Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—3 кл
26.02.2019
Данное методическое пособие рекомендовано для учителей начальных классов.Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.В работе указаны приемы и методы для активизации читательской грамотности учащихся.А также приведены примеры из собственного опыта.Если первое познание книги ребенком происходит при правильном участии взрослого человека, то книга станет вечным спутником маленького читателя на всех его этапах взросления.
Методические рекомендации.docx
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГУ «Жетекшинская средняя общеобразовательная школа г. Павлодара»
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди
учащихся
младших классов.
Учитель русского языка и литературы ГУ «Жетекшинской
СОШ г.Павлодара»
Утегенова З.К. Павлодар ,2019 учебный
год.
«Книга –источник знаний»
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в
руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир
предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы,
удивительная природа все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в
ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие
за знаниями.
Если первое познание книги ребенком происходит при правильном участии
взрослого человека, то книга станет вечным спутником маленького читателя
на всех его этапах взросления.
Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят
иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями,
рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый,
зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать
ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути,
который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая
большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных
книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят
компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся
невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и
магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного
пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом
общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием
недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения,
нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и
т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на
формировании его как личности.
Таким образом, актуальность моего проекта обусловлена недостаточной
востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника
знаний для развития и воспитания.
Цель проекта: указать на необходимость чтения книг как фактор
интеллектуального развития школьников, а также приобщение детей к
книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через
книги ,отдавать предпочтение книгам на ряду с современными ТСО.
Задачи: сформировать у детей понимание того, что книга – основной
источник знаний; учить правилам общения с книгой; воспитывать любовь к книге, вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес к
прочитанному.
Гипотеза: я считаю, что более глубокое и подробное знакомство с книгой,
особенностями ее создания, ее хранилищем – библиотекой будет
способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному
отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в
дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно. А также
важная роль родителей и педагогов в умении правильно научить и приобщить
к чтению детей , путем читательской активности решить ряд
психологических и физиологических проблем.
Очень актуальным становится высказывание Д.Дидро «Люди перестают
мыслить, когда перестают читать.» .
Мы можем потерять целое поколение ,если не начнем вести правильную
политику по отношению чтения книг детьми. Поэтому предлагаю некоторые
советы по организации правильного отношения к чтению книг:
Что нужно сделать, чтоб ребенок полюбил читать? В этот момент нужно
начинать учить ребенка правильному чтению, помочь приобрести навыки и
умения, необходимые для выбора книги, работы с ней.
Вопервых, нужно научить ребенка любить книгу. Ошибаются те, кто считает,
что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Очень
важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. За
чтением детей должны следить учителя, библиотекарь, но и роль родителей в
этом деле велика, только совместные усилия библиотекаря, учителя и
родителей помогут повлиять на правильное развитие детского чтения.
Родители должны следить, чтобы в руки детей попали книги, предназначенные
для их возраста. Нужно обязательно стремиться к тому, чтобы книги были
разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, о труде, о
музыке, стихи. Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы
детей. На вопрос: «Почему, ребята, вы не любите читать?» отвечают, что
первые самостоятельные книжки были скучными, не интересными. Поэтому
надо быть особенно внимательным к подбору первых книг. Книги должны быть
с яркими картинками, небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро
прочитать их.
Своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться
книгами – все это вызывает у детей интерес к книге. Воспитание любви к
книге приходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами
любят читать, говорят о книгах.
Надо приучать детей начинать читать книгу с обложки, титульного листа
(дети не обращают на это внимание). Полезно спросить ребенка перед чтением
(или после), какие книги этого писателя он уже читал, о чем книга, или
сделать иллюстрацию Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные
детали. Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая,
ребенок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное
в книге. Важны вопросы о прочитанном (контроль чтения ребенка: всю ли
книгу прочитал, все ли понял).
Учащимся 34 классов можно предложить написать отзывы о прочитанной
книге: (О ком или о чем книга? Что понравилось в книге? Кто понравился из
героев и почему? Указывается автор и название книги)
Чтение в слух – полезная тренировка для детей: у них вырабатывается
выразительное, четкое, громкое чтение. Продолжительность чтения 2025
минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.
Очень важно, когда дети делятся впечатлениями о книге. Но если возникает
спор, то на помощь приходит библиотекарь и помогает в тактичной форме
разобраться в прочитанном. Ребят необходимо приучать беречь книгу.
Проводить рейды по сохранности учебников (выявлять нарушителей).
Предусмотреть соревнования, смотры и конкурсы на лучшую сохранность
учебников, на самый читающий класс. В «Книжной больничке» дети своими
руками должны приводить в порядок любимые книги, спасать их от
преждевременной дряхлости.
Предлагаю Вашему вниманию :
Приёмы работы в учебной деятельности для повышения интереса к чтению:
1.Приемы активного чтения:
Прием «Чтение с пометками»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях
пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить
различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие
вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые
вопросы). Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие
неоднозначные ответы).
Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и
информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста,
учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема
в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление)
одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим
фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс
опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть
различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор
пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять
связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской
позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и
осмыслению.
Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить
предложение или минирассказ из предлагаемых слов. Они должны
использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои
прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех
«Да нетка» учит:
1 связывать разрозненные факты в единую картину;
2 систематизировать уже имеющуюся информацию;
3 слушать и слышать соучеников.
2. Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны
прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание
правильное и знак « » там, где по их мнению оно неверно.
3.Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов
работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно
не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее
использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для
осмысления, изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма
написания таких стихотворений.
Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание
абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать
задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем
объяснить свои рисунки.
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтоб
помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого
приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы
понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором
ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется
прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5
минут.
Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».
Это «самоактивизирующая» системная разметка для эффективного чтения
и размышления».
Далее предлагаю вести работы по улучшению техники чтения:
Работа над техникой чтения.
1.В детях надо пробуждать любовь к чтению.
2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение
слов, им интересно читать.
3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно,
эмоционально.
4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности
каждого ребёнка.
5.В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения
перед всем классом.
6.Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать
картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить
загадку, пословицу, поговорки.
7. важно росить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни
животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям
будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того,
ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к
чтению залог высокой техники чтения.
8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто
случается перед контрольными работами по этим предметам.
9.На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные
ответы.
10.Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.
11.Во 23 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и
обсуждать вместе.
12.Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было
отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших
текстов.
13.Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях,
рассказывают о том, как бы они поступили сами.
14.Чаще надо проводить выборочное чтение.
15.Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем
классом, колонками, парами, по одному.
16.Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
17.Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
18.Делать плакаты или альбомы по темам : «Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето»
куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их
портреты, рисунки.
19.Инсценирование стихов, рассказов( Драгунского, К.И.Чуковского «Муха –
цокотуха» и других писателей) 20.Проводить костюмированные музыкальнолитературные вечера,
развлечения по темам с приглашением родителей.
21.Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих
доброе: произведения классиков, устного народного творчества былины,
пословицы, поговорки, загадки.
Резервы обучения чтению.
1 Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что
постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это
создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь
детям освоить какието умения и довести их до автоматизма, до уровня
навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени
проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
2 Жужжащее чтение.
Жужжащее чтение это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса.
3.Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребёнка на парте лежит книга( художественная книга с
закладкой). И любой урок будь то чтение, русский язык, математика, труд
начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме
жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали,
кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)=
1ч.40мин.
4. Чтение перед сном.
Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной
памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их
впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего
чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у
него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения это такой режим , когда ребёнок прочитает
однудве строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой
режим автоматически получается,
если ребёнок просматривает
диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину
отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть
просмотр диафильмов проводить перед сном.
Итак ,уважаемые коллеги,если мы будем использовать хотя бы часть
рекомендуемого материала,то ,надеюсь,наши подопечные не растеряют
читательского интереса к книгам!
Апробация изложенных рекомендаций на практике:
Выше данные рекомендации учитель может успешно использовать на
уроках литературного чтения,но в нашей школе мы вышли за рамки школьных предметов и подключили для развития читательского интереса
внеклассную работу.И вот что у нас получилось:
Мы провели анкетирование среди учащихся младших классов .Всего
приняло участие 50 детей и столько же родителей. Оказалось ,что
некоторые ребята не любят читать. Из 50 детей почти 20 ребят написали
откровенно ,что не любят читать.Это 40% респондентов. Но надо отметить
,что и родители этих ребят также не интересуются чтением книг и не
считают себя активными читателями. А вот 60 % любителей книг активно
читают фантастику,сказки ,энциклопедии и т.д. И родители принимают
активное участие в формировании читательских навыков у детей. Такие
дети заинтересованы в получении знаний из книг и эмоционального
удовлетворения от прочитанного.
В связи с вышеизложенной информацией ,мы приняли ряд
конструктивных мер по решению данной проблемы.
А именно:в нашей школе разработан проект, который получил название
«Студия цифрового чтения», составлен план мероприятий ,который
включает в себя ряд интересных мероприятий.Например, «Лаборатория
позитивной лексики», «Услышь родное слово!», «Литературный
смак»,онлайн –путешествие «Конструкторское бюро литературных
технологий», Литературный фотокросс «Из истории с. Жетекши»,
открытый микрофон «Как воспитать читателя?»для родителей учащихся .
Также среди учащихся нашей школы прошла акция в инстаграмме «Фото
с любимой книгой»,победитель выявляется по подсчетам лайков .Ребята с
интересом отнеслись к данной акции.
. Резюмируя информацию о читательской активности,хочу
закончить цитатами великих людей :
« Без чтения нет настоящего образования, нет и не может
быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания;
Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением
человек переживает века.» (Александр Герцен).
И ,как назидание, привести цитату Максима Горького :
«Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет
разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств,
событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она
окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к
человечеству.»
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Лидера нации Нурсултана Назарбаева
народу Казахстана «Стратегия «Казахстан2050»: новый политический курс
состоявшегося государства».
2. Национальный отчет об итогах международного исследования PISA2009 в
Казахстане. 3. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М.,
2008.
4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа. 2006 г.
5. Журнал «Русский язык в школах и ВУЗах Казахстана» 2009 г.
6. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших
школьников. – М.: Ментор, 2007. № 1.
7. Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функциональной
грамотности школьников. Методическое пособие. Астана: Национальная академия
образования им. И. Алтынсарина, 2013 г.
8. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению. Начальная школа. 2007. №5.
9. Оценка качества
чтения и понимания текста учащимися начальной школы.
Методическое пособие. – Астана: НЦОСО, 2013. – 175 стр
10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного
образования // Народное образование, 2003г.
11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. 560 стр
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Методические рекомендации по повышению читательской активности среди учащихся младших классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.