Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
09.11.2017
В настоящих методических рекомендациях конкретно названы умения, которыми должен обладать творческий учитель; раскрывается структура педагогической деятельности как единство субъекта и объекта, целей, задач, предмета, средств и результатов; указаны основные виды деятельности педагога, которые должны быть реализованы в рамках преподавания и воспитательской работы.
Как стаь успешным учителем.doc
КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ УЧИТЕЛЕМ
В условиях современной модернизации образования, учитель в школе это
наставник, который направляет деятельность ученика, помогая ему, где это
необходимо, и оставляя его действовать там, где он может действовать сам.
Успешный учитель – это педагог, глубоко владеющий предметными и
психологопедагогическими
высокими
профессиональными качествами; способный помочь учащимся найти свой
путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в
себе людьми.
обладающий
знаниями;
Успешному творческому учителю необходимо обладать определенными
умениями, к которым можно отнести:
проектировочные умения (учительсценарист);
адаптационные умения (учитель как режиссер);
коммуникативные умения (как речевой партнер);
организационные умения;
умения контроля и самоконтроля;
исследовательские умения.
Педагогическая деятельность – это особый вид социальной
деятельности, направленный на передачу культурноисторического опыта
от старших поколений к младшим, создания условий для их личностного
развития и подготовки к выполнению определённых социальных ролей в
обществе (Е.Ф. Сивашинская).
Каждый человек занимается непрофессиональной педагогической
деятельностью: родители, общественные организации, СМИ, взрослые люди,
вступающие в отношения с детьми (показывающие образец правильного
поведения, поучающие их, предостерегающие их от неправильных поступков и
т.д.). Эти люди не имеют специальных педагогических знаний и опираются на
здравый смысл, жизненный опыт, интуицию, ранее полученные знания.
Первыми учителями ребенка являются его родители. Великий греческий
философ Платон подчеркивал, что «воспитание и наставление начинаются с
самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни».
Профессиональная педагогическая деятельность
– это вид
деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание,
образование и развитие обучающихся. К людям, сделавшим ее основным
занятием своей жизни, относятся: воспитатель детского сада, школьный
1 учитель, педагогпсихолог, социальный педагог, воспитатель группы
продлённого дня (ГПД), вожатый в лагере труда и отдыха, репетитор,
преподаватель колледжа, лицея, техникума, вуза, мастер производственного
обучения, преподаватели различных курсов, ИПК и т.д. Этот список можно
продолжить, но и из него видно, что круг людей, занимающихся
профессиональной педагогической деятельностью, велик.
Структура педагогической деятельности представляет собой единство
субъекта и объекта, целей, задач, предмета, средств и результатов.
Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители,
группа (коллектив) учащихся. Объект – это тот, кого воспитывают,
формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании субъект и
объект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является
субъектом.
Общая цель педагогической деятельности заключается в приобщении
человека к ценностям культуры, формировании разносторонне развитой
личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с
решением таких социальнопедагогических задач, как формирование
воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание
воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Предметом педагогической деятельности является разностороннее
развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и
т.п.
На конкретном этапе педагогической деятельности предметом
становятся отдельные направления развития.
К средствам педагогической деятельности относятся содержание
педагогического процесса и всевозможные носители информации
(литература, СМИ, технические средства и др.)
Результат – это реально достигнутый итог педагогической
деятельности.
Профессиональная педагогическая деятельность носит гуманистический
характер. Назовём ее основные признаки:
педагогической деятельностью занимается специальный человек,
обладающий необходимыми знаниями и умениями, и для реализации этой
деятельности существуют определённые формы: урок, занятие, «классы»;
наличие определённой цели: научить ребёнка чемулибо, передать ему
систему знаний, сформировать умения и навыки, воспитать его, развить его
способности, интересы, мышление, память, воображение и т.д.;
2 цель во многом определяет содержание обучения, воспитания,
образования;
ребёнок включается в особые отношения с педагогом (деловые,
официальные, регламентированные);
результаты педагогической деятельности (особенно в обучении) могут
быть проверены; ее итогом являются знания и умения ребёнка; менее
очевидными могут оказаться результаты воспитания – они во многом
«отсрочены» во времени;
настоящий педагог использует разнообразные возможности своего
влияние на ученика: неформальные беседы, доверительные разговоры,
обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.
Представители гуманистической теории связывают развитие ребёнка с
умением учителя стимулировать процесс учения через создание атмосферы
психологической поддержки в классе. Американский психолог, крупнейший
представитель гуманистической психологии К. Роджерс (19021987) считал,
что для этого учитель должен опираться на методику диалогового общения.
Важнейшими принципами диалогового общения являются:
демонстрация доверия детям на протяжении всего учебного процесса;
помощь детям в постановке и выполнении учебных задач;
опора на внутреннюю мотивацию детей в учении;
способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
открытое выражение своих чувств детям и др.
Методика диалогового общение предполагает владение учителем пятью
реакциями:
1) реакцией понимания – выслушать собеседника до конца, не перебивая
своими комментариями, и начать свою речь словами «Я понимаю…»;
2) оценочной реакцией – без критики и осуждения рассказать ученику, какими
вы видите его трудности, дать совет, как лучше поступить;
3) информационной реакцией – используется для дополнительного анализа
ситуации («А что вы предлагаете…?»);
4) реакция поддержки – привести аргументы для успокоения собеседника;
5) реакцией интерпретации – вскрыть подлинные мотивы поведения, о
которых учащийся может и не подозревать. Чаще всего это используется
после информационной реакции и завершается поддержкой.
Основные виды деятельности педагога
3 В зависимости от функций различают следующие виды профессионально
педагогической деятельности:
проектировочная – постановка целей обучения и воспитания, определение
способов их достижения;
организаторская – включение учащихся в различные виды работ,
формирование классного коллектива;
коммуникативная – установление педагогически целесообразных отношений
в системе «учительученик», «ученикродитель», «ученикученик»;
конструктивная – отбор учебного материала, планирование и построение
учебного процесса и т.д.
Все эти виды деятельности реализуются в рамках преподавания и
воспитательной работы.
Преподавание – это управление сознательной, активной учебной
деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формирование
умений и навыков.
Общие черты преподавания:
осуществляется в рамках различных организаторских форм, имеет
временные ограничения, определённую цель и варианты ее достижения;
важнейших критерием эффективности преподавания является движение
учебных целей и решение задач;
содержание и логика обучения чётко представлены в программах обучения;
критерий эффективности – уровень освоения знаний и умений, овладения
способами решения учебнопознавательных и практических задач;
результаты учения почти однозначно определяются преподаванием и
фиксируются в качественноколичественных показателях.
интеллектуальный фон деятельности,
Педагог должен учитывать те отношения, которые складываются между
уровень
ним и учащимся,
познавательных интересов учащихся. В педагогической литературе
предлагается следующая памятка учителю об уроке (О.А. Казанский):
урок это многообразие видов и методов деятельности, а не штампованный
путь от домашнего задания к новому материалу и от него к домашнему
заданию;
урок – это организация успеха, выявление непохожести каждого, а не поиск
виновных, ленивых и деление детей на успевающих и неуспевающих;
урок – это атмосфера доброжелательности, уважения, доверия, а не
атмосфера подозрения, вины, скованности, пугливости и т.д.
Процесс преподавания проходит следующие основные этапы:
4 1) планирование;
2) организация деятельности учащихся;
3) регулирование и корректировка процесса обучения (на основе
непрерывного текущего контроля);
4) оценка и анализ результатов;
5) выбор путей дальнейшего педагогического взаимодействия.
Необходимо помнить, что сотрудничество – это взаимодействие двух
миров: мира учителя и мира ученика. Вот как говорит об этом О.А.
Казанский: «Я знаю, что учиться очень трудно; я не буду облегчать тебе жизнь
– «подслащивать пилюлю» знаний, умений, навыков – просто я могу помочь
тебе, как врач помогает больному, стараясь не просто облегчить боль, а
вылечить человека.
А для этого я:
вопервых, трудное для тебя сделаю привычным;
вовторых, помогу предотвратить твои возможные ошибки, неудачи
(неудачи в обучении это нормально);
втретьих, знаю, что любить – это верить в успех другого – со мной ты
сможешь даже «перепрыгнуть пропасть»;
вчетвертых, понимаю смысл моей педагогической деятельности как
организацию твоего успеха;
впятых, должен подготовить и тебя к успеху, т.е. сделать всё, чтобы ты мог
предъявить свое (открыть себя в себе)».
Второй вид педагогической деятельности это воспитательная работа.
Она направлена на управление разнообразной деятельностью учащихся,
организацию воспитательной среды и имеет следующие характерный черты:
осуществляется в рамках разных организационных форм; имеет цели,
предусматривает последовательное решение конкретных задач воспитания,
ориентированных на общие цели;
критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения
в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциях, поведении и
деятельности;
в воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих
чертах; логику воспитательной работы в каждом конкретном классе
невозможно зафиксировать в нормативных документах;
характер;
результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный
5 подготовительная часть в воспитательной работе более значительна и
продолжительна, чем основная;
времени; в воспитательной работе трудно установить обратную связь.
результаты не всегда можно предвидеть, они зачастую отсрочены во
Система воспитательной деятельности педагога представляет собой
совокупность
различных видов педагогической деятельности:
организаторской, коммуникативной, конструктивной, проектировочной и т.д.
Специфика воспитательной работы отражена в её принципах:
добровольность участия школьника;
личностная ориентированность;
системность и систематичность;
ориентация на ценностные отношения;
технологический подход к организации и т.д.
Таким образом, педагогическая деятельность – это непрерывный процесс
решения дидактических и воспитательных задач.
Творческий характер педагогической деятельности
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют
ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает
сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Школа является
важным элементом в этом процессе. Одна из главных задач современной
школы – это раскрытие способностей всех участников образовательного
процесса: ученика, учителяпредметника, классного руководителя, родителя.
В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения,
умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть
успешным.
Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень
использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. В
связи с этим творческий характер педагогической деятельности является
важнейшей её особенностью. Творчество педагога не имеет своей целью
создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом
всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог,
а тем более педагогноватор, создаёт свою педагогическую систему, но она
является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях
результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основании
накопленного им социального опыта, психологопедагогических и предметных
6 знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять
оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым
совершенствовать исполнения своих профессиональных функций. Только
эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе
глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы
путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти
новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что
творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно
относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной
квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и
учителей.
Область проявления педагогического творчества определяется
структурой основных компонентов педагогической деятельности и
охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию,
реализацию, анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество
понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся
обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и
нестандартных задач, учитель, как любой исследователь, строит свою
деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:
анализирует педагогическую ситуацию;
проектирует результат в соответствии с исходными данными;
анализирует имеющиеся средства,
предположения и достижения искомого результата;
оценивает полученные данные;
необходимые для проверки
формирует новые задачи.
Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только
к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве
проявляются познавательный, эмоциональноволевой и мотивационно
потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально
подобранных задач, направленных на развитие какихлибо структурных
компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий
преодоления барьеров,
выбор вариантов;
классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим
условием развития творческого потенциала личности учителя.
стереотипов;
установок,
Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают,
сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач.
7 Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при
решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и
основание педагогической деятельности. В.А. КанКалик, выделяя наряду с
логикопедагогическим аспектом творческой деятельности учителя
субъективноэмоциональный, детально описывает коммуникативные умения,
особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких
умений следует отнести умение управлять своим психическим и
эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить
ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников,
используя разнообразные приёмы, и т.п.) и др.
Творческую личность отличает и особое сочетание личностноделовых
качеств, характеризующих ее креативность. Каждый учитель продолжает дело
своих предшественников, но учительтворец видит шире и значительно
дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую
действительность, но только учительтворец борется за кардинальные
преобразования и сам является наглядным примером.
В процессе профессиональной педагогической деятельности учитель
выполняет социальный заказ общества, поскольку цель обучения и воспитания
определена в директивных документах государства. Однако то, как
сформировать яркую личность и индивидуальность, зависит от творчества
педагога.
Накопленный социальный опыт, знание педагогики, психологии,
преподаваемого предмета, новые идеи, формы и методы позволяют педагогу
находить оригинальные решения и тем самым совершенствовать
педагогическую деятельность; привносить элементы творчества во все ее
стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В.М. Загвязинский,
отсроченность результатов творчества педагога.
Н.Д. Никандров):
Результаты
деятельности учителя воплощаются в знаниях, умения, навыках, формах
деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма относительно. Это
затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической
деятельности. Аналитические, прогностические и другие способности учителя
позволяют прогнозировать результат его профессиональнопедагогической
деятельности;
регламентированность во времени и пространстве. Этапы творческого
процесса (возникновение замысла, разработка, реализация и др.) связаны
8 между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к
другому; если в деятельности писателя, художника, учёного они допустимы,
то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены
(педагог ограничен количеством часов, отводимых на изучение темы, раздела
и др.). В ходе учебного занятия возникают непредвиденные проблемные
ситуации, требующие квалифицированного решения;
сотворчество учителя с учащимися и коллегами в педагогическом
процессе. В педагогической профессии трудно вычленить вклад каждого
отдельно взятого учителя, поскольку педагогический коллектив учебного
заведения объединён общей целью. В.А Сухомлинский справедливо
подчёркивал, что если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива
ученического.
Атмосфера творческого поиска выступает мощным
стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определённой области
знаний демонстрирует своим учащимся творческое отношение к
профессиональной деятельности;
методического и технического оснащения образовательного процесса;
умение учителя управлять своим эмоциональнопсихологическим
состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность
педагога организовать общение с учащимся как творческий процесс, не
подавляя их инициативы, создавая условия для полного творческого
самовыражения и самореализации.
зависимость проявления творческого потенциала учителя от
объективные:
влияние социокультурной педагогической реальности, в которой творит
Педагогическое творчество, как правило, публичная деятельность –
реакция класса может стимулировать учителя к импровизации, но может и
подавлять творческий поиск. Педагогическое творчество не возникает само
по себе. В.А. Сластенин выделяет следующие условия развития творчества
учителя:
1)
педагог;
2)
положительный эмоциональный климат в коллективе;
наличие адекватных средств обучения и воспитания;
материальнотехническая оснащённость педагогического процесса;
субъективные:
высокий уровень подготовки учителя;
владение современными концепциями обучения и воспитания;
развитое педагогическое мышление;
стремление к творчеству;
умение принимать решения в нестандартных ситуациях;
9
владение педагогическими технологиями.
Таким образом, личностное творчество учителя проявляется в различных
аспектах педагогической деятельности.
Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы
и структуры профессиональной мотивации педагога. А.К. Байметов
объединил мотивы педагогической деятельности в три группы:
1)
2)
3)
мотивы долженствования;
мотивы увлечённости и заинтересованности преподаваемым предметом;
мотивы увлечённости общением с детьми – любовь к детям.
Мотивация влияет на характер и направленность педагогических
требований учителя к учащимся.
Разносторонняя мотивация учителя
характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению
учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминирование у учителя
мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого
количества требований (не только по усвоению учебного материала, но и
дисциплинарного характера).
Учитель с доминированием мотива
увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к
усвоению учебного материала. Учитель с выраженной потребностью в
общении с детьми на фоне малого количества требований предъявляет больше
требований к личности учащихся.
Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или
отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному
стилю руководства.
доминирование мотива долженствования
свойственно учителям, склонным к авторитаризму, мотива общения –
учителямлибералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива –
учителям, склонным к демократическому стилю руководства.
Так,
Специалисты считают, что чем оптимальнее мотивационный комплекс,
тем больше активность педагога мотивирована самим содержанием
педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определённых
позитивных результатов.
10
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Методические рекомендации современному учителю "Как стать успешным учителем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.