Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
биология
Взрослым
13.06.2017
В пособии приведены указания по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, указаны формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература. Данные рекомендации способствует развитию знаний и умений обучающихся, установки на самостоятельное пополнение знаний.
Самостоятельная работа биология.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА
МИНИСТЕРСТВО
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский автомеханический техникум»
«СЫКТЫВКАРСА АВТОМЕХАНИЧЕСКÖЙ ТЕХНИКУМ»
УДЖСИКАСÖ ВЕЛÖДАН КАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Утверждаю» ______________
Зам. директора по УР Л.Н. Левин
«___»________________2017 г.
Методические указания
для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
по специальностям и профессиям:
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта;
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемнотранспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования;
35.02.02 Технология лесозаготовок;
23.01.03 Автомеханик;
23.01.07 Машинист крана (крановщик);
23.01.06 Машинист дорожностроительных машин
форма обучения очная Сыктывкар, 2017
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
по учебной дисциплине «Биология» предназначены для студентов,
обучающихся по специальностям и профессиям: 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 23.02.04 Техническая
эксплуатация подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и
оборудования; 35.02.02 Технология лесозаготовок; 23.01.03 Автомеханик;
23.01.07 Машинист крана (крановщик); 23.01.06 Машинист дорожно
строительных машин на очном отделении.
В пособии приведены указания по организации самостоятельной работы
с учебниками, конспектами, рефератами, докладами, а также указаны виды
самостоятельной работы по темам дисциплины, указаны формы контроля
самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.
Данные рекомендации способствует развитию знаний и умений обучающихся,
постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей,
установки на самостоятельное пополнение знаний.
Организацияразработчик:
техникум»
ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический
Разработчик: Касева Наталья Николаевна, преподаватель химии и биологии
ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»
Рассмотрено и согласовано на заседании
предметноцикловой комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол №______ от________________ 2017 г.
Председатель ПЦК Касева Н.Н.
2 Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..4
Раздел 1. Учение о клетке………………………………………………………..5
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов……………..5
Раздел 3. Основы генетики и селекции………………………………………….6
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле…………………………7
Раздел 5. Происхождение человека……………………………………………...8
Раздел 6. Основы экологии……………………………………………………. ...8
Рекомендации к написанию реферата…………………………………………...9
Подготовка мультимедийной презентации…………………………………….10
Система оценивания внеаудиторной самостоятельной работы………………11
Литература ………………………………………………………………………12
Приложение………………………………………………………………………14
3 Пояснительная записка
Данное пособие предназначено для организации самостоятельной
внеаудиторной работы обучающихся по дисциплине «Биология», по
реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися во
внеаудиторное время по заданиям и при методическом руководстве
преподавателя. При этом преподаватель не участвует в процессе выполнения
студентами заданий.
Общее количество часов на дисциплину «Биология» отводится 54 часа,
время, отведённое на самостоятельную внеаудиторную работу – 18 часов.
Целью пособия является:
формирование общих и профессиональных компетенций;
формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков,
универсальных способов деятельности;
умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и
обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из разных
источников;
формирование знаний о современной естественно научной картине мира.
Тематика заданий согласуется со всеми разделами программы,
разработанных с учётом требований ФГОС СПО.
Требования к организации самостоятельной работы студентов
и правила пользования методическими рекомендациями
Самостоятельная деятельность студентов – внеаудиторная работа,
предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработка
(анализ и синтез), решение лингвистических задач. Следовательно, требования
к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска
информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях
предметных знаний, умений, навыков:
1. Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и
учебными пособиями, справочниками и словарями.
4 2. Умение создавать электронный ресурс – в основном презентации с помощью
программы Microsoft Power Point.
3. Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную
информацию.
4. Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать,
конспектировать.
5. Обучающиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно
использовать записи при решении заданий самостоятельной работы.
6. Обучающиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных
методических рекомендаций.
7. Обучающиеся готовят сообщения, рефераты, доклады на отдельных листах
формата А4 в распечатанном виде и защищают. Письменные задания (схемы,
таблицы, расчетные задачи) выполняются в лекционных тетрадях по биологии
и сдаются преподавателю на проверку.
Структура методических рекомендаций создана таким образом, чтобы
максимально облегчить работу студентам и педагогу. Пользоваться данными
указаниями несложно: необходимо внимательно прочесть требования к
выполнению заданий, просмотреть списки рекомендуемой литературы.
Задания для самостоятельной работы студентов
Раздел 1.
Учение о клетке.
3 часа
Цель: Изучить краткую историю клетки, установить химическую организации
клетки, определить органические и неорганические вещества клетки и их
значение, изучить разнообразие клеток в многоклеточном организме, митоз.
Основные термины и понятия: цитология, белки, жиры, углеводы,
микроэлементы, макроэлементы, органоиды клетки, метаболизм, митоз, ДНК,
биосинтез, тургор, амитоз, цитокиноз.
Задание №1: изучить тему в учебнике (стр.5275), составить кроссворд или
ребусы на тему «Строение клетки».
Задание №2: подготовить короткие сообщения и презентации о бактериях:
«Прокариоты и кефир», «Клубеньковые бактерии», «Цианобактерии»,
«Кишечная палочка», «Палочка Коха – возбудитель туберкулеза» и др. (на
выбор).
Задание №3: подготовить короткие сообщения и презентации о вирусах:
«Вирусные заболевания», «Методы профилактики и лечения вирусных
заболеваний» и др. (на выбор).
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Раздел 2.
5 3 часа
Цель: Изучить способы и типы размножения организмов, познакомиться с
двойным оплодотворением,
охарактеризовать эмбриональный и
постэмбриональный периоды развития, изучить прямое и непрямое развитие.
Основные понятия, термины:
мейоз, размножение, оплодотворение,
органогенез, репродуктивное здоровье., постэмбриональное развитие,
овогенез, сперматогенез.
Задания: изучить тему в учебнике (стр. 81108), подготовить реферативное
сообщение на выбранную тему.
Примерные темы для реферативных сообщений:
«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на
«Двойное оплодотворение цветковых
эмбриональное развитие ребенка»,
растений»,
«Нарушения митоза»,
«Проблема злокачественных изменений клеток», «Адаптивное значение
метаморфоза», «Гермафродитное размножение: примеры среди животных и
растений» и др. (на выбор).
«Искусственное оплодотворение»,
Основы генетики и селекции.
Раздел 3
3 часа
и
изменчивость,
ненаследственная
Цели:
познакомиться с основными понятиями в генетике, изучить
закономерности наследования признаков, определить хромосомную теорию
наследственности, охарактеризовать генотип, как целостную систему,
определить основы селекции, научиться решать генетические задачи.
Основные термины и понятия: селекция, генетика, породы, сорта,
наследственная
мутации,
кроссинговер,гомозигота, гетерозигота, доминирование, ген, генотип.
Задание №1: подготовить реферат о достижениях современной селекции
последних лет. Примерные темы: «Драматические страницы в истории
развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и
здравоохранении» и др.
Задание №2: составить и решить генетические задачи по образцу.
Алгоритм выполнения задачи:
У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц,
Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткие,
вышла за муж за мужчину с короткими ресницами. 1) Сколько типов гамет
образуется у женщины? 2) Сколько типов гамет образуется у мужчины? 3)
Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами
(в%)? 4) Сколько разных генотипов может быть среди детей данной
супружеской пары? 5) Сколько разных фенотипов может быть среди детей
данной супружеской пары?
6 Решение: ген А длинные ресницы
Ген а – короткие ресницы.
Р Аа x аа
Гаметы А,а,а
В поколении F 1 Аа: аа
Ответ: 1) 2 типа
2) 1 тип
3) 50%
4) 2: 2 гомозигота, 1гетерозигота
5) 2.
Задачи для решения:
1. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального
зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери
обоих супругов видели нормально. Сколько типов гамет образуется у
жены? Сколько разных генотипов может быть среди детей данной
супружеской пары? Сколько разных фенотипов м/б среди детей данной
супружеской пары? Какова вероятность рождения в данной семье
ребёнка с нормальным зрением? Какова вероятность рождения ребёнка,
страдающего дальнозоркостью?
2. У арбуза зелёная окраска доминирует над полосатой. От скрещивания
зелёноплодного сорта с полосатоплодным получено 217 гибридов
первого поколения. Гибриды переопылили и получили 172 гибрида
второго поколения.
Сколько типов гамет образуют растения
зелёноплодного сорта? Сколько растений в первом поколении будут
гетерозиготными? Сколько разных генотипов будет в поколении
втором? Сколько растений будет с полосатой окраской плодов (в%)?
3. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над коричневым. От
скрещивания чёрной самки с коричневым самцом было получено 4
чёрных и 3 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и
потомства.
4. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной
глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха.
Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей?
От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился
глухонемой ребёнок. Определите генотипы родителей.
5. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был
получен приплод в 225 особей. Из них 167 – имели коричневый мех, а 57
– голубоватосерый. Определите, какой из признаков является
доминантным. Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?
Составьте схему скрещивания.
7 Задание №3: подготовить короткие сообщения и презентации по генетике:
«Методы изучения генетики человека», «Генные, хромосомные болезни
человека»,
«Достижения
медицинской генетики» и др. (на выбор).
«Профилактика наследственных болезней»,
Происхождение и развитие жизни на Земле.
Раздел 4.
3 часа
Цель: Определить основные свойства материи, изучить возникновение жизни
на Земле, определить уровни организации живой материи, критерии живых
систем, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Основные термины, понятия: протобионты, биологические катализаторы,
генетический год, эукариоты, половой процесс, фотосинтез, эры, периоды,
ароморфозы, самовоспроизведение.
Задание: изучить тему в учебнике (стр. 214226), подготовить реферативное
сообщение и презентации на выбранную тему.
Примерные темы для реферативных сообщений: «История развития
эволюционных идей до Ч.Дарвина», «Система природы К.Линнея и ее
значение для развития биологии», «Современные представления о механизмах
и закономерностях эволюции», «Предпосылки возникновения эволюционной
теории Ч.Дарвина» и др. (на выбор).
Происхождение человека.
Раздел 5.
3 часа
Цели: Изучить историю развития эволюционных идей, познакомиться с
работами К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, эволюционным учением Ч. Дарвина,
определить движущие силы эволюции, причины вымирания видов, основные
направления биологического прогресса и регресса.
Основные понятия и термины: борьба за существование, вид, ареал, гибрид,
ароморфоз, дегенерация, конвергенция, идиоадаптация, мимикрия, половой
процесс, эволюция, расизм, австралопитек, кроманьонец, неандерталец.
Задание №1: составить схему «Эволюционное древо человечества» или
заполнить таблицу «Схема антропогенеза».
Стадия
антропогенеза,
представители
Время
появления
Образ жизни
Орудия
труда
Внешнее
строение
8 Задание №2: подготовить реферативное сообщение и презентации на
выбранную тему. Примерные темы для сообщений: «Критика расистских
теорий. Опасность расизма», «Расы человека», «Тайна происхождения
человечества», «Гипотезы происхождения человека», «Эволюция приматов и
этапы эволюции человека» и др. (на выбор).
Раздел 6.
Основы экологии.
3 часа
эврибионты,
стенобионты,
хищничество,
Цели: Сформировать понятия о среде обитания организмов, экологической
ниши, о типах межвидовых отношений, конкурентных взаимодействиях, об
основных экологических характеристиках популяции.
Основные понятия и термины: борьба за существование, вид, популяция,
ареал, биоценоз, экосистема,
биогеоценоз, продуценты, консументы,
редуценты, устойчивость экосистем, агроценозы, паразитизм, конкуренция,
симбиоз,
хладнокровные,
теплокровные.
Задание: подготовить реферативное сообщение и презентации на выбранную
тему.
Примерные темы для сообщений и презентаций: «Бычий цепень», «Лентец
широкий», «Таежный клещ», «Малярийный комар», «Постельный клоп»,
«Росянка круглолистная», «Гнездовой паразитизм на примере кукушки»,
«Нарушения природоохранного законодательства в Республике Коми»,
«Парниковый эффект», «Глобальное потепление», «Загрязнение атмосферы»,
«Озоновые дыры», «Роль правительственных и общественных экологических
организаций в современных развитых странах», «Рациональное использование
и охрана невозобновляемых природных ресурсов», «Экологические кризисы и
экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения» и др. (на
выбор).
Рекомендации к написанию реферата
Реферат (от латинского геfегго – сообщаю) – краткое изложение в
письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного
труда, литературы по какойто теме.
Реферат это своеобразный отчёт о самостоятельном изучении
материала, анализе теоретических источников и практической деятельности
по избранной теме. В реферате студент раскрывает суть исследуемой
проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на
неё.
Рефераты (письменные), работы выполняются одним из следующих
способов: рукописный (текст пишется от руки четким почерком черными,
9 синими или фиолетовыми чернилами на одной стороне листа), компьютерный
набор.
Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала
носить проблемнотематический характер. Прежде чем выбрать тему
реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой
над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко изучить её.
Этапы работы над рефератом:
формулирование темы, тема должна быть не только актуальной по своему
значению, но и оригинальной, интересной по содержанию;
подбор и изучение основных источников по теме;
составление библиографии;
обработка и систематизация информации;
разработка плана реферата;
написание реферата;
публичное выступление с результатами исследования.
Обязательными элементами реферата являются:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников.
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать
следующие сведения:
наименование вышестоящей организации;
наименование организации, где выполнялась работа;
наименование работы: (реферат, доклад);
тема;
сведение об авторе (группа, фамилия, инициалы);
город и год выполнения работы.
Образец титульного листа реферата приводится в приложении 1.
Оглавление включает: введение, наименование всех глав разделов,
подразделов, пунктов (если они имеют наименования), заключение, список
использованных источников, приложения (при наличии). Строки оглавления
заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало
соответствующей части реферата.
Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого
вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи
исследований, используемые методы, методики и технологии. Объём введения
должен быть не более 2 страниц машинописного (компьютерного)
текста.
10 В основной части приводятся данные, отражающие сущность и основные
результаты выполненной работы.
Основная часть должна содержать:
а) обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения
задачи, описание выбранной методики проведения эксперимента;
б) теоретических или экспериментальных исследований, включая принципы
действия разработанных программ и их характеристики;
в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку
полноты решения поставленной задачи.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам
выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.
Список использованных источников должен, в соответствии с ГОСТ 7.1
2003»Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие
требования и правила составления» содержать библиографические сведения о
литературных источниках, использованных при проведении исследований.
Как подготовить учебную презентацию
Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint
является слайд или кадр. Основные правила подготовки учебной презентации:
при создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и
злоупотреблять внешней стороной презентации, т.к. это может снизить
эффективность презентации;
одним из важных элементов является сохранение единого стиля и
формы представления учебного материала;
при создании предполагается ограничиться использованием двух
или трех шрифтов;
вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре;
тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее
использовать сжатый информационный стиль;
нужно вместить максимум информации в минимуме слов, привлечь
и удержать внимание студентов, по биологии очень богатый иллюстративный
материал, допускается использование коротких видеофильмов или роликов о
живых организмах;
при подготовке мультимедийных презентаций возможно
использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных
энциклопедий и электронных учебников.
Обязательными структурными элементами в мультимединой
презентации являются:
1.
2.
3.
титульный слайд (указывается тема, ФИО автора);
оглавление (план изложения материала);
учебный материал (схемы, таблицы, текст,
иллюстрации);
11 4.
5.
словарь терминов (определения);
информационные ресурсы по теме.
Система оценивания внеаудиторной самостоятельной работы
Организация системы контроля самостоятельной работы студентов
является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы.
Основные задачи контроля самостоятельной работы состоят в выявлении
достижений, успехов студентов, определении затруднений и проблем,
обучении приемам взаимоконтроля и самоконтроля, воспитании у студентов
таких качеств личности, как ответственность за выполнение самостоятельной
работы, проявление инициативы.
Контроль преподавателем результатов самостоятельной работы
осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного
представления студентами материалов (продуктов) своей творческой
самостоятельной деятельности.
Контроль выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной
работы включает в себя оценку хода выполнения заданий и получаемых
промежуточных результатов с целью установления их соответствия
запланированным целям обучения.
Задачи контроля самостоятельной работы:
выявление достижений,
успехов студентов,
определение
затруднений и проблем;
обучение приемам взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитание у студентов ответственности за выполнение
самостоятельной работы, проявление инициативы.
Формы контроля самостоятельной работы:
текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного
доклада, ответов на вопросы;
проверка или защита реферата;
представление изделия (таблиц, схем, решение задач и т.п.);
защита электронных презентаций.
Наиболее значимые,
интересные материалы,
подготовленные
обучающимися в процессе самостоятельной работы, собираются в портфолио.
Результат выполнения самостоятельной работы представляются в
печатном, электронном или публичном виде. По данным результатам
выполнения вышеперечисленных форм работы студентам выставляется
отметка.
Итак, результаты самостоятельной работы оцениваются в ходе
текущего контроля. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной
работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на
обязательные учебные занятия по дисциплине.
12 Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной
работы студентов являются:
уровень усвоения учебного материала;
умение применять теоретические знания на практике;
уровень сформированности общеучебных умений;
умение активно использовать электронные образовательные ресурсы,
находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее;
уровень самостоятельности студента при выполнении
самостоятельной работы.
Литература:
Основная:
1. Пономарева И.Н. Биология: 10 кл. М.: ВентанаГраф, 2010.
2. Пономарева И.Н. Биология: 11 кл. М.: ВентанаГраф, 2012.
3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. М.:
Дрофа, 2007.
4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 11 кл. М.:
Дрофа, 2005.
5. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Настольная книга учителя биологии. М.:
ООО «Издательство АСТ», 2003.
6. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов.
Биология. М.: Дрофа, 2007.
7. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.И.Сивоглазова,
И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология». Волгоград:
Учитель, 2008.
8. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова,
9.
С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой. Волгоград: Учитель, 2013.
Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Каменского,
Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника. Волгоград: Учитель, 2014.
Дополнительная:
1. Общая биология. 1011 кл. Под редакцией Ю.И. Полянского. М.:
Просвещение, 1992.
2. Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 911 классы. М.: ВАКО, 2013.
3. Мухамеджанов И.Р. Тесты, блицопросы по общей биологии: 1011
классы. М.: ВАКО, 2007.
13 ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРАТА
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский автомеханический техникум»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
14 РЕФЕРАТ
по дисциплине «Биология»
на тему «Неклеточные формы жизни»
Выполнил студент группы А24
ФИО
Сыктывкар, 2017
15
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОУД.08 Биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.