МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
экология
Взрослым
05.09.2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ
Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на практическое подтверждение теоретических знаний и формирование общих компетенций и предметных требований. Они составляют важную часть профессиональной, теоретической и практической подготовки будущего специалиста. Выполнение студентами практических заданий проводится с целью:  формирования умений, практического опыта в соответствии с требованиями к результатам освоения учебной дисциплины на основании перечня предметных требований: 1. Сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа" 2. Сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности 3. Владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей 4. Владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни 5. Сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде 6. Сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры  обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;  совершенствования умений применять полученные знания на практике;  развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и других;  выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, умение работать в группе. Результатам выполнения практического задания студентами являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для выполнения практических заданий.Методические рекомендации содержат общую информацию об организации и проведении практических занятий, инструкции по выполнению обучающимися каждой работы (цель работы, перечень оборудования, содержание отчета, методические указания), перечень заданий. Темы практических занятий соответствуют рабочей программе учебной дисциплины «Экология», реализация которой требует наличия кабинета Экологии. Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета: компьютеры, проектор, комплект учебно-методической документации. Цель методических рекомендаций – обеспечить четкую организацию проведения практических занятий по дисциплине, создать возможность студентам, отсутствовавшим на практическом занятии, самостоятельно выполнить работу, оформить отчет и своевременно защитить работу.
03.07.2018 ПР ЭКОЛОГИЯКалинина ГИ.docx
Министерство образования, науки и молодежной политики  Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский автомеханический техникум» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ   Дисциплина: Специальности: и ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ 09.02.03  Программирование в компьютерных  системах  13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического электромеханического оборудования (по отраслям)   15.02.01   Монтаж   и   техническая   эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)    15.02.08  Технология машиностроения 23.02.02 Автомобиле­ и тракторостроение  23.02.05 транспортного электрооборудования   и   автоматики   (по   видам транспорта, за исключением водного)  23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта  38.02.01   Экономика и бухгалтерский учет (по  отраслям)  Эксплуатация         Разработал преподаватель ____________________Г.И. Калинина Рассмотрено   и   утверждено   на   заседании ПЦК математических и естественнонаучных дисциплин Протокол №_____от ___________2018г. Председатель комиссии ______________________Т.И. Кабалина Нижний Новгород 2018 2 Содержание Аннотация 3 23.02.05           Технология   машиностроения;   23.02.02     Эксплуатация Методические   рекомендации   по   проведению   практических   занятий   по дисциплине   ОУД   17   Экология   предназначены   для   студентов   следующих специальностей: 09.02.03     Программирование   в   компьютерных   системах;   13.02.11 Техническая   эксплуатация   и   обслуживание   электрического   и электромеханического   оборудования   (по   отраслям);    15.02.01     Монтаж   и техническая   эксплуатация   промышленного   оборудования   (по   отраслям); 15.02.08     Автомобиле­   и тракторостроение; транспортного   электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного);   23.02.03     Техническое   обслуживание   и   ремонт   автомобильного транспорта;  38.02.01     Экономика   и   бухгалтерский   учет   (по   отраслям)  и разработаны   в   соответствии   с   Федеральным   государственным образовательным   стандартом   среднего   профессионального   образования   по специальности   09.02.03   Программирование   в   компьютерных   системах, положением   по  планированию,   организации   и   проведению   лабораторных работ   и   практических   занятий   в   ГБПОУ   «НАМТ»;  13.02.11   Техническая эксплуатация   и   обслуживание   электрического   и   электромеханического оборудования (по отраслям);  15.02.01  Монтаж и техническая эксплуатация промышленного   оборудования   (по   отраслям);   15.02.08     Технология машиностроения;   23.02.02       Автомобиле­   и   тракторостроение;   23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного); 23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;  38.02.01   Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).   Методические   рекомендации   содержат   общую   информацию   об организации и проведении практических занятий, инструкции по выполнению обучающимися   каждой   работы   (цель   работы,   перечень   оборудования, содержание отчета, методические указания), перечень заданий. Темы практических занятий соответствуют рабочей программе учебной дисциплины   «Экология»,   реализация       которой   требует   наличия   кабинета Экологии.   Оборудование   кабинета   и   рабочих   мест   кабинета:   компьютеры, проектор, комплект учебно­методической документации.  Цель   методических   рекомендаций   –   обеспечить   четкую   организацию проведения   практических   занятий   по   дисциплине,   создать   возможность студентам,   отсутствовавшим   на   практическом   занятии,   самостоятельно выполнить работу, оформить отчет и своевременно защитить работу. 4 Введение Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными   на   практическое   подтверждение   теоретических   знаний   и формирование   общих   компетенций   и   предметных   требований.   Они составляют важную часть профессиональной, теоретической и практической подготовки будущего специалиста. Выполнение студентами практических заданий проводится с целью:   формирования   умений,   практического   опыта   в   соответствии   с требованиями   к   результатам   освоения   учебной   дисциплины   на   основании перечня предметных требований: 1. Сформированность     представлений   об   экологической   культуре   как условии   достижения   устойчивого   (сбалансированного)   развития общества   и   природы,   об   экологических   связях   в   системе   "человек   ­ общество ­ природа" 2. Сформированность     экологического   мышления   и   способности учитывать   и   оценивать   экологические   последствия   в   разных   сферах деятельности   3. Владение     умениями   применять   экологические   знания   в   жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей 4. Владение   знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей   в   области   энерго­   и   ресурсосбережения   в   интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни 5. Сформированность     личностного   отношения   к   экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде 6. Сформированность  способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры  обобщения,   систематизации,   углубления,   закрепления   полученных теоретических знаний;  практике;    совершенствования   умений   применять   полученные   знания   на развития   интеллектуальных   умений   у   будущих   специалистов: аналитических, проектировочных и других;   выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых   качеств,   как   самостоятельность,   ответственность,   точность, творческая инициатива, умение работать в группе.  Результатам выполнения практического задания студентами являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для выполнения практических заданий. 5 При проведении лабораторных работ учебная группа может делиться на подгруппы. При   проведении   практического   задания   используются   следующие    фронтальная,   групповая, формы   организации   работы   студентов: индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2­5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание. По   результатам   выполнения   практического   задания   студентом оформляется индивидуальный отчет – в рабочей тетради, на бланках или в отдельной тетради для выполнения практических заданий. Защита   отчетов   по   практическим   заданиям   является   одной   из   форм текущего   контроля   успеваемости   студентов.   По   результатам   защиты практического  задания преподавателем  ставится оценка «зачтено» или «не зачтено».  Процедура   проведения   защиты   отчетов   выполненных  практических заданий включает проверку:      наличия отчета по практическим заданиям;  соответствия оформления предъявляемым требованиям;  умений студентом объяснить полученные результаты;  степени самостоятельности выполнения практического задания.  Выполнение всех  практических заданий  и их защита у преподавателя является основанием для допуска студентов к промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Экология».   6 Основная часть Практическая работа №1 Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости. Цель работы:  Сформировать   знания   о   структуре   биосферы,   о    всеобщей   связи   явлений которые   могут   повлечь   за   собой   другие,   часто   совсем   неожиданные последствия изменений в биосфере, о роли живого вещества на планете, о непрерывности развития биосферы. Оборудование: тетради, шариковая ручка. На   занятиях   выдается:  учебные   и  справочные   материалы;   предоставляется возможность использования ресурсов Internet.  Методические указания: 1. Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете  экологии.  Перед  началом   выполнения  практической  работы обучающийся   должен   изучить   правила   по   технике   безопасности   при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа   по   технике   безопасности   в  определённой   графе  должен поставить свою подпись. 2. Обучающийся   допускается   к   выполнению   практической   работы   при наличии   тетрадей   для   практических   работ,   включающих   название   и номер   практической   работы,   цель,   оборудование,   ход   работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу). 3. Обучающийся   подробно   изучает   инструкцию   по   выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению. Порядок выполнения работы:  1.  Ознакомиться с целью практической работы.  2.   Освоить   материал   по   теме:     «Биосфера.   Учение   В.И.   Вернадского   о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в Биосфере» изложить в отчете «Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости». 3. Выполнить  задания 1,2,3,4 и ответить на вопросы для самоконтроля. 4.  Результатом   выполнения   практического   задания   студентами   являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для   выполнения   практических   заданий.  Выполненный   отчет   защитить   у преподавателя.  В   конце   занятия   преподаватель   оценивает   практическую работу   определённой   суммой   баллов   (по   пятибалльной   системе)   и   ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:  Проведение практической работы; 7  Соблюдение правил по ТБ;  Оформление работы. Задание 1. Глоссарий: биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, ноосфера. Определите понятия глоссария, перечисленные выше, используя доступные информационные ресурсы. Задание 2.   Обоснуйте   границы   биосферы   в   пределах   атмосферы,   гидросферы, литосферы.   Отметьте   границы   биосферы   (верхняя   граница   в   атмосфере, нижняя граница в океане, нижняя граница в земной коре) на рис.1. Рис. 1. Границы биосферы Задание 3.    К   процессам,   происходящим   в   биосфере,   часто   применяют   принцип   Ле Шателье – Брауна, известный вам из курса химии, для объяснения причины поддержания   в   биосфере   уравновешенного   динамического   состояния. Всеобщая   связь   явлений   ведет   к   тому,   что   каждое   изменение   в   биосфере может повлечь за собой другие, часто совсем неожиданные последствия. С помощью   рис.   2.   изобразите   схему   взаимодействий   между   компонентами окружающей   среды,   процессами   и   явлениями.   Стрелками   и   пунктирными линиями   обозначьте   прямые   и   обратные   связи,   последствия   и   другие взаимодействия и ответные реакции природных объектов, которые считаете необходимым отметить.  8 Рис. 2. Всеобщая связь природных явлений и антропогенных воздействий. Обозначения:   (например,     –   оба   процесса взаимосвязаны; ­­­ – влияет косвенно.   –   влияет   напрямую;   → ↔ Задание 4: Ноосфера (в дословном переводе ­ сфера разума) ­ высшая стадия развития   биосферы.   Это   сфера   взаимодействия   природы   и   общества,   в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. В.И. Вернадский, выявив геологическую и планетарную   роли   живого   вещества,   выделил   человека   как   мощную геологическую   силу.   Ученый   писал,   что   становление   ноосферы   «есть   не случайное явление на нашей планете», а «природное явление», ведь человек изменил «вечный бег геохимических циклов». По каким признакам, по мнению В.И.   Вернадского,   можно   судить   о   переходе   биосферы   в   ноосферу?   Для ответа на этот вопрос используйте доступные информационные источники. Вопросы для самоконтроля 1.   Чем   отличается   производство   продукции   в   биосфере   естественной экосистемой от производственной деятельности, осуществляемой человеком в агроэкосистеме? 9 2. Организмы растений, животных и человека на 50–95 % состоят из воды и включают   около   70   химических   элементов.   Как   это   связано   с концентрационной функцией живого вещества в биосфере? 3.   Атмосфера,   гидросфера   и   литосфера   связаны   между   собой   и взаимодействуют через: а) почву; б) вихри воздуха; в) потоки воды; г) биосферу. 4. происхождение: а) кислород; б) водород; в) озон; г) гелий; д) азот; е) аргон; ж) углекислый газ; з) оксиды серы; и) оксиды азота.   Какие   атмосферные   газы   имеют   преимущественно   биогенное Объекты изучения ­ экосистемы, измененные человеком или Практическая работа № 2. искусственно созданные. Цель работы:  Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной  экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище. Оборудование: тетради, шариковая ручка. На   занятиях   выдается:  учебные   и  справочные   материалы;   предоставляется возможность использования ресурсов Internet.  Методические указания: 4. Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете  экологии.  Перед  началом   выполнения  практической  работы обучающийся   должен   изучить   правила   по   технике   безопасности   при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа   по   технике   безопасности   в  определённой   графе  должен поставить свою подпись. 5. Обучающийся   допускается   к   выполнению   практической   работы   при наличии   тетрадей   для   практических   работ,   включающих   название   и номер   практической   работы,   цель,   оборудование,   ход   работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу). 6. Обучающийся   подробно   изучает   инструкцию   по   выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению. Порядок выполнения работы:  1.  Ознакомиться с целью практической работы.  10 2.   Освоить   материал   по   теме:     «Особенности   городских   экосистем. Экологические проблемы современного города» изложить в отчете «Объекты изучения ­ экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные». 3. Выполнить  задания 1,2,3 и ответить на вопросы для самоконтроля. 4.  Результатом   выполнения   практического   задания   студентами   являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для   выполнения   практических   заданий.  Выполненный   отчет   защитить   у преподавателя.  В   конце   занятия   преподаватель   оценивает   практическую работу   определённой   суммой   баллов   (по   пятибалльной   системе)   и   ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:  Проведение практической работы;  Соблюдение правил по ТБ;  Оформление работы. Общие сведения Квартира   —   не   только   укрытие   от   неблагоприятных   условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной   степени   определяющий   состояние   его   здоровья.   На   качество среды в жилище влияют: ­ наружный воздух; ­ продукты неполного сгорания газа; ­ вещества, возникающие в процессе приготовления пиши; ­ вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. п.; ­ продукты табакокурения; ­ бытовая химия и средства гигиены; ­ комнатные растения; ­   соблюдение   санитарных   норм   проживания   (количество   людей   и домашних животных); ­ электромагнитное загрязнение и др. Концентрация загрязняющих веществ в квартирах в 2­5 раз выше, чем на улице города. Квартира как экосистема является гетеротрофной системой, похожей   на   город,  но   миниатюрный.   Она   существует   за   счет   поступления энергии   и   ресурсов,   так   как   главные   ее   обитатели   –   люди   и   животные, гетеротрофы. Автотрофы  в квартире – это  комнатные растения (цветы в горшках, петрушка   в   ящиках   на   подоконнике   или   на   лоджии,   водные   растения   и микроорганизмы   в   аквариумах   и   т.п.).   Растения   в   квартире   улучшают эстетическую   и   гигиеническую   картину:   улучшают   настроение,   увлажняют атмосферу и выделяют в нее полезные вещества – фитонциды, убивающие микробов. Живут в домах и лекарственные растения – алоэ, каланхоэ, лук и 11 подобные им. Лучший очиститель воздуха в квартире – хлорофитум, а борец с микробами – герань. Задание 1.    Дайте   экологическую   характеристику   своего   места   жительства   (название населенного пункта, местонахождение, характеристика почвы, наличие вблизи автомобильных дорог, предприятий, зеленой зоны, характеристика двора, тип здания, наличие водоемов, характер водоснабжения. Задание 2.  Схематично изобразить квартиру и внести в нее следующие параметры: а.) виды энергии, поступающие в квартиру извне; б.)   какие   продуценты,   консументы   и   редуценты   участвуют   в   образовании экосистемы   квартиры,   привести   примеры   и   указать   роль   представителей каждой группы, какие связи между ними существуют; в.) определить виды отходов в своей квартире. Задание 3.  Составить схему «Источники загрязнения среды в жилище», указать на ней загрязняющие   вещества,   установить,   как   эти   вещества   воздействуют   на человека, как снизить их влияние в квартире. Форма отчета для практической работы № 2 1.Номер практической работы 2.Наименование практической работы 3.Цель 4.Характеристика   своего   места   жительства,   изобразить   схему   квартиры, схему источников загрязнения среды в жилище 5.Список использованных источников Вопросы для самоконтроля 1.Что такое «канцерогены», и какие канцерогены могут быть в квартире? 2. Какие факторы влияют на здоровье человека и как снизить их негативное воздействие? 3.Какое влияние на организм человека оказываю гепатогенные зоны? Для   ответа   на   эти   вопросы   используйте   доступные   информационные источники. Практическая работа № 3. Влияние атмосферных воздействий на человека.  Биоритмы человека. 12 Цель работы:  Изучить особенности индивидуальных биоритмов с целью оптимизации работоспособности. Задачи:  с помощью предлагаемого теста определите хронобиологический тип  научиться измерять по пульсу ритм сердечных сокращений. Оборудование: тетради, шариковая ручка. На   занятиях   выдается:  учебные   и  справочные   материалы;   предоставляется возможность использования ресурсов Internet.  Методические указания: 7. Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете  экологии.  Перед  началом   выполнения  практической  работы обучающийся   должен   изучить   правила   по   технике   безопасности   при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа   по   технике   безопасности   в  определённой   графе  должен поставить свою подпись. 8. Обучающийся   допускается   к   выполнению   практической   работы   при наличии   тетрадей   для   практических   работ,   включающих   название   и номер   практической   работы,   цель,   оборудование,   ход   работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу). 9. Обучающийся   подробно   изучает   инструкцию   по   выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению. Порядок выполнения работы:  1.  Ознакомиться с целью практической работы.  2.   Освоить   материал   по   теме:     «Общие   проблемы   адаптации   человека. Адаптивные биологические ритмы организмов»  изложить в отчете «Влияние атмосферных воздействий на человека. Биоритмы человека». 3. Выполнить  задания 1 и 2. 4.  Результатом   выполнения   практического   задания   студентами   являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для   выполнения   практических   заданий.  Выполненный   отчет   защитить   у преподавателя.  В   конце   занятия   преподаватель   оценивает   практическую работу   определённой   суммой   баллов   (по   пятибалльной   системе)   и   ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:  Проведение практической работы;  Соблюдение правил по ТБ;  Оформление работы. 13 Задание 1.  С помощью предлагаемого теста определите хронобиологический тип. При выполнении   задания   испытуемым   следует   придерживаться   следующей инструкции: а) прежде чем ответить, добросовестно прочитать каждый вопрос; б) отвечать на все вопросы в заданной последовательности; в) на каждый вопрос отвечать независимо от другого вопроса; г) для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой, в баллах отмечайте только один ответ. Вопросы с приложенными оценочными тестами 1. В   какое   время   Вы   предпочитаете   вставать,   если   имеете   совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами? Обозначьте только одну клеточку. 2. В какое время Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны   от   планов   на   вечер   и   можете   руководствоваться   только личными чувствами? Обозначьте только одну клеточку. 3. Какова степень Вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать в определенное время? 4.   Как   легко   Вы   встаете   утром   при   обычных   условиях? 14 5. Как Вы деятельны в первые полчаса после утреннего подъема?   6. Какой у Вас аппетит после утреннего подъема в первые полчаса? 7. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего подъема? 8.   Если   у   Вас   на   следующий   день   нет   никаких   обязанностей,   когда   Вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну? 9.   Вы   решили   заниматься   физкультурой.   Ваш   друг   предложилзаниматься дважды   в   неделю,   по   часу   утром,   между   7   и   8   часами.   Будет   ли   это благоприятно для Вас? 15 10.В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать? Обозначьте только одну клеточку. 11.   Вас   собираются   нагрузить   двухчасовой   работой   в   период   наивысшего уровня   вашей   работоспособности.   Какой   из   четырех   данных   сроков   Вы выберете,   если   Вы   совершенно   свободны   от   дневных   планов   и   можете руководствоваться только личными чувствами? 12. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень Вашей усталости? 13.  Какие­то  обстоятельства  заставили   Вас лечь   спать  на  несколько   часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное время.   Какой   из   четырех   указанных   возможных   вариантов   будет соответствовать Вашему состоянию? 16 14.   Вам   предстоит   какая­либо   работа   ночью,   между   4   и   6   часами.   На следующий   день   у   Вас   нет   никаких   обязанностей.   Какую   из   следующих возможностей Вы выберете? 15. Вы должны в течение двух часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы Вы выберете, если у вас полностью свободный график дня и Вы можете руководствоваться только личными чувствами? 16.  У  Вас   возникло   решение   серьезно   заниматься   закаливанием   организма. Друг предложил делать это дважды в неделю по часу, между 22 и 23 часами. Как вас будет устраивать это время? 17.   Представьте,   что   Вы   сами   можете   выбирать   график   своего   рабочего времени. Какой 5­часовой непрерывный график работы вы выберете, чтобы работа   стала   для   Вас   интереснее   и   приносила   большее   удовлетворение? Обозначьте крестиками пять клеточек, при подсчете берите большее значение. 18. В какой час суток Вы чувствуете себя «на высоте»? Обозначьте только одну клеточку. 19. Иногда  говорят «утренний  человека»  и «вечерний человек». К какому типу Вы себя относите? 17 20.   Подсчитайте   сумму   баллов   и,   пользуясь   схемой   оценки,   определите хронобиологический тип. Задание 2.  В   ходе   исторического   развития   человек   приспособился   к определённому ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной   среде   и   энергетической   динамикой   обменных   процессов.   В настоящее   время   известно   более   100   ритмических   процессов   в   организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Центральное   место   среди   всех   ритмических   процессов   занимают суточные   ритмы,   имеющие   наибольшее   значение   для   организма.   Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (т. е. от времени суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине − хронодиагностики, хронотерапии, хронофармокологии. 1.   Измерьте   у   себя   по   пульсу   ритм   сердечных   сокращений   в   спокойном состоянии   в   разное   время   суток   (например,  в   8,   15  и   21   час).  Повторите измерение в течение 3 − 4 дней. Сопоставьте результаты. 2. Составьте результаты и постройте графики. 3. Проявляется ли суточный ритм в частоте Ваших сердечных сокращений? 4.   Если   бы   от   Вас   зависела   организация   работы   в   ночную   смену   на предприятии, что бы Вы выбрали: а) постоянную ночную работу с повышенной оплатой для тех, кто согласен на такой режим, б)   чередование   дневной   и   ночной   работы   для   каждого,   с   увеличенным отдыхом после ночи, 18 в) только дневную работу для одних и чередование дневных и ночных смен для других работников, какие­либо другие формы организации труда? Обоснуйте ответ. 5.   Как,   по­Вашему,   лучше   организовать   доставку   спортивной   команды   на всемирные соревнования из Москвы до Японии: а) самолетом за два дня до соревнования; б) самолетом за две недели до его начала; в) поездом и затем на корабле за неделю до его начала? Обоснуйте решение. Практическая работа № 4. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Влияние техногенной и социальной среды на здоровье. Специфические экологические проблемы России. Цель работы:  Выявить специфические связи между обществом, природой, человеком и его  жизненной средой; изучить основные социально­экологические проблемы  города; углубить знания глобальных проблем человечества с целью не только  сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как  природного и общественного существа. Задачи работы:  Раскрыть особенность социальной экологии как науки, ее основные понятия и  направления; обозначить основные функции и задачи социальной экологии;  выявить источники возникновения социально­экологических проблем; изучить подробно некоторые социально­экологические проблемы города Оборудование: тетради, шариковая ручка. На   занятиях   выдается:  учебные   и  справочные   материалы;   предоставляется возможность использования ресурсов Internet.  Методические указания: 1. Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете  экологии.  Перед  началом   выполнения  практической  работы обучающийся   должен   изучить   правила   по   технике   безопасности   при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа   по   технике   безопасности   в  определённой   графе  должен поставить свою подпись. 2. Обучающийся   допускается   к   выполнению   практической   работы   при 19 наличии   тетрадей   для   практических   работ,   включающих   название   и номер   практической   работы,   цель,   оборудование,   ход   работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу). 3. Обучающийся   подробно   изучает   инструкцию   по   выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению. Порядок выполнения работы:  1.  Ознакомиться с целью практической работы.  2.   Освоить   материал   по   теме:     «Основные   экологические   проблемы современного мира» изложить в отчете «Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Влияние техногенной и социальной среды на здоровье. Специфические экологические проблемы России». 3. Выполнить  задания по вопросам для самопроверки  4.  Результатом   выполнения   практического   задания   студентами   являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для   выполнения   практических   заданий.  Выполненный   отчет   защитить   у преподавателя.  В   конце   занятия   преподаватель   оценивает   практическую работу   определённой   суммой   баллов   (по   пятибалльной   системе)   и   ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:  Проведение практической работы;  Соблюдение правил по ТБ;  Оформление работы. Механизмы и масштабы воздействия технологий различных отраслей на среду   и   биосферу   в   настоящее   время.   Экологические   кризисы   в   развитии цивилизации. Современный кризис и его специфика. Важнейшие проявления деятельности человека в биосфере, нарушения круговорота веществ, потоков энергии, механизмов функционирования популяций, экосистем и биосферы. Основные   экологические   проблемы   современного   мира.   Демографический взрыв,   его   сущность,   причины   и   экологические   последствия.   Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения   климата,   разрушения   озонового   экрана,   кислотных   осадков, истощения природных ресурсов, истощения и загрязнения земельных и водных ресурсов,   сокращения   биологического   разнообразия,   опустынивания, накопления отходов, катастрофы и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов, среда современных городов и поселений. Влияние техногенной и социальной среды на здоровье. Специфические экологические проблемы России. Возможные   пути   решения   экологических   проблем.   Отказ   от потребительского   образа   жизни.   Экологически   обоснованные   технологии. Замкнутые   производственные   циклы.   Освоение   новых   источников   энергии. Рациональное природопользование. Защита природной среды и человека от 20 техногенного   загрязнения.   Значение   международного   сотрудничества   и мирового   сообщества   для   охраны   среды   и   биосферы.   Экологический мониторинг. Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В.И.Вернадского о биосфере. Вопросы для самопроверки: 1. Природные загрязнения окружающей среды 2. Антропогенные загрязнения природной среды 3. Классификация загрязнителей по степени их вредности 4. Источники загрязнения воды. Классификация загрязнителей по  дисперсно­фазовому состоянию. Реакции обнаружения токсичных элементов в воде 5. Основные загрязнители воздуха: состав и источники 6. Отрицательное воздействие загрязнителей воздуха на здоровье  людей и природные экосистемы 7. Кислотные дожди: причины и последствия 8. Озоновый слой: природа, значение и последствия его нарушения 9. Парниковый эффект: природа и возможные последствия 10.Смоги, их виды и причины 11.Промышленные отходы и их переработка Практическая работа № 5. Замкнутые производственные циклы. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии. Экологически обоснованное управление природными процессами на уровне экосистем и др. Цель работы:  Выявить нетрадиционные источники получения энергии. Задачи работы:  21 Раскрыть особенность управления природными процессами на уровне  экосистем. Оборудование: тетради, шариковая ручка. На   занятиях   выдается:  учебные   и  справочные   материалы;   предоставляется возможность использования ресурсов Internet.  Методические указания: 1. Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете  экологии.  Перед  началом   выполнения  практической  работы обучающийся   должен   изучить   правила   по   технике   безопасности   при работе с оборудованием по данной практической работе и в журнале инструктажа   по   технике   безопасности   в  определённой   графе  должен поставить свою подпись. 2. Обучающийся   допускается   к   выполнению   практической   работы   при наличии   тетрадей   для   практических   работ,   включающих   название   и номер   практической   работы,   цель,   оборудование,   ход   работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу). 3. Обучающийся   подробно   изучает   инструкцию   по   выполнению практической работы, затем приступает к её выполнению. Порядок выполнения работы:  1.  Ознакомиться с целью практической работы.  2.   Освоить   материал   по   теме:     «Замкнутые   производственные   циклы. Биотехнологии.   Освоение   нетрадиционных   источников   получения   энергии. Экологически обоснованное управление природными процессами на уровне экосистем и др.» изложить в отчете.  3. Выполнить  задания Приложения «Батарейка из лимона». 4.  Результатом   выполнения   практического   задания   студентами   являются записи в тетрадях, на бланках, листах формата А4 (А5) или в рабочей тетради для   выполнения   практических   заданий.  Выполненный   отчет   защитить   у преподавателя.  В   конце   занятия   преподаватель   оценивает   практическую работу   определённой   суммой   баллов   (по   пятибалльной   системе)   и   ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:  Проведение практической работы;  Соблюдение правил по ТБ;  Оформление работы. Экологические чистые источники энергии ­ это источники, которые не наносят   вред   окружающей   среде.   К   ним   относятся   источники   с использованием солнечной энергии, энергии ветра, воды, земли гейзеров. Эта тема   важна   по   многим   причинам.   Основным   энергоносителем   XIX   века являлся уголь, сжигание которого приводило к росту выбросов дыма, сажи, 22 копоти,   золы   и   вредных   газов.   Развитие   научно­технического   прогресса привело   к   изменению   энергетической   базы   промышленности,   сельского хозяйства, городов и других населенных пунктов. Значительно возросла доля таких   энергоносителей,   как   нефть   и   газ,   экологически   более   чистых,   чем уголь. Однако их ресурсы не беспредельны, что накладывает на человечество обязанность поиска новых альтернативных источников энергии. Виды экологически чистых источников энергии. К ним относятся солнечная и геотермальный и гелиотермальные виды энергии, энергия приливов и отливов, энергия рек и ветров. Эти виды энергии являются   неисчерпаемыми,   и   их   производство   практически   не   оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Достаточно широко применяются геотермальные и гелиотермальные источники энергии. Циркулирующая на глубине 2­3 км вода нагревается до температуры, превышающей 100ºС за счет радиоактивных процессов, химических реакций и других явлений, протекающих в земной коре. В ряде районов земли такие воды выходят на поверхность. Значительные запасы их имеются в нашей стране на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, на Северном Кавказе и других   районах.   Существуют   запасы   высокотемпературного   пара   и пароводяной   смеси   на   Камчатке,   Курильских   островах   и   в   Дагестане.   В последнее   время   все   шире   используется   солнечная   энергия.   Солнечные энергетические   установки   могут   быть   тепловыми,   в   которых   используется традиционный   паротурбинный   цикл,   и   фотоэлектрическими,   в   которых солнечное   излучение   с   помощью   специальных   батарей   преобразуется   в электроэнергию и теплоэнергию. Стоимость таких гелиоэлектростанций пока еще велика. Кроме того, для получения энергии требуются большие площади зеркал. Солнечные  электростанции являются  перспективными, так как они экологически   чистые,   а   стоимость   произведенной   на   них   электроэнергии будет   неуклонно   снижаться   по   мере   совершенствования   технологических процессов,   оборудования   и   используемых   материалов.   солнечная   батарея 23 Использование солнечных батарей в быту и технике Вода  с давних пор используется человечеством в качестве источника энергии.   ГЭС   остаются   перспективными   и   экологически   чистыми энергетическими   установками   при   условии,   если   при   их   строительстве   не происходит   затопления   пойменных   земель   и   лесных   угодий.   К   новым источникам   энергии   относится  энергия   морских   приливов   и   отливов. Принцип действия приливных электростанций основан на том, что энергия падения   воды,   проходящей   через   гидротурбины,  вращает   их   и   приводит   в движение генераторы электрического тока. Но вырабатывать энергию можно только во время прилива и отлива, четыре раза в сутки в течение 4­5 часов. Крупная   приливная   электростанция   работает   во   Франции   на   берегу   Ла­ Манша,   в   устье   реки   Ранс.   В   России   в   1968   г.   пущена   в   эксплуатацию небольшая   электростанция   на   побережье   Баренцева   моря   в   губе   Кислов. Энергию   океана   можно   использовать,   сооружая   волновые   электростанции, установки,   использующие   энергию   морских   течений,   разницу   температур поверхностных теплых и глубинных холодных вод или подледных слоев воды 24 и воздуха. Проекты таких энергетических установок разрабатываются в ряде стран: США, Японии, России. Использование энергии приливов и отливов. Энергия   ветра  Ветер   –   неограниченный   ресурс   для   производства электроэнергии. Он есть везде, бесконечен, экологически чист. Использование энергии   ветра  началось   на   самом   раннем   этапе   человеческой   истории. Древние   персы  (территория   современного   Ирана)   использовали   силу   ветра для размола зерна. В средневекой Голландии ветряные мельницы служили не только для размола зерна, но и для откачки воды с польдеров. В середине XIX в.   в   США   был   изобретён   многолопастный  ветряк,   использовавшийся   для подъёма воды из колодцев. Если в прошлом энергию ветра использовали, как правило, для повышения эффективности физического труда (для перемолки зерна или в качестве водяного насоса), то в настоящее время  энергию ветра применяют в основном для выработки электроэнергии (ветер вращает лопасти электрогенератора). Получать   электроэнергию   при   помощи   ветра   первыми   научились датчане в 1890 г. Производство «ветряной» электроэнергии организовано как на огромных ветряных фермах для национальных энергетических систем, так и на локальном уровне для удовлетворения потребностей сельских поселений или отдельных потребителей энергии (домохозяйств). До середины 1990­х гг. наибольшее распространение получили малые и средние ветроэнергетические установки мощностью от 100 до 500 кВт. В последние годы началось серийное 25 производство  ветрогенераторов  мощностью   до   2000   кВт.   Их   ротор   имеет диаметр до 80 м, а высота башни достигает 120 м и более. Непостоянство ветра не является проблемой его использования на локальном уровне (при использовании  ветрогенератора  в   составе   гибридной   установки   и   наличия аккумуляторов). Малые ветроустановки обычно используют для автономной работы   (например,   на   отдельном   хуторе).   Более   крупные   часто концентрируют   на   одной   площадке,   создавая   так   называемую   ветровую ферму.   География   мировой   ветроэнергетики   за   последние   десятилетия претерпела   довольно   существенные   изменения.   До   середины   1990­х   гг.   по суммарной мощности  ветроэлектростанций  первое место занимали США: в 1985 г. на эту страну приходилось 95% мировых мощностей. Почти все они были сконцентрированы в штате Калифорния. Во второй половине 1990­х гг. мировое   лидерство   перешло   к   Западной   Европе,   где   уже   в   1996   г.   было сосредоточено   55%   мировых   мощностей  ветроэнергетических   установок. Десять   лет   назад  ветроэнергетические   установки  Западной   Европы обеспечивали   бытовые   потребности   в   электроэнергии   примерно   3   млн человек. Энергия   Земли.  Издавна   люди   знают   о   стихийных   проявлениях гигантской энергии, таящейся в недрах земного шара. Память человечества хранит   предания   о   катастрофических   извержениях   вулканов,   унесших миллионы человеческих жизней, неузнаваемо изменивших облик многих мест на   Земле.   Мощность   извержения   даже   сравнительно   небольшого   вулкана колоссальна,   она   многократно   превышает   мощность   самых   крупных энергетических   установок,   созданных   руками   человека.   Правда,   о непосредственном   использовании   энергии   вулканических   извержений говорить   не   приходится:   нет   пока   у   людей   возможностей   обуздать   эту непокорную   стихию,   да   и,   к   счастью,   извержения   эти   достаточно   редкие события. Но это проявления энергии, таящейся в земных недрах, когда лишь крохотная   доля   этой   неисчерпаемой   энергии   находит   выход   через огнедышащие   жерла   вулканов.  Маленькая   европейская   страна   Исландия («страна   льда»   в   дословном   переводе)   полностью   обеспечивает   себя помидорами,   яблоками   и   даже   бананами!   Многочисленные   исландские теплицы   получают   энергию   от   тепла   земли,  других   местных   источников энергии в Исландии практически нет. Зато очень богата эта страна горячими источниками   и   знаменитыми   гейзерами   ­   фонтанами   горячей   воды,  с 26 точностью   хронометра   вырывающейся   из­под   земли.   И   хотя   не   исландцам принадлежит приоритет в использовании тепла подземных источников (еще древние римляне к знаменитым баням ­ термам Каракаллы ­ подвели воду из­ под   земли),   жители   этой   маленькой   северной   страны  эксплуатируют подземную котельную очень интенсивно. Столица город Рейкьявик, в которой проживает   половина   населения   страны,   отапливается   только   за   счет подземных   источников.   Рейкьявик   —   это   идеальная   отправная   точка   для знакомства с Исландией: отсюда Вы можете отправиться на самые интересные и разнообразные экскурсии в любой уголок этой уникальной страны: гейзеры, вулканы,   водопады,   риолитовые   горы,   фьорды…   Везде   в   Рейкьявике   Вы ощутите ЧИСТУЮ ЭНЕРГИЮ ­ термальную энергию гейзеров, бьющих из­ под   земли,   энергию   чистоты   и   пространства   идеально   зеленого   города, энергию веселой и зажигательной ночной жизни Рейкьявика круглый год. Но не только для отопления черпают люди энергию из глубин земли. Уже давно работают   электростанции,   использующие   горячие   подземные   источники. Первая   такая   электростанция, совсем   еще   маломощная,   была построена в 1904 году в небольшом итальянском   городке   Лардерелло, названном так в честь французского инженера Лардерелли, который еще в   1827   году   составил   проект использования   многочисленных   в этом   районе   горячих   источников. Постепенно мощность электростанции росла, в строй вступали все новые агрегаты, использовались новые источники горячей воды, и в наши дни мощность станции достигла уже внушительной величины ­ 360 тысяч киловатт. В Новой Зеландии существует такая электростанция в районе Вайракеи, ее мощность 160 тысяч киловатт. В 120   км   от   Сан­Франциско   в   США производит электроэнергию геотермальная   станция   мощностью 500 тысяч киловатт. подача   тепла   в   дом использование энергию вулкана     Поколения растительных Растительное   сырье биотоплив.  разделяют   на   поколения.   Первыми начали   использовать   традиционные сельскохозяйственные культуры  с высоким содержанием   жиров,   крахмала,   сахаров. хорошо Растительные    жиры  27 перерабатываются   в   биодизель.   Растительные  крахмалы  и  сахара перерабатываются   на   этанол.   Однако   такое   сырье   оказалось   крайне неудобным:   помимо   затратного   землепользования   с   истощением   почв   и высокими   потребностями   в   обработке   почв,   удобрениях   и   пестицидах   его изъятие   с   рынка   прямо   влияет   на   цену   пищевых   продуктов.   Такое   сырье относят к первому поколению. Непищевые остатки культивируемых растений, травы и древесина стали  вторым поколением  сырья. Его получение гораздо менее   затратно   чем   у   культур   первого   поколения.   Такое   сырье   содержит целлюлозу и лигнин. Его можно прямо сжигать (как это традиционно делали с дровами),  газифицировать  (получая  горючие   газы),   осуществлять  пиролиз. Основные   недостатки   второго   поколения   сырья   —   занимаемые   земельные ресурсы   и   относительно   невысокая   отдача   с   единицы   площади.  Третье поколение сырья — водоросли. Не требуют земельных ресурсов, могут иметь большую концентрацию биомассы и высокую скорость воспроизводства. Виды   топлив.  Биотоплива   разделяют   на   твердые,   жидкие   и газообразные. Твердые   —   это   традиционные   дрова   (часто   в   виде   отходов деревообработки)   и  топливные   гранулы  (прессованные   мелкие   остатки деревообработки). Жидкие   топлива  —  это   спирты  (метанол,  этанол,   бутанол),  эфиры, биодизель и биомазут. Газообразные топлива — различные газовые смеси с угарным газом, метаном,   водородом   получаемые   при   термическом   разложении   сырья   в присутствии   кислорода   (газификация),   без   кислорода   (пиролиз)   или   при сбраживании под воздействием бактерий. Твердое   биотопливо.  Дрова  —   древнейшее   топливо,   используемое человечеством.   В   настоящее   время   в   мире   для   производства   дров   или биомассы   выращивают   энергетические   леса,  состоящие   из   быстрорастущих пород (тополь, эвкалипт и др.). В России на дрова и биомассу в основном идет балансовая   древесина,   не   подходящая   по   качеству   для   производства пиломатериалов. Топливные гранулы и брикеты — прессованные изделия из древесных   отходов   (опилок,   щепы,   коры,   тонкомерной   и   некондиционной древесины,   порубочные   остатки   при   лесозаготовках),   соломы,   отходов сельского   хозяйства   (лузги   подсолнечника,   ореховой   скорлупы,   навоза, куриного помета) и другой биомассы.  В мире все больше говорят о необходимости замены нефти, угля и газа на   биотопливо.   Отголоски   уже   доходят   и   до   России,   где,   впрочем,   пока немногие понимают, что же это такое на самом деле. В прессе иногда можно встретить   рассказы   о   чудесных   веществах,   совершенно   не   загрязняющих окружающую среду и более эффективных, чем бензин, керосин и дизельное топливо. 28 В действительности ничего принципиально нового в биотопливе нет. Биотоплива   использовались   тысячелетиями   и   для   многих   остаются единственным источником тепла и средством приготовления пищи. Главным биотопливом   были   и   остаются   дрова,   причем   их   экологичность   совсем   не очевидна ­ достаточно лишь вспомнить о неконтролируемой вырубке лесов. Впрочем, в наше время под словом "биотопливо" редко подразумевают дрова. Речь, как правило, идёт о более высокотехнологичных продуктах, получаемых из сельскохозяйственных культур или отходов переработки растительного и животного сырья. Возобновляемость этих ресурсов вопросов не вызывает, а с вредными выбросами дело обстоит чуть сложнее. Сторонники говорят, что биотопливо меньше загрязняет атмосферу, а противники возражают, что при сгорании   биотоплива   выделяются   те   же   продукты,   что   и   при   сжигании ископаемых   топлив.   Истина   же,   как   говорится,   лежит   посередине. Действительно,   в   процессе   сгорания   и   тех,   и   других   топлив   образуются, главным   образом,   углекислый   газ,   вода   и   несколько   примесей,   многие   из которых   являются   вредными:   моноксид   углерода,   оксиды   азота, углеводороды   и   т.п.   Наибольшее   внимание   обычно   уделяется   вредным компонентам   выхлопа   и   одному   из   виновников   парникового   эффекта   ­ углекислому   газу.   Одним   из   главных   преимуществ   биотоплива   называют сокращение выбросов парниковых газов. Это, однако, не означает, что при сгорании   биотоплив   образуется   меньше   диоксида   углерода   (хотя   и   такое возможно).   При   сгорании   биотоплива   в   атмосферу   возвращается   углерод, который   ранее   поглотили   растения,   поэтому   углеродный   баланс   планеты остаётся неизменным. Ископаемые топлива ­ совсем другое дело: углерод в их составе   миллионы   лет   оставался   "законсервированным"   в   земных   недрах. Когда он попадает в атмосферу, концентрация углекислого газа повышается. В том, что касается вредных выбросов, биотопливо несколько выигрывает у нефтяного.   Большинство   исследований   показывают,   что   биотопливо обеспечивает   снижение   выбросов   моноксида   углерода   и   углеводородов. Кроме   того,   биотопливо   практически   не   содержет   серы.   Вместе   с   тем, несколько   увеличивается   выброс   оксидов   азота,   вдобавок,   при   неполном сгорании многих биотоплив в атмосферу попадают альдегиды. Но, в целом, по уровню вредных выхлопов биотопливо выигрывает у нефтяного. Видов топлив из   биопродуктов   предлагается   великое   множество.   Это   и   биогаз   ­   метан, получаемый   за   счет   разложения   органических   остатков   (например,   навоза) бактериями,   и   твердые   топлива,   но   больше   всего   разговоров   идет   о биотопливе для автомобилей: этаноле и "биодизеле". Сейчас это направление очень популярно на Западе, а также начинает обсуждаться   и   у   нас   в   качестве   одного   из   перспективных   направлений развития альтернативной энергетики. 29 Приложение «Батарейка из лимона»  Для опыта необходимы следующие составляющие: • Один лимон; • Небольшая лампочка (чем меньше, тем лучше); • Медная проволока – 2 куска по 10 сантиметров, с толщиной 0,2­0,5  миллиметра; • Медная монета; • Оцинкованный гвоздь (или кусочек цинковой проволоки). Нужно последовательно соединить цепь из лимонов и прикрепить  светодиод   Тема: МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ Цели:   показать   место   и   роль   человека   в   природе,   влияние   человека   на природу, выявить причины таких влияний;  формировать умения анализировать, сравнивать, прогнозировать;  обеспечить   понимание   научной   картины   мира,   продолжить формирование   научного   мировоззрения   в   процессе   изучения   основ экологии, продолжить экологическое воспитание на примере бережного и рационального отношения к природе. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран,     раздаточный материал. Тип  урока:  практическое занятие с элементами деловой игры. Ход урока. Организационный момент. Практическое  занятие с элементами деловой игры. Эмоциональное погружение. Экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля"       1   Ведущий:   Добрый   день,   дорогие   друзья!   2017   год   был   объявлен Президентом   РФ   Путиным   В.В.   ­   Годом   экологии,   поэтому   сегодняшний Брейн­ринг мы посвящаем  проблемам экологии. Безопасный мир, экология и сотрудничество   стали   приоритетами   человечества,   желающего   иметь настоящее и будущее. Перспективы любого общества связаны с образованием и воспитанием, поэтому так необходимо прививать каждому экологическую ответственность по отношению к окружающей среде. Наш дом ­ Земля ­ в опасности.   Горы   мусора,   отравленные   реки,   вырубленные   леса...   Наши удобства оказались бедой для природы, значит, надо жить иначе, следовать таким   правилам,   которые   будут   оберегать   все   живое   на   Земле. 30 2 Ведущий:   Итак, мы начинаем игру. В Брейн­ринге принимают участие команды из ____групп.   Игроков этих   команды я приглашаю занять свои игровые места.   Под №1 играет  команда  группы.  Под №2 играет команда группы.  Под №3 играет команда группы 1   Ведущий:   Игра   состоит   из   5   раундов.   Правильные   ответы   оцениваются членами жюри в 1 балл.    2 Ведущий: Представляет членов жюри……… 1 Ведущий:   Команды   показывают   (Опережающее).   заранее   подготовленное   домашнее   задание Команда №1. 1.Вы ­ пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? /Форма рассказа любая: научная, или с юмором, или в стихах, рисунках/.  тему. 2.Придумайте экологическую   стихотворение       на   2 Ведущий:   Команда №2. 1.Вы ­ оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? /Ваш прогноз/.  2.Составьте письмо­протест против повсеместного загрязнения окружающей среды. 1 Ведущий:   Команда №3. 1.Инсценируйте ситуацию «Поведение туристов в природе».  2.Сформулируйте   три,   на   ваш   взгляд,   самых   важных   аргумента   в   защиту Природы. Чем Вы сами можете помочь Природе.  2 Ведущий:   1 Тур. Представление команд : Капитан команды говорит название  команды, девиз и эмблему. 1 Ведущий:  Приветствия команд  “Экологи”  Девиз:  Береги свою планету, Ведь другой на свет нет.  Приветствие :  31 Будем бить тревогу вместе Потому что все в ответе, Как нам в новом веке жить, Как природу сохранить!  2 Ведущий:  “Хозяева планеты”.  Девиз:  Мы не хотим стоять в стороне. Мы – за порядок на нашей земле!  Приветствие:  Есть одна планета – сад,  В этом космосе холодном,  Только здесь леса шумят,  Птиц, скликая перелетных.  Так давайте сбережем Наш большой природы дом.     среда   обитания   –   создана   природой,  Ролик. Человек и его среда обитания. (через модем).    1   Ведущий:  Естественная искусственная среда обитания создана человеком.   2 Ведущий:       Идеальным считается, когда искусственная среда обитания вписывается   в   естественную.   Человек   же   не   достиг   того   уровня,   когда естественная среда обитания плавно переходит в искусственную, то есть не достиг гармонии.   1 Ведущий:  Какие факторы искусственной среды обитания неблагоприятно влияют на здоровье жителей города?   (­   автотранспорт   –   загрязнение   воздуха,   почвы,   растений,   следствие возникновение   у   человека   заболеваний   органов   дыхания,   аллергические реакции    ­ бытовые отходы – загрязнение почвы, растительных сообществ, следствие возникновение у человека инфекционных заболеваний, аллергические реакции     ­   малые   промышленные   предприятия   –   не   соблюдение   технологий производства, следствие загрязнение окружающий среды   ­ строительство – уничтожение растительных сообществ, загрязнение почвы).    2   Ведущий:  Расточительное   использование   ресурсов   природы сопровождается загрязнением окружающей среды. Человек не замечает того, что рубит сук, на котором он сидит.      1 Ведущий:  Как видите, человек усовершенствуя свой быт, наносит вред природе и себе самому, т.к. является неотъемлемой частью природы. Что же происходит на нашей планете? Какие заболевания приобрело человечество, изменяя природу? (Загрязнение окружающей среды, болезни – аллергия, рак, мутации и т. д.).      2   Ведущий:  Создавая   себе   свою   собственную   среду   обитания,   человек разрушает естественную среду, и она ему мстит за это.     32 1 Ведущий: Подводим итоги 1.Тура  и переходим ко 2 Туру. 2 Тур. Задание 1.           Разделите ниже перечисленные предметы и явления на две группы, относящиеся к естественной и к искусственной среде обитания: дерево,   дом,   завод,   река,   гора,   компьютер,   насекомые,   машина,   квартира, трава,   дождевые   черви,   шум,   млекопитающие,   электричество,   вибрация, почва, птицы, воздух, бытовые отходы, природные ископаемые, самолеты. Естественная среда   Искусственная среда   2 Ведущий: 2 Тур. Задание 2.            Какое   отрицательное  и  положительное   влияние   оказывает   каждый  из предметов и явлений искусственной среды обитания на человека?  Положительное влияние   на   жизнь   и здоровье человека Отрицательное   влияние на   жизнь   и   здоровье человека Название предмета   или явления Дом, квартира   Завод   Компьютер   Машина Шум   Электричество   Вибрация   Бытовые отходы Самолеты 1 Ведущий: 2 Тур. Задание 3.   33 Итак, Земля четвертого тысячелетия. Нарисуйте в виде символов будущее человечества.   Выскажитесь,   что   вы   изобразили.   Можно   придумывать   свои символы. Символы: Солнце – продолжение жизни, мир Темные тучи – конец жизни, война Дерево с зелеными листьями – символ жизни Сухое дерево – смерть Цветок – благополучие, мир Зеленая трава – продолжение жизни Желтая, пожухлая трава – конец жизни 2 Ведущий: 2 Тур. Задание 4.    Почему человек считается биосоциальным видом? 1 Ведущий: 3 Тур. Задание 5. “Черный ящик”  1 команда – в ящике находится газообразное тело, состоящее из смеси газов и примесей, назовите состав (воздух).  2 команда – в ящике находится самое распространенное в природе вещество, находящиеся   в   3   состояниях,   назовите   эти   состояния   (вода). 2 Ведущий: Подводим итоги 2 и 3 Туров  и переходим к  4 Туру. 1 Ведущий: 4 Тур. Задание 6. Разминка для ума. Команды   по   очереди   отвечают   на   вопросы   из   конверта.   Капитаны   команд достают   листок   и   читают   вопрос.   Если   команды   затрудняются   с   ответом, право ответа получают команды­соперники.  «Подумай и ответь». “Что мы знаем об экологии”. 2 Ведущий: 1.  Что означает термин “Экология”.  (Термин   “экология”   введен   немецким   биологом   Э.Геккелем   в   1886   году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается   как   наука   о   среде   обитания,   или   наука   о   взаимоотношениях организмов и окружающей среде). 1 Ведущий: 2 Что такое экологическое воспитание?  (Экологическое   воспитание  –   это   система,   направленная   на   формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.) 34 2 Ведущий: 3 Что   означает   термин   «система   экологического   воспитания»? (Система   экологического   воспитания   –   это   создание   условий, определенное   содержание,   методы   и   формы   работы   с   детьми   и родителями). 1 Ведущий: 4 Что     термин   означает знания»? (Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи;   о   временах   года,   о   неживой   природе,   представления   о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д). экологические   «   2 Ведущий: Время подвести итоги 4 Тура  и перейти к  5 Туру. 1 Ведущий: 5 Тур.  У   нас   в   городе   «ухудшилась   экология»!   Воздухом   совсем   нельзя   дышать, загазованность большая. А вода? А почва? Беда? Вымрем, как динозавры! 2 Ведущий: Ну что вы так мрачно? Во­первых, у нас в городе, по последним данным   периодической   печати,   все   нормализуется.   А   во­вторых,   вы неправильно говорите «экология ухудшилась» ­ это неграмотно. 1Ведущий: А как же надо говорить? Давайте спросим у капитанов. 2 Ведущий: Решите спор: в чем ошибка, как правильно сказать?  (Экология   ­   это   наука,   она   не   может   ухудшаться;   ухудшается   состояние окружающей среды). 2  Ведущий:  Подводим   итоги   5  Тура     и   переходим   к     подведению   итогов нашего урока.  (Жюри объявляет итоги игры, вручает грамоты и призы победителям.) 1Ведущий:  Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без   чистого,   насыщенного   кислородом   воздуха,   чистой   воды,   пения   птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться   к   ней   и   жить   так,   чтобы   наша   прекрасная   планета   Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы!  2Ведущий: Берегите природу! Мы речь свою ведем о том.  Что вся Земля – наш общий дом  – Наш добрый дом, просторный дом  Мы все с рожденья в нем живем.  Еще о том ведем мы речь.  Что мы наш дом должны беречь.  Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля. 35 Заключение                  Практические   занятия   отнесены   к   основным   видам   учебных   занятий. Они   составляют   важную   часть   теоретической   и   профессиональной практической подготовки обучающихся. Выполнение практических работ направлено на: обобщение,   систематизацию,   углубление,   закрепление   полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемой дисциплины;  формирование   умений   применять   полученные   знания   на   практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;  развитие интеллектуальных умений: аналитических, проектировочных; конструктивных и др.;  выработку   при   решении   поставленных   задач   таких   качеств,   как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. 36 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов. 1. Г.И. Калинина Методическое пособие «Экология». 2017. 2. Лега С.Н., Тихонова И.Н. Экология: учебное пособие. – Ставрополь:  Изд­во СКФУ, 2014.­197 с. [Электронный ресурс]. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ  от17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».  Консультант Плюс. 4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273_ФЗ «Об образовании в  5. Экологические     основы   Российской Федерации». Консультант Плюс.   А.А. [Электронный ресурс]. – М.:КноРус, 2015 — 392 с. (Федеральная  государственная информационная система «Национальная элект ронная библиотека» http://нэб.рф/)     природопользования Сухачёв  Интернет­ресурсы: 1. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов). 2. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения) 3. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы  эколо гии России). 37

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина: ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ    Дисциплина:	ОУД. 17 ЭКОЛОГИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2018