Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"
Оценка 5

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Оценка 5
Документация +3
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
23.02.2019
Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"
В данной статье опубликован план контроля качества рабочих программ на 2018-2019 учебный год и рекомендации, которые помогут учителям проверить качество своих рабочих программ до сентября. Предлагается применять план контроля, когда в вашей школе учителя будут составлять или вносить изменения в рабочие программы. Еще воспользуйтесь рекомендациями в статье, чтобы помочь педагогам подготовить качественные рабочие программы.
РП2.doc
Объясните учителям, как подготовить качественную рабочую программу В статье –   план   контроля   качества   рабочих   программ   на 2018/19   учебный   год и рекомендации,   которые   помогут   учителям   проверить   качество   своих   рабочих   программ до сентября. Предлагаем   вам   применять   план   контроля,   когда   в вашей   школе   учителя   будут составлять или вносить изменения в рабочие программы. Еще воспользуйтесь рекомендациями в статье, чтобы помочь педагогам подготовить качественные рабочие программы.  Как подготовить план контроля качества рабочих программ СПРАВКА План   контроля   качества   рабочих   программ   не является   отдельным документом в школе. Включите его в годовой план внутришкольного контроля. Последний   срок,   в который   педагоги   могут   внести   правки   или   составить   рабочие программы, –   это   август.   Учитывайте   этот   срок   в плане.   Чтобы   составить   план,   важно учитывать значение понятия «качество рабочей программы».  Во­первых,   рабочая   программа   будет   некачественной,   если   она   не соответствует ФГОС. Поэтому включите пункты по контролю соответствия рабочей программы ФГОС. Это могут быть пункты по контролю качества урока или внеурочного занятия.  Проверьте   объем   домашнего   задания.   Пункт   важен,   чтобы   учитель   не перегружал учеников, но в то же время помог достичь образовательных результатов по ФГОС.  Во­вторых,   качество   предполагает,   что   рабочую   программу   учитель   реализует полностью. Проверьте, сколько занятий проводят педагоги по четвертям или триместрам.  Запланируйте   входные   и выходные   диагностики.   Проконтролируйте,   как   педагоги проводят промежуточную аттестацию. Результаты аттестации помогут всем учителям понять, как школьники освоили программу.  В­третьих, качество рабочей программы связано с порядком, в соответствии с которым учителя разрабатывают, принимают и вносят изменения или дополнения в рабочие программы. Педагоги должны понимать, как составить  программу и утвердить ее. Поэтому проверьте, есть ли   в вашей   школе   Положение   о рабочей   программе,   и ознакомьте   с ним   учителей   под подпись. План   контроля   качества   рабочих   программ   на новый   2018/19   учебный   год   – Приложение 1. Что включить в пояснительную записку к рабочей программе Пояснительная   записка –   необязательный   элемент   программы,   потому   что   ФГОС не требует   ее составлять.   Но вы обязаны   разместить   аннотации   программ   на сайте   вашей школы   (п.   3.4   Требований   к структуре   официального   сайта   образовательной   организации, утвержденных   приказом   Рособрнадзора   от 29.05.2014   № 785).   Сошлитесь   на требования Рособрнадзора,   чтобы   учителя   подготовили   пояснительные   записки,   а вы –   аннотации к рабочим программам на их основе.  Пояснительная   записка   должна   быть   содержательной,   отражать   особенности образовательной   деятельности   в вашей   школе,   но при   этом   небольшой   по объему. В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов. В примере 1 вы прочитаете фрагмент пояснительной записки.  Напомните   педагогу,   что   рабочую   программу   он пишет   на уровень   образования. Поэтому   в примере   1   есть   задачи   для   уровня   образования,   а не для   конкретного   класса. Учитель в рабочей программе сначала формулирует задачи на уровень образования, а потом конкретизирует для каждого класса.  ПРИМЕР   1.   «Целью   реализации   основной   образовательной   программы основного   общего   образования   по учебному   предмету   “Русский   язык” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии   с требованиями   ФГОС   основного   общего   образования   и основной образовательной программы основного общего образования.  Задачами учебного предмета являются: – формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры,   как   к государственному   языку   Российской   Федерации,   как   языку межнационального общения;  – <…>». Педагог обязательно указывает общее количество часов, чтобы реализовать программу,   Вариант и расписывает   количество   часов   по годам   обучения   в каждом   классе. формулировки – в примере 2: ПРИМЕР 2. «Программа предмета “Русский язык” рассчитана на пять лет. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет 714 часов со следующим распределением часов по классам: 5­й класс – 170 часов; 6­й класс – 170 часов и т.д.». Еще в пояснительной записке учитель может перечислить образовательные технологии, которые   использует   в обучении,   методы   и формы   контроля   образовательных   достижений учеников. Педагог указывает учебники по годам обучения с выходными данными, пособия для учителя и обучающихся, электронные образовательные ресурсы. К СВЕДЕНИЮ Когда программа соответствует требованиями ФГОС Рабочие   программы   учебных   предметов   включают:   планируемые   результаты освоения   учебного   предмета,   курса и тематическое   планирование   с указанием   количества   часов   на тематический   блок, темы.   Рабочие   программы   курсов   внеурочной   деятельности   содержат:   результаты освоения   курса;   содержание   с указанием   форм   организации   и видов   деятельности и тематическое планирование.    курса;   содержание   учебного   предмета, ООП включают оценочные материалы (п. 10 Порядка организации и осуществления образовательной   деятельности…   утвержденного   приказом   Минобрнауки   от 30.08.2013 № 1015).   Но в требованиях   ФГОС   оценочные   материалы   не упоминаются   в структуре рабочих   программ.   Чтобы   учитель   подготовил   оценочные   материалы,   сошлитесь на пункт   9   Федерального   закона   от 29.12.2010   № 273­ФЗ   «Об образовании   в Российской Федерации»   и на пункт   10   приказа   Минобрнауки   от 30.08.2013   № 1015   и Методические рекомендации, направленные письмом Рособрнадзора от 04.08.2017 № 05–375. Как   составить   раздел   «Планируемые   результаты   освоения   учебного   предмета, курса» СПРАВКА Укажите   для   каждого   класса   и каждого   результата   оценочный инструментарий: тест, контрольная работа, диктант и др. Оценочные материалы оформите приложением к рабочей программе. Раздел   рабочей   программы   «Планируемые   результаты   освоения   учебного   предмета, курса»   содержит   перечень   результатов   учеников   после   освоения   рабочей   программы. Дополнительно учитель прописывает подходы к оценке достижений результатов школьников.  Планируемые   результаты   по учебным   предметам   учитель   объединяет   из целевого раздела   примерной   ООП,   программы   по предмету,   которую   предлагают   авторы   учебника в федеральном   перечне,   и из ООП   школы.   Педагог   формулирует   два   блока   результатов: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».  В образцах   оформления   1   и 2   вы посмотрите,   как   можно   составить   раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» на примере русского языка. В образце 1 учитель расписывает по годам обучения и классам каждую группу результатов.  В образце   2   педагог   объединяет   личностные   и метапредметные   результаты   в одну таблицу   и уже   в таблице   расписывает   по годам   обучения   и классам   каждую   группу результатов. Учителя сами выбирают, как им оформить пояснительную записку. Образец 1. Как оформить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» ­ Приложение 2. Образец 2. Как оформить раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» ­ Приложение 3. Образец   3.   Как   оформить   календарно­тематическое   планирование (на примере 5­го класса в рабочей программе по русскому языку) – Приложение 4. Как   подготовить   раздел   «Содержание   учебного   предмета,   курса,   модуля (дисциплины)» ВАЖНО Сравните   количество   часов   в рабочих   программах   с количеством   часов в учебном плане. Количество часов в программах и учебных планах должно совпадать для уровня образования и для учебного года. Содержание   учебного   предмета,   курса,   модуля   (дисциплины)   обязательной   части учебного плана берите из содержательного раздела примерной ООП соответствующего уровня общего образования и программ по учебным предметам, предложенным авторами учебников из федерального перечня.  Раздел   можно   начать   с характеристики   содержания:   какие   темы   изучают на соответствующем   уровне   общего   образования   или   по годам   обучения   (классам),   как изучение  этих  тем взаимосвязано,  изучение  каких  тем будет  предложено   на новом  уровне в последующие годы, как отражаются особенности, специфика образовательной организации.  Отобранное содержание в данном разделе учитель оформляет в тематические блоки, темы и т. п. Проверьте, чтобы содержание, которое вынесено в каждый блок, соответствовало требованиям ФГОС обязательных предметных областей. Если учебный предмет определяется образовательной организацией,  то содержание  педагог формирует самостоятельно с учетом возраста обучающихся.  В рабочей программе представьте содержание образования (содержание тем учебного предмета, курса) по годам обучения и классам. Укажите необходимое количество часов для изучения.   Это   позволит   конкретнее   формулировать   планируемые   результаты   освоения рабочей   программы,   определять   контрольные   элементы   содержания   и,   соответственно, выбирать оценочные материалы. К СВЕДЕНИЮ Какие программы общего образования реализует школа По требованиям ФГОС школа реализует следующие рабочие программы: – по учебным   предметам,   курсам,   модулям   (дисциплинам)   обязательной   части учебного плана, например, «Русский язык», «Литература» и др.;  – по учебным предметам, курсам, модулям или дисциплинам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, (например, «Риторика», «Речь и культура общения», «Деловой английский язык», «Олимпиадная математика» и др.);  – по внеурочной   деятельности,   например,   «Я –   исследователь»,   «Я –   патриот», «Путешествие по стране “Мудрость”» и др. Что проверить в планировании Проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов,   за которое   ученики   освоят   тему   или   тематический   блок   для   уровня   общего образования.  Затем   количество   часов   учитель   распределяет   по годам   обучения.   Вариант оформления – в примере 3: ПРИМЕР   3.   Тематическое   планирование   по учебному   предмету   «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» составлено на два года обучения для 10­11­го классов: Название блока/раздела/модуля Название темы Тригонометрия Показательная и логарифмическая функции тригонометрии.   Преобразование   Тригонометрический Основы   тригонометрии. круг. Простейшие уравнения и неравенства Обратные   тригонометрические   функции.   Графики прямых   и обратных   тригонометрических   функций. Общие   формулы   решения   тригонометрических уравнений Формулы   выражений Отбор   корней.   Тригонометрические   уравнения, неравенства, системы уравнений Показательная   функция   и ее график.   Свойства показательной   функции.   Решение   простейших показательных уравнений и неравенств Логарифмическая   функция   и ее график.   Свойства логарифмической   функции.   Решение   простейших логарифмических уравнений и неравенств Степенные уравнения и неравенства Смешанные уравнения и неравенства Количество часов, отводимых на освоение темы 16 8 12 32 6 6 12 10 Тематическое планирование не конкретизирует, как учитель на каждом уроке проходит программу   в классе.   Потому   педагоги   на каждый   год   разрабатывают   или   корректируют календарно­тематическое   планирование.   Образец   оформления   календарно­тематического планирования   по русскому   языку   для   5­го   класса   вы можете   посмотреть   в образце   3  – Приложение 4.  Как утвердить рабочие программы Все   рабочие   программы   утвердите   в составе   ООП   на уровень   общего   образования в приказе «Об утверждении основной образовательной программы (указать уровень) общего образования СОШ №  (указать название ОО)», когда ввели ФГОС или приняли ООП в  новой редакции.   В последующем,   ежегодно   утверждайте   календарно­тематическое   планирование рабочей программы учебного предмета в приказе «О внесении изменений и/или дополнений в основную   образовательную   программу   (указать   уровень)   общего   образования   СОШ № (указать название ОО)». В этом же приказе утвердите и другие изменения: учебный план ли учебные   планы,   если   их несколько,   календарный   учебный   график   для   ООП   конкретного уровня общего образования, план внеурочной деятельности.

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"

Методические рекомендации "Как подготовить качественную рабочую программу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019