Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 16
5 кл—11 кл
08.10.2019
Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"
Эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счёт включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяется метод проектов. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подходом к обучению и направлен на решение какой-то конкретной проблемы. Личностная ориентация достигается в нём, во-первых, за счёт «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в результате её выполнения. Во-вторых, метод проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что лежит в основе развития компетентности. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения: • организационные; • креативные; • пользования средствами информации; • анализа и отбора информации, её преобразования, передачи; • работы в коллективе; • ведения диалога; • представления самого себя.
МЕТОДИЧКА ПО НАУЧНЫМ ПРОЕКТАМ.doc
ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Исследование   –   универсальный   способ   познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся   мире.   Руководство   исследовательской   деятельностью школьников – одно из направлений в работе современного учителя.  Исследовательская   и   проектная   деятельность   учащихся является результативным способом   достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать   проблемы,   привлекая   знания   из   разных   областей;   уметь прогнозировать вариативность результатов.  Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к   обучению   как   нельзя   лучше   решают   задачи   новой   школы.   Раннее приобщение   детей   к   научно­исследовательской   и   поисковой деятельности   позволяет   наиболее   полно   определять   и   развивать интеллектуальные   и   творческие   способности,   причём     нетолько   в старшей,   но   и   в   начальной   школе.   Исследовательская   работа обучающихся   как   самостоятельный   вид   учебной   деятельности осуществляется   на   всех   уровнях   образовательной   системы   в   разном объёме.  Данные методические рекомендации помогут школьникам и их руководителям   качественно   подготовить   проекты,   пройти   все   этапы защиты.  Этапы проведения республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам Республиканский   конкурс   научных   проектов   состоит   из нескольких этапов. 1 этап – школьный (январь – март); 1 (а) этап – районный / городской (март – май) – следующий учебный год!!! 2 этап – областной (декабрь); 3 этап – а) дистанционное профильное тестирование (декабрь);    б) экспертиза проектов (январь – февраль); 4 этап – республиканский (февраль). Например: 1 этап. 10­классник А защитил свой проект в школе в феврале текущего учебного года. Администрация школы рекомендует данный проект к защите на районном / городском этапе. 1   (а)   этап.  Отдел   образования   района   или   города   проводит отборочный   этап  и   формирует   список   претендентов   на   участие   в областном  этапе  на следующий учебный год.  Если   ученик  А  стал победителем или призёром, то его необходимо заявлять как учащегося 11 класса. До 10 сентября каждого года от области формируется заявка на участие в республиканском конкурсе научных проектов. 2 этап.  Если  учащийся  А  стал победителем или призёром  на областном этапе  (декабрь), то он приглашается на республиканский этап. 3 (а) этап. Если учащийся А на дистанционном тестировании по профильному предмету (декабрь) из 120 возможных баллов набрал 60   и   более,   то   его   проект   предоставляется   на   республиканскую экспертизу. Тест имеет три уровня: 1 уровень – «лёгкие» вопросы, 2 уровень   –   вопросы   школьной   программы,   3   уровень   –   вопросы повышенной сложности. Тесты предоставляются за 9, 10, 11 классы. Если учащиеся 7­8 класса, то им предоставляются тесты за 9 класс.  3   (б)   этап.  После   удачного   прохождения   дистанционного тестирования   по   профильному   предмету   проект   учащегося отправляется  на   республиканскую   экспертизу  в   Республиканский научно­практический  центр  «Дарын».   Экспертизу  проектов  проводят преподаватели   вузов   г.Астаны   и   г.Алматы.   По   результатам республиканской   экспертизы   проектов   формируется   список участников республиканского этапа (январь – февраль).  4 этап. Если проект учащегося А отобрали на республиканский этап (февраль), то учащийся  готовит стендовый материал (баннер), на котором указывает основные этапы исследования.  Требования к баннеру: 1) Если организаторами не указан размер баннера, то можно его изготовить в произвольной форме: 135ˣ85 см, 125ˣ80 см и др. При изготовлении баннера обратите внимание на подставку для него («паучок»), чтобы размеры соответствовали.  2) На   баннере   помещается   информация   о   работе:   тема;   автор; регион; полное название школы; класс; цель; задачи; основные этапы   исследования;   графики,   таблицы,   схемы;   практическое применение; выводы и др.  3) На баннере должна быть только та информация, которую будет раскрывать при докладе учащийся. Если автор не будет говорить о   каком­то   примере,   формуле,   факте   и   т.д.,   а   они   есть   на баннере, то у жюри возникают «лишние» вопросы.  Секции республиканского конкурса научных проектов по  общеобразовательным предметам На всех этапах республиканского  конкурса научных проектов защита проходит на следующих секциях: Направление:  Научно­технический   прогресс   –   как   ключевое звено экономического роста: 1. Наука о Земле и космосе 2. Техника 3. Физика Направление: Математическое моделирование экономических и социальных процессов: 1. Математика 2. Прикладная математика 3. Информатика 4. Экономика Направление: Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан­2030»: 1. Биология 2. Охрана окружающей среды и здоровья человека 3. Химия  Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты: 1. История 2. Краеведение 3. Этнокультуроведение 4. Литература: а) казахская; б) русская 5. Языкознание:   а)   казахский   язык;   б)   русский   язык;   в) иностранные языки (английский, немецкий, французский).  Иногда авторы и руководители пытаются заявить проекты на несуществующие   секции  «Филология»,  «Психология»,   «Социология», «География» и т.д. Обращайте внимание на то, что секции с такими и другими названиями не существуют! Что такое исследовательский проект?        Исследовательский   проект   выполняется   учащимся   по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Этот промежуток   времени   нельзя   установить.   Работа   над   исследованием может быть один год, а может и более.  Исследовательский   проект   учащихся   должен   содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для   защиты.   Выполняемая   работа   должна   свидетельствовать   о способности   автора   вести   научный   поиск   (самостоятельно   или   с   Учащийся   должен   использовать научным   руководителем). теоретические     видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения.  знания   и   практические   навыки, Содержание работы могут составлять результаты теоретических и   экспериментальных   исследований,   разработка   новых   методов   и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.  Исследовательский   проект  не   должен   быть  реферативной работой! Этапы исследования Любое исследование включает в себя несколько этапов. 1   этап.  Предположить   над   какой   темой   будет   работать   ознакомиться   с   отечественными   и   зарубежными учащийся, литературными источниками, соответствующие предполагаемой теме. 2   этап.  В   соответствии   с   выбранной   темой,   подобрать соответствующие литературные источники (книги, брошюры, статьи), официальные   документы,   ведомственные   материалы   по   теме   и обработать их. 3   этап.  Уточнить   проблему   (тему)   и   составить   содержание исследовательской   работы.   При   составлении   содержания   работы, прежде всего, необходимо сделать  обоснование темы, определить  её актуальность, новизну, поставить цель, разработать задачи и т.д. Цель исследования –  это то, что в самом общем виде нужно достичь   в   конечном   результате   исследования.   Формулировка   цели  «разработать   методику  (модель, обычно   начинается   словами: критерии,   требования,   основы)»,   «обосновать…»,   «обнаружить…», «раскрыть возможности использования…» и др.  особенности…», «выявить       4   этап.  Сформулировать  гипотезу,  научное   предвидение, предположение,   выдвинутое   для   объяснения   каких­либо   явлений, процессов, причин, которые обусловили настоящее следствие. Гипотеза позволяет конкретизировать предмет исследования. Она рождается как в результате логических рассуждений, то есть с опорой на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), так и в итоге интуитивного мышления.   Гипотеза   возникает   как   возможный   вариант   решения проблем,   которые   подвергаются   проверке   в   ходе   исследования. Естественно, в ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута.   Как   правило,   гипотеза   формулируется   в   виде сложноподчинённого предложения типа «Если…, то…, так как…». 5 этап.  Определить задачи, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так:  1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…  и   т.д.   Желательно,   чтобы   ответом   на   поставленные задачи было содержание соответствующих разделов работы.  6   этап.  Определить   методы   исследования.   В   школьных исследовательских   работах   применяются   преимущественно   методы наблюдения  в   его   различных   формах,   анализ   и   обобщение собственного   практического   опыта   и   опыта   других   исследователей, проводится    различные   специальные исследовательские   методы,   а   также   методы   математической статистики, моделирования и т.п.  научный   эксперимент, 7   этап.  Систематизировать   накопленный   материал   в соответствии   с   планом   работы,   провести   анализ   научных   трудов, практического опыта, обобщение и т.д. 8   этап.  На   этом   этапе   собранные   при   экспериментальном исследовании   материалы   необходимо   обработать   статистически. Сводки   результатов   исследования   не   следует   путать   с   подведением итогов,   то   есть   суммированием   данных,   накопленных   в   ходе исследования.   После   исследования   результатов   исследования   может выясниться,   что   полученные   данные   недостаточно   достоверны. Возникает   необходимость   в   дополнительном   сборе   материалов. Проводится дополнительная серия наблюдений и экспериментов. При этом   нужно   иметь   в   виду,   что   дополнительные   наблюдения   и эксперименты должны проводиться в тех же условиях, что и основные. Сводные   результаты   исследования   подлежат   изучению   и   анализу. Главная задача анализа полученных данных заключается в их сравнении со сформулированной гипотезой и уточнением её.  9   этап.  Составить   расширенный   план   исследовательской работы, в соответствии с содержанием наработанного материала. 10 этап. Оформить результаты исследования. Проекты должны быть выполнены и оформлены в соответствии с Межгосударственными стандартами   ГОСТ   7.32­2001   и   ГОСТ   7.1­2003,   принятыми Межгосударственным   Советом   по   стандартизации,   метрологии   и сертификации (протоколы №19 от 22 мая 2001 г. И №12 от 2 июля 2003 г.). Данные ГОСТы можно найти в сети Интернет.  11 этап. По проделанной работе сделать выводы.  Внедрение результатов исследования в практику – это начало применения   результатов   исследования   в   реальных   практических условиях в образовании, на производстве и т.д.  Выбор темы исследования  Выбор   темы   исследовательского   проекта   является   одним   из ответственных   этапов.   Тема,   которую   выбирает   для   исследования учащийся,   должна   быть   актуальной,   отличаться   новизной,   иметь теоретическую   и   практическую   ценность   и   не   иметь   реферативный характер. Необходимо учитывать темы прошлых лет, представленные на защиту   на   районном   (городском)   и   областном   этапах.   В   отделах образования   акиматов   районов   и   городов   имеются   программы проведения   конкурсов,   в   которых   указаны   темы.   Некоторые   темы встречаются каждый год и не носят новизны и актуальности.  Требования к оформлению исследовательской работы  На завершающем этапе исследования  от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц,   рисунков,   фотографий   и   т.д.)   и   литературно   (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, презентации, стенда (баннера) и т.п.). Поэтому   необходимо   заранее   обучить   их   способам   оформления результатов   исследования.   К   оформлению   научного   проекта выдвигается ряд требований.  1. Титульный   лист  (не   должен   содержать   фотографии   и В проекте должны быть: рисунки) 2. Оглавление 3. Абстракт  4. Введение 5. Исследовательская часть  6. Заключение  7. Список использованных источников  8. Аннотация  9. Отзыв научного руководителя, рецензента (не подшивается)!!! 10.  Приложение  11.  Журнал исследований Требования к печатному оформлению: 1. Проект должен быть отпечатан на компьютере. 2. Текст располагается на одной странице белой бумаги формата А­4 (книжная ориентация). Рамки не нужны. 3. Интервал одинарный. 4. Размер шрифта не менее 12 (предпочтительнее – 14). 5. Поля: правое – 10мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. 6. Страницы   нумеруются   арабскими   цифрами   в   центре   нижней части   листа   без   точки.   Титульный   лист   включается   в   общую нумерацию страниц проекта, но номер на нём не ставится.  ОГЛАВЛЕНИЕ (образец) Абстракт Введение                                                                                                3 I. Теоретическая часть                                                                        4 Глава 1.                                                                                                  5 I.1                                                                                                     6 I.2                                                                                                     7 II. Практическая часть                                                                         8 Заключение                                                                                          23 Список использованных источников                                                25 Аннотация           Приложение  АБСТРАКТ Объём   –   не   более   250   слов   (на   казахском,   русском   и   английском языках). В абстракте должны быть: 1. Цель исследования 2. Гипотеза  3. Этапы, процедура исследования 4. Методика эксперимента  5. Новизна исследования и степень самостоятельности 6. Результаты работы и выводы 7. Области практического использования результатов АБСТРАКТ (образец): Цель исследования заключается в … В качестве гипотезы выступает предположение о том, что … Процедура исследования состояла из следующих этапов … В качестве методов исследования применялись … Новизна исследования заключается в … На   основании   полученных   данных   (результатов)   авторы   пришли   к следующим выводам… Область практического использования результатов данной работы – это … Требования к содержанию введения: ВВЕДЕНИЕ 1. Объём не более 2­х страниц. 2. Вторая страница заполняется не менее чем на ¾ (либо только одна заполненная до конца страница). 3. Актуальность   выбранной   темы   исследований,   исторический ракурс. 4. Цель, задачи данной работы. 5. Объект и предмет исследования. 6. Кратко указать методы решения поставленной задачи. 7. Новизна исследования. 8. Теоретическая и практическая значимость исследования. 9. На какой стадии выполнения находится работа сейчас.  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ В исследовательской  части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненного научного проекта.  Требования к содержанию исследовательской части: Объём   –   20­30   страниц.   Текст   может   состоятьиз   отдельных   глав (параграфов) и включать в себя: 1. Аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать её цель. 2. Описание методов решения поставленной задачи. 3. Результаты работы и их обсуждение.  4. Иллюстративный   материал   (чертежи,   графики,   фотографии, рисунки и т.д.). Если   цитируется   материал   из   научной   литературы,   то   обязательна ссылка.   Ссылки   на   использованную   литературу   следует   давать   в квадратных   скобках,   например   [4].   Нумерация   должна   быть последовательной,   по   мере   появления   ссылок   в   тексте.   При использовании Интернета указывается сайт.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Требования к оформлению заключения: 1. Объём – 1 страница  2. Содержит основные результаты работы 3. Содержит   сделанные   на   основании   результатов   выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях Заключение  должно  содержать обобщённые выводы, основывающиеся на выводах по каждому разделу. Обычно выводы начинаются словами: «приведено…»,   «создано…»,   «получено…»,     «обнаружено…», «найдено…», «выявлено…», «установлено…» и др.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  Обратите   внимание   на   данный   пункт.   Жюри   областного   и республиканского этапов конкурса научных проектов снижают баллы за неправильное оформление.  Например:  1   Выгодский   М.Я.   Справочник   по   элементарной   математике.   –   М.: Наука, 1976. – 336 с. 2 …  3 …  АННОТАЦИЯ В аннотации указывается тема и суть работы (на русском, казахском и английском   языках).   Располагаются   эти   листы   после   списка использованных источников.  ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 1. Объём – 1 страница (в работу не подшивается)!!! 2. Отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов.  ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА Перед   защитой   проекта   на   областном   этапе   авторам   необходимо получить   отзыв   от   рецензента   (преподавателя   ВУЗа).   Рецензия   не подшивается. В отзыве рецензента должно быть раскрыто:  актуальность темы;  практическая значимость;  профессионализм выполнения;  достоинства проекта;  недостатки проекта;  возможности практического применения. В   конце   рецензии   необходимо   рекомендовать   проект   на   защиту  «Данный   проект (рецензент   в   конце   отзыва   записывает: рекомендуется   для   защиты   на   областном   жтапе республиканского   конкурса   научных   проектов»).   Рецензент указывает свою должность, учёную степень, ставит роспись и печать канцелярии своего ВУЗа или факультета (кафедры).  Если  в   проекте  отсутствует   отзыв   рецензента,   то   проект  не допускается к защите на областном этапе.  ПРИЛОЖЕНИЕ Чтобы не загружать исследовательскую часть проекта рекомендуется вынести часть материалов в приложении. В приложение могут войти таблицы, иллюстрации,  фотографии,  копии подлинных  документов и др. ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ В   журнале   исследований   отражаются   основные   этапы   работы.   Для наглядности выполненную работу можно представить в виде таблицы: Дата Вид работы  Результат  Рекомендации по процедуре защиты Защита   начинается   на   заседании   секции   с   доклада   автора   по   теме проекта. Продолжительность доклада зависит от регламента, принятого на защите проектов. На защиту выделяется около 8 – 10 минут. Один напечатанный проект (в цветном варианте) передаётся членам жюри, второй   остаётся   у   докладчика,   для   ответов   на   дополнительные вопросы.  Докладчик   приветствует   жюри,   участников,   зрителей.   Автор представляется: фамилия и имя, класс, школа, тема проекта.

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению соревнований научных проектов школьников "Учебные проекты и его возможности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2019