Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)
Оценка 4.7

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл
03.10.2018
Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: 1. Ошибки связаны с недоразвитием кинетических представлений: — замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ); — замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж); 2. Последствие недоразвития оптических представлений: — замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш); — зеркальное написание букв (с — е , э — е). Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.Основные задачи коррекционно-развивающего обучения 1. Установление логических и языковых связей между предложениями; 2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание); 3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы); 4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций; 5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования); 6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения; 7. Обучение конструированию сложного предложения.
корр-я_оптической_дисграфии_у_мл_школьников.docx
Рабочая программа  «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников» 2 Пояснительная записка Рабочая   программа  по   коррекции  оптической   дисграфии  составлена   в   соответствии   с   Федеральным   государственным образовательным   стандартом   на   основе     методического   пособия   для   учителя­логопеда   Р.И.   Лалаевой   «Логопедическая   работа   в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии». Данная рабочая программа направлена  на коррекцию  оптической дисграфии и  создание  условий для  эффективной реализации и освоения  учащимися основной   образовательной программы   начального общего  образования, в том  числе  на обеспечение  условий для индивидуального   развития  учащихся  нуждающихся   в   логопедической   коррекции   и   рассчитана  на   своевременное   предупреждение   и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи. Нормативно ­ правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.  Приказ     Минобрнауки  РФ от  6 октября 2009  года  №  373 «Об утверждении  и  введении  в  действие  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 3. Приказ  Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом  Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»; 3 4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; 5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10»; 6. Инструктивно­методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.  № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; 7.   Письмо   Минобрнауки   РФ   от   22   января   1998   г.   №   20­58­07ин/20­4   «Об   учителях­логопедах   и   педагогах­психологах   учреждений образования»; 8.   Письмо   Минобрнауки   РФ   от   4   сентября   1997   г.   №   48   «О   специфике   деятельности   специальных   (коррекционных)   образовательных учреждений I­VIII видов»; 9.  Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194­6 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе»; 10. Приказ ГУО г. Челябинска от 8 декабря 2000 г. № 487 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения». Краткая характеристика оптической дисграфии Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов: — замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ); — замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж); 4 — замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш); — зеркальное написание букв (с — е , э — е). Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений. Цель коррекционной работы Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на  уровне звука,  буквы,  слога,  слова,  словосочетания,  предложения  и  текста.  А  так же  закрепление  обучающимися   на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении. Организация работы по программе Период обучения составляет 60 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв). Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно): 1. Развитие неречевых процессов; 2. Дифференциация сходных по начертанию букв. Необходимо   отметить,   что   работа   по   развитию   неречевых   процессов   не   ограничивается   рамками   первого   этапа.   Далее 5 соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий. Всю коррекционно­логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня: 1. Конструирование, реконструирование букв. 2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком). 3. Работа со словами­паронимами (ивазиомонимами). Программа рекомендована для обучающихся 2­4 классов. Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2   до   6   человек.   Количество   часов   по   программе   может   изменяться.   Продолжительность   одного   занятия   составляет   35   минут.   Период проведения  коррекционных  занятий  с  15  сентября  по  15  мая.  В  первые   две  недели  сентября  и  последние   две  недели   мая  проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.  Основные задачи коррекционно­развивающего обучения 1. Установление логических и языковых связей между предложениями; 2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание); 3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы); 4. Развитие навыка правильного употребления предложно­падежных конструкций; 5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования); 6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения; 7. Обучение конструированию сложного предложения. Планируемые результаты после прохождения программы 6 К концу обучения дети должны знать: — основные цвета и оттенки; — геометрические фигуры; — схему собственного тела; — направления; — артикуляцию всех звуков; — сходство и различие всех сходных по начертанию букв; — элементы букв двух шрифтов; — название букв родного алфавита. К концу обучения дети должны уметь: — различать основные и оттеночные цвета; — различать геометрические фигуры; — соотносить предмет и форму, предмет и цвет; — ориентироваться в схеме собственного тела; — ориентироваться во времени и в пространстве; — сравнивать предметы по величине;. — сравнивать элементы букв двух шрифтов; — уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов; — сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах; 7 — соотносить букву со звуком и наоборот. • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с. Учебно­методический комплекс • КОРРЕКЦИЯ     ОПТИЧЕСКОЙ     ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. ­ М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. ­ 88 с. • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя­логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика). План работы по преодолению оптической дисграфии № темы 1 2 Тема занятия Содержание работы Часы Развитие зрительного восприятия, памяти,  навыков звукового анализа Развитие пространственно­временных  отношений 1. Развитие неречевых процессов Знакомство   с   основными   и   оттеночными   цветами.   Знакомство   с геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и формой.   Дифференциация   предметов   по   цвету,   величине   и   форме. Знакомство   с   понятием   «величина».   Сравнение   предметов   по   величине, ширине, глубине и т.д. Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к 8 10 приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти II. Дифференциация графически сходных букв 3 4 5 Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных букв (рукописного и  печатного шрифта) Дифференциация оптически и кинетически сходных гласных и согласных букв (руко­ писного и печатного шрифта) Дифференциация оптически и кинетически сходных согласных букв (рукописного и  печатного шрифта) Дифференциация   сходных   по   начертанию   букв   в   слогах,   словах, словосочетании,   предложении,   тексте.   Соотнесение   буквы   со   звуком   и символом.   Конструирование   и   реконструирование   букв.   Сравнение элементов   букв.   Развитие   оптико­пространственных   представлений. Развитие зрительно­моторных координации. Дифференциация букв. Работа с квазиомонимами. Развитие образного мышления Дифференциация   букв   во   всех   позициях.   Сравнение   элементов смешиваемых   букв.   Соотнесение   буквы   с   символом   и   звуком.   Развитие зрительно­моторных координации. Конструирование и реконструирование. Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами Дифференциация   сходных   по   начертанию   оптических   букв   во   всех позициях. Развитие зрительно­моторных координации. Конструирование и реконструирование.   Развитие   оптических   представлений   и   оптико­ пространственных   отношений.   Установление   связей   между   графемой   и артикулемой. Работа с квазиомонимами 8 8 14 20 Всего часов: 60

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)

Методические рекомендации: "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" (2 класс, логопедия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018