Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
1. Ошибки связаны с недоразвитием кинетических представлений:
— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);
— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);
2. Последствие недоразвития оптических представлений:
— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
— зеркальное написание букв (с — е , э — е).
Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.Основные задачи коррекционно-развивающего обучения
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
корр-я_оптической_дисграфии_у_мл_школьников.docx
Рабочая программа
«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников» 2
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом на основе методического пособия для учителялогопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в
коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и
освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для
индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и
устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Нормативно правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»; 3
4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №
373»;
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110»;
6. Инструктивнометодическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.
№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 205807ин/204 «Об учителяхлогопедах и педагогахпсихологах учреждений
образования»;
8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IVIII видов»;
9. Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/21946 «Об организации логопедической работы во вспомогательной школе»;
10. Приказ ГУО г. Челябинска от 8 декабря 2000 г. № 487 «Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной
школы и дошкольного образовательного учреждения».
Краткая характеристика оптической дисграфии
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и
искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м,
и — ш, ш — щ, ц, — щ);
— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж); 4
— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т —
ш);
— зеркальное написание букв (с — е , э — е).
Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития
оптических представлений.
Цель коррекционной работы
Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы
на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися на логопедических
занятиях знаний полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.
Организация работы по программе
Период обучения составляет 60 часов, хотя количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от
количества смешиваемых букв). Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух
направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее 5
соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционнологопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словамипаронимами (ивазиомонимами).
Программа рекомендована для обучающихся 24 классов. Из каждого класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от
2 до 6 человек. Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность одного занятия составляет 35 минут. Период
проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится
обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.
Основные задачи коррекционноразвивающего обучения
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложнопадежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения. Планируемые результаты после прохождения программы
6
К концу обучения дети должны знать:
— основные цвета и оттенки;
— геометрические фигуры;
— схему собственного тела;
— направления;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
— название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать основные и оттеночные цвета;
— различать геометрические фигуры;
— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— ориентироваться во времени и в пространстве;
— сравнивать предметы по величине;.
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах; 7
— соотносить букву со звуком и наоборот.
• Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.
Учебнометодический комплекс
• КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. М. : Издательство ГНОМ и Д,
2008. 88 с.
• Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителялогопеда. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).
План работы по преодолению оптической дисграфии
№
темы
1
2
Тема занятия
Содержание работы
Часы
Развитие зрительного восприятия, памяти,
навыков звукового анализа
Развитие пространственновременных
отношений
1. Развитие неречевых процессов
Знакомство с основными и оттеночными цветами. Знакомство с
геометрическими фигурами. Соотнесение предмета с цветом, величиной и
формой. Дифференциация предметов по цвету, величине и форме.
Знакомство с понятием «величина». Сравнение предметов по величине,
ширине, глубине и т.д.
Знакомство с такими понятиями как: год, месяц, день недели, сутки, вчера,
сегодня, завтра. Формирование временных представлений по отношению к
8
10 приему пищи. Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева,
справа, между, под, над... Расширение объема зрительной памяти
II. Дифференциация графически сходных букв
3
4
5
Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных букв (рукописного и
печатного шрифта)
Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв (руко
писного и печатного шрифта)
Дифференциация оптически и кинетически
сходных согласных букв (рукописного и
печатного шрифта)
Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах,
словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и
символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение
элементов букв. Развитие оптикопространственных представлений.
Развитие зрительномоторных координации. Дифференциация букв. Работа с
квазиомонимами. Развитие образного мышления
Дифференциация букв во всех позициях. Сравнение элементов
смешиваемых букв. Соотнесение буквы с символом и звуком. Развитие
зрительномоторных координации. Конструирование и реконструирование.
Развитие кинетических представлений. Работа с квазиомонимами
Дифференциация сходных по начертанию оптических букв во всех
позициях. Развитие зрительномоторных координации. Конструирование и
реконструирование. Развитие оптических представлений и оптико
пространственных отношений. Установление связей между графемой и
артикулемой. Работа с квазиомонимами
8
8
14
20
Всего часов:
60
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.