Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»
Оценка 4.8

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
окружающий мир +1
Детсад
29.11.2018
Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»
Данная работа может быть интересна педагогам – дошкольникам, воспитателям детских садов по применению активных методов обучения на занятиях со старшими дошкольниками по развитию речи, окружающему миру и. д. А материал из опыта моей работы поможет сделать занятия увлекательными и повысить качество образовательного процесса.
Брякотнина_Междуреченск_МБУДО ЦДТ.doc
«Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»  МБУДО ЦДТ г. Междуреченска Кемеровской области И. А. Брякотнина Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий в стране, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых,  более эффективных психолого – педагогических подходов к этому процессу [4, с.3]. С 1  сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало  официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе  со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных  учреждений был принят федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС). Идеология ФГОС направлена на формирование  принципиально нового взгляда на содержание, структуру дошкольного образования. Его  развитие и переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без применения  инновационных технологий. Инновационные технологии – это система методов, приёмов,  способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного  результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных  условиях. Они сочетают прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы  образования, доказавшие свою эффективность [4, с.4].  Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в  педагогическо практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его  способностей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и  воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребёнка.   В связи с этим, современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на  активную (ребенок выступает «субъектом» обучения, т. е. работает самостоятельно,  выполняет творческие задания) и интерактивную (ребенок взаимодействует с другими  участниками образовательного процесса). Экспериментально установлено, что в памяти  человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50%  того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.  Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие.  Таким образом, использование активных методов обучения становится особенно актуальным.  Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся,  направленная на достижение заданной цели обучения [9]. Существуют различные  классификации методов обучения. В зависимости от включения в деятельность всех  участников процесса обучения, методы делятся на пассивные, активные и интерактивные.  Далее приведена таблица с характеристиками, присущими каждой группе методов. Методы Пассивные  методы  обучения Активные  методы  Характеристика Низкий уровень познавательной активности,  преобладание внешней мотивации,  репродуктивный характер деятельности,  отсутствие самостоятельности и творчества. Высокий уровень познавательной  активности, самостоятельности,  взаимодействие педагога и учащихся,  Взаимосвязь Учитель   Ученик                  Ученик Учитель обучения Интерактивн ые методы  обучения продуктивный характер деятельности. Постоянное взаимодействие учителя и  учащихся между собой, взаимообучение,  взаимопонимание. Педагог и учащиеся  выступают равноправными субъектами  процесса обучения. Ученик                      Ученик Учитель Ученик                    Ученик В разных источниках по – разному даётся определение активных методов обучения.  Активные методы обучения (АМО) – методы, стимулирующие познавательную  деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен  мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. (http://www.edu.ru/index.php? op=word&page_id=50&wid=11). Активные методы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов,  направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами  условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому  освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности [5]. Активные методы обучения ­ это методы, которые побуждают детей к активной  мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным  материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов,  которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их  запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение дошкольником знаниями и  умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой     степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач [14, с.5].  Активные методы обучения имеют отличительные особенности: целенаправленная активизация мышления, когда учащийся вынужден быть активным  независимо от его желания;  игровой и творческий характер обучения; достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их  активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной  степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);  групповая форма организации работы; деятельностный подход к обучению; практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и  эмоциональности обучаемых;  включение в работу разнообразных коммуникаций (диалога и полилога); использование знаний и опыта обучающихся;  постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (учащихся и преподавателя) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о  путях разрешения той или иной проблемы. обязательная рефлексия процесса обучения [14, с.5].          Хочу обратить особое внимание но то, что одной из отличительных особенностей активных  методов обучения являет игровой и творческий характер обучения, что очень подходит для  организации обучения дошкольников.   Основная форма организации обучения с дошкольниками – это занятие. Обучение на  занятии требует от детей значительного умственного и физического усилия, так как связано с  активной мыслительной деятельностью ребенка, продолжительным произвольным вниманием, стремлением к достижению результатов. Успех обучения зависит от побудительных мотивов.  Часто учебная деятельность детей обуждается внешними мотивами (т. е. дети занимаются  только потому, что так надо, так велят взрослые, а не потому, что им интересно и они хотят  сами получить знания). Но для успеха важна внутренняя мотивация (потребность в знаниях),  которая вызывается познавательным интересом ребенка «а мне интересно, хочу знать и  уметь» [9, с.57]. Деятельность педагога должна быть направлена на организацию процесса  активного усвоения знаний, умений, навыков. И очень актуальным становится применение  активных методов обучения. Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности  является игра, то и деятельность учащихся на занятии я строю на основе активных игровых  методов.  Новый ФГОС  дошкольного образования также поддерживает ту точку зрения, что  ребёнок – это, прежде всего, «человек играющий»,  поэтому необходимо многие методики и  технологии обучения пересмотреть и с учебно­дидактического уровня перевести на новый,  игровой уровень. Это непременно будет способствовать повышению эффективности и  качества образовательной деятельности дошкольников. И, таким образом, мы получим  игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальное использование  инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более  индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого  ребёнка, а, следовательно, на повышение эффективности и качества образования. Далее я подробнее остановлюсь на использовании различных активных игровых  методов на разных этапах занятия.   «Снежный ком».  Цель: знакомство детей друг с другом и педагогом при комплектовании новой группы. Ребята садятся в круг и передают друг другу мяч или любой другой предмет («волшебную палочку»,  мягкую игрушку и т.д.). Тот, у кого в руках оказался предмет называет имена всех детей  перед собой и в конце своё имя. Если кто то забыл имя, то ребята ему могут подсказать.   «Найди по имени».  Цель: запоминание детей друг друга и педагога по именам. Когда ведущий говорит команду:  «Бегите!», все ребята бегают. Когда ведущий говорит команду «Стоп!» и называет имя  одного из играющих, он должен поднять руку вверх, а все остальные к нему «прицепиться».  Когда все «прицепились» к названному игроку, ведущий (педагог) обязательно должен  спросить у ребят, кого они нашли, чтобы ещё раз повторить имя ребёнка. Игра проходит  очень весело. Педагог обязательно должен следить, чтобы ребята не щипали друг друга, когда «прицепляются» и не забывали поднять руку, когда слышат своё имя.  «Здороваемся по­разному».  Цель: сплочение группы, создание спокойной и доброжелательной атмосферы на занятии.  Дети встают в круг. Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом, успев обойти как можно больше детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга кончиком носа. Через  минуту задание меняется. Возможные варианты: здороваться за руку, лбами, коленками,  ушами и т.д. Этот метод поможет задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и  хорошую спокойную атмосферу в группе.    «Цветик – Семицветик».  Цель: презентация учебного материала, организация познавательной деятельности. На  демонстрационную доску помещается яркий, крупный цветок с 7­юразноцветными   лепестками. Сначала педагог беседует с ребятами: что это, как называется цветок, почему так решили, чем он особенный. А потом он сообщает детям о том, что сегодня они будут  выполнять те задания, которые выберут сами, оторвав понравившийся лепесток. В этом  случае педагог заранее продумывает такие задания для всех лепестков, выполнение которых  обеспечило бы изучение или закрепление материала.   «Волшебный мешочек (коробочка, сундучок, шкатулка …)» Цель: закрепление изученного материала. Данный метод очень эффективен, так как очень  интересен детям и может реализовываться на разном содержании, при закреплении любого  материала. Я опишу, как я его реализовываю при изучении букв русского алфавита и при  обучении чтению. В «волшебный мешочек» кладутся буквы, вырезанные из твёрдого  материала. Учащийся подходит и с закрытыми глазами достаёт из мешка букву, ощупывает её и пытается назвать, не глядя. Если не получается, то педагог разрешает посмотреть и снова  назвать букву. Если и так не получается – просят помощи у ребят. После этого ребёнок  садится на место, забрав букву с собой. После того, как все дети достали  себе букву, они идут на ковёр для игр, садятся в круг и пытаются составить из букв слова.   «Превратись в букву 1».  Цель: закрепление букв русского алфавита и организация минутки отдыха (физминутка).  Данный игровой метод эффективен при изучении букв. После знакомства с буквой, ребятам  ставится проблема – а сможем ли мы «превратиться» в эту букву, «оживить» её? И ребята,  предлагая свои варианты, обсуждая их, выбирают самый подходящий. Педагог в данном  случае лишь руководит процессом, но не подсказывает. Можно организовать групповую  работу, чтоб каждая группа придумала свой вариант «превращения».   «Превратись в букву 2».  Цель: закрепление букв русского алфавита и организация минутки отдыха (физминутка).  Данный вариант игры проводится после того, как изучили уже определённое количество букв  и придумали, как в них можно «превратиться». Педагог произносит команды: «Бегите!» ­  ребята бегают по площадке, «Замрите, буква А!» ­ ребята «превращаются в букву А. И так с  остальными буквами. Ведущим в данной игре может быть учащийся. Тогда педагог выступает  лишь в роли модератора.    «Мозговой штурм».  Цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных  путей решения проблем. Ребятам нужно за ограниченное время путем расторможения  придумать как можно больше идей по данному вопросу или проблеме.  Создание проблемных ситуаций – ещё один активный метод обучения.  Цель: активизация познавательной деятельности на занятии. Для формирования умения  самостоятельно искать  решение проблемы, важно давать положительную оценку любому,  самостоятельно найденному способу решения, даже неверному. Нужно поощрять даже саму  попытку найти способ решения проблемы, а затем помочь наводящими вопросами найти ее  правильное решение. Педагог не должен в данном случае употреблять слова «неправильно»,  «не знаешь», «не стараешься». Эффективнее заменить их на более демократичное выражение  «ты думаешь так, давай послушаем мнение других».   Заключение Изучая различные материалы и систематизируя свой опыт по данной теме,  я сделала  следующие выводы. Современные АМО – это методы, направленные на активизацию  мышления учащихся, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и  эмоционального восприятия учебного процесса. Они позволяют:   активизировать и развивать познавательную и творческую активность учащихся на  занятии;   мотивировать учащихся самостоятельно принимать творческие по содержанию,  эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения в силу созданной  учебной ситуации; повышать эффективность и качество учебного процесса;    формировать партнёрские отношения; Конечно, использование активных методов на занятии создаёт и свои сложности.  Дошкольники, в силу своих возрастных особенностей,  не всегда могут совладать со своими  эмоциями, поэтому на занятиях создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении  проблем. Исходя из этого, методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества.  Использование активных методов обучения  на занятиях с дошкольниками,  несомненно  способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса [4, с.6].  Показателями высокой их роли для повышения эффективности и качества  образовательного процесса считаю следующие изменения: возросшая познавательная активность дошкольников;  повышение интереса к занятиям;     мотивационная готовность к участию в проблемно – поисковой     деятельности;  способность к рефлексии по поводу полученной информации;  актуализация имеющихся знаний для решения проблемных ситуаций. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить  эффективную организацию учебного процесса.   Это требует высокого профессионализма и  вызывает необходимость формирования специальных знаний и практических подходов у  преподавателей и организаторов учебного процесса. А применять их или нет, это уже дело  педагога и его творчества. Литература: 1. 2. 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов ­ 100 ответов: учеб. пособие для вузов  [Текст]/ И. П. Подласый . ­ М.: Владос­пресс, 2004. ­ 365 с. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие  интеллектуального потенциала и детской одарённости [Текст]/Л.П.Пяткова и др. –  Волгоград: Учитель, 2013.­175 с. 4. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. [Текст] \ Е.В.Михеева. 5. 6. 7. 8. 9. ­ Волгоград: Учитель, 2014. – 223 с. Недоспасова, В.А. Растём играя. [Текст] \ В.А.Недопасова. ­ М: Просвещение, 2012. –  205 с. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] /Г.М. Коджаспирова. ­ М.: Владос, 2004.­352 с. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения [Текст]: учебное пособие  / В. С. Кукушин.  ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2005. ­ 474 с. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб.­ метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  / А.А. Орлов.­ М.: Академия, 2004. – 281с. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. ­ М.: Академия, 2002. ­ 576 с. 10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]/ С.А.Козлова, Г. А.Куликова. М.:  Академия, 2007. – 243 с. 11. Дедулевич, М.Н. Играй ­ не зевай. Подвижные игры с дошкольниками [Текст] \  12. М.Н.Дедулевич. – М.: Просвещение, 2013. – 301 с.  Крулехт, М. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное  воспитание. ­ 2003. ­№ 5. ­С. 74­79. 13. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей //  Дошкольное воспитание. ­1983. ­ № 10. ­ С. 38­46. 14. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст]: Науч.­метод.  15. пособие/А.М.Смолкин. ­ М.: Высшая школа, 1991.­176 с. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно – методическое пособие [Текст] / Е. В. Зарукина, Н.А.Логинова, М.М.Новик — СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.; То же [Электронный ресурс]. —

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»

Методические рекомендации «Организация учебной деятельности на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с помощью активных методов обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018