Азбука классного руководителя Раздел 3 Работа с родителями.doc
Особенности организации работы с родительской общественностью.
ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
Современные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на
совершенствование педагогической компетентности родителей учащихся. Современные школы,
переходя к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создают воспитательные комплексы
«школа семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение
родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности. В условиях
обязательного участия родителей в воспитательной деятельности образовательного учреждения
последние получили доступ к участию в решении тех вопросов, куда традиционно их не допускали,
определению предметов, выбору профиля школы, разработке некоторых внутренних локальных
актов школы, разработке мер по обеспечению отдыха, питания и медицинского обслуживания
школьников, системы поощрений и наказаний и т. д.
Для полноценного эффективного участия родителей в перечисленных выше мероприятиях
необходимо реорганизовать в образовательном учреждении систему педагогического просвещения
родительской общественности. Ведущую роль в этом направлении выполняют классные руководители.
Результативность деятельности классного руководителя в области просвещения родителей и
привлечения родительской общественности к активному участию в образовательном процессе будет
зависеть:
от осведомленности классного руководителя о современных аспектах развития семейного
воспитания;
от уровня владения методами и принципами педагогического просвящения взрослых;
от уровня развития культурнопедагогической среды общения родителей и классного
руководителя;
от уровня использования технологий организации совместной деятельности классного
руководителя и родителя.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ( по Селевко).
Семья это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным
проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению
друг к другу.
Функции семьи. В семье проходит важнейший период развития человека детство (от 0 до 18 лет),
она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и
воспитывается будущий член общества. В семье закладываются основы личности, физического, нравственного
и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к
окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и
принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В
семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные
свойства и качества.
Характеристика современной семьи. На сегодняшний день преобладает моногамная супружеская,
нуклеарная (только родители и их дети) семья. По существующему законодательству о семье родители
несут ответственность за воспитание детей.
Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами
структуру, в рамках которой ее объединяет многообразие отношений (между старшими и младшими
детьми, между детьми и родителями и т. д.), а также общее жизненное пространство, совместная
деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечения членов семьи.
Процессы взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном
случайный, стихийный, ситуативный характер.
В законодательных актах под семейным воспитанием понимается вся совокупность
целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи. В них за семьей закреплено право самой
воспитывать и даже обучать своих детей вплоть до получения ими среднего образования. Сущность
семейного воспитания в разные культурноисторические периоды претерпевала изменения:
В древности (до IV в. н. э.) существовал инфантицидный стиль воспитания, при котором
ребенок не считался человеком, вследствие чего происходило массовое детоубийство.
В период, когда общество признает наличие у ребенка души (с IV в.), возникает
бросающий стиль воспитания. Младенца сбывают кормилице либо отдают в монастырь или на
воспитание в чужую семью и унижают в собственном доме.
С XIV в. преобладает лепящий стиль воспитания — с ребенком обращаются так, словно он
сделан из воска или глины. Если же он сопротивляется, его нещадно бьют, выколачивая своеволие и
самостоятельность.
При навязчивом стиле (XVIII в.) ребенка уже считают маленьким человеком, однако
стремятся контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка. Это ведет к
конфликтам отцов и детей.
Цель социализирующего стиля воспитания с XIX до середины XX в. подготовить ребенка к
будущей самостоятельной жизни, определяя его как объект социализации.
С середины XX в. появляется поддерживающий стиль, предполагающий, что сам ребенок,
лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии развития. Родителям отводится роль
помощника.
Новому веку свойственен стиль воспитания, при котором родители и дети становятся
равноправными партнерами.
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ТЕХНОЛОГИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Цели
Общее
Выучить, дать образование.
Образ общественного
поведения
порядочный человек.
Образ нравственного пове
дения хороший человек
Содержание Физическое воспитание.
Нравственное воспитание.
Эстетическое воспитание.
Развитие речи, чтение.
Абстрактнологическое
мышление.
Политехническое
воспитание
Поддержка, помощь.
Поощрение и наказание (со
четание «кнута и пряника).
Индивидуальные формы.
Пример взрослых.
Внушение
Семейная среда, уклад,
культурный фон семьи.
Методы
Средства
Особенное (вариативное)
Акценты воспитываемого образа
ребенка:
• Умный.
• Работоспособный, трудолюбивый,
мастер своего дела.
• Послушный, дисциплинированный,
ответственный.
• Хозяин (хозяйка) дома.
• Мужчина заботливый семьянин,
женщина любящая жена и мать.
• Свободолюбивый, демократичный
гражданинпатриот, образованный
• Работа по дому.
• Совместное проведение досуга.
• Семейные праздники.
• Беседы с родителями по душам.
• Домашнее чтение.
• Просмотр теле и видео.
• Слушание музыки, музицирование
• Дружеские тусовки
• Авторитаризм.
• Либерализм.
• Гиперопека.
• Активно заинтересованные методы
Специфический вещнопредметный
мир. Знаковые системы
(книги, учебники, ноты,
мультимедиа).
Предметнообъектное
окружение (игрушки, игры,
рабочее место).
Природноэтническая среда
Субъекты
Родители (лица, их заме
няющие).
Семья как коллектив
Объекты
Ребенок
Специфический круг общения:
• отдельная комната детская,
кабинет;
• домашняя библиотека;
• спортивные принадлежности;
• игры, игрушки;
• теле, видео;
• компьютер
Состав семьи:
• оба родителя + прародители,
• оба родителя,
• один родитель,
• и др.
• Пол
• Возрастные группы
• Индивидуальнопсихологические
различия (типы)
МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Иванов, А. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его
классной руководительской культуры: методическое пособие. М.: ЦТ Л, 2005. С. 98117.)
Просвещение это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий
относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации (И. Кон).
Обратите внимание на словосочетание «самостоятельный отбор», просвещение обычно строится на
принципе добровольности. Задача организаторов просвещения предложить актуальную информацию, а
право слушателей распоряжаться ею по собственному усмотрению. Поэтому в просвещении важно
учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание давно
известных фактов. Для этого необходима предварительная диагностика их компетентности в той или иной
области. Просвещение может охватывать разные области знаний и быть: психологопедагогическим,
методическим, правовым, экологическим, валеологическим, медицинским и т. д.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования об
особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним в соответствии с ценностями
культуры. Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого является не только его
содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего, это обмен педагогическим опытом,
который у каждого неповторим. В отличие от информирования просвещение предполагает наличие
обратной связи, выявление позиций субъектов в ходе обсуждения тех или иных вопросов. Просвещение, в
отличие от консультирования и поддержки, относится к коллективным формам сотрудничества с
родителями.
Специфика отношений классного руководителя и родителя при организации просвещения
заключается в том, что, с одной стороны, оба субъекта являются равноправными, равноценными и
автономными партнерами во влиянии на ребенка. С другой стороны, родители в данном случае вы
ступают в роли учеников, то есть менее компетентны в вопросах педагогического взаимодействия, чем
учитель. Соответственно, классный руководитель должен помочь родителям в организации такого
взаимодействия, которое бы удовлетворяло всех.
Важно заметить, что для успешного осуществления такой работы с родителями классный
руководитель сам должен не только иметь представление о современных особенностях семейного
воспитания, но и уметь донести эти знания в деликатной форме, не ставя под сомнение установки и
позиции родителей. В настоящее время общество не имеет единой концепции семейного воспитания, и
задача классного руководителя подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной
концепции. Именно рефлексивные навыки помогают родителям встать на путь осознанного
взаимодействия с собственным ребенком. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Гуманистический характер отношений классного руководителя и родителя: все участники
рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном
сотрудничестве, демократии и творческих началах.
2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников
взаимодействия, что позволяет организовывать просвещение по отдельным группам проблем и тем
самым повысить актуальность педагогического просвещения.
3. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего периода обучения
ребенка в школе: оно должно носить не только актуальный, но и опережающий характер.
4. Принцип индивидуального темпа продвижения слушателей в освоении учебного материала.
Не секрет, что разные родители имеют разный темперамент, разную способность усваивать знания и
развивать навыки. Здесь как раз тот случай, когда дифференциация взрослых не только желательна,
но и обязательна.
5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала.
К наиболее эффективным формам организации занятий с родителями можно отнести
тренинги и деловые игры.
Тренинг это широкий класс методов направленного изменения психических свойств
личности, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в
определенной ситуации (ситуациях). В отличие от обычного обучения, которое воздействует на
познавательную сферу (сферу сознания), тренинг позволяет модифицировать имеющие более
глубокую связь с поведением, личностные черты и установки.
Эта форма работы достаточно новая, и для ее проведения требуется специалист, хорошо
владеющий методикой такой работы. Однако при умелом использовании результат заметен сразу.
Тренинг может быть направлен на обучение навыкам эффективного взаимодействия
взрослых и детей, повышение уверенности в себе, выявление одаренности, совершенствование
коммуникативных и речевых навыков.
Одним из самых значимых для успешного взаимодействия навыков является умение
субъектов говорить друг с другом и слушать друг друга. В данном случае именно (и только!)
тренинг является средством освоения такого навыка. Советуем обратить особое внимание на
«Тренинг родительской эффективности» американского специалиста Томаса Гордона в котором
родителей учат активному слушанию и вырабатывают умение превращать «Ясообщение» в «Ты
сообщение», что значительно упрощает коммуникацию.
Деловые игры это форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению
уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с
родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас
пригласили в школу» и др.
Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и
состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных
позиций и вариантов поведения участников игры, установку на инициативу и творчество ее участни
ков. При этом важно проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, путем
обсуждения выбрать оптимальный для данной проблемы вариант действий.
Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и
дает интересный материал о жизни семьи ее традициях, распределении внутрисемейных ролей,
способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно использование деловой игры с участием
детей, ведь иногда именно присутствие всей семьи позволяет увидеть специфику взаимодействия
взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
При создании, развитии психологически комфортной среды взаимодействия родителей и классного руководителя последнему необходимо установить принципы и требования межличностного общения
(Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействия / И. Зимина, кпн, доцент
Уральского государственного педагогического университета// Директор школы. 2002, № 4):
• Осознание ответственности перед родителями учащихся за результаты
обучения и воспитания.
• Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за
организацию такого сотрудничества. Выше уже подчеркивалось, что родители учащихся и
классный руководитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребенка.
Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости все сторонней
информации о ребенке и учете ее в работе учителя, а также на необходимости преодоления
несогласованности в требованиях по отношению к ребенку. При этом контакты классного руководителя
с родителями учащихся должны носить постоянный характер.
• Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой
способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в
суждениях о детях очень сильно переживается как детьми, так и их родителями, которые способны
прекратить взаимодействие и общение на длительный срок. Когда классный руководитель осведомлен о
семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребенке уважительно и со знанием
дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.
•
Устранение чувства вины за свою несостоятельность. По мнению педагогов, родители
должны быть готовы всегда поддерживать их, прислушиваться к их советам, а в случае необходимости
пересматривать свои собственные взгляды и действия. Именно такое отношение и становится источником
постоянных разочарований. Мы, педагоги, чаще всего идентифицируем себя со всезнающим взрослым, и
поэтому нам трудно понять позицию родителей. В результате мы не относимся к ним с пониманием, а
лишь осуждаем и морализируем. И, естественно, встречаем с их стороны сопротивление и раздражение.
Посеяв таким отношением чувство вины и страха, полностью исключаем способность к пересмотру своих
действий. Родители чувствуют свою несостоятельность, когда педагог говорит о том, что ребенок в
классе «послушнее», чем дома («педагогу с тридцатью детьми удается то, что родители не могут с
одним»). Или, наоборот, что ребенок совершенно неуправляем («его плохо воспитали дома»). Родители
чувствуют себя, как нашалившие дети. Ощущение себя одновременно и взрослым, и несостоятельным
ребенком создает внутренний конфликт, который провоцирует либо нежелание родителей посещать
образовательное учреждение, либо открытую конфронтацию с педагогом. Только устранение подобных
отношений позволит педагогам организовать сотрудничество с родителями и приобщить их к
педагогической деятельности.
• Приветствие. Благодарность родителям за их решение отдать ребенка именно в это
образовательное учреждение. Обращение с просьбой о сотрудничестве (вместо директивных
указаний). Рассказать, что совместные беседы утром и вечером способствуют большему пониманию
ребенка: почему он сломал игрушку, почему не может выйти к доске или почему спит на первых
уроках. Свободное упоминание педагогических проблем («Во всех семьях случается, что...», «В
первое время у многих детей наблюдается...»), что для педагога эти трудности привычны и что с
ними можно справиться. «Облегчающее» пояснение, что дети в классе чаще всего более примерны и
дисциплинированны, чем дома. Известно, что там, где отношения интенсивнее, есть и больше
поводов для конфликтов. В конце следует сказать о том, что воспитательные трудности неизбежны и
педагоги, имеющие многолетний опыт работы с сотнями детей, могут иногда лучше разрешать сложные
ситуации, чем мать или отец. Следует также уверить родителей, что они всегда могут рассчитывать на
доброжелательный совет и помощь.
• В каждой группе присутствующих на собрании или консультации есть родители,
объединенные одним интересом или проблемой. Если это родители детей с девиантным
поведением, то от педагога требуется максимум такта. Ведь папы и мамы, независимо от материального
положения и уровня образования, испытывают тревогу по поводу своих детей и вину, что не смогли
воспитать их правильно. Они не любят ходить в школу, поскольку ожидают, что их будут непременно
ругать, поэтому часто ссылаются на занятость или забывчивость. Такой родитель придет в школу, если будет уверен, что педагог не считает его ни на что не способным, бессердечным, безответственным
человеком и что подобные проблемы переживает не только он один, они характерны и для других
родителей (в том числе, возможно, и для самого учителя). Тогда он сможет свободно говорить о
наболевшем без чувства стыда и без риска потери самоуважения.
• Опора на положительный опыт. Просчет некоторых педагогов в процессе работы с
родителями заключается в том, что они часто говорят об их ошибках. Был раньше очень удачный
подход к просвещению родителей, когда они на собраниях и других совместных встречах рассказывали
о том, как воспитывают своих детей. Это не было укором для других родителей и в то же время
повышало чувство собственного достоинства у выступающих. В каждой семье есть положительный
опыт. Педагогу необходимо только подсказать родителям, чем они могут поделиться с другими: ктото
физически развивает детей, владеет эффективной техникой закаливания, ктото заботится об
интеллектуальном развитии, ктото регулярно посещает музеи и знает каждый уголок родного города,
ктото учит детей рукоделию. Для этого важно регулярно беседовать с родителями, знать семьи и
стараться увидеть в каждой чтото положительное.
• Внимание к семейным традициям. Семейные традиции чаще всего остаются за гранью
исследований, а ведь именно они создают дух семьи, определенную атмосферу взаимодействия.
Родители ребенка перенимают эти традиции от старших поколений (это дает им чувство «хороших
детей»), и в то же время продолжают их в своей семье (это дает им чувство «хороших родителей»).
Постепенно в семье создаются и новые традиции, которых не было раньше (и это укрепляет чувство
«собственной семьи»). Уважительное отношение педагогов к семейным традициям своих учеников
способствует укреплению взаимопонимания между учителем и родителями. На занятиях по истории и
культуре учитель даже может поднимать такие темы, как «История моей семьи» или «Профессия моих
родителей».
• Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. В педагогической работе с
родителями часто используется стандартный подход ко всем родителям. А ведь перед нами разные
семьи, и в каждой свои особенности. Некоторые родители ждут от учителя подсказки и совета и
охотно идут на сотрудничество. Другие, лишь выслушав упреки за свою «неправильную заботу» о
ребенке, начинают дружить со школой. В каждой семье свои проблемы, свои конфликты, которые
ребенок приносит в школу. Если мы хотим помочь ребенку, мы должны прежде всего постараться
понять суть проблемы родителей. Только после того, как мать или отец почувствуют, что наш интерес
относится также и к ним, они смогут проникнуться к нам доверием. А без доверия невозможно
плодотворное сотрудничество.
• Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям
наиболее значимые качества их родителей, заставить их задуматься, с какими интересными и
уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть
отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребенком и его родителями. Учитель,
который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.
• Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения
воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, без перекладывания
на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чемто ошибаться, иногда
пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям, но классный руководитель
должен помочь развивать педагогическую культуру родителей.
• Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю.
Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в
свой адрес, хотя психологически ему далеко не всегда приятно бывает слышать критические отзывы о
своей работе. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер,
когда классный руководитель сам «выводит» на нее родителей, убедив их, что ему необходимо
знать мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в
организации педагогического процесса. При отсутствии критики недовольство родителей сохраняется,
приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители
должны оценивать и положительные качества классного руководителя. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Направления и формы работы с родителями.
1.
Психологопедагогические исследования семьи направлены на изучение
воспитательного потенциала семьи, социальных и целевых установок семьи, системы
взаимодействия, традиций, структуры детскородительских отношений, проблем в общении
родителей и детей. Основные методы сбора информации и исследований: опрос, беседы, наблюдение,
тестирование, анкетирование, моделирование.
2.
Классные собрания являются одной из основных форм работы с
родителями. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. В зависимости от целей все
собрания, проводимые в общеобразовательных
учреждениях, можно классифицировать по видам и формам проведения.
Виды родительских собраний:
• общие, которые проводятся 5 раз в год решение организационных вопросов
жизнедеятельности классного коллектива, планирование работы;
• дифференцированные (специально приглашенная группа родителей), основанные на
запросах родителей и проблемах в детскородительских отношениях.
Формы проведения собраний:
директивноконсультативные;
дискуссионные;
семинары (тематические);
клубные;
творческие встречи и отчеты.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
(Десять секретов успешного проведения родительского собрания / Т. В. Яровова, директор школы пос.
Красный Балтиец Можайского района Московской области // Практика административной работы в
школе. 2005.№1.):
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и
постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано
никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее
обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить
столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали
друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно
хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например:
снимать верхнюю одежду обязательно;
не допускается молчания при обсуждении проблемы;
отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;
называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго
следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт
наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения. Рекомендации по организации и проведению родительских собраний.
С проблемой как
разговорить родителей, как включить их в процесс обсуждения сталкивается каждый, даже самый
опытный, классный руководитель. Ведь это очень важно, чтобы родители друг у друга спрашивали со
вета, чтобы начинала складываться особая родительская кооперация, общность. Это нужно и им самим:
ведь родители понимают друг друга совсем иначе, чем мы, учителя, их. Нужно и учителю: у него
появляется возможность узнать, что родителям в действительности нужно и важно от нас услышать.
Исправить данную проблему помогут следующие упражнения (Как из родительского собрания сделать
собрание родителей/В. М. Букатов, дпн, членкорреспондент Российской академии образования, разработчик
социоигрового стиля обучения, г. Москва // Директор школы. 2004, № 7):
ШАПКА ВОПРОСОВ
Итак, суть «шапки вопросов» (ее, кстати, придумала А. П. Ершова) в том, что родители сочиняют1
друг для друга вопросызаписки, кладут их в шапку, потом вытягивают кому, какая достанется. Как
отвечать — совещаются по парам (хотя, напоминаем, тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на
камень, то здесь нужен третий).
Чтобы все шло гладко, как по маслу, желательно соблюдать социоигровую режиссуру. Она
нехитрая давать задания маленькими шажками: «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте
ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов, отнесите свою записку в шапку...». И так далее.
Типы вопросов «классические». Первый тип вопрос «формальный». Он на взаимную проверку
родителями своего знания школьной жизни и порядков: когда в последний раз был диктант? Проверяют
ли они, родители, сменку. Сколько?.. Где?.. Куда? И так далее.
Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу
к первой парте, чтобы положить свои записки в шапку, вот тогда можно переходить и к объяснению
типологии второго вопроса. Его нужно построить на конструкции: я думаю тото и такто, а вы? (По
любому поводу, связанному с учебой: «Я думаю, что мой сын лодырь, а вы?».)
Третий тип я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т. д. и т. п.
Еще раз напоминаем, если учитель все свалит в одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы
возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть,
сложа руки. Если же продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку
и расшевелятся и разговорятся. Главное — учителю запастись сочувствием, терпением и мужеством
их не перебивать.
«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен
каждый из них. Это возвышает их в собственных глазах. Вообщето многие социоигровые заморочки
могут помочь родителям както сплотиться, найти общий язык и друг с другом, и с учителем. А в
результате выигрывают дети!
ВИКТОРИНА
Вот еще один пример социоигровой разминки для родительских собрании.
Почти каждый классный руководитель еще и предметник. И ему, как правило, приходится
проверять тетради по своему предмету или хотя бы контрольные работы. И вот, представьте,
приходит учитель на родительское собрание и выкладывает на свой стол листочки из ученических
тетрадок (лучше старых). Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери.
Тут требуются некоторые режиссерские комментарии. Все листочки учителю лучше заранее
пронумеровать и составить для себя их расшифровки, чтобы оперативнее помогать родителям решать
спорные вопросы.
Листочки из старых тетрадей лучше выбирать те, где меньше (или даже нет) ошибок. Иначе
некоторым родителям будет казаться, что викторина затеяна, чтобы выставить на позор успеваемость их
ребенка.
Если учитель работает в начальных классах, то в его распоряжении будут тетради и по
математике и по русскому языку. Тогда викторину можно провести в два этапа. Сначала разложить
листики с цифрами и уж потом — со словесностью. РА ССКАЗ ПО КАРТИНКЕ
Накануне собрания ученики изображают свои летние каникулы в нескольких рисункахклеймах.
На родительском собрании эти рисунки раздаются родителям. Вопервых, им предлагается
рассказать о том, что изобразил (или хотел изобразить) их ребенок своим рисунком. Тут для некоторых
родителей и учителей могут возникать разные поучительные неожиданности.
Вовторых, родителям предлагается прокомментировать, как исполнение рисунка соотносится с
особенностями характера их ребенка.
И первое, и второе задание лучше проводить не в виде пресловутого фронтального опроса, а по
парам. Конечно, учитель тогда не будет в курсе многих тем, обсуждаемых родительскими парами. Зато
сами родители будут в выигрышном положении.
В качестве утешения советуем классному руководителю такой режиссерский прием, который,
завершая собрание, удовлетворил бы и учительское любопытство, и родительское стремление к
упорядоченной завершенности. Каждый из присутствующих (или каждый желающий, в зависимости от
того, сколько времени осталось в запасе) рассказывает о двух САМЫХСАМЫХ для него интересных
(или поучительных) моментах в рассказекомментарии своего собеседника. После такой социоигровой
разминки доброжелательность и активность родительского комитета, как правило, перестают нуждаться
в дополнительной стимуляции.
Существует множество вариантов эстафет с общим названием «волшебная палочка».
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА
«Родительский» вариант заключается в следующем. «Волшебную палочку» карандаш, линейку
или зонтик родители будут передавать друг другу по рядам. При этом им нужно будет назвать (без
повторов!) какоелибо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или
невоспитанный и т.п.).
Первый кон по эстафете родители называют любое положительное качество. Если ктото
замешкался или запамятовал, то соседям можно подвывать. Обычно на второмтретьем круге
открывается второе дыхание, этому учителю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет
рядам несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.
Второй кон теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов.
Третий кон вместо «волшебной палочки» в руки дается кусочек мела. Каждый родитель
подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа
одно из положительных.
Когда эстафета с мелком закончится, всех просят встать. Так начинается четвертый кон классной
режиссуры. Теперь, стоя, нужно сообразить, какое отрицательных качеств (из тех, что на доске слева)
можно переделать («кажется, я знаю как») в одно из записанных справа положительных. Сообразив, нужно
подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы.
Например, ктото выбрал лень и понял, из перечисленных качеств знает, как переделать ее в
воспитанность, и соединяет их стрелкой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень, соединяет
ее новой стрелкой с сообразительностью. И т. д. и т. п.
Наиболее быстрые и качественные результаты в решении острых педагогических ситуаций
дают дифференцированные виды родительских собраний. В этом случае на встречу приглашаются
только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы. Также разумно
пригласить на эту встречу специалистапрофессионала в данной сфере (Как сделать общение с
родителями живым и предметным / Е. А. Александрова, кпн, редактор журнала «Директор школы» //
Директор школы. 2005, № 8).
Например, в классе имеется несколько девочек, чье желание похудеть превосходит все
разумные нормы и уже начинает негативно сказываться на их здоровье. Тогда мы приглашаем их
родителей и, кроме этого, мам, дочери которых недавно благополучно избавились от комплекса
полноты, а также врачадиетолога и психолога, учителей биологии и физкультуры.
Педагогические эффекты данного вида организации родительского собрания:
Первый эффект. Очень тяжело первый раз проговорить вслух наболевшее. Но если родители
озвучат свою проблему и услышат, что в других семьях практически такое же состояние дел, то у них
уже «камень с души упадет» они не одиноки в этой проблеме! Второй эффект. На микрогрупповом собрании в разговор вступают и те родители, которые уже
сумели справиться с проблемой. Они делятся своим опытом (даже негативным), и у остальных
родителей формируется убеждение в том, что все получится и все исправимо. Это позволяет им не
«пережевывать эмоции», а перейти к поиску конкретных шагов для выхода из проблемной ситуации.
Третий эффект. Поясним роль педагоговпредметников. Если они впоследствии, якобы невзначай,
увлекут девочек работой над групповым междисциплинарным проектом, посвященным разработке
индивидуальной оптимальной диеты для снижения веса и программы физической нагрузки, то это будет
только во благо! Впоследствии эти ученицы, справившись со своей проблемой, смогут в школе открыть
консультационный пункт для желающих стабилизировать свой вес или скорректировать фигуру!
Четвертый эффект. Мы собираем не всех родителей из класса — только часть. Поэтому
разговор получается кулуарный, приватный. Родители уверены в том, что другие мамы и папы не узнают
о проблемах их детей.
Еще одной из эффективных форм организации родительских собраний являются «собрания
прецеденты». Прецедент, как гласит «Словарь русского языка», это случай, служащий примером,
оправданием для последующих случаев этого же рода. На эти собрания целесообразно приглашать
родителей из разных классов и даже разных параллелей: для них очень полезно бывает вспомнить, какие
проблемы решались ими несколько лет назад (и поделиться своим опытом).
В начале родителям демонстрируется сценка или видеозапись какойлибо проблемной ситуации.
Это может быть конфликт из серии «отцы и дети» или же между учеником и учителем. И после этого
классный руководитель провоцирует родителей на обсуждение увиденного, обмен мнениями, опытом,
советами. Следующий этап: просмотр «развития событий» продолжается, родители могут воочию
убедиться, к чему может привести следование их советам.
Вариант: вначале все родители собираются в актовом зале для просмотра исходной установки.
Потом они делятся на группы, расходятся по разным аудиториям и разрабатывают свою стратегию
решения проблемы. Встречаясь вновь, обсуждают варианты решения. Так родители могут увидеть
конфликтную ситуацию с разных сторон, увидеть многообразие вариантов решения, научиться
анализировать свои поступки.
Такого рода встречи делают общение родителей и педагогов живым и предметным, проблема
успеваемости отходит на второй план: обсуждается вопрос общения и взаимодействия поколений. А
это, несомненно, важнее.
Работа с активом родителей (Иванов, И. В. Современный подход к содержанию деятельности
классного руководителя и развитию его педагогической культуры: методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.
С. 111112). Решение проблем организации участия родителей в соуправлении классным коллективом в
значительной степени зависит от воли и готовности к взаимодействию и сотрудничеству самих субъектов
образовательных процессов: детей, классного руководителя, родителей. Поэтому конкретизация прав
родителей должна быть отражена в Уставе каждой школы и ее нормативных документах. Средством
привлечения родителей к активному участию в жизни класса могут быть такие формы работы,
как «Родительские посиделки» «Родительские чаепития», проведение «Огоньков», в которых
принимают участие и родители, и дети. Эффективными формами содействия организации совместной
деятельности семей и школы являются создание родительских общественных объединений, семейных
клубов (на базе образовательных учреждений, по месту жительства); формирование и развитие
системы взаимной помощи семей в воспитании на занятиях с детьми; проведение семейных праздников,
поездок и экскурсий.
Эффективным средством мотивации родителей к активному участию совместной деятельности со
школой в деле воспитания детей являются праздники только для родителей и учителей, целью
которых является организация совместного культурного отдыха взрослых.
Классный руководитель может предложить родительскому комитету активу класса выбрать
ответственных, которые будут вести работу по направлениям «Здоровье», «Учение», «Досуг»,
«Семья» и осуществлять свою деятельность не только в классном коллективе, но и в комиссиях
школы (сейчас они стали появляться в образовательных учреждениях).
Комиссия «Здоровье» осуществляет свою работу по созданию условий для сохранения и
укрепления физического и психического здоровья школьников. В связи с этим, может проводить: • проверку санитарногигиенических условий обучения учащихся в учебных помещениях,
рекреациях школы, качества питания и обслуживания в школьной столовой;
мероприятия физкультурнооздоровительной направленности,
•
предпочтительно на свежем воздухе или спортивных залах.
Комиссия «Учение» организуется с целью улучшения качества обученности учащихся и
преподавания:
педагогических советов;
посещает уроки с целью выявления проблем школьников в учении;
•
• участвует в работе педагогических консилиумов, расширенных заседаниях административных и
• проводит заседания согласительной комиссии по проблемам обучения школьника,
конфликтов между педагогами, учениками и их родителями;
• участвует в поощрении лучших школьников и учителей ценными призами и подарками.
Комиссия «Досуг» создается в целях создания содержательной досуговоразвивающей
воспитательной среды. В связи с этим необходимо непосредственное участие родителей:
• в организации и проведении воспитательных мероприятий (походов и экскурсий, спортивных
состязаний, познавательных поездок, школьных дискотек и т. д.);
• в поощрении и награждении победителей конкурсов, соревнований;
• в проведении клубов досуга, познавательных кружков и т. д.
Правовая комиссия участвует в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в учебно
воспитательном процессе образовательного учреждения между учителем и учеником, между родителями
и классным руководителем, между учащимися.
СООТНОШЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И
СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КЛАССА
(Иванов, И. В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его
педагогической культуры: методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005. С. 114117.)
Основные направления работы
Формы и объем участия родителей в данной
классного руководителя
деятельности
1. Обеспечение психического и
физического здоровья школьников
Данное направление ориентировано на сохранение,
укрепление и развитие психического и физического
здоровья ребенка. Родители планируют вместе с
классным руководителем спортивные игры, походы,
экскурсии, оказание помощи детям, имеющим
отклонения в здоровье (материальная помощь для
закупки необходимых лекарств, направление в
санаторий), беседы с детьми об охране труда, пожарной
безопасности, поведении на улицах и проезжей части,
вредных привычках, способах оздоровления организма.
С этой целью приглашаются медики, специалисты по
заявленным темам, проводятся встречи с родителями
детей, имеющих проблемы со здоровьем и т. д. 2. Развитие учебных и
познавательных способностей
школьников и качества обучения,
оказание помощи в выборе профессии и
взаимодействие с профессиональными
образовательными учреждениями
3. Организация и развитие
досуговой сферы ребенка, оказание
помощи в развитии ученического
самоуправления
Родители имеют право посещать уроки педагогов
школы, классных коллективов с целью выявления
проблем школьников в учении; участвовать в поощрении
лучших школьников и педагогов ценными призами и
подарками; помогать в приобретении методических
пособий, литературы, участвовать в программе профес
сиональной ориентации школьников, оказывать помощь в
проведении промежуточных и государственных
экзаменов, оказывать помощь в поиске и подборе
педагогических кадров для образовательного
учреждения и т. д.
Родительские комитеты участвуют совместно с
классным руководителем и учащимися класса в
подготовке и проведении «огоньков», «вечеров отдыха»,
экскурсий, спортивных состязаний, познавательных
поездок, походов, организации кружков по интересам.
Позитивным фактором на этом уровне является то, что
родители не только помогают в решении проблем, но и
непосредственно взаимодействуют с учащимися класса
и собственным ребенком, наблюдают за детьми,
оказывают непосредственное влияние на их развитие.
Практика показала, что в этом направлении
наибольшую активность проявляют родители учащихся
начальной школы, в последующих же классах степень
активности родителей уменьшается.
Это связано с тем, что родители в начальной школе
продолжают опекать развитие собственных детей, а
затем предоставляют им больше самостоятельности.
Участие в жизни школы является для них вынужденной
мерой. Поэтому со временем желание участвовать в
оказании помощи школе и воспитании собственных
детей ослабевает. Важно сделать так, чтобы родители
чувствовали себя комфортно в образовательном
учреждении
4. Работа с проблемными семьями
Правовая комиссия участвует в разрешении
и детьми
конфликтных ситуаций между учителем и учеником,
между родителями и педагогом, между учащимися,
возникающих в учебновоспитательном процессе
образовательного учреждения, ведет индивидуальную
работу совместно с классным руководителем и социаль
ным педагогом под руководством заместителя
директора по воспитательной работе с трудными
семьями и детьми (участвует в обследова12А12 семей,
организует встречи и беседы, приглашает на заседания
«Совета отцов», «Совета матерей» и т. д., привлекает к
участию в семейных праздниках, классных и школьных
мероприятиях и т. д.) 5. Помощь в материально
техническом оснащении и участие в
трудовых акциях школы
Родительский комитет класса может решать во
просы оснащения классной комнаты техническими
средствами обучения, их ремонта, ремонта классной
комнаты, помощи в сборе макулатуры (металлолома),
озеленения классной комнаты, пришкольного участка,
организации приобретения учебников, учебных пособий.
Предложенное содержание работы классного
руководителя, в котором он выступает и как «классный
психолог», и как организатор детского досуга и
общения, и как организатор взрослого сообщества
(родителей, различного рода специалистов, учителей
предметников), заинтересованного в успешном развитии
ребен13А, является основным требованием
гуманистического воспитания сегодня. Условиями
эффективности работы классного руководителя
выступают доверие, уважение и интерес к личности
классного руководителя у школьников, вытекающие из
наличия у него определенных черт характера, знаний и
талантов, которые являются значимыми для детей, а
также уровень культурнопедагогической среды школы.
Освоение предложенного содержания деятельности
классного руководителя реализовывалось как через
систему специальной подготовки (лекции, групповая
работа, тренинги, практикумы), так и практическую
работу классного руководителя с последующей
рефлексией своего опыта
По материалам методического пособия «Азбука классного руководителя»/
авт.сост. О.В.Рихтер, О.А. Косикова, Е.В. Попова, И.Г. Жиленко, Ставрополь, 2008
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Методические рекомендации по проведению родительских собраний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.