Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине
«Биология»
Кафедра математических и
естественно научных дисциплин
г. Ставрополь, 2016
Разработала: преподаватель биологии Ракчеева Наталия Александровна
Практические работы способствуют тому, что обучающиеся лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды.
Практические работы развивают познавательные процессы, интеллектуальные и творческие интересы у обучающихся. Они предусматривают формирование у них таких универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, как умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, умение находить и использовать информацию из различных источников.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры математических и естественнонаучных дисциплин ГБПОУ СРМК.
Рекомендованы к использованию при изучении дисциплины «Биология » в учреждениях НПО и СПО научно-методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ставропольский региональный многопрофильный колледж».
Содержание:
1. Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки……………………………………………………………………………………….4
Литература……………………………………………………………………………….........9
Практическая работа №1. Строение растительной, животной и бактериальной клетки
Цель занятия: сформировать умения распознавать органоиды растительных, животных и бактериальных клеток; находить особенности строения различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: компьютер, проектор, таблица “Строение животной и растительной клетки”, презентация (в программе Power Point).
Вопросы для самоподготовки:
1.Прокариотическая клетка.
2.Эукариотическая клетка.
3.Деление клетки.
4.Особенности строения и отличительные особенности растительной клетки.
5.Клеточная теория.
6.Неклеточные формы жизни – вирусы.
Теоретическая часть:
Растительные и животные клетки объединяются (вместе с грибами) в надцарство эукариот, а для клеток данного надцарства типично наличие мембранной оболочки, морфологически обособленного ядра и цитоплазмы, содержащей различные органоиды и включения.
По химическому составу микроорганизмы мало отличаются от других живых клеток.
Поступление
в бактериальную клетку питательных веществ осуществляется несколькими
способами и зависит от концентрации веществ, величины молекул, рН среды,
проницаемости мембран и др.
По типу питания микроорганизмы делятся на:
Общие признаки:
1. Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра.
2. Сходство процессов обмена веществ и энергии.
3. Единство принципа наследственного кода.
4. Универсальное мембранное строение.
5. Единство химического состава.
5.
Схема строения растительной, животной и бактериальной клетки
Ход работы:
Задание №1. Сравнить растительную и животную клетку, используя рисунки и текст учебника. Заполнить таблицу «Сходство и различия растительной, животной бактериальной клеток»
Органоиды |
Растительная клетка |
Животная клетка |
Бактериальная клетка |
Клеточная стенка |
=+ |
- |
+ |
Цитоплазматическая мембрана |
+ |
+ |
+ |
Цитоплазма |
+ |
+ |
+ |
Ядро |
+ |
+ |
- |
Эпс |
+ |
+ |
- |
Рибосомы |
+ |
+ |
++ |
Лизосомы |
+ |
+ |
- |
Пластиды |
+ |
- |
- |
Кольцевая ДНК |
- |
- |
+ |
Центральная вакуоль |
+ |
- |
- |
Мелкие вакуоли |
- |
+ |
- |
Органоиды движения |
+ |
+ |
+ |
Митохондрии |
+ |
+ |
- |
Центриоли |
+ |
+ |
- |
Аппарат Гольджи |
+ |
+ |
- |
|
Растительная клетка |
Животная клетка |
Бактериальная клетка |
Размер |
|
|
|
Форма |
|
|
|
Клеточная стенка |
|
|
|
Центриоли |
|
|
|
Положение ядра |
|
|
|
|Пластиды |
|
|
|
Вакуоли |
|
|
|
Включения |
|
|
|
Главный резервный питательный углевод |
|
|
|
Способ питания |
|
|
|
Способность к фотосинтезу |
|
|
|
Синтез АТФ |
|
|
|
Вопросы:
1.Сравнить клетку растения и животного. В чем сходства и различия?
2.О чем свидетельствуют сходства и различия в строении растительной и животной клетках?
Задание №2.
Пользуясь текстом, своими наблюдениями и рисунками выявить сходства и различия клеток -представителей различных царств живой природы. Вспомнить положения клеточной теории.
Вопросы:
1.Каковы положения клеточной теории?
2. Объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов?
Вывод:
1. Единый план строения клеток;
2. Сходство процессов обмена веществ энергии в клетки;
3. Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
4.Единство химического состава клеток;
5. Сходные процессы деления клеток.
Это свидетельствует о единстве происхождения клеток.
Различия в строении указывают на разные функции клеток. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания.
Практическая работа №2 «Схема поведения хромосом в процессе митоза и мейоза»
Цель: сформировать умения последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза; сравнивать и анализировать процессы деления клеток.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе Power Point), модель-аппликация “Деление клетки. Митоз и мейоз” (демонстрационный и раздаточный комплекты); таблица “Митоз. Мейоз”.
Вопросы для самоподготовки:
1.половые, соматические клетки;
2.гаплоидный, диплоидный набор хромосом;
3.редукционное деление;
4.онъюгация хромосом;
5.кроссинговер.
Теоретическая часть:
Митоз — основной способ деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала.
Митоз представляет собой непрерывный процесс, в котором выделяют четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу и телофазу. Перед митозом происходит подготовка клетки к делению, или интерфаза. Период подготовки клетки к митозу и собственно митоз вместе составляют митотический цикл.
Митотический цикл, митоз: 1 — профаза; 2 — метафаза; 3 — анафаза; 4 — телофаза.
Биологическое значение митоза. Образовавшиеся в результате этого способа деления дочерние клетки являются генетически идентичными материнской. Митоз обеспечивает постоянство хромосомного набора в ряду поколений клеток. Лежит в основе таких процессов, как рост, регенерация, бесполое размножение и др.
Мейоз — это особый способ деления эукариотических клеток, в результате которого происходит переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное. Мейоз состоит из двух последовательных делений, которым предшествует однократная репликация ДНК.
Мейоз: 1 — лептотена; 2 — зиготена; 3 — пахитена; 4 — диплотена; 5 — диакинез; 6 — метафаза 1; 7 — анафаза 1; 8 — телофаза 1;
9 — профаза 2; 10 — метафаза 2; 11 — анафаза 2; 12 — телофаза 2.
Биологическое значение мейоза. Мейоз является центральным событием гаметогенеза у животных и спорогенеза у растений. Являясь основой комбинативной изменчивости, мейоз обеспечивает генетическое разнообразие гамет.
Ход работы:
Задание №1. Провести сравнительный анализ двух способов деления эукариотических клеток. Выявить черты сходства и разлития между митозом и мейозом.
Сравнение |
Митоз |
Мейоз |
Сходство |
|
|
|
|
|
Различия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2. Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика хода митоза и мейоза”
Фазы клеточного цикла, ее итог |
Митоз |
Мейоз |
|
|
I деление |
II деление |
|
Интерфаза: синтез ДНК ,РНК , АТФ, белков , увеличение количества органелл, достраивание второй хроматиды каждой хромосомы
|
|
|
|
Профаза: а) спирализация хромосом б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата:расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления |
|
|
|
Метафаза: а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки; б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам; в) к концу метафазы – начало разъединения сестринских хроматид |
|
|
|
Анафаза: а) завершение разделения сестринских хроматид; б) расхождение хромосом к полюсам клетки |
|
|
|
Телофаза -формирование дочерних клеток: а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом; |
|
|
|
Общий вывод.
Практическая работа №3. «Решение генетических задач»
Цель: сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Г. Менделя;
раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения и закона расщепления; формировать умения пользоваться генетической символикой.
Оборудование: мультимедийный проектор, электронные уроки виртуальной школы Кирилла
и Мефодия «Моногибридное скрещивание его»; «Закономерности наследования»;
тексты и условия задач.
Вопросы для самоподготовки:
1. Что такое гибридизация? Как следует её проводить?
. Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности?
3) Какое скрещивание называют моногибридным?
4) Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах Г. Менделя с горохом.
5) Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает?
6) Какой закон устанавливает правило распределения доминантных и рецессивных признаков в определенном числовом соотношении среди потомства?
Теоретическая часть:
Первый закон Менделя – закон доминирования, закон единообразия гибридов первого поколения:
«При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (особи с однородной совокупностью генов, гомозиготные), отличающиеся друг от друга по одной паре альтернативных
признаков, все F1 единообразно и несет признак одного из родителей».
Второй закон Менделя – закон расщепления: «При скрещивании двух потомковF1 между собой (двух гетерозиготных особей) в F2 наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1».
Задание №1.Заполните пропуски в тексте.
1. Г. Мендель, скрещивая растения, отличающиеся по _________________, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - _______________. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется ________. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении, называется _______________.
2. При скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям (доминантной и рецессивной) и отличающихся друг от друга _____________
Признаком, все ________________ поколение (F1) окажется _____________
И будет по фенотипу похоже на родителя с ______________ признаком. При скрещивании гибридов из F1 во втором поколении наблюдается ___________
В отношении ____________ по фенотипу и ___________ по генотипу.
Задание №2. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание
№1. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа ААВвГгддЕЕ?
№2. Сколько и какие типы гамет может образовывать организм генотипа АаВвССддЕе ?
Задание №3. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование.
№1. У флоксов окраска цветков может быть белой и кремовой. При скрещивании растения с белыми цветами с растением, имеющим кремовые цветы, в потомстве половина растений имеет белые цветы и половина – кремовые; при скрещивании белоцветковых растений между собой расщепления не бывает. Как объяснить такое наследование окраски цветков?
№2. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. Из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.
Литература:
1. Беляев Д.К, Бородин П.М ."Биология " 10 -11кл. М., Просвещение, 2012 г.
2. Константинов В.М. "Экологические основы природопользования". М.,
Академия НМЦСПО, 2012г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.