Методические рекомендации к практическим занитиям по экономике.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОЛЛЕДЖ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА
МОСКОВСКОГО»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению практических занятий студентами
по учебной дисциплине
ОУД.02.03 ЭКОНОМИКА
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
40.02.01 Право и организация социального
обеспечения
Тольятти, 2016 СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
____________В.Н. Полосухина
«_____»______________2016 г
ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией
Общеобразовательных, математических
и естественно научных дисциплин
Председатель цикловой комиссии
____________ О.В. Джусоева
Протокол №__от«___»_________2016 г
Председатель цикловой комиссии
социальногуманитарных и правовых
дисциплин
____________ Т.А.Малярчук
Протокол №____
от«_____»______________2016 г
Составитель: Полосухина В.Н., преподаватель ГБПОУ СО «Гуманитарный
колледж»
Рецензент: Шугуров Е. Б., преподаватель ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж»
2 ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Методические указания по ОУД.02.03 Экономика для выполнения практических
занятий созданы Вам в помощь для работы на уроках, подготовки к практическим
занятиям, правильного составления отчетов. Приступая к выполнению практического
занятия, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с
требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными
государственными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно
методическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для
закрепления теоретического материала.
Все задания к практическому занятию Вы должны выполнять в соответствии с
инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной
методике.
Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для
получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине
или получения неудовлетворительной оценки за работу Вы должны ее выполнить или
пересдать.
Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у
Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо
обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения
дополнительных занятий.
Освоение содержания учебной дисциплины Экономика (в том числе обязательного
практических работ) обеспечивает достижение студентами следующих
выполнения
результатов:
• личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях
кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих
места и роли в экономическом пространстве;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
• метапредметных:
овладение умениями формулировать представления об экономической науке как
системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического
анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной
экономической мысли;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную
позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать
соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
3 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в
процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской
Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
социологический,
генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять
исторический,
юридический подходы для всестороннего анализа
общественных явлений;
• предметных:
сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного
отношения к чужой собственности;
сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний и ценностных ориентиров;
умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
производителя,
исполнения основных социальноэкономических ролей (потребителя,
покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного
работника, работодателя, налогоплательщика);
способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного
рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
Требования к предметным результатам освоения углубленного курса экономики
должны дополнительно отражать:
сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и
прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в
других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной
экономической науки;
владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы
познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической
экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные
для решения теоретических и прикладных задач;
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства;
сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических
показателей и современной ситуации в экономике России.
4 В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих общих
компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Основные источники:
1. Автономов В.С. Экономика. Базовый курс. 1011 классы. – М., 2014
http
:// school
collection
. edu
. ru / catalog
/ rubr
/2 e 8 b 20 d 1162641
de 899664
f 37 cb 6 a 4 e 0/
2. Гомола А.И.,Кириллов В. Е., Жанин П. А.Экономика для профессий и специальностей
социальноэкономического профиля: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования/ А. И. Гомола,— М.: Издательский центр «Академия»,
2014.
3. Гомола А.И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей
социальноэкономического профиля: практикум для студентов учреждений среднего
профессионального образования/ А. И. Гомола,— М.: Издательский центр «Академия»,
2014.
Дополнительные источники:
4. Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студентов учреждений
среднего профессионального образования. – М, 2014
5. Гомола А.И. Бухгалтерский учет : учебник / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, С. В.
Кириллов. — 6е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
6. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / А. И.
Гомола. — 5е изд., испр. И доп. — М. : ИЦ «Академия», 2014.
7. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб.пособие. — М. :
Издательский центр «Академия», 2014.
5 8. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями. — М. :
НормаИнфра, 2014.
9. Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Караманова О.В. и др. Экономика: учебник для 1011
классов. – М., 2014
10. Камаев В.Д. Экономическая теория : краткий курс : учебник / В. Д. Камаев. — 2е изд.,
стер. — М. :КноРус, 2014.
11. Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень): учебник для1011 классов. М, 2014
12. Микроэкономика : практический подход / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. —
М. :КноРус, 2014. — (Managerial Economics).
13. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев. — М. : Норма, 2011.
14. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий) : учебник / И. В. Сергеев, И. И.
Веретенникова ; под ред. И. В. Сергеева. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби :
Проспект, 2012.
15. Терещенко О.Н. Основы экономики: рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего
профессионального образования. – М, 2014
16. Терещенко О.Н. Основы экономики: учебник для студентов учреждений среднего
профессионального образования. – М, 2014
17. Филипова О.И.,
Малецкая Н.В. Основы экономики и
предпринимательства: рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего
профессионального образования. – М, 2014
Волкова Л.А.,
18. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студентов
учреждений среднего профессионального образования. – М, 2014
19. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень : учебник / Ю. Н. Черемных. —
М. : ИнфраМ, 2011.
20. Экономика организации (предприятия) : учебник / под ред. Н. А. Сафронова. — 2е изд.,
перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2013.
Интернетресурсы:
22. www.Konsultant.ru – справочноправовая система «КонсультантПлюс»;
23. www.RBK.ru официальный сайт агентства Росбизнесконсалтинг;
24. www.primetass.ru сайт Агентства экономической информации;
25. www.nalog.ru сайт Федеральной налоговой службы;
26. www.gks.ru официальный сайт Федеральной службы государственной статистики;
. aup
27. www
28. www
. economicus
. informika
29.www
информационных технологий в сферах образования и науки;
30.www
31.www
менеджмент».
. ru Экономическая школа OnLine, книги, статьи;
. ru проект института «Экономическая школа»;
. ru административноуправленческий портал;
. ru государственноенаучное предприятие для продвижения новых
. economictheory
. ecsocman
. edu
. narod
. ru Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
1 Технические средства обучения:
персональный компьютер;
мультимедиапроектор;
интерактивная доска
2 Программное обеспечение: Операционная система Windows
3 Оборудование учебного кабинета:
6 учебники, учебные пособия;
схемы, таблицы, плакаты;
инструкционно технологические карты для выполнения практических работ.
4 Рабочая тетрадь в клетку
5 Раздаточные материалы карточкизадания, инструкционные карты, образцы
6 Ручка.
7 Карандаш простой.
7 Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов
Практическое занятие №1. Место и роль знаний по экономике в жизни общества.
Граница производственных возможностей.
Учебная цель: Определить место и роль знаний по экономике в жизни общества.
Научиться строить и анализировать кривую производственных возможностей.
Материальнотехническое оснащение:
Методические указания по
выполнению
практических занятий.
Работа рассчитана на выполнение двух заданий:
Первое задание проводится в форме закрепления теоретических знаний путем
аргументированных ответов на предложенные контрольные вопросы по теме.
Второе задание заключается в решении задач и их оформления в тетради.
Ход практической работы:
1. Написать тему и цель занятия.
2. Повторить краткие теоретические сведения.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4.
5.
6. Представить отчёт по практическому занятию преподавателю.
Решить задачи.
Выполнить отчёт.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Экономика в современном понимании – хозяйственная система, обеспечивающая
удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ.
В современных условиях в эту систему входит производство и инфраструктура. Производство
охватывает: материальную сферу, где создаются материальные блага, нематериальную сферу,
где создаются духовные, научные, культурные и нравственные ценности, сферу услуг, в которой
удовлетворяются какиелибо потребности. Например, торговля или нотариальная услуга,
транспорт или телефонная связь и т. д.
Принято трактовать экономику тремя понятиями:
экономика как система отношений между людьми, обусловленная производством, обменом
и потреблением жизненных благ, экономика как хозяйство отдельного человека (семьи,
предприятия, региона, государства, группы стран и всего мира), экономика как дисциплина,
изучающая проявления хозяйственной жизни человека,
общества.
Экономика имеет практическое значение для бизнеса.
Понимание общего характера
функционирования экономической системы помогает руководителю предприятия лучше
определить свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения. Знание
курса экономики дает индивиду как потребителю и как работнику некоторое представление о
том, каковы будут лучшие решения при покупке товаров и найме на работу, какую выбрать
работу, во что вкладывать деньги
фирмы,
Экономика при всей своей практической полезности представляет собой предмет
преимущественно академический.
Таким образом, экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека,
группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для
организации жизни.
8 Экономическая теория состоит из двух разделов: Микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика рассматривает поведение, экономическую жизнь домохозяйств и отдельных
фирм. Ее особенностями являются:
исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе
и, следовательно, с учетом постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе
взаимодействия спроса и предложения и определения издержек;
исследование воздействия государства на фирмы, домохозяйства;
изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках;
исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и
предложение.
Макроэкономика рассматривает поведение или функционирование национальной (мировой)
экономической системы в целом. Особенностями ее являются: исследование отраслей и сфер
экономики, хозяйственных связей между ними, развитие национального и мирового хозяйства,
исследование таких явлений и процессов, как занятость и безработица, общая динамика цен,
национального дохода, расходов и т.д.
Главное различие между микро и макроэкономикой заключается не в масштабах
исследуемых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяйствах экономических
процессах, которые составляют эти объекты. П.Самуэльсон говорит, что микроэкономика – это
отдельное дерево в лесу, а макроэкономика – это лес.
Товары и услуги, ресурсы и потребности.
Все экономические отношения строятся на производстве и реализации товаров либо услуг.
Материальное производство (производство товаров). Ключевым при изучении экономической
жизни общества является анализ материального производства, так как общество не может
существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ.
Производство средств существования и образует исходный пункт истории человечества, его
первый исторический акт.
Эта сфера не только исторически первая, она же и ≪прародительница≫ всех остальных сфер
жизнедеятельности общества социальной, политической, духовной. Именно экономическая
сфера в качестве базиса интегрирует остальные подсистемы общества в целостность.
В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью
эффективного воздействия на природу. В этой сфере происходит удовлетворение человека и
общества материальными благами: питанием, одеждой, жилищем и т. д.
Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей
удовлетворить свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это
проблема выбора.
Граница производственных возможностей
Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для
производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «граница производственных
возможностей (кривая производственных возможностей, кривая трансформации)».
Кривая, как правило, изображается как выпуклая вверх («выгнутая») от начала координат,
но также может быть представлена как выпуклая вниз или линейная (прямая), в зависимости от
ряда факторов. Кривая может быть использована для представления ряда экономических
понятий, таких как нехватка ресурсов, альтернативные издержки, эффективность производства,
эффективность распределения ресурсов, а также экономии за счёт масштабов. Кроме того,
внешнее смещение кривой результат роста доступности ресурсов, таких как физический
капитал, рабочая сила и технический прогресс наших знаний. С другой стороны, кривая будет
смещаться внутрь, если сокращается рабочая сила, запасы исходного сырья исчерпываются или
стихийное бедствие уменьшит запас физического капитала. Так как экономические ресурсы по
своей сути ограничены, то всегда существует проблема альтернативности их использования.
9 Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что
производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»
Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором
достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.
Что означает экономика в современном понятии?
Перечислите 3 понятия современной экономики.
В чем заключается практическое значение экономики для бизнеса?
Что рассматривает микроэкономика?
Что рассматривает макроэкономика?
В чем различие между микроэкономикой и макроэкономикой?
На чем строятся все экономические отношения?
Приведите примеры ограниченности ресурсов.
Приведите примеры безграничности потребностей.
Контрольные вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Каковы 3 основных вопроса экономики?
11.
Алгоритм выполнения заданий.
Кривая производственных возможностей раскрывает графическую взаимосвязь производства
двух товаров, например ,товара А и товара Б.
Для построения КПВ на осях координат отмечаем различные варианты сочетания производства
товара А и товара Б
Соединяем точки на кривой и получаем КПВ.
При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:
экономика работает в условиях полной занятости;
производится только два продукта;
технология производства не изменена.
Задача1.
1. Нарисовать кривые производственных возможностей для страны «А» и страны «В»,
используя данные таблицы.
2. Составить сравнительный анализ КПВ стран.
3. Сделать вывод об эффективности использования ресурсов.
Возможнос
ти
А
В
С
D
E
F
страна «А»
военна
я техника
товары народного
потребления
страна «В»
военна
я техника
товары народного
потребления
133
105
96
74
63
52
25
34
42
55
60
68
39
45
56
74
92
101
256
204
129
99
78
70
Задача2.
Построить КПВ, используя данные таблицы.
Варианты
Тостеры (тыс.шт.)
Компьютеры (тыс.шт)
10 100
90
70
40
0
А
В
С
D
E
1. Определить возможный, невозможный и неэффективный варианты:
А) 80 тыс.тостеров и 20 тыс.компьютеров
Б) 50 тыс.тостеров и 22 тыс.компьютеров
В) 20 тыс.тостеров и 35 тыс.компьютеров
Г) 60 тыс.тостеров и 30 тыс.компьютеров.
0
10
20
30
40
Задача3.
Абстрактная экономическая ситуация: при производстве 1 кг алюминия было недополучено
10 керамических ваз. Какому из вариантов производственных возможностей это соответствует?
Продукт
Алюминий,
Вариант
А
5
7
кг
Б
6
5
В
3
4
Г
1
2
Вазы, штук
1
2
2
3
1
2
3
1
0
0
Алгоритм решения задачи.
1. Построить КПВ, используя данные таблицы.
2. Рассмотреть все варианты производства и рассчитать, какие изменения происходят с
0
0
0
0
0
0
количеством продукции.
3. Выбрать тот вариант, при котором увеличение производства алюминия на 1 кг
производство керамических ваз уменьшается на 10.
Задача4.
На рис. 1 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы
находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение
в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?
11 Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность
Практическое занятие №2: Анализ основных экономических показателей: прибыль,
рентабельность
Цель: научиться определять основные экономические показатели: прибыль,
рентабельность; производить их анализ через решение задач.
Материальнотехническое оснащение: Методические указания по выполнению
практических занятий.
Работа рассчитана на выполнение двух заданий. Первое задание проводится в форме
закрепления теоретических знаний путем аргументированных ответов на предложенные
контрольные вопросы по теме.
Второе задание заключается в решении задач и их оформления в тетради.
Ход практической работы:
1. Написать тему и цель занятия.
2. Повторить краткие теоретические сведения.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Решить задачи.
5. Выполнить отчёт.
6. Представить отчёт по практическому занятию преподавателю.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Образование и распределение прибыли. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ,
услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на
добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на
производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Пр =Вр Зоб,
где Пр — прибыль от реализации продукции; Вр — выручка от реализации продукции; Зоб —
производственные затраты по реализованной продукции.
12 Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от
прочей реализации материальных ценностей и доходов по внереализационным операциям за
вычетом расходов по ним
Пб =ПР+Ппр+Двн,
где Ппр — прочая прибыль (от реализации имущества и т.д.); Двн доходы (убытки) от
внереализационных операций.
Прибыль от прочей реализации — это прибыль, полученная от реализации основных фондов и
другого имущества хозяйствующего субъекта, отходов, нематериальных активов и т.п., опреде
ляется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.
Доходы от внереализационных операций включают:
•доходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйствующих субъектов,
дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим
хозяйствующему субъекту, а также поступления от сдачи имущества в аренду;
•доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;
•присужденные (или признанные должником) штрафы, пени, неустойки, другие виды санкций
за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных
убытков;
•положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных
валютах;
•другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией
продукции.
Расходы на внереализационные операции включают:
•затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не
давшее продукции;
•расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов
(крпотери от уценки производственных запасов и готовой про* дукции;
•убытки по операциям с тарой;
•убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности
истек, и других долгов, нереальных для взыскания;
•не компенсируемые потери от стихийных бедствий;
•убытки от хищений, виновники которых по решению суда н# установлены;
•отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной
валюте и некоторые другие расходы.*
Налогооблагаемая прибыль (Пнал) определяется по формуле:
= Пб Пнеоб Двн
Пнал
где Пнеоб — прибыль, освобождаемая от налога (направляемая на инвестиции); Дви — доходы
от внереализационных операций, облагаемые налогом по другим ставкам.
Чистая прибыль равна балансовой прибыли за вычетом налога на прибыль:
где Нпр — налог на прибыль.
Пч = Пб Нпр,
Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме
затрат на производство. Различают:
1.
Общую рентабельность производства. Она характеризует эффективность
использования производственных фондов:
13 Р
С
П
год
С
фо
.
.
*
,100
..
сон
.
где Пгод – прибыль, полученная предприятием за год, руб.;
Со.ф. – стоимость основных фондов, руб.;
Сн.о.с. – стоимость нормируемых оборотных средств, руб.
Со.ф + Сн.о.с. =К собственный капитал предприятия
Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного
вложенного в производство рубля производственных фондов.
2.
Р
Рентабельность продаж.
,100
Пч
Вр
*
где Пч – чистая прибыль предприятия, руб.;
Вр — выручка от реализации продукции, руб.
3.
Рентабельность продукции рассчитывается в виде процентного отношения
прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости (затраты на производство
продукции)
Рентабельность показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного
вложенного в производство этого изделия рубля затрат.
В условиях развитых рыночных отношений при наличии конкуренции предприятие
повышает рентабельность за счёт снижения затрат на производство.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность
деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления
предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во
многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение прибыли от реализации продукции.
2. Дайте определение балансовой прибыли
3. Дайте определение прибыли от прочей реализации
4. Дайте определение налогонеоблагаемой прибыли
5. Дайте определение чистой прибыли
6. Дайте определение общей рентабельности производства
7. Дайте определение рентабельности конкретного вида продукции
Пример решения задачи:
Исходя из данных о хозяйственной деятельности предприятия:
— выручка от реализации продукции предприятия составляет 600 тыс. долл.;
— затраты на производство продукции равны величине в 400 тыс. долл.;
— прибыль от реализации материальных ценностей — 18 тыс. долл.;
— прибыль от сдачи имущества в аренду равны 6 тыс. долл.;
— собственный капитал предприятия — 1800 тыс. долл.;
— налоговые платежи предприятия — 90 тыс. долл.
14 Необходимо определить, чему будет равна балансовая прибыль предприятия, чистая прибыль
предприятия, рентабельность продаж, а также рентабельность собственного капитала
предприятия (общая).
Решение:
1. Прежде всего, нужно рассчитать сумму прибыли, которую получит предприятие от
реализации произведенной товарной продукции, таким образом:
Прибыль от реализации продукции (Пр) = Выручка от реализации – Затраты на производство
следовательно, получаем:
Прибыль от реализации продукции = 600 — 400 = 200 тыс. долл.
2. Определяем, сколько составит балансовая прибыль предприятия:
Балансовая прибыль предприятия = Прибыль от реализации продукции + Прибыль от
реализации материальных ценностей + Прибыль от сдачи в аренду имущества
отсюда, видим, что:
Балансовая прибыль предприятия = 200 + 18 + 6= 224 тыс. долл.
3. Зная размер балансовой прибыли предприятия, мы имеем возможность произвести расчет
такого показателя, как чистая прибыль предприятия. И нам поможет формула:
Чистая прибыль предприятия = Балансовая прибыль предприятия – Налоговые платежи
сумма будет равна:
Чистая прибыль предприятия = 224 — 90 = 134 тыс. долл.
4. Рентабельность продаж товарной продукции по предприятию может быть рассчитана с
применением показателя чистой прибыли производственного предприятия, то есть:
Рентабельность продаж = Чистая прибыль предприятия / Выручка от реализации × 100
отсюда:
Рентабельность продаж = 134 / 600 × 100 = 22,33%
5. Последний показатель, который должен быть определен в данном задании – это рента
бельность собственного капитала предприятия. Для расчета используем формулу:
Рентабельность общая = Чистая прибыль предприятия / Собственный капитал предприятия ×
100%
подсчитываем результаты:
Рентабельность собственного капитала = 134 / 1800 × 100 = 7,44%
Решить задачи
Задача 1
Типография располагает следующими данными:
– реализованная продукция 65034,6 тыс. руб.;
– затраты на производство продукции 53481 тыс. руб;
налоговые платежи 10600тыс.руб.
Рассчитать прибыль от реализации продукции, рентабельность изделий.
Задача 2
Определить прибыль и рентабельность от реализации 5000 шт. журнала при себестоимости
(затратах) 1 шт. 128 руб. и оптовой цене (выручке от реализации) 140 руб.
15 Задача 3
Уфимский полиграфкомбинат реализовал за год продукции на сумму 95800 тыс. руб.
Полная себестоимость составила 74350 тыс. руб. Определить прибыль от реализации продукции,
рентабельность изделий.
Задача 4
Определить балансовую прибыль, налогооблагаемую прибыль и сумму налога (налог
составляет 20%) по следующим данным:
– прибыль от реализации продукции 5345,0 руб
– доход от прочей реализации 546,5 руб;
– внереализационные расходы 234,7 руб;
– сумма необлагаемая налогом 200,0
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Тема 1.4. Типы экономических систем
Практическое занятие №3: Типы экономических систем
Цель: научиться определять характерные черты традиционной, командной, рыночной и
смешенной экономик.
Материальнотехническое оснащение: Методические указания по выполнению
практических занятий.
Работа рассчитана на выполнение двух заданий. Первое задание проводится в форме
закрепления теоретических знаний путем аргументированных ответов на предложенные
контрольные вопросы по теме.
Второе задание заключается в решении заданий в тестовой форме и их оформления в
тетради.
Ход практической работы:
7. Написать тему и цель занятия.
8. Повторить краткие теоретические сведения.
9. Ответить на контрольные вопросы.
16 10.
11.
12.
занятию преподавателю.
Решить задания в тестовой форме.
Выполнить отчёт.
Представить отчёт по практическому
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Традиционная экономика
Традиционная система характеризуется тем, что отношения куплипродажи слабо развиты,
преобладает сельское хозяйство. Три основных вопроса экономики решаются по сложившимся
традициям. На ранних стадия развития общества существовали первобытные семейные группы.
Позднее возникли рабовладельческие отношения, далее феодальные отношения. В настоящее
время традиционная система сохранилась в отдалённых, труднодоступных районах: в джунглях,
в горах, на островах и т. д. Но отдельные признаки традиционной системы сохраняются в любом
современном обществе.
Централизованная (командная) экономика
Централизованная система, которую ещё называют плановой, командной, административной,
характеризуется тем, что государственная собственность является основной формой
собственности. Три основных вопроса экономики решаются централизованно и директивно.
Главным стимулом работы предприятия является выполнение плана.
Рыночная экономика
Главным стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль.
Основная форма собственности на факторы производства частная, роль правительства
ограничена.
Главные вопросы экономики в условиях рыночной системы решаются на основе системы
свободных цен:
• вопрос «что производить?» решается фирмами с учётом покупательского спроса;
• вопрос «как производить?» решается фирмами с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы
выбирает наиболее эффективный способ производства;
• вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платёжеспособностью покупателей.
Одним из важных преимуществ рыночной системы является более эффективное, чем в других
экономических системах, использование ресурсов.
Смешанная экономика
В условиях рыночной экономики возникают проблемы, которые рыночная система не в
состоянии решить. Такими случаями несостоятельности рынка являются: инфляция,
безработица, неравномерность распределения доходов граждан и др. Возникает также
необходимость производства общественных товаров и услуг. Кроме того, рынок не способен
решить проблему внешних эффектов, которые могут быть как положительными, так и
отрицательными, но те и другие снижают эффективность использования ресурсов.
Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство государства в управление
экономикой и формирование смешанной экономической системы. В смешанной системе частные
и общественные организации совместно осуществляют экономический контроль.
Заполните таблицу:
17 Тип системы
Преимущества
Недостатки
Страны
Традиционная
Командно
административная
Рыночная
Смешанная
Решите задания в тестовой форме:
1. Определите по высказываниям тип экономической системы:
а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации — оно не
может их продать;
б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и
потому люди покупали хлеб впрок;
в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары;
они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут
получить более высокую прибыль;
г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране
прекращена свободная купляпродажа иностранной валюты.
д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало
постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;
е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;
ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы
Вологодской области;
з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.
2.Выберите правильный вариант ответа:
1. Государство с рыночной экономической системой:
а) облагает налогом производство;
б) предоставляет бесплатное школьное образование;
в) верно (а) и (б);
г) нет правильного ответа.
2. Предположим, что в Германии некоторая обувная фирма полностью принадлежит
государству. Что из ниже перечисленного верно?
а) эта фирма выпускает обувь по установленному плану;
б) эта фирма продает продукцию только государству;
в) эта фирма сама решает, какую обувь производить;
г ) эта фирма никогда не имеет прибыли, так как она принадлежит государству.
3. Смешанная экономическая система получается путем объединения элементов:
а) командной и традиционной экономики;
б) командной и рыночной экономики;
в) традиционной и рыночной экономики;
г) командной, рыночной и традиционной экономики.
4. В рыночной экономике ресурсы распределяются посредством:
а) рынка товаров;
б) рынка факторов производства;
в) плана;
г) традиций.
18 5. В смешанной экономической системе посредством рыночного механизма происходит:
а) перераспределение доходов;
б) оказание материальной помощи самым бедным слоям населения;
в) создание общественных благ;
г) распределение ресурсов и товаров.
6. Планирование в странах Восточной Европы и СССР привело:
а) к меньшему загрязнению природы, чем в капиталистических странах;
б) к более высокому уровню развития техники и технологии;
в) к меньшему уровню жизни, чем в странах Западной Европы;
г) к более высокому качеству продукции, чем в странах Западной Европы.
7. Командная система возможна:
а) только при частной собственности на станки, заводы, предприятия (средства производства);
б) только при общественной собственности на средства производства;
в) если в обществе существует свобода предпринимательства;
г) нет правильного ответа.
8. Экономика Франции в большей степени относится:
а) к рыночному типу;
б) к командному типу;
в) к традиционному типу;
г) к смешанному типу.
9. В традиционной экономике преобладает:
а) промышленное производство;
б) сельское хозяйство;
в) торговля;
г) банковская деятельность.
10. Основу традиционной экономики составляет:
а) торговля;
б) специализация производства;
в) натуральное хозяйство;
г) государственное управление.
11.Рыночная система базируется:
а) на частной собственности на ресурсы и производимые блага;
б) на общественной собственности на ресурсы и производимые блага;
в) на частной собственности на ресурсы и общественной собственности на производимые блага;
г) на общественной собственности на ресурсы и частной собственности на производимые блага.
12. Экономику Соединенных Штатов в наибольшей степени можно отнести:
а) к традиционному типу;
б) к рыночному типу;
в) к командному типу;
г) к командному типу с элементами традиционной системы.
13. Планирование в экономике:
а) необходимо осуществлять в полном объеме;
б) необходимо осуществлять в разумных пределах;
в) никогда проводить не следует;
г) следует осуществлять только в обществе с традиционной экономической системой.
14. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:
а) более справедливое распределение даровых благ;
б) менее справедливое распределение даровых благ;
в) большее неравенство доходов населения;
г) меньшее неравенство доходов населения.
19 15. Человечество установило, что для общества наиболее предпочтительной экономической
системой является:
а) традиционная система;
б) командная система;
в) рыночная система;
г) смешанная система.
16. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются:
а) рынком;
б) государством;
в) рынком и государством;
г) рынком по сложившейся традиции.
17. В командной системе главные вопросы экономики:
а) решаются рынком;
б) решаются обществом посредством всеобщего обсуждения;
в) решаются государством;
г) не решаются.
18. Самой древней экономической системой является:
а) традиционная;
б) рыночная;
в) командная;
г) смешанная.
3.Соотнесите экономические системы и их характерные черты:
А Традиционная
Б Рыночная
В Командная
1
2
3
Частная собственность; свобода предпринимательского выбора;
конкуренция; ограниченная роль государства.
Регулирующая роль государства и экономическая свобода
производителей и предпринимателей.
Государственная собственность на все материальные ресурсы;
централизованное (директивное) планирование.
Г Смешанная
4
Слабое развитие техники и технологий производства; большая
доля ручного труда во всех отраслях экономики; незначительная
роль предпринимательства; преобладание традиций и обычаев.
4.Соотнесите типы экономических систем и страны, для которых они характерны:
А Традиционная
1
Германия во времена Третьего рейха (1934 — 1945)
Б Рыночная
2 Швейцария
В Командная
3 Китай
Г Смешанная
4 ПапуаНовая Гвинея
20 Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 2.1. Семейный бюджет
Практическое занятие №4: Инфляция и ее последствия для семейного бюджета
Цель: Научиться управлять семейным бюджетом в условиях инфляции
21 Материальнотехническое оснащение: Методические указания по выполнению
практических занятий.
Работа рассчитана на выполнение двух заданий. Первое задание проводится в форме
закрепления теоретических знаний путем аргументированных ответов на предложенные
контрольные вопросы по теме.
Второе задание заключается в решении задач и их оформления в тетради.
Ход практической работы:
1. Написать тему и цель занятия.
2. Повторить краткие теоретические сведения.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Решить задачи.
5. Выполнить отчёт.
6. Представить отчёт по практическому занятию преподавателю.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Инфл цияяя
(лат. inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При
инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить
меньше товаров и услуг, чем прежде.инфляция это денежное явление, но она не ограничивается
обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает их
разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок, но больше всего
страдают люди. На инфляцию влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам
относятся денежные и неденежные. К внешним факторам относят мировые структурные кризисы
(сырьевые, энергетические и валютные), валютная политика государства (экспорт инфляции),
нелегальный экспорт золота или валюты. Основными типами инфляции являются инфляция
спроса и инфляция издержек производства. Влияние инфляции на бюджет России огромен. С
точки зрения темпов инфляции выделяются три основных ее типа: ползучая, галопирующая,
гиперинфляция.
Ползучая инфляция характеризуется небольшими (1020 процентов в год) темпами
обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Такая инфляция
позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и
спроса.
Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год. Она
отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов
учитывает такой темп роста цен.
Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и
уровня товарных цен (свыше 1000 процентов в год).
Гиперинфляция наблюдалась в стране после распада СССР. В начале 90х годов Россия
переживала сильнейший экономический кризис, который сопровождался ростом цен,
увеличившимся в 26 раз. Это стало последствием огромного скачка инфляции, вызванного
резким падением курса рубля. В настоящее время правительство России стремится различными
способами сдерживать рост инфляции, чтобы стабилизировать уровень жизни населения.
Семейный бюджет также страдает от роста инфляции. Это отражается в том, что с ростом цен,
который зависит от инфляции, семейный доход в большей степени тратится на основные
категории товаров и услуг, которые жизненно необходимы. Рост заработной платы отстает от
роста инфляции, в связи с этим рост цен начинает «съедать» семейный бюджет, не оставляя
22 свободных финансов. Для семьи из трех человек, в которой зарабатывает только 1 человек, а
второй получает отпускные по уходу за ребенком в размере 8000 руб. в месяц, инфляция будет
ощутима в полной мере. Чем будет выше уровень инфляции, тем хуже будет финансовое
положение этой семьи.
Формула для вычисления темпа роста: (Конечное значение) (Начальное значение) /
(Начальное значение). Эта формула приведет вас к ответу в виде десятичной дроби.
Индекс потребительских цен представляет собой индексное отображение цены типовой
рыночной корзины отечественных и импортных потребительских товаров, и услуг, которые
приобретаются на внутреннем рынке страны. При его исчислении сравнивают стоимость корзины
товаров и услуг фиксированного состава в текущем и базисном периодах.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение инфляции.
2. Какие факторы и как влияют на инфляцию?
3. Когда в России была гиперинфляция и что это означало?
4. Для чего правительство Росссии стремится сдерживать инфляцию?
5. Как зависит семейный бюджет от инфляции?
6. Чем выше уровень инфляции, тем ….. (вставьте пропущенное слово) будет
положение многих семей в России. Почему?
7. Как определяется темп роста цен
Решить задачи:
Задача 1.
Проанализируйте доходы и расходы семьи Петровых и Ивановых в течение одного месяца
23 Ход выполнения задания:
Зайдите на сайт онлайн калькулятора семейного бюджета (https://budgetonline.ru/)
Пройдите процедуру регистрации
Выберите месяц, в течение которого вы будете отслеживать семейный бюджет
1.
2.
3.
4.
семьи Петровых.
Начиная с первого числа месяца, заполняйте соответствующие вкладки «расходы»
и «доходы»
5.
По окончании месяца, воспользовавшись вкладкой «Статистика», проанализируйте
состояние семейного бюджета Петровых. Данные приведены ниже:
1.1 Семья Петровых, состоящая из 6 человек: отец, мать, сынстудент, дочь 5ти лет, дедушка и
бабушка, проживают в частном доме, в сельской местности. Родители работают в
потребкооперации: отец – плотником, мать – бухгалтером. Ежемесячная заработная плата
родителей составляет 29 500 рублей. Пенсии дедушки и бабушки в общей сумме составляют
18 650 рублей.
Сын является студентом ВУЗа, получает стипендию 1 000 рублей. Семья оплачивает
проживание сына в однокомнатной квартире в размере 8 000 рублей, а также выделяет ему на
карманные расходы ежемесячно по 4 000 рублей. У семьи есть подсобное хозяйство, которое
приносит доход в среднем 5 500 рублей (сдача молока, яиц, мяса в кооператив). Коммунальные
платежи составляют 3750 рублей: плата за газ 1800 рублей, за воду – 500 рублей, за свет – 850
рублей, за телефон – 600 рублей. Родителям на работу до райцентра приходится добираться на
автобусе. Каждая поездка для 1 человека составляет 50 рублей в день. Итого за месяц у
родителей уходит на общественный транспорт .......... рублей.
Подсобное хозяйство требует дополнительных вложений. Так на покупку комбикорма для скота
в этом месяце было потрачено 3000 рублей, на строительство курятника –10 000 рублей. В
месяц на питание семья тратит 15 000 рублей. В связи с плохим самочувствием дедушки
купили лекарства на общую сумму 2000 рублей. Семья отложила на сбережение 5 000 рублей.
1.2 Семья Ивановых состоит из четырех человек: отец, мать, дочь 16 лет, бабушка. Глава семьи
возглавляет конструкторский отдел в научноисследовательском институте, его заработная
плата в месяц составляет 40 000 рублей.
Мама начала заниматься предпринимательской деятельностью салон красоты, ежемесячный
среднестатистический доход которого составляет 50 000 рублей. Пенсия бабушки – 7000
рублей. Семья проживает в центре города, в элитном доме, где оплата коммунальных услуг
составляет 8000 рублей в месяц. Каждый из родителей имеет автомобиль, один из которых взят
в кредит. Оплата кредита и текущие расходы по содержанию автомобилей составляют 17 000
рублей.
Родители определили дочь в колледж при университете с возможным бесплатным зачислением в
этот ВУЗ за 11200 рублей в месяц. На хозяйственнобытовые нужды семья тратит 3000 рублей.
Члены семьи часто ужинают в ресторане. В месяц на питание уходит 25 000 рублей. На все
развлечения подросток тратит 4000 рублей. 3800 рублей в месяц на оплату сотовой связи
уходит на всех членов семьи. В этом месяце бабушку отправили в санаторий, потратив на
путевку 25000 рублей.
24 .
Задача 2. Рассчитайте индекс цен в сентябре 2015 года по сравнению с сентябрем 2014 г.
для некоторого набора товаров, при условии, что количество купленных товаров не изменилось.
кт
Цена 2014 г.
руб./кг
Колво продуктов, кг Цена 2015 г. руб./кг
Мясо
Колбаса
Сыр
Рыба
Сахар
Крупа
Масло
P0
180
280
260
190
25
17
125
q0
1.5
1.0
1.0
1.0
2.0
1.0
1.0
P1
350
480
340
260
31
22
150
Алгоритм выполнения задания.
Для определения вида инфляции:
рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;
определяем темпы роста цен;
определяем тип инфляции.
25 Раздел 3. Товар и его стоимость
Тема 3.1. Товар и его стоимость
Практическое занятие №5. Понятие цены. Понятие стоимости товара.
Цель: Изучить принцип формирования цены товара. Научиться определять цену
товара.
Материальнотехническое оснащение: Методические указания по выполнению
практических занятий.
Работа рассчитана на выполнение двух заданий. Первое задание проводится в форме
закрепления теоретических знаний путем аргументированных ответов на предложенные
контрольные вопросы по теме.
Второе задание заключается в решении задач и их оформления в тетради.
Ход практической работы:
1. Написать тему и цель занятия.
2. Повторить краткие теоретические сведения.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4.
5.
6. Представить отчёт по практическому занятию преподавателю.
Решить задачи.
Выполнить отчёт.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них,
цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара
представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар
определенной полезности. Отсюда цена денежное выражение стоимости товара.
Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.
Цена – это наиболее важный экономический параметр рыночной среды деятельности
предприятия. Цена является фактором, представляющим большое значение для производителей
и потребителей товаров, поэтому она очень важна для установления отношений между
предприятием и товарными рынками.
Цена в самом узком смысле – это количество денег, запрашиваемых за товар или услугу.
С позиций экономической теории цена есть денежное выражение стоимости товара, т.е.
количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту стоимость очень сложно
вычислить. С позиций рыночной экономики цена представляет собой сумму денег, за которую
покупатель готов купить товар, а производитель – продать товар.
Таблица №1 Схема формирования розничной цены
Себестоимость Прибыль
Акциз (по
НДС Снабженческо Товарная
26 продукции
предприятия
подакцизным
товарам)
сбытовая
надбавка
надбавка
ОПТОВАЯ ЦЕНА
ПРЕДПРИЯТИЯ
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА
ПРЕДПРИЯТИЯ БЕЗ НДС
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ С
НДС (ПОКУПНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО
ПОСРЕДНИКА)
ПРОДАЖНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО ПОСРЕДНИКА
(ПОКУПНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ)
Р О З Н И Ч Н А Я Ц Е Н А
ао
ст имость (НДС)
оо
оо
— косвенный налог, форма изъятия
АКЦИЗ (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог,
устанавливаемый на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны .
НДС нал г на доб вленную
в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех
стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция
не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.
Торговая наценка – цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю (населению).
Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (первая часть торговой скидки) и дать
прибыль (вторая часть торговой скидки).
Таблица № 2 Особенности ценообразования на различных типах рынков
показатель
ТИП РЫНКА
свободная
монополистическая
олигополия
чистая
конкуренция
Свободное,
конкурентное
Характер
ценообразова
ния
конкуренция
Конкурентное
ценообразование с
приоритетом моно
полизма в пределах
рынка
дифференцированного
продукта
монополия
Монополизи
рованное
ценообразо
вание
Монополизированное, но
обуслов
ленно взаимной
зависимостью
немногих
конкурентов
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА – это общие принципы, которых придерживается предприятие
(организация) в сфере установления цен на свои товары или услуги.
При формировании ценовой политики на предприятии (организации) учитывают следующие
моменты:
какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом рынке, где
действует предприятие (организация);
27
какой метод расчета цены должен быть выбран;
может ли выдержать предприятие роль «ценового лидера», т.е. выдержит ли оно
«ценовую войну»;
какой должна быть ценовая политика в отношении новых товаров;
как должна изменяться цена в зависимости от жизненного цикла товара.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕН НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Выделяют следующие методы установления цен на товары, работы и услуги:
1.
2.
3.
затратные методы ценообразования;
рыночные методы ценообразования;
параметрические методы ценообразования.
ЗАТРАТНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ основаны на затратном подходе, при
которых к издержкам на производство товара прибавляется определенная сумма прибыли,
которую планирует получить предприятие (метод полных издержек, метод прямых затрат,
метод предельных издержек, метод надбавки к цене, метод анализа безубыточности, метод учета
рентабельности инвестиций).
РЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ основаны на конъюнктуре рынка,
различают методы с ориентацией на потребителя, методы с ориентацией на спрос, методы
расчета цены с ориентацией на конкурентов.
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ базируются на нормативах затрат
на техникоэкономические параметры продукции, различают метод удельных показателей,
метод регрессионного анализа, балловый метод, агрегатный метод.
Контрольные вопросы:
1. Что Вы понимаете под ценой?
2. Какую роль играют цены на рынке совершенной конкуренции?
3.
Могут ли действия отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции изменить
рыночную цену?
4. Приведите примеры стимулирующего воздействия цены на действия продавцов и
покупателей товара.
В чем состоит отличие оптовых цен от розничных? Как они определяются?
5. Что Вы понимаете под структурой цен?
6.
7. Какие существуют методы установления цен?
8. Какой вид имеет график спроса и предложения? В каком случае возникает дефицит и
излишек товаров?
Решить задачи:
Задача 1
Известно, что в текущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене продукции составляла
10 %, доля затрат на заработную плату – 46%. В прогнозном периоде ожидается повышение
тарифов на электроэнергию на 18%, ставки заработной платы вырастут на 5 %. На сколько
процентов вырастет цена продукции.
Задача 2
28 Определите, розничную цену 1 кг пшеничного хлеба высшего сорта, исходя из следующих
данных:
стоимость 1 кг пшеницы – 5 руб.;
издержки элеватора – 1,2 руб.;
рентабельность затрат элеватора – 20%;
издержки мельниц – 1,5 руб.;
рентабельность затрат мельниц – 20%;
издержки хлебозавода – 1,8 руб.;
рентабельность затрат хлебозавода – 30%;
норма выхода хлеба 140 %;
оптовая цена 1 кг пшеничного хлеб ?;
НДС – 10%;
отпускная цена 1 кг пшеничного хлеба с НДС ?;
торговая надбавка – 25%;
розничная цена 1 кг пшеничного хлеба ?
Задача 3
Определите, оптовую отпускную цену, исходя из следующих данных:
свободная отпускная цена изготовителя – 4800 руб. за единицу;
ставка акциза – 20 %;
ставка НДС – 18 %.
Задача 4
Определите, оптовую цену закупки кондиционеров, исходя из следующих данных:
оптовая отпускная цена единицы товара – 12600 руб.;
издержки обращения посредника – 2300 руб.;
рентабельность, планируемая посредником – 10%;
НДС для посредника – 18 %.
Задача 5
Цеховая себестоимость одной тонны колбасы «Языковой» в/с – 218600 руб.,
Общепроизводственные расходы составляют 35600 руб., коммерческие расходы составляют 5%
от производственной себестоимости колбасных изделий. Нормативная рентабельность
продукции составляет 12 %. НДС – 10%. Рассчитайте оптовую цену и отпускную цену с учетом
НДС одной тонны колбасы «Языковой» в/с.
Задача 6
Себестоимость услуги по установке кондиционера равна 2600 руб., приемлемая рентабельность
– 20 %; НДС – 20 %;акциз 10 %. Устроит ли Вас отпускная цена на установку кондиционера в
размере 3000 руб.?
Задача 7
Себестоимость выпуска кондиционера равна 9000 руб. за единицу., минимальная приемлемая
для производства рентабельность 20 %, ставка НДС – 18 %, ставка акциза – 20 %. Определите,
минимальную приемлемую отпускную цену кондиционера.
29 30
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Методические рекомендации по выполнению практических занятий по экономике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.