Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Биология»

  • Лабораторные работы
  • doc
  • 06.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Биология» предназначены для студентов всех специальностей и профессий технического профиля учреждений СПО. Они предусматривают формирование у них таких универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, как умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, умение находить и использовать информацию из различных источников.
Иконка файла материала практич. работа биология.doc

 

 

Министерство образования  и молодежной политики Ставропольского края

ГБПОУ  «Ставропольский  региональный многопрофильный колледж»

 

 

 

 

Марина 21

 

 

 

 

 Методические рекомендации по выполнению практических  работ   по учебной дисциплине  

 «Биология»

 

 

 

 

Кафедра математических и

естественно научных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2016

 

 

 

 

Разработала: преподаватель биологии   Ракчеева Наталия Александровна

 

 

Практические работы  способствуют тому, что  обучающиеся  лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды.  

        Практические работы развивают познавательные процессы, интеллектуальные и творческие интересы у обучающихся. Они предусматривают формирование у  них таких универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, как умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, умение находить и использовать информацию из различных источников.

      Методические указания  рассмотрены  и утверждены на заседании кафедры       математических и естественнонаучных дисциплин ГБПОУ СРМК.

 

      Рекомендованы к использованию при изучении  дисциплины «Биология » в учреждениях НПО и СПО научно-методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.      Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки……………………………………………………………………………………….4

 

  1. Практическая работа №2 Схема поведения хромосом в процессе митоза и мейоза…. 6

 

  1. Практическая работа №3. Решение генетических задач»……………………………….8

 

Литература……………………………………………………………………………….........9

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки

 

Цель занятия: сформировать  умения  распознавать органоиды  растительных, животных  и бактериальных клеток;  находить особенности строения различных организмов, сравнивать их между собой.

 

Оборудование: компьютер, проектор, таблица “Строение животной и растительной клетки”, презентация (в программе Power Point).

 

Вопросы для самоподготовки:

1.Прокариотическая клетка.

2.Эукариотическая клетка.

3.Деление клетки.

4.Особенности строения и отличительные особенности растительной клетки.

5.Клеточная теория.

6.Неклеточные формы жизни – вирусы.

 

 Теоретическая часть:

 Растительные и животные клетки объединяются (вместе с грибами) в надцарство эукариот, а для клеток данного надцарства типично наличие мембранной оболочки, морфологически обособленного ядра и цитоплазмы, содержащей различные органоиды и включения.

По химическому составу микроорганизмы мало отличаются от других живых клеток.

  • Вода составляет 75-85% , в ней растворены химические вещества.
  • Сухое вещество 15-25%, в состав входят органические и минеральные соединения

Поступление в бактериальную клетку питательных веществ осуществляется  несколькими способами и зависит от концентрации веществ, величины молекул, рН среды, проницаемости мембран и др.       
По типу питания микроорганизмы делятся на:

  • автотрофы – синтезируют все углеродсодержащие вещества из СО2;
  • гетеротрофы – в качестве источника углерода используют органические вещества;
  • сапрофиты – питаются органическими веществами отмерших организмов;
  • паразиты – живу за счет органических веществ живой клетки.

 Общие признаки:

1.      Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра.

2.      Сходство процессов обмена веществ и энергии.

3.      Единство принципа наследственного кода.

4.      Универсальное мембранное строение.

5.      Единство химического состава.

5.     


Сходство процесса деления клеток.

 

http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy/img/bac_cell.gif

Схема строения растительной, животной и бактериальной  клетки

 

Ход работы:

Задание №1. Сравнить растительную и животную клетку, используя рисунки и текст учебника.  Заполнить таблицу «Сходство и различия растительной, животной бактериальной  клеток»

Органоиды

Растительная клетка

Животная клетка

Бактериальная клетка

Клеточная стенка

=+

       -

+

Цитоплазматическая мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

         -

Эпс

+

+

         -

Рибосомы

+

+

++

Лизосомы

+

+

         -

Пластиды

+

        -

         -

Кольцевая ДНК

        -

        -

+

Центральная вакуоль

+

        -

         -

Мелкие вакуоли

         -

+

         -

Органоиды движения

+

+

+

Митохондрии

+

+

          -

Центриоли

+

+

          -

Аппарат Гольджи

+

+

          -

 

 

 

Растительная клетка

Животная клетка

Бактериальная клетка

Размер

 

 

 

Форма

 

 

 

Клеточная стенка

 

 

 

Центриоли 

 

 

 

Положение ядра 

 

 

 

|Пластиды

 

 

 

Вакуоли

 

 

 

Включения         

 

 

 

Главный резервный                                  

питательный углевод

 

 

 

Способ питания

 

 

 

Способность к                                             

фотосинтезу

 

 

 

Синтез АТФ       

 

 

 

 

 

Вопросы:

 1.Сравнить клетку растения и животного. В чем сходства и различия?

 2.О чем  свидетельствуют сходства и различия в строении растительной и животной клетках?

 

Задание №2.

Пользуясь текстом, своими наблюдениями и рисунками выявить сходства и различия клеток -представителей различных царств живой природы. Вспомнить положения клеточной теории.

 

Вопросы:

1.Каковы положения клеточной теории?

2. Объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов?

 

Вывод:

1. Единый план строения клеток;

2. Сходство процессов обмена веществ энергии в клетки;

3. Кодирование наследственной  информации при помощи нуклеиновых кислот;

4.Единство химического состава клеток;

5. Сходные процессы деления клеток.

Это свидетельствует о единстве происхождения клеток.

Различия в строении указывают на разные функции клеток. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания.

 

 

 

 

 

Практическая работа №2  «Схема поведения хромосом в процессе митоза и мейоза»

 

Цель:  сформировать умения  последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза; сравнивать и  анализировать процессы  деления клеток.

 

 Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе Power Point),  модель-аппликация “Деление клетки. Митоз и мейоз” (демонстрационный и раздаточный комплекты); таблица “Митоз. Мейоз”.

 

Вопросы для самоподготовки:

1.половые, соматические клетки;

2.гаплоидный, диплоидный набор хромосом;

3.редукционное деление;

4.онъюгация хромосом;

5.кроссинговер.

 

Теоретическая часть:

Митоз — основной способ деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала.

Митоз представляет собой непрерывный процесс, в котором выделяют четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Перед митозом происходит подготовка клетки к делению, или интерфаза. Период подготовки клетки к митозу и собственно митоз вместе составляют митотический цикл.

Митотический цикл, митоз: 1 — профаза; 2 — метафаза; 3 — анафаза; 4 — телофаза.

Биологическое значение митоза. Образовавшиеся в результате этого способа деления дочерние клетки являются генетически идентичными материнской. Митоз обеспечивает постоянство хромосомного набора в ряду поколений клеток. Лежит в основе таких процессов, как рост, регенерация, бесполое размножение и др.

Мейоз — это особый способ деления эукариотических клеток, в результате которого происходит переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное. Мейоз состоит из двух последовательных делений, которым предшествует однократная репликация ДНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мейоз: 1 — лептотена; 2 — зиготена; 3 — пахитена; 4 — диплотена; 5 — диакинез; 6 — метафаза 1; 7 — анафаза 1; 8 — телофаза 1;

 9 — профаза 2; 10 — метафаза 2; 11 — анафаза 2; 12 — телофаза 2.

 

Биологическое значение мейоза. Мейоз является центральным событием гаметогенеза у животных и спорогенеза у растений. Являясь основой комбинативной изменчивости, мейоз обеспечивает генетическое разнообразие гамет.

 

Ход работы:

 

Задание №1. Провести сравнительный анализ  двух способов деления эукариотических клеток. Выявить черты сходства и разлития между митозом и мейозом.

Сравнение

Митоз

Мейоз

Сходство

 

 

 

 

Различия       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Задание №2. Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика хода митоза и мейоза”

 

Фазы клеточного цикла, ее итог    

Митоз

Мейоз

 

 

I деление           

II деление

Интерфаза:  синтез ДНК ,РНК , АТФ, белков , увеличение

количества органелл, достраивание второй хроматиды каждой хромосомы  

 

 

 

 

Профаза:

а) спирализация хромосом

б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата:расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления

 

 

 

Метафаза:

а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки;

б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам;

в) к концу метафазы – начало разъединения сестринских хроматид      

 

 

 

Анафаза:

а) завершение разделения сестринских хроматид;

б) расхождение хромосом к полюсам клетки       

 

 

 

Телофаза -формирование дочерних клеток:

а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом;

 

 

 

 

Общий вывод.

             

                         

Практическая работа №3. «Решение генетических задач»

 

Цель: сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом и  втором законах Г. Менделя;

 раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения  и закона расщепления; формировать умения пользоваться генетической символикой.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, электронные уроки виртуальной школы Кирилла

 и Мефодия «Моногибридное скрещивание его»; «Закономерности наследования»;

тексты и условия задач.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Что такое гибридизация? Как следует её проводить?

. Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности?

3) Какое скрещивание называют моногибридным?

4) Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах         Г. Менделя с горохом.

5) Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает?

6) Какой закон устанавливает правило распределения доминантных и рецессивных признаков в определенном числовом соотношении среди потомства?

 

 

Теоретическая часть:

 Первый закон Менделя – закон доминирования, закон единообразия гибридов первого поколения:

«При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (особи с однородной совокупностью генов, гомозиготные), отличающиеся друг от друга по одной паре альтернативных

признаков, все F1 единообразно и несет признак одного из родителей».

 

Второй закон Менделя – закон расщепления: «При скрещивании двух потомковF1 между собой (двух гетерозиготных особей) в F2 наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1».

 

 

 Задание №1.Заполните пропуски в тексте.

 

1. Г. Мендель, скрещивая растения, отличающиеся по _________________, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - _______________. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак  называется ________. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении, называется _______________.

 

2. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга  _____________

Признаком, все ________________  поколение (F1) окажется _____________

И будет по фенотипу похоже на родителя с ______________ признаком. При скрещивании гибридов из F1 во втором поколении наблюдается ___________

В отношении ____________ по фенотипу и ___________ по генотипу.

                

Задание №2. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

 

№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ?

№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе ?                  

 

   

 Задание №3. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.

 

№1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?

 

№2. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.

 

 

 

 

Литература:

 

1. Беляев Д.К, Бородин П.М ."Биология " 10 -11кл. М., Просвещение,  2012 г.

 

2. Константинов В.М. "Экологические основы природопользования". М.,

 Академия НМЦСПО, 2012г.