Статья на тему: "Создание электронного комплекта дидактических игр, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников к урокам окружающего мира (исторический блок).
Статья была написана на основе дипломного проекта, при помощи педагогов консультантов.
Статья прошла апробацию на педагогической конференции.
В статье 3 страницы.
Статья написана на исследовании познавательного интереса 4 классов.
Создание электронного комплекта дидактических игр,
направленных на формирование познавательного интереса
младших школьников к урокам окружающего мира (исторический
блок)
Ярлыкапов Т, Сачкова Т.А. Челябинский педагогический колледж
№1 Окружающий мир (исторический блок), как учебная дисциплина
является очень важной. Целями изучения курса окружающий мир
(исторический блок) являются формирование целостной картины мира
и осознание места в нём человека, развитие у младшего школьника
опыта общения с людьми, обществом. Происходит переосмысление
всего образовательного процесса и встаёт вопрос о том, как успешно
преподавать историю в младших классах. На данный момент она
входит в интегрированный курс «Окружающий мир». Изучение этого
предмета с начальной школы поможет избежать, многих недостатков в
базовых знаниях. Так как предмет является устным, детям младшего
школьного возраста очень сложно воспринять и понять его. Но в том
случае если ребёнок, будет стремиться изучать предмет, это не
составит сложности, а вот сделать так чтобы он захотел…. Выходом из
этой ситуации является – познавательный интерес, заложенный с
детства, поможет не только здесь и сейчас, но и в средних, старших
классах, поэтому тема формирования познавательного интереса
наиболее актуальна.
Информатизация школьного образования открывает большие
возможности для развития методов и организационных форм обучения
по курсу окружающий мир (исторический блок).
Информационные технологии по сравнению с традиционнымобучением имеют ряд преимуществ:
позволяют предъявлять учебный материал в доступной младшим
школьникам визуальной форме;
использование при подаче учебной информации движения, звука,
мультипликации надолго привлекает внимание учащихся;
поддерживают мотивацию учащихся поощрением за правильное
решение учебных задач, что является стимулом познавательной
активности;
позволяет в полной мере реализовать индивидуально
дифференцированный подход в обучении;
предъявление на экране компьютера заданий в игровой форме
вызывает у учащихся интерес к учебному материалу и
обеспечивает их включение в деятельность по его усвоению.
Использование информационных технологий гарантирует рост
качества обученности, повышение прочности знаний, повышение общей
эффективности и интереса учеников к предмету окружающий мир
(исторический блок).
Учитель может использовать дидактические игры для
организации активной познавательной деятельности учащихся на
различных этапах урока. Дидактические игры позволяют сделать более
динамичным и интересным процесс восприятия обществоведческих
фактов, имён, дат, названий географический объектов, с которым
связано то или иное историческое событие.
В отечественной педагогике и психологии проблему
формирования познавательного интереса с помощью дидактических
игр рассматривали такие ученые как К.Д. Ушинский, П.П. Блонский,С.Л. Рубинштейн, Э.Б. Эльконин, и др.
Дидактические игры – это специально созданные игры,
выполняющие определённые дидактические задачи, скрытые от
учащихся в игровой ситуации за игровыми действиями.
Отечественный педагог В. С. Кукушин считает: «У каждого вида
игры своя полезность».
Проблему познавательного интереса, как интереса к учебной
деятельности, к приобретению знаний широко исследовали в
психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон,
С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе
Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова.
Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к
приобретению знаний, к науке.
Н.Г. Морозова выделила основные характеристики
познавательного интереса:
положительная эмоция по отношению к деятельности;
наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости
познания.
В связи с определённой выше проблемой формирования
познавательного интереса на уроках окружающего мира нами
разработан электронный комплект дидактических игр «Учусь
играя» к разделу «Страницы истории России».
Электронный комплект «Учусь играя» включает 19 дидактических
игр к учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир» УМК «ШколаРоссии» 4 класс 2 часть. Например, ребусы к теме «Жизнь древних
славян», ключворд к теме «Пётр Великий».
Электронный комплект дидактических игр, используемых в
процессе обучения, способствует формированию познавательного
интереса и активности учения младших школьников.