Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника
Оценка 5

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
05.02.2019
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника
в данной методической разработке описывается актуальность организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, подготовительная работа по подготовке детей к проектной деятельности. последовательно описаны все этапы проведения исследования: выбор темы, проблема исследования, выдвижение гипотизы, цели и задачи проекта, определение предмета и методов исследования, работа по теме исследования, результаты исследования.
методические рекомендации.docx
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баклушинская средняя школа Методические рекомендации по организации проектно­ исследовательской деятельности младшего школьника Автор: Белова Елена Александровна,  учитель начальных классов МКОУ Баклушинская  средняя  школа Сведения об исследователе: Косинская Валерия, 3 класс МКОУ Баклушинская средняя школа 2018год Методические рекомендации «Организация проектной деятельности в начальной школе» Актуальность.           Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во­первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения   учиться:   навыках   решения   творческих   задач   и   навыках   поиска,   анализа   и интерпретации информации. Во­вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания. Например, рассчитать   необходимое   количество   обоев   для   оклейки   стен   в   комнате.   Эти   задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Методические рекомендации.          Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.         Учебная программа учителя начальных классов строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.         Идеальным считается тот проект,  для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. I.   При   работе   по   методу   проектов   необходимо   учитывать   психолого­физиологические особенности младших школьников. II. Темы проектов учащихся младшего школьного возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием.  Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение   и   закрепление   изученного   материала,   может   быть   использована   для организации проектной деятельности. III. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. IV.   Длительность   выполнения   проекта  или   исследования   целесообразно   ограничить  1­4 неделями в режиме урочно­внеурочных занятий или 1­2 сдвоенными уроками. Подготовка детей к проектно­исследовательской деятельности.      Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть: • необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта; • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.        В связи с этим метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса. В 1­ом классе основное   внимание   уделяем   развитию   умений   и   навыков   проектирования   и исследовательской   деятельности,   привитию   интереса   к   познавательной   деятельности, расширению   детского   кругозора.   Эти   умения   затем   совершенствуются   в   последующих классах. В рамках традиционных учебных занятий используют: • проблемное введение в тему урока; • постановку цели и задач урока совместно с учащимися; • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; • выдвижение идеи (мозговой штурм); • постановку вопроса (поиск гипотезы); • формулировку предположения (гипотезы); • обоснованный выбор способа выполнения задания; • составление аннотации к прочитанной книге, картотек; • поиск дополнительной литературы; • подготовку доклада (сообщения); • самоанализ и самооценку, рефлексию; • поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п. Этапы учебного исследования ребёнка: ­выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); ­выдвижение гипотез; ­поиск и предложение возможных вариантов решения; ­сбор материала; ­обобщение полученных данных; ­подготовка проекта; ­защита проекта. 1.Выбор темы исследования.           Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь,   что   тебя   интересует   в   данный   момент,   какая   проблема   волнует   тебя   больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше,   попробуй задать себе следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем­то другим). 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? 6. Есть ли что­то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто­то подскажет тебе интересную идею.  Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.  Тема   должна   быть   выполнима,   решение   ее   должно   принести   реальную   пользу участникам исследования.  Тема   должна   быть   оригинальной,   в   ней   необходим   элемент   неожиданности, необычности.  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. 2.Проблема исследования Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую   хотелось   бы   разрешить.   Она­то   и   подскажет,   как   сформулировать   тему исследования. А что значит найти проблему?    Увидеть  проблему  подчас  ценится  выше,  чем способность  ее  решить.  Главная задача любого   исследователя   ­   найти   что­то   необычное   в   обычном,   увидеть   сложности   и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ   развить   у   себя   умение   видеть   проблемы   ­   учиться   смотреть   на   одни   и   те   же предметы   с   разных   точек   зрения.   Можно   предложить   подумать   и   записать   проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ 1. «Посмотрите на мир чужими глазами» Одно   из   самых   важных   свойств   в   деле   выявления   проблем   —   способность   изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.  Продолжи  рассказ: «Наступила   осень.   Однажды   утром   небо   покрылось   черными   тучами,   и   пошел   снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»  Затем   представь,   что   ты   водитель   грузовика,   едущего   по   дороге,   или   летчик, отправляющийся   в   полет,   мэр   города,   ворона,   сидящая   на   дереве,   зайчик   или лисичка в лесу.  С этой роли продолжи рассказ.    3.Учим детей выдвигать гипотезы.                 Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Ответ на поставленную проблему   достигается   посредством   умственной   деятельности,   протекающей   в   форме выдвижения догадок или гипотез.         Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение,   ещё   не   доказанное   логически   и   не   подтверждённое   опытом.   Гипотеза   –   это предвидение событий.  Гипотезы   рождаются   как   в   результате   логических   рассуждений,   так   и   в   итоге интуитивного мышления. Дети   часто   высказывают   самые   разные   гипотезы   по   поводу   того,   что   видят,   слышат, чувствуют.       Приведём   несколько   упражнений,   позволяющих   вырабатывать   гипотезы   и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:        • может быть;        • предположим;        • допустим;        • возможно;        • что, если... Упражнения на обстоятельства:      1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?       • ветка дерева;       • телефон;       • кукла;       • фрукты;       • гоночный автомобиль;       • книга;       • самовар;       • барабан.        Очень   эффективно   в   плане   тренировки   умения   выдвигать   гипотезы   упражнение, предполагающее   обратное   действие.   Например:   при   каких   условиях   эти   же   предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?      Приведём ещё несколько упражнений: 1. Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?       • Почему весной тает снег? • Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие – днём?       • Почему цветы имеют такую яркую окраску?       • Почему летом снег в горах не тает?       • Почему бывают наводнения?       • Почему зимой идёт снег, а летом только дождь?       • Почему Луна не падает на Землю?       • Почему в космос летают ракеты?       • Почему самолёт оставляет след в небе?       • Почему многие дети любят компьютерные игры?       • Почему бывают землетрясения?      Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.     и задачи        исследования. 4.Цель    Успех   любой   работы   в   первую   очередь   зависит   от   того,   насколько   ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Определить цель исследования ­ значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Цель   работы   должна   быть   конкретной,   чётко   сформулированной,   чтобы   ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три­ пять. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем   составит   содержание   глав.   Заголовки   глав   рождаются   именно   из формулировок задач. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения   цели   в   соответствии   с   выдвинутой   гипотезой,   т.е   задачи   исследования уточняют цель. Задачи   лучше   всего   формулировать   в   виде   утверждения   того,   что   необходимо сделать, чтобы цель была достигнута («изучить», «найти», «проанализировать», «описать», «выявить», «выяснить», «определить», «установить» ). Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее   сложных   к   наиболее   сложным,   трудоёмким,   а   их   количество   определяется глубиной исследования. Задачи могут быть определены по этапам исследовательской работы : 1. Изучить научную литературы по вопросу 2. Собрать материал по теме 3. Представить наработанный материал в виде…. 5.Поиск вариантов решения и сбор материала Перед началом исследования нужно составить его предварительный план. Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что­то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования: • подумать самостоятельно; • прочитать книги о том, что исследуешь; • познакомиться с кино­ и телефильмами по этой проблеме; • найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет; • спросить у других людей; • понаблюдать; • провести эксперимент. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов. Умение работать с информацией Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией. Как ее проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец в каком виде представить. Как отделять главное от второстепенного. Одним из основных навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. К ней относятся: определения научных понятий,   формулировки   законов,   правил,   перечисления   принципов,   основной   мысли (положения, утверждения) автора, его выводы.         Приемы сжатия текста 1. Исключение подробностей,   деталей,   конкретных   примеров,   числовых данных,   авторских   пояснений,   отступлений   и   т.п.   Например,   в   предложении   «Слова­ термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально­деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле»   избыточными   являются   однородные   определения,   конкретизирующие словосочетания в   любом   стиле,   а   именно: в   разговорном,   официально­деловом, публицистическом, художественном. Уберём их. Смысл предложения не изменится. 2. Обобщение нескольких однородных мелких вопросов. В этом случае сначала необходимо найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать   языковую   форму   их   обобщенной   передачи,   т.е.   переформулировать   мысль своими словами. Существует несколько основных форм изложения исследовательских работ ­ текст научного сочинения ­ статья, тезисы доклада ­ заметка ­ доклад, сообщение ­ научный отчет ­ реферат  Оформление исследовательской работы Работа должна быть аккуратно оформлена: набрана и распечатана на компьютере. Начинается работа с титульного листа, на котором, как и на обложке, указан автор, название и год выполнения. Если работа выполнена в каком­то кружке или лаборатории, должно быть упомянуто название кружка и учреждения, в котором он работает. Если работа разделяется на главы, названия глав надо писать одним и тем же шрифтом или   подчеркивать   одинаковым   образом. В   тех   случаях,   когда   главы,   в   свою   очередь, разделяются на подглавы, названия последних выделяются иначе, чем названия глав. Особенно внимательно  отнеситесь к названию работы. Оно должно точно отражать ее содержание.  Заключение.        Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение   гордости   за   полученный   результат.   После   завершения   работы   над   проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Литература: 1. Савенков   А.   И.   Методика   проведения   учебных   исследований//Ученик   и   школа.­ 2003г. 2. Савенков   А.   И.   Путь   в   неизведанное//Методическое   пособие   для   школьных психологов.­ М.: Генезис, 2005­202с. 3. Савенков   А.   И.   Путь   в   неизведанное.   Как   развивать   свои   исследовательские способности//Учебник­тетрадь для учащихся средней школы.­ М.: Генезис, 2005­ 94с. 4. Савенков А.И. Я –исследователь//Тетрадь для учеников начальной школы. 5. Семенова   Н.   А.Исследовательская   деятельности   учащихся//Начальная   школа.­ 2005г. №

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019