Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях)
определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с.
Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.Данный материал представляет собой рекомендации для педагогов по оборудованию и оформлению участков ДОУ в зимний период. В нём представлены основные элементы оснащения, оформления территории дошкольного учреждения, основные требования к организации прогулки, безопасности.
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр развития
дошкольного образования» города Чебоксары
Методические рекомендации по оформлению
зимних участков в дошкольных
образовательных организациях.Давыдова Т.Ю., и.
о . директора
Порфирьева Л.И., ст. методист
2016
Данный материал
представляет собой рекомендации для педагогов по
оборудованию и оформлению участков ДОУ в зимний период. В нём представлены
основные элементы оснащения, оформления территории дошкольного учреждения,
основные требования к организации прогулки, безопасности.
Требования СанПиН к организации прогулки
Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
САНПИН 2.4.1.304913"Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях)
определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не
менее 34 часов.
Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую
половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре
воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки
сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже 15 °С и
скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при
температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с.
Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и
рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний
период.
Причина частой заболеваемости ребенка не может находиться в прямой
зависимости от проведения прогулок в детском саду. Напротив, в детском саду
реализуются физкультурнооздоровительные мероприятия, направленные на
укрепление здоровья каждого ребенка.
Требования к оснащению территории детского сада:
1. Ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание
проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей;
2. ямы на территории должны быть засыпаны;
3. ворота детского сада должны быть закрыты на засов;
4. выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать
сезонному периоду. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных
видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в
соответствии
детей;
возрастом
сезоном
и
года
с5. должны быть соблюдены требования к изготовлению снежных построек (горок,
дорожек для скольжения, снежных и т.д.);
6. при обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно
сообщить администрации (охраннику), детей увести на другой участок или в
помещение.
детской
одежды,
намокание
свисающих
При организации прогулок, следует:
1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями (дети должны быть
всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды), не допускать:
обморожение,
переохлаждение или перегревание организма ребенка;
обуви;
2. Следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание
перегрева (во время одевания)
3. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для
осеннезимнего
периода:
травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках, от падающих с
крыш сосулек,
глыб снега в период оттепели;
падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя (необходимо
обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время
скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного
оборудования,
метания);
травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками
предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым
стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок,
деревянных
пр.;
травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при
спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;
травмы и ушибы при скольжении по ледяной дорожке; при организации труда
дошкольников; во время игр со спортивными элементами; во время игр на мокрой и
скользкой площадке; при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время
перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам,
площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком; от
прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями
тела (лицом, руками, языком, губами).
игрушек
и
во
время
Требования
безопасности
прогулки:
1. Необходимо ежедневно перед выходом детей на прогулку осматривать
территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в
соответствии со своей должностной инструкцией: все оборудование на участке в
исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и
выступающих болтов), малые игровые формы, физкультурные пособия и др.
отвечают возрасту детей и требованиям СанПиН;
2. Обеспечить наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из
помещения и спуска с крыльца: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2й
этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы,пути
и
обзор
закрывающие
др.
Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:
обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников
во время скольжения по ледяным дорожкам,
катания на санках;
следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока
скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;
не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к
скату;
следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки;
немедленно завести детей в помещение в случае усиления ветра до недопустимых
параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки;
следить, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае
самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю
ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление
образования, полицию, родителей в соответствии со схемой оповещения. При
необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской
помощи, организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи;
в процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения,
правилам безопасного обращения с различными предметами;
при выборе игр учитывать психофизические особенности детей данного возраста,
предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Требования безопасности в ситуациях во время прогулки:
1. При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо:
обеспечить безопасность детей;
убедиться в отсутствии опасной ситуации;
сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном
случае;
сообщить в службу спасения по телефону, если этого требует ситуация.
2 . Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя
функции по спасению детей.
Требования безопасности по окончании прогулки
1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1я
подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2я –
под присмотром воспитателя).
2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка.
3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости
переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.
4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук
с мылом.
5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время
Запрещается:
Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения; Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные
игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно
возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский
персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости
организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
Виды прогулок в детском саду
1. По месту проведения:
на территории участка детского сада;
за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на
небольшие расстояния).
2. По содержанию:
традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев,
снега и т.д.), подвижные и тихие (малоподвижные) игры и т.д.;
тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные,
облака, деревья, городской транспорт и т.д.), может представлять собой уличную
театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует
заранее подготовленного сценария;
целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое
расстояние (до 2 км);
экскурсия (как правило, музейная): 1 раз в месяц, начиная со средней группы;
поход: может проводиться 12 раза в год в старших группах (в том числе –
лыжные).
На прогулке осуществляются все виды детской деятельности:
спортивные упражнения ("Катание на санках (ледянках, снегоходах)”, "Скольжение
” (Скольжение по ледяным дорожкам), "Ходьба на лыжах”);
игрыэстафеты на лыжах, санках;
игры с элементами спорта;
игры со снежками;
подвижные игры, в том числе сюжетные подвижные игры;
забавы, аттракционы;
народные игры;
театрализованные , хороводные игры;
кормление птиц;
ремонт снежных построек;
уборка.
игры на развитие памяти, внимания;
изготовление цветных льдинок, шаров;
наблюдения в природе;
опытноэкспериментальная.
рисование на снегу;
лепка из снега;
конструирование из снежных пластов; чтение художественных произведений;
рассказы педагога;
загадывание загадок о зиме, зимних явлениях и т.д. и т.п.
Формы организации двигательной активности:
активный отдых: день (неделя) здоровья, малая зимняя Олимпиада, спортивный
праздник, спортивный совместный праздник со школьниками, с воспитанниками других
детских садов, с родителями; праздники и развлечения, физкультурные досуги;
тематические дни (например, «День сказки»); туристические прогулки (дошкольный
туризм) и экскурсии; лыжные прогулки; походы.
подвижные игры, подвижные игры чувашского народа (народов мира),
малоподвижные игры и др.
физические упражнения на улице;
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия на улице;
самостоятельная двигательная деятельность и др.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности
для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе
воспитательнообразовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как
нигде, малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в
полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в
самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких
впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все
время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен
педагогически правильно руководить их деятельностью.
В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических
упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у
них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость;
формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со
сверстниками.
Участок является своеобразной «визитной карточкой» детского сада. Он
должен быть максимально расчищен от снега, оформлен эстетично, в едином стиле.
Его устройство должно создавать радостное настроение у воспитанников и
положительно эмоциональную атмосферу в ДОУ.
Красивые и удобные участки – радость любого детского сада. Но зимой
гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и
позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных
построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и
игровую деятельность, наблюдение за природой, планируется заранее.
Постройки из снега не только стимулируют активное участие детей в
творческих, ролевых, и подвижных играх, но и позволяют детям упражняться во всех
видах основных движений (упражнениях на равновесие, прыжках, метании, лазании,и.т.д.), способствуют увеличению двигательной активности малышей на свежем
воздухе в зимнее время, укреплению здоровья детей, улучшению их психического
состояния, снижению количества респираторных заболеваний. Сооружение построек
– это создание условий, обеспечивающих реализацию содержания и требований
образовательной программы дошкольного образования.
При проектировании зимних участков проявляется неиссякаемое творчество,
трудолюбие, заинтересованность педагогов и родителей. Сооружение снежных
композиций – увлекательное занятие, прежде всего для детей. Они переносятся в
сказочный мир фантазий и приключений, забав и развлечений.
Большую радость доставляют детям расположенные на территории ДОУ
ледяные горки для катания, горки для вбегания, барьеры для перешагивания,
оборудование для метания (вертикальные и горизонтальные мишени, стенкамишень),
оборудование для
ходьбы на равновесие (вал), лыжня, ледовые дорожки
(функциональные) и др. При сооружении этих построек необходимо учитывать их
рациональное размещение, а также обеспечить доступ к имеющемуся спортивному
оборудованию.
Особое внимание уделяется оборудованию спортивной площадки. Наиболее
удобный размер площадки 24х15м, но, в зависимости от характеристик территории
детского сада, может изменяться от 31х18м до 18х9м. В зимнее время вся площадка
должна быть расчищена от снега, на её территорию наносится разметка с помощью
контрастной краски. Обычно разметка производится следующим образом: в одном
метре от краёв площадки наносят прямые линии, они отделяют беговую дорожку;
поперечная линия делит площадку на две половины; на расстоянии 0,5м от неё
справа и слева проводят две параллельные линии; в центре площадки рисуют два
концентрических круга, диаметром 5 и 6 метров. Такая разметка удобна для
проведения большинства игр и упражнений.
Для дошкольников старшего возраста зимой утрамбовывается площадка
размером 10×10м для игры в хоккей. Площадка обносится валом высотой 50см.
Используются ворота хоккейные высотой 100см, длиной 150см, глубиной 80см с
сеткой, клюшки хоккейные (деревянные) длиной 6070см, массой 50г. Шайба может
быть пластмассовой (масса 50г), резиновой (масса 5070г), высотой 22,5см,
диаметром 56см.
После того, как толщина снега достигает 10см, можно начинать обучение
детей ходьбе на лыжах. Для ходьбы на лыжах по беговой дорожке и территории
дошкольного учреждения (кольцевая дорожка вдоль границы участка)
прокладывается лыжня (младший и средний возраст, 3040 м., 100150м старший
дошкольный возраст). Желательно проложить 2 параллельные лыжни, что позволит
проводить со старшими дошкольниками эстафеты. Сначала трассу выравнивают,
затем прокладывают лыжню широкими лыжами с поворотами, с подъемами и
спусками. Вдоль лыжни воткнуть яркие ориентиры (пластмассовые цветные
игрушки).
С детьми старшей и подготовительной групп можно проводить лыжные прогулки
длительностью 1,5—2 ч.Большое удовольствие доставляет детям спуск на лыжах с небольших горок,
которые можно построить, используя естественный рельеф местности.
На спортивной площадке или по краю её (если позволяет место) можно
разместить постройки, из которых можно устраивать полосу препятствий. При этом
необходимо учитывать определённые требования к их устройству. Обычно
оборудуют снежные валы для упражнения в равновесии и перелезании (высота – 30
см, длина 3 м.), горку для вбегания (высота 25 см, длина 1м), препятствие для
пролезания (высота над уровнем площадки – 80 см, длина – 1м, диаметр верхнего
бруса – 2050см), грибок для чехарды (высота – 40см, диаметр опорной поверхности
– 20см), мишени для метания (высота 110120см), башни для влезания (высота 2,5м).
Эти же постройки можно разместить на территории групповых площадок.
Постройки из снега должны использоваться ежедневно. Можно включать забавные
упражнения, например «Белые медведи», «По снежному мостику, «Кто к нам в гости
приходил» ( следы на снегу), «Попади в цель» (на снежной стенке изображают
цветной круг диаметром 75см. или вместо мишени в стенке могут быть сделаны
сквозные мишени любой формы: треугольник, круг, квадрат.
Много удовольствия приносит детям катание с ледяной горки. При этом
дорожка для раската ледяной горки должна быть как можно длиннее, на пути
раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения
травматизма). Скат горки не должен выходить на территорию массового движения.
Высота горки для младшей группы должна быть не выше 1 метра, со скатом длиной
3м, для старшей и подготовительной групп – 1,5 – 2 метра, со скатом длиной 56м.
Скат горки должен быть пологий, расширяющийся к низу. Наверху горки делают
площадку 1,2х1,2м, по краям площадки и ската горку оборудуют барьерами. Сзади
горки устраивают ступеньки и площадку для провоза санок. Ступеньки и верхнюю
площадку посыпают песком.
Технология устройства ледяной горки проста и доступна:
во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы
получилась горка (при этом необходимо учесть рельеф участка);
снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с
завершенной площадкой и скатом;
в первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая,
создает ледяную корку;
после этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой
толщины (5 см);
поливать горку теплой водой не следует могут появиться проталины;
в большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами.
Если территория спортивной площадки не позволяет разместить на ней
ледяную горку, её следует соорудить в другом удобном месте.
Для обучения детей 5—7 лет катанию на коньках на участке детского сада можно
сделать небольшой каток. Размеры его зависят от площади участка. Желательно,
чтобы площадь катка была не менее 60 м2 (при длине 10—12 м). Каток должен быть
защищен от холодных северных ветров и снежных заносов.Подготовку к заливке катка надо начинать поздней осенью, когда участок
выравнивают: скашивают траву, срезают бугорки, засыпают землей ямки. Площадка
должна стать совершенно ровной (допускается уклон не более 0,005 (5 мм) на 1 м
длины).
Заливать каток надо только при установившейся морозной погоде, когда земля
промерзнет, так как после первых заморозков еще возможны оттепели, лучше при
температуре воздуха —4, —10° С. При более низкой температуре и ветре лед будет
неровный, пузыристый.
Если до заливки катка выпадет снег и слой его будет достигать 10 см, то лучше
сгрести снег лопатами к краям катка, где и сложить его валиком (ширина — 30—40
см, высота — 15—20 см). Когда политый водой валик замерзнет, вокруг катка
образуется барьер, который не даст стекать воде во время коротких оттепелей. Если
снег лежит небольшим слоем, его можно уплотнить ногами или деревянным катком и
уплотненный обрызгать водой, чтобы образовалась первая ледяная корочка
(основание катка).
При заливке струю холодной водопроводной воды из шланга сначала направляют
вверх под углом 45—50°, разбрызгивая воду, чтобы она скорее охлаждалась и
замерзала ровным слоем (при слабом напоре воды угол должен быть меньше, а при
сильном — больше). Начинать заливку надо с удаленного от крана конца катка,
постепенно отступая назад. Лить много воды на один участок, чтобы сразу получился
толстый слой льда, нецелесообразно. Сначала нужно получить только ледяную
корочку толщиной 1 —1,5 см, а затем повторно заливать площадку. Теперь уже воду
можно лить под меньшим углом (25°), чтобы она ложилась на лед слоем не более 1 см
и постепенно замерзала. Эта процедура повторяется до тех пор, пока лед не
достигнет толщины 4—5 см (обычно это происходит через 2—3 дня — в зависимости
от температуры воздуха).
При отсутствии водопровода используется кран, колодец или водоем, из которого
вода набирается в простые водовозные бочки, поставленные на большие санки. Воду
подвозят в отдаленный конец катка, где бочку опрокидывают; вода растекается
ровным слоем по площадке и замерзает.
Уход за катком в основном состоит из очистки его от выпавшего снега и ледяной
«срезки», образующейся при катании на коньках, а также из поливки льда. От
«срезки» лед очищают систематически. Очищать же лед от снега нужно сразу же, как
только он выпадает. Если дать снегу лечь толстым слоем, то очистить каток будет
очень трудно: потребуются не только лопаты, но и санки для вывоза снега. Тонкий же
слой снега (до 1 см) легко очищается при помощи фанерных движков — широких
лопат с двумя ручками с перекладиной.
После поливки катка (когда лед сильно срезан коньками во время катания) лед
нужно выровнять. Для этого можно использовать простое приспособление: на санки
ставят бочку с краном и шлангом и наполняют ее теплой водой; затем шланг (лучше
всего резиновый) соединяют с трубкой (длина 2,5 м), имеющей снизу много
маленьких дырочек (диаметр 3 мм), через которые вытекает вода из бочки; трубку
кладут на санки и закрепляют. Для того чтобы растекающуюся по льду теплую воду
быстро охладить и выровнять тонким слоем, сзади санок прикрепляют тряпку на
рамке или резиновый коврик.Сказочный вид участку детского сада придают малые архитектурные формы,
постройки для развития сюжетных игр (лабиринт, крепость, транспорт, дом, фигуры
животных, сюжеты сказок и т. п.), соответствующие возрастным особенностям детей
(высотой в рост ребенка). Фигурки животных можно использовать в качестве целей
для метания. Например, в блюдо или корзину в лапах медведя или зайца дети
бросают снежки, мячи, мешочки с песком; отверстие в снежной стене может
служить горизонтальной целью и т.п.
Постройки необходимо размещать рационально, не загромождая центральную
площадку место для удовлетворения двигательной активности детей.
украшать
Снежные постройки можно
различными способами: с
использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания (в
недоступных для детей местах, в целях безопасности и избегания окрашивания
одежды); можно использовать крышки от пластиковых бутылок, формы для игры с
песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка.
Для окрашивания снежных построек лучше пользоваться пульверизатором. Не
следует поливать окрашенной водой из лейки, это придаёт неэстетичный вид
постройкам.
Зимой, когда деревья и кустарники теряют свою декоративность, их можно
украсить размещёнными на ветвях поделками из бросового материала. Украшением
групповой площадки должна быть веранда. Её оформление (композиционное или
единичными элементами: флажками, бусами из цветных льдинок) играет большую
роль в эстетическом развитии дошкольников.
Большое значение для создания эмоционально положительного настроения
детей имеет оформление входа на территорию детского сада. Детям нравится,
когда их приветливо встречают и провожают сказочные персонажи. Хорошо, если
снежные валы, окаймляющие дорожки вокруг территории и ведущие на групповые
площадки, будут аккуратно сформированы или утрамбованы.
Для развития разных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательной и др.) необходимо обеспечить наличие достаточного количества
выносного материала. Например:
лопатки для снега, ведёрки, формочки;
ледянки, печатки, султанчики, вертушки, «карандаши», флажки;
клюшки;
мешочки, мячи для метания;
материал для игр со снегом;
атрибуты для сюжетноролевых игр: кукла, одетая по сезону, саночки, руль,
материал для игры «Магазин» и др.;
атрибуты для спортивных игр: маски, ленточки и др.;
материал для разметки (ленты, верёвочки, фишки и др.);
набор для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки
для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа, снегомер ;
ящики для перевозки снега;
большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок;
игрушки из бросового материала; палочки для рисования на снегу;
вожжи;
кегли, маски для сюжетноролевых игр;
лыжи, санки, ледянки и др.
На территории дошкольного учреждения в зимнее время можно оборудовать
экологическую тропу, на станциях которой («Метеоплощадка», «Уголок леса»,
«Экодом» и др.) дети будут получать новые знания о жизни животных зимой, здесь
же можно организовать наблюдения за изменениями в природе,
поэкспериментировать, разместить декоративные кормушки для птиц.
При оборудовании и оформлении территории дошкольного учреждения,
прежде всего, необходимо учитывать требования безопасности, охраны жизни и
здоровья воспитанников. Для этого, при необходимости, нужно спилить нижние
ветки на деревьях, обвязать лентами ветки кустов, обеспечить безопасность
металлических конструкций (можно обмотать тканью, либо облепить снегом и
заледенить), дорожки на территории детского сада должны быть своевременно и
максимально расчищены, посыпаны песком, кровля здания детского сада, навесы
должны быть очищены от снега, льда и сосулек. Особое значение необходимо
придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок
Снежные постройки:
фигуры для закрепления навыков равновесия.
фигуры для перешагивания.
фигуры для упражнений в метании.
фигуры для подлезания.
горки для скатывания и др.
Размеры снежных построек
В центре зимнего участка делается ровная утрамбованная площадка для
организации подвижных игр и игровых упражнений: в младшей и средней группах 60
70кв.м., в старших группах 80 100кв.м.
Постройки из снега некрупные, могут быть оформлены тематически. Постройки
предназначены для подлезания, метания, перешагивания, хранения выносного
оборудования,
многофункциональными.
Оформление построек может нести познавательную направленность: номер на
машине – закрепление цифр, светофор – правила дорожного движения, декоративные
узоры – закрепление знаний о народных промыслах, разноцветные геометрические
сюжетные.
Могут
бытьфигуры украшений – для закрепления знаний по математике и цвета и т.п.
На участке должна просматриваться экологическая направленность: кормушки для
птиц, клумбы зимних цветов и т.п.
Горки должны быть построены своевременно и быть действенными.
Выполненные постройки должны отвечать технике безопасности.
Параметр
2 – 3 года
3 – 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет 6 – 7 лет
№
п\п
1.
Снежные
постройки*
Горка
Высота (см)
Высота
барьера 9см)
Длина ската
Ширина
ската внизу
Наклон
Площадка (не
скользкая)
Высота
ступенек (см)
Ширина
ступенек (см)
Высота
бортика (см)
7080
1518
3 м.
1,5 м.
20° – 30°
100
10
25
8090
1015
3 м.
1,5 м.
100120 см.
1015
4,5 м.
1,5 м.
1120150
1015
150200
1015
56 м.
1,5 м.
5 6м
1,5 м.
20° – 30°
150*150
(можно120*120)
20° – 30°
150*150
(можно120*120)
20° – 30°
150*150
(можно120*120)
20° – 30°
150*150
(можно120*120)
10
25
12
25
14.
25
14
25
50 – 60
10
50 – 60
10
50 – 60
10
50 – 60.
10
50 – 60
10
лесенка для
подъема на гору со
ступеньками
(справа от ската
нескользкая)
лоток для санок Ширина (см)
2. Снежный вал (для
упражнений в ходьбе,
беге, спрыгивании,
перешагивании,
перелезании,
упражнений в
равновесии)
Кирпичики для
перешагивания
Кубы
3.
4.
3. Лабиринт
(сооружают из
валов)
4. Снеговые
дорожки для
катания на
санках
5. Ледяные
дорожки:
Для перелезания и упражнений в равновесии
Ширина (см)
Высота (см)
Длина (м)
округленной
формы
3040 см
1,5 3
Высота (см)
1015
1520
1030
1,5 3
1030
1215
2030
23
.
2030
12 15
30 40
3 м. и более
30 40
12 15
30 50
3 м. и
более
30 50
размер
высота
Высота
Ширина
дорожек (см)
Толщина стен
(см)
Ширина (м)
Длина (м)
Длина
длинные
(см)
короткие
для спрыгивания
50*50
10 15
50*50
10 15
1
1
50*50
1520
1
10 (вне участка) 10 (вне участка) 10 (вне участка)
50*50
2030
50*50
2030
Выше роста ребенка
60 – 70
50
По периметру участка,
ограничиваются валами
10
120150
200250
300400
300400
5060
70100
80100
8010023
23
34
С промежут
ками 1 м
(шт).
ширина
Корзинки
Корзинки
3040
4045
Горизонтальные цели на
разной высоте (110120),
фанерные щиты размером
50 x 50, 60 x 60
Длина –
10 м
34
4045
4045
Горизонтальные круглые
на разной высоте
(диаметр 50 40.)
На спорт. площадке. 5 *
10 м2 или 10 * 20 м2 с
бортиками из снега.
Площадь: 150 * 200 м2
Длина катка: 12 – 15 м.
Высота вала: 15 – 20 см.
Ширина вала: 30 – 40 см.
Толщина льда: 5 – 8 см.
Длина 100150 м
В зависимости от объема
территории детского сада
(возможно до 1 км. с
остановками для отдыха)
Площадь = 10 * 10 м.
Вал вокруг площадки высотой 50 см.
Ворота 80 * 100 см с сеткой, длина 150, глубина 80 см.
Длина деревянной клюшки в вертикальном положении должна доходить до
уровня носа ребенка, 6070 см, масса 90 г.
Пластмассовая шайба: масса 50 гр. Ø 5 – 6 см,
Резиновая шайба: масса 50 70 гр. высота 2 – 2,5 см, Ø 5 6 см
Обозначаются 2 квадрата 1 * 1 м, где выставляются городошные фигуры
или кегли и сбиваются движком – плоскими цилиндрами Ø 25 см,
высотой 6 см с наклонной ручкой в 30 º и длиной 30 см.
Должны быть расположены на участке таким образом, чтобы максимально
обеспечить пространство для свободной двигательной активности детей
6. Мишени для
метания
7. Утрамбованная
площадка для
спортивных игр и
хоккея без коьков
Каток (из расчета
810 м2 на ребенка)
8.
9. Лыжня
Прокладывается по
беговой дорожке и
территории д/сада,
желательно
проложить две
параллельные
лыжни
10. Площадка для
игр в хоккей:
11. Площадка для
зимних городков:
12. Снежные
скульптуры,
крепости для
сюжетных игр
*снежные постройки могут быть самыми разными.
Литература:
1. Виноградова Н. А. Интерактивная предметноразвивающая среда детского
Микляева.
учебное пособие/
Н.В.
Н.А.
Виноградова,
сада:
М.:Перспектива,2011;
2. Волосовец Т.В.
Разработка спецификаций развивающей предметно
пространственной среды дошкольной образовательной организации всоответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –
http://goo.gl/VhpiUr;
3. Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.;
4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Родионова О.Р., Рабинович П.Д.,
Марич Е.М. Организация развивающей предметнопространственной среды в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических
работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей
дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Родионова, П.Д.
Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования,
2014. – 96 с.;
5. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста», М., Просвещение 1972;
6. Г.Н.Пантелеева «Эстетика участка дошкольного учреждения», М.,
Просвещение, 1988;
7. М.А. Рунова Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика
Синтез, 2000.
8. СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049
13"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях»;
9. «Рекомендуемое оборудование и инвентарь для игр и физкультурных занятий
на открытом воздухе детей дошкольного возраста» Приложение 2 к СанПин
2.41.1249 –03;
10.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка. Учебное пособие, М. «Академия», 2005;
11.Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. N 1155;
12.С.О.Филиппова. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного
учреждения. СПб.: ДетствоПресс, 2005.Приложение
О
Содержание работы
(из сборника опыта работы «Зимние игры и забавы для дошкольников», М., журнал « Игра и
дети», 2004)
Игры с санками
Дети младших групп сами возят санки за веревку, катают игрушки, перевозят снег. Малышам
педагог помогает скатываться с горки. Вместе с ребенком педагог поднимается на горку,
усаживают на санки и осторожно спускают вниз. Если ребенок боится, то педагог спускает его идя
рядом, направляя санки, или предлагает скатываться вдвоем с более смелым ребенком. Постепенно
дети смогут скатываться самостоятельно. Одновременно можно рекомендовать следующие игры:
«Санный поезд» (педагог и старшие дети возят санный поезд), «Парное катание» и др..
Детей старших и подготовительных групп привлекают более сложные виды двигательной
деятельности: скольжение по ледяным дорожкам, игра в хоккей, катание цветных ледяных шаров с
горки в лунку, спуски с гор на санках и лыжах, ледянках, снегоходах, а также скатывание на санках
с горок на коленях, лежа на животе. Это трудные и опасные упражнения, поэтому разрешать
выполнять их следует только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям. Именно в
старших группах спуски с гор и катание на санках можно усложнять различными заданиями:
«Запомни как можно больше предметов и назови их», «Флажки», «Самые быстрые санки», «Гонки
санок» ( лежа на животе отталкиваться руками), «Быстрые упряжки», «Два по два», «Хоровод с
санками», «Эстафета с санками» (опираясь руками на санки сзади, играющий добегает до
условного ориентира, обегает его и возвращается). На спуске с горки можно поставить воротца,
проезжая через них дети учатся управлять санками.
Игры и упражнения на ледяных дорожках.
В младших группах на начальном этапе детям предлагается пройти по ледяной дорожке,
передвигая ноги по льду и стараясь не упасть. Если ребенок упадет, надо ему предоставить
возможность подняться самостоятельно.
Дети старшей и подготовительной группы помогают малышам передвигаться по дорожке.
Малыша берут с двух сторон за руки и прокатывают по ледяной дорожке или плотно укатанному
снегу.
Когда ребенок почувствует уверенность ему можно предложить разбежаться и самостоятельно
поскользить по дорожке.
В старших группах можно предложить по очереди катать своих друзей. Ребята присаживаются и
берутся за шнур сложенный петлей, а другие тянут, каждый раз меняясь местами. Ребенок, который
скользит, может кататься стоя, в присяде, тренированным детям можно предложить разбежавшись
скользить по дорожкам каскадом. Кроме того, на ледяной дорожке с невысокой горки можно
скользить вдвоем, втроем, поездом, из положения стоя, присев. Одновременно можно детям даватьво время движения задания типа: «Кто дальше продвинет кубик, шайбу по ледяной дорожке. Длина
шнура 11,2 метра.
Упражнения с лыжами
Обучение ходьбе на лыжах выполняется в определенной последовательности:
учить детей подбирать лыжи по росту;
объяснить и показать как правильно надеть лыжи;
как ухаживать за лыжами;
научить детей принимать правильной исходное положение для ходьбы на лыжах(стойка лыжника
Ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, туловище немного
наклонено вперед, руки полусогнуты, опущены вниз);
научить держать дистанцию;
научить детей падать.
Предварительная работа (октябрь, ноябрь, декабрь).
Давать упражнения для развития чувства равновесия, ритма, координацию рук и ног, упражнения
для укрепления свода стопы, можно рекомендовать игры. С первым снегом, на прогулке можно
предложить детям идти точно по следам взрослого. В группе рекомендуется проводить беседы,
рассматривание картинок о зиме, зимних видах спорта, обращая внимание на положение тела, рук,
ног.
Первые упражнения:
поднимание ног с лыжами;
попеременное переступание в стороны;
ступающий шаг (самый простой);
скользящий шаг (выполняется с толчком);
повороты на месте и в движении;
подъем в горку: обычный шаг, «елочкой», полуелочкой, лесенкой;
ходьба между предметами;
ходьба по двое, взявшись за руки.
В младших группах ребятам предлагают ходьбу обычным шагом по прямой ( 30м), по кругу, в
воротики.
В старших упражнения усложняются: конькобежец на лыжне (руки за спиной); кто быстрее? (30
м); слалом ( на ровном месте расставляются палки, ребенок пробегает змейкой); догонялки;
встречная эстафета 60 м.
Лыжи на горке
На горке старшим детям можно предложить спуск по коридору (не задевая ориентиры); спуск с
горы меняя положение стоя руки в сторону, вперед, спуск в присяде, спуск на одной лыже.
Подвижные игры на зимнем участке.
Младшие группы.
«Снежинки»;
«Найди снегурочку»;
«Зайка беленький сидит»;
«Лиса в курятнике»(насествал);
«Белые медведи»;
«По снежному мостику»;
«Поезд в туннеле»;
«Стенка мишени».Старшие группы
«Мороз красный нос»;
«Два мороза»;
«Снежная карусель»;
«Попади в движущуюся цель»;
«Беги из круга»;
«Взятие крепости»;
«Попади в круг»;
«Сбей колпак».
Элементы хоккея
«Гонки с шайбой» (участвуют несколько команд);
«Загони льдинку в ворота»;
«Забей в ворота» (дети по очереди забивают в ворота шайбу);
«Сбей кеглю» (на линии ворот ставят кегли расстояние 34 метра).