Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"
Оценка 4.7

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
19.06.2019
Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность  детей раннего возраста"
Данная методическая разработка раскрывает значимость познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста, раскрывает положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца. Раскрывает формы работы с детьми трех-летнего возраста.
77940_Issledovatelskaya deyatelnost v ekologicheskom obrazovanii detey rannego vozrasta.docx
Исследовательская деятельность в  экологическом образовании детей раннего  возраста "Познавательно­исследовательская деятельность  детей раннего  возраста" Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольное детство ­  уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. На основании ФГОС дошкольного образования в качестве приоритетной  является задача: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько  "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни». В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и  успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые  позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и  качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания  закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально­ исследовательская деятельность. Главное достоинство экспериментально­исследовательской деятельности,  по мнению А. И. Ивановой, заключается в том, что она дает детям реальные  представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его  взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе  эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие  психических процессов ­ обогащение памяти, речи, активизация мышления,  умственных умений, подчеркнула, что Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально­ исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на  развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение  доводить начатое до победного конца. Экспериментально ­ исследовательская деятельность, как никакой другой  метод, удовлетворяет возрастным особенностям детей. В дошкольном  возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года ­  практически единственным способом познания мира. Формы организации исследовательской деятельности детей  трёхлетнего возраста. Ребенок рождается исследователем. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины  мира ребенка раннего возраста и основ культурного познания окружающего  мира. Оно даёт детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со  средой обитания, а значит, дети получат правдивые, достоверные  сведения. Исследуя, ребёнок играет, а значит, он всегда готов к  получению информации. Цель моей работы ­ развитие познавательной сферы детей раннего  дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Углублять представления о живой и неживой природе. 2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению  результатов опытов. 3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного  мира. Проанализировав требования примерной основной  общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о  детской экспериментальной деятельности, научно­методическую  литературу на эту тему, мною были намечены пути практического  осуществления работы. В группе были оборудованы центры для детского  экспериментирования: Центр «Песок­вода»: ёмкости разного размера,  лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки,  совочки, ведёрки, предметы из разных материалов (деревянные катушки,  палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы,  металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки. Центр «Воздух»: воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки,  флажки. Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным  признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико­ математические игры, верёвочки. Мини­лаборатория «Маленький исследователь». Основной формой в деятельности по экспериментированию у детей  раннего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. В группах раннего дошкольного возраста опыты использую для  ознакомления детей со свойствами неживой природы. На первом этапе была проведена диагностика на определение уровня  познавательной активности у детей I младшей группы на основании  мониторинга качества освоения программы «От рождения до школы» в  области «Познавательное развитие». После проведения диагностики в  начале учебного года получила следующие результаты: низший уровень  составлял­ 9% (2чел.); низкий уровень ­ 69% (17 чел.); средний уровень  ­22% (5 чел.); высокий­0% (0 чел.). На втором этапе было разработано перспективное планирование  экспериментальной деятельности на учебный год по темам вода, снег,  песок, воздух, камни, бумага. Согласно тематическому плану, свою работу я начала с экспериментов  с водой. С помощью предметно­манипулятивной деятельности в  режимных моментах дети убедились в том, что вода жидкая ­ она может  течь, её можно переливать разными ёмкостями и способами. Она не имеет  вкуса и запаха, является растворителем (Растворяли сахар, песок). С  помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети усвоили, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Подвести детей к  пониманию, что вода прозрачная помогла игра ­эксперимент «Найди  камешки». В процессе опыта они получили представления о том, что вода  не имеет цвета, но ее можно покрасить; она может быть теплой и  холодной. В экспериментах со снегом дети узнали, что он белый, холодный,  лёгкий, из него можно лепить, тает в руках. Также проводились различные эксперименты с песком. В конце дети  сделали вывод, что мокрый песок принимает любую нужную форму. С  помощью дидактической игры «Следы», убеждались, что на мокром песке  остаются следы и отпечатки. На следующем опыте с песком детям было  предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой ­  малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Игры­эксперименты с воздухом позволили детям сформировать  представления о его свойствах (невидимый, прозрачный, лёгкий). При  проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух  в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он  есть. При проведении игры «Бульбочки», дети опускали в воду резиновые  игрушки и наблюдали, как выходят пузырьки воздуха из воды. Формировали представление детей о том, что воздух может двигать  предметы (игра «Чья вертушка быстрее?», «Выдуй шарик из тарелочки»,  «Лодочка плыви», «Одуванчик», «Листопад»). Создавали ветер при  помощи вееров. С помощью опытов познакомились со свойствами камней и бумаги. Тема: «Камни» В ходе НОД «Легкий­тяжелый» и «Какой формы камень?», дети  получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие,  имеют различную форму. Сравнивая два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. При  сжимании в руках камня и комочка ваты ­ выяснили, что камни твердые. Тема: «Бумага» При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с  ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть  тонкой и толстой, может рваться. На третьем этапе моей работы была проведена итоговая диагностика  детей. В конце учебного года результаты изменились: низший уровень­0%  (0 чел.); низкий уровень­ 30% (7 чел.); средний уровень­31 % (8 чел.);  высокий уровень­39% (9 чел.). Динамика Результаты мониторинга интегративных качеств на начало учебного  года в первой младшей группе оказались на низком уровне. Дети  испытывали трудности в овладении средствами общения и способами  взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Не были сформированы  первичные представления об объектах окружающего мира, об их  свойствах и отношениях. В конце года прослеживается рост среднего уровня развития детей,  появляется высокий уровень. Совсем исчезает низший уровень развития.  Формируются первичные представления об особенностях природы,  развивается интерес, любознательность, творческая активность. Что  является предпосылками для восприятия естественно­научных  представлений. Заключение По результатам проделанной мною работы я сделала вывод, что  систематическая, специально ­ организованная работа по  экспериментированию как средству познавательного развития детей  раннего дошкольного возраста позволила качественно изменить уровень  знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.  Эколого­развивающая среда является главным помощником при  реализации методов и приемов экологического образования  дошкольников. Итогом проделанной работы стала разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности на  учебный год для детей и родителей.

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность  детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность  детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность  детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность  детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста"

Методические рекомендации "Познавательно-исследовательская деятельность  детей раннего возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019