Методические рекомендации по дисциплине материаловедение
Оценка 4.7

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
химия
Взрослым
06.02.2018
Методические рекомендации по дисциплине материаловедение
Данные рекомендации способствуют развитию общих и профессиональных компетенций, постепенному и целенаправленному развитию познавательных способностей, установки на самостоятельное пополнение знаний. В данном методическом пособии приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератам и, докладами, сообщениями, презентациями, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.
метод.рек СРС.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Е.А. Сазонова  МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ методические рекомендации по самостоятельной работе  для студентов среднего профессионального образования специальностей   26.02.06  «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам) ПЕРМЬ 2016 Введение Методические   рекомендации     по   организации   самостоятельной     работы   по     дисциплине «Материаловедение»     предназначены     для   студентов   среднего   профессионального   образования специальностей    26.02.06  «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам). В   данном   методическом   пособии   приведены   указания   по   организации   самостоятельной работы  с  учебниками,  конспектами,  рефератами, докладами,  сообщениями,  презентациями,  а также     указаны    виды  самостоятельной    работы     по    темам    дисциплины,     формы    контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература. Данные  рекомендации  способствуют  развитию  общих  и профессиональных  компетенций, постепенному   и   целенаправленному развитию   познавательных   способностей,   установки   на самостоятельное пополнение знаний.  Изучение  учебной  дисциплины  «Материаловедения»  является обязательной  частью  для    26.02.06 освоения     программы     среднего   профессионального   образования   специальностей   «Эксплуатация   судового   электрооборудования   и   средств   автоматики»,   26.02.05   «Эксплуатация судовых   энергетических   установок»,   23.02.01   «Организация   перевозок   и   управление   на транспорте» (по видам). выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физико­химические методы исследования металлов; пользоваться  справочными  таблицами  для  определения  свойств материалов; выбирать  материалы  для  осуществления  профессиональной деятельности.  В  результате  освоения  данной  учебной  дисциплины  студент  должен уметь:     В  результате  освоения  данной  учебной  дисциплины  студент  должен знать:  основные   свойства   и   классификацию   материалов,   использующихся   в профессиональной деятельности;     наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения смазывающих и охлаждающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах;   основные     сведения     о     неметаллических,     прокладочных,   уплотнительных     и электротехнических  материалах,  стали,  их классификацию.  Требования     федеральных     государственных     образовательных     стандартов   среднего профессионального  образования  таковы,  что  часть  часов,  отводимых  на  изучение  дисциплины должна     осуществляться     студентами     самостоятельно.     Это     способствует   развитию     общих компетенций  студентов  таких,  как:  организация собственной  деятельности,  исходя  из  цели  и способов  ее  достижения, осуществление  поиска  информации,  необходимой  для  эффективного выполнения     профессиональных     задач,     использование     информационно­коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Самостоятельная   работа   студентов   должна   осуществляться   по   правилам,   определенным преподавателем.  Правила  выполнения  самостоятельной работы представлены ниже. Прежде чем приступить к выполнению задания  прочтите рекомендации по работе с данным Правила выполнения самостоятельной работы учебно­методическим пособием.  2 Ознакомьтесь с перечнем рекомендуемой литературы. Прочтите конспект лекций по заданной тематике работы. Выберите     материалы,     которые     именно     те   самостоятельной работы.    соответствуют     заявленной   теме Составьте  план  работы  и  определите,  какое  максимальное  количество времени у вас уйдет на данную работу. По   большинству   работ   предусмотрен   отчет   в   письменной   или электронной форме, в котором должны быть указаны  1) наименование работы;  2) ФИО студента, номер группы; 3) основная часть (доклад, реферат, презентация, схема); 4) список использованной литературы.  Письменные   и   электронные   отчеты   необходимо     сдавать     преподавателю.   Выполнение большинства заданий  рассчитано на  4  –  5  часов  работы.  Если у вас  возникнут  затруднения, при  выполнении  задания  обратитесь  к преподавателю. Самостоятельная     работа     студентов     оценивается     преподавателем     по   критериям, представленным ниже. Критерии оценки самостоятельной работы Самостоятельная  работа  студентов  оценивается  согласно  следующим критериям: Оценка «5» выставляется студенту, если: ­  тематика работы соответствует заданной, студент показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу; ­ работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя; ­ объем работы соответствует заданному; ­ работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем. Оценка «4» выставляется студенту, если: ­  тематика  работы  соответствует  заданной,  студент  допускает  небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе; ­ работа оформлена с неточностями в оформлении; ­ объем работы соответствует заданному или чуть меньше; ­  работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже, но не более, чем на 1­2 дня.  Оценка «3» выставляется студенту, если: ­   тематика   работы   соответствует   заданной,   но   в   работе   отсутствуют значительные элементы   по   содержанию   работы   или   тематика   изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса; ­ работа оформлена с ошибками в оформлении; ­ объем работы значительно меньше заданного; ­ работа сдана с опозданием в сроках на 5­6 дней. Оценка «2» выставляется студенту, если: ­ не раскрыта основная тема работы; ­ работа оформлена не в соответствии с требованиями преподавателя; ­ объем работы не соответствует заданному; ­ работа сдана с опозданием в сроках больше 7 дней. 3 Примерный тематический план самостоятельной работы студентов Примерные нормы времени по выполнению самостоятельной работы Вид самостоятельной работы   Норма времени (час.) Подготовка конспекта   Подготовка сообщения   Подготовка реферата   Подготовка презентации   Решение задач   Подбор информации по теме Заполнение таблицы   Составление схемы 1­2 2­4 3­6 4 2 1­2 1­2 0,5 Задания для самостоятельной работы студентов Раздел 1. Строение и свойства металлов Тема 1.1 Основные сведения о металлах и сплавах Цель: закрепить и обобщить   теоретические   знания и практические умения по основным сведениям о металлах и сплавах. Задание:  1. Подготовить конспект: «Типы химических связей»   строение   2.   Подготовить   доклады:   «Реальное     линейные, поверхностные   дефекты»,   «Влияние     дефектов   на   структуру   и   свойства   металлов»,   «Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла»   металлов:     точечные,   3.   Подготовить   презентации   «Механические   свойства   металлов»,   «Методы   испытаний металлов», «Физические свойства металлов» Раздел 2. Основы теории сплавов Тема 2.2 Железоуглеродистые сплавы Цель:     закрепить   и   обобщить   теоретические   знания   и   практические   умения   о железоуглеродистых сплавах: сталях и чугунах. Задание:  1. Подготовить сообщения: «Структура   металлургического   производства»,   «Назначение легирования  в сталях» 2.   Подготовить   рефераты:   «Способы   добычи   железа»,   «Производство   сталей», «Производство чугунов». 3. Решить задачи: расшифровка маркировки сталей. 4. Подготовить презентации «Виды сплавов: механическая смесь, химическое соединение, 4 твердые растворы», «Производство стали», «Диаграммы состояния сплавов». Раздел 3. Материалы применяемые в судо­ и машиностроении Тема 3.3 Цветные металлы и сплавы Цель:     закрепить   и   обобщить   теоретические   знания   и   практические   умения   о   цветных металлах и их сплавах. Задание:  1. Подготовить доклады: «Цветные  металлы  и  сплавы,  их  применение,  маркировка, состав  (титан, магний, медь, алюминий)». 2. 3. Подготовить   рефераты:   «Производство   алюминия»,   «Производство   титана», «Производство меди», «Производство магния» Решить задачи: расшифровка маркировки цветных металлов. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 1. Разработка конспекта лекции. Конспектирование     ­     процесс     мысленной     переработки     и     письменной   фиксации информации,  в  виде  краткого  изложения  основного  содержания, смысла какого­либо текста. Для   того,   что     составить   конспект   лекции   необходимо   придерживаться   следующей последовательности: 1.  Подобрать  необходимую  литературу  (см.  раздел  рекомендуемая литература) 2.  Проанализировать  имеющийся   материал:  выявить  незнакомые  термины, определить степень сложности материала. 3. Разбить материал на части, определить последовательность этих частей. 4. Обозначить основные тезисы каждой части. 5. Оформить конспект в рабочей тетради с указанием темы. Критерии оценки конспекта: 1.     Оформление     конспекта:     выделение     заголовков,     последовательность   изложения материала. 2. Умение определить вступление, основную часть, заключение. 3. Выделение главной мысли, определение деталей. 4. Умение переработать и обобщить информацию.   2. Подготовка сообщения по заданной теме. Содержимое   сообщения   представляет    информацию    и   отражает    суть вопроса   или исследования  применительно  к  данной  ситуации.  Цель сообщения –  информирование  кого­либо о    чём­либо.    Тем     не    менее,  сообщения    могут    включать    в    себя     такие    элементы     как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения. Порядок  подготовки  сообщения  по  теме  аналогичен последовательности  разработанной для     подготовки     к     конспектированию   лекции   (см.   выше).   После     разработки     конспекта сообщения  по  заданной  теме, определяются основные моменты, которые необходимо сообщить остальным студентам. Выступление   с   сообщением   не должно   превышать   5­7   минут.   После выступления докладчика   предусматривается   время   для   его   ответов   на вопросы аудитории и для резюме преподавателя. 3. Подготовка доклада. Доклад   –   это   вид   самостоятельной работы,   где   автор   раскрывает суть исследуемой проблемы,  приводит  различные  точки  зрения,  а  также собственные взгляды на нее. 5 При  подготовке  доклада  необходимо  придерживаться  определенной последовательности: 1.   Подбор   и   изучение   основных   источников   по   теме   (не   менее   5), необходимые источники  информации  указаны  в  разделе  рекомендуемая литература; 2.  Обработка  и  систематизация  материала,  разделение  и  систематизация материала в необходимой последовательности; 3.  Подготовка выводов и обобщений; 4.  Разработка плана доклада; 5.  Написание доклада; 6.  Выступление с результатами доклада. Последний   пункт   может   варьироваться   в   зависимости   от   требований преподавателя (доклад может быть письменный и устный). Требования к оформлению письменного доклада: 1.  Титульный лист (см. приложение А);  2.   Содержание   (в   нем   последовательно   указываются   пункты   доклада, страницы, с которых начинается каждый пункт); 3.     Введение     (формулируется     суть     рассматриваемой     проблемы,   обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире);   раздел     Основная   4.     часть     (каждый     раскрывает     исследуемый     вопрос     с доказательствами); 5.  Заключение  (подводятся  итоги  или  делается  обобщенный  вывод  по теме доклада); 6.  Список литературы (правила оформления смотри в приложении Б). Советы для выступающих с устным докладом: 1.  Продолжительность  выступления  не  более  10  минут  (оптимально  7 минут). 2.  Тщательно продумать структуру выступления. 3.  Составьте план выступления (с указанием основных тезисов). 4.  Выучите все основные определения, которые упоминаются в докладе. 5.  Не  торопитесь  и  не  растягивайте  слова,  скорость  речи  должна  быть примерно 120 минут. 6.  Держитесь уверенно. 7.  Продумайте заранее вопросы, которые могут возникнуть у аудитории. 4. Подготовка реферата. Реферат     –     краткая   запись   идей,   содержащихся   в   одном   или   нескольких   источниках, которая  требует  умения  сопоставлять  и  анализировать различные точки зрения. Реферат  –  одна из   форм   интерпретации   исходного   текста   или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие   от   конспекта,   является   новым,     авторским     текстом.     Новизна     в     данном     случае подразумевает  новое изложение,  систематизацию  материала,  особую  авторскую  позицию  при сопоставлении различных точек зрения.   Реферат     ­     письменная     работа     объемом     10­24     печатных     страницы,   выполняемая студентом  в  течение  длительного  срока  (от  одной  недели  до месяца). Реферат как и доклад состоит из нескольких частей: 1.  Титульный лист (см. приложение А); 2.   Содержание   (в   нем   последовательно   указываются   пункты   доклада, страницы, с которых начинается каждый пункт); 3.     Введение     (формулируется     суть     рассматриваемой     проблемы,   обосновывается актуальность и значимость темы в современном мире); 4.  Основная  часть  (основная  часть  состоит  из  нескольких  разделов, каждый из которых последовательно раскрывает тему реферата, утверждения подтверждаются доказательствами); 5.  Заключение  (подводятся  итоги  или  делается  обобщенный  вывод  по теме реферата); 6. Список литературы (правила оформления смотри в приложении Б). 6 Требования к оформлению реферата. Объемы   рефератов   колеблются   от   10­24   печатных   страниц.   Работа выполняется   на одной  стороне  листа  формата  А4.  По  всем  сторонам  листа оставляются поля размером 20 мм, рекомендуется шрифт Times New Roman14,   интервал   –   1,5.   Таблицы   оформляются   шрифт Times   New   Roman   12, интервал   –   1.   Все   листы   реферата   должны   быть   пронумерованы. Каждый вопрос  в  тексте  должен  иметь  заголовок  в  точном  соответствии  с наименованием в плане­оглавлении.  Критерии оценки реферата: ­  знание  фактического  материала,  усвоение  общих  представлений, понятий, идей; ­   правильность   формулирования   цели,   определения   задач   исследования, соответствие выводов  решаемым  задачам,  поставленной  цели, убедительность выводов; ­     всесторонность     раскрытия     темы,     логичность     и     последовательность   изложения материала,   корректность   аргументации   и   системы     доказательств,   характер   и   достоверность примеров, иллюстративного материала; ­  использование литературных источников; ­  культура письменного изложения материала; ­  культура оформления материалов работы. 5. Подготовка презентации. В  настоящее  время  бурное  развитие  компьютерных  технологий охватило  практически все  сферы  человеческой  жизни.  Сегодня  для успешного  выступления  не  достаточно  просто рассказать  о  своей  идее.  Слушатели непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы,   грамотные   чертежи.   Поэтому   одним   из   видов самостоятельной работы студентов является подготовка презентации.Включенная   в   состав   офисного   пакета   Microsoft   Office, программа   Microsoft     Office     Power     Point     является   простым   в   освоении   и   очень   мощным инструментом  создания  презентаций  (с  программой  создания  презентаций студенты знакомятся на занятиях по «Информатике»). Вся работа по созданию презентаций организуется в несколько этапов. 1. Сбор и изучение информации по теме. 2. Выделение ключевых понятий. 3.   Структурирование   текста   на   отдельные   смысловые   части.   Объём     презентации ограничивается   20   слайдами.   Составление сценария   презентации   предполагает   обдумывание содержания  каждого слайда,  его  дизайна.  Создание  слайдов  предполагает  внесение  текстовой информации,   а   затем   поиск   и   размещение   необходимых   иллюстраций,   схем,   фотографий, графических  элементов.  Важно  обращать  внимание  на особенности  визуального  восприятия расположенных  на  слайде  объектов. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью   их   четкого   рассмотрения   с   любого   места   аудитории,   предпочтение   отдавать спокойным,   не   «ядовитым»,   цветам   фона.   Иллюстрационные   материалы располагают   так, чтобы   они   максимально   равномерно   заполняли   все экранное   поле.   Текстовой   информации должно  быть  очень  немного, желательно  использовать  приемы  выделения  значимых  терминов, понятий.   Анимация   не   должна   быть   слишком   активной.   Лучше   совсем   отказаться   от   таких эффектов  как  побуквенное  появление  текста,  вылеты,  вращения, наложения  и  т.п.  Звуковое сопровождение  эффектов  обычно  неуместно.  К использованию  аудио­  и  видеофайлов  следует относиться  достаточно разумно, чтобы не «перегрузить» презентацию излишней информацией и не отвлечься от заявленной темы. Процедура   защиты   презентаций   организуется   в   виде   конференции.   После каждой демонстрации презентации преподаватель предлагает высказать всем желающим  свое  мнение  по содержанию,     оформлению,     защите   мультимедийной     работы.     Приветствуются     вопросы     и рассуждения,   проясняющие     и     уточняющие     суть     представленной     проблемы.     Анализируя 7 качество     мультимедийных     презентаций,     можно     выделить     следующие   типичные   ошибки, допускаемые студентами:  ­  ошибки в оформлении титульного слайда;  ­  много текста на слайде;  ­  грамматические ошибки в тексте;  ­ выбран нечеткий шрифт;  ­  неудачное сочетание цвета шрифта и фона;  ­ несоответствие названия слайда его содержанию;  ­  несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;   ­  текст закрывает рисунок;  ­  рисунки нечеткие, искажены;  ­  неудачные эффекты анимации;  ­  излишнее звуковое сопровождение слайдов;  ­  тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);  ­  недостоверность информации; ошибки в завершении презентации. Требования к оформлению презентации: При разработке презентации важно учитывать, что  материал на слайде можно  разделить  на главный  и  дополнительный.  Главный  необходимо выделить,  чтобы  при  демонстрации  слайда он  нёс  основную  смысловую нагрузку:  размером  текста  или  объекта,  цветом,  спецэффектами, порядком появления   на   экране.   Дополнительный   материал   предназначен   для подчёркивания основной мысли слайда. Уделите  особое  внимание  такому  моменту,  как  «читаемость»  слайда. Для  разных  видов  объектов  рекомендуются  разные  размеры  шрифта. Заголовок  слайда  лучше писать  размером  шрифта  22­28,  подзаголовок  и подписи  данных  в  диаграммах  –  20­24,  текст, подписи   и   заголовки   осей   в диаграммах, информацию в таблицах – 18­22. Для   выделения заголовка,     ключевых     слов     используйте     полужирный   или     подчёркнутый     шрифт.     Для оформления  второстепенной  информации  и комментариев – курсив. Чтобы     повысить     эффективность     восприятия     материала     слушателями,   помните   о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк. Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.  Не  выносите  на  слайд  излишне  много  текстового  материала.  Из­за этого  восприятие слушателей  перегружается,  нарушая  концентрацию внимания. 8 Список литературы Основная: 1. Адаскин   А.М., Зуев   В.М.   Материаловедение   (металлообработка).   –   М.: ОИЦ Адаскин   А.М., Зуев   В.М.   Материаловедение и технология материалов.   –   М.: «Академия», 2009 – 240 с. ФОРУМ, 2010 – 336 с. 2. 3. Чумаченко  Ю.Т.  Материаловедение  и  слесарное  дело  (НПО  и  СПО).  – Ростов н/Д.: Феникс, 2013 – 395 с.    Дополнительная: 1. 2. 3. Жуковец  И.И. Механические  испытания  металлов. – М.: Высш.шк., 1986. – 199 с. Лахтин Ю.М. Основы материаловедения. – М.: Металлургия, 1988. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1990. Электронные ресурсы:  1.     Журнал     «Материаловедение».     (Электронный     ресурс)     –     форма     доступа http://www.nait.ru/journals/index.php?p_journal_id=2. 2.       Материаловедение:     образовательный     ресурс,     форма     доступа     http:// www.supermetalloved/narod.ru. 3.  Марочник  сталей.  (Электронный  ресурс)  –  форма  доступа www.splav.kharkov.com. 4.  Федеральный  центр  информационно­образовательных  ресурсов. (Электронный ресурс) – форма доступа www.fcior.ru. 9 Пример оформления титульного листа доклада (реферата) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  «ВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ ОБРАЗОВАНИЯ Приложение А Доклад (реферат) по дисциплине: «Материаловедение», на тему «________________________________» 10 Подготовил:                                                                                                                 студент группы                                                                                                                 Ф.И.О.                                                                                                               Проверил: преподаватель                                                                                                                Сазонова Е.А. ПЕРМЬ _____ г. Приложение Б Список  литературы  составляется  в  алфавитном  порядке  в  конце реферата (доклада) по определенным правилам.  Описание книг:  Автор(ы).  Заглавие.  –  Место  издания.:  Издательство,  год  издания.  –Страницы.  Например: Адаскин  А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка).  –  М.: ОИЦ «Академия», 2009. – 288 с. Описание сборников:  Заглавие. – Место издания.: Издательство, год издания. – Страницы. Например: Материаловедение:  Справ.  для  студентов СПО.  –  М.:  Просвещение, 2009.  – 600с.  Описание статей:  Автор(ы). Заглавие // Название журнала (газеты). – Год. – Номер. – Страницы статьи.  Например: 11 Фрумкина  А.Н.  Влияние  поверхностно­активных  сред  на  макропрочность кварцитов // Материаловедение. – 2014. – N° 1. – С. 5 – 8. 12

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение

Методические рекомендации по дисциплине материаловедение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018