Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Взрослым
07.05.2018
Методические рекомендации Организация и проведение практических занятий учебной дисциплины Социальная психология разработаны в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008, ФГОС СПО и рабочей программой учебной дисциплины для специальностей 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 22.02.06 Сварочное производство, 09.02.05 Прикладная информатика в экономике. Практические занятия направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СМК ДП 4.2.32.016
Управление документацией
Рег. № ____
Экз. № __
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса»
_______________ /Д.А Мартынов/
«____» _____________ 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система менеджмента качества
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
НД
Версия № 2
Введено с
«___»___________20____г.
Количество листов: 36 Информационные данные
Холмск
2016 г.
1.Методическая инструкция разработана – зам.директора по НМР В.Г.Сафиной
2. Инструкция соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части
требований к построению, изложению, оформлению, обозначению
организационными нормативными документами системы менеджмента качества.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. Методическая инструкция является интеллектуальной собственностью
ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» и не может
быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано и распространено в
любом виде вне ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и
сервиса» без разрешения высшего руководства ГБПОУ «Сахалинский техникум
отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
Экз № 2
ЦМК профессионального цикла
Экз № 3
Библиотека
Экз № 4
Методический кабинет
.
2 ПРИНЯТО
ЦМК Общественных дисциплин
протокол №от «» 2016 г.
Председатель ЦМК
__________________Л.И.Давыденко
(подпись)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР
_____________ В.Г. Сафина
(подпись) (И.О.Ф)
«____»______________ 2016 г.
(И.О.Ф)
Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС СПО
и рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.04 Социальная психология
для специальностей 19.02.10, 23.02.03, 22.02.06, 09.02.05 (объем практических
занятий 10 часов).
3 Содержание
Пояснительная записка
Общие методические указания к проведению практически занятий
Практическое занятие №1
Практическое занятие №2
Практическое занятие №3
Практическое занятие №4
Практическое занятие №5
Особенности оценивания студентов на практических занятиях
4 Пояснительная записка
В настоящее время предприятия отраслевых технологий и сервиса
испытывают потребность в специалистах нового типа, способных в полной мере
реализовать свой потенциал, умеющих работать в новых экономических условиях,
быстро реагирующих на изменения технического и технологического процессов.
В силу этого система профессионального образования призвана обеспечить
высокий личностный уровень овладения специальностью, что должно позитивно
отразиться в формировании установки будущего специалиста на успешную
профессиональную деятельность, ответственное отношение к ней.
Таким образом, профессиональная готовность будущих технологов,
техниковпрограммистов, специалистов сварочного производства – это
интегративное качество личности, развитие которого является результатом
целенаправленной профессиональной подготовки средствами гуманитарных,
естественнонаучных и специальных ресурсов, включающей в себя совокупность
специальных профессиональных знаний, умений, навыков и необходимых
личностных качеств,
обязанности на железной дороге.
позволяющих эффективно выполнять служебные
Социальная психология по праву занимает значимое место на всех уровнях
современного образования и представляет собой область психологии, которая
рассматривает такие закономерности:
взаимодействия людей в социальной организации;
взаимосвязи людей, занятых совместной деятельностью;
5 изменения нравственнопсихологических условий в коллективе.
Подготовка специалиста не может соответствовать современным
требованиям, если он овладел только теоретическими знаниями и умениями, но у
него не развита готовность к практической деятельности.
Практические занятия являются важным и необходимым этапом
подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности.
В качестве основных целей практических занятий учебной дисциплины
социальная психология, можно выделить следующие: вопервых, практические
занятия должны помочь студентам лучше осмыслить теоретический материал,
систематизировать и структурировать полученную на лекциях информацию,
сформировать понятийный аппарат, необходимый для осмысления основных
социальнопсихологических проблем. Вовторых, на практических занятиях
студенты должны учиться связывать теоретический материал с социально
психологическими явлениями повседневной жизни, формировать навыки
психологического анализа социальной реальности, развивать умения анализа
своих социальнопсихологических характеристик и особенностей поведения,
позволяющих во всех областях профессиональной деятельности формировать
соответствующий уровень культуры. Таким образом, практические занятия
направлены на формирование следующих ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
6 ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команд, за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологии в
профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Осуществлять руководство выполняемыми работами, вести отчетную и
техническую документацию.
Методические рекомендации предназначены для преподавателей
общественных дисциплин, а также педагоговпсихологов и могут быть
использованы при планировании, организации и проведении занятий для
специальностей технического обслуживания и ремонта автомобильного
транспорта; технологии продукции общественного питания; сварочного
производства и прикладной информатики в экономике.
Предлагаемые методические рекомендации разработаны на основе рабочей
среднего
программы учебной дисциплины «Социальная психология»
в соответствии
профессионального образования базовой подготовки
федерального государственного образовательного стандарта специальностей
19.02.10, 22.02.06, 19.02.10, 23.02.03.Объем учебного времени 10 часов.
содержание, пояснительную записку,
Рекомендации содержат:
общие
методические указания к проведению практических занятий, описание активных
методов обучения, планы проведения практических занятий, психологическое
анкетирование, задания для самостоятельной работы студентов, особенности
оценивания студентов, перечень рекомендуемой литературы.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
7 применять техники и приемы эффективного общения в
уметь:
профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
механизмы взаимопонимания в общении;
виды социальных взаимодействий;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Общие методические указания к проведению практических занятий
Практические занятия по дисциплине «Социальная психология» в форме
тренинга, деловых игр, дискуссий рекомендуется проводить в изолированных,
просторных и комфортных помещениях для работы группы, при наличии
достаточного количества стульев, с использованием аудиомагнитофона,
компьютера, магнитной доски (для размещения рисунков, плакатов).
Темы практических занятий соотносятся с темами лекций. Содержание учебной
дисциплины «Социальная психология»согласно рабочей основной
профессиональной образовательной программы поделено на разделы:
Раздел 1 Введение в предмет социальной психологии
Раздел 2 Закономерности общения и взаимодействия
Раздел 3 Социальная психология групп
Раздел 4 Социальная психология личности
8 Раздел 5 Психология профессионального становления
Каждая методическая разработка практического занятия по отдельной теме
имеет единую и четкую структуру, включающую следующие части:
I.Организационный этап;
II. Основной этап;
III. Заключительный этап.
В соответствии с современными требованиями к методическому обеспечению
учебной дисциплины в содержательной части каждой методической разработки
занятия, кроме указанных разделов, выделен еще один раздел: «Задания для
самостоятельной работы».
В
методической разработке расписаны
внеаудиторные задания студентам, от качества выполнения которых, во многом
зависит успешность освоения учебной дисциплины, поскольку внеаудиторная
(самостоятельная) работа студентов наряду с лекционными и практическими
занятиями является полноценным и обязательным видом учебнопознавательной
деятельности.
Для поддержания интереса студентов к изучаемой дисциплине и их активности
на протяжении всего занятия используются различные методы, такие как:
Активные методы обучения
познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной
это способы активизации учебно
мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
Подобные методы это обучение деятельностью. Именно в активной
деятельности, направляемой преподавателем, обучающиеся овладевают
необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной дея
тельности, развиваются творческие способности.
Метод «Мозгового штурма»,в основе которого лежит свободное высказывание
участниками самых разных идей, которые могут способствовать разрешению
проблемы, например, производственной. Использование этого метода весьма
9 целесообразно для достижения цели формирования коммуникативной культуры
студентов.
Имитационные упражнения, целью которых является предоставление
студентам возможности в творческой обстановке закрепить те или иные навыки,
акцентировать внимание на какомлибо важном понятии, категории, законе. В
условии данных упражнений должно содержаться обязательное противоречие
элемент проблемности.
Деловая игра – метод стимулирования мышления студентов, через проявление
самостоятельности, творческого потенциала в процессе обучения, приближение
студентов к профессиональной практической деятельности. Социальная
значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач
активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы
общения.
Психологический тренинг — это особая форма групповой работы. В процессе
тренинга участники обучаются новым навыкам, осваивают и осознают свои
психологические ресурсы. Главная особенность тренинга заключается в том, что
обучающиеся занимают активную позицию, а усвоение навыков происходит в
процессе проживания, личного опыта поведения, прочувствования.
Обычно к основным методам тренинга относят групповую дискуссию, игровые
методы, то есть ролевую и деловую игру, и психогимнастику.
Тренинг это образовательная деятельность, которая соответствует стандартам
образовательной деятельности и включает следующие этапы:
1. Постановка проблемы. Осознание проблемы.
2. Розыгрыши, проживание ситуации. На данном этапе увеличивается
количество вопросов для обсуждения.
3. Осмысление и анализ происшедшего. Здесь задача уйти от теоретизирования
вообще и сориентировать на реальные практические выводы и задачи.
4. Постановка конкретных учебных задач, плана действий.
10 5. Когда поставлена задача, проходит отработка нужных умений в играх,
дискуссиях упражнениях.
6. Ориентировка на закрепление полученных навыков в жизни. Система
домашних заданий с дополнительными упражнениями для качественного
результата.
Для активизации обучающихся при провидении тренинга применяются
различные энергизаторы упражнения для разрядки, снятия напряжения,
повышения энергетического потенциала учащихся на занятии, основная цель
которых–активизировать деятельность учащихся, настроить на положительные
эмоции, стимулировать активность обучающихся, способствовать профилактике
утомляемости, поддержать работоспособность студентов.
Практическое занятие №1
Тема: Невербальное общение
Тип занятия: Урок формирования умений и навыков
Форма занятия: тренинг
Цель занятия: изучение особенностей системы невербальной коммуникации в
процессе совершенствования навыков общения и взаимодействия учащихся друг
с другом.
Формирование компетенций ОК 13, ОК 59.
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного
общения через игровые компоненты и технику активного взаимодействия.
Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является
возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с
окружающими и скорректировать свое общение.
I Организационный этап (5 минут)
Приветствие, работа с журналом;
Сообщение цели, постановка учебных задач;
мотивация студентов на изучение материала;
11 II Основной этап
Актуализация знаний через фронтальный опрос (6 минут):
Общение – это сложная форма социальной активности.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми,
который включает в себя обмен информацией, выработку взаимодействия,
восприятие и понимание людьми друг друга.
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене
информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств,
представленных в какойлибо знаковой форме.
Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация
и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают
эмоциональные состояния партнёров по общению.
1)Упражнение "Визуальное вчувствование" (10 минут)
Назначение: совершенствование перцептивных навыков восприятия и
представления друг друга.
Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на
лица остальных участников, и через 23 минуты все должны закрыть глаза и
попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 12 минут
нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить.
После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет
упражнение. При этом каждый из участников должен постараться воспроизвести
в памяти как можно большее количество лиц партнеров.
Рефлексия: как это упражнение связано с темой нашего занятия?
2)Упражнение "Через стекло" (15 минут)
Назначение: формирование взаимопонимания партнеров по общению на
невербальном уровне.
12 Участникам предлагаются карточки со словами, которые им необходимо
передать, как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют
понятое.
Степень совпадения переданного и записанного текста свидетельствует об
умении устанавливать контакт, о наличии творческих способностей.
Рефлексия: почему не все смогли легко показать понятие, что могло повлиять на
демонстрацию?
3)Упражнение “Угадай эмоцию”(10 минут)
Назначение: стимулирование внимания участников, вовлечение их в совместную
деятельность, развитие эмпатии (способности к сопереживанию).
Преподаватель подготавливает картинки с изображением разных эмоций
(радость, грусть, гнев, удивление, страх, равнодушие и т.п. Рис.1)
Студенты встают в круг. Преподаватель включает музыку или хлопает в ладоши,
если музыки нет. Участники передают картинки по кругу друг другу. Когда
ведущий останавливает музыку или хлопанье, человек, которые держит
картинки, угадывает какая эмоция перед ним, если он затрудняется ответить,
группа может помочь. Для продолжения движения эту картинку убирают. Игра
может иметь разные варианты, разные картинки.
Рисунок 1
4)Упражнение "Передача движения по кругу" (15 минут)
Назначение:
13 совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном
уровне;
развитие воображения и эмпатии.
Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с
воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед
повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и
возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый
из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После
обсуждения упражнение повторяется еще раз.
Энергизатор «Дождик» (5 минут)
Ориентирован на тренировку внимания. Учитель показывает, все повторяют.
1. Потираем ладошки (шуршат листья)
2. Щелчки пальцев (первые капли дождя)
3. Хлопаем в ладоши (идет сильнее)
4. Топаем ногами (гремит гром)
5. Хлопаем в ладоши (идет дождь)
6. Щелчки пальцев (дождь стихает)
7. Дождь закончился и появилось солнышко! (руками делаем круг сверхувниз)
5)Упражнение «Всеобщее внимание» (10 минут)
Назначение: формирование навыков взаимодействия учащихся друг с другом и
координации собственного поведения в определенных условиях.
Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми
средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно
привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее
выполняют все участники.
Рефлексия: (5 минут)
14 Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?
Наш тренинг подходит к концу.
III Заключительный этап (15 минут)
обсуждение
подведение итогов занятия: «Давайте ещё раз определим, что мы
обсуждали...», «Что уносите с собой?»
6)Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока
я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».
Задания для самостоятельной работы (для проработки, запоминания и
усовершенствования словарного запаса по теме) – составление кроссворда
«Коммуникативная сторона общения».
Практическое занятие № 2
Тема: Технологии эффективной коммуникации
Тип занятия: Урок формирования умений и навыков
Вид занятия: практическое занятие с применением метода «мозгового
штурма»
Цель занятия: формирование навыков эффективного общения.
Формирование компетенций ОК 19.
IОрганизационный этап (2 минуты)
Приветствие, работа с журналом;
Сообщение цели, постановка учебных задач;
мотивация студентов на изучение материала;
15 II Основной этап
Актуализация знаний через фронтальный опрос (6 минут):
В процессе общения этой специфической формы взаимодействия человека с
другими людьми происходит взаимный обмен деятельностями, их способами и
результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами.
Эффективность общения
обусловлена индивидуальноличностными и
социальнопсихологическими условиями. К первой группе можно отнести
следующие:
1. Ясное понимание людьми целей общения;
2. Наличие у них соответствующих мотивов;
3. Владение вербальными и невербальными средствами общения;
4. Сформированность у общающихся коммуникативных навыков и умений, а
именно: адекватно воспринимать партнера по общению, устанавливать контакт,
возбуждать интерес, четко и понятно излагать свои мысли, слушать, убеждать,
опровергать и побуждать к необходимым действиям своего собеседника.
Ко второй группе предпосылок и условий относятся: адекватное
взаимовосприятие, психологический контакт как двухсторонняя связь между
общающимися, интерес, взаимопонимание, взаимная удовлетворенность и
взаимное содействие в достижении целей.
Немаловажное значение при этом имеют позиции, которые занимают партнеры в
процессе диалога.
В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно
сказать поразному.
1)Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)
Назначение: формирование взаимопонимания партнеров по общению на
невербальном уровне, совершенствование эмоционального чувствования
окружающих и самих себя.
16 Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не
показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией,
соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные
отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».
Список эмоций:
Радость.
Удивление.
Сожаление.
Разочарование.
Подозрительность.
Грусть.
Веселье.
Холодное равнодушие.
Спокойствие.
Заинтересованность.
Уверенность.
Желание помочь.
Усталость.
Волнение.
Энтузиазм.
Рефлексия: (5 минут)
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с
первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
2)Упражнение «Завтрак с героем» (60 минут)
Назначение: формирование умений четко выражать собственное мнение,
усвоение особенностей взаимодействия людей в процессе отстаивания личного
мнения и принятия позиций других.
Необходимый материал: бумага, карандаши.
Данное упражнение проводится с применением метода «мозгового
17 штурма» коллективного метода решения задач, с эффектом увеличения
силы решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного"
ума) и возможности развития идей друг друга.
Ведущий дает тему для обсуждения: Как можно убедить человека в чемлибо?
Дается возможность высказаться желающим, с актуализацией пройденного
материала и выдвижением различных идей, которые записываются на доске.
После студентам предлагается обсудить эти идеи, представляя различные
аргументы и отобрать наиболее приемлемые.
Для более практической отработки отобранных решений студенты делятся на 2
группы: «собеседники» и «аналитики».
Задача для «собеседников»: представьте себе следующую ситуацию у каждого
из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это
может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или
обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какойто момент
его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и
почему.
Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре
надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться, пользуясь
отобранными в группе идеями. На дискуссию у вас 2 минуты.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо
выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают
одного героя.
А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.
Задача для «аналитиков»: внимательно наблюдать за разговором, за способами
убеждения в процессе общения, за поведением участников.
Рефлексия: (10 минут)
Для «собеседников»
18 Почему остался именно этот герой?
Какие способы убеждения оправдали ваши ожидания?
Легко было уступать и почему вы уступали?
Для «аналитиков»
Какими способами пользовались наши собеседники?
Изменялось ли поведение собеседников в зависимости от обсуждения?
Что можно было изменить в процессе убеждения для повышения
эффективности?
Итак, какие способы убеждения наиболее продуктивны, какие существуют
способы эффективности общения?
Энергизатор «Делай так!» проводится для сплочения, смягчения негативных
эмоций, создания игровой атмосферы (2 минуты) преподаватель говорит и
показывает, студенты повторяют:
Если весело живется, хлопай так – раз, два!
Если весело живется, топай так – раз, два!
Если весело живется, машем так – раз, два!
Если весело живется, смотрим – раз, два!
Если весело мы друг другу улыбнемся!
Если весело живется, хлопай так – раз, два!
III Заключительный этап
Подведение итогов занятия (5минут) через фронтальный опрос: что необходимо
для эффективного общения, на что люди обращают чаще всего внимание в
процессе общения, сложно ли отстаивать свое мнение?
Задания для самостоятельной работы (закрепление знаний по теме,
проведение самоанализа) – заполнение таблицы «Мои проблемы общения и
техники повышения эффективности».
Практическое занятие №3
19 Тема: Искусство разрешения конфликтов
Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений
Форма занятия: дидактическая игра
Цель занятия: изучить структуру конфликтного взаимодействия; отработать
навыки разрешения конфликтных ситуаций; способствовать развитию
творческих способностей; развивать умения коллективной работы.
Формирование компетенций ОК 28.
Данное занятие проводится в форме дидактической игры. Методика игр
позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения
анализировать, принимать решения, общаться.
I Организационный этап (5 минут)
Приветствие, работа с журналом;
Сообщение цели, постановка учебных задач;
мотивация студентов на изучение материала;
II Основной этап
Повторение материала прошлого занятия – фронтальный опрос (5 минут):
«Какие виды взаимодействий вы знаете?»
«Что такое конфликт?»
«Что происходит при динамическом развитии конфликтной ситуации?»
Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта» (60 минут)
Назначение: Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной
ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений
принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в
конфликтном взаимодействии.
Порядок проведения игры
Подготовительный этап. Перед занятием обучающимся выдают задание и
установку на подготовку к игре. Обучаемые самостоятельно должны
20 проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием
или которые они наблюдали, а также продумать способы выхода из подобных
конфликтов.
Оценка глубины конфликта
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5
Стороны не осознают причину
конфликта
Причина конфликта имеет
материальный характер
1. Стороны осознают причину
конфликта
2. Причина конфликта имеет
эмоциональный характер
3. Цель конфликтующих —
устремленность к социальной
справедливости
4. Есть общая цель, к которой
стремятся все
5. Сферы сближения выражены 1 2 3 4 5 Сферы сближения не выражены
1 2 3 4 5 Общей цели нет
1 2 3 4 5
конфликтующих
Цель
получение привилегий
—
6. Сферы сближения касаются
эмоциональных проблем
1 2 3 4 5
Сферы сближения касаются
материальных
(служебных)
проблем
Лидеры мнений не
7.
выделяются
8.
В процессе общения
оппоненты придерживаются
норм поведения
1 2 3 4 5
Замечено влияние лидеров мнений
1 2 3 4 5
В процессе общения оппоненты не
придерживаются норм поведения
В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта,
улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте
представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к
конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность
каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов
левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки
каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет
свидетельствовать о глубине конфликта.
Оценка результатов
21 Сумма баллов, равная 35–40, свидетельствует о том, что конфликтующие
заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.
Сумма баллов, равная 25–34, указывает на колебания в отношениях
конфликтующих сторон.
Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
если вы менеджер, то:
— при сумме баллов 35–40 вы должны выступать в роли обвинителя и для
разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к
административным мерам, следует предпринять меры по разъединению
конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними для снижения
накала борьбы между ними;
— при сумме баллов 25–34 вы должны выступать в роли консультанта и для
разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к
психологическим мерам, перевести конфликт в конструктивную фазу;
— при сумме баллов менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя и в
этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать
педагогические меры, можно активизировать усилия по подготовке
конструктивного решения.
Разыгрывание игровых конфликтов и обсуждение решений проблемных
ситуаций в группах. Студенты разбиваются на игровые группы по 3 человека. В
каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — роль
менеджера (в ходе игры студенты меняются ролями). Рассмотрение основных
стратегий поведения в конфликтных ситуаций согласно раздаточного материала.
III Заключительный этап
Подведение итогов занятия: Специфика социальнопсихологической точки
зрения на конфликт, заключается в одновременном анализе двух составляющих:
самой конфликтной ситуации
ее представленности в сознании участников конфликта.
Стратегии поведения в конфликте могут быть: противоборство, уклонение,
приспособление, компромисс, сотрудничество.
22 Алгоритма поведения в конфликте не существует и необходимо анализировать
ситуацию в целом.
Практическое занятие № 4
Тема: Развитие лидерских качеств
Тип занятия: Урок формирования умений и навыков
Вид занятия: дискуссия с элементами имитационных упражнений
Цель занятия: стимулировать учащихся к смене форм поведения, согласно
творческого задания, формировать навыки самопознания.
Формирование компетенций ОК 19, ПК 4.2
Для активизации дискуссии несколько учеников еще до ее проведения получают
задание подобрать материалы по теме, которые могут быть зачитаны в процессе
обсуждения.
I Организационный этап (3 минут)
Приветствие, работа с журналом;
Сообщение цели, постановка учебных задач;
мотивация студентов на изучение материала;
II Основной этап
Лейтмотивом данного занятия является вопрос, «Какими качествами обладает
лидер и можно ли стать лидером?», что и становится темой дискуссии.
Подготовленные студенты зачитывают материал на тему (20 минут).
Для оживления общения в группе и создания доверительного отношения
студентов проводится упражнение
1)Упражнение «Контакты» (25 минут)
Назначение: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с
людьми.
Студенты встают в два круга друг перед другом, в виде карусели. Педагог
предлагает студентам разыграть некоторые ситуации, меняясь партнером в
23 процессе общения со сменой игровых ситуаций.
Примерные ситуации:
«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень
понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы
раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта,
приветствие и проведение беседы – 23 минуты».
Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить
начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.
Эти правила распространяются и на следующие ситуации:
«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным
киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь
это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.
«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И
вот вы подошли к отцу (матери)».
«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной
обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше
сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай
представился: вы одни, никого рядом нет».
Примечание:
педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как они вступают в
контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют,
как поддерживают разговор и заканчивают беседу;
после очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет
конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники
играют роль родителей, во внутреннем – детей;
Рефлексия:
В какой роли было проще общаться, когда чувствуется уверенность, какая
ситуация более понравилась?
24 Не зная себя очень трудно строить самого себя, а в конечном итоге влиять на
свою собственную жизнь.
Поэтому далее обучающимся предлагается составить карту самопознания,
познать в себе то, что требуется для сегодняшней жизни и для принятия
решений своего будущего. То есть, о какомто минимуме знаний о самом себе.
Тех, которые необходимы для регулировки своего поведения сегодня. Знаний,
помогающих строить свои отношения с окружающими и с самим собой. Таких
знаний о себе, без которых невозможно реально планировать свою будущую
жизнь и уже сегодня чтото делать для реализации этих планов.
Карта самопознания составляется согласно предлагаемой форме на
подготовленных бланках (30 минут).
Карта самопознания
1. "Кто Я ?, Какой Я ?”
Самопознание начинается с вопроса " Кто Я?, Какой Я?". Попробуй в этом
задании ответить самому себе разными ответами, начиная с каждой строки: " Я
. . . . . . . . . . ”. Эти ответы могут отражать твои чувства, взаимоотношения
разными людьми, черты характера привычки и т. д. Укажи те характеристики,
которые являются действительно важными для тебя, и потеря которых
превратит тебя совсем в другого человека. Отвечай на вопрос быстро, записывай
характеристики в той форме, в какой они приходят в голову.
Я_________________________________________________
А теперь посмотри, удалось ли тебе с помощью данных характеристик дать
описание своей личности.
2. Дополни предложения.
Место жительства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
Адрес. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
Моя учеба в техникуме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Любимые уроки. . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25 Мои занятия. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мои друзья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мои достоинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мои недостатки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мои качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
3. Качества: МОИ МОИ
положительные качества недостатки
1_______________________ 1__________________________________
2____________________________ 2_______________________________
3___________________________ 3_______________________________
4___________________________ 4_______________________________
5_____________________________ 5_______________________________
6____________________________ 6_______________________________
7___________________________ 7_______________________________
8__________________________ 8_______________________________
9__________________________ 9_______________________________
10____________________________ 10______________________________
Отметь крестиком (х) справа недостатки, от которых ты хотел (а) бы
избавиться.
4. "Каким мне хотелось бы быть?"
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, подумай, чем тебе хочется заняться в
разных сферах жизни, к каким группам людей принадлежать, какие иметь
человеческие качества и чувства.
Подумай, какие из указанных качеств достижимы для тебя при условии, что ты
будешь целенаправленно их развивать. Каждое такое качество отметь крестиком
на короткой строке. Но задумайся над восточной мудростью: " Не будь слишком
сладким чтобы тебя не съели, не будь слишком горьким как бы тебя не
выплюнули".
26 5. "Ассоциации"
Выполняя это задание ,надо проявить творчество. Представь себе:
а) если бы ты был животным, то каким . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
б) если бы ты был растением, то каким . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
в) предметом мебели. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. "Ты умеешь?"
Для того, чтобы результаты твоей деятельности были успешными и приносили
тебе удовольствие, ты должен обладать определенными умениями. Ты их
найдешь в предложенном ниже списке. Под списком указаны баллы, по которым
необходимо работать с этим списком.
выделить в информации главное и существенное
определить признаки главного;
выражать информацию в схеме и таблице
делать сравнения, сопоставления
делать выводы при ответе
пользоваться справочной, дополнительной литературой;
строить связанный рассказ по учебному материалу
высказывать свое отношение к фактам и событиям
самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них;
выполнять задания творческого характера
работать на уроке за единицу времени
находить способы демонстрации знаний на практике
Баллы:
1. не умеешь
2. умею иногда
3. умею с чьейто помощью
4. умею, но в зависимости от сложности материала
27 5. – умею всегда
7. "3ачем Я? Чего я хочу?"
Стремление найти смысл жизни это духовная потребность человека, этим он
отличается от животных, без этого человек чувствует себя как в вакууме.
А теперь определи, что для тебя важнее всего в жизни. Для этого
предоставляются 10 перечисленных в случайном порядке. Расположи их по
степени значимости.
Сначала выбери самую важную для тебя жизненную ценность и поставь передней
цифру 1. затем 2 и т. д. Но сначала прочитай весь список и подумай о разных
ценностях. Нет хороших и плохих ценностей, порядок ценностей должен
отражать то, что ты сам (а) думаешь.
самоуважение,
сознание собственной ценности активная жизнь,
богатая впечатлениями настоящая любовь
переживания прекрасного в искусстве интересная работа
удовольствия
спокойная жизнь материальная обеспеченность
жизнь с комфортом
крепкая семья
забота о близких людях
здоровье
забота о нём дружба
общение интересными людьми
Ты получил знания о самом себе, теперь зависит от тебя, как ты этим
воспользуешься, ведь стремление к цели есть путь к счастью.
III Заключительный этап (10 минут)
Подведение итогов занятия:
Что сегодня мы узнали?
28 Какими качествами обладает лидер группы?
А каждый из нас обладает такими качествами?
Зачем вы провели такой самоанализ?
Раздаточный материал: бланки «Карта самопознания» по количеству учеников.
Задания для самостоятельной работы (самостоятельная работа с
материалом) – составление структурнологической схемы «Динамические
процессы в малой группе».
Практическое занятие № 5
Тема: Личность и социальная установка
Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений
Вид занятия: урок самооценок
Цель занятия: стимулирование обучающихся к осмыслению собственного
внутреннего мира, осознание своих качеств, формирование позитивного
мышления.
Формирование компетенций ОК 110.
I Организационный этап (2 минут)
Приветствие, работа с журналом;
Сообщение цели, постановка учебных задач;
Мотивация студентов на изучение материала;
II Основной этап
Социализация личности – это процесс превращения индивида в человека и
личность, процесс формирования личности в определенных социальных
условиях, процесс усвоения человеком социального опыта в ходе которого
человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации.
Энергизатор “Разгоняем паровоз...” (3 минуты)
Упражнение помогает сплочению, ощущению общности группы, тренирует
внимание, координацию.
Участники передают по кругу по два хлопка в ладоши, постепенно уменьшая
интервалы между хлопками до команды ведущего, затем – обратный процесс.
29 1)Упражнение «Цепочка ассоциаций».
Назначение: раскрытие внутреннего мира участников через ассоциации на
значимые для них понятия, более глубокое проникновение во внутренний мир
партнеров. Ведущий, бросая мяч комуто из группы, называет понятие, которое
обозначает эмоциональное состояние человека или его личностное качество
(доброта, обида и т.д.). Следующий, перебрасывая мяч дальше, называет свою
ассоциацию на это понятие. Мяч может сделать один или несколько кругов.
2)Метод «Пустой стул» (4050 минут)
Назначение: расширить представления студентов по обсуждаемой теме;
обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную
тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.
Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.
Ход занятия:
Педагог выбирает 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на
обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание
записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя
круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с
содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с
которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые
группы для дискуссии.
Каждая группа в течение 1015 минут обсуждает содержание высказывания,
фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.
После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на
который садится представитель группы, чтобы высказать совместно
выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время
выступления – 12 минуты.
Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может
продолжить обсуждение, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами
30 позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того
чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед
его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.
Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести
итоги работы групп.
Примечание: при наличии у студентов затруднений в определении своей
позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое
согласуется с его убеждениями;
при большом количестве студентов в малых группах и желании активного
участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления
представителей команд.
3)Упражнение «Псевдоним» (10 минут)
Назначение: осознание своих внутренних качеств через ассоциацию,
формирование позитивного мышления, изменение излишне критичности по
отношению к себе.
Участники сидят в кругу. Каждый выбирает себе «псевдоним», например,
название животного. По очереди участники сообщают свой псевдоним соседу,
должен объяснить этот выбор, на что сосед должен сделать комплимент.
4)Упражнение «Карта моей души»(20 минут)
Назначение:Знакомство с собой, формирование навыка глубокого и позитивного
отношения к своей личности.
Материалы: Бумага (бланки), фломастеры.
Участникам дается инструкция нарисовать карту своей души, представив ее
произвольным образом (например, в виде земного шара, материка, острова или чего
то еще). Необходимо дать названия объектам, находящимся на карте. Затем рисунок
показывается группе, участник рассказывает о своем рисунке.
Упражнение дает возможность побыть с самим собой и направлено на
формирование «Яконцепции», более глубокого отношения друг к другу.
31 Примечание: Упражнение способствует снятию напряжения, сплочению и
бережному отношению друг к другу, осознанию ценности каждого.
III Заключительный этап
Подведение итогов занятия (5минут) через фронтальный опрос: что такое
социальная установка, как она влияет на наше общение, насколько проявляется
при формировании Личности?
Задания для самостоятельной работы (самостоятельная работа с
материалом) – составление конспекта «Подходы к пониманию «Я
концепции», подборка тестовых методов изучения личности.
Тезисы для дискуссии
1. Истинная дружба — одна из тех вещей, о которых, как о гигантских
морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или гдето
существуют.
2. Современный человек вынужден больше скрывать, поэтому можно
говорить о дружбе по симпатии, по интересам, по жизненному опыту.
3. Ищущий себе идеального друга останется без друзей.
4. Искренность отношений, правда в общении — вот дружба.
Особенности оценивания студентов на практических занятиях
В рамках учебных занятий осуществляется текущий контроль и оценка знаний,
умений и навыков студентов. В соответствии с традиционной системой
образования Российской Федерации применяются следующие оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Формы
текущей проверки и типы отметок могут определяться преподавателем.
При проведении практических занятий преподаватель ведет поурочное
оценивание, представляющее собой вид текущего оценивания знаний
учащихся.При правильной организации и четком определении критериев для
оценки оно ориентирует, контролирует и стимулирует учащихся к регулярной
активности.
Практические занятия, которые приведены выше, позволяют нам
32 использовать несколько основных методов оценки, о которых учащиеся
предупреждаются в начале каждого занятия:
1. Устный опрос – метод, который позволяет оценить полноту и
содержательность ответов, умение стилистически и грамотно правильно
оформить ответ, а также позволяет преподавателю задавать уточняющие
вопросы по содержанию излагаемого материала, которые выявляют
осмысление его понимание студентом.
2. Практические задания, предполагающие как выполнение алгоритмов
действий (заполнение таблиц), так и отражение творческого подхода к
заданию (написание реферата, рисунка и т.д.)
3. Беседа – метод, который выявляет уровень овладения знаниями (старыми
и новыми), оценивает логичность и последовательность суждений, умение
делать выводы.
На занятиях по психологии личностногоориентированного типа оценка
знаний студентов осложняется тем, что невозможно придерживаться четких
принципов оценки, так как не существует достаточно объективных и
валидных критериев развития личностного роста. На таких занятиях
становится главным принцип объективности преподавателя. Поэтому
рекомендуется придерживаться нормативного оценивания,
которое
подразумевает контроль и сравнение полноты, точности и глубины
демонстрируемых знаний учащихся, их уровня организованности и
активности:
количество правильных ответов,
наличие дополнений к ответам других,
выполнение заданий,
заинтересованность в результате,
осмысление материала.
33 Список использованной литературы
Дубровина И.В.
1.
Психология: учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан.
2е изд. М. : АКАДЕМИЯ, 2002. 464 с.
2.
Морозов А.В.
Социальная психология: учебник/ А.В. Морозов. – 3е изд. – М.:
Академический проект, 2008. – 335 с.
Немов Р.С.
3.
Психология: Кн. 1. Основы общей психологии / Р. С. Немов. 4е изд.
М.: Владос, 2000. 688 с. Рекомендовано Министерством образования
РФ в качестве учебника для студентов высших педагогических заведений.
Немов Р.С., Алтунина И.Р.
4.
Социальная психология: краткий курс./ Р.С. Немов, И.Р. Алтунина.
СПб.: Питер, 2008. 208 с.
5.
Пономаренко Л.П.
Психология для старшеклассников: учебное пособие / Л. П.
Пономаренко, Р. В. Белоусова. М. : Владос, 2001. 192 с.
6.
Психология и педагогика: учебник для бакалавров / ред. П. И.
34 Пидкасистый. 3е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 724 с.
Рекомендовано Учебнометодическим объединением по специальности
педагогического образования в качестве учебника.
7. Свенцицкий А.Л.
Социальная психология: учебник / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект,
2003. 336 с.
8. Планирование и организация учебного занятия в условиях реализации ФГОС
нового поколения: методическое пособие / Т.В. Перелыгина, Т.Ю. Мартынова,
Е.А. Карпова – УланУдэ, 2013. – 79 с.
35
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Методические рекомендации по выполнению практических работ по социальной психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.