Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения
Оценка 4.9

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—3 кл
10.11.2017
Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения
Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Что делать, если ученик 3-4-го класса читает по слогам? Какие приемы использовать в работе с ребенком школьного возраста, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение? Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения? Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время существования человечества и было разработано огромное количество различных техник, технологий, методик по формированию и совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на современном этапе развития общества. Нерешенная проблема – прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.
Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения.docx
Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения Читаем с удовольствием, читаем правильно Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Что делать, если ученик 3­4­ го   класса   читает   по   слогам?   Какие   приемы   использовать   в   работе   с   ребенком школьного возраста, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение? Как же выработать интерес к чтению и совершенствовать технику чтения? Это очень серьезная проблема и должна она решаться комплексно. Хотя за длительное время   существования   человечества   и   было   разработано   огромное   количество различных   техник,   технологий,   методик   по   формированию   и   совершенствованию навыка чтения, по выработке интереса к чтению, эта проблема остается актуальной и на   современном   этапе   развития   общества.   Нерешенная   проблема   –   прямой   путь   к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.  Читать душой, читать – чувствовать, читать – жить (русский методист начала ХХ века В.А. Флёров) Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Что делать учителю? Как выводить детей с недоброжелательно­равнодушным отношением к книге и чтению из эмоционально­нравственного   тупика,   спровоцированного   заполнением   свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чём думать не надо, а   можно   просто   сидеть   и   наблюдать   за   тем,   что   «там»   происходит.   Как   учителю выбрать и освоить подходящие ему и его ученикам приёмы и способы обучения умению и желанию читать. Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.        Как сложный вид деятельности чтение состоит из ряда операций: 1. Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи) 2. Слияние двух букв в слог (слогослияние). 3. Слияние нескольких слогов в слово. 4. Объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание. Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. Они допускают при   чтении   ошибки:   пропускают,   заменяют,   переставляют   буквы,   слоги,   искажают окончания,  не   дочитывают   их.  Для   многих   характерно   угадывающее   чтение,   имеют трудности   в   слогослиянии.   Искажение   звукового   состава   слов   и   трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В   результате   у   детей   складывается   негативное,   эмоционально­отрицательное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:   нарушениями ориентировки;   пространственных   представлений,   пространственной  нарушением зрительно­моторной координаций;  нарушением моторики, графомоторных навыков;  нарушением слухового, зрительного, фонетико­фонематического восприятия;  нарушением произвольного внимания;  нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;  нарушением   сукцессивных   функций,   а   именно:   затруднениями   при   последовательности   в воспроизведении   последовательности   движений, пространстве, во времени, в речи;  нарушениями   речевого   развития   (нарушениями   звукопроизношения), грамматического   строя   течи,   бедностью   словаря,   особенно   при   вербализации пространственных, временных представлений.      Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то на уроках, как правило, проводится ряд упражнений по развитию навыков чтения.   Предлагаются   занимательные,   логические   упражнения   для   развития сознательного, беглого, выразительного чтения, для формирования правильного чтения. Упражнения по развитию навыка чтения Навык   чтения   характеризуется   такими   качествами,   как   сознательность,   беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно   использовать   специальные   упражнения,   которые   целесообразно   включать   в каждый   урок   чтения.   Эта   работа   дает   положительный   результат,   вносит   в   урок оживление,   делая   его   более   интересным   и   эмоциональным.   Все   упражнения   можно разделить на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности  чтения;  для  развития  беглости  чтения;  для  развития  выразительности чтения. I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ Первая группа — логические упражнения 1 . Что общего в словах и чем они различаются? мел — мель, мал — мял, мыл — мил 2. Назови одним словом. ­ Чиж, грач, сова, ласточка, стриж; ­ ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; ­ шарф, варежки, пальто, кофта; ­ телевизор, утюг, пылесос, холодильник; ­ картофель, свёкла, лук, капуста; ­ лошадь, корова, свинья, овца; ­ туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; ­ липа, берёза, ель, сосна; ­ курица, гусь, утка, индейка; ­ зелёный, синий, красный, жёлтый. 3. Какое слово лишнее и почему? ­ Красивый, синий, красный, жёлтый; ­ минута, время, час, секунда; ­ дорога, шоссе, тропинка, путь; ­ молоко, сметана, простокваша, мясо; ­ Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр; ­ ель, сосна, кедр, осина; ­ лук, огурец, морковь, яблоко; ­ гриб, ландыш, ромашка, василёк. 4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан. (У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов). 5. Путем перестановки букв составь слово. у к л б о к; с н о а с; у п к с. 6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. ­ Колос, рота, ваза; ­ кора, лото, боксёр; ­ молоко, нерест, тарелка. 7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. ­ Змея, рама; ­ пуговица, молоток, лава; ­ укор, бузина, тина; ­ поворот, пороша, канава. 8. Составь новое слово, взяв последний слог. ­ Мебель, ружьё; соломка, пора, мель; ­ лиса, бельмо, полёт; смола, слеза, берет. 9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. ­ Песня — композитор; самолет — ? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель); ­ школа — обучение; больница — ? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной); ­ нож — сталь; стул — ? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть); ­ лес — деревья; библиотека — ? (город, здание, библиотекарь, театр, книги): ­ утро — ночь; зима — ? (мороз, день, январь, осень, сани). 10. Раздели слова на группы. ­ Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец; ­ корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол; ­ апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша; ­ мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб. 1 1 .К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик; насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела; обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта. 12. Какие буква, слог, слово лишние. аур о ы мараланы та ку на ды тило река, речка, ручей, ручка, ручеёк Вторая группа — игры по составлению слов со словами 1 .Найди слово в слове. ­ Гроза газета кустарник ­ поднос шоколадка шутка ­ щепка ярмарка часовщик 2. Подбери пару. Загар золотистый звонок занимательный забор знаменитый зубр звонкий задача зрелый земляника зелёный 3. Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р. 4. Шарады. а) Начало — голос птицы, Конец — на дне пруда. А целое в музее Найдёте без труда. (Картина) б) С буквой к живу в лесу. С буквой ч овёс пасу. (Кабан — чабан) 5. Ребусы: 6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.) Найди животное среди строк. Насос сосёт речную воду, и шланг протянут к огороду. Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной 7. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы «м»: ма ти ма си ра му ло ка до Третья   группа   —   работа   с   деформированными   текстами    неоконченными рассказами 1 .Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока 2. Составь предложения (3­4) к теме урока. В школе. Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок. На реке. Утро, облака, ветерок, вода, лодка, рыбалка, мальчики, удочки. 3. Закончи рассказ. Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу... Дежурные. Дима и Коля дежурные. Они школу рано. Коля полил цветы на окне… Четвертая группа — работа с текстом (учебник) 1. Прочитай текст, самостоятельно ответь на вопросы, написанные на доске. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.) 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение. 5. Работа над заголовком. ­ Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. ­ Выбери заголовок из предложенных. ­ Расставь заголовки частей по порядку содержания текста. ­ Подбери к заглавию часть текста ­ Озаглавь части. ­ Выборочное чтение. ­ Пересказ по вопросам и без них ­ Составление плана текста. II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ Первая группа — упражнения, направленные на развитие внимания, памяти 1 . Назови картинки — 5 предметов (далее больше). Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д. 2. Опиши предмет (показать и убрать). 3. Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить). 4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем­то по звучанию). Например: бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка. 5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста). 6. Придумай на данный звук названия продуктов, из которых можно приготовить обед. 7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук. 8. Выбери из всех слогов — слоги­слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги. 9. Покажи 5­6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д. 10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8—10 слов. 11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1­й слог (2­й, 3­й) (показать 5­6 предметов). 12. Повтори слова: кит, танк, корова, апрель и т. д. 13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения. 14. «Фотоглаз». 15. Повтори скороговорку, предложение, текст. 16. Заучивание четверостиший. Вторая группа — упражнения со словами 1 . Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял; мышка — мошка — мишка — миска. 2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы. Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш — шрам, масло — смола, мошкара — ромашка. 3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка. 4. Чтение «перевертышей». Лев ел волов. Иди искать такси, иди. 5. «Сквозная буква», «Лесенка»: ____ ­з­ ч________ ____ ­з­ ч________ ____ ­з­ ч________ ____ ­з­ ч________ 6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением). 7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав. III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ Первая группа — упражнения для расширения поля зрения 1 . Работа по созерцанию зеленой точки. На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу. 2. Работа по таблицам Шульте. Развитие поля зрения по горизонтали и вертикали. 13 33 9 4 26 3 22 19 2 30 28 31 12 24 6 7 10 21 27 14 35 18 1 16 8 23 5 29 32 11 3. Чтение столбиков с трафаретами. Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса — 3—5 слов, II класса — 10­12 слов, III класса — 15—18 слов, IV класса — 20—25 слов. чек красный защёлка универмаг зуб бегать лаборант продовольствие дом игра молоко учебники 4. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование; беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог. 5. Назови по порядку. беда буря плач несчастье вьюга рёв горе позёмка слёзы ветер вихрь ураган шторм 6. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. Трафарет   накладывается   на   карточку,   буква   «А»   в   середине.   Надо   назвать   буквы, которые увидели. 7. «Угадай­ка». Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками. 8 . «Кто быстрее?» У каждого ученика по 2­3 текста. Требуется найти данное предложение. 9. «Бегущая строка». 10. Работа по таблице. Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звёздочка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.). Вторая группа—упражнения для активизации органов речи 1 . Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения. 2. Скороговорки. 3. «Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать. 4. Чистоговорки. 5. Различные виды чтения: а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя; б) хоровое чтение; в) чтение в парах; г) чтение одновременно с ведущим; д) чтение с убыстрением темпа; е) чтение с переходом на незнакомый текст; ж) чтение в темпе скороговорки; з) чтение­«спринт»; и) жужжащее чтение; к) скачкообразное чтение «Кенгуру». И т.д. IV. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ 1. Чтение слова с разными оттенками интонации. 2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. 3. Упражнения для дыхания. 4. Упражнения для развития голоса. 5. Упражнения для дикции. 6. Чтение небольших стихов, например: Кто на льду меня догонит?  Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие коньки. 7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста. 8. Чтение по ролям, в лицах. 9. Использование «памятки»: а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении; б) читай четко слова и окончания; в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения

Методические рекомендации по развитию правильного навыка чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017