Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
7 кл—11 кл
17.01.2017
Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин был, есть и останется в России актуальным писателем во все времена. Об этом свидетельствует интерес к его творчеству в театрах, кино и телевидении: существует "Салтыков-Щедрин -шоу", поднимающее злободневные проблемы современности,о которых говорил в свое время и сам сатирик. В разработке найдете интересный взгляд на организацию дней писателя.Разнообразные конкурсы, задания, положения по организации Дней Салтыкова-Щедрина
конкурс Щедрин.docx
Муниципальный конкурс методических разработок уроков, пособий,
внеклассных мероприятий
«Животворные лучи сатиры»,
посвящённый 190летию со дня рождения М.Е. СалтыковаЩедрина
Методические рекомендации
по организации Дней Салты кова-
Щедрина в школе
Работа Каримовой Р.З.,
учителя русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Рощинский
Стерлитамакского района РБ
2016 Как организовать празднование Дней СалтыковаЩедрина в школе?
В январе 2016 года страна отметила 190летие со дня рождения писателя
классика М.Е.СалтыковаЩедрина.
Для читающей России он был совестью нации: приобрел огромный
авторитет благодаря злободневности своих произведений, резкому неприятию
крепостничества, открытой поддержке народных интересов.
Темперамент общественного судии, деятельная и активная натура не
позволяли Салтыкову ограничиться только областью литературы и
публицистики: писатель был общественным деятелем, честным и
ответственным чиновником.
Щедрин – писатель вошел в историю литературы как мастер гротеска,
смелый экспериментатор с жанровыми формами.
Как же в школе можно провести Дни СалтыковаЩедрина, чтоб
школьники запомнили это имя, поняли порой трудные для понимания
читателя 21 века произведения сатирика, увидели горячее сердце патриота и
гражданина, которое билось любовью к родной стране и болело за её
настоящее и будущее?
Первое направление просветительское. Вопервых, наглядная агитация:
стенды о жизни и деятельности СалтыковаЩедрина, выставки книг
писателя, выставки публикаций о нём и его творчестве, выставка иллюстраций
художников по произведениям сатирика
Вовторых, литературные, информационные часы о СалтыковеЩедрине в
классах, где он не изучается это начальные и 56 классы.
Второе направление образовательное. Цель: в 711 классах углубить
знания по творчеству писателя. Этому поспособствуют такие формы работы,
как литературные игры, уроки внеклассного чтения, акция «Читаем
СалтыковаЩедрина».
Третье направление творческое. Оно предполагает проведение различных
конкурсов: иллюстраторов, дизайнеров открыток, плакатов, создателей
буклетов, составителей кроссвордов, викторин, проведение конкурсов на
лучшую инсценировку отрывков из произведений писателя, а также решение
интересных заданий в переменном марафоне, посвященных творчеству
СлтыковаЩедрина Литературный квест «В мире СалтыковаЩедрина».
Четвертое направление агитационнопропагандистское. Это уже когда
тема наша выходит за пределы школы, и учащиеся проводят акции и
флешмобы для жителей населенного пункта. Приложение №1
Утверждаю: директор школы
Приказ № от _ 201_ г.
План проведения в МОБУ СОШ с.Рощинский
Дней СалтыковаЩедрина, посвященных 190летию великого сатирика.
Девиз дней: «Я люблю Россию до боли сердечной»
Дата проведения: 10.02.201_ г.
Цель проведения:
привлечение внимания молодёжи к литературному наследию
М.Е.СалтыковаЩедрина, популяризация творчества писателя;
содействие духовнонравственному воспитанию через лучшие образцы
русской классической литературы;
приобщение молодежи к чтению классической литературы, формирование
читательского вкуса и эрудиции, продвижение книги и чтения в местном
сообществе;
воспитание у подрастающего поколения чувства гордости и уважения к
истории, обычаям и традициям русской литературы;
выявление инновационных форм работы, раскрывающих творчество
великого писателя;
создание условий для позитивного общения, возможности творческой
самореализации обучающихся, содействие раскрытию творческого потенциала
юных читателей, сохранение и развитие традиций;
обобщение и распространение интересного опыта работы школы.
№
1.
2.
3.
4.
Название мероприятия
Оформление стенда
«Животворные лучи сатиры»
Оформление книжной
выставки портрета,
посвящённого творчеству М.Е.
СалтыковаЩедрина
«На урок – с Щедриным»
Конкурс художников
«Иллюстрируем Салтыкова
Щедрина»
Класс
511кл.
111кл.
511кл.
36кл.
Ответственные
МО учителей
русского языка и
литературы
Мухамадиярова
Д.Г.,
библиотекарь
школы
Филологи,
учителя
предметники
Учителя
начальных
классов, ИЗО,
библиотекарь. Конкурс буклетов «Великий
сатирик»
Учащиеся 59 кл.
5.
6.
7.
8.
9.
Конкурс на лучший дизайн
плакатов и открыток к юбилею
писателя СалтыковаЩедрина
Информационный час
«Великий сатирик Салтыков
Щедрин»
Литературный час «Сказки для
детей изрядного возраста»
Акция «Читаем Салтыкова
Щедрина»
10. Конкурс на лучшую
инсценировку произведений
М.Е.СалтыковаЩедрина
Учащиеся 811
кл.
46 кл.
10кл.
711 кл.
511
МО учителей
русского языка и
литературы
МО учителей
русского языка и
литературы, ИЗО
МО учителей
русского языка и
литературы,
библиотекарь
МО учителей
русского языка и
литературы
МО учителей
русского языка и
литературы
МО учителей
русского языка и
литературы
МО учителей
русского языка и
литературы,
библиотекарь
МО учителей
русского языка и
литературы,
библиотекарь
МО учителей
русского языка и
литературы,
библиотекарь
Приложение №2
11. Промоакция «Время читать!»
1011
12. Акция «Флешмоб»
711
13 Переменный марафон, или
711
Литературный квест «В мире
СалтыковаЩедрина»
Промоакция «Время читать!»
Во всех микрорайонах села учителяфилологи, библиотекари с учениками
волонтерами, одетые в яркую специальную форму (можно шарфики), раздают
прохожим рекламную печатную продукцию с символикой промоакции:
закладки, листовки, информационные буклеты, посвященные писателю,
«Читать модно», яркие агитки «Ты записался в библиотеку?».
Акция Флешмоб (с англ. flash mob«мгновенная толпа»). Участники флешмоба с символикой появляются неожиданно в многолюдных
местах села (на площади ДК, в магазине, на почте и т.д.), встают в круг,
одновременно все открывают принесенные с собой книги и читают их вслух
по очереди в течение нескольких минут и так же неожиданно расходятся.
Приложение №3
Утверждаю:
Директор школы___________/Салимьянов А.А./
Приказ № от ________201_г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении в МОБУ СОШ с.Рощинский
акции «Читаем СалтыковаЩедрина»
1. Общие положения.
1.1. Акция «Читаем СалтыковаЩедрина» (далее Акция) приурочена к 190
летию рождения великого русского писателя.
1.2. Организатором Акции является МО учителей русского языка и
литературы школы.
1.3. Участниками Акции могут стать классы, творческие объединения, а
также частные лица, поддерживающие цели и задачи мероприятия.
1.4. Настоящее положение определяет цель, задачи, условия и сроки
проведения Акции.
2.1. Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на
примере лучших образцов русской классической литературы
2. Цель Акции.
3. Задачи Акции.
3.1. Воспитание у подрастающего поколения интереса к чтению
художественной литературы.
3.2. Формирование сообщества читающих детей
3.3. Расширение читательского кругозора детей.
3.4. Возрождение традиций семейного чтения.
3.5. Объединение усилий детских учреждений в поддержке и продвижении
детского и подросткового чтения.
4.1. В Акции принимают участие дети, подростки в возрасте от 9 до 14 лет
и все желающие взрослые участники образовательного процесса.
4. Участники Акции
5. Сроки проведения Акции.
5.1. Акция проводится с января по 31 января 201_ г.
6. Условия и порядок проведения Акции 6.1. Акция проходит в три этапа
6.2. Первый этап.
– Классы во главе с классным руководителем информируют организаторов о
своем участии в Акции.
– Организаторы Акции готовят и располагают материалы в помощь
проведения акции на сайте учреждения http://shkolarosh
. ru
– участник определяет произведение для чтения вслух и готовится к
выступлению
6.3. Второй этап. В назначенное время в образовательном учреждении детям
будут прочитаны вслух лучшие литературные художественные произведения
писателя.
7. Третий этап. Подведение итогов Акции
7.1. Дипломы получают все, принявшие участие в акции.
7.2. Информация об итогах Акции размещается в СМИ и на сайте школы.
@ rambler
Приложение №4
Литературный квест «В мире Салтыкова-Щедрина»
В дни юбилея писателя необходимо в школе создать атмосферу
праздника, чтоб витал дух произведений СалтыковаЩедрина, повысился
интерес к его творчеству. Этому способствуют стенды, оформленные в
рекреациях, газеты, буклеты и т.д., различные внеклассные мероприятия,
уроки.
В нашем коллективе популярны переменные марафоны литературные
квесты, которые требуют большой предварительной подготовки. Для каждой
классной параллели готовятся задания по творчеству юбиляра, они
передаются во время перемен и должны выполняться тоже на переменах
после третьего и четвертого уроков. Выполненные, передаются в оргкомитет
и оцениваются. Коллективы, лучше всех справившиеся с заданиями,
награждаются грамотами, а самым активным, сообразительным и
эрудированным участникам учительпредметник может поставить оценку в
журнал. Задания должны быть интересными, занимательными и необъёмными.
Для квеста, посвященного 190летию СалтыковаЩедрина, вам предлагается
следующий пакет заданий:
56 классы 1 перемена загадки «Герои сказок СалтыковаЩедрина»
2 перемена –Ребусы «Узнай сказку сатирика».
79 классы1 перемена – «Шифровальщики »
2 перемена – ребусы по «Сказкам для детей изрядного возраста»
10класс 1 перемена Филворд «История одного города» 2 перемена «Узнай авторов иллюстраций по произведениям Салтыкова
Щедрина».
11класс 1 перемена – Криптограмма «СалтыковЩедрин»
2 перемена «Экранизации произведений СалтыковаЩедрина»
Задания для литературного квеста «В мире СалтыковаЩедрина»
Криптограмма
«Салтыков-Щедрин»
о
11
«
11
12
14 10
13
16
6
26
8
10
12
10
10
9
24
13
20
25
9
15
20
.
9
6
10
8
7
11
8
17
10
,
4
26
Написав вместо чисел соответствующие им буквы, вы
прочтете высказывание о Салтыкове-Щедрине его
современника.
9
16
10
12
3
11
12
20
17
9
21
24
21
7
20
-
8
11
2
19
10
19
21
3
16
17
21
10
17
6
9
.
1.16-14-12-16--5-13-10-7- родовое имение писателя
2.7-6-23-21-1- учебное заведение, в котором вслед за
Пушкиным учился писатель
3.14-8-10-20-6-17-10-8-21-19-6-22- одно из первых
произведений Салтыкова-Щедрина
4.17-22-20-9-12- город, где Салтыков-Щедрин отбывал
ссылку
5.11-3-21-4-8-6-11- «Губернские очерки» впервые
вышли под этим псевдонимом
12
21
19
9
8
21
7
11
12
6
17 6.14-10-26-21-25-10-11-16-20-12-22 16-20-12-8-10-11-12
- последний роман писателя, написанный по детским
воспоминаниям
7.2-12-8 12-11 11-21-14-10-19-11-22-3-6-1- название
сказки
8.13-21-11-21-8-12-7-24- герои, попавшие на
необитаемый остров
9.14-21-16-9-12-8-15- «премудрый» герой Салтыкова-
Щедрина. Ответы:
Криптограмма
« Никто не карал наших общественных пороков словом
более горьким так, как Салтыков-Щедрин»
Н.Г.Чернышевский
1.Спас-Угол
2.Лицей
3.Противоречия
4.Вятка
5.Н.Щедрин
6. «Пошехонская старина»
7. «Баран непомнящий»
8.Генералы
9. Пескарь. Филворд «История одного города
М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Для 10 класса
Составитель: Каримова Р.З. учитель русского языка и литературы МОБУ
СОШс.Рощинский Стерлитамакского района
т
н
р
г
р
н
т м а
и
а
у д а
о
п
у
с
л а
г
б
р
й ы т
л а д к
е
а
н
к м а
в
р
о
т
о
и
с
к
и
е
с
п
о
р
г
с д в
в
о ш м а
к
и
а
е
о
к
н
а ы е
е
в
з
ч
н
б
и
к
а
е
о
к
у
р
о
л з
е
а д в
ч
е
с
т
а
й
б
а
к
о г
в
р
р
н
о
а
т м
и
а
р
у д а
о
п
с
у
л а
г
б
р
й ы т
л а д к
е
а
н
к м а
а
т
о
и
с
к
и
е
с
п
о
р
г
с д в
в
о ш м а
к
и
т
н
е
о
н
к
а ы е
з
в
е
б
н
ч
а
к
и
к
о
е
о
у
р
е
л з
а д в
ч
е
с
т
а
й
б
а
к
о
Филворд- разновидность кроссворда, головоломка.
Слова в филворде могут изгибаться, но только под прямым
углом, с другими словами не могут иметь общих букв.
Ответы: Глупов , роман, сатира , гротеск, «Отечественные
записки», органчик, Байбаков, Брудастый ,Аленка,
Домашка, Двоекуров, Микаладзе. «Сказки для детей изрядного возраста»
Ребусы
Расшифруйте названия сказок Салтыкова-Щедрина
, ,,,,
1.
,, Б,2,1,3+ый
2. ,,, ,+й
3
4. и,3, е,2,
5
4=Д
4=С 6.
4=Я
7.
2=Я 8.
3=р
=К 9.
10.
3=нет
4=К +А
11
4=Л
12. 13.
4=Д
4=С
1=е 14.
Ответы:1. «Коняга». 2. «Бедный волк». 3. «Самоотверженный заяц».4. «Карасьидеалист».5. «Медведь на воеводстве». 6. «Коняга». 7.
«Коняга».8. «Баран непомнящий». 9. «Дикий помещик».10. «Бедный волк». 11. «Орёлмеценат».12. «Медведь на воеводстве». 13. «Дикий
помещик». 14. «Карасьидеалист».
1. Как называется сборник сказок Салтыкова Щедрина?
2. Отгадайте одинаковые слова названия животных, которых можно встретить в сказках СалтыковаЩедрина, загаданные несколькими
пословицами. За отгаданное название животного2 балла, сказки (точное название) – 3 балла. Каждому классу предлагаются по 2
пословицы.
А) Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
ЕГО ноги кормят. (Волк «Бедный волк»)
Викторина «Герои сказок СалтыковаЩедрина»
56 классы
Б) В сухой год ИХ больше, в сырой — мышей.
Вор, что – ОН, и тени своей боится.
За НИМИ двумя погонишься – ни одного не поймаешь ( Заяц «Самоотверженный заяц»)
В) За глаза ЕГО не покупают.
ОН человеку крылья.
Держи к ЕГО за гриву, за хвост не удержишь (Конь «Коняга») Г) Где ЕГО нет, и коза сойдет за НЕГО.
ЕМУ рога не груз.
Смотрит, как ОН на новые ворота. (Баран «Баран непомнящий»)
Д) И ОН в неволе пляшет.
Он корове не брат.
Делить ЕГО шкуру. (Медведь – «Медведь на воеводстве»
Е) Только дурак может пожертвовать лососем, чтобы поймать ЕГО.
Знать бы Ему, когда щука зубы меняет.
Ловится щука, а ОН – не дремли. (Пескарь «Премудрый пескарь»)
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким
образом истинные названия.
«Шифровальщики»
(7-9 классы)
«Богатая овца» («Бедный волк»)
«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)
«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)
«Глупая щука» («Премудрый пескарь») «Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)
«Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил»)
«Умник» («Дурак»)
Предлагаются иллюстрации художников к произведениям СалтыковаЩедрина: Кукрыниксов, Кукрыниксы (коллектив художников
графиков, в который входили М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), Н. Муратов, Е. Рачев, Б. Ефимов, С. Алимов, С. Лемехов, Н. Лемкин,
Каневский и другие. У каждого из них был свой подход к изображению героев сказок, но одно их объединяет: все они сумели запечатлеть в
иронической форме те пороки, которыми было больно общество.
«Художники» 1.
2.
3.
4.
5.
6.
1. Е.Рачев «Премудрый пескарь». 2.А.М.Каневский «Карасьидеалист». 3.Кукрыниксы «Как один мужик…»
4.Муратов «Как один мужик…» 5 . Л.Ройтер «История одного города». 6. В.А.Милашевский «Господа Головлевы» Экранизация произведений Салтыкова-Щедрина
Узнайте из кадров, по каким произведениям была произведена экранизация.
«История одного города.Органчик» Мультфильм,1991г
Реж.В.Караваев «Как один мужик двух генералов прокормил» —советский мультипликационный фильм , 1965 г
реж. И. ИвановВано. Двухсерийный фильм С.Овчарова «ОНО» по роману СалтыковаЩедрина «История одного города» «Премудрый пескарь» мультипликационный фильм В.Караваева , 1979г
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Методические рекомендации по организации Дней Салтыкова-Щедрина в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.