Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»
Оценка 4.6

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Оценка 4.6
Лабораторные работы
docx
биология
Взрослым
15.10.2017
Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»
Методические указания по выполнению практических и лабораторных работ предназначены для студентов очного отделения. Программой учебной дисциплины «Биология» на проведение практических занятий для базового уровня профессионального образования предусмотрено 11 часов. Практические занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 1.В результате изучения дисциплины студент должен: знать/понимать смысл понятий: естественнонаучный метод познания, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, самоорганизация.Методические указания лабораторных работ по учебной дисциплине «Биология»
Практич.раб биология.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Уфимский колледж ремесла и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и выполнению  практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Биология» Специальность:  29.01.05  «Закройщик» Уфа 2017 Рассмотрено                                                      Утверждено На заседании ПЦК                                              Зам. директора по УР общеобразовательных дисциплин протокол №__________                           ______Н.Н. Савина                                         _____________З.Р. Киньябулатова «___»___________2017г.                                 «__»__________________2017г. Составитель: Преподаватель ГБОУ СПО УКРИС _______     У.Р. Бурханова Пояснительная записка Пояснительная записка В   Федеральном   Законе   РФ   от   10   июля   1992   г.   №   3266­1  "Об   образовании   в Российской   Федерации"   практическая   работа   квалифицируется   как  форма   организации учебного   процесса,  формирования   познавательной, исполнительской,   творческой  активности   и   самостоятельности   обучающихся   при обучении.    как   объективное   условие Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов   очного   отделения   специальности   Специальность:  29.01.05 «Закройщик».   Программой   учебной   дисциплины   «Биология»   на   проведение практических   занятий   для   базового   уровня   профессионального   образования предусмотрено 11 часов. Практические занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 1       В результате изучения дисциплины студент должен:    знать/понимать   смысл   понятий:  естественнонаучный   метод   познания,   макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая   эволюция,   популяция, экосистема, биосфера, самоорганизация;   биоразнообразие,   организм,  уметь           приводить   примеры   экспериментов   и     наблюдений, обосновывающих:, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя   наследственной   информации,   эволюцию   живой   природы, превращения   энергии   и   вероятностный   характер   процессов   в   живой   и неживой   природе,   взаимосвязь   компонентов   экосистемы,   влияние деятельности человека на экосистемы; (или) объяснять   прикладное   значение   важнейших   достижений   в   области естественных наук  для: создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, таблицы или диаграммы;  работать   с   естественнонаучной   информацией,  содержащейся   в сообщениях   СМИ,   Интернет­ресурсах,   научно­популярной   литературе: владеть   методами   поиска,   выделять   смысловую   основу   и   оценивать достоверность информации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей БИОЛОГИЯ  1. Наиболее общие представления о жизни Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Лабораторная работа Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.  2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности Ткани, органы и системы органов человека. Питание. Значение питания для роста, развития  и жизнедеятельности организма. Пищеварение   как   процесс   физической   и   химической   обработки   пищи.   Система пищеварительных   органов.   Предупреждение   пищевых   отравлений   –   брюшного   тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм. Лабораторные работы Действие слюны на крахмал. Утомление при статической и динамической работе. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. 3. Человек и окружающая среда Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем. Тематический план  Наименование разделов и тем БИОЛОГИЯ  Раздел 8. Наиболее общие представления о жизни Тема   8.1   Понятие   «жизнь».   Основные   признаки   живого:   питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Тема   8.2   Понятие   «организм».   Разнообразие   живых   организмов, принципы их классификации. Тема 8.3 Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. лаб раб 11 2 Тема 8.4  Уровни организации живой природы: клеточный,  организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Раздел   9.   Организм   человека   и   основные   проявления   его жизнедеятельности Тема 9.1 Ткани, органы и системы органов человека. Тема 9.2 Питание. Значение питания для роста, развития и  жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Тема 9.3 Система пищеварительных органов. Предупреждение  пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и  цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на  организм. Тема 9.4 Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы  дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Тема 9.5   Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно­ двигательной   системы.   Мышечные   движения   и   их   регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы   при   тренировке,   последствия   гиподинамии.   Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Тема   9.6  Внутренняя   среда   организма:   кровь,   тканевая   жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система.  Тема 9.10 Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Раздел 10. Человек и окружающая среда Тема 10.1 Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Тема 10.2 Устойчивость экосистем. Тема 10.3 Воздействие экологических факторов на организм человека  и влияние деятельности человека на окружающую среду ( Тема 10.4 Рациональное природопользование. 2 2 2 2 1   Лабораторная работа 1 Тема: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп». Цель   работы:  закрепить   умение   готовить   микропрепараты   и   рассматривать   их   под микроскопом, находить особенности строения клеток и тканей различных организмов, сравнивать их между собой. Оборудование:  микроскопы,   предметные   и   покровные   стёкла,   стаканы   с   водой, стеклянные палочки, лук, пипетка, йод, разведённые дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты животных и растительных  тканей. Строение микроскопа: 1.Окуляр;  2.Тубус;  3.Объективы;  4.Зеркало; 5.Штатив;  6.Зажим;    7.Столик;  8.Винт 2)  химические методы исследования 3)  метод клеточных культур на жидких питательных средах 4)  метод микрохирургии 5)  метод дифференциального центрифугирования. Основные положения  современной клеточной теории:   1.   Структура.   Клетка   –   это   живая   микроскопическая   система,   состоящая   из   ядра, цитоплазмы и органоидов. 2. Происхождение клетки. Новые клетки образуются путём деления ранее существующих клеток. 3. Функции клетки. В клетке осуществляются: ­обратимые физиологические процессы (поступление и выделение веществ, раздражимость, движение); ­ необратимые химические процессы (развитие). 4. Клетка и организм. Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляющим всю полноту жизненных процессов. Все многоклеточные организмы состоят из клеток. Рост и развитие   многоклеточного   организма   –   следствие   роста   и   размножения   одной   или нескольких исходных клеток. 5. Эволюция клетки. Клеточная организация возникла на заре жизни и прошла длительный путь   развития   от   безъядерных   форм   к   ядерным   одноклеточным   и   многоклеточным организмам. 1. Изучите строение микроскопа по рисунку. Выполнение работы 2. Приготовьте микропрепараты кожицы чешуи лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной  палочки. 3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты. 4.Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животных и растительных  тканей. 5. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки  одноклеточных и многоклеточных организмов в тетрадях и обозначьте видимые в световой  микроскоп органоиды. 6. Сравните между собой эти клетки. Найдите признаки сходства и признаки различий клеток  между собой. Контрольные вопросы 1. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? 2. Какие положения клеточной теории можно подтвердить результатами проведённой  работы? Выводы                                                       Лабораторная работа 2,3 Тема: «Действие ферментов слюны на крахмал». Цель работы:     изучить действие ферментов слюны на крахмал. Оборудование:   крахмальный   клейстер,   бинт,   йодная   вода,   слюна,   спичка,   вата, предметное стекло. Выполнение работы 1. Смочите в крахмальном клейстере бинт и дайте ему высохнуть. 2. Намотайте  на  спичку   вату, смочите  её  слюной,  а  затем  на  накрахмаленном   бинте напишите букву. 3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его 5 минут, чтобы он нагрелся. 4.   Опустите   бинт   в   йодную   воду,   тщательно   его   расправив.   Участки,   где   остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места обработанные слюной останутся белыми. Контрольные вопросы 1.   Объясните результаты опыт. 2.   Какие вещества образуются при расщеплении ферментами белков, жиров, углеводов и витаминов в организме человека?  Выводы Лабораторная работа 4,5 Тема: «Действие ферментов желудочного сока на белки» Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки. Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, белок куриного яйца,  натуральный желудочный сок, 0,5%­ный раствор NaOH, водяная баня, лед. Выполнение работы 1. В каждую пробирку поместите немного белка куриного яйца. 2. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока. 3. Первую пробирку поместите на водяную баню при температуре + 37 0C. 4. Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или со снегом. 5. В третью пробирку добавьте 3 капли NaOH и поставьте ее на водяную баню при  температуре + 37 0C.  6. Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок. Опыт2: Изучение действия желудочного сока Цель: доказать, что фермент желудочного сока воздействует на белки и не действует на  крахмал. Выполнение работы 1. Взять две пробирки. В одну пробирку налить взвесь белка и желудочный сок, во вторую  — крахмальный клейстер и желудочный сок. 2. Обе пробирки поставить на водяную баню с температурой воды + 40 0C. 3. Описать  результат опыта и сделать вывод об особенностях действия желудочного сока. Опыт 3: Влияние низкой температуры на активность ферментов Цель: доказать, что ферменты желудочного сока теряют активность при низкой  температуре. Выполнение работы 1. В две пробирки налить взвесь белка и желудочного сока  2. Одну пробирку поставить в стакан со льдом.  3. Вторую пробирку поставить в водяную баню с температурой воды 40 0C (для контроля).  4. Описать результаты опыта и сделать вывод о зависимости действия желудочного сока от  температуры. Опыт 4: Влияние кипячения на активность ферментов Цель: доказать, что при кипячении ферменты желудочного сока теряют активность. Выполнение работы 1. В две пробирки налить взвесь белка. 2. В одну из пробирок прилить заранее прокипяченный желудочный сок. 3. В другую прилить не прокипяченный желудочный сок (для контроля). 4. Обе пробирки поставить в водяную баню с температурой воды 40 0C. 5. Описать результаты опыта и сделать вывод о влиянии высоких температур, при которых происходит свертывание ферментов (поскольку они являются белками), на активность желудочного сока Выводы                                                                                                                                                Лабораторная работа 6,7 Измерение жизненной емкости легких спирометром Цель: углубить знания о жизненной емкости легких, выработать умение экспериментально  получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.  Оборудование:  спирометр, трубки для спирометра 1. Каждый по очереди измеряет емкость легких 2.  Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковый объем внесите данные в таблицу: Выполнение работы:     Объем   V Число  объекто в n                               постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение  изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень  выраженности признака – по горизонтали  ! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; составления  таблицы и графика! Контрольные вопросы 1. Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость,  фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.  2. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем  обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть? Вывод Лабораторная работа 8, 9                    Тема: «Утомление при статической и динамической работе» Цель: углубить знания о статической и динамической работе мышц Оборудование: секундомер, груз массой 1,5 и 3 кг.                                                  Выполнение работы. Используя текст учебника (стр. 71),выясните различие между                                         статической и динамической работой.                             Опыт 1.Утомление при статической работе.                                                                                 1. Испытуемый  берет груз массой 1,5 кг, и держит его в руке, отведенной  в    сторону  под прямым углом к туловищу. На уровне вытянутой руки   сделайте на доске отметку мелом и включите секундомер.   Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц. 2. Испытуемый берет груз массой 3 кг, повторяет опыт.                                                                  Опыт  2 Утомление при динамической работе   1. Испытуемый поднимает тот же груз(1,5 кг,3кг) до сделанной метки и     опускает его. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление. 2. Результаты оформите в таблице.           Работа        Статическая       Динамическая Контрольные вопросы:        Нагрузка 1,5 кг          Нагрузка 3 кг 1. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц? 2. Какая работа более утомительна? 3. Почему при стирке белья спина  устает больше, чем руки? 4. Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой,  или одной  правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же    руке?                    Вывод:                                                         Лабораторная работа 10, 11 Тема: « Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.»                      Цель работы:  закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток и тканей различных организмов, сравнивать их между собой. Оборудование:  микроскопы,   предметные   и   покровные   стёкла,   стаканы   с   водой, стеклянные, микропрепараты животных и растительных  тканей. Строение микроскопа: 1.Окуляр;  2.Тубус;  3.Объективы;  4.Зеркало; 5.Штатив;  6.Зажим;    7.Столик;  8.Винт                                                                                                       Выполнение работы .Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови человека и лягушки (вид сбоку и спереди). 2.Сравнить эритроциты человека и лягушки: цвет, размеры, наличие ядра, форма, количество  (приблизительно) в поле зрения микроскопа. 3.Результаты оформите в таблице.           Признаки   Эритроциты лягушки  Эритроциты человека Контрольные вопросы 1. Каковы черты сходства и различия  в строении эритроцитов человека и лягушки?                          2. Объясните связь строения эритроцитов человека и лягушки с выполняемой ими функцией.         3. Чья кровь­ человека или лягушки ­ переносит  больше кислорода. Почему?               4. В каком направлении  шла эволюция эритроцитов позвоночных животных  Выводы ЛИТЕРАТУРА Биология Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов.10 класс. Методическое пособие. – М., 2013.­190с. Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2012.­40с. Ловкова   Т.А.,   Сонин   Н.И.   Биология.   Общие   закономерности.   10   класс. Методическое пособие. – М., 2013.­90с. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2012.­60с.

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»

Методические указания лабораторных работ по дисциплине «Биология»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.