Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)
Оценка 4.8

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Оценка 4.8
Документация
docx
физика
Взрослым
05.01.2019
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)
Методические указания по выполнению ВСР составлены согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса для профессий технического профиля. Они включают в себя: виды самостоятельной работы; виды заданий;правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятеьности; характеристику заданий; критерии оценки; образцы выполненных заданий; приложения.
Методические рекомендации ВСР (физика НПО).docx
Государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования Ярославской области профессиональный лицей №25 Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной работы  по дисциплине  ФИЗИКА                                                                               Разработчик: преподаватель физики                                               Винокурова Г.В. Рыбинск, 2017 Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены 1. Пояснительная записка согласно требованиям ФГОС СПО и плана учебного процесса для профессий технического профиля.   В связи с введением в образовательный процесс   нового Государственного образовательного стандарта   все   более   актуальной   становится   задача   организации   самостоятельной   работы обучающихся. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его   контролем.     Самостоятельная   работа  обучающихся    является   одной   из   основных   форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ и позволяет формировать знания, умения   и   навыки   обучающихся,   развивать   интерес   к   творческой   работе,   а   также   направлять способности   обучающихся   на   решение   учебных,   производственных   и   научных   задач. Самостоятельная   работа   способствует   развитию   самостоятельности,   ответственности   и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня, способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.  Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами   заданий   согласно   примерной   и   рабочей   программ   учебной   дисциплины.  Удельный   вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины (142 часа).   Самостоятельная работа  обучающихся  является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.  Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости   от   цели,   объема,   конкретной   тематики   самостоятельной   работы,   уровня   сложности, уровня умений обучающихся. Контроль   результатов   внеаудиторной   самостоятельной   работы   может   осуществляться   в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу   по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме. 2. Виды и цели самостоятельной работы В учебном процессе выделяют два вида  самостоятельной работы: ­ аудиторная; ­ внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется  на учебных занятиях  под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   выполняется   обучающимся   по    заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Целями   внеаудиторной   самостоятельной   работы   обучающихся   по   дисциплине:   «Физика» являются:  ­ углубление и расширение теоретических знаний ­ формирование общих и профессиональных компетенций ­ овладение технологическим учебным инструментом ­ пробуждение и развитие познавательных интересов ­ развитие познавательных способностей и активности обучающихся ­ развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности ­ развитие исследовательских умений ­ мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности ­  систематизация   и   закрепление   полученных   теоретических   знаний   и   практических   умений обучающихся Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:   составление   плана   текста,   ­   для   овладения   знаниями:   чтение   текста   (учебника,   первоисточника,   дополнительной литературы), графическое   изображение   структуры   текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными   документами,   учебно­исследовательская   работа,   использование   аудио­   и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. ­        для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции,   обработка текста,   повторная   работа   над   учебным   материалом   (учебника,   первоисточника,   дополнительной  литературы,   аудио   и   видеозаписей,   составление   плана,   составление   таблиц   для   систематизации учебного   материала,   ответ   на   контрольные   вопросы,   заполнение   рабочей   тетради,   аналитическая обработка   текста   (аннотирование,   рецензирование,   реферирование,   конспект­анализ   и   др), подготовка   мультимедиа   сообщений/докладов   к   выступлению   на   семинаре   (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др. ­        для   формирования   умений:    решение   задач   и   упражнений   по   образцу,  решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных   (профессиональных)   задач,   подготовка   к   деловым   играм,   проектирование   и моделирование   разных   видов   и   компонентов   профессиональной   деятельности,   опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио­ и видеотехники и др. По дисциплине физика практикуются  следующие виды и формы самостоятельной  работы:  • • • • • • • • • • • • лабораторные и практические  работы индивидуальные задания (решение задач, подготовка сообщений, докладов, презентаций,  подбор пословиц по теме, составление кроссворда, исследовательские домашние работы и др.) тестирование по материалам,   разработанным преподавателем деловая игра подготовка к контрольным работам, зачетам и экзаменам отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы подготовка к практическим, лабораторным занятиям выполнение контрольных, самостоятельных работ выполнение рубежных индивидуальных заданий подготовка   кратких   сообщений, самостоятельное составление задач по изучаемой теме (по указанию преподавателя) работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц и др.), проектов   исследовательских   работ   докладов,   рефератов, Правила по планированию и реализации самостоятельной учебной дея­ тельности: 1.   Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируйте цель предстоящей деятельности. Внимательно выслушайте или прочитайте тему, цели и задачи самостоятельной работы. 2.   Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели.  Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы. 3. Выберите наилучший вариант, взвесив все условия. Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задайте вопросы.  4.  Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа. Ознакомьтесь с графиком самостоятельных работ обучающихся по предмету; уточните у преподавателя время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета. 5. Внимательно   изучите   письменные   методические   рекомендации   по   выполнению самостоятельной работы. 6. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по теме самостоятельной работы. 7. Повторите   весь   теоретический   материал   по   конспектам   и   другим   источникам, предшествовавший   самостоятельной   работе,   ответьте   на   вопросы   самоконтроля   по изученному материалу.  8. Подготовьте все необходимое для выполнения задания.  9. Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо. 10. Если  вы   делаете   сообщение   или   доклад,   то   обязательно   прочтите   текст   медленно   вслух, обращая   особое   внимание   на   произношение   новых   терминов   и   стараясь   запомнить информацию.  11. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания. 12. Если   при   выполнении  самостоятельной  работы   применяется  групповое   или   коллективное выполнение   задания,   старайтесь   поддерживать   в   коллективе   нормальный   психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы микрогруппы. 13. При   выполнении   самостоятельного   практического   задания   соблюдайте   правила   техники безопасности и охраны труда. 14. В   процессе   выполнения   самостоятельной   работы   обращайтесь   за   консультациями   к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания. 15. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии   с   теми   методическими  указаниями  по   оформлению   отчета,   которые     вы получили от преподавателя или в методических указаниях.  16. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок. 17. Участвуйте   в   обсуждении   и   оценке   полученных   результатов   самостоятельной   работы (общегрупповом или в микрогруппах). 18.   Участвуйте   в   обсуждении   полученных   результатов   работы.  Во   время   реализации   плана постоянно   контролируйте   себя   и   свою   деятельность.   Корректируйте   работу   с   учетом получаемых результатов. 3. Характеристика заданий 1.  Подготовка   информационного   сообщения  –  это   вид   внеаудиторной   самостоятельной работы   по   подготовке   небольшого   по   объему   устного   сообщения   для   озвучивания   на   семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения  или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам. Сообщение  отличается  от докладов и  рефератов  не только  объемом  информации,  но и  ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­ риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин. Затраты   времени   на   подготовку   сообщения   зависят   от   трудности   сбора   информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподава­ телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч. Критерии оценки: • актуальность темы, 1 балл; • соответствие содержания теме, 1 балла; • глубина проработки материала, 1 балла; • грамотность и полнота использования источников, 1 балл; • наличие элементов наглядности, 1 балла. Оценка выставляется по количеству набранных баллов. Максимальное количество баллов: 5 2. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях  (приложение   1,10).  Ведущее   место   занимают   темы,   представляющие   профессиональный интерес,   несущие   элемент   новизны.   Реферативные   материалы   должны   представлять   письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких   источников   и   служить   основой   для   доклада   на   определенную   тему   на   семинарах, конференциях. Регламент озвучивания реферата – 7­10 мин. Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.  Порядок сдачи и защиты рефератов.      качество  степень самостоятельности студента и проявленную инициативу  связность, логичность и грамотность составления  оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.     1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1­2 недели до  зачетного занятия     2. При оценке реферата преподаватель учитывает         3. Защита тематического реферата  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках  часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей  темы, либо по договоренности с преподавателем.     4. Защита реферата  предусматривает    На  защите запрещено чтение текста реферата.     5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести  дискуссию и ответы на вопросы.  доклад по реферату не более 5­7 минут  ответы на вопросы оппонента. Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго  Содержание и оформление разделов реферата определенным правилам. В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.           В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не  заключается.           Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы  обучающегося, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название предмета, фамилия и инициалы преподавателя ­ руководителя работы.           В нижнем поле указывается  год написания реферата.     После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и  указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять  заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.           Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого   заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом  столбце оглавления.           Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом.  Заголовки каждой последующей ступени смещают на три ­ пять знаков вправо по отношению к  заголовкам предыдущей ступени.           Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание  реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для  написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность  предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы  по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их  систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.           Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и  полностью ее раскрывать и показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано  излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.           Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение  обобщенных выводов по рассматриваемой теме.           Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы,  отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени  фундаментальности данного реферата.                В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые  загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в  правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе  более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, "  Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и  продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями  осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки ­ (см. прил. 1)).  Критерии оценки реферата • актуальность темы, 1 балл; • соответствие содержания теме, 3 балла; • глубина проработки материала, 3 балла; • грамотность и полнота использования источников, 1 балл; • соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла; доклад, 5 баллов;  умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.  • • Максимальное количество баллов: 20. 19­20 баллов соответствует оценке «5» 15­18 баллов – «4» 10­14 баллов – «3» менее 10 баллов – «2» 3.  Создание   материалов­презентаций  –  это   вид   самостоятельной   работы     по   созданию наглядных   информационных   пособий,   выполненных   с   помощью   мультимедийной   компьютерной программы   PowerPoint   (приложение   9).  Этот   вид   работы   требует   координации   навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов­презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере. Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема,   уровня   сложности   создания   презентации,   индивидуальных   особенностей   обучающегося   и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч Критерии оценки соответствие содержания теме, 1 балл; правильная структурированность информации, 5 баллов; наличие логической связи изложенной информации, 5 балл; эстетичность оформления, его соответствие требованиям, 3 балла; работа представлена в срок, 1 балл. Максимальное количество баллов: 15. • • • • • 14­15 баллов соответствует оценке «5» 11­13 баллов – «4» 8­10 баллов – «3» менее 8 баллов – «2» 4. Подготовка и презентация доклада.    Доклад­это сообщение по заданной теме, с целью  внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать  примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный  интерес к научному познанию. Тема доклада  должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия. Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа обучающегося  над докладом­презентацией включает отработку навыков ораторства и  умения организовать и проводить диспут. Обучающийся в ходе работы по презентации  доклада, отрабатывает умение  ориентироваться  в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении. Докладом также  может стать презентация реферата, соответствующая теме занятия. Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное  преподавателем время.  Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и  заключение. Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление  должно содержать:                 ­ название презентации (доклада)                  ­ сообщение основной идеи                 ­ современную оценку предмета  изложения                 ­ краткое перечисление рассматриваемых вопросов        ­ живую интересную форму изложения ­ акцентирование оригинальности  подхода  Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы,  обычно строится по принципу отчета. Задача основной части ­ представить достаточно данных для  того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом  логическая структура теоретического блока не должна даваться без наглядных пособий, аудио­ визуальных и визуальных материалов. Заключение ­ это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут  слушатели.   Примерный план публичного выступления 1. Приветствие 2. Представление (Ф.И.,  группа, и т.д.) 3. Цель выступления 4. Название темы 5.Актуальность 6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения 7. Благодарность за внимание 8. Ответы на вопросы Критерии оценки доклада • актуальность темы, 1 балл; • соответствие содержания теме, 1 балл; • глубина проработки материала, 1 балл; • грамотность и полнота использования источников, 1 балл; • соответствие оформления доклада требованиям, 1 балл. умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов.  • 9­10 баллов соответствует оценке «5» 7­8 баллов – «4» 5­7 баллов – «3» менее 5 баллов – «2» Максимальное количество баллов: 10. 5.  Написание конспекта первоисточника  (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его   автор,   основные   методологические   положения   работы,   аргументы,   этапы   доказательства   и выводы.   Ценность  конспекта   значительно   повышается,   если   обучающийся   излагает  мысли   своими словами, в лаконичной форме. Конспект   должен   начинаться   с   указания   реквизитов   источника   (фамилии   автора,   полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить. Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде   краткого   устного   сообщения   (3­4   мин)   в   рамках   теоретических   и   практических   занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем. Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме,  индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на  подготовку конспекта статьи – 2 ч  Критерии оценки: содержательность конспекта, соответствие плану, 3 балла; отражение основных положений, результатов работы • • автора, выводов, 5 баллов; ясность, лаконичность изложения мыслей студента, 3 балла; наличие схем, графическое выделение особо значимой информации, 1 балл; соответствие оформления требованиям, 1 балл; грамотность изложения, 1 балл; конспект сдан в срок, 1 балл. • • • • • 14­15 баллов соответствует оценке «5» 11­13 баллов – «4» 8­10 баллов – «3» менее 8 баллов – «2» Максимальное количество баллов: 15. 6. Содержание и оформление опорных конспектов.  Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос.  Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять  и следить за логикой ответа. Опорный конспект  должен содержать все то, что  учащийся собирается предъявить  преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки  законов, определения, структурные схемы (приложение 3). Основные требования  к содержанию опорного конспекта 1. Полнота – должно быть отображено все содержание вопроса. 2. Логически обоснованная последовательность изложения. Основные требования к форме записи опорного конспекта 1. Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю. 2. По объему он должен составлять примерно один ­ два листа, в зависимости от объема  содержания вопроса. 3. Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных  номерами или пробелами. 4. Не должен содержать сплошного текста. 5. Должен быть аккуратно  оформлен (иметь привлекательный вид). Методика составления опорного конспекта 1. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты. 2. Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа. 3. Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты,  изменить последовательность расположения пунктов). 4. Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что  должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул,  формулировки законов и т.д. Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят  от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 2 ч Критерии оценки: соответствие содержания теме, 1 балл; правильная структурированность информации, 3 балла; наличие логической связи изложенной информации, 4балла; соответствие оформления требованиям, 3 балла; аккуратность и грамотность изложения, 3 балла; работа сдана в срок, 1 балл. • • • • • • 14­15 баллов соответствует оценке «5» Максимальное количество баллов: 15. 11­13 баллов – «4» 8­10 баллов – «3» менее 8 баллов – «2» 7.  Составление   глоссария  –  вид   самостоятельной   работы,   выражающийся   в   подборе   и систематизации   терминов,   непонятных   слов   и   выражений,   встречающихся   при   изучении   темы. Развивает   у   обучающихся   способность   выделять   и   формулировать   главные   понятия   темы. Оформляется   письменно,  включает  название   и  значение   терминов,  слов   и  понятий  в   алфавитном порядке (приложение 4). Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей  студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее  чем из 20 слов – 1ч Критерии оценки: • соответствие терминов теме, 2 балла; • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со  спецификой изучения дисциплины, 5 баллов; • соответствие оформления требованиям, 2 балла; • работа сдана в срок, 1 балл. 9­10 баллов соответствует оценке «5» 7­8 баллов – «4» 5­7 баллов – «3» менее 5 баллов – «2» Максимальное количество баллов: 10. 8.  Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме  –    это вид самостоятельной работы по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение   5).  Формирование   структуры   таблицы   отражает   умения   обучающегося   к систематизации   материала   и   развивает   его   умения   по   структурированию   информации.   Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются   как   разделы   одной   темы,   так   и   разделы   разных   тем.   Задание   чаще   всего   носит обязательный характер. Оформляется письменно. Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности  ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч Критерии оценки: соответствие содержания теме, 1 балл; логичность структуры таблицы, 2 балла; правильный отбор информации, 2 балла; наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации, 3 балла; соответствие оформления требованиям, 1 балл; работа сдана в срок, 1 балл. • • • • • • 9­10 баллов соответствует оценке «5» 7­8 баллов – «4» 5­7 баллов – «3» менее 5 баллов – «2» Максимальное количество баллов: 10. 9.  Составление тестов и эталонов ответов к ним  –  это вид самостоятельной работы обучающихся   по   закреплению   изученной   информации   путем   ее   дифференциации,   конкретизации, сравнения   и   уточнения   в   контрольной   форме   (вопроса,   ответа)  (приложение   6).  Обучающийся должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы.   Количество   тестов   (информационных   единиц)   можно   определить   либо   давать   произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более   точны,   более   интересны?"   и   т.   д.)   непосредственно   на   практическом   занятии.   Оценку   их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно. Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее  структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного  тестового задания – 6 мин., теста из 10 заданий – 1ч. Критерии оценки: • соответствие содержания тестовых заданий теме, 1 балл; включение в тестовые задания наиболее важной информации, 5 балла; • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности, 2 балла; • • наличие правильных эталонов ответов, 1 балл; • тесты представлены на контроль в срок, 1 балл. Максимальное количество баллов: 10. 9­10 баллов соответствует оценке «5» 7­8 баллов – «4» 5­7 баллов – «3» менее 5 баллов – «2» 10. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации   в   графическом   виде   и   вид   контроля   знаний   по   ней  (приложение   7).  Работа   по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоя­ тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний. Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов. Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и  определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч Критерии оценки: • соответствие содержания теме, 1 балл; • грамотная формулировка вопросов, 5 баллов; • кроссворд выполнен без ошибок, 3 балла; • работа представлена на контроль в срок, 1 балл. 9­10 баллов соответствует оценке «5» 7­8 баллов – «4» 5­7 баллов – «3» менее 5 баллов – «2» Максимальное количество баллов: 10. 11. Научно­исследовательская (проектная) деятельность обучающегося, – этот вид  деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение  сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит  продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний  (знаний­трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий в кружке по  дисциплине или планироваться  индивидуально и требует достаточной подготовки и методического  обеспечения. Такой вид деятельности под силу не всем обучающимся. Планируя его, следует учитывать  индивидуальные особенности обучающихся. Ориентировочные затраты времени на такие работы – 15­30 часов Требования к проекту (оформление, содержание и структура, творческий результат, технологическая документация,  презентация) 1.Требования к оформлению Проект может быть написан от руки разборчивым почерком или представлен в электронном варианте  через 2 интервала на стационарных листах бумаги (формат А4) с одной стороны. Размер полей: левое,  верхнее и нижнее поле —20 мм, правое —10 мм. Проект имеет хорошо организованную структуру, выполнен аккуратно и удобен для чтения,  отличается внешней привлекательностью. Культура изложения проекта:  ­ отсутствие орфографических и грамматических ошибок, стилистическая грамотность; ­  использование специальной терминологии; ­ полнота приложений (приложения: таблицы, схемы, чертежи, фотографии, иллюстрации и т.д.  называются и нумеруются); ­ содержит различную анимацию, соответствующий фон и цвет; ­ графический дизайн (картинки и изображения правильно подобраны и размещены и соответствуют  содержанию). 2.Требования к содержанию и структуре проекта Содержание: ­ цель и тема проекта ясно изложены; ­ связь с программой дополнительного образования; ­ содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия; ­ самостоятельные исследования обучающихся понятным образом иллюстрируют основополагающие  вопросы; ­ оригинальность: исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам,  использование широкого спектра первоисточников, материалы проекта богаты элементами  мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию сложных  вопросов; ­ практическое применение проекта: описание проекта отображает четкую последовательность  мероприятий по его внедрению, компоненты проекта хорошо подготовлены для использования. 3. Требования к творческому результату проекта: — результат проекта может быть мультимедийной презентацией, сценкой, письменным отчетом,  изготовленным макетом, изделием, моделью; — качество выполненного готового изделия / эстетическое, конструктивное, технологическое,  экономически обоснованное/. 4. Требования к технологической документации результата (изделия, модели, макета). Назначение изделия, эскиз, технологическая карта, чертеж, материалы, инструменты, оборудование,  правила техники безопасности, расход материалов и расчет цены изделия, удобство пользования и  оригинальность применения, дизайн изделия, использование традиций народной культуры. Технологическая карта изделия — документ / в виде таблицы/, в котором описан весь  технологический процесс, состоящий из ряда последовательных операций, с указанием материалов,  инструментов и графического рисунка. 5. Требования  Автору проекта необходимо готовиться к презентации проекта как к публичному выступлению,  говорить громко, четко объясняя содержание и поддерживая зрительный контакт с аудиторией   к презентации.   Критерии оценки:  Оформление проекта, 10 баллов 1. Соответствие стандартным требованиям. 2. Единый стиль оформления. 3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. 4. Общий дизайн, отвечающий  требованиям эстетики. 5. Сочетание фона  с графическими элементами. 6. Творчество и оригинальность   Содержание проекта, 30 баллов 1. Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования. 2. Обоснование потребности. 3. Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы. 4. Выполнение принятых этапов проектирования. 5. Законченность проекта, выбор профессии. 6. Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятию другими людьми.  Иллюстративный материал, 20 баллов 1. Соответствие изображений, диаграмм и таблиц основному содержанию проекта. 2. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст. 3. Качество помещаемых изображений  Объем информации, 20 баллов 1. Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей, выводы логически обоснованными, краткими, точными. 2. Полнота библиографии, цитаты  Оценка защиты проекта, 20 баллов 1. Композиция, полнота представления работы.  2. Объем и глубина знаний по теме. 3. Коммуникативная ориентация, культура речи. 4. Использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории. Максимальное количество баллов: 100. 90­100 баллов соответствует оценке «5» 75­89 баллов – «4» 55­74 баллов – «3» менее 55 баллов – «2» 12. Изготовление информационных моделей, выполнение практических работ – это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются  практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную  модель, обучающийся уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму,  усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его  структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При  изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименова­ ния. К готовой модели создается пояснение – указатель. Выполнение практических работ проводится  согласно описанию хода работ (приложение 11). Готовая модель или результаты практической  работы демонстрируются на занятиях с кратким пояснением либо представляются студентом в  качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы. Затраты времени на выполнение практической работы,  составление информационной модели  зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных  навыков студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одиночной модели или выполнение практической  работы – 2 ч Критерии оценки: соответствие содержания теме, 1 балл; творческое исполнение задания, 10 баллов; • • • • • практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях, 3 балла ; эстетичность оформления, 5 баллов; работа представлена на контроль в срок, 1 балл. Максимальное количество баллов: 20. 19­20 баллов соответствует оценке «5» 15­18 баллов – «4» 10­14 баллов – «3» менее 10 баллов – «2»          13. Решение задач Прежде всего, приступая к решению задач по физике, пусть и самой простой, необходимо внимательно и несколько раз прочитать условие и попытаться выявить явление, установить основные законы, которые используются в задаче, а после приступать к непосредственно поиску правильного ответа. Для грамотного поиска ответа, в действительности, необходимо хорошо владеть только двумя умениями – уяснить физический смысл, который отражает суть задания, и верно выстраивать цепочку различных мини-вопросов, ведущих к ответу на основной вопрос задачи. Необходимо начинать задавать себе конкретные, короткие вопросы, при этом каждый следующий должен непременно быть связан с предшествующим, либо главным законом задачи. В результате, у вас выстроится логическая цепочка из взаимосвязанных мини-вопросов, а также мини-ответов к ним, то есть появиться структурированность, определенный каркас, который поможет найти выражение в формулах, связанных между собой. В итоге, получив подобную структуру, необходимо просто решить полученную систему уравнений с несколькими переменными и получить ответ (приложение 12). для решения качественных задач: Решение качественных задач включает три этапа: чтение условия, анализ задачи и решение. 1. При анализе содержания задачи необходимо использовать, прежде всего, 2. Выяснить, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое 3. Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа. В общие закономерности по данной теме. описано в задаче. качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа. для решения количественных задач: 1. Внимательно прочитать текст задачи. 2. Кратко записать условие и сделать чертеж или схему. 3. При разборе задачи, прежде всего обратить внимание на ее физическую сущность, на выявление физических процессов и законов, рассматриваемых в данной задаче, зависимость между физическими величинами. 4. Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями. Вычисление следует производить рациональными приемами, а записи наименований – Решение   задачи  можно условно разбить на четыре этапа и в соответствии с данными этапами  установить критерии оценки:  1. Ознакомиться с условием  задачи  (анализ условия  задачи  и его наглядная интерпретация  схемой или чертежом), 0,5 балл. 2. Составить план  решения   задачи  (составление уравнений, связывающих физические  величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны), 2  балла; 3. Осуществить  решение  (совместное  решение  полученных уравнений относительно той или  иной величины, считающейся в данной  задаче  неизвестной), 2 балла; 4. Проверка правильности  решения   задачи  (анализ полученного результата и числовой расчет),  0,5 балла.  Оценка выставляется по количеству набранных баллов. Максимальное количество баллов: 5. Приложения ____________________________________________________ Приложение  1 Наименование учебного заведения Р Е Ф Е Р А Т Тема:                                                                                                                                                                                                                                                  Выполнил (а):                                                                                                                                       ФИО,                                                                                        курс, группа,                                                                                        специальность                                                                                         Руководитель:                                                                                         ФИО преподавателя Рыбинск, 2014 Образец оглавления ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................... 2 Глава 1 .................................................................................................. 3 Глава 2 .................................................................................................. 6 Глава 3 ................................................................................................ 10 Заключение ........................................................................................ 14 Список литературы............................................................................ 16 Образец оформления конспекта Приложение  2 Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.) КОНСПЕКТ «_______________________________________________» Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания План (схема простого плана):  1. 2.  3.  4.  План (схема сложного плана):  1. ________________________;     ________________________: а) _____________________; б) _____________________; в) _____________________. 1.2. _______________________: а) _____________________;  б) _____________________. 2. ________________________. 2.1. __________________ и т.д. (далее раскрываются вопросы плана) 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. Образец оформления опорного конспекта (фрагмент) Приложение 3  1.Опорный конспект темы:  "Молекулярная физика. Основные положения МКТ" 2.Опорный конспект темы: «Классификация движения». Движение­ это, изменение положения тела с течением времени. Движение можно классифицировать по:    а. скорости;   б. траектории. 1. Классификация движения по траектории: а. траектория    ­ это, линия вдоль которой движется тело.   б. перемещение­ это, отрезок, проведенный из начального положения тела в положение в  данный момент времени. в. путь­ это длина траектории. Траектория может быть: прямой линией ­ это прямолинейное движение;                                  или: кривой линией ­ это криволинейное движение.                                                                   2. Классификация движения по скорости: Скорость     показывает, какой путь проходит тела за единицу времени. Скорость обозначается:  υ ,  измеряется в единицах ( м /с). Если скорость во время движения не изменяется, (  ­ υ const), движение называется равномерным.  Формула пути имеет вид: Ѕ= υ∙t. Средняя скорость – это отношение всего пути к промежутку времени затраченному на этот путь.  Формула средней скорости: υср. = Ѕ / t. Если скорость во время движения  изменяется, то движение называется переменным. Скорость изменяется на одну и туже величину: движение называется ускоренным. Ускорение­ это величина показывающая на сколько изменилась скорость в единицу времени,  обозначение: а, измеряется в единицах ( м/ с2). Формула ускорения: а = υt ­ υ0 / t. Ускорение может быть постоянным  а­const, то движение будет называться равноускоренным,  скорость при этом изменяется на одну и туже величину в единицу времени. Ускорение постоянно изменяется: движение будет называться переменным. Формула пути при равноускоренном движении имеет вид:           а. движение без начальной скорости:   S = a∙t2 / 2.          б. движение с  начальной скоростью:   S =υ0∙t + a∙t2 / 2. Глоссарий по теме: «Электрический заряд» (образец). Приложение 4  Электрический заряд Электрически изолированная система Закон сохранения электрического заряда Точечный заряд Закон Кулона Напряженность электрического поля в данной точке Принцип суперпозиции (наложения) электрических полей физическая величина, определяющая интенсивность электромагнитного взаимодействия частиц система, через границу которой не могут проникать заряженные частицы суммарный заряд электрически изолированной системы не может изменяться заряженное тело, размерами которого можно пренебречь по сравнению с расстояниями от этого тела до других тел, несущих электрический заряд сила взаимодействия F двух неподвижных точечных зарядов пропорциональна величине каждого из зарядов q1 и q2 и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними r: F = k (q1 q2)/ r2 векторная величина, характеризующая электрическое поле, равная силе, действующей на единичный неподвижный точечный заряд, находящийся в данной точке поля: напряженность поля системы зарядов равна векторной сумме напряженностей полей, которые создавал бы каждый из зарядов в отдельности Приложение 5  Образец сводной (обобщающей) таблицы по теме Сводная таблица по теме "Электрическое поле"  Аналогия между электрическим полем и полем тяготения Наименование 1. Характеристика тела, от  которой зависит сила,  действующая на него 2. Величина, определяющая  свойства поля 3. Сила, действующая на тело  и на заряд В поле тяготения В электростатическом поле Величины Масса m Заряд q Ускорение свободного падения g F=mg Напряженность Е F=qE Таблица развития навыков систематизации знаний по теме:                                « Кристаллические и аморфные тела». кристаллические аморфные Внутреннее расположение атомов Свойства: 1.Анизотропия 2.Внешняя форма 3.Температура  плавления 4.Текучесть, упругость 5.Кристаллизация 6.Модификации 7.Примеры Образцы тестов Тестовые задания закрытого типа Инструкция: выбрать один правильный ответ.  Приложение 6. 1. . Как называется передача информации, речи или музыки с помощью электромагнитных  волн? а) интерференция      в) радиотелефонная связь б) дифракция      Тестовые задания на установление соответствия г) телепатия Инструкция: установить соответствие. Какие свойства будут обнаруживать электромагнитные волны следующих диапазонов, падая  на тело человека: 1. Радиоволны                                   а. Нагревают ткани. 2. Рентгеновского диапазона.         б. Вызывают покраснение кожи. 3. Инфракрасного диапазона.         в. Почти полностью отражаются. 4. Ультрафиолетового.                   г. Проходят через мягкие ткани. Тестовые задания открытого типа Отражение света бывает: 1)______; 2)_______; 3)________ Инструкция: дополнить.                                                                                                                       Приложение 7. Чайнворд 1. Советский физик, именем которого назван полученный искусственно химический радиоактивный элемент. 2. Советский космический корабль. 3. Место запуска космических летательных аппаратов. 4. Американская автоматическая межпланетная станция. 5. Летательный аппарат. 6. Термин, используемый вместо термина «космонавтика». 7. Газообразная оболочка Земли. 8. Ориентация космических летательных аппаратов по звездам. 9. Центральная часть атома. 10. Траектория. А.Н. Майоров. Физика для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. По горизонтали 3. Это движение, также называют броуновским движением 5. При увеличении температуры внутренняя энергия тела 8. Приспособление, помогающее сохранить пищу горячей или холодной 9. Как называется конвекция, при которой воздух или воду нагревают снизу 11. Мера измерения внутренней энергии По вертикали 1. Может быть механической, электрической, внутренней 2. Вид передачи энергии, который может осуществляться даже в полном вакууме 3. Процесс изменения температуры телом без совершения механической работы этим телом или над ним 4. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное 6. Мера средней кинетической энергии тела 7. При передаче энергии таким путём, она переносится струями воздуха или воду 10. Изобрел тепловой двигатель Образцы оформления графиков, диаграмм  Приложение  8 Рис. 1. График изопроцессов в координатах РТ       Приложение 9 Образец оформления презентации  Материалы­презентации готовятся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов­презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация   должна   выполняться   в   одной   цветовой   палитре,   например   на   базе   одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана. Тексты   презентации   не   должны   быть   большими.   Выгоднее   использовать   сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучающихся.  При подготовке мультимедийных  презентации  возможно использование ресурсов  сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.  Обязательными структурными элементами, как правило, являются:         обложка;  титульный слайд;  оглавление;  учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);  словарь терминов;  справочная система по работе с управляющими элементами;  система контроля знаний;  информационные ресурсы по теме. Первый слайд: 1. Тема   информационного   сообщения   (или   иного   вида задания): _______________________________________________ ______ Подготовил: ФИО, курс, группа, специальность  Руководитель: ФИО преподавателя  2. Второй слайд  План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. 3. Третий слайд Литература: Четвертый слайд  4. Лаконично   раскрывает   содержание   информации, можно  включать   рисунки, диаграммы   автофигуры,   графики, и   другие   способы   наглядного   отображения информации Темы рефератов и проектов Приложение 10        1.Современная энергетика и перспективы ее развития.        2.Полупроводники, их прошлое и будущее.        3.Российские лауреаты Нобелевской премии в области физики.        4.Термояд: сквозь тернии к звездам.        5.Развитие представлений о электричестве.        6.Из истории открытия радиоактивности.        7.Тепловые двигатели.        8 .Что такое генератор.        9.Альтернативные виды энергии      10.Ухудшение зрения у школьников и пути решения проблемы.      11. Влияние акустического загрязнения на работоспособность школьников.      12. Транспорт и окружающая среда.      13. Озоновый экран нашей планеты: состояние, проблемы.      14. Приметы и предрассудки в предсказании погоды – можно ли им верить?      15. Состояние экологических проблем и природоохранные меры, предпринимаемые в  России.       16. Электромагнитное загрязнение больших городов.       17. Компьютерная и классическая музыка. Кто совершеннее – человек или машина?       18. Антропогенное воздействие на окружающую среду.       19. Проблемы экологии в нашем районе и пути их решения. 20. Магнитная обработка воды. 21. Резонансные измерительные методики. 22. Использование волновых процессов в современных технологиях (ударная волна). 23. Электростатические приспособления и устройства. 24. Электрофизические методы обработки материалов. 25. Физические   основы   работы   бытовых   приборов:   утюг,   кофемолка,   кофе   варка, стиральная   машина,   мясорубка,   микроволновая   печь,   тостер,   холодильник, электрический чайник. 26. Природа ферромагнитизма. 27. Нанотехнологии. Молекулярный дизайн. 28. Плазма. Физическая природа шаровой молнии. 29. Транспорт на магнитной подушке. Современные поезда, амфибии. 30. СВЧ – технологии. 31. Магнитная дефектоскопия. 32. Фотоэлектрическое преобразование солнечной энергии. 33. Применение лазерного излучения в строительстве. 34. Лазерные технологии. Нанотехнологии. 35. Новые полупроводниковые материалы и их использование. 36. Физические основы современных линий передачи сигналов. 37. Использование солнечной энергии. 38. Рентгеновские интерферометры и резонаторы. Практическая работа №1 из серии «Изучаю себя» Определение роста человека с помощью часов Приложение 11 Приборы и оборудование: часы с секундной стрелкой (или секундомер), длинная нить (примерно 2 метра), штатив с муфтой и кольцом, металлический шарик малого диаметра со сквозным отверстием по центру. Суть опыта: взять нить, отложить на ней отрезок, равный росту человека; затем с помощью формулы периода колебаний математического маятника рассчитать длину этого отрезка, то есть свой рост. Используемый теоретический материал. Вопросы для контроля: 1. Каким образом маятник может стать измерителем длины? 2. Что в формуле для L нам известно? 3. Что в данной формуле надо определить? 4. Как можно определить период колебаний? 5. Какой окончательно вид приобретает формула для расчета длины L? Ответы: 1. Колебания шарика на длинной нити при небольших углах отклонения от положения равновесия можно рассматривать как колебания математического маятника. Его период зависит от длины нити и ускорения свободного падения и определяется формулой:  Т = 2П√L/g  Отсюда L = (Т2 g) / (4 П2) 2. Известные величины g  и  П. 3. Неизвестен период колебаний Т, его и нужно определить. 4.   Если   отсчитать   число   колебаний  N  и   заметить   по   часам   время  t,   за   которое   они совершены, то период Т можно определить достаточно точно: Т = t / N. 5. С учетом того, что Т = t/N, формула для расчета длины L приобретает следующий вид: L = (t 2 g) / (4 П2 N2)   Ход работы. 1. Привязать шарик к нити. 2. Попросить соседа отмерить такую длину нити, чтобы она была равна моему росту. Для этого на свободном конце нити сделать в нужном месте метку (например, узелок). 3. На стол поставить стул, а на стул – штатив с кольцом. К кольцу привязать нить так, чтобы точка подвеса совпадала с меткой (тогда длина нити будет равна моему росту), ­ нужной длины математический маятник изготовлен. 4. Отклонить маятник от положения равновесия на 5­10 см и отпустить. 5. Измерить время 20­ти полных колебаний. 6. Повторить измерения времени не менее 5 раз, не меняя условий опыта, и найти среднее значение времени tср.  7. Используя эти данные, рассчитать длину нити L по формуле L=(Т2g)/(4П2). Значение L – это и есть мой рост. 8. Оценить погрешность работы. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ТЕМА______________________________________________ Цель:_______________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: __________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________   Номе р опыта Число Время колебаний, колебаний, N t (с) Среднее время колебаний, tср (с) Период колебаний, Т (с) Длина нити, L (м) 1 2 3 4 5 Среднее время колебаний: Период колебаний маятника: Рост человека (длина нити) вычисляется по формуле: Работу выполнил: Практическая работа №2 из серии «Изучаю себя» Определение числа молекул в теле человека. Приборы и оборудование:  напольные весы Суть опыта: измерив массу своего тела и зная молярную массу вещества человеческого тела (М = 20 г\моль),   с   помощью   формулы   количества   вещества   рассчитать   число   молекул   в собственном теле. Используемый теоретический материал. Вопросы для контроля: 1. По какой формуле рассчитывают v ­ количество вещества? 2. Как еще можно найти данную величину через другие параметры? 3. Что в данной формуле означает величина NA? 4. Чему равна постоянная Авогадро? 5. Что показывает число Авогадро? Ответы: 1. Количество вещества зависит от его массы и определяется формулой: v=m/М 2. Количество вещества можно определить, зная число молекул v = N / NA  3. NA называется постоянной Авогадро. 4. Постоянная Авогадро NA = 6, 02 ∙ 10 23 1/моль 5. Постоянная Авогадро показывает количество атомов (молекул) в одном моле вещества. Ход работы  1. Найти массу m собственного тела, используя напольные весы. 2. Повторить измерения массы m не менее 3 раз, не меняя условий опыта, и найти среднее значение массы m ср.  3. Приняв   молярную   массу   вещества   человеческого   тела   М   =   20   г\моль,   рассчитать количества вещества по формуле: v = m ср / М 4. Используя эти данные, рассчитать число молекул в теле человека N из формулы  v = N / NA. Значение N – это и есть число молекул в моем теле, оно равно N = v * NA  5. Оценить погрешность работы. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ТЕМА______________________________________________ Цель:_______________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: __________________________ ____________________________________________________ Молярна я масса, М (кг\моль) Масса человека, m  (кг) Среднее значение массы, m ср (кг) Количества вещества, v (моль) Число молекул в теле, N  Номе р опыта 1 2 3 Средняя масса тела: Количества вещества: Число молекул в теле человека вычисляется по формуле: Работу выполнил: Практическая работа №3 из серии «Изучаю себя» Определение количества теплоты, отдаваемого  организмом человека в окружающую среду.  Приборы и оборудование:  термометр, напольные весы Суть опыта: измерив термометром температуру окружающего воздуха и весами – массу своего тела, определить количество теплоты (а также количество вещества), которое отдает ваше тело в окружающее пространство. Используемый теоретический материал. Вопросы для учащихся: 1. По какой формуле рассчитывают v ­ количество вещества? 2. Как еще можно найти данную величину через другие параметры? 3. Что в данной формуле означает величина NA? 4. Чему равна постоянная Авогадро? 5. Как находится количество теплоты, полученное телом при нагревании или отданное при охлаждении? Ответы: 1. Количество вещества зависит от его массы и определяется формулой: v=m/М 2. Количество вещества можно определить, зная число молекул v = N / NA  3. NA называется постоянной Авогадро. 4. Постоянная Авогадро NA = 6, 02 ∙ 10 23 1/моль 5. Количество теплоты, полученное телом при нагревании или отданное при охлаждении, определяется формулой:  Q  =  c  m  (  tтела  –  t),  где  c  – удельная теплоемкость воды;  t   – температура воздуха; t тела ­ температура вашего тела. Ход работы  1. Найти массу m собственного тела, используя напольные весы. 2. Повторить измерения массы  m  не менее 3 раз, не меняя условий опыта, и найти среднее значение массы m ср.  3. Измерить t  – температуру воздуха и t тела ­ температуру вашего тела. 4. Приняв молярную массу вещества человеческого тела М = 20 г\моль, рассчитать количества вещества по формуле: v = m ср / М 5. По формуле  Q  =  c  m  (  tтела  –  t)   найти количество теплоты, отдаваемое вашим организмом в окружающую среду. Удельную теплоемкость человека (так как он состоит на 80% из воды) можно приблизительно считать равной 0,8 с = 0,8 ∙ 4200 Дж\ кг ∙ оС. 6. Оценить погрешность работы. Дополнительное задание: Из какого количества молекул состоит ваше тело? ν  = m / M = N / N A          NA = 6, 02 ∙ 10 23 1/моль ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ТЕМА______________________________________________ Цель:_______________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: __________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ Молярна я масса, М (кг\моль) Масса человека, m  (кг) Среднее значение массы, m ср (кг) Температу ра воздуха, t (0С) Температу ра тела, tтела, (0С) Номе р опыта 1 2 3 Средняя масса тела: Количества вещества: Удельная теплоемкость человека: Количество теплоты, отдаваемое вашим организмом в окружающую среду, вычисляется по  формуле: Работу выполнил: Домашняя лабораторная работа № 1 Тема: «Определение пройденного пути из дома в школу» Цель: научиться определять пройденный путь из дома в школу. Оборудование: сантиметровая лента.  Ход работы: 1. Выбрать маршрут движения. 2. Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты длину  одного шага. (S’) 3. Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту.(n)  4. Вычислить длину пути: S=S’*n, в метрах, километрах, заполнить таблицу. 5. Изобразить в масштабе маршрут движения. 6. Сделать вывод.   S, см  N, шт.  S, см  S, м  S, км    N  1 Домашняя лабораторная работа № 2 Тема: «Определение времени затраченного при движении из лицея домой» Цель: научиться определять время движения тела. Оборудование: часы. Ход работы: 1. Выбрать маршрут движения. 2. С помощью часов определить время движения из лицея домой. 3. Выразить время в часах, минутах, секундах. 4. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 3 Тема: «Взаимодействие тел» Цель: Выяснить, как при взаимодействии тел изменяется их скорость. Оборудование: стакан, картон. Ход работы: 1. Поставить стакан на картон. 2. Медленно потянуть за картон. 3. Быстро выдернуть картон. 4. Описать движение стакана в обоих случаях. 5. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 4 Тема: «Вычисление плотности куска мыла» Цель: Научиться определять плотность куска мыла. Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка. Ход работы: 1. Взять новый кусок мыла. 2. Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах) 3. С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см) 4. Вычислить объем куска мыла: V=a*b*c (в см3) 5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V 6. Заполнить таблицу: m, г а, см b, см с, см V, см 3 р., г/см 3 7.Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м 3 8. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 5 Тема: «Определение массы и веса в моей комнате» Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.  Ход работы: 1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры комнаты: длину, ширину, высоту, выразить в метрах. 2. Вычислить объем комнаты: V=а* b*с . 3. Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m=р*V.  4. Вычислить вес воздуха: р= mg.  5. Заполнить таблицу:  а, м  b, м  c, м  V, м 3  Р, кг/м 3  т, кг  P, H 6.Сделать вывод. Домашняя Лабораторная работа №6 Тема: «Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на второй этаж школы или дома» Оборудование: рулетка.  Ход работы: 1.С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки:S0. 2.Вычислить число ступенек : n 3.Определить высоту лестницы: S= S0*n. 4.Если это возможно, определить массу своего тела, если нет, взять приблизительные данные : m, кг. 5.Вычислить силу тяжести своего тела : F=mg 6.Определить работу: А=F*S. 7.Заполнить таблицу:  S0 , м  n, шт.  S, м  m, кг  F, Н  А, Дж 8.Сделагь вывод. Домашняя Лабораторная работа №7 Тема:  «Определение мощности, которую ученик развивает, равномерно поднимаясь медленно и быстро с первого на второй этаж школы или дома» Оборудование: данные л/р. №8, секундомер. Ход работы: 1. Используя данные л/р. №8 определить работу, совершаемую при подъеме по лестнице: А. 2.С   помощью   секундомера   определить   время,   затраченное   на   медленное   поднятие   по лестнице: t1 . 3.С   помощью   секундомера   определить   время,   затраченное   на   быстрое   поднятие   по лестнице: t2 .  4. Вычислить мощность в обоих случаях: N1, N2,       N1 = A/ t1,     N2 = A/ t2  5. Результаты записать в таблицу:  А  t1 , c  t2 , с   N1 , Вт N2 , Вт  N  1 6.Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 8 Тема: Определение потенциальной энергии своего тела при качании на качелях или  съезжании с горки. Оборудование: Сантиметровая лента или линейка Цель: Научиться определять потенциальную энергию своего тела при качании на качелях  или съезжании с горки. Ход работы: 1. Определить с помощью ленты высоту качелей над землёй (покоятся). 2. Определить, если это возможно, массу вашего тела. 3. Вычислить потенциальную энергию вашего тела, находящегося на  покоящихся качелях Ep1 = mgh1. 4. Отклонить качели, определить высоту над землёй h2. 5. Вычислить потенциальную энергию во втором случае Ep2 = mgh2. 6. Заполните таблицу. h 1 h2 m1 E1 E2 7. Сделать вывод. Домашняя лабораторная работа № 9 Тема: «Наблюдение колебаний маятника» Оборудование: нить, груз, часы с секундной стрелкой, линейка. Ход работы: 1.Привяжите  к нити небольшой груз. 2.Закрепите нить. 3.Отклоните груз от положения равновесия и отпустите его. 4.Засеките время колебаний (t , с) 5.Посчитайте число колебаний (n). 6.Вычислите период Т=t\ n, частоту Y=1\ t колебаний. 7.Измерьте длину нити е. 8.Вычислить период по формуле Т=2n (е\g) 2. 9.Заполнить таблицу: № n t Т v е 10. Сделайте вывод. Домашняя лабораторная работа №10 Тема: «Вызови тучу» Оборудование: стеклянная прозрачна бутылка, горячая вода, кубик льда, тёмно­синяя или чёрная бумага. Ход работы: 1. Осторожно наполните  бутылку горячей водой. 2. Через 3 минуты вылейте  воду, оставив немного на самом дне. 3. Положите  сверху на горлышко бутылки кубик льда, так чтобы он закрыл горлышко. 4. Поставьте  за бутылкой лист тёмной бумаги. 5. Опишите  наблюдаемые явления. 6. Сделайте  вывод. Домашняя лабораторная работа №11 Тема: «Вызови дождь» Оборудование: Холодильник, чайник, вода, металлическая ложка (лучше алюминиевая),  блюдце, полотенце. Ход работы: 1. Положите  ложку в морозилку на 30 минут. 2. Попросите  родителей провести с тобой эксперимент. 3. Вскипятите  полный чайник воды. 4. Поставьте  блюдце над носиком чайника. 5. Полотенцем оберни ручку ложки, поднеси к пару поднимающегося из носика чайника. 6. Опиши наблюдения. 7. Сделайте  вывод. Домашняя лабораторная работа №12 Тема: «Расчёт экономии электроэнергии». Оборудование: счётчик электроэнергии. Ход работы 1. Рассмотрите счётчик электроэнергии в квартире. 2. Запишите утром показания счётчика. 3. Запишите вечером показания счётчика. 4. Вычислите электроэнергию, затраченную за день (кВт). 5. В течение следующего дня постарайтесь экономить электроэнергию: выключайте  лампы, телевизоры и т.д. 6. Снимите показания счётчика утром и вечером. 7. Вычислите стоимость электроэнергии. 8. Вычислите стоимость сэкономленной электроэнергии за месяц. 9. Сделайте вывод.                              Научиться решать задачи по физике можно, … Приложение 11 Только решая задачи по физике.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физике (НПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019