МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий колледж ресторанного сервиса и торговли»
Методический доклад
Тема: «Коучинговый подход в педагогической практике»
Подготовил преподаватель:
Горошко Е.В.
г. Донецк 2021
Одним из требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования является внедрение инновационных форм работы с обучающимися, стимулируя педагогов к поиску новых, более эффективных методов работы.
Инновационные технологии в образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, одной из которых является несформированность мотивации – как в учебной, так и внеучебной деятельности.
В педагогической практике используется огромное количество различных инновационных технологий для развития мотивационной сферы. Коучинг - технология является мощным средством для мотивации студентов, так как основана на интерактивном общении, дискуссии (вопрос – ответ, где студент сам находит пути решения проблемы).
Цель работы: изучить коучинговый подход в педагогической практике.
Задачи:
· рассмотреть особенности коучинга в образовательной деятельности;
· сформулировать философское направление данной методики.
Одобрено и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией по специальности
«Технология продукции общественного питания»
Протокол №___от «___» ________20___ г.
Председатель ЦК__________Л.В.Проценко
Содержание
Введение
2. Значение педагогического коучинга
3. Философия тренерской методики
4. Особенности коучинга в образовательной деятельности
5. Методика «Лесенка»
6. Заключение
7. Список использованных источников
Введение
«Успех в учении –
единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления
трудностей, желания учиться».
В.А.Сухомлинский
Коучинг (анг. Coaching – обучение, тренировка) в сфере образования рассматривается, как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности.
В основе коучинг – подхода при воспитании лежит идея о том, что обучающийся является не пустым сосудом, который надо наполнить знаниями и установками. Студент более похож на жёлудь, который уже содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим, прекрасным дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти — уже заложена в каждом.
Коучинг — это искусство содействовать обучению и развитию другого человека. Активная форма развития познавательной активности и совместной деятельности.
Особенность коуча в том, что он не дает советов, жестких рекомендаций и готовых алгоритмов решения. Он не говорит: «надо делать так, а вот так делать не надо», а создает условия для того, чтобы обучающийся сам понял, что ему надо делать, стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость воспитанника достигать целей и осуществлять изменения в своей деятельности. Другими словами, в процессе коучинга происходит возможность нахождения, уникального способа достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где студент чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии двух сторон.
Возникновение коучинга стало настоящим прорывом и ключом к развитию бизнеса, формированию новых техник работы с персоналом и налаживанию личных отношений, а спустя время нашло применение и в сфере образования. История коучинга началась в 80-х годах прошлого века. Несколько десятилетий своего существования коучинг активно развивался в разных сферах, миллионы людей смогли с его помощью:
Известный гарвардский преподаватель Тимоти Голви ввел в обиход понятие коучинга и создал уникальные инструменты и техники, которые активно используются опытными коучами и в наше время. Название направления произошло от английского слова coach, которое переводится, как «наставлять» или «тренировать».
Тимоти Голви обучал студентов игре в теннис, помогал им не только правильно оценить противника на корте, но и победить оппонента, который находится внутри каждого человека. Голви утверждал, что без должной мотивации и преодоления собственных проблем невозможно достичь успеха на корте и в других сферах жизни. Тимоти перенес методику обучения теннису в бизнес-сферу и смог предложить абсолютно новый подход к решению распространенных проблем. Он помогал студентам ослабить или полностью устранить психологические барьеры, после чего у них проявлялись внутренние способности, которые вели его подопечных дальше. Если коуч работал правильно, в дальнейшем слушатели смогли добиваться успеха даже без постоянных наставлений тренера и его поддержки.
2. Значение педагогического коучинга
Педагогический коучинг – это специальная система, которая помогает, используя знания и опыт самого ученика, решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, а также · технология, способствующая повышению производительности и эффективности обучения, росту самооценки путем использования собственного потенциала.
На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «преподавателя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного обучающегося, а следовательно, и имеют большой эффект. Преподаватель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.
Коучинг как педагогический стиль– это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом
Актуальность коучинга для образования:
· Создание нового продукта
· Потребность в специалистах, отвечающих требованиям рынка
· Поддержание качества образования
· Поддержка педагога в его работе
· Новый эффективный стиль преподавания
· Отношения внутри коллектива
· Решение внутренних задач.
Что же дает применение коучинга в педагогической практике?
— Индивидуальный подход
— Интерактивный подход
— Развитие, стимуляция интереса к обучению
— Повышение мотивации, осознанности
— Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося
— Развитие новых компетенций у педагога
— Принятие личной ответственности
— Удовлетворенность результатами
— «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость
— Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.
Хотелось бы отметить, что использование коучингового подхода в педагогической практике должно базироваться на определенных ценностях:
• конфиденциальность
• честность
• доверие
• открытость
• прозрачность
• целостность
• искренность
• равенство.
3. Философия тренерской методики
Философия коучинга рассматривается по таким критериям:
— все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни;
— каждый человек обладает мощным потенциалом;
— в человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха;
— обучение на успехе, а не на ошибках;
— ориентир не на проблему, а на решение;
— Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию;
— направленность: из настоящего в будущее;
— легкость, позитив.
В настоящее время идея коучинга реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.
В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения»
4. Особенности коучинга в образовательной деятельности
Коучинг – это инструмент повышения эффективности взаимодействия системы образования в целом, во всех направлениях: педагог – студент, педагог – администрация, педагог – педагог. Мотивирующие факторы в этой системе: уважение, значимость каждого, рост и развитие. На передний план выходят такие понятия как: самомотивация, самоконтроль, самостоятельность и стремление. Такой подход дает целостность, творчество, радость, удовлетворение и успех.
Принципы коучинга могут вполне гармонично вписаться в педагогическую практику как надежный инструмент, позволяющий эффективно осуществлять процесс самостоятельного осмысления проблемных учебно-познавательных, учебно-профессиональных и профессионально-личностных ситуаций.
Особенности коучинга в том, что он не навязывает готового решения, а помогает человеку разработать собственный стиль эффективности. Коучинг как вид психологического направления , который опирается на психологию успеха и оптимизма. После работы с педагогом коучем студенты начинают понимать, что уже сейчас у них имеется достаточный потенциал для достижения поставленных целей и решения возникших жизненный вопросов.
Что же дает применение коучинга в педагогической практике?
— Индивидуальный подход
— Интерактивный подход
— Повышение мотивации, осознанности
— Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося
— Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.
5. Методика «Лесенка»
На уроках теоретического обучения применяю такой элемент, как методика «Лесенка». На ней обучающиеся, от 1 до 10 отмечают свои успехи, отвечая на определенные вопросы связанные с усвоением предмета.
— 1. С трудом ориентируюсь в предмете.
— 2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.
— 3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.
— 4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.
— 5. Выполняю задания только по образцу.
— 6. Сам выполняю задания по предмету.
— 7. Могу уверенно выполнить контрольную работу по предмету.
— 8. Уверен что на практическом обучении смогу применить знания по теории.
— 9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.
— 10. Соотношу знания по предмету с получением определенной профессии.
Шкала оценивания:
В конце урока 1___2___3___4___5___6___7___8___9___10
6. Заключение
Применение технологии коучинга в образовательном учреждении позволяет получить следующие результаты:
- повышение организационной культуры учреждения, что повышает ее управляемость;
- повышение качества выполнения работ;
- формирование кадрового потенциала организации.
Таким образом, система коучинга выступает помощником для педагога, так как не смотря на то что в основном студенты не достаточно активно стремятся повысить свой уровень знаний, педагоги все равно продолжают мотивировать обучающихся, приводя примеры из жизни, стараясь повысить их самооценку, настраивая на позитивное мышление и соответственно ожидая положительный результат.
7. Список использованных источников
https://infourok.ru/doklad-po-teme-kouchingoviy-podhod-v-obuchenii-1880532.html
https://erickson.kh.ua/istoriya-kouchinga/
https://www.1napc.ru
https://coacha.ru/aboutcoaching/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.