туловища ладонями вниз. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 13. Под предплечья пациента подложены небольшие подушечки, в кисти  вложены свернутые  валиком полотенца. 14. Под коленные суставы, нижнюю треть голени и  пятки пациента  подложены небольшие подушечки 15. Обеспечен упор для поддержания стоп под углом 90*. 16. Простыня  и подкладная пеленка расправлены. 17. Пациент накрыт одеялом 18. Медработник удостоверился, что пациент чувствует себя комфортно Итого Критерии перевода баллов в оценку: 25 – 20 баллов – 5 «отлично» 19 – 14 баллов – 4 «хорошо» 13 – 11 баллов – 3 «удовлетворительно» 1 1 2 2 2 2 25  Перемещение пациента к изголовью кровати при помощи  «Австралийского  захвата» ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА Этапы Кол­во баллов Кол­во баллов 1. 2. 3. 4. 5. Озвучены  цели, показания, оснащение. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились. Пациенту предоставлена информация по перемещению,  он  предупрежден о согласованности действий, об эффекте Вальсальвы.  Согласие пациента получено. Кровать поставлена на тормоза 1 1 1 2 1 2 Уровень кровати соответствует физическим данным медсестры. Одеяло снято, подушка убрана. Пациент усажен в постели. 6. 7. 8. 9. Медработники стоят с левой и правой стороны   от пациента лицом по направлению перемещения пациента. 10. Каждый медработник разместил согнутую в коленном суставе ногу  (контактирующую с постелью) на кровать. 11. Медработники придали устойчивое положение на полу второй ноге. 12. Медработники присели  и предложили пациенту свою спину как  опору при перемещении. 13. Пациент развел руки в стороны, опирается ими о плечо и спину  помогающим сестрам. 14. У пациента согнуты ноги в коленных суставах, он опирается стопами  о кровать  для отталкивания при перемещении. 15. Медработники захватили бедра пациента с внутренней стороны в  области подъягодичной складки. 16. Медработники опираются второй рукой на  жесткое основание  кровати на расстоянии вытянутой руки. 17. Пациента переместили  на счет «три» к изголовью кровати, при этом  его слегка  приподняли и сделали движение вперед с грузом на  плечах. 18. Пациент на счет «три»  оттолкнулся стопами от кровати и выпрямил  ноги, выполняя напряжение на выдохе. 19. Пациент освобожден от хвата. 20. Пациент принимает  устойчивое положение в постели. 21. Под голову пациента подложена подушка, пациент накрыт одеялом. 22. Медработник удостоверился, что пациент чувствует себя комфортно. Итого Критерии перевода баллов в оценку: 35 – 30 баллов – 5 «отлично» 29 – 25 баллов – 4 «хорошо» 24  – 20 баллов – 3 «удовлетворительно» ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА «Использование Матраца­слайдера» 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 35 2 Этапы Кол­во баллов Кол­во баллов 1. 2. 3. 4. 5. Озвучены  цели, показания, оснащение. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились. Пациенту предоставлена информация по перемещению и получено  согласие. Подготовлено дополнительное оснащение: подушки, валики, упор для ног. Кровать поставлена на тормоза. Поверхность кровати приведена в горизонтальное положение. Одеяло снято, подушка убрана. Боковые поручни со стороны медработника опущены. 6. 7. 8. 9. 10. Каталка плотно придвинута к больничной кровати. 11. Каталка поставлена на тормоза. 12. Отрегулирован перепад высот между кроватью и каталкой. 13. На каталку постелена простынь. 14. Руки пациента скрещены на груди. 15. Край слайдера подложен под бок пациента на 1/3. 16. Медработник встал близко к каталке. 17. Ноги медработника расставлены на расстоянии 30 см и плотно  прижаты к каталке. 18. Центр тяжести проецирован на бедренную кость и четырехглавую  мышцу бедра. 19. Пациента фиксировали  за руку и ногу со стороны слайдера. 20. Выполнен наклон к пациенту, левая рука на руке  пациента, правая  рука на бедре. 21. Пациента перетянули на слайдер и далее на каталку. 22. Медработник воспользовался методом толчка и тяги. 23. После перемещения матрац ­  слайдер извлечен из под пациента. 24. Поручни у каталки подняты. 25. Пациент накрыт одеялом или простыней. 26. Медработник удостоверился что пациент чувствует себя комфортно. Итого Критерии перевода баллов в оценку: 40 – 35 баллов – 5 «отлично» 34 – 29 баллов – 4 «хорошо» 28  – 22 балла – 3 «удовлетворительно» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 40 2 Этапы Кол­во баллов Колличе ство баллов 1. 2. 3 4. Озвучены  цели, показания, оснащение. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились. Пациенту предоставлена информация по перемещению и получено  согласие. Кровать поставлена на тормоза. 6. 7. Поверхность кровати приведена в горизонтальное положение. 8. Уровень кровати приведен в соответствии с физическими данными  медработника. 9. Одеяло снято, подушка убрана. 10. Боковые поручни со стороны медработника опущены. 11. Пациент передвинут на край постели противоположный стороне  поворота. 12. Кресло­каталка стоит параллельно кровати. 13. Кресло­каталка поставлено на тормоза. 14. Поручни кресла­каталки убраны. 15. Руки пациента сложены на груди, выполнен « одиночный захват  запястья» 16. Один медработник стоит сзади кресла. Нога согнута в коленном  суставе, опирается о  кровать. Увеличена площадь опоры. 17. Руки медработника проведены под подмышечными впадинами и  зафиксированы на сомкнутых руках пациента. 18. Второй медработник стоит рядом с креслом­каталкой, ноги широко  расставлены. 19. Ноги медработника согнуты в тазобедренных и коленных суставах. 20. Руки обхватывают голени и бедра пациента. 21. Выполнено перемещение пациента по команде. 22. Медработники удостоверились, что пациент нашел свою точку опоры. 26. Пациент занял удобное положение в кровати. 27. Пациент накрыт одеялом. 28. Медработник удостоверился, что пациент чувствует себя комфортно. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 35 ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА « Перемещение пациента из кресла ­ каталки на кровать двумя медицинскими работниками с захватом «через руку» Критерии перевода баллов в оценку: 35 – 30 баллов – 5 «отлично» 29 – 25 баллов – 4 «хорошо» 24  – 18 балла – 3 «удовлетворительно» ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА «Перемещение пациента к краю кровати методом контрбаланса» Этапы Количес тво  баллов Количес тво  баллов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Озвучены  цели, показания, оснащение. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились. Пациенту предоставлена информация по перемещению и получено согласие. Кровать поставлена на тормоза. Обе медсестры стоят лицом к постели пациента. Уровень кровати приведен в соответствии с физическими данными  медработников. Одеяло снято, подушка убрана. Одна медсестра разместила левую руку под лопатками, а правую руку под  поясницей пациента. 10. Другая медицинская  сестра  разместила  левую руку под поясницей пациента, а правую – в  подъягодичной складке. 11. Медсестры согнули ноги  в коленях, упираются ногами в металлическую  рамку кровати. 12. Медсестры держат руки на уровне плеч. 13. Глубоко приседая и приближая таз ближе к полу, медсестры переместили  пациента  к краю кровати по команде «Перемещаемся».   14. Медработник удостоверился, что пациент чувствует себя комфортно. Итого 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 21 Критерии перевода баллов в оценку: 21 – 18 баллов – 5 «отлично» 17 – 15 баллов – 4 «хорошо» 14  – 12 баллов– 3 «удовлетворительно» ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА «Перемещение пациента на животе» Этапы Количес тво баллов Колличе ство баллов 1. 2. 3 4. 5. Озвучены цели, показания, оснащение. Проведена оценка состояния пациента и окружающей обстановки. Пациенту вежливо представились Пациенту предоставлена информация по перемещению и получено  согласие Подготовлено дополнительное оснащение: подушки, валики, упор для ног Кровать поставлена на тормоза 6. 7. Поверхность кровати приведена в горизонтальное положение 8. Одеяло снято, подушка убрана 9. Уровень кровати приведен в соответствии с физическими данными  медработника  10. Боковые поручни со стороны медработника опущены 11. Пациент передвинут на край постели противоположный стороне  поворота 12. Подложена подушечка с боку под нижнюю часть грудной клетки,  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 поясницу 13. Рука пациента разогнута в локтевом суставе и прижата к туловищу,  кисть подложена под бедро 14. Левая нога пациента лежит на правой ( крест на крест). 15. Поручни кровати подняты. 16. Протектор  положен на кровать. 17. Медработник согнул ногу пациента и поместил его голень на  18. Центр тяжести  смещён ногу, находящуюся на протекторе. 19. Медработник положил левую руку на дальнее плечо пациента, правую протектор. на его бедро. 20. Голова пациента повернута на бок. 21. Свой вес медработник перенес на ногу, стоящую на полу. 22. Медработник перевернул пациента на живот. 23. Под голову и шею пациента подложена подушка. 24. Рука, к которой обращена голова пациента согнута в локтевом  суставе под углом 90º. 25. Другая рука пациента вытянута вдоль туловища. 26. Подушка подложена под голени пациента так, чтобы пальцы не  касались кровати. 27. Распределены валики рядом со стопами.  28. Подняты поручни с правой стороны постели. 29. Простыня расправлена, пациент накрыт одеялом. 30. Медработник удостоверился, что пациент чувствует себя комфортно. Итого Критерии перевода баллов в оценку: 45 – 41 балл – 5 «отлично» 40 – 36 баллов – 4 «хорошо» 35  – 31 балл – 3 «удовлетворительно» 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 45

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В КРОВАТИ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛИЦАМИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2019