Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Оценка 4.6

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
биология
11 кл
13.08.2018
Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Формирование экологической культуры начинается с детства. Семья, школа, образовательная среда, социальное окружение обеспечивают комплексное экологическое образование для ребенка. Воспитание экологически грамотного человека особенно важно сегодня в век нанотехнологий и компьютеризации ребенок должен знать, понимать и быть неотъемлемой частью этой окружающей среды.Экологическое образование входит в комплекс наук, необходимых для современного специалиста. Экологическое образование необходимо для любой профессии в современном мире.
Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования.docx
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новикова Жанна Николаевна,  преподаватель естественнонаучных дисциплин  филиала ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Зарайске В последние десятилетия значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования.  Результат   этого   явления   –   возникновение   серьезных   экологических   проблем антропогенного происхождения.   Нормативную   основу   государственной   политики   в   области   экологического воспитания и образования школьников закладывает Конституция Российской Федерации,  – основной документ, гарантирующий права граждан нашей страны в экологической сфере. Но мы имеем не только  право на благоприятную окружающую среду, но и  обязанность сохранять   эту   среду,   бережно   относиться   к   ее   природным   богатствам,   которые принадлежат   всем   народам,   проживающим   на   территории   Российской   Федерации   и которые являются основой устойчивого развития страны и жизнедеятельности его граждан. Законом  РФ «Об  охране  окружающей  среды»  устанавливается  система  всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования. Основная цель   экологического   образования —   формирование   экологической культуры   личности   и   превращение   этой   культуры   в   личностные   ценности   обучаемого, следовательно, процесс обучения и воспитания приобретает новые качества.  Экологическое образование призвано решать задачи: 1 Формирование   культуры   взаимодействия   с   окружающей   средой   (и   природной,   и социальной), основанной на духовно­нравственных ценностях.  2 Воспитание у обучаемых гуманное, ценностное отношение к природе.   3 Развитие умений, навыков и опыта применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром. 4 Развитие эстетического и нравственного отношения к окружающей среде.  5 Создание   условий   для   формирования   творческой   личности,   способной самостоятельно   принимать   решения,   особенно   в   ситуациях   нравственно­ экологического выбора.  Результатом   экологического   воспитания   является   становление   и   развитие экологической культуры личности. Что же это такое «экологическая культура»? И почему это так важно сегодня? Экологическая   культура  –   это   совокупность   норм,   взглядов   и   установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Слово  «экология»,  как мы знаем, греческого происхождения (oikos означает дом, жилище,  родина,   logos  –  понятие,   учение)   и  означает   оно  «учение  о  доме»,   «учение  о родине». Этот термин возник примерно в середине ХIХ века и, благодаря  и принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю и его труду «Всеобщая морфология организмов» (1866г.), он стал использоваться в науке и означал взаимоотношения  организмов и окружающей среды   [1].   Свое   актуальное   значение   данный   термин   не   утратил   и   сегодня.   Немного истории…  В   середине   ХХ   столетия   ученые   из   Соединенных   Штатов   обнаружили пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и уничтожением   многих   видов   животных   в   результате   антропогенной   деятельности. Исследователи заметили, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, истощаются почвы. Были найдены причины этого   явления   ­   результат   неразумной   сельскохозяйственной   деятельности   человека   и экология приобрела свое истинное значение [2].  Еще   в   середине   ХХ   столетия   ученые   из   Соединенных   Штатов   обнаружили пропорциональную зависимость между фактами загрязнения почв и Мирового океана и уничтожением многих видов животных.   Исследователи также заметили, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, истощаются   почвы.   Были   найдены   причины   этого   явления   ­   результат   неразумной антропогенной деятельности. И экология приобрела свое истинное значение [2].  И вот, начиная с конца шестидесятых годов ХХ века, человечество столкнулось с проблемой  «глобального   экологического   кризиса».  А   за   прошедшие   годы   многое изменилось и, как вы правильно предполагаете, не в лучшую сторону:    развитие промышленности;    индустриализация хозяйства;    научно­техническая революция;    массовое уничтожение многих видов флоры и фауны;     строительство заводов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций;    процесс истощения и опустынивания земель;    истощение природных ресурсов;    уменьшение биоразнообразия;    ухудшения состояния окружающей природной среды;    формирование экотоксических эффектов и др… И этот список можно еще долго продолжать. Все   это   привело   к   тому,   что   перед   нами   серьезно   встал   вопрос   выживания   и сохранения человека, к ухудшению качества жизни и здоровья людей, причем не отдельной особи, а целого вида. А это уже другая категория опасности и серьезности положения.  «Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ   взаимодействия   с   природой,   что   неминуемо   может   привести   к   экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить   сложившийся   тип   деятельности.   Последнее   возможно   при   условии   коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой экологической культуры». [2, с­165] Зарубежный опыт экологического образования В   образовательных   системах   развитых   западных   стран   изменен   сам   подход   к восприятию природы как базовой ценности.  Данный опыт актуален: в основу образовательных моделей положены  практически значимые ценности:   социальная значимость экопроектов;  мышление не только о личной выгоде, но и значение проектов при их реализации в планетарном масштабе;   формирование осознания взаимосвязей между природой, социумом и личностью. Экологическое   образование   в   зарубежных   странах   может   быть   формальным, неформальным,   внеформальным,   осуществляется   непрерывно   и   охватывает   все   группы населения и все ступени образовательного пространства и обучение может проходить и за пределами образовательных организаций.   «Отцом экологического воспитания» считают профессора ботаники из Шотландии Патрика Геддеса (1854­1932г.г., изучал биологию в Лондоне у Т. Г. Гексли (1874­78)). Он первый,   кто   отметил   в   мировой   научной   литературе   взаимосвязь   между   качеством окружающей среды и качеством образования поколений. Для экологического воспитания обучающихся сначала нужно определить основные направления:     формирование   современного   научного   мировоззрения,   умение   оценивать возможные   неблагоприятные   последствия   антропогенной  деятельности   для   биосферы   и человечества;   материальное и информационное обеспечение для решения экологических проблем;    понимание   необходимости   личного   и   конкретного   участия   в   положительной экологической деятельности;    патриотическое воспитание обучающихся.  Для достижения должного уровня экологического воспитания у обучающихся нужны средства достижения:     приобщение   обучающихся   к   конкретной   экологической   деятельности   через организацию аудиторной и внеаудиторной работы;    расширение практики создания творческих коллективов и объединений (кружков, временных   групп,   союзов,   отрядов,   патрулей,   десантов…)   по   решению   проблем рационального природопользования и экологического образования;    осуществление   в   рамках   педагогической   практики   в   детских   оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;    участие   обучающихся   по   месту   жительства   в   организации   и   проведении экологических мероприятий;      оказание помощи в проведении мероприятий экологической направленности при проведении учебной педагогической практики;       проектной, осуществление   научно­исследовательский,   природоохранной деятельности,   вовлечение   в   выполнение   этих   работ   обучающихся   различных   уровней образовательного пространства. Чтобы   оценить   уровень   экологической   культуры   обучаемых   можно   использовать критерии [3]:   нравственная забота о будущих поколениях;    наличие экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;    сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;   умение проведения исследований и выполнения проектных работ по экологической проблематике;   практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;   постоянная потребность в общении с природой.  Уровни сформированности экологической воспитанности обучаемых 1 Отсутствие экологической воспитанности. У обучаемых отсутствуют знания по вопросам общей экологии, имеются отрывочные знания в области биологии.  Отношение к окружающей среде ­ нейтральное или безразличное или потребительское.   Природа – это всего лишь среда для удовлетворения собственных потребностей.  Отсутствуют коммуникативные навыки. Его интересует лишь собственное «эго».  2 Начальный уровень экологической воспитанности. Обучаемые обладают отрывочными знаниями по вопросам общей экологии.   Отношение к природе – пассивное, созерцательное, на уровне «любования» объектами, видами природного дизайна и эмоции проявляются не всегда.  Практическое использование природного потенциала сочетается с началом осознания ценностных качеств окружающего мира. Коммуникативные навыки и умения недостаточно развиты, поэтому об0ение с другими затруднено, но он может проявить сочувствие к другому живому существу.   3 Средний уровень экологической воспитанности. Интерес   вызывает   не   только   окружающая   среда   –   объекты   флоры   и   фауны,   ­   но обучаемый стремится к  познанию природных явлений; сохранению среды обитания живых организмов. Человек   обладает   элементарной   отзывчивостью,   окружающий   мир   воспринимается эмоционально, он испытывает гамму различных чувств, ощущений окружающего мира,  что свидетельствует о нравственных качествах  личности обучаемого.   Здесь мы видим достаточно коммуникативен, коммуникабелен обучаемый, способный адекватно   оценивать   свои   поступки,   для   такого   типа   людей   характерно   стремление   к нравственному саморазвитию.  Он способен к активным практический действиям («зеленый патруль»…).  4 Высокий уровень экологической воспитанности. Обучаемый   имеет   прочные   знания   по   экологии,   биологии,   естествознанию,   которые использует в своей практической деятельности.  Окружающий   мир   воспринимает   эмоционально,   образно,   способен   все   многообразие объектов и явлений окружающего мира отобразить, запечатлеть, выразить в творческой деятельности. Обладает развитым эстетическим вкусом.  Он всегда соблюдает нормы и правила экологической этики.  Способен к проявлению терпимости, уважения к другой личности. Испытывает чувство долга и ответственности человека перед природой. Стремится реализовать себя в данной сфере деятельности.  5 Очень высокий (профильный) уровень экологической воспитанности. Обучаемый   обладает   развитым   экологическим   сознанием,   знаниями,   высоким познавательным интересом, владеет правилами нравственного поведения в социоприродной среде.  Отношение   к   этой   среде   –   творческое,   созидательное.   Способен   к   проявлению рефлексии, может проводить анализ и дать оценку состояния природных объектов. Мотивом к самореализации, самосовершенствованию являются нравственные качества личности   обучаемого:   он   бескорыстен   в   своих   действиях.   Он   не   просто   сопереживает другому человеку, но активно помогает исправить ситуацию  Его   отношения   к   экологическим   вопросам,   их   оценке,   анализ   проведенных исследований,   проявление   личностных   качеств,   ­   подчеркивают   его   профессиональную направленность.   Имеет опыт исследовательской деятельности, подготовке и реализации экологических проектов. При   подготовке   специалистов   к   профессиональной   деятельности   нужно   проводить диагностику     экологической   воспитанности   будущих   специалистов,   причем   на   разных этапах системы непрерывного образования.  На основе дидактических принципов формировать экологические правила и нормы  поведения можно разнообразными формами и  методами.  Формы экологического воспитания также могут быть разнообразными: Массовые:   работа   по   благоустройству   и   озеленению   помещений   и   территории   учебного учреждения;   массовые природоохранные компании и праздники;        конференции;  семинары;  ролевые игры;  акции;  экологические форумы и фестивали;  работа на пришкольном участке и множество других форм. Групповые:   клубные, секционные занятия юных друзей природы;    факультативы по охране природы и основам экологии;      лектории и кинолектории;  экскурсии;  туристические походы по изучению природы;  экологический практикум.  Индивидуальные:   Проектная и исследовательская деятельность обучающихся;   Работа по подготовке докладов, бесед, лекций, выступлений;  Проведение экологического мониторинга по экологическим проблемам и по вопросам ЗОЖ;  наблюдения за животными и растениями;  изготовление   кормушек   для   птиц, фотографирование, рисование, лепка;  подкормка животных зимой [4].       поделок   из   природного   материала, Методы  экологического воспитания разнообразны и их можно назвать  методами универсального значения. Например:    Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления;   Экспериментальное изучение экологической техники, технологии;  Опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.   Чтобы   показать   непривлекательность   безответственных   действий,   учитель   должен использовать пример и поощрение.  В вопросах воспитания экологической культуры  необходимо прививать понятия  и ценности:      экологическую грамотность, этические нормы, нравственные правила;   экологическую ответственность и безопасность;  здоровье физическое, психическое, социальное и духовное;  социальное партнерство для улучшения экологической среды;  устойчивое развитие общества в гармонии с природой. Содержание   экологической   культуры   включает  неразрывно   взаимосвязанные компоненты:    когнитивный:  экологически значимые знания  (от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию), экологический стиль мышления;    аксиологический:  экологические   ценности   в   соответствие   с   полученными знаниями, переживания, «эмоциональный резонанс»;   поведенческий: экологические действия, в соответствии с этими ценностями [5],   т.е.   нормы   поведения   в   природе,   оправданные   поступки   и   действия   в   отношении природы [7];  но можно выделить и:    нормативный: нравственные, этические нормы, правила, экологические традиции;   творческо­деятельностный: проектная, научно­исследовательская деятельность.  Экологическая культура, как и любой тип культуры, неразрывно связана с процессом социализации.   Например,   С.В.   Машкова   [7]   под   термином   «экологическая   культура» понимает  синтез   экологической   образованности   и   воспитанности   личности.   По   ее мнению, экологическая культура – это многоуровневое, многокомпонентное понятие, представляющее   собой   совокупность,   возникающую   в   составе   целостного мировоззрения личности. Сам   процесс   формирования   экологической   культуры   обучаемого   должен осуществляться   на   основе  компетентностного   подхода,  так   как   он   не   только формирует   знания,   умения   и   навыки,   но   и   готовность   принимать   решения   и   нести ответственность за свои действия.  Компетентностный   подход  позволяет   формировать   экологическую   культуру через деятельность на основе знаний и нравственных, этических норм обучаемого. Но, как показывает опыт, он не обязательно будет стремиться к разрешению вопросов, связанных с экологической   ситуацией.     Уровень   экологических   знаний   может   возрастать,   но экологических проблем не становится меньше. И решение данного противоречия, скорее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Поэтому экологической культуре нужно не только обучать, но и формировать экологическое сознание, воспитывать духовность,   нравственность,   активную   жизненную   позицию   по   вопросам   защиты окружающей среды.  И   справиться   с   экологическими   проблемами   мы   можем   только   совместными усилиями,  согласованными  действиями   всех  уровней  образовательного  пространства  и социальных   структур,   а   также   необходимо   стараться   избегать   возникновения     новых экологических проблем в будущем [6].     В   экологии   есть   очень   точное   определение:  «Хочешь   переделать  мир   –  начни   с себя». Поэтому в системе экологического образования большое значение имеет первое звено – семья.  Основы мировоззрения человека, его восприятие окружающего мира, отношение к людям, животным, воспитание духовности, человечности, доброго отношения к тому, что его   окружает,  закладывается уже  в дошкольном возрасте. И начинает  это знакомство ребенок   с   наблюдения   за   близкими,   родными   для   него   людьми,   со   своего   окружения. Поэтому:   1Личный пример взрослого – это первая ступенька к формированию экологически грамотного и культурного человека, значит нужно начинать с себя.  Еще А.С.Макаренко говорил: «Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его   в   каждый   момент   вашей   жизни.  Малейшие   изменения   в   тоне   ребенок   видит   или чувствует,  все повороты  вашей  мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете»[8].   2Не нужно забывать и об основной форме обучения ребенка –  игре.  Она не только развивает, обучает, воспитывает, но при этом формирует и нормы поведения будущего гражданина нашей родины.  3И еще один важный и обязательный компонент – это труд.  Трудовая деятельность, даже самая элементарная, тоже развивает нужные качества маленького человечка. А если эта игра, труд, разнообразные виды домашнего отдыха (туризм, прогулки, совместная   деятельность),   совместные   дела   и   беседы,   взаимопомощь   объединить, направить на изучение  чего­то нового, полезного, нужного для других и необычного для малыша  (ведь для каждого возраста воспитуемого есть много неизведанного и необычного) все это превратить в игру, – проявить творчество, ­ вот уже в будущем перед нами не просто   взрослый   человек,   а   личность,   способная   к   поступкам,   к   принятию   решений   и способный нести ответственность за них. И получается, что какой будет эта личность, какие она будет принимать решения, как их воплощать, реализовывать зависит уже сегодня и от нас с вами.  Следующая   ступень   экологического   образования   ­  детские   дошкольные организации,  так   как   в   этом   возрасте   идет   активный   процесс   целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей, дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости.  Воспитание   экологически   грамотного  человека   продолжается   и  в   школе,   ВУЗе,   в профессиональной деятельности, в обществе. Поэтому важным условием эффективности экологического   образования,   по   мнению   Г.   Б.   Барышниковой,   И.   Д.   Зверева,   Н.   В. Ульяновой, также являются межпредметные связи [9; 10]. Ведь именно они затрагивают различные циклы учебных предметов и дисциплин, например гуманитарный, филологический   и   т.д.   и   обеспечивают   целостность   всей   структуры   содержания образования.  общественно­исторический,     естественнонаучный,   Например,   законы,   принципы   функционирования   биосферы,   на   первый   взгляд, касаются биологических наук. Но это только на первый взгляд. Ведь биосфера – это сфера жизни,  сфера   разума,  мышления,  социума.   И  законы,  действующие   в  ней,  многократно демонстрируются   и   на   примере   любого   объединения.   А   информация,   полученная   из смежных дисциплин, позволит более полно изучить вопросы экологии, а, иногда, и принять решение, найти выход, который невозможно было бы решить благодаря одной учебной дисциплине.  И примеры в подтверждение данного факта  каждый из нас может привести множество (ЗОЖ­технологии, СанПиНы, гигиенические требования к уроку, физическим занятия, личной  гигиене,  бионика,  биотехнологии,  биоинплантанты,  генная и  клеточная инженерия…).  И   как   можно   изучать   вопросы,   касающиеся,   например,   биосистемы   «организм», «человек»,   если   не   рассматривать   социальный,   духовно­нравственный   аспекты   его «содержания»?  Ведущими   принципами   экологического   образования   и   воспитания   обучающихся являются:  – всеобщность и непрерывность;  –   вертикальная   и   горизонтальная   интеграция   формальных   и   неформальных образовательных и воспитательных структур;  – гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;  – единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;  – связь с требованиями практики;  – учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;  – гуманизация, ориентация на развитие социально­активной личности экологического сознания, мышления и культуры [11]. Ведущими  принципами  экологического   образования   и   воспитания   обучающихся являются: – всеобщность и непрерывность;  –   вертикальная   и   горизонтальная   интеграция   формальных   и   неформальных образовательных и воспитательных структур;  – гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;  – единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;  – связь с требованиями практики;  – учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;  – гуманизация, ориентация на развитие социально­активной личности экологического сознания, мышления и культуры [11]. Поэтому,   для   решения   формирования   целостной   личности   будущего   молодого гражданина нашей страны и будущего специалиста, нужно использовать данные не только смежных дисциплин, но и знания, опыт других учебных предметов и мировой культуры, который накапливался веками, и который является духовно­нравственным фундаментом для   человека   образованного,   владеющего   навыками   экологической   культуры, рационального природопользователя. Использованная литература:  1 Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н. М.: Импульс, 2000. С. 8.  2 Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. с. – 65; с. – 165. 3 Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов //ksu/infres/nikolaev/ 2001/gl2_3_2.htm.  4 Сафронов   И.П.   Формирование   экологической   культуры   учителя.   Ж. «Профессиональное образование», № 2, 2015 год.  5 Рытов   Г.   Л.  Экологическая   проблематика   профессионального   образования   // Проблемы   и   перспективы   профессиональной   педагогики:   Труды   конференции.   – Самара: Самарский университет, 2008. – С. 262–270.   6 Попов   А.В.,   Куйбышева   П.М.   Экологическое   образование   как   средство формирования экологической культуры. ­ ж. Наука и современность – 2012г.  7 Машкова,  C.B.  Проблема  подготовки   будущих   учителей   к  формированию   основ экологической   культуры   у   школьников   //   Экология   и   география:   проблемы подготовки учителя. – М.: ТЭКОЦент, 1995. – Тезисы, с ­ 170­172. 8 Барышникова   Г.  Б.  Современные  проблемы  воспитания  экологическoй   культуры студентов   –   будущих   учителей   начальных   классов   //   Сибирский   педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 114–117. 9 Ульянова   Н.   В.  Формирование   экологической   культуры   школьников   на   основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 9. – С. 265–271. 10 Сальникова   М.   В.   Экологическое   образование   и   воспитание   обучающихся   // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1543­1546 Интернет­источники: 1 https://www.adme.ru/svoboda­psihologiya/10­zolotyh­pravil­vospitaniya­antona­ makarenko­1141760/

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"

Методические рекомендации на тему "Формирование экологической культуры в рамках комплексного экологического образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018