Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа
Взрослым
12.05.2019
Аннотация: данные рекомендации – это обобщенный материал по организации и проведению торжественных линеек, посвящённых Дню знаний и окончанию учебного года. Торжественная линейка – является символом школьной жизни. Она даёт старт новому учебному году или подводит итоги работы за прошедший год. Каковы современные требования к проведению торжественных линеек и каковы отличия в проведении линеек Первого и Последнего звонка? Данные рекомендации будут полезны педагогам и руководителям образовательных учреждений при подготовке и проведении мероприятий.
Ключевые слова: торжественная линейка, День знаний, 1 сентября, государственные символы, церемония, традиции школы.
МР по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОННА
ГОРОДА ДОНЕЦКА
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Подготовила:
методист по воспитательной
работе
Савинова Наталия Ивановна
ДОНЕЦК2019
Аннотация: данные рекомендации – это обобщенный материал по организации и
проведению торжественных линеек, посвящённых Дню знаний и окончанию учебного года.
Торжественная линейка – является символом школьной жизни. Она даёт старт новому
учебному году или подводит итоги работы за прошедший год. Каковы современные
требования к проведению торжественных линеек и каковы отличия в проведении линеек
Первого и Последнего звонка? Данные рекомендации будут полезны педагогам и
руководителям образовательных учреждений при подготовке и проведении мероприятий.
Ключевые слова: торжественная линейка, День знаний, 1 сентября, государственные
символы, , церемония, традиции школы. Школьная жизнь — это особая жизнь, наполненная яркими страницами, насыщенная
многими событиями. Но очень важно с самого начала пребывания ребенка в учебном
учреждении не только формировать систему его знаний, но и вводить в мир национальных
культурных достижений и знакомить с историческим путем развития различных народов
нашего многонационального государства. Каждый педагог должен помнить, что здесь
ребенок не просто учится, а растет, здесь происходит его становление и формирование как
гражданина Донецкой Народной Республики.
Пояснительная записка
Организация традиционных мероприятий в образовательных учреждениях сегодня
имеет прочную основу. Это обусловлено тем, что за многие годы педагоги смогли
придумать большое количество идей и написать массу сценариев. И всё же, каждый раз
перед организаторами того или иного события, приуроченного к особой календарной дате,
встает вопрос: как провести предстоящий праздник?
Решение
данного вопроса, на сегодня, упрощается за счет расширения
информационного поля и повышения доступа к нему. Сеть Интернет и печатная
продукция предлагают огромное количество вариантов сценариев для организации любого
праздника. Однако, опыт показывает, что простое копирование методических разработок
может привести к ряду плачевных результатов, например: использование одних и тех же
источников для проведения праздника, недостаточное воплощение принятой идеи взятого
сценария ввиду ограниченности имеющихся ресурсов, несоответствие эмоционального
характера разработки реальному состоянию участников праздника, нецелесообразность
события ввиду решения неактуальных задач.
Анализ
материалов, находящихся в свободном доступе электронного
информационного пространства, показал, что авторы сценариев традиционных праздников
предлагают уже готовые сценарии, которые не всегда отражают выполнение тех
требований, которые предъявляются к мероприятиям такого уровня. Таким образом,
назначением данного текста является предоставление рекомендаций в помощь
организатору тожественных мероприятий в общеобразовательном учреждении Первый
звонок и Последний звонок – праздники, которые празднуют ежегодно. А так как именно
в первый осенний день начинается новый учебный год, этот праздник – День знаний
является самым важным событием в жизни школы
День знаний был учреждён в СССР Указом Президиума Верховного Совета
Советского Союза № 3018X от 1 ноября 1980 года «О праздничных и памятных
днях». Как государственный праздник стал отмечаться 1 сентября в СССР с 1984
года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР № 37311 от 15 июня
1984 года «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником – Днём знаний». [1]
В 1984 году впервые были отменены в этот день традиционные уроки, а
вместо классного часа стали проводить Урок мира, нацеленный на воспитание у
школьников чувства патриотизма, гражданственности, гордости
за свою Родину.
Традиционным становится и проведение в школах в этот день Урока знаний, который
позволяет создать праздничное настроение перед началом нового учебного года,
способствует осознанию роли знаний и образования в жизни человека, развитию у
школьников мотивации, познавательного интереса к учебе.
2 Данные рекомендации составлены с целью оказания методической помощи
педагогампрактикам в организации и проведении праздничных мероприятий,
посвященных Дню знаний – 1 сентября.
В методических рекомендациях педагоги найдут конкретные требования по
организации и проведению торжественных линеек и мероприятий, по использованию
различных образовательных технологий, важнейших средств, приемов и форм,
способов организации образовательноразвивающей среды с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
Содержание
Основными нормативными документами, которые определяют образовательную,
воспитательную, организационную деятельность по проведению в образовательных
учреждениях
Донецкой Народной Республики мероприятий, посвященных началу
учебного года 1 сентября являются:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 № 3018X «О праздничных и
памятных днях»;
Указ Президиума Верховного Совета СССР № 37311 от 15 июня 1984 года «Об
объявлении 1 сентября всенародным праздником – Днём знаний».
Закон Донецкой Народной Республики «Об Образовании» № 55IHC от 19.06.2015,
действующая редакция по состоянию на 29.03.2016
Закон Донецкой Народной Республики «О Государственном Гимне Донецкой Народной
Республики» № 154IHC от 06.02.2017, действующая редакция по состоянию на 28.02.2017
Закон Донецкой Народной Республики «О Государственном Флаге Донецкой Народной
Республики» № 216IHC от 09.02.2018, действующая редакция по состоянию на 28.02.2018
Цель проведения торжественных тематических мероприятий: содействие
формированию у школьников положительной мотивации к учебной деятельности,
обеспечение эффективных подходов к воспитанию и социализации обучающихся, создание
атмосферы праздника перед началом нового учебного года, формирование позитивного
отношения к образованию, наукам и знаниям.
Задачи проведения тематических мероприятий:
Образовательные:
создание условий для эмоциональной адаптации обучающихся к школе после летних
каникул, классному коллективу, образовательной среде;
содействие формированию чувства причастности к жизнедеятельности всей школы.
Развивающие:
формирование у учащихся познавательного интереса, позитивного
отношения к школе, образованию, наукам и знаниям.
Воспитательные:
воспитание чувства преемственности школьных традиций, чувства
ответственности, патриотизма.
Для решения перечисленных выше задач для различных участников этого праздника
в общеобразовательных учреждениях были выработаны следующие традиции:
Торжественная линейка, предполагающая выступление представителей
администрации, будущих первоклассников, поздравление от выпускников школы и их
родителей;
Первый звонок, как символ начала учебного года, звенящий на
торжественной линейке 1 сентября и приглашающий всех учащихся в школу;
3
Первый урок, посвящённый взаимоотношениям между людьми с неизменным
вручением цветов учителям и работникам школы;
Последний звонок, как символ окончания учебного года, звенящий на
торжественной линейке для учащихся выпускных классов и символизирующий начало
экзаменационного периода – сдачи государственной итоговой аттестации.
Традиционным символом школьной жизни является звонок. Именно он начинает
многолетний школьный марафон, но в то же время и извещает об окончании последнего в
жизни детей школьного урока, ставит точку в определенном важном этапе жизни молодого
человека.
Первые шаги ученика начинаются с Праздника первого звонка, а заканчивается
школьный путь Праздником последнего звонка. Церемонии, связанные с началом и
окончанием обучения, проходят во всех школах. Но, наверное, нет двух школ, где бы они
проходили абсолютно одинаково. Каждая школа имеет свои традиции, которые касаются
содержания, методов и форм организации этих праздников.
Главное, чтобы в каждом учреждении образования существовала замечательная
традиция — проводить такие церемонии всегда поновому, не так, как в прошлом году.
Потому что формула успеха «Праздники это ожидание чуда и исполнение самых
заветных желаний».
Праздник начинается не в тот момент, когда школа построится на общей линейке
или все соберутся в актовом зале, он начинается гораздо раньше, за тричетыре недели.
Все, что делается по подготовке к церемонии, все, что приближает к заветному дню, это
уже праздник, точнее, его предчувствие. И начинается все с Желания праздника.
Школьное праздничное мероприятие имеет учебную, развлекательную и
воспитательную цели, направленные на осуществление определенного воспитательного
воздействия. Поэтому желательно, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в
праздничном действе, получал положительные эмоции. Праздник должен быть
максимально эмоционально насыщенным, влиять на ум и чувства детей, вызвать
сочувствие, заставлять думать, сопереживать, волноваться, чтобы их сердца не оставались
равнодушными.
Помощь и участие родителей в подготовке и проведении школьных праздников
является положительным моментом (изготовление костюмов, оформление двора школы,
классов, коридоров, актового зала, репетиция номеров дома, непосредственное участие в
выступлениях вместе с детьми или лично и тому подобное).
Церемония
Для того чтобы праздник состоялся, к нему необходимо готовиться заранее:
прописать сценарий,
составить план проведения торжественной линейки,
проинформировать учителей о содержании и порядке проведения линейки.
Обязательный элемент торжественной линейки – построение. С него начинается
церемония.
Обучающиеся строятся по классам, в классе – по росту. Строятся в линию (отсюда и
название «линейка») или в виде буквы «П».
Дается сигнал к началу праздничной линейки (например, фанфары). Существует мнение,
что форма проведения школьной линейки связана с построением войск.
4 Церемониал внесения Государственного флага ДНР осуществляет группа
знаменосцев одним из трёх способов. Группа знаменосцев специально готовится, проходит
инструктаж, обучается церемониальному шагу под руководством учителя предмета НВП,
физического воспитания. Государственный флаг выносится под сопровождение марша.
Сигналом к выносу Государственного флага являются команды:
Школа, к выносу Государственного флага Донецкой Народной Республики
смирно! Флаг – вынести!
Первым способом,
в общеобразовательных учреждениях
Государственный Флаг ДНР выносится на линейку закрепленным на древке. Флаг несёт
знаменосец в сопровождении ассистентов.
чаще всего,
Вторым способом Государственный флаг поднимается на флагштоке под звуки
мелодии гимна ДНР. При этом необходимо обратить внимание на должное поведение как
детей, так и взрослых. Должны
быть прекращены передвижения и разговоры.
Присутствующие исполняют, по традиции, первый куплет и припев.
Третий способ. Государственный флаг несут четыре ученика широкой стороной
полотнища вперед, держа его за углы так, чтобы полотнище флага было выровнено, а его
верхняя чёрная часть слегка приподнята.
Такие же команды подаются и в конце торжественной линейки для выноса
Государственного флага.
Общешкольная линейка, посвященная празднику первого или последнего звонка,
начинается и заканчивается исполнением Государственного Гимна Донецкой Народной
Республики.
Церемония объявляется открытой после выноса
Государственного флага
.
Объявление является сигналом к исполнению Гимна. Гимн исполняют или слушают стоя, в
точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом. В случае если
исполнение Гимна сопровождается поднятием флагов (флагшток), присутствующие
поворачиваются к нему лицом.
На торжественной линейке всегда присутствуют почётные гости: представители
органов власти, общественных организаций, члены Совета ветеранов. Им необходимо
предоставить слово, заранее предупредив, что приветствие должно быть кратким.
В конце торжественной линейки принято давать звонок. На этом церемония
заканчивается, и классы организованно заходят в школу, а ведущий может произнести
несколько слов о каждом из них.
Существует много вариантов, как это можно сделать. Например, первый звонок
дают первоклассница и будущий выпускник школы или первоклассники и приглашенные
почётные гости, ветераны; все школьники или только первоклассники и выпускники
устраивают перезвон маленьких колокольчиков.
Особое внимание в этот день следует уделить первоклассникам, так как они
впервые сядут за парты и начнут школьную жизнь.
На празднике Последнего звонка, обычно, слова напутствия произносятся для
обучающихся одиннадцатого класса.
Для поддержания постоянного интереса следует удачно компоновать части
праздника, что позволит переключать внимание, например, с инсценировки на исполнение
песни, с литературного монтажа на игру;
5 Тщательно обдумать реквизит ( вещи, предметы, материалы), декорации, костюмы,
подарки, оформление, плакаты;
Необходимо учитывать время, отведенное на праздник. Оптимальный срок для
проведения таких линеек до 3035 минут. Это связано с тем, что учащиеся всё это время
находятся на открытом солнце, что негативно сказывается на их здоровье.
Поскольку в общеобразовательных церемониях принимают участие дети разных
возрастных групп, необходимо учитывать их интересы и симпатии;
Праздники первого и последнего звонка не обойдутся без приглашения взрослых.
Тех из них, кто будет выступать перед детьми, целесообразно ознакомить с программой,
целью праздника, обсудить содержание речи, подсказать нужный тон, чтобы выступление
было простым и доступным для восприятия.
Обязательным дополнением и необходимым атрибутом оформления праздников
есть музыка, песни, танцы это позволяет создать настроение, подходящую эмоциональную
насыщенность действа, подчеркнуть его характер. Значительную роль играет качество
музыкальной аппаратуры, добросовестная работы звукооператора.
В сценарии самой линейки необходимо предусмотреть как можно меньше речей,
пусть даже и высокопоставленных приглашенных, как можно больше перемены действий.
Пусть стихотворные приветствия сменяют песни или отрывки из них, танцы и т. д.
Обязательно предоставляется слово директору школы, учителю одного из первых
классов. Напутствие выпускников лучше слушается в стихотворной или песенной форме. А
если это наказ, то написать его надо простыми, понятными для малышей словами.
При предоставлении слова первоклассникам необходимо позаботиться заранее о
репетиции с микрофоном, чтобы они не терялись при его виде. Их выступление должно
носить немного юмористический оттенок, что вызовет живой интерес и улыбку.
Включенные в сценарий песни и танцы должны, вопервых, соответствовать его
содержанию. Например, нелепо смотрится матросский танец после выступления директора
школы или «полечка» после напутствия выпускников. А, вовторых, соответствовать
школьной и детской тематике.
Подбирается соответствующий музыкальный фон для выхода и приветствия
первоклассников, небольших возникших пауз, момента, когда будет звенеть звонок. Танец
лучше взять один, песен не более двух.
Особое слово о ведущих линейки. Желательно, чтобы это были ученики, а не
педагоги. Ведущие играют важную и ответственную роль хозяев школы. Необходимо
подготовить одинаковые папки, в которые вложен сценарий. Это на случай, когда вдруг
забудется имя приглашенного гостя. Текст ведущие должны знать наизусть! Внешний вид
должен быть опрятным, аккуратным, одежда лучше всего в строгой чернобелой гамме.
Содержательное наполнение всех этих форм работы зависит от того, какие задачи
следует решить в этот день. Но как бы ни был организован день, обязательно должно
присутствовать ощущения праздника, знаменующего начало нового, ещё более интересного,
учебного года или долгожданных каникул.
6 Список литературы и источников:
1. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 37311 от 15 июня 1984 года «Об
объявлении 1 сентября всенародным праздником – Днём знаний».
2. Афанасьев С.П. Первый звонок: Что делать в школе 1 сентября: методическое
пособие. Кострома: «ЭврикаМ», 1999.
3. ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ № 216IHC от 09.02.2018, действующая редакция по состоянию на
28.02.2018 сайт Народного Совета ДНР: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya
deyatelnost/prinyatye/zakony/zakondonetskojnarodnojrespublikiogosudarstvennom
flagedonetskojnarodnojrespubliki/
4. ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГИМНЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ № 154IHC от 06.02.2017, действующая редакция по состоянию на
28.02.2017 сайт Народного Совета ДНР: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya
deyatelnost/prinyatye/zakony/zakondonetskojnarodnojrespublikiogosudarstvennom
gimnedonetskojnarodnojrespubliki/
5. ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ № 55IHC от 19.06.2015, действующая редакция по
состоянию на 29.03.2016 сайт Народного Совета ДНР: https://dnrsovet.su/zakondnr
obobrazovanii/
6. Методические рекомендации по проведению торжественной линейки ко Дню знаний
Берникова Людмила Васильевна, методист ГБОУ «Городской методический центр
департамента образования города Москвы»
7. «Методические рекомендации по организации и проведению торжественных
мероприятий в общеобразовательных учреждениях» Муниципальное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов «Городской информационный научно
методический центр»
Отдел воспитательной работы
Краснодар, 2007
8.
7
Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников Первого и Последнего звонков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.