Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
биология
11 кл
13.08.2018
Формирование экологической культуры начинается с детства. Семья, школа, образовательная среда, социальное окружение обеспечивают комплексное экологическое образование для ребенка. Воспитание экологически грамотного человека особенно важно сегодня в век нанотехнологий и компьютеризации ребенок должен знать, понимать и быть неотъемлемой частью этой окружающей среды.Экологическое образование входит в комплекс наук, необходимых для современного специалиста. Экологическое образование необходимо для любой профессии в современном мире.
Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новикова Жанна Николаевна,
преподаватель естественнонаучных дисциплин
филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске
В последние десятилетия значительно повысилось внимание мировой общественности
к проблеме экологического образования.
Результат этого явления – возникновение серьезных экологических проблем
антропогенного происхождения.
Нормативную основу государственной политики в области экологического
воспитания и образования школьников закладывает Конституция Российской Федерации, –
основной документ, гарантирующий права граждан нашей страны в экологической сфере.
Но мы имеем не только право на благоприятную окружающую среду, но и обязанность
сохранять эту среду, бережно относиться к ее природным богатствам, которые
принадлежат всем народам, проживающим на территории Российской Федерации и
которые являются основой устойчивого развития страны и жизнедеятельности его граждан.
Законом РФ «Об охране окружающей среды» устанавливается система всеобщего
комплексного и непрерывного экологического образования.
Основная цель экологического образования — формирование экологической
культуры личности и превращение этой культуры в личностные ценности обучаемого,
следовательно, процесс обучения и воспитания приобретает новые качества.
Экологическое образование призвано решать задачи:
1 Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой (и природной, и
социальной), основанной на духовнонравственных ценностях.
2 Воспитание у обучаемых гуманное, ценностное отношение к природе.
3 Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике
взаимодействия с окружающим миром.
4 Развитие эстетического и нравственного отношения к окружающей среде.
5 Создание условий для формирования творческой личности, способной
самостоятельно принимать решения, особенно в ситуациях нравственно
экологического выбора.
Результатом экологического воспитания является становление и развитие
экологической культуры личности.
Что же это такое «экологическая культура»? И почему это так важно сегодня?
Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок,
характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
Слово «экология», как мы знаем, греческого происхождения (oikos означает дом,
жилище, родина, logos – понятие, учение) и означает оно «учение о доме», «учение о
родине». Этот термин возник примерно в середине ХIХ века и, благодаря и принадлежит
немецкому биологу Э. Геккелю и его труду «Всеобщая морфология организмов» (1866г.),
он стал использоваться в науке и означал взаимоотношения организмов и окружающей среды [1]. Свое актуальное значение данный термин не утратил и сегодня. Немного
истории…
В середине ХХ столетия ученые из Соединенных Штатов обнаружили
пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и
уничтожением многих видов животных в результате антропогенной деятельности.
Исследователи заметили, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от
заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, истощаются почвы. Были найдены причины
этого явления результат неразумной сельскохозяйственной деятельности человека и
экология приобрела свое истинное значение [2].
Еще в середине ХХ столетия ученые из Соединенных Штатов обнаружили
пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и
уничтожением многих видов животных. Исследователи также заметили, что в водоемах,
расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон,
истощаются почвы. Были найдены причины этого явления результат неразумной
антропогенной деятельности. И экология приобрела свое истинное значение [2].
И вот, начиная с конца шестидесятых годов ХХ века, человечество столкнулось с
проблемой «глобального экологического кризиса». А за прошедшие годы многое
изменилось и, как вы правильно предполагаете, не в лучшую сторону:
развитие промышленности;
индустриализация хозяйства;
научнотехническая революция;
массовое уничтожение многих видов флоры и фауны;
строительство заводов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций;
процесс истощения и опустынивания земель;
истощение природных ресурсов;
уменьшение биоразнообразия;
ухудшения состояния окружающей природной среды;
формирование экотоксических эффектов и др…
И этот список можно еще долго продолжать.
Все это привело к тому, что перед нами серьезно встал вопрос выживания и
сохранения человека, к ухудшению качества жизни и здоровья людей, причем не отдельной
особи, а целого вида. А это уже другая категория опасности и серьезности положения.
«Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий
способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической
катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо
изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной
перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и
духовной культуры и формирование новой экологической культуры». [2, с165]
Зарубежный опыт экологического образования
В образовательных системах развитых западных стран изменен сам подход к
восприятию природы как базовой ценности.
Данный опыт актуален: в основу образовательных моделей положены практически
значимые ценности:
социальная значимость экопроектов; мышление не только о личной выгоде, но и значение проектов при их реализации в
планетарном масштабе;
формирование осознания взаимосвязей между природой, социумом и личностью.
Экологическое образование в зарубежных странах может быть формальным,
неформальным, внеформальным, осуществляется непрерывно и охватывает все группы
населения и все ступени образовательного пространства и обучение может проходить и за
пределами образовательных организаций.
«Отцом экологического воспитания» считают профессора ботаники из Шотландии
Патрика Геддеса (18541932г.г., изучал биологию в Лондоне у Т. Г. Гексли (187478)). Он
первый, кто отметил в мировой научной литературе взаимосвязь между качеством
окружающей среды и качеством образования поколений.
Для экологического воспитания обучающихся сначала нужно определить основные
направления:
формирование современного научного мировоззрения, умение оценивать
возможные неблагоприятные последствия антропогенной деятельности для биосферы и
человечества;
материальное и информационное обеспечение для решения экологических проблем;
понимание необходимости личного и конкретного участия в положительной
экологической деятельности;
патриотическое воспитание обучающихся.
Для достижения должного уровня экологического воспитания у обучающихся нужны
средства достижения:
приобщение обучающихся к конкретной экологической деятельности через
организацию аудиторной и внеаудиторной работы;
расширение практики создания творческих коллективов и объединений (кружков,
временных групп, союзов, отрядов, патрулей, десантов…) по решению проблем
рационального природопользования и экологического образования;
осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных
лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению
экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и
улучшению;
участие обучающихся по месту жительства в организации и проведении
экологических мероприятий;
оказание помощи в проведении мероприятий экологической направленности при
проведении учебной педагогической практики;
проектной,
осуществление научноисследовательский,
природоохранной
деятельности, вовлечение в выполнение этих работ обучающихся различных уровней
образовательного пространства.
Чтобы оценить уровень экологической культуры обучаемых можно использовать
критерии [3]:
нравственная забота о будущих поколениях;
наличие экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с
природными объектами; сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение
личности к природе;
умение проведения исследований и выполнения проектных работ по экологической
проблематике;
практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;
постоянная потребность в общении с природой.
Уровни сформированности экологической воспитанности обучаемых
1 Отсутствие экологической воспитанности.
У обучаемых отсутствуют знания по вопросам общей экологии, имеются отрывочные
знания в области биологии.
Отношение к окружающей среде нейтральное или безразличное или потребительское.
Природа – это всего лишь среда для удовлетворения собственных потребностей.
Отсутствуют коммуникативные навыки. Его интересует лишь собственное «эго».
2 Начальный уровень экологической воспитанности.
Обучаемые обладают отрывочными знаниями по вопросам общей экологии.
Отношение к природе – пассивное, созерцательное, на уровне «любования» объектами,
видами природного дизайна и эмоции проявляются не всегда.
Практическое использование природного потенциала сочетается с началом осознания
ценностных качеств окружающего мира.
Коммуникативные навыки и умения недостаточно развиты, поэтому об0ение с другими
затруднено, но он может проявить сочувствие к другому живому существу.
3 Средний уровень экологической воспитанности.
Интерес вызывает не только окружающая среда – объекты флоры и фауны, но
обучаемый стремится к познанию природных явлений; сохранению среды обитания живых
организмов.
Человек обладает элементарной отзывчивостью, окружающий мир воспринимается
эмоционально, он испытывает гамму различных чувств, ощущений окружающего мира, что
свидетельствует о нравственных качествах личности обучаемого.
Здесь мы видим достаточно коммуникативен, коммуникабелен обучаемый, способный
адекватно оценивать свои поступки, для такого типа людей характерно стремление к
нравственному саморазвитию.
Он способен к активным практический действиям («зеленый патруль»…).
4 Высокий уровень экологической воспитанности.
Обучаемый имеет прочные знания по экологии, биологии, естествознанию, которые
использует в своей практической деятельности.
Окружающий мир воспринимает эмоционально, образно, способен все многообразие
объектов и явлений окружающего мира отобразить, запечатлеть, выразить в творческой
деятельности.
Обладает развитым эстетическим вкусом.
Он всегда соблюдает нормы и правила экологической этики.
Способен к проявлению терпимости, уважения к другой личности. Испытывает чувство
долга и ответственности человека перед природой. Стремится реализовать себя в данной сфере деятельности.
5 Очень высокий (профильный) уровень экологической воспитанности.
Обучаемый обладает развитым экологическим сознанием, знаниями, высоким
познавательным интересом, владеет правилами нравственного поведения в социоприродной
среде.
Отношение к этой среде – творческое, созидательное. Способен к проявлению
рефлексии, может проводить анализ и дать оценку состояния природных объектов.
Мотивом к самореализации, самосовершенствованию являются нравственные качества
личности обучаемого: он бескорыстен в своих действиях. Он не просто сопереживает
другому человеку, но активно помогает исправить ситуацию
Его отношения к экологическим вопросам, их оценке, анализ проведенных
исследований, проявление личностных качеств, подчеркивают его профессиональную
направленность.
Имеет опыт исследовательской деятельности, подготовке и реализации экологических
проектов.
При подготовке специалистов к профессиональной деятельности нужно проводить
диагностику экологической воспитанности будущих специалистов, причем на разных
этапах системы непрерывного образования.
На основе дидактических принципов формировать экологические правила и нормы
поведения можно разнообразными формами и методами.
Формы экологического воспитания также могут быть разнообразными:
Массовые:
работа по благоустройству и озеленению помещений и территории учебного
учреждения;
массовые природоохранные компании и праздники;
конференции;
семинары;
ролевые игры;
акции;
экологические форумы и фестивали;
работа на пришкольном участке и множество других форм.
Групповые:
клубные, секционные занятия юных друзей природы;
факультативы по охране природы и основам экологии;
лектории и кинолектории;
экскурсии;
туристические походы по изучению природы;
экологический практикум.
Индивидуальные:
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся;
Работа по подготовке докладов, бесед, лекций, выступлений; Проведение экологического мониторинга по экологическим проблемам и по вопросам
ЗОЖ;
наблюдения за животными и растениями;
изготовление кормушек для птиц,
фотографирование, рисование, лепка;
подкормка животных зимой [4].
поделок из природного материала,
Методы экологического воспитания разнообразны и их можно назвать методами
универсального значения. Например:
Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант,
характеризующих экологические явления;
Экспериментальное изучение экологической техники, технологии;
Опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей
и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания
и отношение к ним как к лично значимым.
Чтобы показать непривлекательность безответственных действий, учитель должен
использовать пример и поощрение.
В вопросах воспитания экологической культуры необходимо прививать понятия
и ценности:
экологическую грамотность, этические нормы, нравственные правила;
экологическую ответственность и безопасность;
здоровье физическое, психическое, социальное и духовное;
социальное партнерство для улучшения экологической среды;
устойчивое развитие общества в гармонии с природой.
Содержание экологической культуры включает неразрывно взаимосвязанные
компоненты:
когнитивный: экологически значимые знания (от восприятия к их пониманию,
осознанию и использованию), экологический стиль мышления;
аксиологический: экологические ценности в соответствие с полученными
знаниями, переживания, «эмоциональный резонанс»;
поведенческий: экологические действия, в соответствии с этими ценностями
[5], т.е. нормы поведения в природе, оправданные поступки и действия в отношении
природы [7];
но можно выделить и:
нормативный: нравственные, этические нормы, правила, экологические традиции;
творческодеятельностный: проектная, научноисследовательская деятельность.
Экологическая культура, как и любой тип культуры, неразрывно связана с процессом
социализации. Например, С.В. Машкова [7] под термином «экологическая культура»
понимает синтез экологической образованности и воспитанности личности. По ее
мнению, экологическая культура – это многоуровневое, многокомпонентное понятие,
представляющее собой совокупность,
возникающую в составе целостного
мировоззрения личности. Сам процесс формирования экологической культуры обучаемого должен
осуществляться на основе компетентностного подхода, так как он не только
формирует знания, умения и навыки, но и готовность принимать решения и нести
ответственность за свои действия.
Компетентностный подход позволяет формировать экологическую культуру
через деятельность на основе знаний и нравственных, этических норм обучаемого. Но, как
показывает опыт, он не обязательно будет стремиться к разрешению вопросов, связанных с
экологической ситуацией.
Уровень экологических знаний может возрастать, но
экологических проблем не становится меньше. И решение данного противоречия, скорее
всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Поэтому экологической
культуре нужно не только обучать, но и формировать экологическое сознание, воспитывать
духовность, нравственность, активную жизненную позицию по вопросам защиты
окружающей среды.
И справиться с экологическими проблемами мы можем только совместными
усилиями, согласованными действиями всех уровней образовательного пространства и
социальных структур, а также необходимо стараться избегать возникновения новых
экологических проблем в будущем [6].
В экологии есть очень точное определение: «Хочешь переделать мир – начни с
себя».
Поэтому в системе экологического образования большое значение имеет первое звено
– семья.
Основы мировоззрения человека, его восприятие окружающего мира, отношение к
людям, животным, воспитание духовности, человечности, доброго отношения к тому, что
его окружает, закладывается уже в дошкольном возрасте. И начинает это знакомство
ребенок с наблюдения за близкими, родными для него людьми, со своего окружения.
Поэтому:
1Личный пример взрослого – это первая ступенька к формированию экологически
грамотного и культурного человека, значит нужно начинать с себя.
Еще А.С.Макаренко говорил: «Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда,
когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете
его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или
чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не
замечаете»[8].
2Не нужно забывать и об основной форме обучения ребенка – игре. Она не только
развивает, обучает, воспитывает, но при этом формирует и нормы поведения будущего
гражданина нашей родины.
3И еще один важный и обязательный компонент – это труд.
Трудовая деятельность, даже самая элементарная, тоже развивает нужные качества
маленького человечка.
А если эта игра, труд, разнообразные виды домашнего отдыха (туризм, прогулки,
совместная деятельность), совместные дела и беседы, взаимопомощь объединить,
направить на изучение чегото нового, полезного, нужного для других и необычного для
малыша (ведь для каждого возраста воспитуемого есть много неизведанного и необычного) все это превратить в игру, – проявить творчество, вот уже в будущем перед нами не
просто взрослый человек, а личность, способная к поступкам, к принятию решений и
способный нести ответственность за них.
И получается, что какой будет эта личность, какие она будет принимать решения, как
их воплощать, реализовывать зависит уже сегодня и от нас с вами.
Следующая ступень экологического образования
детские дошкольные
организации, так как в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного
формирования знаний, эмоций, развитие способностей, дети очень восприимчивы, легко
откликаются на тревоги и радости.
Воспитание экологически грамотного человека продолжается и в школе, ВУЗе, в
профессиональной деятельности, в обществе. Поэтому важным условием эффективности
экологического образования, по мнению Г. Б. Барышниковой, И. Д. Зверева, Н. В.
Ульяновой, также являются межпредметные связи [9; 10].
Ведь именно они затрагивают различные циклы учебных предметов и дисциплин,
например
гуманитарный,
филологический и т.д. и обеспечивают целостность всей структуры содержания
образования.
общественноисторический,
естественнонаучный,
Например, законы, принципы функционирования биосферы, на первый взгляд,
касаются биологических наук. Но это только на первый взгляд. Ведь биосфера – это сфера
жизни, сфера разума, мышления, социума. И законы, действующие в ней, многократно
демонстрируются и на примере любого объединения. А информация, полученная из
смежных дисциплин, позволит более полно изучить вопросы экологии, а, иногда, и принять
решение, найти выход, который невозможно было бы решить благодаря одной учебной
дисциплине. И примеры в подтверждение данного факта каждый из нас может привести
множество (ЗОЖтехнологии, СанПиНы, гигиенические требования к уроку, физическим
занятия, личной гигиене, бионика, биотехнологии, биоинплантанты, генная и клеточная
инженерия…).
И как можно изучать вопросы, касающиеся, например, биосистемы «организм»,
«человек», если не рассматривать социальный, духовнонравственный аспекты его
«содержания»?
Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся
являются:
– всеобщность и непрерывность;
– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных
образовательных и воспитательных структур;
– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;
– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;
– связь с требованиями практики;
– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;
– гуманизация, ориентация на развитие социальноактивной личности экологического
сознания, мышления и культуры [11].
Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся
являются: – всеобщность и непрерывность;
– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных
образовательных и воспитательных структур;
– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;
– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;
– связь с требованиями практики;
– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;
– гуманизация, ориентация на развитие социальноактивной личности экологического
сознания, мышления и культуры [11].
Поэтому, для решения формирования целостной личности будущего молодого
гражданина нашей страны и будущего специалиста, нужно использовать данные не только
смежных дисциплин, но и знания, опыт других учебных предметов и мировой культуры,
который накапливался веками, и который является духовнонравственным фундаментом
для человека образованного,
владеющего навыками экологической культуры,
рационального природопользователя.
Использованная литература:
1 Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н. М.: Импульс,
2000. С. 8.
2 Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. с.
– 65; с. – 165.
3 Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов //ksu/infres/nikolaev/
2001/gl2_3_2.htm.
4 Сафронов И.П.
Формирование экологической культуры учителя.
Ж.
«Профессиональное образование», № 2, 2015 год.
5 Рытов Г. Л. Экологическая проблематика профессионального образования //
Проблемы и перспективы профессиональной педагогики: Труды конференции. –
Самара: Самарский университет, 2008. – С. 262–270.
6 Попов А.В., Куйбышева П.М. Экологическое образование как средство
формирования экологической культуры. ж. Наука и современность – 2012г.
7 Машкова, C.B. Проблема подготовки будущих учителей к формированию основ
экологической культуры у школьников // Экология и география: проблемы
подготовки учителя. – М.: ТЭКОЦент, 1995. – Тезисы, с 170172.
8 Барышникова Г. Б. Современные проблемы воспитания экологическoй культуры
студентов – будущих учителей начальных классов // Сибирский педагогический
журнал. – 2012. – № 3. – С. 114–117.
9 Ульянова Н. В. Формирование экологической культуры школьников на основе
интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 9.
– С. 265–271.
10 Сальникова М. В. Экологическое образование и воспитание обучающихся //
Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 15431546
Интернетисточники: 1
https://www.adme.ru/svobodapsihologiya/10zolotyhpravilvospitaniyaantona
makarenko1141760/
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.