Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Оценка 4.6

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
4 кл
30.05.2017
Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает новый подход при составлении плана урока в рамках в системно-деятельностного подхода. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока. В данном материале представлены методические рекомендации, которые помогут педагогам, выбрав определенный тип урока, правильно построить структуры урока на основе технологии деятельностного подхода.Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Методические рекомендации.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение                                           «Лицей№5» Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно­деятельностного подхода.                        Подготовила: учитель начальных классов                               высшей квалификационной категории Фогель С.С. г. Оренбург, 2017                                           Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний,   получая   ежедневно   большой   объем   информации.   Телевидение, интернет,   печатная   продукция,   предлагая   огромный   объем   информации, требуют новых способов ее освоения. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем   больше   знаний   приобрёл   ученик,   тем   лучше,   тем   выше   уровень   его образованности.   Но   уровень   образованности,   особенно   в   современных условиях,   не   определяется   объёмом   знаний,   их   энциклопедичностью.   С позиций   компетентностного   подхода   уровень   образованности   определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.               Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых  знаний,  а  на  стимулирование   поиска   знаний,  развитие  умений   эти знания применять на практике. Основные задачи образования сегодня – не просто   вооружить   выпускника   фиксированным   набором   знаний,   а сформировать   у   него   умение   и   желание   учиться   всю   жизнь,   работать   в команде,   способность   к   самоизменению   и   саморазвитию   на   основе рефлексивной самоорганизации.                          Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника   и   обеспечивается   целенаправленным   формированием   у   него универсальных   учебных   действий.   Необходимость   целенаправленного формирования   универсальных   учебных   действий   нормативно   закреплена   в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования   (Стандарт).   В   связи   с   этим   учитель   начальных   классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в   свою   деятельность.       Достижение   нового   образовательного   результата возможно при реализации системно­деятельностного подхода. Основная цель системно   ­   деятельностного   подхода   в   обучении:   научить   не   знаниям,   а работе.   Правильно   гласит   китайская   народная   мудрость:   «Скажи   мне   ­   я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь» Системно­деятельностный   подход   нацелен   на   развитие   личности,   на формирование   гражданской   идентичности.   Обучение   должно   быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Целью системно ­ деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: ­  ставит цели, ­  решает задачи, ­  отвечает за результаты.                      Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Что значит "деятельность"? ­  целеустремленная система; ­  есть обратная связь; ­  всегда имеет генетически развивающийся план анализа. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю   необходимо   знать   принципы   построения   урока,   примерную типологию   уроков   и   критерии   оценивания   урока   в   рамках   системно­ деятельностного   подхода.   Эти   направления   работы   стали   задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода. Реализация   технологии   системно­   деятельностного   метода   предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:  1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию   его   общекультурных   и   деятельностных   способностей, общеучебных умений. 2)  Принцип   непрерывности  –   означает   преемственность   между   всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)   Принцип   целостности  –   предполагает   формирование   обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4)   Принцип   минимакса  –   заключается   в   следующем:   школа   должна предложить   ученику   возможность   освоения   содержания   образования   на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности  –  предполагает   формирование   обучающимися способностей   к   систематическому   перебору   вариантов   и   адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности. Обучение   должно   быть   организовано   так,   чтобы   целенаправленно   вести   за собой   развитие.   Требования   к   результатам   ФГОС   НОО   –   ведущая, системообразующая составляющая.  Результатами освоения основной образовательной программы являются: Предметные   результаты  ­   освоенный   опыт   специфической   для   данной предметной   области   деятельности   по   получению   нового   знания,   его преобразованию   и   применению,   система   основополагающих   элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира; Метапредметные   результаты  действия,обеспечивающие составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия; ­   освоенные   универсальные   учебные   ключевыми   компетенциями,   овладение Личностные   результаты  ­   готовность   и   способность   обучающихся   к саморазвитию,   сформированность   мотивации   к   обучению   и   познанию, ценностные   установки   обучающихся,   социальные   компетенции,   личностные качества. Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы. Каждый раз, когда учитель составляет проект (план) очередного урока, он задает себе одни и те же вопросы: а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. д)   как   сделать,   чтобы   взаимодействие   всех   этих   компонентов   привело   к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.  Таким образом,  меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения Меняется и представление об уроке.  Организация  деятельности учеников на уроке происходит  через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Реализация   деятельностного   метода     обучения     опирается   на   методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные Новый   образовательный   результат   разворачивается   и   через   определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. Напомню типология уроков А.К. Дусавицкого. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода.   Уроки   деятельностной   направленности   по   целеполаганию   можно распределить на четыре группы: 1. уроки «открытия» нового знания;  2. уроки рефлексии;  3. уроки общеметодологической направленности;  4. уроки развивающего контроля.  1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно­контрольного   типа   и   реализации   коррекционной   нормы (фиксирование   собственных   затруднений   в   деятельности,   выявление   их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,   связанному   с   построением   структуры   изученных   понятий   и алгоритмов. Образовательная   цель:   выявление   теоретических   основ   построения содержательно­методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная   цель:   контроль   и   самоконтроль   изученных   понятий   и алгоритмов. Теоретически   обоснованный   механизм   деятельности   по   контролю предполагает: 1. предъявление контролируемого варианта;  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;  3.   сопоставление   проверяемого   варианта   с   эталоном   по   оговоренному механизму;  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.    Таким   образом,   уроки   развивающего   контроля   предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: 1. написание учащимися варианта контрольной работы;  2.   сопоставление   с   объективно   обоснованным   эталоном   выполнения   этой работы;  3.   оценка   учащимися   результата   сопоставления   в   соответствии   с   ранее установленными критериями.    Для   практической   работы   в   группах   рассмотрим   особенности структуры   урока   введения   нового   знания   на   основе   технологии деятельностного подхода и урок решения частных задач.   Структура   урока   введения   нового   знания   на   основе   системно­ деятельностного подхода 1.Мотивирование к учебной деятельности. Данный   этап   процесса   обучения   предполагает   осознанное   вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном   этапе   организуется   его   мотивирование   к   учебной   деятельности,   а именно: 1)   актуализируются   требования   к   нему   со   стороны   учебной   деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”). В   развитом   варианте   здесь   происходят   процессы   адекватного самоопределения   в   учебной   деятельности   и   самополагания   в   ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я ­   идеальный   ученик”,   осознанное   подчинение   себя   системе   нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.  2.Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в пробном учебном действии. На   данном   этапе   организуется   подготовка   и   мотивация   обучающихся   к надлежащему   самостоятельному   выполнению   пробного   учебного   действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового   знания,   их   обобщение   и   знаковую   фиксацию;   2)   актуализацию соответствующих   мыслительных   операций   и   познавательных   процессов;   3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” ­ “могу” ­ “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3.Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны: 1)   восстановить   выполненные   операции   и   зафиксировать   (вербально   и знаково) место ­ шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину   затруднения   ­   те   конкретные   знания,   умения   или   способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего   затруднения),   согласовывают   тему   урока,   выбирают   способ, строят план достижения цели и определяют средства ­ алгоритмы, модели и т.д.   Этим   процессом   руководит   учитель:   на   первых   порах   с   помощью подводящего   диалога,   затем   –   побуждающего,   а   затем   и   с   помощью исследовательских методов. 5.Реализация построенного проекта. На   данном   этапе   осуществляется   реализация   построенного   проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный   вариант,  который  фиксируется   в  языке   вербально   и  знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей   затруднение.   В   завершение   уточняется   общий   характер   нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для   каждого   ученика   ситуации   успеха,   мотивирующей   его   к   включению   в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. На   данном   этапе   выявляются   границы   применимости   нового   знания   и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя   этот   этап,   учитель   подбирает   задания,   в   которых   тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для   введения   в   последующем   новых   способов   действий.   Таким   образом, происходит,   с   одной   стороны,   автоматизация   умственных   действий   по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На   данном   этапе   фиксируется   новое   содержание,   изученное   на   уроке,   и организуется   рефлексия   и   самооценка   учениками   собственной   учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Учитель Ученик Создание проблемной   ситуации Принятие проблемной ситуации Выявление проблемы Управление поисковой  деятельностью Обсуждение результатов Самостоятельный поиск          Моделирование урока  с позиции системно – деятельностного подхода: 1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации. 2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля. 3. Совместная с обучающимися постановка цели. 4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы). 5.   Закрепление   во   внешней   речи   (с   монологическим   или   диалогическим оформлением решения). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. 7.   Включение   в   систему   знаний   и   повторение   (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта). 8. Рефлексия. Урок решения частных задач Уроки данного типа можно условно разделить на две группы: ­ уроки решения частных задач на конкретизацию общего способа действия, которые имеют структуру урока решения учебной задачи; ­ уроки решения конкретно – практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия.             Формирование навыка в системе развивающего обучения имеет свои особенности. Если в традиционной системе обучения навык отрабатывается с помощью ряда однотипных задач и отрабатыванием их до автоматизма, то в развивающем   обучении,   если   и   можно   говорить   об   эффективности   такого способа, то лишь по отношению к конкретно – практическим задачам (письмо, счет).   В   условиях   использования   обобщенного   способа   решения   задач теоретического   типа   вопрос   формирования   навыка   остается   практически неразработанным. Например, овладение способом решения орфографических задач еще не дает гарантию письма без ошибок. Например, в программе по русскому языку особая роль отводится списыванию.  Предполагается,   что списывание   формирует   орфографическую   зоркость,   а   следовательно позволяет   в   процессе   письма   не   делать   ошибок.   Однако   подобный   способ формирования   навыка   является   искусственным.   Поэтому,   задача   на списывание,   вводимая   внутри   языковой   предметной   области,   и   задача грамотного письма – это принципиально разные смысловые задачи. В первом случае это задача на контроль собственного способа действия, а не средство решения какой­то другой задачи. В соответствии  с известным  механизмом сдвига мотива на цель у ребенка должна возникнуть потребность в адекватном применении средства. Таким образом, можно предположить, что основным условием   формирования   навыка   в   развивающем   обучении   является постановка   перед   ребенком   таких   задач,   где   неадекватное   применение средства   обеспечивает   или   осложняет   решение   основной   задачи.   Особое значение здесь имеют задачи на общение, сотрудничество. Общим принципом формирования навыка по применению найденного нового способа является немедленное   его   практическое   применение   в   качестве   средства   решения задачи из другой предметной области. Контекст практики помогает ребенку видеть   свою   учебную   деятельность   не   как   оторванную   от   реальной   жизни область,   ориентированную   на   другую   перспективу,   а   позволяющую   уже сегодня   решать   новые   практические   задачи   по   расширению   своего   «я». Учебная деятельность в этом случае приобретает форму жизнедеятельности. С   этой   точки   зрения   в   контексте   приведенного   примера   небезразлична грамматическая   ошибка,   допущенная   ребенком   в   описании   условий математической   задачи.   Именно   тогда   реализуется   полная   осознанность совершаемого   действия:   рефлексия   на   всю   совокупность   средств, используемых в поставленной задаче для обучающихся. То есть, такие задачи должны быть сконструированы так, чтобы у ребенка возникли определенные трудности (в осознании условий, описании результатов и т. п.), требующие от него специального обращения к действию со средством. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть  критерии  результативности урока,   вне   зависимости   от   того,   какой типологии мы придерживаемся. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2.   Учитель   систематически   обучает   детей   осуществлять   рефлексивное действие   (оценивать   свою   готовность,   обнаруживать   незнание,   находить причины затруднений и т.п.) 3.   Используются   разнообразные   формы,   методы   и   приемы   обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4.   Учитель   владеет   технологией   диалога,   обучает   учащихся   ставить   и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно­оценочной деятельности у обучающихся). 7.   Учитель   добивается   осмысления   учебного   материала   всеми   учащимися, используя для этого специальные приемы. 8.   Учитель   стремиться   оценивать   реальное   продвижение   каждого   ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10.   Учитель   принимает   и   поощряет,   выражаемую   учеником,   собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11.   Стиль,   тон   отношений,   задаваемый   на   уроке,   создают   атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.             Для педагога образовательная технология системно­деятельностного подхода позволяет: ­достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету; ­обеспечивать   внедрение   основных   направлений   педагогической   стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно ориентированного подхода; ­ориентировать   на   развитие   творческой   деятельности,   готовности   к саморазвитию.                          Таким образом, технология обучения в деятельностной модели обучения, ориентирующейся на личность ученика, с позиции самого ученика состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения проблемных задач, имеющих для учащегося личностно смысловой характер.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации при составлении плана урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Методические рекомендации   при  составлении плана урока  в рамках системно-деятельностного подхода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017