Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Оценка 4.6

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
музыка
Взрослым
23.01.2018
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Данная работа, как методическое пособие, предназначена для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин изучаемых в курсе профессионального музыкального образования среднего звена и студентов соответствующих образовательных организаций. В работе отмечается роль и место самостоятельной формы в профессиональном образовании. Автор работы предлагает методические рекомендации к основным учебным дисциплинам. Отдельно рассматриваются учебные дисциплины: сольфеджио, гармония, музыкальная литература, анализ музыкальной формы.Данная работа, как методическое пособие, предназначена для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин изучаемых в курсе профессионального музыкального образования среднего звена и студентов соответствующих образовательных организаций. В работе отмечается роль и место самостоятельной формы в профессиональном образовании. Автор работы предлагает методические рекомендации к основным учебным дисциплинам. Отдельно рассматриваются учебные дисциплины: сольфеджио, гармония, музыкальная литература, анализ музыкальной формы.
+Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов.doc
МИНИСТЕРСТВО ИСКУССТВ И КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ  Областное государственное образовательное бюджетное учреждение УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  среднего профессионального образования «Димитровградский музыкальный колледж)»   Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплинам музыкально­теоретического цикла  53.02.01  Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)   Преподаватель Котляренко В.А. Димитровград  2017 г Самостоятельная   работа   представляет   собой   обязательную   часть профессиональной   образовательной   программы,   которая   выполняется студентом вне аудиторных занятий (в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерном классе, в домашних условиях) в соответствии с задачами преподавателя. Самостоятельная   работа   подкрепляется   учебно­методическим   и   учебно­   включающим   учебники, информационным   обеспечением, методические   пособия,   конспекты   лекций,   аудио   и   видео   материалы, интернет­ресурсы и т.д. Преподаватель контролирует результаты самостоятельной работы. Самостоятельная   работа   должна   носить   целенаправленный   характер, быть чётко сформулированной. Самостоятельную работу  необходимо организовывать во всех звеньях учебного   процесса.   В   частности,   при   изучении   нового   материала   также рекомендуется давать  студентам  фрагменты изучаемой  темы,  которые они могут усвоить самостоятельно. В   целях   закрепления   и   систематизации   знаний   по   дисциплинам общепрофессионального   цикла   предлагается   использовать   следующие   виды самостоятельной работы: ­   ответы   на   данные   преподавателем   вопросы   для   самопроверки изученного материала; ­ работа с конспектом лекций; ­ составление планов и тезисов ответов по изучаемому материалу;           ­ выполнение тестовых заданий; ­ конспектирование текста; ­ использование памятки (выписывать, например, запрещённые приёмы гармонизации при прохождении каждой очередной темы по гармонии); ­ систематическое  проведение  обзора  ошибок  по  изучаемым  темам  с последующим их исправлением; ­ изучение дополнительной специальной литературы; ­ грамотное пересказывание текста. Методические рекомендации по подготовке домашнего задания по сольфеджио Роль   музыкального   слуха   в   развитии   музыканта   необычайно   велика. Роберт Шуман писал: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая её глазами». Музыкальность­это   не   только   наличие   врожденных   задатков,   но   и результат   развития,   воспитания,   обучения.   Чтобы   развить   слух,   надо учитывать, что лучше заниматься по 30 минут, но чаще, то есть несколько раз в неделю. Начинать занятия надо с настройки в тональности. Настроиться ­ это значит запомнить устойчивые звуки. Затем надо поработать над ступенями, поучить отдельно скачки с устойчивых на неустойчивые звуки и наоборот. Отдельно   следует   работать   над   интонированием   гамм,   интервалов, аккордов   в   тональности,   а   затем   от   звука   (вне   тональности).   Сложные интервальные и аккордовые последовательности  нужно записать в тетрадь. Чтобы разучить мелодию надо: 1.Определить тональность, количество фраз, размер. 2.Простучать   ритм   или   проговорить   нотами   (сольмизировать)   с дирижированием. 3.Настроиться в тональности и спеть мелодию по фразам. Нельзя сразу играть мелодию, нельзя подыгрывать себе во время пения. Если ошиблись,   вспомните   или   сыграйте   тоническое   трезвучие   и   постарайтесь самостоятельно найти нужную ступень или мелодический оборот. 4.Все время смотрите вперед, следуя за линией движения звуков в мелодии. Не   забывайте   слушать   себя,   это   поможет   почувствовать   выразительность мелодии и её развитие. 5.Трудные места поучите отдельно несколько раз. 6.Разучиваемую мелодию надо повторить несколько раз (минимум 3 раза). Чтобы разучить 2­х­З­х­голосный пример надо: 1.Проиграть   на   фортепиано   сопровождающие   голоса   с   пульсацией   или дирижированием. 2.Разучите сольфеджируемый голос отдельно с пульсом или дирижированием. 3.Пойте и играйте одновременно все голоса, слушая исполняемый голос. Трудные места заучивайте отдельно, весь пример исполняйте несколько раз. Как работать над одноголосным диктантом. Главное ­ это запомнить музыкальное построение в целом, по принципу "от общего к частному". Диктант   ­   это   обогащение   памяти   музыкальными   представлениями. Лучше записать всю мелодию с незаполненными пустотами, охватив всю её целиком, чем всего 1­2 такта в начале, но без ошибок. В результате проигрываний надо следовать таким правилам: Определи структуру диктанта (период повторного, неповторного, единого строения, деление на предложения и фразы, и т.п.). Какой   метр   в   диктанте   ­   двудольный,   трехдольный,   есть   ли   затакт? Простучи ритм по памяти (или во время прослушивания), насколько это возможно поначалу. Разметь такты. "Сетка" готова. Зафиксируй в памяти наиболее  выразительные моменты. Можно слегка наметить   их   точками   в   тактах.   Обычно   это   повторы,   хроматизмы, скачки на широкие интервалы. Возможно, ты услышишь самый высокий или самый низкий тон в построении. Старайся больше запоминать, чем писать. Пропевай   мелодию   при   помощи   внутреннего   слуха,   фиксируя   в   уме сильные доли в нотах. Запоминай начало и окончание фраз. Когда сможешь спеть с названием нот всю мелодию по памяти, остается только нанести ее на нотный стан. Если сможешь сыграть весь диктант на инструменте по памяти (хорошо бы еще в другой тональности!); то ты молодец, с диктантом справился! Конечно, существует множество методик написания диктанта. Но ты должен   помнить,   что   выработка   музыкальной   памяти   при   его   написании поможет   тебе   запоминать   произведение   по   специальности   осознанно,   а   не механически, поможет с заучиванием материала муз литературы ("темы"). И вообще, музыкальная память ­ это весь твой профессиональный багаж. Методические рекомендации по подготовке домашнего задания по гармонии                При   усвоении   данной   учебной   дисциплины   рекомендуется   стимулировать   самостоятельную   работу   студентов   заданиями   творческого характера: ­ сочинить период  ­ досочинить мелодию или гармоническое построение с использованием различных видов каденций; ­ сочинить мелодический «ответ» на заданный мелодический «вопрос»;  ­   сочинить   мелодию   или   музыкальное   произведение   на   собственные стихи; ­ использовать при сочинении мелодии особенности разных жанров; ­ найти в нотах изучаемый элемент в классе и т.д. В процессе обучения использовать коррективный контроль как средство побуждения.   Приёмы,   направленные   на   корректирование   самостоятельной деятельности студентов: ­   предупреждение   о   сложном   моменте   (например,   при   решении гармонической задачи или написании музыкального диктанта); ­   подсказка   (например,   при   распределении   функций   в   задачах   по гармонии). С   целью   стимулировать   познавательный   интерес   и   развитие мыслительного   процесса   студентов   необходимо   систематически   усложнять задания для самостоятельной работы. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по гармонизации мелодии  Гармонизация   мелодии   является   в   училище   основным   видом письменных   работ   и   используется   на   всех   отделениях   с   самого   начала прохождения   курса   гармонии.   Упражнения   на   гармонизацию   мелодии, помимо   навыков   голосоведения,   должны   способствовать   осознанию учащимися   формообразующей   роли   гармонии.   Поэтому   основным требованием   при   гармонизации   мелодии   является   нахождение естественной гармонизации, использование свойственных данному разделу формы и данной мелодической интонации гармонических средств. Для   этой   цели   необходим предварительный   анализ   гармонизуемой мелодии.   Приступать   к   выполнению   гармонизации   можно   только проанализировав форму мелодии, тип построения (период, предложение), расчленение   ее   на   предложения,   фразы,   мотивы,   выделение   начальных, развивающих   ,   заключительных   построений,   кульминаций,   размещение кадансов, их вид (полные, половинные, простые, сложные и т.п.). При анализе следует обращать внимание и на интонационный состав и на интонационное   развитие   гармонизуемой   мелодии. Особо   следует   «типовую» отмечать   обороты, гармонизацию,   как,   например:   восходящий   и   нисходящий   тетрахорды,   подразумевающие   определенную, характерные скачки, проходящие обороты и т.п.  Обороты, повторяющиеся с   секвентным   смещением   или   точно,   но   на   расстоянии,   как   правило   , требуют одинаковой или сходной гармонизации. Особое внимание следует уделить фунциональной планировки мелодии (ощущение   гармонической   пульсации,   ритма,   частоты   гармонических смен). При   гармонизации   мелодии   пристальное   внимание   уделяется голосоведению   и мелодической   линии остальных   голосов,   в   первую очередь баса.   Необходимо   после   предварительного   анализа   данной мелодии начинать гармонизацию именно с написания к ней баса, а затем уже   приступать   к   заполнению   средних   голосов.   Выразительность двухголосия крайних голосов ­ залог хорошей гармонизации. В средних   Избегать голосах   следует   добиваться   максимальной   плавности. комплексных перемещений аккорда на большие интервалы в одном и том же расположении и неоправданных скачков. Типовые ошибки ,которые чаще всего встречаются в работах студентов: 1.параллелизмы,   возникающие   от   смены   расположения   и   скачков   при соединении трезвучий; 2.параллельные квинты и октавы ; 3.скрытые октавы и квинты, образующиеся при скачках мелодии на кварту или квинту; 4.ошибки   голосоведения   в   кадансах,   возникающие   от   непродуманного выбора вида субдоминанты перед К6/4; 5.функциональные ошибки; Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по гармоническому анализу в дисциплине              После   гармонического   анализа   каждого   аккорда   в   музыкальном построении   для   осмысления   роли   и   характера   тех   или   иных   средств   в музыкальном произведении, необходимо ответить на следующие обобщающие вопросы: 1.Функциональный и структурный круг аккордов, использованный в тексте. 2.Распределение        аккордов   в   форме,   в   частности.   Их   метрическое распределение. 3.Функциональное        значение аккордов и оборотов. 4.Гармоническое        оформление кадансов и кульминаций. 5.Интенсивность        гармонической   пульсации.   Степень   частоты гармонических смен, их зависимость в связи с этим от мелодии и ритма. 6.Тональный        план,   функциональная   связь   тональностей,   приемы модуляций. Характер        произведения   в   результате   использования   всех   этих гармонических средств в произведении. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по игре гармонических последовательностей на фортепиано по дисциплине «Гармония» Игра   на   фортепиано   способствует   прочному   усвоению   разнообразных гармонических средств, приучает учащихся к гармоническому восприятию музыки, слышанию собственно аккордовой красочности и функциональных соотношений,   фактурное   ощущение   вырабатывает   «материальное», голосоведения, правильной связи аккордов. Игрой на фортепиано желательно заниматься   каждый   день   по   20   ­   30   минут.   Особенно   важно   это   правило выполнять учащимся, плохо владеющими фортепиано. Начинать   играть   на   фортепиано   необходимо   с   самых   первых   уроков гармонии и с самых простейших соединений двух трезвучий , автентических и плагальных   оборотов   в   тесном   расположении   сначала   в   гармоническом соединении,   постепенно   усложняя   задачи.   Наиболее   удобной   формой отработки   и   практического   закрепления   оборотов,   формул,   типовых последовательностей   является   игра секвенций, которые,   желательно,   сразу же   начинать   играть   по   хроматизму   (транспонирующие   по   мажорным   и минорным тональностям). Секвенции дают возможность начинать осваивать тональности с большим количеством ключевых знаков, пока материал ещё простой.   Обязательно   ритмическое   оформление   при   игре   гармонических оборотов   и   непрерывность   их   воспроизведения.   При   игре   в   медленном движении с остановками созвучия представляются на слух разрозненными, недостаточно связанными друг с другом. Игра на фортепиано также предусматривает:  ­ игру цифровых гармонических последовательностей в заданном размере; ­ гармонизацию коротких оборотов в мелодии или в басу,    ­гармонизацию   одновременно   заданных   сопрано   и   баса   (   гармоническая рамка ­   разрешение   аккордов   со   всеми   возможными   разрешениями.   Аккорды, могущие быть разрешенными в мажоре и в миноре, разрешаются обязательно в обоих ладах; ­   сочинение   аккордовых   последовательностей   по   заданному   ритмическому рисунку и фразировке; ­ досочинение заданных начальных построений до масштаба предложения или периода,   или   сочинение   полностью   предложений   и   периодов   с использованием        конкретных        гармонических        средств; ­игра   отклонений   и   периодов   в   тональности  1степени   родства.   Учащимся, плохо   владеющих   фортепиано,   желательно   играть   периоды   повторного строения.          Кроме  упражнений   в  строгом   четырехголосии   учащимся  могут  быть рекомендованы   творческие   упражнения   в   свободной   фактуре:   подбор аккомпанемента,   сочинение   темы,   сочинение   подголоска   к   мелодии, контрапункта, использование гармонического варьирования. Музыкальная литература. Методические рекомендации к самостоятельному изучению тем « Жизненный и творческий путь» Биографии   композиторов   в   курсе   музыкальной   литературы принадлежит   особая   роль.   Через   неё   до   учащегося   доносится   эпоха,   её приметы, реалии, художественный контекст. Все эти знания проецируются на изучаемое   произведение.   Одни   биографии   обстоятельно   рассказываются педагогом   на   уроке   (Баха,   Шопена,   Моцарта,   Шуберта,   Брамса,   Вагнера, Шумана,   Дебюсси   и   т.   д.),   другие   могут   быть   изучены   самостоятельно (   Россини,   Мендельсон,   Сметана,   Григ,   Балакирев,   Лядов,   Глазунов). Некоторые биографии можно излагать суммарно, в виде творческого облика, творческого   портрета   (Вебер,   Мендельсон,   Дворжак,   Бородин).В   русской музыке   наиболее   сложными   являются   биографии   Глинки,   Чайковского, Мусоргского,   Скрябина,   Рахманинова,   Прокофьева,   Римского­Корсакова, Шостаковича). При   самостоятельном   изучении   следует   выделить   следующие   основные принципы: 1.Членение на периоды не должно быть слишком дробным ­ крупное легче охватывается памятью. 2.   Периодизация   должна   подчиняться   не   только   событиям   жизненно­ бытового   характера,   но   прежде   всего   эволюции   творчества   личности   и связанную   с   ним   смену   или   расширение   системы   образов,   средств выразительности. В учебном пособии  таким  образцом  является биография Балакирева, Мусоргского ( Русская музыкальная литература, вып.2, главы 4 и 5). 3. Работая  над  текстом биографии  внешне  небогатой событиями  (Шуберт, Брамс), основой конструкции должны стать этапы внутреннего, творческого процесса.   Например,   Шуберт:   до   1817   года   ­   ученичество   и   первые самостоятельные опыты во всех жанрах; 1817 ­ 1822 ­ поиски своего пути в музыке;   1822­   1826   ­   зрелый   период,   создание   главных   произведений, драматическая образность; 1827­ 1828 ­ путь в будущее (по Вульфиусу П.А.в вузовском   учебнике).   Такие   обобщения   ­   определения   могут   стать   идеей биографии, названиями глав биографии. 4.Внутри периода необходимо запомнить группы произведений в различных жанрах, даты создания основных следует запоминать обязательно. 5.Изучаемую биографию можно заключить в схему ­ таблицу, состоящую из трех разделов: периоды творчества, произведения, Жизненные и творческие события  (семья,  образование,  встречи   и  контакты   с  современниками,  круг общения, письма или высказывания по тем или иным проблемам творчества, другие виды творческой деятельности). 6.В        конце   биографии   необходимо   перечислить   основные   произведения композитора по жанрам. Значение   самостоятельной   работы:   формирование   умения   внимательно   и осознанно   читать   любой   текст,   отбирать   и   компоновать   материал соответственно   плану   педагога,   обобщать   прочитанное,   выделять   главное. Работа   формирует   самостоятельность   мышления,   оттачивает   ум.   Через биографию раскрывается  любовь композитора к своему народу, к Родине, гуманистические,   этические   идеи   творчества,   благородные   моральные принципы. Рекомендуется обращение к сборникам « Вопросы музыкальной педагогики». Музыкальная литература Методические рекомендации к самостоятельной работе над нотным текстом           Самостоятельной работе над нотным текстом должно предшествовать слуховое   знание   музыкального   произведения,   изучение   истории   создания, знание времени создания, сюжета и либретто (если произведение театрально­ драматического жанра). Значение и особая сложность анализа музыкального произведения заключается в необходимости понимания произведения сразу в нескольких измерениях: художественной  ценности, единстве  содержания  и композиции, как выражения важнейших тенденций времени, направления и стиля.   На   первых   курсах   используются   и   изучаются   множество   понятий, определений,   относящихся   к   музыкальной   форме,   языку   музыки.   Без   их усвоения невозможно говорить о музыкальном языке произведения.  Первая   задача ­   словесная   формулировка   музыкального   содержания произведения.   Путь   к   ней   начинается   с   жанрового   анализа   (   определение первичной,   вторичной   жанровой   основы   темы).   Открытие   жанра   даёт возможность   понять   художественно   ­   исторический   смысл   темы.   Найти точные слова для определения характера тем. Рассмотреть все выразительные элементы   темы:   фактуру,   строение,   ритм,   интонации,   мотивы.   Отметить наиболее яркие и запоминающиеся обороты. Определить тональность. Понимать  соотношение тем (контраст, сопоставление). Найти границы  тем (окончание одной и начало другой темы). Понимать функции частей. Найти в развитии темы указанные педагогом приемы развития. Обязательно найти местоположение кульминации по указанным педагогам приемам и признакам. Освоение первого этапа анализа произведения  необходимо для следующего , более сложного этапа освоения нотного текст. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов  по дисциплине  «Анализ музыкальных произведений» Основной формой работы на уроке и дома в курсе «Анализа музыкальных произведений   является   краткий   структурный   анализ   в   письменном   или устном   виде.   В   итоге   определенная   форма   конкретного   музыкального произведения   или   его   фрагмента   конкретизируется   разновидностью   её (формы). В последующих выводах называется жанр, отмечаются особенности стиля эпохи и авторского стиля композитора. Студент   работает   с   нотным   материалом.   Анализу   непосредственно предшествует работа с нотами: предложенное произведение или фрагмент его может   быть   прослушан   (запись,   непосредственно   исполнение),   исполнен самим   студентом,   либо   представлен   при   помощи   внутреннего   слуха.   Для удобства   последующих   выводов   следует   составить   схему   формы   данного произведения: буквами записываются  все имеющиеся разделы, указывается количество   тактов   в  каждом   их   них,  а   также   встречающиеся   тональности (тональный план). Границы разделов можно определить, опираясь на правило каденций,   тематический   материал,   встречающийся   в   произведении (повторение,   развитие,   новая   тема).   Затем   следует   сосредоточиться   на каждом выделенном разделе, определить в нём структурные, тематические и тонально ­ гармонические особенности. Структурные особенности: определяются границы периода, предложения, тип   масштабно   ­   тематической   структуры,   количество   тактов   в построениях; Тематические   особенности:   однородность   или   контрастность используемого материала; Тонально   ­   гармонические   особенности:   тональность,   типы   каденций, гармонические средства кульминации, приемы развития. Следует помнить, что каждый раздел может выполнять одну из следующих функций: вступления, изложения темы, перехода или связующего раздела, развивающего   раздела   середины,   разработки),   репризы   заключительного раздела или коды. Определить функцию части формы поможет соответствующий тип изложения тематического материала: 1.экспозиционный тип изложения ­ устойчивость, показ темы; 2.серединный тип изложения ­ неустойчивость. Встречается в серединах, разработках, связках; 3.заключительный   тип   изложения   ­   подчеркнутая   устойчивость. Встречается в коде, дополнении. Перечисленные   выше   принципы   анализа   применимы   к   работе   и   с простыми формами, и со сложными формами. Когда студент составил представление о каждом разделе формы. Он вновь обращается   к   схеме,   делает   выводы   о   типе   формы,   её   разновидности, наблюдает динамику развития тематического материала, а через неё получает представление о художественном образе, жанровой специфике образа.

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018