Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"
Оценка 4.9

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
09.04.2018
Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"
Презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
Пустыни.doc
Симдянова Галина Николаевна МБУ  «Школа № 47» г.о. Тольятти ТЕМА: «Пустыни» Цели урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне пус­ тынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями,   растениями   и   животным   миром,   деятельностью людей. Развивать умение работать с географической картой, атласом­ определителем, гербарием, дополнительной литературой. Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать вы­ воды. Оборудование: Карта   природных   зон,   картины   и   рисунки,   видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы». I. Организационный момент­ 2 мин. Ход урока Снова пришел долгожданный миг Нам пора в дорогу,  Он зовет нас,  в загадочный мир,  Таинственный мир природы. ­ Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна  природная зона России. Разгадайте ребус: Местоимение 2­го лица, ед. числа Ответ: Пустыни. Записать тему «Пустыни» на доске и в тетрадях. II. Проверка знаний­ 10 мин. Перед тем, как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что   особенности   предыдущей   природной   зоны   мы   знаем   хо­ рошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении: На все стороны путь: Ни лесочка, ни  гор! Необъятная гладь! Неоглядный  простор! ­ Конечно же, это стихи о степи, Расскажите о степи с геогра­ фической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.  Выслушивается ответ одного ученика и дополнения остальных. Тест  «Зона степей» 1. Зона степей расположена на ... нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: а) розовым; в) желтым; 3. Характерный признак зоны степей ­ это ... б) зеленым; г) коричневым. а) сплошной травянистый растительный покров;  б) отсутствие сплошного растительного покрова; 4|в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся ... а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;  б) ястребы, кедровки, сойки;  в) журавли­красавки, дрофы, пустельги. 5. Для растений степи характерны: а) стелющиеся корни, крупные листья;  б) длинные корни, мясистые стебли, листья­колючки; в) корни­луковицы или пучки, узкие тонкие листья или  толстые  мясистые стебли и такие же листья. 6.   В   степи   по   вине   человека   появились   следующие экологические проблемы: а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неог­ раниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство,  неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота,  браконьерство. 7. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика ­ лемминг ­ песец; б) водоросли ­ рачки ­ сайка ­ гагарка; в) растения ­ заяц­ беляк ­ рысь; г) зерно ­ суслик ­ орел­ беркут, 8. Основным занятием населения степей является – земледелие; а) б) рыболовство; в) оленеводство. 9. растения и животные: В Красную книгу занесены следующие степные  а) кречет, стерх, краснозобая казарка; б) пион тонколистный, журавль­красавка, степная дыбка; в) зубр, филин, женьшень. Индивидуальная работа по карточкам ­ Разгадай кроссворд и прочитай название растения: (Ответы: 1. Ель. 2. Липа. 3. Сосна. 4. Пихта. 5. Ива. 6. Береза.  7 Клен, 8. Осина. 9. Рябина. 10. Акация. 11. Ольха.   Ключевое слово: ЛИСТВЕННИЦА.) ­ Рассели животных (растения) по природным зонам: расставь фишки с изображением животных на карте природных зон в атласе. ­ Впишите в таблицу следствия указанных причин: Причины Вырубка лесных полос Неправильная распашка почвы Суховеи Следствия Смыв почвы водными потоками III. Новый материал. ­ 18 мин. Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на  самом юге России, точнее, на юго­западе. Солнечный, жаркий Желтый поток Льется в пустыне На желтый necок. В воздухе желтом И плотном, как мед,                       Желтая птица неслышно плывет. Вот так выглядят пустыни (показ картинки «Пустыня»), Какой вы увидели пустыню? (Пустыня ­ это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.) Обратимся к карте(стр. 77). Что расскажет нам о пустыне наша  верная помощница? На парты раздаются карточки ­ «помогайки»: 1. Географическое положение зоны пустынь  относительно других природных зон и сторон горизонта. 2. 3.  В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?  Поверхность земли в пустыне. Рассказ ученика: Пустыни   расположены   на   юго­западе   страны,   на   берегах Каспийского  моря.   Это   южная   природная   зона,   на   карте   она обозначена  оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и расторгаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко, "то небольшая по площади природная зона. ­   Можно   еще   добавить,   что   поверхность   пустыни равнинная с  валами из песка. Эти песочные валы ­ барханы ­ передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. ­ Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. ­ Чего   хочется   человеку,   когда   ему   очень   жарко?  (Ему хочется пить и купаться.) ­ К сожалению, в 'пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима   по   сравнению   с   летом   суровая:   температура   опускается до ­12°, и длится зима 2­3 месяца. ­   Пора   включаться   в   работу   нашим   ботаникам,   зоологам, экологам. Далее работа ведется в группах. Рассказ ботаников: Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни ­ верблюжья колючка (рисунок) У   нее   длинный   корень,   с  его   помощью   растение   питает   себя водой,  корень  проникает   на  глубину   почти   20   метров.   Листья   у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка ­ растение невысокое. Джузгун   ­   это   небольшой   кустарник.   Его   листья   ­   зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок).  Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок). В   пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это   низкие   деревья,   не   более   4­5   метров,   и   растут   на  большом расстоянии   друг   от   друга.   Как   вы   думаете,   почему?  (Из­за недостатка влаги.) Рассказ зоологов: Большинство   животных   пустыни   некрупные,  потому   что   им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка ­ это их маскировка.   Большинство   животных   ведут   ночной   образ   жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или   других   животных;   в   выборе   пищи   животные   неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку,  Чтобы   не   хотелось   есть   и   пить.   В   пустыне   обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица­круглоголовка (показ рисунков).   Все  быстро   передвигаются,   а   ящерица­круглоголовка мгновенно  кет   зарыться   в   землю   в   случае   опасности.   Лисичка­ корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки). Они  им нужны для того, |чтобы лучше  слышать, ведь они ведут ночной   образ   жизни.   В   пустыне   обитают   грызуны:   тушканчики, песчанки (рисунки) .   Одни   из   них  роют   норы,   другие   ­   тушканчики   ­   быстро передвигаются  большими   прыжками   до   трех   метров   в   длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки).  Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки,    священные   скарабеи   (рисунки).  Карточки   животных закрепляются   на   стенной   карте.   Учитель   может   дополнить   ответ учащихся   рассказом   об   удивительном   животном   пустыни   ­ верблюде: Верблюда   называют   кораблем   пустыни.   О   верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это   не   так.   существует   два   вида   верблюдов:   одногорбые   и двугорбые. В наших  пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног.   На   ногах   у  верблюда   мозолистые   подошвы,   ими   можно наступать   на   горячий   сок,   не   обжигаясь   и   не   проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык  покрыты толстой кожей. А в горбах находится   запас   жира,   Верблюд  может   обходиться   без   питья   в сильную   жару   по   3­4   дня,   зато,   добравшись   до   водопоя,   может выпить   сразу   6­8   ведер.   Такие   интересные   животные   обитают   в пустыне. ­ Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц –   это  потому,   что   птицы   плохо   переносят   жажду,   О   жуке­ скарабее  прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.   IV. Физкультминутка ­ 2 мин. ­ Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть! Дети сами выбирают вид отдыха. V. Продолжение работы над новой темой ­ Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов. Рассказ экологов: Освоение пустынь человеком привело к экологическим пробле­ мам   в   этой   природной   зоне.   Люди   построили   каналы,   чтобы орошать землю ­ это хорошо. Но неумеренное орошение привело к   тому,   что  в   почвах   стало   накапливаться   много   соли.   Из­за неумеренного   выпаса   скота   больше   стало   подвижных   песков  ­ животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является   и   браконьерство.   От   рук   браконьеров   погибает   много животных.   Под   угрозой  исчезновения   оказались   сайгаки: созданные   человеком   оросительные   каналы   оказались   для сайгаков сопровождается видеосюжетами).   Для   сохранения   природы   в   1990   году   в Республике   Калмыкия   создан   заповедник   «Черные   земли»   (по­ казать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полу­ пустынь,   встречаются   все   виды   животных,   а   на   озере   Маныч­ Гудило обитают утки, гуси, лебеди. VI. Закрепление изученного материала ­ 9 мин. непреодолимыми     (рассказ   ­ Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяи­ на солнце и ветер? (Солнце ­ хозяин, потому что там  всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию  почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.) ­ А сейчас предлагаю вам записать в тетрадях особенности пус­ тыни, ее растительного и животного мира: Природные  условия Способы приспособления Растения Животные Работа ведется в парах. Игра «Узнай меня» Сколько важности в походке! 1.  По пустыне­сковородке,  По колючкам босиком Кто вдет с горбом­мешком? (Верблюд.) 2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)  3. Я ­ пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)   Я ростом невелик, мои листья ­ зеленые веточки,  4. своими корнями удерживаю пески. (Джузгун). 5. я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.) 6. листья мои тон­г, как вязальные спицы. (Саксаул). Мой ствол ­ как камень. Весной я красавец. А   Я очень красива, у меня большая голова, от врагов   Составьте схему экологических проблем пустыни Экологические                       неумеренное орошение проблемы                               выпас скота пустыни                                        браконьерство VII. Подведение итогов работы­ 2 мин.  Выставление оценок. V. Домашнее задание­ 2мин. Стр. 122­131. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». | Рассказ­отчет о работе нашей экспедиции в пустыне.

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира 4 класс Школа Росии. "Пустыни"

Урок окружающего мира  4 класс Школа Росии. "Пустыни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018