Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ
Оценка 4.6

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Оценка 4.6
Документация
doc
биология
Взрослым
26.05.2017
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине Биология для студентов 1 курса колледжа. Самостоятельная работа способствует активизации творческого потенциала личности, развитию мобильности будущего высококвалифицированного специалиста. Самостоятельная работа студентов является одним из условий не только более полного усвоения теоретического материала при изучении дисциплины, но и формированию определенного практического опыта. Методические рекомендации включают тематический план учебной дисциплины, виды самостоятельной работы студентов и методические указания по выполнению заданий.Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине Биология основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования социально-экономического профиля 09.02.04 «Информационные системы» (по отраслям)
Метод рек по сам раб.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области  «Подмосковный колледж «Энергия» Рассмотрено на заседании ПЦК __________________________ __________________________ Протокол №_____ от ______2016  г. Председатель ПЦК  __________ (ФИО) Методические рекомендации  по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине  Биология основной профессиональной образовательной программы по специальности  среднего профессионального образования социально­экономического профиля 09.02.04  «Информационные системы» (по отраслям) базовой подготовки Квалификация: техник Форма обучения очная  Составитель:   Солдатова Г.А.  преподаватель ГБОУ СПО МО ПК «Энергия» 1 2016 г. Содержание 3­5 6­7 7­9 10­17 Пояснительная записка ............................................................................... 1.Тематический план учебной дисциплины ............................................ 2. Виды самостоятельной работы студентов ........................................... 3. Методические указания по выполнению заданий ............................. Тема 1.1. Химическая организация клетки. Тема 1.2. Основы цитологии. Тема 1.3. Прокариоты и неклеточные формы жизни. Тема 2.1. Способы получения органических веществ. Тема 2.2. Реализация наследственной информации. Тема 3.1. Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Тема 3.2. Индивидуальное развитие организма. Тема 4.1. Закономерности наследования признаков. Тема 4.4.  Популяционная генетика. Тема 4.5. Изменчивость признака. Тема 5.1. Селекция растений и животных. Тема 7.1. Органический мир как результат эволюции. Список  рекомендуемой  литературы ....................................................... 17 Приложение ………………………………………………………………... 17­29 Пояснительная записка 2 К   современному   специалисту   общество   предъявляет   широкий   перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умение самостоятельно добывать   знания   из   различных   источников,   систематизировать   полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации.  Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через организацию самостоятельной работы.   Самостоятельная   работа   способствует   активизации   творческого потенциала будущего высококвалифицированного специалиста. мобильности личности, развитию         Самостоятельная   работа   студентов   является   одним   из   условий   не   только более полного усвоения теоретического материала при изучении дисциплины, но и формированию определенного практического опыта.  Каждое   задание   имеет   свой   удельный   вес   в   выполнении   самостоятельной работы,   что   позволяет   использовать   рейтинговую   систему   оценки   студентов. После каждой самостоятельной работы преподаватель может оставить замечания и рекомендации   по   итогам   выполнения   заданий,   что   позволяет   подойти индивидуально к каждому студенту. Выполнению     самостоятельных   работ   предшествует   проверка   знаний студентов ­ их теоретической готовности к выполнению задания. Задачи самостоятельной работы:   систематизация   и   закрепление   полученных   теоретических   знаний   и практических умений студентов по общей биологии; углубление   и   расширение   теоретических   знаний   в   области   общей биологии; формирование   умений   использовать   справочную   документацию   и специальную литературу;  развитие   познавательных   способностей   и   активности   студентов: творческой   инициативы,   ответственности   и организованности;  формирование   самостоятельности   мышления, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;  развитие исследовательских умений; умение   использовать   материал,   собранный   и   полученный   в   ходе самостоятельных занятий на семинарах и  на практических занятиях для эффективной подготовки к итоговому  зачету.   самостоятельности,   способностей   к          В   результате   выполнения   самостоятельных   работ   по   общей   биологии обучающийся должен уметь: обосновывать   место   и   роль   биологических   знаний   в   практической деятельности людей, развитии современных технологий;  проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 3    анализировать   сложные   и   противоречивые   пути   развития   современных научных   взглядов,   идей,   теорий,   концепций,   различных   гипотез   (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; использовать  приобретенные знания и умения в повседневной  жизни  для оценки   последствий   своей   деятельности   по   отношению   к   окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;  обосновать   и   соблюдать   меры   профилактики   заболеваний,   правил поведения в природе. В   результате   выполнения   самостоятельных   работ   по   общей   биологии обучающийся должен знать:      основные понятия, термины и определения биологии; биологические системы (клетка, организм, вид, экосистема);  историю развития современных представлений о живой природе; выдающиеся открытия в биологической науке;  роль   биологической   науки   в   формировании   современной естественнонаучной картины мира;  методы научного познания.  В   результате   выполнения   самостоятельных   работ   по   общей   биологии обучающийся должен приобрести практический опыт: решение биологических задач; проведения исследовательской деятельности.   Самостоятельная   работа   студентов   является   обязательной   для   каждого студента   и   определяется   рабочим   учебным   планом   и   рабочей   программой дисциплины. Время, отводимое на самостоятельную внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 50% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов Для овладения знаниями составление  опорных  конспектов составление эссе,   рефератов и презентаций поиск  информации в  Для закрепления и систематизации знаний Для формирования умений проработка  конспектов занятий,  учебной литературы и  сайтов Интернет выполнение предложенных заданий тестирование работа с  учебником и  раздаточным  материалом выполнение творческих заданий осуществление исследовательской Решение ситуационных задач выполнение контрольных проверочных заданий решение биологических задач проведения исследовательских 4 научных  изданиях и сети  Интернет деятельности работ Возможные формы контроля:        Критериями   работы являются: проверка выполненной работы преподавателем; отчет­защита студента по выполненной работе перед преподавателем; тестирование; семинарские занятия; контрольные работы; зачет.   оценки   результатов   внеаудиторной   самостоятельной      уровень освоения учебного материала; умение   использовать   теоретические   знания   при   выполнении практических задач; сформированность общеучебных умений; обоснованность и четкость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями. 5 1. Тематический план учебной дисциплины Наименование разделов и тем я а н ь л а м и с к а М а к з у р г а н Объем часов всего е и к с е ч и т к а р П я и т я н а з Раздел 1. Основы молекулярной биологии и цитологии. Тема 1.1. Химическая организация клетки Тема 1.2. Основы цитологии. Тема 1.3. Прокариоты и неклеточные формы жизни. Раздел 2. Основы биохимии. Тема 2.1. Способы получения органических  веществ. Тема 2.2. Реализация наследственной  информации. Раздел 3. Размножение и индивидуальное  развитие (онтогенез) организмов. Тема 3.1. Самовоспроизведение – всеобщее  свойство живого. Тема 3.2. Индивидуальное развитие  организма. Раздел 4. Основы генетики. Генетика  человека. Тема 4.1. Закономерности наследования  признаков. Тема 4.2. Генетика пола. Тема 4.3. Генетика человека. 30 14 6 10 20 14 6 22 18 4 34 16 4 4 18 8 4 6 12 8 4 12 10 2 26 12 4 4 6 2 2 2 4 2 2 2 2 ­ 18 6 4 4 я а н ь л е т я о т с о м а С а т о б а р 12 6 2 4 8 6 2 10 8 2 8 4 ­ ­ 6 Тема 4.4. Популяционная  генетика Тема 4.5. Изменчивость признаков. Раздел 5. Основы селекции и  биотехнологии.    Тема 5.1. Селекция растений, животных и  микроорганизмов. Тема 5.2. Биотехнология. Раздел 6. Эволюционное учение. Тема 6.1. Основные признаки биологической  эволюции. Тема 6.2. Микроэволюция  и макроэволюция. Раздел 7. Возникновение и развитие  жизни на Земле.   Тема 7.1. Органический мир как результат  эволюции. Раздел 8. Антропогенез. Тема 8.1. Происхождение человека. Раздел 9. Основы экологии. Тема 9.1. Экосистемы  и их составляющие. Биосфера. Бионика. 5 5 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 1 1 3 3 3 1 2 4 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 2 ­ 2 4 2 2 ­ ­ 2 2 1 1 2 2 1 1 ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ ­ ­ ­ Всего: 118 78 39 40 2. Виды самостоятельной работы студентов Наименование разделов и тем Название и № работы Объем часов Раздел 1. Основы молекулярной биологии и цитологии. Тема 1.1. Химическая  организация  клетки Тема 1.2. Основы  1) составление опорных конспектов;  проработка конспектов занятий, учебной  литературы и сайтов Интернет; 2) работа с учебником;   выполнение  контрольных проверочных заданий; 3) подготовка эссе (компьютерной презентации) 4) работа с учебником; выполнение контрольных проверочных заданий 6 2 7 цитологии. Тема 1.3. Прокариоты и  неклеточные  формы жизни. 5) составление опорных конспектов;  проработка конспектов занятий, учебной  литературы и сайтов Интернет; 6) работа с учебником;  выполнение контрольных проверочных заданий Раздел 2. Основы биохимии. 7) составление опорных конспектов;  проработка конспектов занятий, учебной  литературы и сайтов Интернет; Тема 2.1. Способы  получения  органических  веществ. Тема 2.2. Реализация  наследственной  информации. Раздел 3. Размножение и развитие  организмов. литературы и сайтов Интернет 8) работа с учебником;  9) выполнение контрольных проверочных заданий 10) проработка конспектов занятий, учебной  Тема 3.1. Самовоспроизведе ние – всеобщее  свойство живого. 11) составление опорных конспектов; 12) проработка конспектов занятий, учебной  литературы и сайтов Интернет;  13) выполнение контрольных проверочных  заданий; 14) подготовка эссе (компьютерной презентации) 15) выполнение контрольных проверочных  заданий. Тема 3.2. Индивидуальное  развитие  организма. Раздел 4. Основы генетики. Генетика человека. Тема 4.1.  Закономерности  наследования  признаков. проработка конспектов занятий, учебной  литературы и сайтов Интернет; работа с  учебником; 16) составление опорных конспектов;  Тема 4.2  Генетика пола. Тема 4.3.  Генетика человека. Тема 4.4. 17) подготовка эссе (компьютерной презентации) 18) подготовка эссе (компьютерной презентации) 4 6 2 8 2 4 ­ ­ 2 8 Популяционная   генетика Тема 4.5 Изменчивость  признаков. 19) подготовка эссе (компьютерной презентации) 2 20) выполнение контрольных проверочных  заданий. Раздел 5. Основы селекции и биотехнологии.     Тема 5.1 Селекция  растений,  животных и  микроорганизмов. Тема 5.2 Биотехнология Раздел 6. Эволюционное учение. Тема 6.1 Основные  признаки  биологической  эволюции. Тема 6.2 Микроэволюция  и макроэволюция Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле.   Тема 7.1 Органический мир  как результат  эволюции. Раздел 8. Антропогенез. Тема 8.1. Происхождение  человека. Раздел 9. Основы экологии. Тема 9.1. Экосистемы  и их  составляющие. Биосфера. 21) составление опорных конспектов;  проработка конспектов занятий, учебной  литературы и сайтов Интернет 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 9 Бионика Всего: 40 3. Методические указания по выполнению заданий  ознакомление с химическим составом живых систем; формирование представлений о единстве состава живых систем. Тема 1.1. Химическая организация клетки. Цель задания:    Количество часов на выполнение ­  6 Текст задания.  1. Составить опорный конспект нового материала и проработать конспект  2. занятия, учебной литературы и сайтов Интернет. Работа с учебником по заданному заданию и выполнение контрольных и  тестовых проверочных заданий. 3. Подготовка эссе (компьютерной презентации) на тему: Использование  человеком и другими живыми организмами естественных полимеров  углеводной природы" и "Вещества ­ антиоксиданты и их значение для живых  организмов". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Критерии оценки: Приложение 2. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. Тема 1.2. Основы цитологии. Цель задания:  10   ознакомление с клеточным строением живых систем; работа   с   информационным   материалом   по   истории   открытия   и   изучения клетки; формирование представлений о единстве строения живой природы.  Количество часов на выполнение ­ 2 Текст задания.  1. Работа с учебником и выполнение контрольных и тестовых проверочных  заданий.  2. Подготовка эссе на тему "Клеточная теория строения организмов: история и  современное состояние". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Приложение 5. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 6. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 2. 3. 4. Интернет ­ источники. Тема 1.3. Прокариоты и неклеточные формы жизни. Цель задания:    ознакомление с неклеточными формами жизни и прокариотами; работа   с   информационным   материалом   по   истории   открытия   и   изучения бактерий и вирусов; формирование представлений о единстве строения живой природы.  Количество часов на выполнение ­  4 Текст задания.  1. 2. Подготовка эссе на тему "Прокариотические организмы и их роль в  Работа с учебником и выполнение контрольных проверочных заданий. биоценозах". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Приложение 5. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. 11 Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 6. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. Тема 2.1. Способы получения органических веществ. Цель задания:    ознакомление с основами биохимии и обмена веществ на уровне клетки; работа   с   информационным   материалом   по   истории   открытия   и   изучения хемосинтеза, фотосинтеза, энергетического обмена веществ; формирование представлений о единстве строения живой природы.  Количество часов на выполнение ­ 6 Текст задания.  1. Составить опорный конспект нового материала и проработать конспект  занятия, учебной литературы и сайтов Интернет. Работа с учебником и выполнение контрольных проверочных заданий. 2. 3. Подготовка эссе на тему "Доказательства разной интенсивности метаболизма  в разных условиях у животных и растений". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Приложение 5. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 2. Приложение 6. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. Тема 2.2. Реализация наследственной информации. 12 Цель задания:   работа   с   информационным   материалом   по   истории   открытия   и   изучения процессов биосинтеза в клетках живых систем; формирование представлений о единстве строения живой природы.  Количество часов на выполнение ­ 2 Текст задания.  Работа с учебником и выполнение контрольных проверочных заданий. 1. 2. Подготовка эссе на тему "Витамины, ферменты и гормоны и их роль в  организме. Нарушения в организме при их избытке и недостатке". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Приложение 5. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 2. Приложение 6. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. Тема 3.1. Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Цель задания:    ознакомление со способами деления клетки; работа   с   информационным   материалом   по   истории   открытия   и   изучения процесса деления клетки; формирование представлений о единстве строения живой природы.  Количество часов на выполнение ­ 8 Текст задания.  1. Составить опорный конспект нового материала и проработать конспект  занятия, учебной литературы и сайтов Интернет. Работа с учебником по заданному заданию. Выполнение контрольных и тестовых проверочных заданий. 2. 3. 4. Подготовка эссе (компьютерной презентации) на тему "Биологическое  значение митоза и мейоза". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. 13 Приложение 5. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 6. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. ознакомление с онтогенезом и филогенезом; работа с информационным материалом по теме. Тема 3.2. Индивидуальное развитие организма. Цель задания:    Количество часов на выполнение ­ 2 Текст задания.  1. Работа с учебником по предложенному заданию и выполнение контрольных  проверочных заданий. Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Критерии оценки: Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. Тема 4.1.  Закономерности наследования признаков. Цель задания:   ознакомление   с   основами   генетики   и   закономерностями   наследования признаков; работа с информационным материалом по основам генетики; формирование представлений о единстве строения живой природы.   14 Количество часов на выполнение ­ 4 Текст задания.  1. Составить опорный конспект нового материала и проработать конспект  занятия, учебной литературы и сайтов Интернет. Работа с учебником и выполнение контрольных проверочных заданий. 2. 3. Подготовка эссе на тему "Наследственная информация и передача её из  поколения в поколение". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Приложение 5. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 6. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. ознакомление с основами генетики человека и популяционной генетике; работа с информационным материалом по основам генетики; формирование представлений о единстве строения живой природы. Тема 4.4.  Популяционная генетика. Цель задания:     Количество часов на выполнение ­ 2 Текст задания.  1. 2. Подготовка эссе на тему "Значение генетики популяций для современной  Работа с учебником и выполнение контрольных проверочных заданий. микроэволюционной теории". Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Приложение 5. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 6. Рекомендуемая литература: 15 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. ознакомление   с   закономерностями   наследственной   и   ненаследственной изменчивости признаков; работа с информационным материалом по теме; формирование представлений о единстве строения живой природы. Тема 4.5. Изменчивость признаков. Цель задания:     Количество часов на выполнение ­ 2 Текст задания.  1. Работа с учебником по предложенному заданию и выполнение контрольных  проверочных заданий. Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Формы контроля: Приложение 1. Критерии оценки: Проверка выполненного задания преподавателем. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. Тема 5.1. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Цель задания:   ознакомление с основами селекции и центрами происхождения культурных растений и животных; работа с информационным материалом по теме.  Количество часов на выполнение ­ 1 Текст задания.  1. Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Выполнение контрольных и тестовых проверочных заданий. 16 Формы контроля: Приложение 1. Критерии оценки: Проверка выполненного задания преподавателем. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. ознакомление с эволюцией живой материи; работа с информационным материалом по теме. Тема 7.1. Органический мир как результат эволюции. Цель задания:    Количество часов на выполнение ­ 4 Текст задания.  1. 2. Подготовка эссе на тему "Адаптивные радиации (на конкретных примерах)  Работа с учебником и выполнение контрольных проверочных заданий. как доказательство эволюции". 3. Подготовка к дифференцированному зачету. Рекомендации по выполнению:  Приложение 1. Приложение 5. Приложение 7. Формы контроля: Проверка выполненного задания преподавателем. Защита эссе студентом. Критерии оценки: Приложение 6. Рекомендуемая литература: 1. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 2. 3. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 4. Интернет ­ источники. 17 4. Список рекомендуемой литературы Основная: 5. Беляев Д.К., П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др."Общая биология " 10­11 кл. М., Просвещение, 2013 г. Грин Н., У. Стаут, Д. Тейлор "Биология", в 3 т. ­ М.; Мир, 2010 г. 6. 7. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., "Биология", М.; Академия, 2013 г. 8. Константинов   В.М   "Экологические   основы   природопользования".   М., Академия НМЦСПО, 2009 г. Дополнительная: 1. Клинова Г.С., Кучменко В.С. " Настольная книга учителя биологии ". 2. Справочно ­ методическое пособие. М.,Астрель, 2007г. 3. Гаврилова   О.Ю. Биология 10кл, l ­ ll   часть, поурочные   планы,  Волгоград, Учитель, 2005 г. 4. Кулев   А.В.   Общая   биология.   Поурочное   и   планирование.   10­11кл. Методическое пособие. Петербург, Паритет, 2007г. Приложение Приложение 1. 18 Рекомендации по написанию и проработке конспекта Перед составлением  опорных конспектов   необходимо  провести  следующие действия: 1. 2. 3. 4. Внимательно прочти текст. Выдели главную идею и озаглавь текст. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части. Запиши названия смысловых частей в форме плана в левом рабочем поле конспекта. 5. Прочти текст во второй раз. 6. Сформулируй   тезисы   конспекта   и   запиши   их   в   центральном   поле конспекта.  7. Помни,   что   тезисы   ­   это   мысли,   содержащие   главную   информацию   о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными. Визуализируй конспект: 8. Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект. 9. 10. Напиши источник конспектирования (название, автор) 11. Раздели страницу на три части в соотношении.  Левая часть ­ это рабочее поле плана, центральная ­ поле тезисов, правая ­ поле конспекта. 12. Главные   идеи   помечай   специальными   знаками   на   рабочем   поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием; 13. Каждый пункт плана  отделяй от последующего горизонтальной линией в 1­2   см   от   окончания   текста   (возможно,   тебе   надо   будет   внести   еще информацию);  14. В конце конспекта  сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст. Приложение 2. 19 Критерии оценки конспекта № п/п Критерии оценивания «5» «4» «3» «2» 1 Объём выполненной  работы 2 Логическая  последовательность и  связанность материала 3 Полнота изложения  4 5 содержания Сохранение основной  идеи через весь  конспект Использование  дополнительной  литературы (при  постановке подобной  задачи) 6 Оформление 7 Орфографический  режим (как  дополнительный  критерий) Оптимален для  конспектирования  материала Оптимален для конспектирования  материала Занижен  завышен Занижен  завышен + + + + + + Незначительно  нарушена Нарушена Отсутствует Не выдержана Не выдержана Не выдержана + + + ­ Нарушено Отсутствует Не достаточноНе  используется Наличие  отклонений Наличие  отклонений Соблюдается  слабо Нарушены. Приложение 3. 20 Методические рекомендации по созданию мини­проектов с представлением в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point Проект   –   это   целенаправленное,   ограниченное   по   времени   и   ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.  Основные требования к использованию метода проектов 1. Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания,  исследовательского поиска 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов 3. Самостоятельная деятельность учащихся 4. Структурирование содержательной части проекта 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих  определённую последовательность действий Этап Этап 1.  « Начальный» Этап 2.  «Поисковый» Содержание этапов проекта Содержание Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение  гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка  плана работы Работа в информационном поле, сбор необходимой  информации по проблеме в различных источниках, анализ и  структурирование собранного материала, качественная и  количественная обработка собранного материала. Этап 4.  «Обработка  результата» Этап 3.  «Исследовательский » Проведение исследования, решение поставленной проблемы Переработка полученных данных, анализ и редактирование  полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных  данных в виде продукта проекта Подведение итогов работы, составление письменного  отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде  мультимедийный презентации. Этап 5.  «Заключительный » Мультимедийные   презентации   используются   для  того,  чтобы   выступающий смог   на   большом   экране   или   мониторе   наглядно   продемонстрировать дополнительные   материалы   к   своему   сообщению:   видеозаписи,   фотографии, рисунки,     таблицы,   схемы   и   графики.   Эти   материалы   могут   также   быть подкреплены соответствующими звукозаписями. 21 Рекомендации по созданию презентации Общие требования к презентации:  1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.  2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:   название   проекта;   фамилия,   имя,   отчество   автора; наименование колледжа, 3. Следующим   слайдом   должно   быть   содержание,   где   представлены основные этапы (моменты) презентации.  Желательно,   чтобы   из   содержания   по   гиперссылке   можно   перейти   на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.  4. Дизайн ­ эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное 5. количество объектов на слайде, цвет текста.  В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.  6. Последними   слайдами   презентации   должны   быть   глоссарий   и   список литературы.  Практические рекомендации по созданию презентаций Создание презентации состоит из трех этапов: I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение   целей,   изучение   аудитории,   формирование   структуры   и логики подачи материала.  Планирование презентации включает в себя: 1. Определение целей. 2. Сбор информации об аудитории. 3. Определение основной идеи презентации. 4. Подбор дополнительной информации. 5. Планирование выступления. 6. Создание структуры презентации. 7. Проверка логики подачи материала. 8. Подготовка заключения. Разработка   презентации   –   методологические   особенности   подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.  II. III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации. Требования к оформлению презентаций В   оформлении   презентаций   выделяют   два   блока:   оформление   слайдов   и представление   информации   на   них.   Для   создания   качественной   презентации необходимо   соблюдать   ряд   требований,   предъявляемых   к   оформлению   данных блоков. 22 Оформление слайдов Стиль Фон Использование  цвета Анимационные  эффекты Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой  презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не  должны преобладать над основной информацией (текстом,  иллюстрациями). Для фона предпочтительны холодные тона  На одном слайде рекомендуется использовать не более трех  цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после  использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. Используйте возможности компьютерной анимации для  представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными  эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания  информации на слайде. Представление информации Содержание  информации Расположение  информации на  странице Шрифты Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий,  прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Предпочтительно горизонтальное расположение  информации. Наиболее важная информация должна располагаться в  центре экрана. Если на слайде располагается картинка,  надпись должна располагаться под ней. Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной  презентации. Для выделения информации следует использовать жирный  шрифт, курсив или подчеркивание. 23 Способы выделения  информации Объем информации Виды слайдов Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются  хуже строчных). Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее  важных фактов.  Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом  информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.  Наибольшая эффективность достигается тогда, когда  ключевые пункты отображаются по одному на каждом  отдельном слайде. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные  виды слайдов: ­ с текстом; ­ с таблицами; ­ с диаграммами. Советы:   Настройка презентации по щелчку облегчает показ нужных слайдов в нужном месте выступления при условии, что показывает презентацию другой человек.  Автоматическая   настройка   презентации   дает   возможность   показа   самим выступающим, но может вызвать сложности рассказа (задержка или спешка в смене слайдов).   Музыку целесообразно накладывать, если презентация идет без словесного сопровождения.  Музыка также подбирается в соответствии с темой презентации, дополняя ее, создавая определенный эмоциональный настрой. 24 Критерии оценивания презентаций Приложение 4. Общие баллы Область оценивания Параметры для оценивания Базовый уровень (от Средний уровень (от Высший уровень (от 1 до 4) 5 до 7) 8 до 10) 15 Стиль Единый стиль оформления. Избегайте стиля, которые будет  отвлекать от самой презентации.  Вспомогательная информация  (управляющие кнопки) не  преобладают над основной  информацией (текстом,  иллюстрациями). 10 Содержание Содержание раскрывает цель и  30 Информация 35 Текст задачи исследования. Достоверность (соответствие  информации действительности,  истинность информации). Полнота (отражение источником  информации всех существенных  сторон исследуемого вопроса). Ссылки и обоснования (наличие  ссылок, сведений о происхождении  информации). Отсутствие неопределенности,  неоднозначности. Современность источника. Разумная достаточность  (ограничения с точки зрения  используемых источников). Научность (построение всех  положений, определений и выводов  на строго научной основе). Логичность (наличие логических  связей между излагаемыми  понятиями). Доступность (текст должен быть  понятен, значение новых терминов  должно быть разъяснено). 25 Однозначность (единое толкование  текста различными учащимися). Лаконичность (текстовое  изложение должно быть  максимально кратким и не содержать ничего  лишнего). Завершенность (содержание каждой части текстовой информации  логически завершено). Отсутствие орфографических и  пунктуационных ошибок. Использование эффектов (цвета,  анимации и звуковых эффектов). Наличие схем, графиков, таблиц. 10 Оформление Пояснения: 0­30 баллов – неудовлетворительно  31­60 баллов – удовлетворительно  61­90 баллов ­ хорошо 91­100 баллов – отлично. 26 Приложение 5. Методические рекомендации по написанию эссе Жанр эссе предполагает свободу творчества.  На первом плане эссе – личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе   совсем   нелегко,   так   как   надо   найти   оригинальную   идею   (даже   на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую­либо проблему. ЭССЕ  (франц.   essai ­   попытка,   проба,   очерк),   литературная   форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора на рассматриваемый вопрос.  Это   новое,   субъективно   окрашенное   слово   о   чем­либо,   имеющее   литературно­ философский,   публицистический, критический, научно­популярный или беллетристический характер.   историко­биографический, Задача эссе ­ информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой­либо проблемы.  Основная отличительная особенность эссе – его краткость. Стиль эссе отличается: образностью афористичностью парадоксальностью  Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации.  Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:   метафоры,   аллегорические   и   притчевые   образы,   символы сравнения Эссе   будет   выглядеть   богаче   и   интереснее,   если   в   нем   присутствуют: непредсказуемые выводы, неожиданные повороты, интересные сцепления. По   речевому   построению эссе –   это   динамичное   чередование   полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения. Написание   эссе   является   требованием   многих   международных образовательных программ. Специфика жанра эссе Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора.  27 В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.  1) Оформление эссе По содержанию эссе может носить реферативный, аналитический,  практический или опытно­экспериментальный характер.  Оформление эссе, как и любого реферата или доклада  должно  соответствовать ГОСТу По объему стандартное эссе должно быть не более 3 страниц печатного  текста. Шрифт  ­ Times New Roman. Размер шрифта – 14 Интервал междустрочный – полуторный (перед и после абзаца – 0)  Данные в таблицах оформляются размером 12 и интервалом междустрочным   ­ одинарным. Поля: ­ левое – 30 мм ­ правое – 15 мм ­ верхнее и нижнее –  по 20 мм Каждая часть начинается с новой стоки. Страницы нумеруются арабскими цифрами вверху страницы, справа. Титульный лист не нумеруется. Точку в конце названия не ставят и название не подчеркивают. Красная строка – 1 см. 2) Структура эссе: вступление  ­   раскрывается   актуальность   и   значение   темы, формулируется цели и задачи работы; предмет и объект исследования (≈ 1­3 абзаца);  основная     часть  –   подкрепление   основной   идеи   фактами, размышлениями,   идеями,   яркими   описаниями,   цитатами   или   другой  4­5≈ информацией или материалами; ссылка на  справочные материалы ( абзацев); заключение  –   должны   содержаться   выводы   и   ваши   взгляды   на рассмотренную проблему (  1­2 абзаца). ≈    28 Приложение 6. Основные критерии оценки эссе В качестве основных критериев оценки студенческого эссе могу выступать: 1) 2) 3) 4) 5) 6) соответствие содержания заявленной теме; четкая постановка цели и задач исследования; аргументированность и логичность изложения свободное владение материалом; культура речи, ораторское мастерство; выдержанность регламента. 29 Приложение 7. Вопросы к дифференцированному зачету по учебной дисциплине " Биология" 1. Неорганические соединения 2. Биополимеры. Углеводы и липиды 3. Биополимеры. Белки , их состав и строение 4. Функции белков в клетке 5. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты 6. Клетка. Органоиды клетки: плазматическая мембрана, лизосомы, ЭПС,  рибосомы, комплекс Гольджи. 7. Строение и функции органоидов клетки: ядра, митохондрий, пластид,  органоидов движения.  8. Фотосинтез 9. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ 10. Митоз 11. Мейоз 12. Формы размножения организмов 13. Образование половых клеток. Оплодотворение у животных 14. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап 15. Постэмбриональное развитие организмов 16. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Г.Менделя 17. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя 18. Сцепленное наследование генов 19. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. 20. Модификационная изменчивость 21. Наследственная изменчивость 22. Генетика человека 23. Этапы развития жизни на Земле 24. Общая характеристика биологии в додарвиновский период 25. Основные положения теории Ч.Дарвина, значение дарвинизма 26. Приспособленность организмов и ее относительность 27. Микроэволюция. Макроэволюция, её доказательства. Биогенетический закон 28. Происхождение человека. 29. Доказательства и движущие силы антропогенеза 30. Человеческие расы. 31. Экологические факторы, воздействующие на живые организмы. 32. Экосистемы. 33. Взаимодействия организмов в экосистемах. 30 31

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017