Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)
Оценка 4.6

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Оценка 4.6
Документация
doc
администрации
Взрослым
07.02.2018
Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)
Номенклатура дел и документация мастера производственного обучения ,Планирование и подготовка мастера к занятиям, Алгоритм проведения занятий производственного обучения, Характеристика уровней производственного обучения учащихся, Формы организации учебно-производственной деятельности учащихся на уроке (занятии), практике, Классификация типов уроков (занятий) производственного обучения, Общая структура уроков (занятий) производственного обучения, ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации 2017 мастеру.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ТЕХНИКУМ – ИНТЕРНАТ»                 Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект) 1 Луганск  2018г. Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект) Номенклатура дел и документация мастера производственного обучения 1. Учебный план и программа по профессии. 2. Перечень учебно­производственных работ. 3. Планы уроков  учебной практики и производственной практики. 4. Журнал учета учебной практики и производственной практики. 5. Перечень проверочных (пробных) работ на аттестацию. 6. Договоры о прохождении производственной практики. 7. Списки учащихся  на персональное распределение по окончанию  обучения. 8. Журнал инструктажа по охране труда;        9. Комплект инструкций по охране труда по профессии. 10. Программа (детальная) практики и дневники учета производственного  обучения. 11. Ведомости учета успеваемости группы (полугодие, год). 12. Тетрадь  учета посещаемости (с приложением оправдательных  документов). 13. Задания на поэтапную аттестацию на каждый разряд 14. Протоколы поэтапной аттестации. 2 15. Индивидуальный план работы мастера п/о на неделю, согласованный со  старшим мастером. 16. Должностные обязанности мастера производственного обучения  (правила внутреннего распорядка) Планирование и подготовка мастера к занятиям Планирование и подготовка к занятиям тесно взаимосвязаны. Планирование  –  это часть подготовки, в документации планирования отражаются   результаты   подготовки   мастера   к   занятиям.   Подготовку   к занятиям   можно   разделить   на   два   этапа:   перспективную   –   подготовку   к учебному году и изучению очередной темы программы и текущую – подготовку к очередному уроку. Каждый элемент подготовки включает личную подготовку мастера,   подготовку   учебно­материального   оснащения   и   планирования учебного процесса. (см. табл.) Основные вопросы содержания подготовки мастера Подготовка учебно­ материального оснащения 3 Подготовка учебных  мастерских,  лабораторий, учебных  участков и рабочих  мест в соответствии с  требованиями учебных программ, норм и  правил охраны труда. Личная подготовка  мастера 2 Изучение примерной программы  профессиональной характеристики,  учебного плана, программы  педагогической и технической  литературы: ­ участие в работе школ передового  опыта, педагогических  конференций, стажировка; ­ участие в проф. ориентационной  работе, в комплектовании учебной  группы; ­ изготовление образцов (эталонов)  учебно­производственных работ. Планирование  учебного  процесса 4 Участие в работе по  подготовке перечней  учебно­ производственных  работ, перспективных  планов учебной и  воспитательной  работы, разработке  учебных норм и  технических  требований на учебно­ производственные  работы: ­ разработка учебно­ технической  документации,  критериев оценки,  детальной программы  производственной  практики. 3 Этапы подго­ товки  1 у д о г   у м о н б е ч у               у м о в о н   К Изучение методической и  технической литературы,  информационных материалов по  теме: ­ подготовка или разработка  документации письменного  инструктирования, межпредметных  комплексных заданий, задания для  домашней работы. технической литературы:  информационных материалов по  теме урока: ­ подготовка к показу трудовых  приемов и способов. ы м е т   ю и н е ч у з и К   К уроку Изучение методической и научно­ Определение и  подготовка учебно­ производственных  работ по теме: ­проверка наличия и  подготовка к  использованию учебно­ материального  оснащения,  документации,  применяемых при  изучении темы. Подготовка и проверка  заготовок и материалов для выполнения на уроке  учебно­технической  документации,  дидактических средств на  урок; ­ подготовка и проверка  исправности оборудования, инструментов, приборов и  приспособлений. Анализ знаний  учащихся по теме: ­ распределение  материала темы на  подтемы и уроки; ­ определение  межпредметных связей, передовых приемов,  характерных для темы. Анализ итогов  предыдущих занятий,  уточнение содержания  темы и целей урока: ­ определение  структуры урока и  времени на каждый  элемент; ­ определение методов  и методических  приемов; ­ составление плана  урока и конспекта  вводного инструктажа,  определение  конкретных домашних  заданий. Алгоритм проведения занятий производственного обучения 1. Организация явки группы на учебное занятие. 2. Приемочный  контроль состояния оборудования, инструмента, рабочих  мест, санитарного состояния, оформления записей в журнале и устранение  недостатков. 3. Организация подготовки учащимися своих рабочих мест и спецодежды. 4. Своевременное проведение вводного инструктажа (согласно плану) со 100% привлечением   учащихся   и   использованием   учебно­материальной   базы, технических средств  обучения, передовых методов и приемов труда. 5. Оперативный   текущий   инструктаж,   своевременное   выявление   нарушений технологической дисциплины, предотвращение брака. 6. Организованное   проведение   обеденного   перерыва   и   отдыха   учащихся, соблюдение режима труда. 7. Наиболее   полное   использование   в   работе   оборудования,   инструмента (перемещение учащихся по рабочим местам по графику). 8. Постоянный контроль дисциплины на уроках, предотвращение нарушений охраны труда. 4 9. Обязательное   ведение   в   течение   дня   журнала   учета   знаний,   умений   и навыков учащихся. 10.   Систематическое   ознакомление   и   практическое   применение   учащимися передовых методов труда, прогрессивного инструмента, приспособлений и т.п. 10.Четкая   организация   заключительного   инструктажа,   подведение   итогов, замечания. 11.  Организация   сдачи   учебно­тренировочных   работ,   а   также   продукции, выпускаемой согласно плану производственной деятельности. 12.Организация уборки производственных мастерских, оборудования, рабочих мест (заполнение журнала, экрана санитарного состояния). 13.Деятельность мастера по ходу урока: а) изготовление эталонов (образцов); б) укрепление учебно­материальной базы; в) контроль качества продукции; г) ведение документации; д) частичная подготовка к очередному занятию; е)   текущий   ремонт   инструмента,   технических   средств   обучения,   учебно­ наглядных пособий и т.д. 15.   Организация   внеклассной   работы   по     технического   (художественного) творческого при мастерской. Характеристика уровней производственного обучения учащихся Выбор   мастером   уровней производственного   обучения   учащихся   также   зависит   и   от   содержания, сложности   темы,   целей   урока,   от   сформированности   профессиональных умений. производственного   обучения   1.   По   степени   сложности   уровня   обучения,   усвоения   и   овладения учащимися профессиональных знаний подразделяются на:  ознакомительный – учащийся на уроках спец. дисциплин и уроках производственного   обучения   получает   представленные   об изучаемом материале;  репродуктивный  – учащийся осознанно усваивают материал для будущего   воспроизведения   его   содержания   при   практической работе;  продуктивный  –   учащиеся   на   основе   полученных   знаний ситуации… разрешают   производственные воспринимают материал повышенной сложности…   проблемные   2. По степени сложности уровни учебно­производственной деятельности учащихся на уроках п/о подразделяются: Уровни  деятельности учащихся Характер деятельности, работ учащихся на уроке Период и основное  содержание  производственного  обучения 5 Первоначальное освоение  трудовых приемов и  операций, способов  выполнения простых  комплексных работ  (ориентировочно – на 1  курсе). Выполнение комплексных  работ простых или средней  сложности: освоение приемов и способов работы на новом  оборудовании, применения  новых инструментов,  приборов, оснастки, освоение новых приемов технологий  (ориентировочно на 2­3  курсе). Выполнение сложных  комплексных работ на  производственной практике.  Аттестация учащихся на  повышенный уровень  квалификации, проверка  сформированности  профессионального мастера  по профессии  соответственного  квалификационного  повышенного разряда  (ориентировочно на 2­3  курсах). 1­репродуктивная,  несамостоятельная  деятельность 2­репродуктивная,  самостоятельная  деятельность 3­репродуктивная  самостоятельная  деятельность 4­самостоятельная творческая деятельность Работа учащихся на уроке под  непосредственным наблюдением и  руководством мастера, на основе его  инструктивных указаний и  рекомендаций документов  письменного инструктирования: Инструкционных и инструкционно­ технологических карт, учебных  алгоритмов, производственных  инструкций, типовых правил, по  образцу, показу мастера. Работа  учащимися на уроке  выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов, техпроцесса (с  учетом технологической  последовательности, чередования  этапов элементов работы,  воспроизводимых в памяти или в  соответствии с инструкционно­ технологической картой).  Работа учащимися на уроке  выполняется на основе самостоятельно созданного алгоритма. Учащийся  самостоятельно принимает решения в  нетипичных условиях и ситуациях:  участвует в разборе особенностей  трудовых приемов; выполняет задания  по карте, раскрывающей только  алгоритм (последовательность)  трудовых приемов, операций, без  подобных технических условий,  указаний; самостоятельно определяет  технологическую последовательность  (алгоритм) при выполнении  комплексной работы по изготовлению  детали, инструмента… В   процессе   деятельности   учащиеся творчески   используют   усвоенные знания   и   умения.   Учащиеся самостоятельно,   по   своей   инициативе рационализируют,   предлагают   и реализуют   на   практике   оригинальные решения   в   области   инструментов, средств,   организации выполнения   работы,   самостоятельно могут   работать   при   нестандартных режимах.   способов, Формы организации учебно­производственной деятельности учащихся  на уроке (занятии), практике 6 Форма   обучения  –   это   количественный   или   структурный   вариант согласованных   действий   между   мастером   производственного   обучения   и учащимся. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей… Формы организации учебной работы с В каком случае выбираем ту или иную форму? Особенности,  признаки учащимися Фронтальная (групповая) Мастер работает сразу  со всей группой.  Учебная цель для всех  учащихся общая.  Учащиеся должны  слушать, запоминать,  смотреть. При этом  мастер ориентируется на «среднего учащегося». Все работают  самостоятельно, в  индивидуальном темпе,  каждый на своем  рабочем месте,  возможны  разноуровневые задания.  Мастер работает с  учащимися по очереди,  проводит  индивидуальный  инструктаж. И только  когда у них одинаковые  ошибки (типичные),  останавливает работу и  проводит фронтальный  (для всех) инструктаж. Когда мастер организует работы парами: сильный  учащийся – слабый  учащийся, два равных по успеваемости.  Когда мастер проводит  индивидуальный  инструктаж (пара  мастер­ученик).  организует  взаимоконтроль. Цель общая только для  членов команды  (бригады, звена). Задачи  в бригаде могут быть  разные, также возможно  разделение труда и  кооперация. В таких  1.   В   ходе   вводного   инструктажа,   когда объясняется впервые незнакомый материал. 2.   В   ходе   текущего   инструктажа,   когда многие   сделали   одну   и   ту   же   ошибку, мастер   останавливает   работу   и   проводит инструктаж для всех. 3.   В   ходе   заключительного   инструктажа, когда оцениваем работу группы в целом и отдельных учащихся и т.д. 1.   В   ходе   вводного   инструктажа,   когда проводится   письменный   опрос   по карточкам­заданиям, индивидуальная устная   беседа   с   целью   контроля   знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое­либо задание или слушают. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого и т.д.  3.     В   ходе   заключительного   инструктажа такая   форма   практикуется   при самоанализе.   1. В ходе вводного инструктажа, когда  предстоящая практическая работа требует  серьезного осмысления. Пары учащихся  обсуждают предстоящее задание. 2. В ходе текущего инструктажа возможна  организация взаимоконтроля и  взаимопомощи. 3. В ходе заключительного инструктажа  возможна организация оценки работ друг –  друга – в паре и т.д.  1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованные бригады, звенья, игровые  команды для обсуждения проблем, поиска  решения. 2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные  бригады, звенья для выполнения работ,  7 Индивидуальная  Парная  (ведущий­ ведомый) Ролевая  (мастер­ учащийся) Коллективная  (работа в малых  группах: бригадах, звеньях,  командах и т.п.) коллективах возникают  отношения взаимной  ответственности и  зависимости. Поэтому и  контроль частично  осуществляется членами коллектива (за мастером  остается ведущая роль). требующих кооперации или разделения  труда. 3. В ходе заключительного инструктажа  может быть организована деловая игра,  когда команды оценивают уровень знаний и  умений по итогам рабочего дня, дискуссия  по выявлению причин и т.д. Классификация типов уроков (занятий) производственного обучения Урок   (занятие)   производственного   обучения  отличается   от   урока теоретического   обучения   и   от   урока   по   общетехническим   и   специальным предметам.   Направленность   урока   (занятия)     производственного   обучения заключается   в  том,  чтобы  учащиеся  на   основе   полученных   технологических знаний   освоили   движения,   приемы,   способы   выполнения   производственных действий,   операций,   необходимые   для   последующего   формирования   у   них знаний,   умений   и   навыков   выполнения   производственных   работ   по определенной профессии. Урок   (занятие)   производственного   обучения  –   центральное   звено   в организации   учебно­воспитательного   процесса   и   профессионального образования учащихся. Решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. они организуют не только свой трудна уроке, но и производственную деятельность учащихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методически грамотная подготовка и проведении уроков п/о   –   важнейшая   предпосылка   повышения   эффективности   и   качества   всего учебно­воспитательного процесса. В   зависимости   от   основной   комплексной   дидактической   цели   и содержания   изучаемого   материалов,   вида   учебно­производственных   работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы: 1.  Вводный   тип   урока  (первый   урок   в   учебных   мастерских   или   на производстве). 2. Урок по изучению трудовых приемов и операций. Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать   первоначальные   умения   по   выполнению   изучаемых   трудовых приемов. 3. Урок по выполнению простых комплексных работ.  Комплексная   цель   этого   типа   урока   –   ознакомить   учащихся   с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ. 4.  Урок   по   выполнению   сложных   комплексных   работ    (урок производительного труда). Комплексная   цель   этого   типа   урока   –   формировать   у   учащихся самостоятельно   планировать   технологический   процесс   и   выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ. 5. Урок контрольно­проверочный. 8 Комплексная   цель   этого   типа   урока   –  обеспечить   контроль,   проверку прочности   сформированности   профессиональных   знаний,   умений,   навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной  работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе. Вид   урока  определяется   формой   совместной   деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке: Лекция. Беседа. Самостоятельная работа. Практическая работа. Лабораторная работа. Конференция. Семинар. Контрольная работа. Зачет. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Деловая игра. 11. Экскурсия. 12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени Общая структура уроков (занятий) производственного обучения Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы. Рассматривая   структуру   урока   производственного   обучения   следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных   структурных   элементов,   а   взаимосвязанных,   последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся. Структурными этапами (частями) урока п/о являются: IV III II I Организационный Вводный этап (часть) момент,  этап урока, 5 мин. 1­2% урока,  35­40 мин. 12­15% Основной этап (часть) урока,  5 часов. 70­85% Заключительный этап (часть) урока 5­6% Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы: 1.  Организационный   этап  (вводный   инструктаж)   –   1­2%   времени занятия: ­ выявление отсутствующих учащихся; 9 ­ проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…); ­ организация внимания и готовности учащихся к уроку. 2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12­15% времени занятия: ­ сообщение темы; ­ ознакомление с целями; ­ мотивация деятельности учащихся; ­ повторение материала спец. предметов, теоретических предметов; ­   показ   и   выполнение   трудовых   приемов,   освоенных   на   предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся); ­   инструктирование,   формирование   ориентировочной   основы   учебно­ производственной   деятельности   по   новой   теме   урока   (показ,   объяснение приемов,   способов   работы,   показ   техпроцесса,   чертежей,   инструкционно­ технологических карт…); ­ пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений; ­ объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера; ­ закрепление требований ТБ; ­ определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно­производственных работ; ­ сообщение норм времени, критериев оценок; ­ организация рабочего места. 3.  Основной   этап   (текущий   инструктаж)   урока­  70­85%   времени занятия: ­   деятельность   учащихся   –   выполнение   упражнений,   самостоятельна работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…; ­ самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…; ­ самостоятельная работа, выполнение учебно­производственных заданий. Деятельность мастера п/о: ­ мотивация учащихся по видам учебно­производственных работ; ­ наблюдение; ­ целевые обходы; ­ индивидуальное инструктирование; ­ коллективное инструктирование; ­   закрепление   с   учащимися   новых   способов,   приемов   работы   по выполнению операции или производственной работы; ­ прием результатов работы; ­ оценивание; ­ определение дополнительных заданий сильными учащимися… 4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5­6% времени: ­ сообщение о достижении целей урока; ­   анализ,   самоанализ   выполнения   учебно­производственных   работ   или трудовых операций…; ­ разбор типичных ошибок, допущенных дефектов…; 10 ­ анализ выполнения ТБ,  норм времени; ­ сообщение оценок; ­ сообщение темы следующего урока; ­ объяснение домашнего задания; ­ уборка рабочих мест. Определение   содержания  деятельности  мастера  на  любом  этапе  урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть)   урока   п/о     взаимосвязаны,   направлены   на   активное   овладение профессиональными   умениями,   навыками,   на   развитие   самостоятельности, интереса к профессии. По   каждому   структурному   этапу   урока   п/о   мастер   определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями: ­   структура   урока   должна   отражать   логическую   последовательность этапов; ­   должна   быть   связь   между   структурными   элементами   урока, длительность каждого из них определяется содержанием материала, его роль в достижении целей урока; ­   не   следует   перегружать   урок   второстепенными   структурными элементами; ­ структура занятия должна быть гибкой для того, чтобы можно было использовать   различные   варианты   структурных   элементов   в   зависимости   от реальных условий их проведения. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  –   достижение   учащимися   целей   урока;   овладение   учащимися   в результате урока сознательными, глубокими и прочими знаниями и умениями, способами их получения и применения. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ  ­ стремление разобраться в  сущности изучаемого материала и  эффективно овладеть знанием и  умением; активный поиск путей  самостоятельного решения  познавательных и практических  задач. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ И  ТВОРЧЕСКИХ СИЛ УЧАЩИХСЯ  – овладение учащимися  рациональными способами  мышления; формирования умений  самостоятельно принимать  рациональные решения в  разнообразных учебных и  производительных ситуациях. 11 САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ В  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обеспечивающая осознанное и прочее усвоение  знаний, формирование умений их  принять; выработка умений  самостоятельно приобретать,  углублять и пополнять знания и  умения. ВЫСОКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО­ МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ –  комплексное применение различных форм, методов и средств с учетом  их дидактических функций и  возможностей; рациональная  структура урока, учитывающая его  содержание, цели и задачи, логику  учебного процесса, место в учебном процессе, условия.     У К О Р У У М О Н Н Е М Е Р В О С К Я И Н А В О Б Е Р Т   ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ  ­ рациональное планирование,  организация учащимися своей  деятельности, самоконтроль;  овладение умениями работать с  книгой, учебными пособиями, ТСО,  инструментами, документами. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ­  создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося  соответствуют его возможностям;  организация учебного процесса так,  чтобы каждый учащийся стремился  решать учебные задачи  собственными силами. Целеопределение – основа качества урока производственного обучения Определяющим компонентом учебного процесса обучения является цель. 1.   Термин   «цель»   в   общенаучном   понимании   обозначает   идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности педагога. 2.   В   понятие   «цели   урока»   можно   включить   следующие   основные положения: а) Цели – это прогнозируемые результаты обучения учащихся. б) На практике следует планировать конкретные цели, вытекающие из содержания учебного материала данной темы. в)   Целеобразование   должно   опираться   на   анализ   основного,   главного содержания темы, урока. 3. К определению целей мастер п/о подходит комплексно, рассматривая цели образования, воспитания и развития учащихся в органическом единстве и взаимных  связях.  Целеобразование  предполагает  формулировку  комплексно­ дидактических   целей,   как   интегративных   (обучающих,   развивающих, воспитательных) на весь урок, а также предполагает определение микроцелей, соответственно структурных этапов урока, структурных элементов урока. 4.   При   планировании   целей   урока   не   надо   бояться   их   развернутых формулировок; цели должны комплексно включать в себя все то основное, что учащимся предстоит усвоить, сделать в ходе уроков. 5.   Общим   приемом   формулирования,   конкретизации   целей   урока,   по определенной теме является использование глаголов, указывающих на действия учащихся, мастера и предполагаемый результат урока. 6. Важным требованием в целеопределении является ее диагностичность, т.е. анализ мастером п/о достигнутых результатов на уроке. 12 7. Цели необходимо конкретизировать по уровням обучения учащихся (репродуктивном и продуктивном уровнях). Урок   п/о   отличается   от   урока   теоретического   обучения   тем,   что комплексная цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся  на  основе  полученных  технологических  знаний   освоили  движения, приемы,   способы   выполнения   действий   и   операций,   необходимые   для последующего   формирования   у   них   умений   и   навыков   выполнения производственных работ по определенной профессии. В результате трудовой деятельности   учащихся     на   уроке   (занятии)   производится   какой­либо материальный   продукт   труда.   Его   изготовление   предъявляет   к   учащимся совершенно новые требования. Учащимся   не   достаточно   просто   запомнить   или   заучить   учебный материал, они должны его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении   производственного   задания.   Следовательно,   одним   из   главных умений,   формируемых   на   уроке   п/о,   является   умение   применить технологические знания на практике. Формирование конкретных целей и микроцелей обучения целесообразно осуществлять   по   определенной   структуре   урока,   основанием   служить последовательность   обучения   учащихся   трудовой   операции,   их   комплексу, выполнению сложных видов работ (от простого к сложному) и т.д. Примерный перечень обучающих целей урока производственного обучения  Обучить учащихся трудовым движениям; обучить трудовым действиям и приемам…; сформировать (отработать) у учащихся профессиональные навыки и   привычки…;   усовершенствовать   трудовые   действия   и   приемы…;   научить учащихся   производить,  осуществлять…;   закрепить   (углубить,  развить)   ранее изученные материалы по…; сформировать у учащихся прочные практические знания   о…(указать   конкретно);   обучить   учащихся   умению   предвидеть возможные   виды   брака;   углубить   ранее   изученные   знания…   при   отработке приемов…;   обучить   распознаванию   признаков   нарушений   нормального   хода технологического   процесса…   на   основе   привлечения   знаний   из…;   показать роль   знания   основных   положений   …   в   предупреждении   и   устранении возможных   ошибок   (причин   брака)…;   раскрыть   сущность   выполняемых трудовых действий и приемов…; на основе привлечения знаний из области… создать   у   учащихся   прочную   ориентировочную   основу   трудовых   действий при…; научить учащихся своевременному предупреждению дефектов и брака продукции…; обобщить и систематизировать знания… при изучении приемов; научить   учащихся   применять   ранее   изученные   знания…   при   составлении инструкционно­технологической   документации…;   проследить   динамику развития знания… до алгоритма трудовой деятельности… и т.д.; сформировать умения; подготавливать к работе оборудование, инструменты. Приспособления и содержать их в надлежащем состоянии, принимать и сдавать рабочую смену, 13 подбирать   инструмент,   научить   составлять   технологический   процесс, разрабатывать   инструкционные   и   инструкционно­технологические   карты; читать   рабочие   чертежи,   пользоваться   технологической   документацией, обучать   само­   и   взаимоконтролю,   развивать   самостоятельность   при выполнении…; осуществлять контроль за качеством знаний, умений, навыков при выполнении операций, комплексных, пробных, проверочных работ и т.д. Примерный перечень развивающих целей урока  производственного обучения формировать   и   развивать   умения   анализировать;   научить   учащихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части; научить учащихся   умениям:   рационально   организовывать   и   планировать   свой   труд, распределять время для упражнений и отработки трудовых навыков движений, действий и операций; зрительно контролировать правильность и точность своих движений,   развивать   технологическое   мышление   и   профессиональную интуицию, формировать умения; осуществлять планирование своих действий, своевременно распознавать неполадки в работе оборудования или подмечать признаки   отклонений   от   нормального   хода   технологического   процесса; предвидеть возможные виды брака; научить применять теоретические знания на практике; формировать поисковый стиль мышления и работы… Примерный перечень воспитательных целей урока  производственного обучения Формировать нравственные и поведенческие к другие общие качества личности  учащихся: ­ ответственного отношения к порученному делу; ­ критического мышления; ­ чувства долга и ответственности; ­ чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, деловитости, трудолюбия, уверенности в себе,  способности к самовыражению, культуры труда, нетерпимости к недостаткам,  умения работать в бригаде, звене. Формировать профессионально важные интегративные качества личности у  будущих рабочих: ­ нетерпимости к браку; ­ развитие предприимчивости; ­ интереса к работе передовиков производства; ­ потребности использовать в трудовой деятельности передовое, прогрессивное, что появляется на производстве; ­ интереса к профессии; ­ профессионального достоинства; ­ стремления добиваться высоких результатов в работе; ­ осознания принадлежности к конкретной профессиональной группе; ­ ответственного отношения к труду; 14 ­ активности и самостоятельности в учебно­трудовой деятельности, ­ положительной мотивации учебно­трудовой деятельности; ­ сознательного и творческого отношения к труду. Формировать у учащихся стремление к постоянному развитию  профессиональных способностей и мастерства. Формировать у учащихся стремление к самоконтролю и саморегупяции  трудовой деятельности. Научить учащихся преодолевать негативные последствия стрессовых  производственных ситуаций. Формировать способности адекватно оценивать ту или иную производственную  ситуацию. Воспитание стремления устанавливать истинную причину нарушений  технологического процесса изготовления продукта, изделия и др. Методические требования к уроку (занятию) производственного обучения Урок в учебных мастерских и в условиях производства является основной формой организации п/о по избранной учащимися профессии. При подготовке к уроку   мастер   п/о   должен   учитывать   следующие   требования,   повышающие качество обучения учащихся: 1) комплексно­методическое обеспечение мастерской, урока; 2) соответствие урока требованиям Госстандарта по профессии и учебной программы; 3) определение   типа,   вида   урока   п/о,   комплексно­дидактических   целей, структуры урока п/о; 4) целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени; 5) определение форм организации обучения и уровней обучения; 6) соблюдение санитарно­гигиенических условий труда и правил ТБ; 7) подбор дидактического материала; 8) обеспечение связи данного урока п/о с предыдущими и последующими уроками п/о и теоретическим обучением; 9) применение оптимальных методов и методических приемов обучения; 10)   выбор   методов   и   методических   приемов   индивидуального   и коллективного текущего инструктирования  с учетом целей обхода; 11) определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда; 12)   формирование   у   обучающихся   положительных   мотивов   к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии; 13) формирование у обучающихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда; 15 14)   разработка   системы   повторения   и   закрепления   профессиональных знаний, умений и навыков; 15) разъяснение домашнего задания; 16)   овладение   педагогическим   тактом,   культурой   речи,   быстротой принятия решений на уроке. по ведению журнала учета производственного обучения учащихся образовательных  учреждений среднего профессионального образования МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Луганской Народной Республики Методические   рекомендации   разработаны   в   соответствии   с   приказом Министерства образования и науки ЛНР от 08.08.2015 №232 «Об утверждении форм журналов    образовательных учреждений   среднего  профессионального образования (ПТУЗ) ЛНР». Журнал   учёта   производственного   обучения   (далее   –   журнал)   –   это обязательный  документ ГОУ СПО ЛНР «Луганский техникум – интернат», в котором фиксируются результаты учебных достижений  по  профессионально­ практической подготовке определённого уровня квалификации за семестр, год, выставляются   текущие   оценки,   ведётся   учёт     тематических   оценок   знаний, умений и навыков учащихся, проверочных работ, квалификационных пробных работ, выполнения  учебных программ в период производственного обучения. Журнал ведётся на протяжении всего  периода обучения.            Журнал включает: 1. Титульный лист (форма №1). 2. Общие сведения  об учащихся  группы (форма №2). 3. Учет производственного обучения (форма №3). 4.   Перечень­протокол   профессии(форма №4). 5. Итоги производственного обучения и практики по уровню квалификации за І,ІІ семестр и год (формы №5,5а). 6. Замечания и предложения по ведению журнала (форма №6).   квалификационных   пробных     работ     по Журнал ведётся мастером, который проводит производственное обучение в учебной группе. Записи в журнале выполняются шариковой ручкой с синей пастой. Все записи ведутся чётко и разборчиво на русском языке. Журнал ведется в течение всего периода обучения группы. На титульном листе журнала (форма №1) указывается полное название образовательного   учреждения,   номер   группы,   профессия   (специальность), учебный год, фамилия, имя, отчество мастера производственного обучения. Общие сведения об учащихся группы  (форма №2) заполняется согласно поимённой книге, личным делам и приказам о зачислении учащихся. В графе 16 “дополнительные сведения” делается примечание  об отчислении  или переводе учащихся. В форме №3 ведется учет производственного обучения учащихся. В ней учитывается   посещение   и   текущая     успеваемость   учащихся,   записывается количество   часов,   название   тем   и   краткое   содержание   учебно­ производственных работ,  а также инструктаж по охране труда. Отсутствие учащихся на занятиях в форме № 3 обозначается буквой “н”. Оценивание   учебных   достижений   учащихся   осуществляется   по   5­   ти бальной системе и   обозначается цифрами от 1 до 5.  Оценки выставляются в соответствии   с   критериями   оценивания   учебных     достижений   учащихся, которые устанавливают четкие соотношения  между требованиями к знаниям, умениям и навыкам и показателем оценки в баллах. Текущие   оценки   во   время  урока   производственного   обучения выставляются   по   результатам   выполнения   учащимися     каждого   учебно­ производственного   задания,   а  также   путем   наблюдения   за   правильным выполнением   приемов,  организацией   и   культурой   труда,   за  использованием оборудования,  инструментов,   приспособлений   и   выполнением   требований охраны труда.  Текущая оценка выставляется в журнал  в колонку,  которая обозначает дату проведения занятия.  Дата   проведения   занятия   указывается   арабскими   цифрами.   Дата записывается   дробью,   числитель   которой   есть   число,   а   знаменатель   – порядковый     номер   месяца   в   году.   Например,  04/09.   Заранее   даты   не записываются. Тематическая   оценка   выставляется   в  журнал   в   колонку  с   надписью «Тематическая»  без даты. При выставлении тематической оценки учитываются все виды учебной деятельности, которые подлежали оцениванию на протяжении изучения темы.  Если учащийся (учащаяся)   отсутствовал (а) на занятиях на протяжении изучения темы, не  выполнил(а)  требования учебной  программы,  в  колонку  с надписью   «Тематическая»  аттестованный(а)). Тематическая оценка не корректируется.  выставляется  н/а   (не Семестровая   оценка   выставляется   без   даты   в   журнал   в   колонку   с надписью  І   семестр,  ІІ   семестр.   Семестровое   оценивание   проводится   на основании   тематических   оценок.   При   этом   должна   учитываться     динамика личных   учебных   достижений   учащегося   (учащейся)   по   производственному обучению на протяжении семестра, важность темы, длительность ее изучения, сложность содержания и прочее. Если   учащийся   (учащаяся)   отсутствовал(а)   на   уроках   на   протяжении семестра, в соответствующую клетку вместо оценки за І семестр или ІІ семестр выставляется н/а (не аттестованный(а)). Семестровая оценка  может подлежать корректировке.  Коррекционная семестровая   оценка   выставляется   без   даты   в  колонку  с   надписью 17 Коррекционная  рядом   с   колонкой  І   семестр  или  ІІ   семестр.   Выделение колонок для коррекционных оценок является обязательным. В трехдневный срок после выставления семестровой оценки учащиеся, которые выявили желание повысить результаты семестрового оценивания или по уважительным причинам не были аттестованы, обращаются к руководителю образовательного   учреждения   с   заявлением   о   проведении   соответствующего оценивания, в котором мотивируют причину и необходимость его проведения. На   сновании   заявления   с   резолюцией   руководителя   образовательного учреждения   о   предоставлении   разрешения   на   корректировку   оценки   мастер производственного обучения проводит повторное оценивание учащегося.  Корректировка   семестрового   оценивания   проводится   не   позднее  пяти дней после предоставления заявления. В случае болезни учащегося  (учащейся) или других уважительных причин срок  может быть продлен. В   случае   возникновения   спорной   (конфликтной)   ситуации   приказом руководителя  ГОУ  СПО  ЛНР «Луганский  техникум  – интернат»,  создается комиссия в составе председателя (руководитель образовательного учреждения или его заместитель) и членов комиссии: председатель методической комиссии, мастер производственного обучения, который ведет производственное обучение в этой группе, а также утверждается график проведения оценивания. Члены комиссии готовят задания, которые согласовываются на заседании методических   комиссий   и   утверждаются   руководителем   образовательного учреждения. Задания должны охватывать содержание учебно­производственных работ   всех   тем,   которые   изучались   на   протяжении     семестра,   могут   быть оформлены   в   виде   билета,   который   методом     выбора   определяет   для   себя учащийся. На   председателя   комиссии   возлагается   ответственность     за объективность оценивания и соблюдения порядка его проведения. Комиссия принимает   решения   по   его   результатам   и   составляет     протокол.  Решение комиссии  является   окончательным,   при   этом   коррекционная   семестровая оценка не может быть ниже  семестровой. В   случае,   если   учащемуся   не   удалось   повысить   результаты,   запись   в колонку «Коррекционная» не выставляется. По результатам оценивания учащихся создается соответствующий приказ руководителя   образовательного   учреждения.   Коррекционная   семестровая оценка за І семестр выставляется перед началом ІІ семестра, по результатам ІІ семестра – не позднее 10 дней после окончания семестра. Годовая оценка выставляется в журнал в колонку с надписью «Годовая» без  даты не раньше, чем через три дня после выставления оценки за ІІ семестр.                       Годовое   оценивание   проводится   на   основании   семестровых   или коррекционных семестровых оценок. В случае корректировки  оценки за ІІ семестр, годовая оценка учащимся выставляется  не позднее 10 рабочих дней со дня окончания  учебного года. В случае не аттестации учащегося (учащейся) по итогам двух семестров в колонку «Годовая» делается запись  н/а (не аттестованный(а)). 18 Годовая оценка корректировке не подлежит. Первичный инструктаж по вопросам охраны труда учащихся на рабочем месте   проводиться   перед   началом   учебного   занятия,   связанного   с использованием   механизмов,   приспособлений,   инструментов,   материалов. Запись   о   проведении   такого   инструктажа   фиксируется   в   журнале производственного обучения на странице (форма № 3) в графе № 6 «Название темы программы,  темы урока и краткое содержание  учебно­производственных работ, которые выполняются» – проведен инструктаж по вопросам охраны труда. Запись   о   проведении   первичного   инструктажа     делается   в  отдельном журнале  регистрации   инструктажей     по   безопасности     жизнедеятельности, журнал     в   каждой   лаборатории   или   учебной   мастерской образовательного учреждения.   храниться   Порядок   проведения   инструктажей   по   вопросам   охраны   труда   и     их регистрация  регламентируется  Положением о порядке проведения обучения и проверки   знаний   по   вопросам   охраны   труда   в   заведениях,   учреждениях, организациях,     предприятиях,   находящихся   в   подчинении   Министерства образования   и   науки   Украины,   утвержденное   приказом   Министерства образования   и   науки   Украины   от   18.04.2006   №   304,   зарегистрированное   в Министерстве юстиции Украины от 07.07.2006 за № 806/12680. На странице «Перечень­протокол квалификационных пробных работ по профессии» (форма №4) ведется учет работ в сроки, установленные  учебным планом,   и   фиксируются   показатели   по     соответствующему   уровню квалификации,   количеству,   нормам,   фактически   затраченному   времени, проценту выполнения задания и оценка за выполненную работу. Итоги производственного обучения за І, ІІ семестр и учебный год каждого курса обучения отображают на странице «Итоги производственного обучения и практики по уровню квалификации за І, ІІ семестр и год» (форма №5,5а), где также фиксируются результаты квалификационных пробных работ и уровень квалификации учащихся. На  странице “Замечания  и предложения  по  ведению  журнала” (форма №6)   руководитель   образовательного   учреждения,   его   заместитель,   которые осуществляют     образовательного   учреждения, записывают замечания по ведению журнала с указанием даты проверки и сроков устранения   замечаний.   Мастер   ставит   подпись   и   дату     ознакомления   с замечаниями, и отметку об их устранении.   деятельности     контроль   Запрещается   использование   корректора   для   исправления   неверных записей. Не допускается использование карандаша. Исправление   ошибочной   записи   или   выставленной   оценки осуществляется   путём   зачёркивания   одной   чертой   предыдущей   оценки   и выставления   рядом   новой.   При   этом   в   конце   данной   страницы   журнала делается   соответствующая   запись,   например,  «Оценка   Иванову   И.И. исправлена на «4», заверяется подписью руководителя  и печатью ГОУ СПО ЛНР «Луганский техникум – интернат»,.  19 Фамилии,   имена   и   отчества/инициалы   учащихся   на     страницах записываются в алфавитном порядке. Фамилии,   имена,   отчества/инициалы   учащихся,   которые   прибывают   в учебную группу в течение учебного года, записываются в конце списка. Такая их позиция в списке остается до завершения ведения страницы. На следующих страницах все фамилии записывают в алфавитном порядке. Если учащиеся выбывают из учебной группы в течение учебного года, то напротив   их   фамилий   на   страницах   делается   запись:  «Выбыл/выбыла 23.04.2017».  На   следующих   страницах   журнала   фамилия   этого   учащегося (учащейся) не записывается. Контроль   за   состоянием   ведения   журналов   и   их   сохранность   как архивных   документов   возлагается   на   руководителя   образовательного учреждения. 20 № п/п Ф.И.О. учащегося 1 1. Иванов Иван Иванович 2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ ГРУППЫ Число,  месяц и год рождения Идентифи­ кацион­ ный номер учащегося 3 4 Номер в поименной книге, Домашний адрес, телефон учащегося дата и номер приказа о зачислении 5 Пример заполнения формы 2 Сведения  о родителях  или  лицах,  которые их  заменяют Дополнительные  сведения (отчисление  или  перевод учащегося) 20.07.1999 1234567890 235690 пгт. Комиссаровка, 01.09.15 № 12  ул.Ленина,16 0957325476 о.: Иванов Иван Петрович м.: Иванова Ирина Викторовна    2. Лукьянов Виктор  06.12.1999 9876543219 235691 пгт. Комиссаровка, м.: Лукьянова Ольга Петровна Михайлович    01.09.15 № 12  ул.Ленина,26 0662345476 21 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Пример заполнения формы 3 № п/п 1 1. 2. Фамилия, инициалы учащихся 2 Иванов И.И. Лукьянов В.М. 04/ 09 09 / 09 10/ 09 14/ 09 я а к с е ч и т а м е Т 18/ 09 20/ 09 я а к с е ч и т а м е Т р т с е м е с   1 я а н н о и ц к е р р о К 4 4 н 3 3 4 4 4 Дата  заня­ тия Коли­ чество часов темы урока и краткое содержание учебно­ производственных работ, которые Название темы программы,  выполняются 4 04/09 08/09 10/09 14/09 18/09 20/09 5 24 6 6 6 6 Тема программы: 6 Тема урока. Инструктаж по вопросам охраны  труда Тема урока: Тема урока: Тема урока:   12 Тема программы: 6 6 Тема урока: инструктаж по вопросам охраны труда Тема урока: Подпись мастера 7 22 Пример заполнения формы 4 ПЕРЕЧЕНЬ­ПРОТОКОЛ квалификационных  пробных работ Профессия   «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования» № п/п Фамилия, инициалы  учащихся Перечень работ Разряд работ 2 1 1. Иванов И.И. 2 Лукьянов В.М. 3 Установка и регулирование  посевных аппаратов сеялок Ремонт и установка молотильных  барабанов комбайна 4 3 разряд 3 разряд Квалификация слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования категория  ____ разряд/класс  3 разряд Дата проведения       21 июня 2016 Количество изготовленной продукции / оказанных услуг Фактически затрачено времени  Процент выполнения задания Оценка 5 6 1 6 5 5 7 90 81 8 4 4 23 1 курс                                  ИТОГИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ  ЗА І, ІІ СЕМЕСТРЫ  20__/20__ УЧЕБНЫЙ ГОД                    КУРС_________ Пример заполнения формы 5 № п/п Фамилия, инициалы учащегося н е в т с д о в з и о р п а з       н е в т с д о в з и о р п а з     а к а н к н е ц е ц е О О и н е ч у б о   е о н у к и т к а р п ю у н   Итоги за _1_ семестр Квалификационная (поэтапная) аттестация Оценка за квалифика­ ционную пробную  работу Профессия Уровень квали­ фикации н е в т с д о в з и о р п а з     а к н е ц О е и н е ч у б о   е о н 8 ю у н н е в т с д о в з и о р п а з     у к и т к а р п а к н е ц О 9 4 2 1 1. Иванов И.И. 2 Лукьянов В.М. Ш курс                     ИТОГИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ  3 4 4 5 6 7 5 4 5 4 5 4 ЗА І, ІІ СЕМЕСТРЫ  20__/20__ УЧЕБНЫЙ ГОД                    КУРС_________ Итоги за _П__ семестр Квалификационная (поэтапная) аттестация Годовая (оценка по  итогам производ­ ственного  обучения) Уровень квалифи­ кации Профессия Оценка за квалифи кационную пробную  работу 10 11 Слесарь по ремонту с/х  машин и оборудования Слесарь по ремонту с/х  машин и оборудования 12 2 разряд 2 разряд 13 5 4 24 н е в т с д о в з и о р п а з       н е в т с д о в з и о р п а з     Итоги за _1_ семестр Квалификационная (поэтапная) аттестация Оценка за квалифик ационную пробную  работу Профессия Уровень квали­ фикации а к а н к н е ц е ц е О О и н е ч у б о у к и т к а р п ю у н   № п/п Фамилия, инициалы учащегося 1 1. Иванов И.И. 2 2 Лукьянов В.М.   е о н 3 4 4 4 4 4 5 4 4 6 Тракторист­ машинист  с/х производства Тракторист­ машинист  с/х производства 7 Кат. «С» Кат. «С» н е в т с д о в з и о р п а з     а к н е ц О е и н е ч у б о   е о н 8 4 4 ю у н н е в т с д о в з и о р п а з     а к н е ц О у к и т к а р п 9 4 4 Итоги за ___ семестр Квалификационная (поэтапная) аттестация Профессия Годовая (оценка по  итогам  производств енного  обучения) Уровень квалифи ­кации 11 12 13 Оценка за квалифика­ ционную  пробную работу 10 4 4 Пример заполнения формы 5а ИТОГИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ  ЗА І, ІІ СЕМЕСТРЫ  20__/20__ УЧЕБНЫЙ ГОД                    КУРС_________ 25 № п/п Фамилия, инициалы учащегося 1 1. Иванов И.И. 2 а з   а к н е ц О е и н е ч у б о   е о н н е в т с д о в з и о р п 3 4 2 Лукьянов В.М. 4 а з     а к н е ц О ю у н н е в т с д о в з и о р п у к и т к а р п 4 4 4 Итоги за _1__ семестр Квалификационная (поэтапная) аттестация Итого за _П_ семестр Оценка за квалифик ационную пробную  работу Профессия 5 4 4 6 Тракторист­  машинист с/х  производства Тракторист­  машинист с/х  производства Уровень квали­ фикации 7 Кат. «С» Кат. «С» е и н е ч у б о   е о н н е в т с д о в з и о р п а з     а к н е ц О   у к и т к а р п ю у н н е в т с д о в з и о р п а з     а к н е ц О 8 9     я а в о д о Г м а г о т и о п а к н е ц о ( ) я и н е ч у б о     о г о н н е в т с д о в з и о р п 10   Итоги государственной квалификационной аттестации Оценка  за квали­ фикаци­ оннуюпр обную работу Результат защиты  диплом­ нойрабо­ ты/ККЗ Профессия Уровень квалифи­ кации 11 12 13 Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования; тракторист­ машинист с/х производства Слесарь по ремонту с/х машин и оборудования; тракторист­ машинист с/х производства 14 3 разряд Кат. «А», «В», «С» 3 разряд Кат. «А», «В», «С» 26 по ведению журнала учета производственной практики учащихся образовательных  учреждений среднего профессионального образования  Луганской Народной Республики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования и науки ЛНР от 08.08.2015   №232   «Об   утверждении   форм   журналов     образовательных   учреждений     среднего   профессионального образования (ПТУЗ) ЛНР». Журнал учета производственной практики (далее – журнал) – это обязательный   документ ОУ СПО, в котором фиксируется   выполнение     учащимися   работ   учебных   программ   в   период   производственной   практики,   учитывается успеваемость, количество часов, наименование вида работ, темы заданий. Журнал ведется на протяжении всего  периода обучения.            Журнал включает: 1. Титульный лист (форма №1). 2. Учет посещения учащимися производственной практики  (форма №2). 3. Учет выполнения учащимися работ учебных программ в период производственной практики (форма №3). 5. Замечания мастера (форма № 4). 6. Замечания и предложения по ведению журнала (форма №5). Все записи в журнале ведутся чётко и разборчиво  на русском языке,  заполняются  шариковой ручкой с синей пастой.  На титульном листе журнала указывается полное название образовательного учреждения, номер группы, профессия (специальность), учебный год, фамилия, имя, отчество мастера производственного обучения. В  форме   №2  ведется   учет   посещения   учащимися   производственной   практики   на   предприятиях,  в  учреждения   и организациях.   В   ней   указывается   дата     посещения  практики,   фамилия   и   инициалы   руководителя   производственной практики,   закреплённого  за   учащимися   приказом   по   месту   прохождении   практики.   Отсутствие   учащихся   на   практике 27 обозначается   буквой   “н”.В   форме   №   3   ведётся   учет   выполнения   учащимися   работ   учебных   программ   в   период производственной практики, в которой записывается порядковый номер темы, указывается количество часов, наименование тем программы и краткое содержание учебно­производственных работ (заданий), а также дата проверки и оценка. Оценивание учебных достижений учащихся осуществляется по 5­ти бальной системе и их результаты обозначаются цифрами   от   1  до  5.   Оценки   выставляются   в   соответствии   с   критериями   оценивания   учебных     достижений   учащихся, которые устанавливают четкие соотношения  между требованиями к знаниям, умениям и навыкам и показателем оценки в баллах. Дата проведения занятия указывается арабскими цифрами. Дата записывается дробью, числитель которой есть число, а знаменатель – порядковый номер месяца в году. Например, 04/09. Заранее даты не записываются. Инструктаж по охране труда учащихся на рабочем месте проводится перед началом учебно­производственных работ. Запись о проведении такого инструктажа фиксируется  в графе «Название темы программы и краткое содержание учебно­ производственных работ (заданий)».  При недостаточном уровне знаний требований безопасности труда учащийся (учащаяся) не должен(а) допускаться к выполнению работ без дополнительного инструктирования до получения положительной оценки. На страницах «Замечания мастера» (форма №4) мастером отмечаются случаи невыполнения учебных программ, их причины, а также принятые меры по их устранению. В форме № 5   “Замечания и предложения по ведению журнала”   руководитель образовательного учреждения, его заместитель, которые  осуществляют  контроль над деятельностью образовательного учреждения, записывают замечания по ведению журнала с указанием  даты проверки и сроков устранения замечаний. Мастер ставит подпись и дату  ознакомления с замечаниями, и отметку об их устранении. Запрещается использование корректора для исправления неверных записей. Не допускается использование карандаша. Фамилии и инициалы учащихся на  страницах записываются в алфавитном порядке. Фамилии и инициалы учащихся, которые прибывают в учебную группу в течение учебного года, записываются в конце списка. Такая их позиция в списке остается до завершения ведения страницы. На следующих страницах все фамилии записывают в алфавитном порядке. Если учащиеся выбывают из учебной группы в течение учебного года, то напротив их фамилий на страницах делается запись:  «Выбыл/выбыла   23.04.2015».  На   следующих   страницах   журнала   фамилия   этого   учащегося   (учащейся)   не записывается. Контроль за состоянием видения журналов и их сохранность как архивных документов возлагается на руководителя образовательного учреждения. 28 29 УЧЕТ ПОСЕЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Пример заполнения формы 2 Фамилии,  инициалы учащихся 2 Иванов И.И. Лукьянов В.М. №  п/п 1 1. 2. 3. Дата 3 04/ 05 05/ 05 02/ 06 03/ 06 7 7 7 7 7 н 7 7 Фамилия, инициалы руководителя производственной практики 4 Леонов С.М.  Смирнов В.В. УЧЕТ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ  РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ  В ПЕРИОД ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Пример заполнения Формы 3 30 Тема №  1 Фамилия, инициалы учащихся № п/п  учебно –  производственного  задания № п/п №  п/п  темы прог рамм ы  прои зводс твенн ой  прак тики 1 1. Иванов И.И. 2. Лукьянов В.М. 3. 2 Тема №   Тема № № 1 №  №  Дата провер ки Оцен ка Дата провер ки Оцен ка Дата провер ки Оцен­ ка 3 04/05 04/05    4    4 № п/п тем учебно –  производ ственных  работ  (заданий) 4 Коли­ чество часов 5 24 Название темы программы и краткое содержание  учебно­производственных работ (заданий)  Подпись мастера 6 7 Тема программы: 31 Памятка мастеру производственного обучения  по охране труда и технике безопасности 1. Инструктирование учащихся по безопасности труда осуществляется мастером п/о в течение всего периода обучения. 2. Проведение инструктажа на уроках производственного обучения отмечается мастером в журнале п/о (ф. №3). 3.   Каждое   рабочее   место,   где   выполняются   (постоянно   или   эпизодически)   производственные   работы,   оснащается соответствующей инструкцией. 4. Согласно требованиям 3­х ступенчатого контроля мастер обязан перед началом работ организовать проверку исправности оборудования, инструмента оснастки. 5.   Выполнение   учащимися   работ   с   применением   грузоподъемных   механизмов,   допускается   только   после   изучения инструкций, предусмотренных в курсе обучения данной профессии. 6.   Содержание   инструктажа   учащимися   перед   выполнением   работ   с   применением   электрифицированного   инструмента должно излагаться с учетом требований электробезопасности. 7.   На   учащихся,   проходящих   производственное   обучение   и   практику   в   условиях   предприятия,   распространяются   все действующие на предприятии правила и нормы безопасности труда. Памятка  МАСТЕРУ Некоторые   правила   совершенствования   педагогического   мастерства,   вытекающие   из   основных   принципов   «Педагогики сотрудничества»: Учитесь читать по лицам учащихся, старайтесь увидеть, чего они ждут от вас. Чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения. Поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по­ 33 своему, самостоятельно, творчески. Помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения. Как можно чаще давайте учащимся почувствовать радость успеха. Не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им по крупному счету. Умейте прощать учащимся мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип. Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне. Ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности. Ни один проступок, ни одно хорошее дело учащегося не должно проходить мимо вашего внимания; учащиеся всегда должны чувствовать, что мастер все знает, все видит. Во   взаимоотношениях   с   учащимися   никогда,   даже   в   самых   сложных   ситуациях,   не   унижайте   человеческого достоинства учащегося. Ни в коем случае не наказывайте трудом, ибо труд – дело чести. К серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них. Всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль, тон в деятельности коллектива группы. 33 Литература 1. Методические рекомендации. В помощь мастеру производственного обучения, Курган, 2001. 2. Методические рекомендации по разработке учебно­методического обеспечения профессий. Челябинск, 2004. 3. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. Учебное пособие. – М.,2005. 4. Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. Методическое пособие  – М., 2004. 5. Современные методы контроля качества производственного обучения. Учебное пособие. – М., 2004 6. Справочник мастера производственного обучения. Учебное пособие под ред. Якубы Ю.А. – М.,2003. 34 34 35 35

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации мастеру производственного обучения (педагогический аспект)

Методические рекомендации  мастеру производственного обучения (педагогический аспект)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018