Методические рекомендации по проведению родительских собраний

  • Документация
  • Исследовательские работы
  • Педсоветы
  • Повышение квалификации
  • Работа с родителями
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.09.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические рекомендации по родительскому собранию.doc
классному руководителю Методические рекомендации по проведению родительских собраний ТЛУЧИНА, зам. директора по воспитательной работе лицея № 74 г. Омска ______ В О ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО объединения  классных руководителей мы выявили  следующие плюсы и минусы организации  родительских собраний.  Плюсы: 1. Дает   возможность   учителю   получать информацию   о   воспитании   в   семье,   об отношении семьи к школе. 2. Способствует   созданию   родительского коллектива. 3. Обеспечивает   (при   соответствующей организации) общение родителей между собой. 4. Позволяет   осуществлять   совместное (родителей   и   педагогов)   положительное воспитательное воздействие на ребенка. 5. Предоставляет  возможность  осуществлять  свещение психолого­педагогическое   прот родителей. Минусы: 1. Недостаточная посещаемость собраний. 2. Трудности   в   установлении   контакта  с родителями. 3. Однообразие форм проведения собраний. 4. Недостаточный   уровень   психолого­ педагогического просвещения 5. Преобладание негативной информации. 6. Необходимость   решения   финансовых вопросов. На   вопрос  «Что   сохранить   в   работе   с родителями?» классные руководители ответили: «Доверие;   индивидуальные   консультации; активные   формы   проведения   собраний; привлечение   родителей   к   участию   в   жизни школы; психолого­педаго­ 6. Зачем человеку Родина? (родительское собрание вместе с учащимися). VI класс 1. Эстетическое   воспитание   в   семье   и школе. 2. Дисциплина   и   трудолюбие   как   со­ ставляющие   успеха   (собрание   вместе   с учащимися). 3. Здоровый   образ   жизни.   Проблемы укрепления здоровья. 4. Развитие   творческих   способностей учащихся. ребенка мыслить). 5. Гармоничность   мышления   (как   учить гическое   просвещение   родителей;   разно­ образные   формы   информирования   родителей; работу   по   обеспечению   единых   требований   к воспитанию». На вопрос  «От чего следует отказаться  в работе   с   родителями?»  были   получены следующие   ответы:   «От   обвинительной   и поучающей   позиции;   от   формализма;   от доминирования   финансовых   вопросов;   от нарушения   регламента   проведения   собраний, затягивания времени их проведения».   что   им   нужны: Отвечая на вопрос  «В какой методической помощи нуждаются классные руководители при подготовке собраний ?», классные руководители отметили,   тематика родительских собраний;  планы их проведения; разработки психолого­педагогических семинаров;   списки  литературы   для   классного руководителя   и  родителей;   памятки   для родителей;   рекомендации   по   проведению индивидуальных   консультаций   с   начинающими классными руководителями. Предлагаем   нашу   тематику   родительских   собраний: V класс 1. Первый   раз   в   пятый   класс.   Как   помочь ребенку успешно учиться. Психофизиологические особенности пятиклассников. 2. Семейный   климат.   Семейные   традиции   формы   и   методы   семейного (задачи, воспитания). классников. 3. Роль   игры   и   общения   в   жизни   пяти­ 4. Поощрение   и   наказание.   Умение прощать. Милосердие. брание с учащимися). 5. Честь   и   честность   (родительское   со ■ *     6. Кто я: оптимист или пессимист? (со брание вместе с учащимися). ­ VII класс л­ 1. Особенности   подросткового   возраста. Предотвращение   отчужденности   между родителями и детьми. 2. Убеждения,   права   и   обязанности   (со­ брание вместе с учащимися). 3. Трудовое воспитание в семье и школе. 4. Формирование установок толерантного сознания. 5. День откровенных вопросов и ответов (собрание вместе с учащимися).VIII класс 1. Как научиться понимать и принимать подростка? 2. «Только   влюбленный   имеет   право   на звание человека» (воспитание чувств). 3. Как   вести   себя   в   конфликтных   ситу­ ациях (собрание вместе с учащимися). 4. Досуг   подростков.   Разговор   о   при­ вычках. учащимися). 5. Половое воспитание. 6. День благодарения (собрание вместе с IX класс 1. Психофизиологические   особенности девятиклассников. учащимися). 2. Вечер размышлений (собрание вместе с 3. Подготовка  к   выпускным  экзаменам  и всероссийскому тестированию. Человек, которому я верю. 4. Как   научить   детей   распоряжатьа деньгами? 5. Многоступенчатость   образования Как помочь выбрать профессию. X класс 1. Психофизиологические особеннос­1 ти  десятиклассников. 2. Личное  ли  это дело  —личное счас­1 тье? (собрание вместе с учащимися).       I 3. Самовоспитание   старшеклассников! как условие нравственного воспитания.   ! 4. Воспитание   сознательного   отноше­1 ния к семейной жизни. 5. Принцип 7 «У»: уважительность, уравновешенность, улыбчивость, удивле ние (способность удивляться), уверен­1 ность, убедительность и успешность.       I I I XI класс 1. Интеллигентность   и   гуманность. Уважение и терпимость. 2. Дороги,   которые   выбирают   наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры). 3. Подготовка   к   выпускным   экзаменам   * (собрание вместе с учащимися). 4. Гражданственность.   Правовое   воспи­   , тание. 5. Самореализация личности. 1 I Рекомендации по проведению родительских собраний вместе 1 1 1 1. Цель должна быть четко сформулирована  с учащимися («Если ты не знаешь, куда плыть, то   *  никакой ветер не будет попутным». Сенека). 2. Желательно   пригласить   специалиста: психолога,   социального   педагога,   врача­ нарколога. 3. Следует познакомиться с литературой по теме собрания. 4. Нужно   продумать   подготовительный этап   (до   собрания   предложить   вопросы для   обсуждения,   анкету,   провести   класс­ ный час, родительское собрание и т.п.). 5. Формы   работы   должны   быть   актив­ ными («вовлеки меня, и я пойму»): работа в группах, деловые игры и т.п. стников собрания. Взрослым   «полезно   услышать   мнение детей,   увидеть   их   рост,   а   ребятам   важно, чтобы   их   услышали   (дома   могут   и   отмах­ нуться).   Собрание   —   это   общее   дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость:   «Плохой   хозяин   растит   сорняк, хороший   выращивает   Умный культивирует дальновидный почву, воспитывает работника». Мне  кажется, что на   родительских   собраниях,   проводимых вместе с учащимися  (см.: конспекты таких собраний   Лучиной   Т.   И.   в   журнале «Воспитание школьников», № 3, 10 за 2000 г.,  рис.     6. 7. 8. Продумать   организацию   рефлексии (сформулировать   вопросы;   фразы,   которые нужно закончить). 9. Помещение   должно   быть   проветрено, подумайте,   как   удобнее   разместить участников   собрания,   как   оформить   доску; приготовьте карандаши, бумагу. 10. Помните, что на таком собрании нельзя говорить   об   успеваемости   и   поведении конкретных   учащихся,   создайте   довери­ тельную, а не обвинительную атмосферу. 11. Помните,   что   родители   обязательно должны узнать что­то хорошее о детях. 10. Не   забудьте   поблагодарить   всех   уча№   2   за   2002   г.),  мы  воспитываем  будущих родителей. Учащиеся видят разные варианты поведения взрослых, имеют возможность вы­ бирать свой стиль поведения. Хорошо, если тему   собрания   подскажут   родители   или дети. Список литературы для  подготовки родительских собраний школьников. — 2000. — № 7. питание школьников. — 1998. — № 4. 1. Абраменкова  В.  Во  что  играют  наши  дети?  //  Вос­ 2. Азаров Ю. П. Педагогика И. А. Ильина // Воспитание 3. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. — М., 1989. 4. Андреев   В.   И.  Диалектика   воспитания   и   самовос­ питания   творческой   личности.   Основы   педагогики творчества. — Казань, 1988. 5. Ьайярд Р., Баиярд Д.  Ваш беспокойный подросток: Практическое   руководство   для   отчаявшихся родителей: Пер. с англ. — М., 1991. 6. Бестужев­Лада И. В. Что делать родителям в шко­ * ле?//Классный руководитель. — 1997. — № 1. 7. Вульфов   Б.   3.,   Иванов   В.   Д.  Время   взрослых   по ступков:   Диалоги   о   школьной   юности   и   ее   про блемах. — М., 1993. 8. Дереклеева  Н. И.  Анкеты  для родителей  и  учаших­ 9. Дереклеева Н. И. Нетрадиционные формы проведения ся//Воспитание школьников. — 2002. — № 1. собраний // Воспитание школьников. — 2001. ­№ 10. 10. 11. 12. 13. Дереклеева   Н.   И.  Организация   родительских собраний в 1 — 11 классах. — М., 1999. Добрович А. Б.  Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987. Жаркова   Г.  Каков   в   гнезде   —   таков   и   в полете // Воспитание школьников. — 2001. — № 6. К/кмантович   И.  Современная   семья: структура, воспитательные возможности // Воспитание школьников. — 1998. — № 4.  специфика,   Кошелева И. Я. Встреча с искусством. — М.,  14. 1979. 15. 16. 17. 18. КурносоваЛ.А.  Нетрадиционные   формы работы с родителями // Классный руководитель. — 1999.­№ 5. Лаврентьев В. В. Методические рекомендации по   подготовке   и   проведению   родительских   со­ браний // Классный руководитель. — 1999. — №5. Лучина Т. И. День откровенных вопросов и от­ ветов // Воспитание школьников. — 2000. — № 3. Лучина Т. И. Родительские собрания (вместе с учащимися) // Воспитание школьников. — 2000. ­ № 10. Лучина   Т.   И. 19.  Кто   я:   оптимист   или пессимист? // Воспитание школьников. — 2002. — № 2. 20. и мужественность: вопросы их формирования у детей и подростков // Воспитание школьников. — 2001. — № 9. 21. Мирецкая Н. В. Сопряжение: Комплексная про­ грамма   по   эстетическому   воспитанию:   Кн.   для учителя: Из опыта работы. — М., 1989.  Женственность Макаренко   С.   22. 23. Никитенко Е. Родительское собрание на тему «Мой дом — моя семья» // Воспитание школьников. — 2002. — № 1. Панина   Г.,   Пиликян   К.,   Штукатурова   В. Профилактика вредных зависимостей у детей: Психо­ лого­педагогический   подход     Воспитание школьников. — 2001. — № 9. Парфенова   И.,   Казакова   Е.  Организация сотрудничества семьи и школы // Воспитание школь­ ников. ­ 2002.­№ 3. Рожнова П. Семья в народных традициях // Вос­ // питание школьников. — 1998. — № 5. Семенов Г. Изучать и просвещать (из опыта ра­ боты с семьей) // Воспитание школьников. — 2002. ­ № 2. Скрипкина Т. П. Психология доверия: Учеб. по­ собие для студентов высш. пед. учеб. заведений. ­ М., 2001. Состояние воспитания детей школьного возра­ ста в семье // Воспитание школьников. — 2000. ­ № 3. 24. 25. 26. 27. 28. Новосибирск, 1985. 29. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. — 30. Тихонова Н,  Российская семья в начале века: ситуация удручающая // Воспитание школьников. ­ 2002. ­ № 3. Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников. ­ 1997. — № 3; 1998. ­ № 5, 6. Шантаренков Н.  Светлый мир народной куль­ туры // Воспитание школьников. — 1998. — № 4. Шишова Т.  Как ребенку постоять за себя? // 31. 32. 33. Воспитание школьников. — 2001. — № 9.

Посмотрите также