МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

doc
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Активные и интерактивные методы обучения в преподавании общеобра.doc

Павлодар обласынын білім департаменті

Департамент образования Павлодарской области

Академик Сәтпаев атындағы Екібастуз инженерлік

Екибастузский колледж инженерно – технического института имени

                       Академика К.И.Сатпаева____________

Техникумның аты / наименование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

 

 

НА ТЕМУ: АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

 

 

 

Преподаватель:

Михайлиди Ирина Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ

 

Новый век - век информации - диктует свои правила. Обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже не может удовлетворять современным требованиям. Возникает необходимость формирования таких качеств мышления, которые позволили бы обучающемуся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Необходимы новые методы и подходы в обучении, которые могли бы научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию.

Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным только в своей области и передавать определенную сумму знаний обучающимся. И хотя новые взгляды на обучение не принимаются многими педагогами, нельзя игнорировать данные исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем обучения. Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно активных методов обучения.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и обучающихся: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, при которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратную связь преподаватель получает посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Под активными методами обучения понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение с преподавателем в процессе их познавательной деятельности. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

 Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение.

Применение тех или иных методов не должно быть самоцелью. Следует отметить, что большинство активных и интерактивных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе.

Интерактивные формы обучения способствуют:

- пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессиональной деятельности;

- эффективному усвоению учебного материала;

- самостоятельному поиску обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- формированию умения организовывать собственную деятельность;

- формированию у обучающихся собственного мнения и отношения;

- установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;

- формированию жизненных и профессиональных навыков.

Таким образом, обучение на основе интерактивных и активных методов позволяет решить задачу формирования как общих, так и профессиональных компетенций.

Каким же образом интерактивные методы обучения вписываются в преподавание таких общепрофессиональных и специальных  дисциплин электротехника, Основы автоматики, АССУД, АСИРДП?

По-моему, доля занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется исходя из требований ФГОС к результатам освоения дисциплины (уметь, знать) и формируемым компетенциям, содержанием конкретной дисциплины, особенностью контингента обучающихся и готовностью преподавателя.

Учитывая, что в результате освоения дисциплины АССУД по профессии техник - электромеханик обучающийся должен уметь:

- эксплуатировать устройства СЦБ;

- контролировать качество  выполняемых работ;

- производить контроль различных параметров;

- читать инструктивную документацию;

можно определить, что все лабораторные и практические занятия базируются именно на активных и интерактивных формах и методах обучения.

При изучении дисциплины АССУД необходимо способствовать развитию профессиональных компетенций будущих специалистов. Например, в результате освоения дисциплин профессионального модуля, обучающиеся должны знать: построение и работу устройств станционных систем автоматики и телемеханики; должны уметь обнаруживать и устранять отказы в работе систем, выполнять технологию обслуживания.

Наиболее эффективными, для развития компетенций обучающихся на занятиях по по спец. Дисциплинам, по–моему мнению, являются следующие активные и интерактивные методы:

- метод учебного сотрудничества (корпоративное обучение, работа в малых группах) основывается на совместной работе обучающихся на принципе позитивной взаимозависимости. Основными факторами, обеспечивающие данный принцип в группе сотрудничества выступают:

- общность цели;

- распределение ресурсов между членами группы;

- распределение ролей;

- распределение общей работы между членами группы;

- итоговая "награда", которую получает группа, является результатом работы всей группы.

Метод ускоренного обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий. В основу метода положена теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), согласно которой усилия обучающихся направляются не на запоминание учебной информации, а на овладение способом деятельности, т.е. умениями и навыками выполнения практических действий. Данный метод позволяет овладеть способом деятельности посредством выполнения действий со знаниями с использованием схемы ориентировочной основы деятельности. Освоение знаний с использованием данного метода способствует развитию умения работать с технической документацией, самостоятельно заниматься своим обучением.

Экспресс-метод овладения предметом и умением учиться. Данный метод, предложенный авторами (В.Н. Каган, В.Я. Ламм, С.Б. Леонов) представляет собой метод конструирования знаний с использованием фреймовой модели их представления. Ценным в плане развития компетенций в данном методе является то, что его использование позволяет обучающемуся овладеть умением организовывать и упорядочивать свои знания, решать возникающие проблемы, работать с документами, создавать научный образ знаний

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предусматривает с одной стороны использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей, науки, техники, технологии, творческих областей.

 

Игровые методы.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением. В отличие от игр вообще, педагогические игры (деловая игра, имитационная игра, операционная игра, ролевая игра) имеют четко поставленные цели. В процессе игры идет интенсивное развитие таких общих компетенций как общение, сотрудничество, решение проблем.

Метод кейсов (“case study” ситуационный семинар, решение ситуационных задач), представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Данный метод служит развитию умения решать проблемы с анализом параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Метод кейсов в сочетании с учебным сотрудничеством является хорошим средством развития основных ключевых компетенций .

Особенностью перечисленных методов является то, что они раскрывают возможность сочетания освоения профессиональных знаний, умений, практического опыта с развитием общих компетенций.

Спец.дисциплин может использовать на своих занятиях. Практикоориентированность ФГОС неизбежно требует активизации деятельности педагога по применению известных и разработке собственных активных форм проведения занятий с применением различных технологий обучения.

В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной производственной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности. И для решения этой задачи большим потенциалом обладают активные и интерактивные методы обучения.


Список использованной литературы

 

1. Скоробов А. «Закон Мура» // http://cs.usu.edu.ru/study/moore/, 2005г.

2. Майоров С. А., Кириллов В. В., Приблуда А. А. Введение в микроЭВМ. — Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1988. — С. 121. — с ил., 304 с.

3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.

4. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.

5. Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.

6.  Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)