Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
31.03.2018
Одним из основных условий успешного обучения и подготовки обучающихся ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» к профессиональной деятельности в современных условиях рыночной экономики является приобретение глубоких знаний в области математики, так как математика является универсальным языком науки, средством моделирования явлений и процессов. Знания и умения по математике способствуют развитию логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления студентов на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.
Овладение математическими знаниями и умениями необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла.
МР ВСР-2018.docx
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
Методические указания
к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся
Разработала: преподаватель математики: Зайцева С.Е.
2017 г. Введение
Одним из основных условий успешного обучения и подготовки обучающихся
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» к профессиональной
деятельности в современных условиях рыночной экономики является
приобретение глубоких знаний в области математики, так как математика
является универсальным языком науки, средством моделирования явлений и
процессов. Знания и умения по математике способствуют развитию
логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления студентов на уровне, необходимом для
будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и
самообразования.
Овладение математическими знаниями и умениями необходимо в
повседневной жизни, для изучения смежных естественнонаучных дисциплин
и дисциплин профессионального цикла. Методические рекомендации по подготовке реферата
Реферат (в переводе с латинского языка "пусть доложит") сокращенное изложение
содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями
и выводами (ГОСТ 7.995). Реферат, как самостоятельный вид письменной работы
обучающегося, отвечает на вопрос, что содержится в публикациях по данной теме.
1. Структура реферата
1.1.
Реферат должен включать:
Титульный лист
Введение
Оглавление (с указанием соответствующих страниц)
Основная часть (разбитая на разделы и подразделы)
Список использованных источников
Приложения (при необходимости)
Заключение
1.2.Во введении необходимо показать актуальность темы, степень ее разработанности и
сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть
кратким 1 страница.
1.3. В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить
на 2 3 вопроса, раскрывающих сущность проблемы. Основная часть работы может
быть изложена на 58 страницах.
1.4.
Заключение содержит краткие выводы, которые излагаются на 1 странице. В
заключении могут быть изложены собственные впечатления и мнения, указаны те
проблемные вопросы,
которые остались невыясненными и заслуживают
дополнительного исследования.
2. Этапы работы над рефератом
2.1. Определение темы реферата.
2.2. Подбор и изучение литературы.
Начинать эту работу следует с исследования перечня рекомендованной литературы. Для
написания реферата нужны не только литературные источники, но и статистические,
нормативные материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о
происходящих процессах и явлениях. При изучении литературы можно рекомендовать
делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений,
доказательств, статистических данных и т. п.
2.3. Составление плана реферата.
План реферата призван способствовать более полному раскрытию основных его
вопросов. Задача обучающегося состоит в том, чтобы определить 2 3 вопроса основной
части реферата, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.
2.4. Написание реферата.
Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, выявления
основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и
избавления от них. Затем в логическое целое собирается, обобщается информация в
соответствии с целями реферата.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал
подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Общие
требования к языку реферата точность, краткость, ясность, проста. Составляя реферат,
следует стараться достаточно полно, четко и последовательно передать его содержание в
максимально сжатой и по возможности обобщенной форме.
Если это необходимо для уяснения содержания темы, в реферат могут быть включены
цифровые данные, таблицы, графики, чертежи, схемы. Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с
указанием номера и страницы источника, название которого находится в списке
использованных источников.
3.
Требования к оформлению реферата
3.1.
Объем реферата в среднем должен составлять 1012 страниц печатного текста на
листах формата А4 (210х297 мм).
3.2. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см, верхнее – 2 см; абзац
(красная строка) четыре знака (1,25 см).
3.3. Ориентация книжная; 1,5 интервал; шрифт Times New Roman, размер – 14 пт;
выравнивание текста по ширине строк.
3.4.
3.5.
Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части,
заключение и т. д.) начинается с новой страницы.
Заголовки разделов, введение, заключение, список использованных источников
набираются прописным полужирным шрифтом. Не допускаются подчеркивание
заголовка и переносы в словах заголовков. После заголовка, располагаемого
посередине строки, точка не ставится.
3.6.
Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и
параграфом составляет 2 интервала.
3.7. Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения
используемых в них символов.
3.8. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по
тексту работы должны иметь нумерацию.
3.9. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где
вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через
запятую номер страницы.
3.10. Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами.
Номер проставляется внизу в центре страницы.
3.11. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на
нем не проставляется.
3.12.
. В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее пяти
источников.
4. Порядок защиты реферата
До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме
преподавателя “К защите допущен”, его подпись и дата.
Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на
вопросы преподавателя по указанной теме.
По результатам защиты реферата выставляется оценка за выполненный реферат, которая
учитывается при приеме экзамена.
Критерии оценки реферата
Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы,
дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на
основе глубоких знаний литературы по данной теме.
Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном
теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной
степени самостоятельности. Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены
основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения,
самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.
Оценку «неудовлетворительно» обучающийся получает в случае, когда не может
ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать
объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае
обучающемуся предстоит повторная защита.
Методические указания к составлению опорного конспекта
Опорный конспект – это развернутый план предстоящего ответа на теоретический
вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, Правильно составленный
опорный конспект должен содержать все то, что в процессе ответа Вы намереваетесь
рассказать. Это могут быть чертежи, графики, формулы (если требуется, с выводом),
формулировки основных законов, определения.
Рекомендации по составлению опорного конспекта
1 Запишите название темы. Ознакомьтесь с необходимым материалом по тексту учебника,
пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом материале, составьте
конспект в виде простых записей.
2 Выберите ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы. В
зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста
может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и
предложений; схем, таблиц и формул. Также можно использовать рисунки и различные
графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на читателя
как опорный сигнал.
3 Продумайте способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы.
4 Используйте прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного
конспекта. Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть
излагаемого материала.
5 Составьте опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.
Основные требования к содержанию и форме записи опорного конспекта
полнота изложения материала;
последовательность и логичность в отражении темы;
лаконичность записи: опорный конспект по объему должен
составлять не более листа;
не должен содержать сплошного текста;
структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в
форме простого или сложного плана. При этом каждый блок должен
выражать законченную мысль;
расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с
помощью рамок, шрифтов, различных цветов и графических приемов
(столбик, диагональ и т.д.);
наглядность;
опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю. Критерии оценки опорного конспекта
Критерии оценки
Метод оценки
Работа
выполнена
Работа
выполнена не
полностью
Работа не выполнена
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Соответствие
материала
конспекта
заданной теме
Наблюдение
преподавателя
3 балла
Содержание
конспекта
полностью
соответствует
заданной теме
№
п/п
1.
2.
1 балл
Работа обучающимся
не сдана вовсе.
Отсутствует
конспект по заданной
теме.
Ответы на вопросы
не верны, или вовсе
не найдены в
материалах
конспекта.
В ответах не
используются
термины и
определения по
изучаемой теме.
Объяснение
терминов,
используемых в
законспектированном
материале, вызывает
затруднения.
Отчет выполнен и
оформлен небрежно,
без соблюдения
установленных
требований.
2 балла
Содержание
материала в
конспекте
соответствует
заданной теме,
но конспект не
полный, нет
выделения
основных
терминов и
формул.
Представлен
конспект без
следов
организации и
проработки.
Ответы
правильные, но
имеется лишняя
информация
В оформлении
отчета имеются
незначительные
недочеты и
небольшая
небрежность
Представлен
правильно
организованный
конспект; ответы
правильные,
излагаются
четко и
лаконично, с
использованием
схем,
графических
выделений, без
лишнего текста и
пояснений
Оформление
отчета
полностью
соответствует
требованиям;
грамотность
изложения
Наблюдение
преподавателя
Правильность,
лаконичность и
четкость ответов
на вопросы;
наличие схем,
графическое
выделение особо
значимой
информации
3.
Правильность
оформления
Проверка
работы
Оценка
45 баллов «удовлетворительно»
67 баллов «хорошо»
89 баллов «отлично» Методические рекомендации по проработке конспектов и учебной литературы
1 Ознакомьтесь с предлагаемыми вопросами для подготовки к контрольной работе, зачету,
экзамену.
2 Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и
источников и подготовьте их для работы.
3 Получите консультацию преподавателя и изучите рекомендации.
4 Прочитайте законспектированный материал в тетрадях, стараясь выделить основные
понятия, важные определения.
5 Подчеркните самые важные с вашей точки зрения слова в конспекте чернилами другого
цвета, формулы обведите рамкой.
6 Найдите в своем конспекте ответы на вопросы. Если это не удалось, то почитайте
материал, касающийся темы конспекта не менее чем по двум рекомендованным
источникам.
7 Дополните, если нужно, свой конспект материалом их учебной литературы.
8 Еще раз внимательно прочтите конспект, стараясь выделить из контекста значение
незнакомых слов и терминов.
9 Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
10 Проработайте еще раз весь найденный и законспектированный материал.
11 Проводите самоконтроль не только после окончания работы над конспектом, но и
непосредственно в ходе нее, чтобы не только сразу обнаружить ошибку, но и установить
ее причину.
12 Проверьте еще раз свои знания, отвечая на вопросы, спустя некоторое время, чтобы
выяснить прочность усвоения учебного материала. Методические рекомендации по подготовке сообщения
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным
источникам.
Составьте план сообщения, запишите его.
Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
Составьте окончательный текст сообщения.
Оформите материал сообщения.
Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых
терминов и стараясь запомнить информацию.
Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.
Перескажите сообщение еще раз.
Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.
Возможные типичные ошибки:
Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).
Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.
В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для
раскрытия темы.
Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения. Критерии оценки
Критерии
оценки
Метод оценки
Работа выполнена
Работа выполнена не
полностью
Работа не
выполнена
№
п/п
1.
Соответствие
представленной
информации
заданной теме
Наблюдение
преподавателя
Высокий уровень
3 балла
Содержание
сообщения
полностью
соответствует
заданной теме, тема
раскрыта
полностью
Материал
излагается логично,
по плану;
В содержании
используются
термины по
изучаемой теме;
Произношение и
объяснение
терминов
сообщения не
вызывает у
обучающегося
затруднений
Средний уровень
Низкий уровень
2 балла
1 балл
Содержание сообщения
соответствует заданной
теме, но в тексте есть
отклонения от темы
или тема раскрыта не
полностью.
Слишком краткий либо
слишком пространный
текст сообщения.
Материал не имеет
четкой логики
изложения (не по
плану).
В содержании не
используются термины
по изучаемой теме,
либо их недостаточно
для раскрытия темы.
Произношение и
объяснение терминов
вызывает у
обучающегося
затруднения.
Обучающийся
работу не
выполнил.
Содержание
сообщения не
соответствует
заданной теме,
тема не раскрыта.
2.
Характер и стиль
изложения
материала
сообщения
Наблюдение
преподавателя
Оценка
4 балла «удовлетворительно»
5 баллов «хорошо»
6 баллов «отлично» Требования, предъявляемые к выполнению и оформлению
презентационных материалов
Рекомендации по разработке презентации:
количество слайдов должно быть не меньше 10;
каждый из слайдов презентации должен иметь уникальную разметку;
каждый из слайдов должен содержать «личное клеймо» студента, создавшего данную
презентацию; Меню Вид – колонтитулы – Нижний колонтитул, Ввести фамилию.
образец заголовка и образец слайдов должны гармонично сочетаться, но быть
различными по оформлению;
образец заметок должен содержать пояснения по содержанию и/или показу слайдов;
с каждого из слайдов презентации должна быть возможность возврата на слайд
оглавление;
для каждого из слайдов должна использоваться уникальная форма перехода;
на слайдах презентации не допускается использование повторяющихся эффектов
(звуковых и визуальных) появления элементов слайдов, пока не были применены все
имеющиеся;
хотя бы один из слайдов презентации должен запускать внешнюю программу (файл с
расширением exe или com).
Требования по оформлению слайдов представлены в таблице № 1.
Оформление слайдов
Стиль
Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой
Таблица № 1
Фон
Использование
цвета
Анимационные
эффекты
Содержание
информации
Расположение
информации на
слайде
презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не
должны преобладать над основной информацией (текст,
рисунки).
Для фона выбирайте более холодные тона.
На одном слайде рекомендуется использование не более трёх
цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после
использования).
Используйте возможности компьютерной анимации для
представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными
эффектами, они не должны отвлекать внимание от
содержания информации на слайде.
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте
прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
количество предлогов,
Предпочтительно
горизонтальное
расположение
наречий,
информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре
экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна
располагаться под ней. Шрифты
Способы
выделения
информации
Объём
информации
Для заголовков – не менее 24.
Для информации – не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный
шрифт, курсив или подчёркивание.
Нельзя злоупотреблять приписными буквами (они читаются
хуже строчных).
Следует использовать: рамки, границы и заливки, разные
цвета шрифтов, штриховку, стрелки, рисунки, схемы для
иллюстраций наиболее важных фактов.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом
информации: люди могут единовременно запомнить не более
трёх фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда
ключевые пункты отображаются по одному на каждом
слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды
слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами.
Слайды распечатать. №
п/п
1
2
3
Критерии оценки презентации
Критерии оценки Метод оценки
Работа выполнена
Работа
выполнена не
полностью
Работа не
выполнена
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Наблюдение
преподавателя
Соответствие
представленной в
слайдах
презентации
информации
заданной теме
3 балла
Содержание
слайдов
презентации
полностью
соответствует
заданной теме
Наблюдение
преподавателя
Лаконичность и
четкость
изложения
материала в
слайдах
презентации
Материал в
слайдах
презентации
излагается четко и
лаконично, без
лишнего текста и
пояснений
Выполнены
требования к
выполнению и
оформлению
презентационных
материалов
Проверка
представлен
ной
презентации
Оформление
слайдов
презентации
полностью
соответствует
требованиям по
разработке
презентационных
материалов
Оценка
45 баллов «удовлетворительно»
67 баллов «хорошо»
1 балл
Обучающийся
работу не
выполнил.
Содержание в
слайдах
презентации не
соответствует
заданной теме.
В слайдах
презентации
имеются
серьезные
множественные
ошибки.
Слайды
презентации
выполнены и
оформлены
небрежно, без
соблюдения
установленных
требований.
2 балла
Содержание
материала в
слайдах
презентации
соответствует
заданной теме, но
есть недочеты и
незначительные
ошибки
Слайды
презентации
заполнены
материалом,
подходящим по
смыслу, но
представляет
собой
пространные
пояснения и
многословный
текст
В оформлении
слайдов
презентации
имеются
незначительные
недочеты и
небольшая
небрежность 89 баллов «отлично»
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.