Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Оценка 4.7

Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
дефектология +1
02.02.2022
Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, разнообразить взаимодействие с учащимися, познакомить со сложными, абстрактными понятиями, такими как цвет, форма, величина, количественные представления в доступной игровой форме.
Формирование сенсорных эталонов цвета у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.doc

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА

У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Тормышева Светлана Николаевна

Лебедева Наталья Владимировна

В настоящее время учеными занимающимися проблемами обучения и развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью убедительно доказано, что включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения. Поэтому целью обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является максимальное включение учащихся в образовательный процесс.

Наиболее приемлемыми формами обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, а применение игрового, практического и наглядного метода с частичным использованием словесного метода обучения создает благоприятные условия для более полного усвоения учебного материала.

Говоря об особенностях сенсорно - перцептивной сферы  детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Э. Сеген отмечал,  что  имея формально сохранные анализаторы как анатомо-физиологические предпосылки для получения сенсорной информации, такой ребенок «слушает, но не слышит, смотрит, но не видит».

 Поэтому обогащение чувственного опыта необходимо рассматривать как один из важнейших путей развития познавательной деятельности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, формирования у них умения пользоваться данными, полученными посредством органов чувств, в практической деятельности.

Формирование сенсорно-перцептивной деятельности детей осуществляется в процессе работы по всем учебным предметам программы, а также продолжает реализовываться в корекционно-развивающей области.

Например, в специально созданных условиях полифункциональной интерактивной  среды - сенсорной комнате. 

Сенсорная комната позволяет решать одну из приоритетных задач - стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности.

Среди многочисленных задач сенсорного развитие важнейшими являются:

- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;

- формирование обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений;

- соединение практического опыта со словом;

- формирование плана представлений

Педагог, работающий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должен помнить о специфических особенностях психофизического развития рассматриваемой категории детей. При организации обучения необходимо использовать такие методические приемы, которые активно воздействуют на познавательную деятельность детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью, способствуют созданию положительного эмоционального отношения к учебной деятельности. Результат работы ребенка на уроке-занятии во многом зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулом может быть игра.

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию. Поскольку процесс обучения предусматривает использование игрового метода, то целесообразно включать различные игровые упражнения и игры в структуру урока-занятия направленные на развитие:

- общей и мелкой  моторики ;

- тактильно-двигательного восприятия;

- кинестического и кинетического развития;

- восприятия формы, величины, цвета

- развитие зрительного восприятия;

- восприятия особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;

- развитие слухового восприятия;

- восприятия пространственных отношений;

- восприятия временных отношений

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, разнообразить взаимодействие с учащимися, познакомить со сложными, абстрактными понятиями, такими как цвет, форма, величина, количественные представления в доступной игровой форме.

Цвет - один из значимых свойств предмета. Но этот признак более абстрактный и не является определяющим при определении предмета.

Поэтому работа с цветом является более трудной, чем различение формы, размера и величины предметов.  Цвет нельзя выделить практическими действиями, как форму или величину.

К сенсорным эталонам в области восприятия цвета относят хроматические цвета (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, голубой) и ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого). Методика последовательности формирования сенсорных эталонов цвета  основывается на исследованиях психологов Д.Б. Эльконина, Л.В. Запорожца, А.П. Усовой и Н.Н. Подъякова.

Основные этапы работы при знакомстве с цветом:

1. Различение по принципу "такой - не такой".

2. Зрительное соотнесение и дифференциация цветов.

3. Закрепление представлений о цвете в слове.

Знакомство с цветом начинаем с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего, зеленого.

Когда дети научатся различать указанные цвета, то переходим к белому, чёрному, оранжевому и фиолетовому. Подробнее остановимся на самом начале работы с ребенком, так как он представляется наиболее трудным. Сначала детей знакомим с каждым  цветом в отдельности.  Начинаем работу с красного цвета, так как он самый яркий. Затем переходим к изучению синего цвета. Когда изучены два цвета, обязательно проводим их дифференциацию. Затем изучаем с детьми желтый цвет и проводим его дифференциацию с другими изученными цветами. Зеленый цвет  изучается последним из основных цветов. Это связано с тем, что дети очень часто путают синий и зеленый цвет и дифференцировать их легче, когда дети уже имеют опыт дифференциации цветов.

На занятиях максимально используется предметно – практическая деятельность, дидактическая и сюжетно – ролевая игра. Ребенок на первых порах наблюдает, действует совместно с учителем методом «рука в руке». Постоянно побуждая ребенка к практическому примериванию, сличению предметов, мы развиваем его мыслительные процессы. Постепенно ребенок становится активнее, начинает действовать самостоятельно, проявляет больше интереса к занятиям. В работе на первом этапе  используются задания, основанные на зрительном сближении, то есть примеривании предметов по цвету. Для обучения детей с умеренной умственной  отсталостью наглядности нужно гораздо больше, чем для нормально развивающихся детей. Формировать эталоны цвета на этом этапе нам помогает следующий педагогический арсенал пособий: разноцветные салфетки, коробочки, пирамидки, кубики, посуда, мозаика, разноцветные животные, машинки, мягкие вкладыши. Особенно дети любят дидактических кукол в одежде и обуви основных цветов. Помогает формировать сенсорные эталоны цвета также цветные таблички Монтессори, бельевые прищепки четырех основных цветов, цветные палочки.

Приведем  примеры игр.

Игры для изучения отдельных цветов.

Игра «Прятки».

Перед ребенком лежит салфетка изучаемого цвета.  Учитель кладет на нее предметы того же цвета, таким образом «пряча» их, так как предмет сливается с фоном салфетки. Все действия взрослого сопровождаются многократным повторением названия цвета.

Игра «Построим забор».

Проводится с использованием счетных палочек четырех основных цветов. Ребенку предлагается построить забор из палочек красного цвета. Палочки выкладываются на столе, роль «земли» выполняет длинная деревянная линейка.

Игра: Посадим красные цветочки».

Проводится с использованием мозаики. Учитель выбирает мозаику красного цвета и втыкает ее в игровое поле: «сажает цветок», побуждая ребенка к совместным действиям.

Игра «Парные картинки».

На столе произвольно разложены разноцветные картинки с одинаковым изображением. Предлагается инструкция: «Выбери все красные картинки».

Игра «Разноцветная коробочка».

В коробочке находятся шарики разных цветов. Учитель вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать «такой же». Если ребенок совершает неадекватные действия, учитель сравнивает шарики  и дает установку: «Ты достал не такой шарик», и вынимает из коробочки шарик нужного цвета.

Игра «Дай кукле все красное».

Учитель предлагает подарить кукле все красные предметы. Совместно со взрослым ребенок выбирает ей подарки. Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, и    мы переходим к их дифференциации. Дифференциация цветов дает мощный толчок формированию сенсорных эталонов цвета. При этом ребенок уже познакомился с основными цветами, иногда – научился выделять их по названию, но еще сам не называет цвета и может путать их.

Игры для дифференциации цветов.

Игра «Разноцветные домики».

Ребенку предлагается разложить мелкие игрушки в  домики: две коробочки, раскрашенные в основные цвета. Предлагаются следующие инструкции: «Найди такой же по цвету домик» или «В каком домике живет игрушка?»

Игра « Цветное мороженое».

Учитель предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики такого же цвета) и угостить кукол.

Игра «Разноцветные салфетки».

На столе перед ребенком разложены две салфетки различаемых цветов и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирамидок, кубики, мягкие вкладыши). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствующую по цвету салфетку.

Игра «Разноцветные таблички».

Учитель раздает детям таблички разного цвета. Учащиеся прикладывают вторые таблички того же цвета.

Игры с дидактическими куклами.

Игра: «Собери кукол на прогулку».

Детям нужно подобрать куклам туфельки и шапочки того же цвета, что и платья.

Игра: «Напои кукол чаем».

Нужно сервировать куклам чайный столик посудой того же цвета, что и одежда куклы.

Игра «Подбери кукле ленточки и бусы».

Кукла собирается в гости и хочет быть нарядной. Нужно подобрать кукле бусы, браслеты и ленточки того цвета, который любит кукла.

Игра «Какая кукла спряталась?»

Учитель прячет одну из кукол под платок, предлагая детям отгадать: «Кукла в каком платье спряталась?».

Заключительный этап формирования сенсорных эталонов цвета – это номинация, когда образы закрепляются в слове. Детям с умеренной умственной отсталостью  требуется гораздо больше времени на то, чтобы запомнить названия цветов.  Детям помогает в данном случае соотнесение цветов с реальными объектами: желтое, как солнышко, зеленый,  как травка, синий как небо, красный, как флажок. На этом этапе расширяется словарный запас детей названиями остальных цветов спектра и названиями оттенков цветов. Для закрепления названий цветов, на уроках развития речи,  мы всегда обращаем  внимание на цвета предметов, повторяя и закрепляя их. Приведу примеры игр, использующихся на заключительном этапе формирования сенсорных эталонов цвета.

 Игра «Сортировка по цвету».

Каждый ребенок выбирает себе цвет, который ему нравится. Учитель раздает картинки различных цветов. Дети берут себе только картинки определенного цвета.

Игра «Цветное лото».

Ребенок выбирает большую карту определенного цвета с пустыми квадратиками. Учитель раздает маленькие квадратики с цветными картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет свои пустые квадратики.

 Игра «Геометрическое лото».

В этой игре нужно разложить геометрические фигуры на карточки, исходя из формы и цвета фигуры.

Игра: «Оттенки цветов» из материалов Монтессори.

Детям предлагается разложить цветовые таблички от светлого к темному оттенку.

Игра: «Четвертый лишний».

Учитель выкладывает картинки предметов одного цвета, добавляя одну картинку другого цвета.

Опыт  работы говорит о том, что дети с умеренной  и тяжёлой умственной отсталостью могут овладеть сенсорными эталонами цвета с помощью правильно построенной, систематической работы. Благодаря этому ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, обогащается сенсорный опыт, который впоследствии может пригодиться ребенку в повседневной жизни.

 

 

 

Литература

1.Аксенова. Специальная педагогика. М., 2000.

2.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию 3.дошкольников. М,, 1978.

4.Выготский Л.С. Психология развития человека. М,. 2003.

5.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

6.Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя – дефектолога под ред. Шипицыной Л.М. М,, 2003.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб, Питер, 2002

8.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М,, 2001.

Усова А.П.Упражнения по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста. М., 1990.


ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Педагог, работающий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должен помнить о специфических особенностях психофизического развития рассматриваемой категории детей

Педагог, работающий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должен помнить о специфических особенностях психофизического развития рассматриваемой категории детей

Различение по принципу "такой - не такой"

Различение по принципу "такой - не такой"

Игра: Посадим красные цветочки»

Игра: Посадим красные цветочки»

Кукла собирается в гости и хочет быть нарядной

Кукла собирается в гости и хочет быть нарядной

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию 3

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022